Умирание и смерть. Обряды и ритуалы, связанные со смертью. Работа с людьми, пережившими смерть близкого человека. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Умирание и смерть. Обряды и ритуалы, связанные со смертью. Работа с людьми, пережившими смерть близкого человека.

2017-06-13 887
Умирание и смерть. Обряды и ритуалы, связанные со смертью. Работа с людьми, пережившими смерть близкого человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологический смысл, который человек вкладывает в понятие смерть, различен и обусловлен, с одной стороны, его причастностью к фатальным событиям, а с другой тем, какое отношение смерть имеет лично к нему.

Выделяется следующие варианты отношения к смерти:

· Безличная смерть или “смерть”-- как абстрактное понятие.

Ежедневно человек сталкивается с ней, слушая, читая и видя на экранах телевизоров сообщения о терроризме, катастрофах, войнах и т.п. Эта информация, с медицинской точки зрения, может вызвать повышенный уровень тревожности, хотя ее ежедневный поток со временем вызывает привыкание и эмоциональное безразличие. В редких случаях подобные сообщения могут потенцировать или усугублять социофобии и невротические депрессии.

· Интерперсональная смерть

В этом случае речь идет о смерти значимых для личности людей (как реально существующих, так и литературных героев). Размах эмоционального реагирования на это событие может колебаться от радости, эйфории, триумфа (при смерти врага) до страха, горя, отчаяния, обиды, смирения, депрессии при потере кумира или значимого человека.

· Персональная смерть.

В этом случае речь идет о собственной смерти. Психологами введено понятие “траектория освоения смерти”, которая имеет следующие стадии: недоверие, сопротивление, страх, безразличие, желание, успокоение.Каждая из этих стадий имеет свою психологическую и клиническую картину

Когда люди становятся старше или заболевают, они начинают понимать, что смерть не так уж далека, и мысль о ее неизбежности все чаще приходит им в голову. Молодые могут позволить себе роскошь отгонять такие мысли, но во время болезни или в старости о смерти думают все.

В процессе признания неизбежности смерти выделяют 5 стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие.

· На стадии отрицания человек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений и диагнозов.

· Как только человек осознает, что он действительно умирает, его охватывает гнев, обида и зависть к окружающим - наступает стадия гнева. Умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд.

· На стадии торга человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдания.

· Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувство безнадежности. Наступает стадия депрессии. На этой стадии умирающий горюет о том, что уже потерял и о предстоящей смерти и разлуке с родными и близкими.

· На финальной стадии принятия человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает развязки.

Не стоит думать, что прохождение через эти стадии начинается только при приближении смерти. В течение всей жизни мы бегаем по этому кругу, старательно перепрыгивая через последний, пятый пункт. Казалось бы, у людей, которым не грозит скорая смерть, больше времени на то, чтобы привыкнуть к мысли, что они когда-нибудь умрут. Однако, это не так. И только понимание неизбежности скорой смерти прекращает эту чехарду.

Близость собственной смерти. Смерть как финальная стадия человеческого развития

Неотвратимая близость собственной смерти вынуждает человека прекратить бессмысленную суету и, все-таки, остановиться на пятом пункте - принять свою смертность. С этого момента жизнь меняется самым существенным образом. У людей появляется способность наслаждаться жизнью как таковой. Они часто проводят свои последние годы, вспоминая прошлое и заново переживая старые радости и невзгоды. Обозрение жизни является очень важной ступенью, на которую индивидуум поднимается в конце жизненного пути. В этот период жизни человек сильнее всего тяготеет к самосознанию. Этот процесс часто ведет к настоящему росту личности: люди разрешают старые конфликты, переосмысливают жизнь и даже открывают в себе что-то новое. Только столкнувшись с реальностью приближающейся смерти, человек может, наконец, твердо определиться в отношении того, что для него является важным в жизни и кто он есть на самом деле.

