Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русским народным сказкам и потешкам» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русским народным сказкам и потешкам»

2017-06-12 1041
Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русским народным сказкам и потешкам» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(с детьми 5 лет)

Цель: развивать у детей интерес к изобразительному искусст­ву; продолжать знакомить с творчеством Ю. А. Васнецова; учить замечать выразительные средства в рисунках Васнецова, сходство иллюстраций с дымковской народной игрушкой, сказочность и де­коративность.

Материал: книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова: «Три медведя» Л. Толстого, «Волк и козлята», «Сорока-белобока», «Пе­тушок», «Кисонька», «Пошел котик на торжок» (рис. 6, 5 12 13 4, 7).

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова. Пересказывание сказок. Организация в группе выставки книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Рассматривание дымковской глиняной игрушки.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям портрет, говорит, что это зна­комый им художник-иллюстратор Ю. А. Васнецов. Затем дети са­мостоятельно отбирают в книжном уголке книги с рисунками Вас­нецова. Вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации. Воспи­татель рассказывает о художнике: «Юрий Алексеевич Васнецов родился в старинном русском городе Вятке. Весной в Вятке устра­ивались веселые ярмарки «Свистуньи». Это были настоящие празд­ники веселых игрушек. Особенно много на ярмарках продавалось глиняных дымковских игрушек, расписанных разными узорами и яркими красками.

Еще ребенком Васнецов полюбил и навсегда запомнил яркую > цветистость дымковских игрушек, красоту узоров на домах, став­нях, на предметах быта: сундуках, коромыслах. Когда Васнецов вы­рос, он уехал в Ленинград учиться, чтобы стать художником. Но родная Вятка осталась в его памяти такой, какою он видел ее в детстве».

Далее педагог предлагает воспитанникам рассмотреть несколь­ко дымковских глиняных игрушек и сравнить их с изображениями аналогичных птиц и животных на иллюстрациях Васнецова. Нап­ример, показывая дымковских „глиняных коней, воспитатель гово­рит, что когда художник создавал иллюстрации, то использовал для украшения своих коней традиционные элементы дымковской росписи. Отмечая сходство игрушки с рисунком, воспитатель об­ращает внимание детей и на различия. Особо подчеркивает исполь­зование колорита и декоративности в оформлении рисунка в целом. Затем рассказывает, как работал художник над созданием сказоч­ных образов животных:

«Однажды сидел Юрий Алексеевич за столом и работал. Перед ним лежали кисти, карандаши, краски. А у его ног в беспорядке были разбросаны использованные листы бумаги.


Пана, что это? спросила художника дочь и подняла один

— Коты, спокойно ответил художник.

С листа бумаги на девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пятнышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзиной за спиной.

— Какие странные коты, -сказала девочка.— Почему они на
нашего Мурзика не похожи?

— Потому что я рисую сказочного кота,— ответил Васнецов.—
В сказках все' звери удивительные... Вот я и думаю, каким нари­
совать моего кота?..— помолчав, добавил он и обмакнул кисть в
розовую краску.

Правду сказал художник: в сказках все звери удивительные».

Воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Пошел котик на торжок» и говорит, что для этого кота Юрий Алексеевич взял розовую краску. Задает несколько вопросов:

— Что расписал художник розовой краской? (Бант, валенки.)
Каким изобразил Васнецов кота? (Важным, деловым, хозяй-

ственным: кот ступает твердо, на палку опирается, ни на кого не смотрит, не слышит, как собачка лает рядом, как его окликает бабушка.)

— И куда же он торопится? (К Бореньке.)

— Какую вы вспомнили потешку? Прочитайте ее.

 

— А кругом-то красота какая. Почему я так сказала? (На кус­
тах снежные цветы распустились; вокруг фонаря хороводы снежи­
нок; дома выглядывают из-под белых пушистых шапок.)

— Да. День морозный, голубой. И сказочно, и на настоящую
деревенскую улицу похоже. В этом рисунке Юрий Алексеевич Вас­
нецов отразил впечатления своего детства. «Красиво в Вятке зи­
мой!— любил он рассказывать.. Дома снежными шапками покры­
ты, из труб дымок вьется. Люди ходят в расписных валенках, в шу­
бах, подпоясанных яркими шерстяными поясами». Вот и кота он на­
рисовал в вятских валенках.

Затем воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Ходит кот по лавочке». Задает вопросы:

— Кто главный на этой картинке? (Кот и кошка.)

— Почему вы так думаете?

