Педагогика как наука о воспитании. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Педагогика как наука о воспитании.

2017-06-13 555
Педагогика как наука о воспитании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

Программа внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

 

ПЕДАГОГИКА

(Общая педагогика)

 

 

Санкт-Петербург


Раздел “Общая педагогика”

Тема 1.

Педагогика как наука, искусство и культура.

Тема 2 Методология и методы педагогического исследования. Тема 3 Целостный педагогический процесс. Ребенок объект и предмет педагогического процесса Тема 4 Человек: индивид, личность, индивидуальность Тема 5. Сущность воспитания. Тема 6. Методы, приемы и средства воспитания. Формы воспитания Тема 7 Понятие дидактики. Сущность и движущие силы процесса обучения.   Список рекомендуемой литературы: 1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов образовательного учреждения. – М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Педагогика: учебное пособие \под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. 3.Смирнов В.Н. Общая педагогика: учебное пособие – М.: Логос, 2003.  
 
Критерии оценивания выполнения самостоятельной работы Отметка «5»- ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, демонстрирует знание теоретического и практического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий. Отметка «4» -ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, допускает незначительные неточности при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей при правильном выборе тактики и логическом обосновании теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя. Отметка «3» -ставится, если обучающий затрудняется комплексной оценкой предложенной ситуации, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор тактики возможен при наводящих вопросах преподавателя. Отметка «2» -ставится, если обучающий дает неверную оценку ситуации, неправильно выбрана тактика действий.    
 
 
 

Тема 1. Педагогика как наука, искусство и культура.

Педагогический словарь

Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.

Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания.

Этнопедагогика (народная педагогика) – система принятых у народа методов и приёмов обучения и воспитания, которая передаётся от поколения к поколению.

Объект педагогики – воспитание в широком смысле.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания.

Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Категория педагогики – наиболее общее и существенное понятие, выражающее свойства и отношения в педагогической действительности.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы Вы должны знать:

  • различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства;
  • сущность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции и задачи науки педагогики;
  • основные категории педагогики;
  • место педагогики в системе других наук;
  • систему педагогических наук.
  • Основные черты воспитания в разные эпохи

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;
  • выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и практического характера;
  • пользоваться понятийным аппаратом педагогики.

Педагогика в системе других наук.

 

Задание №1

Составьте тезаурус

Формирование-

Воспитание

- в широком социальном смысле

- в широком педагогическом смысле

- в узком педагогическом смысле

Социализация-

Образование-

Обучение-

Самовоспитание-

Задание №2

Раскройте взаимосвязь воспитания, обучения и развития

Задание № 3

Запишите Ваши рассуждения на тему: «Педагогика- это искусство или наука

Задание №4

Сравните основные черты воспитания в разные эпохи. Работу оформите в виде таблицы. Критерии сравнения определите самостоятельно.

Первобытно-общинный строй, Античная Греция, Древний Рим и Римская империя, Средневековье, Возрождение (14-16 век), 17 век, Просвещение 18 век, 19 век, 20 век, 21 век.

 

Педагогический словарь

Методология педагогики – учение о принципах построения, формах и методах научного познания в педагогике.

Методы педагогических исследований – способы, приёмы и операции деятельности, направленные на изучение педагогических явлений и на решение научно-практических проблем.

 

Логика научного исследования в педагогике – упорядоченная последовательность процедур педагогического исследования, выстроенная на основе соблюдения внутренних существенных связей в исследуемых объектах, явлениях, процессах.

Методологическая культура учителя – особая культура научного мышления учителя, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, пытающегося понять свою деятельность)

Метод - путь исследования или познания; способ построения обоснования научного знания, способ посредством которого познается предмет науки.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Понятие «методология науки» и его конкретизацию в области педагогики
  • Характеристику, особенности и возможности различных методов педагогического исследования
  • Логику научного исследования в целом и научно-педагогического в частности

 

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Выделять и анализировать уровни методологического знания
  • Выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера
  • Подбирать под конкретные цели и задачи исследования необходимые методы исследовании

Задание№1 Выберите одну из тем педагогического исследования и создайте для нее методологический аппарат

1. Влияние использования игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении на основные психофизиологические особенности.

Задание№2 сделайте подборку диагностических методик для изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста (возраст по выбору)

Задание №3 Используя требования к составлению анкеты, разработайте анкету для родителей в дошкольном образовательном учреждении:

1. особенности семейного воспитания дошкольника

2. Ценностные ориентации дошкольников

3.характер взаимоотношений дошкольников друг с другом.

Педагогический словарь

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Основные компоненты педагогического процесса

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.

Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов:

преподавания;

учения;

Процесс воспитания состоит из:

процесса воспитательных воздействий,

процесса принятия их личностью;

возникающего процесса самовоспитания.

Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:

цель,

задачи,

содержание,

методы,

средства,

формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,

достигаемые результаты.

Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.

Целостность - внутренне единство объекта, наличие упорядоченных связей и зависимостей между частями объекта.

Система - целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, связанные с внешней средой;

Педагогическая система - социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой, участников педагогического процесса, направленная на развитие личности.

Педагогические взгляды - идеи, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию, отражающие существенные тенденции развития современной теории и практики воспитания.

Педагогическая теория - наиболее широкое понятие, включающее определенную педагогическую концепцию и опыт претворения ее в реальной педагогической практике.

 

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Понятие «педагогический процесс» и его конкретизацию в области педагогики
  • Характеристику структуры педагогического процесса
  • Логику построения педагогического процесса.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Выделять и анализировать этапы педагогического процесса

Задачи

Все три задачи выступают в единстве: в процессе обучения решают задачи воспитания и развития, воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

*в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

*в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

*в наличии общего и сохранении специфического.

 

Этапы педагогического процесса

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Организация Осуществление Анализ
Целеполагание   Диагностика   Прогнозирование Проектирование   Планирование Педагогическое взаимодействие Организация обратной связи Регулирование и корригирование деятельности   Оперативный контроль Выявление возникших отклонений Выявление ошибок   Проектирование мер по устранению ошибок   Планирование

Задание 1 Ответить на вопрос: Какие правила практической деятельности соответствуют каждому принципу педагогического процесса?

Задание 2. Объясните механизм воздействия противоречий на развитие личности. Почему противоречия являются движущей силой педагогического процесса?

Задание №3

  1. сравните модели взаимодействия, докажите, что личностно-ориентированная модель более прогрессивная.
  2. заполните таблицу:
Признаки для сравнения Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель
Цель    
Задачи    
Форма работы    
Тактика    
Способ общения    
Результат    

Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка

Характеризуется следующими признаками:

Цель: вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание.

Лозунг в ходе такого взаимодействия: делай как я!

Способы общения: наставления, разъяснения, аппрет, требования, угрозы, нотация, крик, наказания.

Тактика: диктат и опека.

Задача педагога: реализовать программу. Методические указания превращаются в закон, не допускающий ни каких исключений. Складывается взгляд на ребенка как на объект воспитательной системы.

Центом педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, строящиеся по принципу школьного урока. Игра как вид деятельности ущемляется. Вся деятельность ребенка строго регламентируется взрослым.

В результате такого взаимодействия возникает взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, в дальнейшем может появиться негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательного воздействия. За пределами контакта со взрослыми поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.

Педагогический словарь

Личность – социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания

Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов

Формирование личности – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности

Социализация личности – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта

Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Деятельность- форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразования окружающего мира.

Общение- порождаемая потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией форма активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми в формировании межличностных отношений.

Среда окружающая - природные, социально- экономические и материально- бытовые условия жизнедеятельности человеческого общества и каждого человека.

Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, развития и деятельности.

Фактор - движущая сила, причина,существенное обстоятельство в каком – либо процессе, явлении.

 

 

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Структуру личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества
  • Движущие силы и закономерности развития человека и формирование его личности
  • Половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребёнка
  • Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно используя для этого соответствующие методы
  • Определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребёнка
  • Учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения
  • Анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности

 

 

 

 

Задание №1 приведите примеры (книги, статьи, интернет и др. источник) влияния среды на развитие личности (не менее 3)

Задание№2 докажите правомерность высказывания «Потребность - движущая сила и источник развития

Задание №3 заполните таблицу.

Раскройте суть влияния следующих факторов на развитие личности. Какие факторы являются наиболее важными.

Факторы Суть влияния на развитие личности
Наследственность  
Среда  
Воспитание  
Деятельность и общение  

 

Задание №4 составить таблицу возрастной периодизации детей и подростков, отразив в ней следующие моменты.

Возрастной период Ведущая деятельность Объект познавательной деятельности Новообразования возраста
       

 

Педагогический словарь

Воспитание как социокультурный процесс – (в широком социальном смысле) система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.

Воспитание как педагогический процесс (в широком педагогическом смысле) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Воспитание как педагогический процесс (в узком педагогическом смысле) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.

Движущие силы процесса воспитания – совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.

Цели воспитания – в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле: желаемый результат воспитания.

Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.

Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.

