Занятие по развитию речи на тему «Русская народная сказка «Заяц-хваста» » — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Занятие по развитию речи на тему «Русская народная сказка «Заяц-хваста» »

2017-06-12 1281
Занятие по развитию речи на тему «Русская народная сказка «Заяц-хваста» » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(с детьми 5 лет)

Цель: познакомить детей со сказкой; учить строить разверну­тые высказывания по содержанию сказки; продолжать знакомить с творчеством Е. М. Рачева; воспитывать эмоциональное восприя­тие иллюстраций, внимательное, осмысленное отношение к рисункам в книге.

Материал: книги «Заяц-хваста», «Колобок», «Заюшкина из­бушка» с рисунками Рачева.

Предварительная работа. Чтение книг, иллюстрирован­ных Рачевым, и рассматривание рисунков художника.

Ход занятия

Воспитатель заранее выставляет иллюстрации к книгам «Коло­бок», «Заюшкина избушка» и «Заяц-хваста», на которых изобра­жен заяц (рис. 59, 60). Обращается к детям: «Посмотрите, сколь­ко зайцев к нам пожаловало! С некоторыми из них вы уже знако­мы». Предлагает назвать сказки, к которым сделаны иллюстрации. Дети называют «Колобок», «Заюшкину избушку». «Давайте позна­комимся еще с одним зайцем, которого звали «хвастой»,— говорит педагог.— А почему именно так звали зайца, вы узнаете, когда послушаете сказку про него».

Воспитатель читает сказку, затем беседует с детьми по ее содер­жанию (беседа строится по традиционной методике развития речи).

Далее педагог предлагает детям еще раз рассмотреть иллю­страции и высказать свои впечатления.

Воспитатель обращает внимание детей на обложку книги: «Можно ли назвать этого зайца «хвастой»? А может быть, его луч­ше назвать «озорник», «непослушный», «забияка»? Посмотрите на


Рис. 59. Е. Рачев. Русская народная сказка «Колобок»

иллюстрацию». Дети отмечают, что заяц стоит в горделивой по­зе — подбоченился, одну лапу вверх поднял, как будто говорит: «Вот я какой!»; усы вверх торчат, даже шерстка поднялась от удовольствия; уши длинные подняты,— и приходят к выводу, что он хвастун.


Рис. 60. Е. Рачев. Русская народная сказка «Заяц-хваста»

Педагог продолжает: «Чтобы нарисовать вот такого зайца, художник очень много наблюдал за животными, изучал их повад­ки». Подчеркивает, что в рисунках Рачева заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик на него «надел».

Затем воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изобра­жена ворона, укоряющая зайца за хвастовство (рис. 61). Пред­лагает сравнить зайца, нарисованного на обложке книги, с зайцем, слушающим нарекания вороны. Дети говорят о том, что они за­метили:

— На первой картинке у зайца усы вверх торчали и уши тоже,
а здесь усы повисли, как у моржа.

— Заяц со страху голову наклонил.

— Да нет, не со страху, он же под кривое дерево спрятал­
ся, а оно низкое, как же заяц выпрямится!

— Когда заяц хвастался, глаза у него были веселые, а здесь
они напуганные, лапы повисли. Ну и хваста!


— Посмотрите, он же боится свое ухо вороне подставить, зна­ет, что больно будет!

Воспитатель хвалит детей за наблюдательность. Предлагает рассмотреть иллюстрации к другим сказкам («Колобок», «Заюшки-на избушка»), где тоже изображен заяц. Дети обмениваются впе­чатлениями: «В сказке «Колобок» заяц рассеянный. Присел от удивления на задние лапы. Он, наверное, никогда не слышал, что колобок поет, а может быть, и не видел никогда колобков. Даже


Рис. 61. Е. Рачев. Русская народная сказка «Заяц-хваста»

уши опустил. А зайчика из сказки «Заюшкина избушка» жалко. Его и не видно из-за плетня, только голова торчит, а глаза груст­ные, испуганные. Рядом с ним стоит петух с косой, а заяц все равно лису боится».

В заключение педагог просит детей представить, что все они то­же зайчики, подумать и сказать, с которым из нарисованных зайцев они хотели бы дружить и почему.