— О чем хотел рассказать Юрий Алексеевич этой иллюстра­
цией? (В доме у кота с кошкой веселье: они нарядные, танцуют,
а котята поют песни. Котята несут кошке в подарок букеты цве­
тов, наверное, у нее день рождения. В доме по-праздничному укра­
шены окна, стены, скамейки.)

Далее педагог обращает внимание детей на то, что кот с кошкой не только танцуют, но и поют. Спрашивает, по каким деталям ри­сунка об этом можно судить.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, во что одеты герои (кот в голубой рубашке с красным пояском, с белым бантом; кошечка в розовой юбке, в красных сапогах, с красными бантами; ко­тята в ярких красных рубашках с цветными точками). «Глядя на


иллюстрацию, мы радуемся за эту дружную кошачью семью. Ри­совал ее художник и, наверное, тоже радовался, улыбался, как и мы с вами»,— говорит воспитатель.

В заключение педагог предлагает детям среди книг с иллюстра­циями нескольких художников найти работы Юрия Алексеевича Васнецова.

Литература

Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей.—Л., 1983. Волк и козлята.— М., 1987. Ладушки.— М., 1986.

Петров В. Н. Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова.—Л., 1971. Прокофьев А. Для маленьких.— Л., 1979.

Русские потешки: Подбор-выставка настенных картин художника Ю. А. Вас­нецова.— М., 1980.

Толстой Л. Н. Три медведя. М., 1983. Шутки-прибаутки.— Л., 1984.


ДРУГ РЕБЯТ И ЗВЕРЯТ

Творчество Е. И. Чарушина по праву занимает одно из значи­тельных мест в книжной графике. Рисунки Е. И. Чарушина никого не оставляют равнодушными. Главные герои рисунков — животные. На иллюстрациях Е. И. Чарушина они как живые. Вглядитесь по­лучше в иллюстрации к сказкам. Вот героиня одной из сказок — Лиса. Подкралась Лиса к окошечку, хвост подняла, лапки проси­тельно сложила. Художник красиво «одел» ее: юбочка пышная, фартучек нарядный. И даже мысли Лисы нам понятны: «Ну, Пету­шок, как я тебя заговорю! Ну, Петушок, как я тебя обману!» И завораживает Лиса Петушка ласковой речью. А Петушок и дово­лен, а Петушок и горд! Вот как высунулся из окна, закукарекал от радости! Забыл совсем, что его беда ждет. Кукарекает Петушок и не слышит, как маленькая пичужка кричит ему: «Что ты, Петя! Прячься! Спасайся! Обманет тебя Лиса!»

А вот другой герой книги — Кот. Посмотрите, какой он свире­пый, глаза огнем горят, хвост трубой, ружье наготове. Прямо гро­за леса. Все его боятся. Все бегут от него. И художник показывает нам, как спасаются от Кота птицы, лягушки, мыши и жуки.

Очень выразительны иллюстрации Е. И. Чарушина к сказке «Те­ремок» (рис. 14). Посмотрите, какой свирепый Медведь! Лапы под­нял, когти свои острые выпустил, пасть раскрыл и рычит: «Всех пе­редавлю!» А изображения остальных зверей какие выразительные! Лиса смелая, тоже кричит на Медведя, огрызается. И Волк по-своему противостоит Медведю. Все готовы дать отпор косолапому. Даже Мышка смеется: «Ни с чем ты, Медведь, останешься!»

Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о жи­вотных. И уже в первых рисунках проявился особый почерк худож­ника-анималиста. Размывами туши, акварели Е. Чарушин по-осо­бому передает пушистый мех зверей.

Точно выбранная поза, выражение глаз, движения так вырази­тельны, что рисунки сразу пленяют детей.

Белизна некрашеного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два легких касания кисти — вот тебе и хвойные ве­точки. Художник намеренно упрощает рисунок, так как понимает, что главное — рассказать о своем герое. Он сосредоточивает вни­мание ребенка на образе и поэтому опускает лишние детали. Очень своеобразна манера письма художника: цветными пятнами создавать впечатление силуэта и объема. Для своих рисунков Чарушин ис­пользует всего 3—4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощу­щения цветового богатства меха, оперения. Герои его словно жи­вые. Поэтому они так близки и понятны ребенку-дошкольнику.

В своих иллюстрациях к сказке «Воробьишко» М. Горького ху­дожник знакомит нас с героями этого произведения: воробьиной семьей и кошкой. Как удивительно точно передал Чарушин позу кошки: вот-вот схватит она маленького воробья Пудика (рис. 15).


