В конец, о изменшихся, псалом Давиду, 68 — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

В конец, о изменшихся, псалом Давиду, 68

2017-06-11 225
В конец, о изменшихся, псалом Давиду, 68 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   Этот боговдохновенный псалом содержит молитву Христа Спасителя от лица всего человечества и причины, по которым иудеи распяли Его, и последовавшие бедствия иудеев. Сверх всего, изображает введение евангельского образа жизни и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом. Все здесь сказано не желая, но наподобие желания пророчески предвозвещено. Псалом приличествует и каждому христианину, боримому, как по телу, так и по душе (Афанасий, Кирилл, Августин).

 

Пс. 68:2. Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея.

   Знай, что в «душе» стоят «воды» злобы. Нужно испустить из очей реки слез, чтобы потоки страстной воды вытекли вместе со слезами из нашей души и вошли в нас реки «воды живой» – Божией благодати. Злоба скрывается в сердце человека; если мы дадим ей пробиться раз и другой, то она будет все сильнее вытекать и может совсем прорвать и затопить плотину (Иоанн Кронштадтский).

 

Пс. 68:3. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя.

   Не «море» ли жизнь наша и дела человеческие? В нем много соленого и непостоянного, которое волнует наши помыслы. «Тимение» есть порождаемые умом нечистые помыслы. Ибо они поднимаются, как из болота зловоние и заразительные испарения. «Тимение глубины» (болотная тина) и «глубины морские» указывают на глубокое смертельное падение человека, и самый ад (Василий В., Григорий Богослов, Епифаний, Афанасий).

 

Пс. 68:4. Утрудихся зовый, измолче гортань мой: исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.

   Под «званием» Давид разумеет усиленное напряжение умной молитвы. Потрудим себя подобно Давиду, взывая: Господи, Иисусе Христе! – Пусть «измолчет» (охрипнет) «гортань»; но умные «очи» наши да не перестанут устремляться горе в уповании на Господа Бога нашего. Только тот, кто во всем пребывает с Богом и к Нему приближается добротою дел своих, может сказать о себе: «исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего». Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды... Не обольщайся: упование на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот (Исаак, Исихий, Феодорит).

 

Пс. 68:5. Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях.

   Этот стих сказывается от лица Богочеловека Иисуса Христа. «Яже не восхищах, тогда воздаях», то есть «В чем ни соделал Я несправедливости, – говорит Христос, – за то нес наказание». Он принял на себя образ грешника и, как грешник, претерпевал боль, положенную за грех. Этим Он указал и причину – злобу иудеев. Из этого примера да научаемся сносить терпеливо не только досады и огорчения, но и безчестия и поносные укоризны, если когда случится быть оклеветанным. Ибо если Сам Господь Бог, источник всякой правды и святыни, не избежал ложных клевет, то почему нам смущаться в подобном состоянии? (Златоуст, Феодорит).

 

Пс. 68:6. Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася.

   Называет «безумием» то, что почитали таковым другие (люди), т.е. страдания. Ибо «распятый Христос иудеем убо соблазн, еллином же безумие». Поэтому Сын Божий говорит Отцу: «Ты, Отче, предвидел домостроительство крестное и Тебе известны людские прегрешения, которые Я взял на Себя». Итак, не знавшего греха Он сделал за нас жертвою греха (см. 2 Кор. 5:21) (Афанасий, Кирилл, Евсевий, Дидим).

 

Пс. 68:7. Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил: ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев.

   Сказал дважды: «о мне» вместо «ради Меня», «ради Моего за них страдания» (Афанасий).

 

Пс. 68:8. Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое.

Пс. 68:9. Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матepe моея.

   Христос говорит по причине оставления Его всеми во время страданий (Афанасий).

 

Пс. 68:10. Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя.

   Ученики Спасителя вспомнили эти слова, когда Он с великой властью изгонял торжников из иерусалимского храма (см. Ин. 2:17). Следующие же слова о «поношении» апостол Павел относит ко Христу, указывая, что и Христос не Себе угождал, но Отцу, принимая на Себя «поношения поносящих» Бога Отца (см. Рим. 15:13). Какое каменное сердце не умягчится, помышляя о животворных страстях Христа Господа и о Его за нас смерти! Господь за нас пострадал; а как мы, рабы, можем сопострадать равно Господу? – Покорным перенесением всех напраслин и невзгод, которые попускаются нам всепремудрым Промыслом Божиим. То же было ведь и со Спасителем нашим. Ибо Он говорил через Пророка: «поношения поносящих нападоша на мя». – За нас Господь терпел поругание (Феодорит, Студит, Златоуст).

 

Пс. 68:11. И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне.

   Скорбя о будущей погибели душ нечестивых, Христос «в посте оплакивал душу свою» – и это «бысть в поношение» Человеколюбцу. Особенно же постился Христос при наступлении времени страдания, когда постились и ученики Его (Евсевий, Афанасий).

 

Пс. 68:12. И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу.

   Под «вретищем» изображается жестокая и изнурительная многоплачевная жизнь Спасителя; но и это обращалось для Господа в «притчу», т.е. в поношение (Дидим).

 

Пс. 68:13. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино.

   В древности народные сходбища бывали у городских ворот (Феодорит).