Занятие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!»

(с детьми 6 лет)

Цель: уточнить знания детей об изобразительных особенностях иллюстраций Е. М. Рачева к сказкам; учить детей доступными им средствами выразительности (цветом, формой, композицией) пере­давать в рисунке образы птиц.


Рис. 62. Е. Рачев. Ненецкая народная сказка «Лисица,птичка и ворон»


Материал: гуашь, тонированная бумага.

Предварительная работа. Чтение сказки «Заяц-хваста», рассматривание иллюстраций Е. М. Рачева, а также его рисунков к северным сказкам.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что художник Рачев очень много в своей жизни наблюдал за животными и птицами. И когда смот­рел, например, на ворону, то не просто видел ее внешний облик, а представлял, какой у нее характер. Затем педагог предлагает де­тям поиграть в игру «Сказка-то с хитринкой — на людей намека­ет». По условиям игры дети должны определить, чем животные или птицы, изображенные на иллюстрациях Рачева, напоминают ко­го-то из людей. Дети с интересом включаются в игру, рассказы­вают: «На рисунках к сказке «Заяц-хваста» ворона, сидящая на заборе, похожа на старушку: согнулась, о чем-то думает, не торо­пится улетать, как будто опасности не чувствует, а ведь собаки сзади. А на рисунке, где ворона зайца хвалит, говорит, что он «молодец, не хваста, а храбрец», ворона похожа на добрую бабуш­ку, которая довольна своим внуком, улыбается, гладит его по плечу».

Рассмотрев иллюстрации к сказке «Лисица, птичка и ворон» из выставки рисунков к северным сказкам, дети говорили: «Ворон здесь похож на человека, у которого что-то случилось: крылья в стороны отвел, хвост распушил, клюв раскрыл. «Беда! — кричит.— Беда!» (Рис. 62.)

Воспитатель цитирует: «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!» Говорит, что теперь, после того как дети рассмотрели, как рисовал ворон художник Рачев, они будут сами рисовать этих птиц. Напо­минает, что изображение должно быть крупным.

Педагог прикалывает к доске большой лист бумаги, на котором нарисована ель, покрытая снегом. Дети рисуют.

В конце занятия воспитатель предлагает всем выбрать из гото­вых рисунков такие, где птицы больше всего похожи на тех, о кото­рых говорится в стихотворении. Располагает эти рисунки на боль­шом листе бумаги под изображением ели.

Литература

Панкина Э. 3. Русские художники детской книги.— М., 1963. Заяц-хваста.— М., 1987. Колобок,—М., 1987.

Рачев Е. М. Здравствуй, дедушка Медведь!: Подборка-выставка настенных картин «Северные сказки».— М., 1985.


ДЕТЯМ О ДЕТЯХ

Алексей Федорович Пахомов вошел в книжную графику с ил­люстрациями к произведениям В. Маяковского, С. Маршака, Л. Толстого, В. Осеевой и других писателей. Знакомые детям и любимые ими герои этих книжек по-новому раскрылись в рисунках А. Ф. Пахомова. Художник умело подчеркнул характеры персо­нажей, нашел новые черты в их облике.

Рисункам А. Ф. Пахомова не свойственны сказочность и деко­ративность. Все они выполнены в реалистической манере. Глав­ная их тема — жизнь детей. Герои иллюстраций А. Ф. Пахомова просты и естественны. Ребенок сочувствует им и старается подра­жать. Тонкое мастерство художника делает рисунки выразительны­ми, интересными ребенку.

Наши наблюдения за восприятием дошкольников показали, что иллюстрации Пахомова находят отклик в душе каждого ребенка, заставляют его радоваться, печалиться. Например, те рисунки в книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», на которых показаны положительные поступки героев, вызывали у детей чувство удовлетворения, они радостно и доверчиво улыба­лись, кивали головами: «Правильно, и мы поступали бы так же... аккуратно относились бы к своим вещам... были бы вежливы...» И т. д. Когда им не нравились поступки героев, на их лицах мож­но было отметить выражение грусти, разочарования.

Ознакомление дошкольников с творчеством Пахомова начинает­ся со старшей группы. Однако уже в средней группе, читая детям «Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, мы показывали им иллюстрации Пахомова (не на­зывая художника) (рис. 63, 64, 65).