Обычаи и ритуалы, связанные со смертью, претерпевали серьезные изменения на протя-жении истории Соединенных Штатов. Так, например, ранее было принято, чтобы вдова носила черное и воздерживалась от участия в социальной жизни в течение года после смерти мужа. Эта традиция была призвана отразить ожидаемое эмоциональное страдание женщины, оставшейся без мужа. Черные одежды призывали других людей оказать вдове поддержку и дать ей утешение, а культурные нормы предусматривали длительный период адаптации (Aries, 1981). Сегодня ситуация в большинстве западных стран полностью изменилась. Как правило, общество ожидает, что оставшийся в живы» партнер вернется к нормальной жизни
в течение нескольких дней.__J
Похороны и церемонии поминовения могут придать событию ощущение порядка, соблю-дения внешних приличий и преемственности. Они могут стать еще одним подтверждени-ем значения ценностей и убеждений каждого человека и всей общины в целом, а также продемонстрировать поддержку со стороны семьи и друзей. Появляется возможность всем вместе, общиной вспомнить и торжественно помянуть жизнь умершего человека. Тем не менее иногда публичные церемонии вступают в противоречие с ценностями и опытом родственников умершего,

Похороны могут помочь родственникам и друзьям умершего обрести, помимо всего прочего, чувство близости и преемственности, что приводит к еще большей их изоляции. В некоторых случаях ритуалы и обычаи настолько не соответствуют реалиям жизни их участников, что теряют смысл. Тем не менее большинству из нас после смерти любимого человека трудно отказаться от соблюдения ряда ритуалов, поскольку они придают окончанию жизни «официальный статус».

При консультировании нужно обращать внимание на следующие ключевые моменты:

• слушайте, принимая, а не осуждая;

• сделайте так, чтобы человеку стало ясно, что у вас есть искреннее желание ему помочь выразить свое горе;

• принимайте чувства и страхи человека серьезно;

• будьте готовы, что некоторые люди будут злиться на вас;

• дайте время для того, чтобы появилось доверие: пока его нет, клиент не способен делиться с вами своими переживаниями;

• дайте надежду, подбодрите клиента тем, что, несмотря на болезненность испытания, люди все же оправляются от горя;

• соблюдайте уместную дистанцию, не позволяйте себе запутаться в чужих проблемах настолько, чтобы стало невозможным сохранять позицию помогающего.

Еще одна цель консультации и терапии – это позволить пережившему утрату выразить целый ряд чувств, мыслей и действий. При этом:

• будьте реалистичны: желание устранить боль немедленно – неуместно;

• побуждайте к разговору об умершем и выражению чувств;

• не удивляйтесь, что человек повторяет историю о смерти; повторение и проговаривание – естественный способ справиться с горем;

• дайте человеку информацию о том, что «нормально» в состоянии горя, например, соматические симптомы, нарушение сна, плохой аппетит и т. д.;

• позвольте ему найти подходящую «передышку» от горя, не давая в то же время избегать процесса «работы горя».

Если реакция утраты подавляется, полезно, кроме всего перечисленного выше, изучить причины, почему человек избегает горя. Если реакция утраты искажена, может оказаться ценным следующее:

• побуждайте выражение и осознание чувств;

• работайте над проблемами, созданными отношением сильной зависимости;

• обратите внимание на двойственные отношения между умершим и горюющим человеком; ищите, в чем их истоки;

• если чувство вины необоснованно, помогите человеку избавиться от него;

• если чувство вины обоснованно, подумайте о том, как человек может с этим жить, может ли он как-то искупить свою вину;

• попытайтесь найти незаконченные дела между умершим и горюющим и проработайте этот вопрос.

Если горе приобретает хронический оттенок, то следует установить:

• почему человек не может отказаться от этой фиксации;

• какой отпечаток смерть отбрасывает на отношение человека к себе на фоне утраты;

• есть ли какая-то вторичная выгода от того, что человек держится за горе, например, он обнаружил, что о нем стали заботиться, его «замечают», а этого ему ранее не хватало.

Важно признать, что консультации являются только частью процесса «работы горя», что большая ее часть совершается в естественных взаимоотношениях с окружающими. Важно не мешать этому процессу.


ВЫВОД

Смерть - это последнее событие в жизни человека. Умереть - значит прекратить чувствовать, оставить все и уйти в неведомое.

До недавнего времени казалось, что психология игнорирует тему смерти. И было много объяснений, почему - мол де, неуместно лезть в душу в таком неприятном вопросе только ради удовлетворения своего научного любопытства. Тем более, что вопроса-то собственно и нет вовсе. Люди, они о смерти-то и не думают. Разве что от скуки, или от жизни нехорошей. Да, еще старики думают о смерти, но им то, что сам бог велел - возраст.

