Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-12 | 475 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Действительно, лучшее средство успешно справиться с заданием А1 – постоянно заглядывать в словари, где указано правильное произношение слов.
Ни в коем случае при выполнении задания не стоит опираться на собственный опыт! Большинство слов орфоэпического минимума в повседневной речи мы произносим неправильно!
& Правило.
I. Ударения в начальной форме глаголов
1. В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ, ударным чаще всего является суффикс –И-
Например: кровоточИть облегчИть ободрИть обострИть одолжИть плодоносИть положИть убыстрИть углубИть усугубИть | Но: закУпорить клЕить озлОбить освЕдомиться тЕплиться опОшлить предвосхИтить надоУмить пЕрчить | ||
2. В глаголах на –ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на –И- | |||
Например: баллотИровать блокИровать копИровать приватизИровать конструИровать экспортИровать дискутИровать информИровать дозИровать | НО: маркировАть премировАть нормировАть гофрировАть пломбировАть бомбардировАть | ||
óПомни! | |||
заИндеветь заржАветь кАшлянуть обезУметь плЕсневеть ходАтайствовать чЕрпать | |||
II. Ударения в формах глаголов настоящего и будущего времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, -АЩ/ЯЩ, -ВШ, -НН\ЕНН) и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной форме глагола.
В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса –Т-, ударение падает на первый слог.
зАгнутый,
сОгнутый,
нАчатый,
прИнятый.
III. Ударения в формах прошедшего времени глаголов.
В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог:
|
ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.
IV. Ударения в именах существительных
1. В формах именительного падежа множественного числа ударным является окончание –А, безударным - -Ы, поэтому следует запомнить:
аэропОрты,
тОрты,
лИфты,
бАнты,
крАны,
лЕкторы,
шАрфы.
2. В формах родительного падежа множественного числа окончание -ОВ чаще всего является безударным, а окончание –ЕЙ – ударным.
бухгАлтеров кОнусов лЕкторов тОртов мЕстностей | должностЕй новостЕй НО: мЕстностей сУдей |
3. В иноязычных существительных ударение в большинстве случаев падает на последний слог:
агЕнт
алфавИт
дефИс
диспансЕр
докумЕнт
жалюзИ
каталОг
некролОг
квартАл
партЕр
апострОф
процЕнт
цемЕнт
экспЕрт
фетИш
НО:
фОрзац, факсИмиле.
4. Во многих производных словах сохраняется ударение производящих слов:
вероисповЕдание – исповЕдаться
договорЕнность, договОр – договорИться
намЕрение – мЕра
обеспЕчение – обеспЕчить
аристокрАтия – аристокрАт
знАмение – знАмя
металлУргия – металлУрг
5. Запомнить произношение следующих слов:
граждАнство
зимОвщик
корЫсть
кремЕнь
лыжнЯ
Отрочество
свЕкла
стАтуя
столЯр
цепОчка
Искра
тУфля.
V. Наречия
Ударение падает на приставку в словах:
вОвремя,
зАгодя,
зАтемно,
Исстари
В наречиях с приставкой до-:
VI. Имена прилагательные
Запомните звучание следующих имен прилагательных:
давнИшний
красИвее, красИвейший
мозаИчный
оптОвый
слИвовый
грУшевый
кУхонный
лососЁвый
украИнский
завИдно.
J «Запоминалки»
ÑРазбор задания
Вариант №1.
Вариант лЫжня – существительное, звучание которого следует запомнить. Правильный вариант произношения – лыжнЯ.
Варианты №2,3.
Слова крАлась и пОняла – формы женского рода прошедшего времени глаголов, где ударение должно падать на окончание –а, поэтому в форме поняла ударение выделено неверно. Глагол кралась является исключением, и ударение в нем падает на основу – крАлась.
|
Вариант №4.
нОвостей – существительное в форме Р.п. мн.ч., окончание –ей является ударным.
Таким образом, правильный ответ -крАлась.
? Потренируйся
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) вклЮчим
2) зАсветло
3) пАртер
4) звОнишь
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) принЯл
2) принЯвший
3) начАла (петь)
4) запЕрся
3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) созвонИмся
2) намерЕние
3) мОлодежь
4) тортЫ
А2
Лексические нормы
(употребление слова)
Задание А2 проверяет твое умение различать паронимы.
Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению
Паронимы бывают:
ü приставочными;
ü суффиксальными;
ü различающиеся конечными буквами.
Приставочные паронимы
В задании А2 они встречаются достаточно редко, поэтому их не так уж и сложно запомнить.
.Различай!
Уплатить - Отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег) | Оплатить - Заплатить за что-нибудь |
Одеть кого-либо | Надеть на себя |
Представить - Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо | Предоставить - Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. |
Встряхнуть - Приподняв, потрясти с силой. | Стряхнуть - Тряхнув, скинуть, сбросить. |
Поверка - Сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.). | Проверка - Установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо. |
Обсудить - Разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо. | Осудить - Выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить. |
Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. | Нестерпимый - Превышающий терпение, с трудом переносимый. |
Описка - Ошибка в написании чего-н. по рассеянности. | Отписка - Формальный ответ, не затрагивающий сущности дела. |
|
Суффиксальные паронимы
& Правило
Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия.
óПомни!
Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.
КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками.
КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец).
Алгоритм действий.
1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы.
2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами.
3. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!
4. Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д.
5. Если возможно, вспомни отличия в значении.
ó Помни! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент, этот алгоритм не сработает.
ÑРазбор задания
Имя существительное
& Правило
Употребление форм рода
.Различай!
женский род | мужской род |
вуаль (смотрю за темную вуаль) гуашь (белой гуашью) мозоль (наступить больную мозоль) | тюль (красивым тюлем) шампунь (мыть голову шампунем) |
Имя числительное
ü склонение числительных
.Различай!
количественные числительные (сколько?) | порядковые числительные (который по счету?) |
склоняются все слова: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя Ø полтора: И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) Р., Д., Т., П. – полутора Ø сорок, девяносто, сто: И., В. – нулевое окончание, Р., Д., Т., П. – окончание –а Ø десятки обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью Ø сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах | склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября |
ü сочетание собирательных числительных с существительными
|
Местоимение
Ошибка | Пример | Исправленный вариант |
случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н) | я к ей с душой | я к ней с душой |
GЛовушка!После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его (но: посреди него!), посредством его, согласно ему | ||
сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер | от ней что годно можно ожидать | от нее что годно можно ожидать |
ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько | Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается | Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается |
неоправданный пропуск возвратного местоимения себя | Она ничего не представляет! Позволю перейти к следующему вопросу | Она ничего собой не представляет! Позволю себе перейти к следующему вопросу |
местоимение как лишнее слово | Эта ведущая, она сама – слабейшее звено | Она, эта ведущая, слабейшее звено |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом. Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.! | У тех, кто выступают против меня, будут проблемы Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру | У тех, кто выступает против меня, будут проблемы Все, кто не знает ответов, должен покинуть игру |
двусмысленность при употреблении местоимения | Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал |
Глагол
& Правило
У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.
Алгоритм действий
1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.
2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)
3) Подумай, где могут содержаться ошибки.
ÑРазбор задания
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в тысяча восьмисотом году
2) несколько горячих оладий
3) лягте на пол
4) идти навстречу ним
Вариант №1
В тысяча восьмисотом году - нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно.
|
Вариант №2
Несколько горячих оладий. Обращаем внимание на существительное оладий, которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья, это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано правильно.
Вариант №3
В словосочетании лягте на пол использован глагол в повелительном наклонении (см.: Глагол. Помни!) От глагола совершенного времени лечь образуется форма повелительного наклонения лягте.
Вариант №4
Идти навстречу ним. В этом словосочетании используется форма дательного падежа единственного числа личного местоимения в сочетании с предлогом. Хотя мы знаем, что после предлогов личные местоимения имеют наращение н-, но есть и исключения (см. Ловушка!). К ним и относится предлог навстречу, поэтому правильная форма будет навстречу им.
Таким образом, правильный вариант №4.
? Потренируйся
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятиста человек
2) инженеры
3) наисложнейший
4) в день именин
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара ботинков
2) идя по улице
3) с шестьюдесятью миллионами
4) наименее удачной попыткой
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) клади сумку
2) более семисот человек
3) до две тысячи пятого года
4) две пары чулков
А4
Синтаксические нормы
(построение предложения с деепричастным оборотом)
Деепричастие обозначает добавочное действие. Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.