Перевоспитание – перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»
  • Сущность и специфику движущих сил воспитания
  • Соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»
  • Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс
  • Выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе
  • Устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания

 

 

 

Задание №1 докажите, что цель воспитания носит исторический характер и является социальным заказом общества

Задание №2 реализация принципа личностного подхода требуется, что бы воспитатель:

· Постоянно изучал и знал индивидуальные особенности, привычки, черты характера, особенности темперамента, взгляды воспитанника

·

·

·

· Максимально опирался на собственную активность личности.

·

Задание №3 критерии воспитанности -это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности

Сделайте подборку диагностик направленных на выявление уровня воспитанности.

Задание №4 раскройте понятия:

· Толерантность

· Творчество

· Самостоятельность

· Самоопределение личности

· Самообразование

· Нравственность

· Духовность

· Воспитанность

· Карьера

Задание №5 прочитайте текст, маркируя его на полях, следующим образом. Если содержание вам знакомо ставите «+», если нет «-», если думали иначе «!», если возник вопрос «?».

  Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие. (Природа, книги, звук, вещь, события, явления, искусство и др.) Средства воспитания воздействуют на воспитуемых как сами по себе, так и возможно использование их для решения поставленных задач. Выбор средств воспитания обусловлен методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям:
  • Гигиеническим
  • Эстетическим
  • Экономическим
  • Правовым
  • Этическим
Совокупность методов и средств воспитания определяют форму воспитательной деятельности. Понятие форма имеет множество значений: 1. внешнее выражение процесса воспитания 2. совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. 3. система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. таким образом форма воспитания это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности. Формы воспитательной работы выполняю ряд функций:
  • организационную (способ организации)
  • регулирующую (способ взаимодействия)
  • информативную (способы познания)
Существует большое количество классификаций форм воспитательной деятельности. одну форму от другой отличают:
  • продолжительность по времени (кратковременные и длительные)
  • вид деятельности (трудовая, игровая, учебная и т.д.)
  • способ влияния педагога (непосредственно и опосредованно)
  • субъект организации (педагоги, родители, дети…)
  • результат (информационный обмет, принятие решения, совместное творчество, путешествие и т.д.)
  • количество участников (индивидуальная, групповая, массовая, коллективная)
Наиболее часто используемые формы воспитательной деятельности:
  • индивидуальные формы (беседа, консультация, задушевный разговор, поиск решения, обмен мнениями…). Данные формы работы способствуют раскрытию талантов ученика, помогают найти решения, раскрыть индивидуальность.
  • Групповые формы (советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки.) основная задача воспитателя создать условия для раскрытия способности каждым учеником.
  • Коллективные формы (конкурсы, походы, агитбригады, тур слеты, спортивные соревнования, спектакли, концерты) воспитателю важно расположить к себе воспитанников, быть авторитетом, консультантом, помощником…
  Для успеха дела воспитатель должен знать своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность.
 

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Сущность понятий «методы воспитания»
  • Основные классификации методов воспитания.
  • Способы взаимодействия с воспитанниками.
  • Пути и средства выбора методов воспитания опираясь на особенности развития личности.
  • Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс.
  • Адекватно использовать методы воспитательного воздействия.
  • Выбирать пути и способы применения различных методов воспитания для создания условий самореализации личности.
  • Устанавливать доверительные отношения, с воспитанниками используя различные методы воспитания.

 

 

 

 

Задание №1 составьте примерные темы (не менее 5) этической беседы с детьми.

Задание №2 определите педагогические условия эффективности применения метода поощрения.

Задание №3 Решите следующие педагогические ситуации:

Ситуация 1

Воспитателя смущает грубое поведение девочек в группе. Он хотел бы, что бы девочки имели красивые манеры.

Что Вы могли бы посоветовать воспитателю в достижении задуманной цели?

Ситуация 2

Воспитатель намеривается повесить картину на стену, обращается к детям: «нам так нужна эта картина, а я боюсь, что у меня не получится ее ровно повесить»

Оцените обращение воспитателя с точки зрения метода воздействия.

Задание №4 прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».

  Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения. семья выполняет ряд функций:
  • Репродуктивную (продолжение рода)
  • Хозяйственно-экономическую (материальное обеспечение)
  • Воспитательную (формирование гражданской позиции)
  • Коммуникативную (взаимодействие с другими социальными институтами)
  • Рекреативную (сохранение здоровья, организация досуга)
Семьи классифицируются по разным признакам: · По количеству членов семьи (однодетные, многодетные, двухдетные, бездетные, полные, не полные, искаженные) · По условиям жизни (благополучные и неблагополучные) · По стилю воспитания (гиперопекой, гиполпекой, авторитарные, либеральные, демократические) Существуют правила эффективного воспитания в семье: · Люби ребенка таким, какой он есть · Знай, особенности возрастных периодов и подбирай соответствующие методы воспитания · Умей выслушать · Быть примером во всем · Наказывать нужно не личность, а поступок (не ребенок плохой, а то что он сделал плохо), объясняй как исправить ситуацию. · Не используй тотальный контроль · Будь заботлив в меру · Не унижай · Помни, от ошибок не застрахован никто · Больше разговаривай о жизни · Помогай решать трудности · Верь, что все получиться · На нарушай территориальных свобод · Оставляй право самому принимать решения. По мнению ученых, развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. В современной литературе под коллективом понимают: 1. любая организованная группа людей 2. только высокоорганизованная группа. В педагогике под коллективом понимают, объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки: · общая социально значимая цель · общая совместная деятельность · отношения ответственной зависимости · общий выборный руководящий орган.   т.о. школьный коллектив это – группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, при выполнении социально значимой деятельности и управляющая выбранным органом, при безусловном равенстве всех членов коллектива. Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, спортивного, художественно-творческого, клубного и др. объединений. Проблеме воспитания личности в коллективе посвящены исследования И.П.Иванова, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой и др. Одним из разработчиков развития коллектива является А.С. Макаренко. Учение А.С.Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение это форма жизни коллектива, остановка – смерть. А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива:
  • гласность
  • перспектива
  • ответственность
  • параллельность действия
Стадии развития коллектива (А.С. Макаренко)
  • формирование актива
  • влияние актива
  • высокий уровень организованности всех членов коллектива
Между стадиями развития коллектива нет четких границ. На всех стадиях развития коллектива большую роль играют традиции коллектива,которые направлены на развитие общих норм и правил поведения, развивают общие переживания, развивают эмоционально- нравственные стороны, формирует мотивацию. А.С.Макаренко выделял, необходимость четко выбора практической цели, он назвал ее перспективой(близка, средняя и далекая перспектива): · близкая перспектива («завтрашняя радость» - выдвигается перед коллективом на любой стадии, и должна быть интересной для всех членов) · средняя перспектива (перспектива события) · далекая перспектива (дальняя цель развития) по мере достижения цели надо выдвигать новые перспективы. Признаки сформированности коллектива (А.С.Макаренко)
  • мажор
  • дружеское единение
  • защищенность
  • ощущение собственного достоинства
  • такт
  • социально - психологическая зрелость членов коллектива.
На основе теории А.С.Макаренко, в современной педагогике, сложился другой подход к стадиям развития коллектива, его основателями считают Л.И. Новикову, А.Т.Куракина и др.
  • низкий уровень развития – группа – конгломерат (например дети едущие в лагерь) это номинальная группа, объединенная условиями среды. Необходимо принять меры для сплочения например игры на знакомство. Как только произошло объединение, группа переходит на новую ступень.
  • Группа – ассоциация. Закладываются основы формирования актива. Для этого необходимы игры на выявление лидера. Организация совместной деятельность например составления коллажа. Следующая ступень
  • Группа – кооперация (высокий уровень сотрудничества) межличностные отношения носят деловой характер направленный на достижения высокого результата. Возможна организация КТД.
  • Группа – автономия (внутренне единство) на этом уровне происходит сплоченность группы, которые становятся основой для появления коллектива. Однако следует отметить, что часто на этой стадии происходит расслоение группы на группировки, микрогруппы, по интересам. И появляется группа – корпорация. Это приводит к изолированности. Замкнутости, борьбе внутри группы. Необходима сложная работа по сплочению коллектива.
  • Коллектив
пути сплочения коллектива:
  • Совместная деятельность
  • Традиции
  • Соревнования
  • Самоуправление (совет класса, староста, учком, советы дела, штаб, трудовые советы и т.п.)
  • Осведомленность
  • Выработка общего стиля
  • Тон и такт
  • Игра
  • Викторины
  • КВН
  • Туризм.
 
 

Задание №5 заполни таблицу (кратко)

знал новое думал иначе вопрос
       

 

 

Цели и задачи обучения

Педагогический словарь

Дидактика – область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования

Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей

Функции процесса обучения – назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или процессу обучения в целом

Закономерность – отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.

· Научности

· Наглядности

· Систематичности и последовательности

· Активности и сознательности

· Воспитывающего характера обучения

· Развивающего характера обучения

· Прочности

· Учета индивидуа


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.