ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района». — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района».

2017-06-13 343
ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района».

 

 

Творчество А.П. Чехова

 

Реферат

 

Выполнил Балковский Андрей,

Ученик 9 класса

 

 

Любань, 2017

План

Детство и юность

Начало творчества. Рассказы первой половины 80-х годов

Чехов во второй половине 80-х годов

Чехов в 90-е годы

Последние годы жизни и творчества писателя

Примечания

Использованная литература

 

«Сколько молчаливого, скромного величия таится в иронии, с какой он относится к собственной славе, в его скептическом взгляде на смысл и значение собственной деятельности, в неверии в собственную значимость».

Томас Манн

 

 

Детство и юность

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, в семье купца Павла Егоровича Чехова. Дед будущего писателя был крепостным графа А.Д. Черткова и откупился на волю в 1841 году.

Отец писателя пошел по "торговой части". Он отслужил в приказчиках, а потом открыл в Таганроге бакалейную лавку. По воспоминаниям сестры писателя, Марии Павловны Чеховой, он был человеком "требовательным и взыскательным. Не обходилось иной раз и без наказания ремнем провинившихся детей. Впоследствии, уже взрослым, будучи исключительно деликатным и мягким по натуре, избегавшим причинять людям даже моральную боль, Антон Павлович порицал отца за его методы детского воспитания. Павел Егорович играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками — словом, искусству глава семьи отдавал большую часть времени. Причем хор был его главным увлечением, в него он вкладывал всю свою душу и детей. Дети Павла Егоровича ходили на церковный хор каждый день.

Деспотические порядки, заведенные отцом, принуждали детей жить по строгому расписанию, как в казарме. Телесные наказания, бывшие в большом ходу в доме Чеховых, унижали личность детей, входили в привычку.

Отец знал цену образованию и поэтому, стремился учить всех детей. Помогая торговать в лавке, обучаясь ремеслам, исполняя разные домашние обязанности, братья Чеховы одновременно учились. Осенью 1867 года Антона и Николая определили в приготовительный класс греческой школы. Содержавший школу грек Вучина был невежественным и жестоким человеком. Он заставлял бессмысленно зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. По словам самого Чехова: «В детстве у меня не было детства».

С 1868 года братьев Чеховых перевели в Таганрогскую гимназию. Но и там учителя были не лучше. Управлялась гимназия тупыми чинушами; один из деятелей ее, инспектор Дьяконов, явился позднее прообразом Беликова — "человека в футляре". Преподаватель латыни Урбан шпионил за гимназистами, донимал их долгими увещеваниями; учитель греческого языка Зико был взяточником; учитель географии Крамсаков заставлял детей учить "отсюда и досюда", никогда не объясняя материал. Лишь один законоучитель Ф.Н. Покровский вызывал симпатии гимназистов: иногда на уроках он вместо священной истории рассказывал о литературе — о Пушкине, Гете, Шекспире. У Покровского были свои странности: он любил давать ученикам смешные прозвища. Это он прозвал будущего писателя "Антошей Чехонте" — имя это стало позднее одним из литературных псевдонимов молодого Чехова.

Время каникул Чехов проводил в лавке. На душе у него бывало тоскливо — хотелось уйти на море, где можно было ловить бычков (А.П. Чехов был страстным рыболовом), купаться, играть в камешки, но эти желания приходилось подавлять.

Уже в гимназические годы Чехов увлекается театром и литературой. В театр Антон обычно ходил с братом Иваном. Часто они гримировались, чтобы не быть узнанными надзирателями гимназии: посещение театра допускалось только с разрешения гимназического начальства и в сопровождении родителей. Возвращаясь из театра, братья оживленно обсуждали спектакль, а утром следующего дня Антон разыгрывал сцены, мастерски перевоплощаясь то в старика, то в женщину, то в юношу.

Семья Чеховых была очень талантливой: старший брат Александр был писателем, Николай — художником, Михаил — способным литератором, Иван — выдающимся педагогом, сестра Мария обладала незаурядными художественными способностями. О себе, своих братьях и сестре Чехов писал: "Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери".

Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, любил импровизировать, мог легко перевоплощаться в различных людей.

Четырнадцатилетний Чехов пробует свои силы в драматургии, организовывая домашний театр.

С августа 1875 года Чехов выпускает рукописный журнал "Заика", в котором помещает юмористические рассказики и сценки. Журнал этот читали знакомые Чеховых, он посылался и старшим братьям в Москву. Будучи уже в последних классах гимназии, Чехов пишет пьесы "Безотцовщина", "Нашла коса на камень", водевиль "Недаром курица пела". К сожалению, эти произведения до нас не дошли.

Денежные дела семьи совсем ухудшились в 1875 году, когда два старших брата уехали учиться в Москву. Антон и Иван осенью этого года не могли внести плату за обучение и их некоторое время не допускали к занятиям. Весной 1876 года Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным должником и, чтобы избежать долговой ямы, тайно уехал в Москву к сыновьям. Несколько позднее в Москву переехали и другие члены семьи. Шестнадцатилетний Антон Чехов остался один в Таганроге, чтобы кончать здесь гимназию.

Без родных Антон Павлович прожил в Таганроге три года, отказывая себе в самом необходимом, зарабатывая на жизнь репетиторством. Давать уроки он ходил на самую окраину города.

В эти трудные годы Чехов выдержал первое серьезное испытание характера. Он не пал духом, оставался бодрым, деятельным юношей, умевшим в самых неприятных вещах находить комическую сторону.

В 1879 году Чехов сдал выпускные экзамены в гимназии и получил аттестат зрелости. К этому времени таганрогское управление установило стипендию для одного из своих уроженцев, отправляющихся продолжать высшее образование. Антон Чехов, выхлопотав себе стипендию, уезжает в Москву, чтобы проступить в университет.

Семья Чеховых в это время снимала квартиру в подвальном этаже дома на трубной улице, в районе, который в московском просторечии назывался Грачевкой. В квартире было сыро, а в окна, расположенные под самым потолком, как вспоминал позднее младший из братьев, Михаил, были видны только пятки прохожих. Чехов старался не замечать окружающей нищеты и убожества — его привлекали в Москве университет с его шумной студенческой вольницей, Малый театр. Москва становится постоянным местом жительства Чехова, любовь к ней писатель пронес через всю жизнь. Впоследствии он писал таганрогскому приятелю: "Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич". И в творчестве Чехова Москва заняла большое место.

С сентября 1879 Чехов учится на медицинском факультете Московского университета. Он много занимался и успешно сдавал экзамены.

Чехов не стремился к политической активности, хотя общественными вопросами интересовался, посещал студенческие сходки и был хорошим собеседником.

Чехов написал на пятом курсе интересную зачетную работу — историю болезни одного из пациентов нервной клиники. В ней он проявил себя вдумчивым, наблюдательным и чутким врачом. Его товарищ по университету, профессор-невропатолог Г.И. Россолимо, позже отметил в своих воспоминаниях, что «Чехов подошел к своей задаче не как заурядный студент-медик, а заявил в ней себя дельным и умным врачом».

Проводя летние каникулы 1882—1883 годов в г. Воскресенске, Чехов посещал находившуюся поблизости земскую больницу и принимал участие в приеме больных. Врач этой больницы П.А. Архангельский вспоминал: "Он часто проводил в лечебнице время с утра и до окончания приема… Все он делал со вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Он всегда терпеливо выслушивал больного, ни при какой усталости не возвышал голоса…"

В июне 1884 года Чехов закончил университетский курс и получил звание лекаря и уездного врача. Он заказал табличку "Доктор А.П. Чехов" и прибил ее на входной двери. Родители были счастливы; они даже не сразу могли свыкнуться с мыслью, что их сын стал настоящим доктором. Они надеялись, что теперь он займется лечением больных, будет много зарабатывать и семья забудет о нужде и лишениях. Чехов действительно начал врачебную работу, но чем дальше, тем больше он отходил от медицины — литературная работа захватывала его сильнее и сильнее.