Рис. 14. Е. Чарушин. Авторская сказка «Теремок»

А Пудик очень испугался! Кричит. Пищит отчаянно. Со страху с места сдвинуться не может. На этой иллюстрации художник нари­совал только две фигурки: малыша-воробья и кошки. Фигурки так выразительны, что дети начинают кричать на кошку, прогонять ее, совершенно забывая, что это только рисунок. Успокаиваются они только тогда, когда видят следующую иллюстрацию: смелая мама бесстрашно бросается на кошку и спасает своего незадачливого сына. А страшную сцену боя воробьихи с кошкой художник даже рисовать не стал, так ему стало жалко маму Пудика.

Зато дальше, на следующей странице, дети видят всю воробь­иную семью. Вот глупый Пудик раскрыл свой клюв и оправдывает­ся. А это мама ругает своего сына, а рядом папа поддакивает маме.

Все истории, которые поведал нам Е. И. Чарушин в своих ри­сунках, описал в своих рассказах,— смешные и грустные, забав­ные и героические — имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у ребенка чувство жалости, сострадания, воспитывают


потребность заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обра­щаясь к своим юным читателям и зрителям, Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и пти­цы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узна­вай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».


Рис. 15. Е. Чарушин. Сказка М. Горького «Воробьишко»

Больше всего на свете Чарушин любил рисовать детенышей жи­вотных. С большим мастерством, любовью воплощал художник в своих рисунках их образы. Возьмите книгу С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Чарушина. Дайте детям полюбоваться этими иллюстрациями, и по их реакции вы увидите, как точно ху-


дожник уловил юмор автора и мастерски передал его в своих ри­сунках.

Вот смешные медвежата: один бутылку с молоком обхватил, посасывает, А другому тоже хочется, и так зайдет, и эдак, а никак не получается!

Львенок на бутылочку с молоком набросился, как на кость, а не вкусно! Ему еще надо понять, что важна не сама бутылочка, а ее содержимое (рис. 16).

А волчонок-то! Залез лапами в миску, корм высыпал на пол и нюхает. «Пахнет вкусно! А есть-то можно?»—думает. Вот какие зверята забавные у художника! Очень любят дети эту книжку. Про­сят по нескольку раз перечитывать. Подолгу рассматривают кар­тинки и замечают в них все новые и новые интересные подробности.

Ведь об этом и мечтал Е. И. Чарушин. Чтобы, глядя на его кар­тинки, читая его книги, дети полюбили, как и он сам, этот прекрас­ный мир. А когда вырастут — передали эту любовь своим детям. Чтобы так и потянулась эта нескончаемая цепочка и стала жизнь на нашей Земле светлее и добрее, ярче. А помочь детям войти в этот чудесный мир, конечно же, должны мы — воспитатели.

Рис. 16. Е. Чарушин. Книга С. Маршака «Детки в клетке» («Львята») 30


Рис. 17. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Волчишко»

К ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина мы при­ступили с первой младшей группы. В течение года мы прочитали малышам рассказы Е. И. Чарушина «Курочка», «Кошка», «Соба­ка». Затем показали иллюстрации автора.

Малыши с большой радостью встретились с героями рисунков Чарушина. Повторно эти иллюстрации мы показали детям в процес­се беседы о домашних животных. Малыши узнавали иллюстрации и уже сами рассказывали, что «шерстка у кошки шелковая, лапки мягкие, а когти острые». Знакомые детям рисунки способствовали поддержанию у них интереса к занятию. Эти иллюстрации были также использованы в дидактической игре «Угадай, кто в этом до­мике живет».

Во второй младшей группе знакомство с Е. И. Чарушиным про­должилось как с автором рассказов «Еж», «Утка с утятами», «Волчишко» и рисунков к ним. Рассматривание иллюстраций про­водилось во второй части занятия после чтения текста и беседы по его содержанию. При этом ставилась цель научить детей всматри­ваться в рисунки, эмоционально откликаться на них.

Показав детям иллюстрацию про волчонка (рис. 17), мы предло­жили им вначале внимательно рассмотреть малыша, затем спро­сили: «Почему вам нравится волчонок?» Дети ответили, что он сов­сем маленький, хорошенький, похож на щеночка. Затем малышам


Рис. 18. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Про зайчат»

было предложено поподробнее рассказать, каким художник нари­совал волчонка. Чтобы дети были активнее, мы как можно чаще обращались то к одному, то к другому ребенку с вопросами: «А ты что заметил?.. А ты?» Дети рассказывали, что ушки у волчонка торчат, шерсть вся топорщится; взгляд внимательный, любопытст­вующий. Далее педагог обратил внимание детей на то, что волчонок один, что о нем некому позаботиться: «Мама куда-то пропала. Ему хочется есть. Маленький волчонок совсем. А вы хотели бы о нем по­заботиться?» И дети стали придумывать, что бы они сделали, чтобы успокоить волчонка. В конце концов решили, что нужно помочь малышу отыскать маму, тогда он успокоится.