Но это были всего лишь отговорки. Игнорирование темы смерти в научной литературе, скорее, показатель серьезности этого вопроса. Такое отношение говорит не о безразличии людей к данному вопросу, а о массовом вытеснении этой темы из сознания. Пожалуй, именно этот факт и привлек внимание исследователей. Так или иначе, но в последние три десятилетия психологи активно занимались изучением самых разных аспектов смерти.

Оказалось, что человеческое общество ориентировано на молодость и имеет любопытную особенность: отрицать смерть, избегать мыслей о ней и в то же время быть необычайно озабоченным ею. О степени озабоченности говорит тот факт, что люди - единственные живые существа на Земле, которые строят кладбища. Более того, оказалось, что с определенного возраста вся жизнь человека - это не что иное, как навязчивая борьба со смертью. Причем с каждым годом эта борьба идет все жестче и жестче.

Сегодня большинство людей категорически избегают любого столкновения со смертью, хотя в прежние времена она была обычным явлением. Люди умирали дома, в окружении родных и близких, которые в последние дни жизни умирающего окружали его заботой. Сегодня большинство людей умирают в больницах, и ухаживает за ними медицинский персонал. Создается впечатление, что в глубине души мы верим, будто смерть - это просто еще одна болезнь, от которой пока не найдено лекарство.

И все же, смерть - одно из тех немногочисленных переживаний, через которые рано или поздно проходит каждый живущий. Ее наступление неотвратимо.

Накопленные эмпирические данные свидетельствуют, что переживание умирания и приближение смерти оказывает существенное влияние на личность человека, вплоть до переосмысления его мировоззрения. Клиническая смерть может привести к лучшему эмоциональному и физическому функционированию, большей степени самореализации, а также более гармоничному приспособлению к процессу жизни. Соприкосновение с мимолетностью физического, но неуничтожимостью личностного ведет к духовной трансформации, переоценке ценностей, осмыслению направленности вектора личности. Чувство духовного возрождения связывается с новым способом восприятия мира и жизни в нем. Интеграция в человеческом обществе не является пределом, это только одна из сторон интеграции во всем сущем.


2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ УМИРАНИЯ

Психическое состояние, заболевшего смертельным недугом нестабильно и проходит пять стадий:

Первая стадия -- стадия отрицания и неприятия трагического факта. Доминирующими в этот период являются высказывания: “Только не я”, “Не может быть”, “Это не рак” и т.п. У больного растет тревога и напряжение, страх перед будущим. Своеобразной психологической защитой является отрицание фатального заболевания, активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических методов диагностики. Больной считает установленный диагноз ошибочным, происходит психологическая подмена диагноза на заболевание, не влекущее за собой роковых последствий.

Другая группа пациентов, узнав о смертельном недуге ведет себя по-иному: они становятся равнодушными, обреченными, бездеятельными. Затем начинают говорить о своем скором выздоровлении. Эта своеобразная психологическая защита снижает мучительную тревогу и напряжение. Однако уже на первой стадии психотерапевты отмечают, что в сновидениях этих пациентов присутствует символика, указывающая на смертельный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце,...).

Вторая стадия -- стадия протеста. Когда первое потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. “Почему именно я?”, “Почему другие будут жить, а я должен умереть?”, “Почему так скоро, ведь у меня еще так много дел?” и т.п. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для больного и его родственников. В этот период больной часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, у него прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия. На этом этапе пациенту необходима помощь квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, очень важна помощь членов семьи.

Третья стадия -- просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но “не сейчас, еще немного”. Многие, даже ранее не верующие пациенты, обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры.

Первые три стадии составляют период кризиса.

Четвертая стадия -- реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает. В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

Пятая стадия -- принятие собственной смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному.

Описанные стадии - это лишь схема. Далеко не всегда они следуют по порядку, описанному выше. Возможен возврат от 2-й к 1-й стадии, от 3-й ко 2-й. При внезапной смерти эти стадии и вовсе отсутствуют. Однако знания этих закономерностей необходимы психиатрам, психотерапевтам и медицинским психологам для проведения психокоррекционной работы с лицами, страдающими фатальными заболеваниями.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.