 

Чехов в 90-е годы

Поездка на Сахалин

В конце 80-х годов у Чехова созревает решение поехать в "места невыносимых страданий" — на остров Сахалин.

21 апреля 1890 года писатель выехал туда. Он ехал до Ярославля по железной дороге, затем пароходом до Перми, затем снова поездом до Екатеринбурга и далее до Тюмени. От Тюмени до Благовещенска писатель добирался на лошадях. Отсюда пароходом Чехов прибыл на Сахалин 9 июля.

Проезжая по Сибири, Чехов жадно всматривался в жизнь городов и деревень, изучал положение народа. Почти двухмесячное странствие было тяжелым: приходилось бороться с голодом, с разливами рек, с грязью, "с голодухой, с желанием спать". Но писатель был доволен путешествием. Он умудрялся записывать свои впечатления, сидя в повозке или на постоялом дворе, на станциях, в беспокойных номерах гостиниц. Написанные очерки он отсылал в газету "Новое время", где они печатались под заглавием "Из Сибири".

Сибирские газеты перепечатывали целиком или в извлечениях эти очерки. В газетах отмечалось сочувствие Чехова к несчастным людям, умение отметить особенности местной жизни и вера писателя в лучшее будущее Сибири.

Прибыв 9 июля на Северный Сахалин, Чехов составил для себя план: посетить все тюрьмы и поселения острова, переписать всех каторжников и поселенцев. На Сахалин было послано секретное распоряжение "не допускать Чехова до встреч с некоторыми категориями каторжников и политических ссыльных".

Со свойственной ему тщательностью и добросовестностью Чехов хотел получить научные данные, на основании которых можно было бы сделать выводы — кто же виноват в страданиях и гибели тысяч людей.

Чехов посетил тюрьмы и поселения в Александровской слободе, Корсакове, Ново-Михайловске, обследовал селения Арково, Красный Яр, Дуэ, Дуйскую и Воеводскую тюрьмы. Во всех населенных пунктах Сахалина писатель обошел все дома, беседовал с каторжными и поселенцами, составил около 10 000 карточек, на которых указал не только фамилию, имя, отчество, возраст сахалинцев, но и время прибытия на остров, место поселения, семейное положение, занятие, состояние здоровья.

Характерно, что с Чеховым каторжники беседовали очень просто и говорили ему только правду. Присутствовавший при беседах чиновник Фельдман впоследствии вспоминал: "Был у нас в тюрьме бессрочно каторжный Кириан Блоха. Угрюмый, необщительный, жестокий и хитрый, но даже он в разговоре с Чеховым изменялся до неузнаваемости, и тогда в его интонации слышались такие нотки, каких мы и не предполагали в этом человеке-звере".

Исследовательская работа по изучению жизни каторжных и ссыльных на Сахалине заняла у писателя три месяца и три дня. О своей работе на острове Чехов писал: "Я вставал каждый день в пять часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое еще не сделано, а теперь, когда уже я покончил с каторгою, у меня такое чувство, как будто я видел все, но слона-то не приметил…"

Оценивая результаты своей поездки, Чехов пивал: "Знаю я теперь очень многое — чувство же привез я с собою нехорошее… по воспоминаниям, Сахалин представляется мне целым адом".

Поездка больного Чехова на остров Сахалин, длившаяся два с половиной месяца в одну сторону (причем 4000 верст он ехал на лошадях по ужасающему бездорожью), трехмесячная напряженная работа по переписи и изучению положения и быта каторжных на острове и возвращение — разве это не показатель гражданского мужества писателя, не побоявшегося тяжелых дорожных испытаний! Чехов в своих письмах "Из Сибири" смело разоблачал злоупотребления властей, вступался за угнетенный народ, подал свой голос в защиту каторжных, стремясь пробудить в обществе чувство ответственности за бесчеловечное отношение к арестантам и поселенцам. В письме к Суворину он писал: "…мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски…"

На обратном пути Чехов посетил Индию, Цейлон и через Суэцкий канал и Константинополь вернулся в Европу, в Одессу. С Цейлона Чехов захватил двух редких зверьков — мангустов. В конце декабря он был уже в Москве и поселился на Малой Дмитровке.