Несмотря на то что большинство иллюстраций Пахомова дано в черно-белом исполнении, они интересны ребенку благодаря их особой выразительности, близости героев по возрасту, поведению зрителю-малышу.

В старшей группе, прежде чем приступить к работе с детьми по рисункам Пахомова, мы задумались над тем, как заинтересовать их, вызвать желание ближе познакомиться с работами художника. Вначале мы поместили в книжный уголок две книги, знакомые де­тям по предыдущему году: «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского и «Мяч» С. Маршака. Прежде всего мы хотели выяснить, смогут ли дети по иллюстрациям восстановить в памяти содержание стихотворений или хотя бы охарактеризовать поведение героев. Дети заметили появление книг, начали их рассматривать. Сначала книгу «Что такое хорошо и что такое плохо?» взял один ребенок, но сейчас же к нему подошли и другие дети и начали бойко давать характеристики героям стихотворения. Чувствовалось, что не все хорошо помнят содержание, но тем не менее говорят уверенно. Тогда мы предложили всем вместе рассмотреть иллюстра­ции и обменяться впечатлениями. Вот примеры детских высказыва-


Рис. 63. А. Пахомов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»


ний: «Да, они загорают на речке. Погода солнечная, безоблачная. Настроение у них веселое, они улыбаются. Играют с детьми и мамы. Им хорошо отдыхать вместе»; «Сразу видно, что этот мальчик грязнуля. Лицо грязное. Вообще, он как неумытый поросенок. Я бы никогда не стала играть с таким мальчиком. В группе у нас таких нерях нет»; «Сразу видно, что мальчик трус, если он птицы испугался. Бедненький, он даже присел от страха и руками закры­вается. Даже слышно, как он кричит и охает. Вон рот широко от­крыл».

Затем мы прочитали книгу, и дети с удовольствием отметили, что дали героям правильные характеристики. Картинки дошколь­никам очень понравились, и на вопрос воспитателя, хотели ли бы они узнать, как жил и работал художник, они ответили утверди­тельно. Тогда мы показали портрет А. Ф. Пахомова и рассказали о его творчестве. В этой же группе было проведено еще одно заня­тие по ознакомлению дошкольников с творчеством Пахомова и не­сколько небольших бесед вне занятий.

В дальнейшем, помогая детям знакомиться с новыми иллюст­рациями, мы обращали их внимание на средства выразительности, использованные художником для более глубокой передачи образа. Мы увидели, что детям старшего дошкольного возраста доступно восприятие таких художественных средств, как плавность и красо­та линий, колорит, пластичность формы, позы, движения, жесты. Дети отмечали в рисунках сочетание разнообразных материалов: карандаша и акварели, сангины, цветных карандашей и просто­го карандаша.

Мы старались дать детям представление о том, какую роль играет в рисунке свет. Мы объясняли, что белые и темные пятна в рисунке, сочетаясь, могут вносить в него движение или выражать покой, то или иное настроение. Например, когда у героя настрое­ние веселое, радостное, то лицо у него светлое, яркое, как будто освещенное солнцем, а когда настроение плохое, то лицо, как в пасмурный день, хмурое, неприветливое, невеселое, на нем больше темных пятен. Так при помощи световых пятен художник создает ощущение живого человека, впечатление объемности фигуры, лица и т. д.

Художник очень точно передает в рисунках характер и поведе­ние героев. Вот внучка из книги «Бабушка, внучка да курочка»: бежит, коса по ветру развевается, ведра из стороны в сторону качаются. Кажется, шагнет за страницу, очутится рядом с нами и спросит: «Ну, а вы бы не испугались?» А вот и бабушка: на голове платочек повязан, волосы белые, как снег, лицо все в мор­щинах, и в каждой морщинке улыбка. Кажется, что она говорит детям: «Посмотрите на мою внучку, хоть и маленькая, а помощни­ца!» (рис. 66). Дети видят, как тяжело бабушке нести полные ведра. Даже приседает при ходьбе от тяжести. Так и хочется по­мочь ей. А про курочку один из детей сказал: «Курочка как живая. Так и хочется ее погладить» (рис. 67).