По продолжительности беседа была совсем недолгой, но сколько хороших чувств она вызывала в маленьких детях: отзывчивость, чуткость, доброту, желание заботиться о слабых!

В средней группе знакомство детей с творчеством Е. И. Чаруши­на было продолжено. Во время рассматривания иллюстраций мы обращали внимание дошкольников на то, как художник передает внутреннее состояние своих героев, и дети это хорошо понимали. Например, по картинке «Трое маленьких зайчат в травке рядышком сидят!» (рис. 18) состоялся такой разговор: «Почему же зайчатки сидят, а не бегают?» — «Они боятся, что их волк съест>\—«А отку­да это видно?» — «Зайки прижались друг к дружке, глазки насторо­женные, смотрят, слушают, не придет ли волк или лиса».

Интересно прошло с детьми этого возраста занятие рисованием


на тему «Зайцы на полянке». Воспитатель разделил детей на груп­пы. У каждой группы своя «полянка» (лист бумаги), на которой каждый ребенок рисует своего зайца. Чтобы больше заинтересовать детей, мы перед занятием предложили им наряду со знакомыми ил­люстрациями Чарушина рассмотреть другие, на которых зайчата изображены в движении. Затем каждый ребенок рассказал о зай­чонке, который ему понравился больше всего. Этих зайчат они и нарисовали потом на «полянке».

На занятии рисованием на тему «Птичий двор» дети вновь встретились с рисунками Е. И. Чарушина (конспект занятия см. ниже). (В свободное от занятий время дети вырезали своих птиц и наклеили на картон. В результате получились очень хорошие атри­буты для сюжетно-ролевой игры «Птичий двор».) Впоследствии мы убедились, что это занятие можно проводить и с детьми более стар­шего возраста, усложняя задание.

В старшей группе мы продолжали знакомить детей с творчест­вом Е. И.Чарушина. Поскольку к этому возрасту у детей уже были накоплены знания о художниках-иллюстраторах, мы посвятили твор­честву Чарушина отдельное занятие.

На этом занятии воспитатель вначале рассказал о жизни худож­ника. Затем были рассмотрены его иллюстрации. В дальнейшем дети стали узнавать в книгах, находящихся в группе, работы Е. И. Чарушина, приносили книги с иллюстрациями этого худож­ника из дома. Они уже могли самостоятельно замечать интересные подробности, выразительные средства, которыми пользовался мастер.

В подготовительной к школе группе описанная выше работа по­лучила дальнейшее развитие. Так, перед рисованием по русской на­родной сказке «Теремок» мы предложили детям внимательно рас-мотреть в книге каждую иллюстрацию, чтобы нарисовать на сюжет сказки разные картинки. По окончании занятия, после того как дети полюбовались своими работами, мы сделали из них интерес­ные альбомы и подарили малышам. В конце года был организован вечер досуга на тему «Путешествие в город Киров» с целью закре­пить полученные детьми знания о дымковской игрушке, о художни­ках-иллюстраторах Е. И. Чарушине, Ю. А. Васнецове и о ху­дожнике И. И. Шишкине, которые жили и работали в этом городе.

Вечер досуга проводился в зале. Воспитатели заранее нарядно украсили его, вывесили иллюстрации художников, разместили дым­ковские игрушки. Зал стал похожим на выставочный. Детям рас­сказали немного о том, что город Киров — старинный город. В нем много интересных по архитектуре зданий, мостов. Вокруг красивая природа.

«Как вы думаете, какое отношение имеют эти иллюстрации, игрушки к городу Кирову?» — спросили мы у детей. Дети ответили, что игрушки сделаны в селе Дымково, которое находится в пригоро­де Кирова. Иллюстрации рисовали художники Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, они жили в Кирове. Художник И. И. Шишкин ро-


дился и вырос недалеко от этого города. Там, на родине, он рисо­вал свои картины.

После беседы дети выполняли роль экскурсоводов выставки.

В конце вечера досуга мы провели викторину, на которой дош­кольники отгадывали загадки про дымковскую игрушку и узнавали по словесному описанию иллюстрации художников Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина, а также пейзажи И. И. Шишкина.

В результате проделанной нами работы у дошкольников сформи­ровался устойчивый интерес к книжной иллюстрации, к изобрази­тельной деятельности.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.