 

 

ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района».

 

 

Творчество А.П. Чехова

 

Реферат

 

Выполнил Балковский Андрей,

Ученик 9 класса

 

 

Любань, 2017

План

Детство и юность

Начало творчества. Рассказы первой половины 80-х годов

Чехов во второй половине 80-х годов

Чехов в 90-е годы

Последние годы жизни и творчества писателя

Примечания

Использованная литература

 

«Сколько молчаливого, скромного величия таится в иронии, с какой он относится к собственной славе, в его скептическом взгляде на смысл и значение собственной деятельности, в неверии в собственную значимость».

Томас Манн

 

 

Детство и юность

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, в семье купца Павла Егоровича Чехова. Дед будущего писателя был крепостным графа А.Д. Черткова и откупился на волю в 1841 году.

Отец писателя пошел по "торговой части". Он отслужил в приказчиках, а потом открыл в Таганроге бакалейную лавку. По воспоминаниям сестры писателя, Марии Павловны Чеховой, он был человеком "требовательным и взыскательным. Не обходилось иной раз и без наказания ремнем провинившихся детей. Впоследствии, уже взрослым, будучи исключительно деликатным и мягким по натуре, избегавшим причинять людям даже моральную боль, Антон Павлович порицал отца за его методы детского воспитания. Павел Егорович играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками — словом, искусству глава семьи отдавал большую часть времени. Причем хор был его главным увлечением, в него он вкладывал всю свою душу и детей. Дети Павла Егоровича ходили на церковный хор каждый день.

Деспотические порядки, заведенные отцом, принуждали детей жить по строгому расписанию, как в казарме. Телесные наказания, бывшие в большом ходу в доме Чеховых, унижали личность детей, входили в привычку.

Отец знал цену образованию и поэтому, стремился учить всех детей. Помогая торговать в лавке, обучаясь ремеслам, исполняя разные домашние обязанности, братья Чеховы одновременно учились. Осенью 1867 года Антона и Николая определили в приготовительный класс греческой школы. Содержавший школу грек Вучина был невежественным и жестоким человеком. Он заставлял бессмысленно зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. По словам самого Чехова: «В детстве у меня не было детства».

С 1868 года братьев Чеховых перевели в Таганрогскую гимназию. Но и там учителя были не лучше. Управлялась гимназия тупыми чинушами; один из деятелей ее, инспектор Дьяконов, явился позднее прообразом Беликова — "человека в футляре". Преподаватель латыни Урбан шпионил за гимназистами, донимал их долгими увещеваниями; учитель греческого языка Зико был взяточником; учитель географии Крамсаков заставлял детей учить "отсюда и досюда", никогда не объясняя материал. Лишь один законоучитель Ф.Н. Покровский вызывал симпатии гимназистов: иногда на уроках он вместо священной истории рассказывал о литературе — о Пушкине, Гете, Шекспире. У Покровского были свои странности: он любил давать ученикам смешные прозвища. Это он прозвал будущего писателя "Антошей Чехонте" — имя это стало позднее одним из литературных псевдонимов молодого Чехова.

Время каникул Чехов проводил в лавке. На душе у него бывало тоскливо — хотелось уйти на море, где можно было ловить бычков (А.П. Чехов был страстным рыболовом), купаться, играть в камешки, но эти желания приходилось подавлять.

Уже в гимназические годы Чехов увлекается театром и литературой. В театр Антон обычно ходил с братом Иваном. Часто они гримировались, чтобы не быть узнанными надзирателями гимназии: посещение театра допускалось только с разрешения гимназического начальства и в сопровождении родителей. Возвращаясь из театра, братья оживленно обсуждали спектакль, а утром следующего дня Антон разыгрывал сцены, мастерски перевоплощаясь то в старика, то в женщину, то в юношу.

Семья Чеховых была очень талантливой: старший брат Александр был писателем, Николай — художником, Михаил — способным литератором, Иван — выдающимся педагогом, сестра Мария обладала незаурядными художественными способностями. О себе, своих братьях и сестре Чехов писал: "Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери".

Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, любил импровизировать, мог легко перевоплощаться в различных людей.

Четырнадцатилетний Чехов пробует свои силы в драматургии, организовывая домашний театр.

С августа 1875 года Чехов выпускает рукописный журнал "Заика", в котором помещает юмористические рассказики и сценки. Журнал этот читали знакомые Чеховых, он посылался и старшим братьям в Москву. Будучи уже в последних классах гимназии, Чехов пишет пьесы "Безотцовщина", "Нашла коса на камень", водевиль "Недаром курица пела". К сожалению, эти произведения до нас не дошли.

Денежные дела семьи совсем ухудшились в 1875 году, когда два старших брата уехали учиться в Москву. Антон и Иван осенью этого года не могли внести плату за обучение и их некоторое время не допускали к занятиям. Весной 1876 года Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным должником и, чтобы избежать долговой ямы, тайно уехал в Москву к сыновьям. Несколько позднее в Москву переехали и другие члены семьи. Шестнадцатилетний Антон Чехов остался один в Таганроге, чтобы кончать здесь гимназию.

Без родных Антон Павлович прожил в Таганроге три года, отказывая себе в самом необходимом, зарабатывая на жизнь репетиторством. Давать уроки он ходил на самую окраину города.

В эти трудные годы Чехов выдержал первое серьезное испытание характера. Он не пал духом, оставался бодрым, деятельным юношей, умевшим в самых неприятных вещах находить комическую сторону.

В 1879 году Чехов сдал выпускные экзамены в гимназии и получил аттестат зрелости. К этому времени таганрогское управление установило стипендию для одного из своих уроженцев, отправляющихся продолжать высшее образование. Антон Чехов, выхлопотав себе стипендию, уезжает в Москву, чтобы проступить в университет.

Семья Чеховых в это время снимала квартиру в подвальном этаже дома на трубной улице, в районе, который в московском просторечии назывался Грачевкой. В квартире было сыро, а в окна, расположенные под самым потолком, как вспоминал позднее младший из братьев, Михаил, были видны только пятки прохожих. Чехов старался не замечать окружающей нищеты и убожества — его привлекали в Москве университет с его шумной студенческой вольницей, Малый театр. Москва становится постоянным местом жительства Чехова, любовь к ней писатель пронес через всю жизнь. Впоследствии он писал таганрогскому приятелю: "Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич". И в творчестве Чехова Москва заняла большое место.

С сентября 1879 Чехов учится на медицинском факультете Московского университета. Он много занимался и успешно сдавал экзамены.

Чехов не стремился к политической активности, хотя общественными вопросами интересовался, посещал студенческие сходки и был хорошим собеседником.

Чехов написал на пятом курсе интересную зачетную работу — историю болезни одного из пациентов нервной клиники. В ней он проявил себя вдумчивым, наблюдательным и чутким врачом. Его товарищ по университету, профессор-невропатолог Г.И. Россолимо, позже отметил в своих воспоминаниях, что «Чехов подошел к своей задаче не как заурядный студент-медик, а заявил в ней себя дельным и умным врачом».

Проводя летние каникулы 1882—1883 годов в г. Воскресенске, Чехов посещал находившуюся поблизости земскую больницу и принимал участие в приеме больных. Врач этой больницы П.А. Архангельский вспоминал: "Он часто проводил в лечебнице время с утра и до окончания приема… Все он делал со вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Он всегда терпеливо выслушивал больного, ни при какой усталости не возвышал голоса…"

В июне 1884 года Чехов закончил университетский курс и получил звание лекаря и уездного врача. Он заказал табличку "Доктор А.П. Чехов" и прибил ее на входной двери. Родители были счастливы; они даже не сразу могли свыкнуться с мыслью, что их сын стал настоящим доктором. Они надеялись, что теперь он займется лечением больных, будет много зарабатывать и семья забудет о нужде и лишениях. Чехов действительно начал врачебную работу, но чем дальше, тем больше он отходил от медицины — литературная работа захватывала его сильнее и сильнее.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.