В иллюстрациях к рассказам В. Осеевой внимание детей при-


Рис. 64. А. Пахомов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»


Рис. 65. А. Пахоллов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

влекло то, что в этих героях они узнали себя и своих сверстников. Узнали свои занятия, настроение, отношения друг с другом и с окружающим миром, взглянули на все это как бы со стороны. Из высказываний детей было видно, кому бы они хотели подражать, а кому нет.

Всем очень понравился образ главного героя, созданный ху­дожником в рисунках к «Рассказу о неизвестном герое» С. Марша­ка. Благодаря рисункам дети наглядно убедились, что герой книги при всей его смелости и отваге прост, скромен ничем не выделяется из толпы. Таких, как он, можно встретить на улицах любого горо­да, поселка. Он внушает к себе симпатию и уважение.

В подготовительной к школе группе мы познакомили детей с

ИЗ




 


Рис. 66. А. Пахомов. Русская народная Рис. 67. А. Пахомов. Русская народная сказка «Бабушка, внучка, да курочка» сказка «Бабушка, внучка, да курочка»

иллюстрациями Пахомова к рассказам «Шли по лесу», «Таня знала буквы» Л. Толстого, главе «Желтухин» из повести «Детство Ники­ты» А. Толстого. Творческая манера художника уже была знакома дошкольникам, поэтому они безошибочно называли автора рисун­ков. Многие уже могли охарактеризовать рисунки и сравнить их с работами других художников. Например, мы предложили детям сравнить иллюстрации А. Ф. Пахомова к произведениям С. Маршака «Мяч» и В. Маяковского «Кем быть?» с ил­люстрациями Ю. Д. Коровина и сказать, чьи рисунки им нравятся больше.

Иллюстрации Пахомова к книге «Мяч» цветные, выполнены спо­собом литографии (способ печати, при котором оттиски с плоской, нерельефной печатной основы переносятся под давлением на бумагу; рисунок наносится жирной тушью (кистью, пером) или литограф­ским карандашом и перед печатью подвергается химической обра­ботке, покрывается водой и краской), а рисунки Коровина черно-бе­лые. И наоборот, рисунки Пахомова к книге «Кем быть?» черно-белые, а рисунки Коровина выполнены акварелью.

Вначале иллюстрации обоих художников воспринимались деть­ми одинаково, потому что ребенок видел один и тот же сюжет и одного и того же героя. В процессе дальнейшего рассматривания выяснилось, что большее предпочтение дети отдают ярким, цветным' иллюстрациям. Детьми было подмечено, что у Пахомова иллюстра­ции выполнены в сложной технике, а у Коровина проще. Неко­торые даже говорили: «Подумаешь, черточки и штрихи! Я тоже так сумею!» Мы объяснили, что за простотой изображения кроется сложная, кропотливая работа. И мастерство художника состоит в том, чтобы с помощью пятна, штриха добиться выразительности. В очередном разговоре с детьми мы рассказали им о том, что


художник Пахомов был еще и скульптором (конспект этого занятия прилагается).

После знакомства с иллюстрациями Пахомова к книге «Кем быть?» (рис. 68) дети начали играть по стихотворению. Они быстро сориентировались в подборе атрибутов, и игра прошла в интересной форме. Благодаря иллюстрациям для детей более четко обозначи­лись особенности той или иной профессии. Сравнение иллюстра­ций помогло им увидеть, что различные позы, движения, жесты по-новому раскрывают образ и передают различные эпизоды из жизни героев.

Вышеназванные и другие работы этого художника к детским книгам способствовали развитию детского воображения, игры, творческих способностей. Дошкольники самостоятельно стали играть в такие игры, как «Кто нарисовал этот портрет?», «Найди такую же картинку», «Кто художник этой книги?». В уголке само­стоятельной художественной деятельности дети с удовольствием ри­совали, лепили полюбившихся им персонажей.

Рис. 68. А. Пахомов. Книга В. Маяков­ского «Кем быть?»

Результаты нашей работы показали, что рисунки А. Ф. Пахомо­ва увлекают детей жизненностью и выразительностью. Работы ху­дожника без всяких поучений, живо и наглядно доносят до ребенка образы героев, учат его добру.


ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.