& Правило
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:
ü основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету:
ü часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается):
ü возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве:
GЛовушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
ü если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
ü если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
ü если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Алгоритм действий
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
ÑРазбор задания
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: н е рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
1) меня началипокидатьсилы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебникпомогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
? Потренируйся
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
А5
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.
Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы согласования
ü Согласование подлежащего и сказуемого
ü Согласование причастий с определяемым словом
& Правило
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
FПодсказка
Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).
ü Согласование приложения с определяемым словом
& Правило
Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
.Различай!
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
Нормы управления
.Различай!
воплощение во что-либо | претворение в чем-либо |
идентичный чему-либо | сходный с чем-либо |
обидеться на что-либо | обижен чем-либо |
обрадоваться чему-либо | обрадован чем-либо |
обращать внимание на что-либо | уделять внимание чему-либо |
опираться на что-либо | базироваться на чем-либо |
отзыв о чем-либо | рецензия на что-либо |
полный чего-либо | наполненный чем-либо |
превосходство над чем-либо | преимущество перед чем-либо |
предостеречь от чего-либо | предупредить о чем-либо |
различать что и что | отличать что от чего |
рассердиться на что-либо | рассержен чем-либо |
уверенность в чем-либо | вера во что-либо |
удивляться чему-либо | удивлен чем-либо |
уплатить за что-либо | оплатить что-либо |
Алгоритм действий
1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.
2) Проверь:
- все слова стоят в правильном падеже;
- согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;
- согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;
- правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.
ÑРазбор задания
Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.
4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.
Вариант № 1.
В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.
Вариант № 2.
Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а
Вариант № 3.
Предложение построено с учетом всех грамматических правил.
Вариант №4.
Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится – в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.
Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.
? Потренируйся
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.
2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.
3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».
4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.
3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».
4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.
2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.
3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.
4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.
А4
Синтаксические нормы
(построение предложения с деепричастным оборотом)
Деепричастие обозначает добавочное действие. Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.
& Правило
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:
ü основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету:
ü часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается):
ü возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве:
GЛовушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
ü если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
ü если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
ü если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Алгоритм действий
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
ÑРазбор задания
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: н е рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
1) меня началипокидатьсилы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебникпомогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
? Потренируйся
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
А5
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.
Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы согласования
ü Согласование подлежащего и сказуемого
ü Согласование причастий с определяемым словом
& Правило
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
FПодсказка
Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).
ü Согласование приложения с определяемым словом
& Правило
Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
.Различай!
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
Нормы управления
.Различай!
воплощение во что-либо | претворение в чем-либо |
идентичный чему-либо | сходный с чем-либо |
обидеться на что-либо | обижен чем-либо |
обрадоваться чему-либо | обрадован чем-либо |
обращать внимание на что-либо | уделять внимание чему-либо |
опираться на что-либо | базироваться на чем-либо |
отзыв о чем-либо | рецензия на что-либо |
полный чего-либо | наполненный чем-либо |
превосходство над чем-либо | преимущество перед чем-либо |
предостеречь от чего-либо | предупредить о чем-либо |
различать что и что | отличать что от чего |
рассердиться на что-либо | рассержен чем-либо |
уверенность в чем-либо | вера во что-либо |
удивляться чему-либо | удивлен чем-либо |
уплатить за что-либо | оплатить что-либо |
Алгоритм действий
1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.
2) Проверь:
- все слова стоят в правильном падеже;
- согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;
- согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;
- правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.
ÑРазбор задания
Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
5) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
6) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
7) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.
8) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.
Вариант № 1.
В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.
Вариант № 2.
Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а
Вариант № 3.
Предложение построено с учетом всех грамматических правил.
Вариант №4.
Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится – в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.
Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.
? Потренируйся
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.
2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.
3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».
4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.
3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».
4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.
2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.
3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.
4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.
А6
Грамматические нормы (синтаксические нормы)
(Соответствует Демоверсии-2012)
В задании А6 по Демоверсии-2012 синтаксические нормы связаны с заменой придаточного определительного причастным оборотом.
FПодсказка
Замена в предложении определительного придаточного причастным оборотом возможна благодаря тому, что они выполняют примерно одинаковые функции:
ü отвечают на один вопрос какой?
ü указывают на признак определяемого слова (существительного или местоимения, к которому относятся):
НЕЛЬЗЯ
заменить придаточное определительное причастным оборотом, если:
1) те придаточные, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!