 

Пс. 68:14. Аз же молитвою моею к Тебе, Боже, время благоволения, Боже, во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего.

   Хотя за все блага воздавали Христу нечестивые злом, но Он не переставал приносить о них молитвы до «времени благоволения», то есть до самой крестной смерти (Афанасий).

 

Пс. 68:15. Спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя, и от глубоких вод.

Пс. 68:16. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих.

   Все это сказано иносказательно, в несобственном смысле и составляет подобия, выражающие чрезмерные бедствия и смертоносные искушения. «Брение» – тина болотная. «Ровенник» – колодец (Феодорит).

 

Пс. 68:17. Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя.

Пс. 68:18. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего: яко скорблю, скоро услыши мя.

Пс. 68:19. Вонми души моей, и избави ю: враг моих ради избави мя.

   Эту молитву относит Христос к Себе, согласно глаголющего в Павле Христа (см. Евр. 5:7–8). Здесь Христос устами Павла открыл нам то, что было умолчано евангелистами; сказав, что «с воплем крепким и со слезами» совершена эта молитва: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26:39) (Афанасий).

 

Пс. 68:20. Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя.

Пс. 68:21. Поношение чаяше душа моя, и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох.

Пс. 68:22. И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта.

   Эти Христовы страдания ясно описаны евангелистами (Афанасий).

 

Пс. 68:23. Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн.

   Это не зложелательные слова, но пророческие. Этим предсказывается то, что постигнет иудеев после страдания Спасителя: потерпят они то самое, что приготовляли для Христа. «Трапезою» назвал пророк веселие, а «сетью» – наказание. «Горе лукавому, лукавая бо приключатся ему по делом руку его» (Ис. 3:11) (Афанасий, Феодорит, Августин).

 

Пс. 68:24. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.

   И действительно, «не помрачились ли очи» их, не приняв Солнца правды? И «хребет выну сляцы», т.е. да будет согбен навсегда. Этими словами указывает на их душевные пороки (Афанасий, Августин).

 

Пс. 68:25. Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их.

    «Ярость» – это быстрое воспламенение страсти, но кратковременное; а «гнев» – медлительное и постоянное; является неотступной печалью и продолжительным стремлением к воздаянию обидчикам и ко мщению (Василий В., Григорий Богослов).

 

Пс. 68:26. Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый.

   Это пророчество исполнилось над Иудеею, как видим из слов Спасителя, сказавшего иудеям: «се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). «Двором» назван Иерусалим, в котором жили убийцы Спасителя, а «жилищами», в частности, дома их. Опустел Иерусалим и вся Иудея после страшного опустошения Титом и Веспасианом. Город их сделался пуст по причине скотского их нрава. Ибо «двор» есть место для скотов (Афанасий, Дидим).

 

Пс. 68:27. Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша.

    «Поразил», значит – предал, попустил Бог быть пораженным от иудеев Христу, которые «к болезням язв» Его «приложиша» всякие злословия и клеветы (Афанасий).

 

Пс. 68:28. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою.

Пс. 68:29. Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся.

   Смысл: наложи наказание за грехи их; да будут они удалены от того блаженства, какое воздано будет праведным. И это еще потому, что и по распятии, и по воскресении Спасителя не прекращают клеветать на Него (Афанасий, Златоуст).

 

Пс. 68:30. Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.

   Господь был «болящим» и страждущим по причине страданий, понесенных за нас. Это жертва сокрушенного и смиренного сердца, которое приобретает милость себе от Бога. За это «Бог» удостаивает «спасения своего» (Феодорит).

 

Пс. 68:31. Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении:

Пс. 68:32. И угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.

   Эти слова сказываются уже от лица Христовой Церкви (хотя и не все). Служение духом достойнее служения жертвенного (Пелусиот).

 

Пс. 68:33. Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

Пс. 68:34. Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи.

   Советует «нищим» духом презирать все существующее на земле и достигать спасения упованием на Бога и непрестанною молитвою к Нему (Афанасий, Феодорит).

 

Пс. 68:35. Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем.

   Если же «радость бывает пред ангелы Божиими и о единем грешнице кающемся» (Лк. 15:10), то насколько более возрадуются небеса по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за это Бога, то тем более сами спасенные на земле восхвалят Спасшего (Афанасий).

 

Пс. 68:36. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и:

Пс. 68:37. И семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.

    «Сионом» именуют святую Церковь, в которой «созиждутся гради», т.е. восстановленные исповеданием души человеческие, потому что «Иудея» толкуется как исповедание. «Семя» или потомство – это все уверовавшие во Христа через апостолов (Афанасий).

 

В конец, псалом Давиду, 108

   Давид изображает страдания Христовы и будущее наказание Иуде и другим некоторым таковым. Должно же знать, что все сказанное в виде желания, говорится пророчественно. Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине их злобы. Сперва говорит псалом об Иуде, а затем и против людей, восстающих на священство, и об участи тех, которые обижают ближних (Златоуст, Афанасий).

 

Пс. 108:1. Боже, хвалы моея не премолчи:

   Эти слова говорит Христос. Как Человек, Он молится, исполняя меру правды человеческой; а как Бог, Он принимает искренние молитвы молящихся. А хвалою Он называет страдания. И в божественном Евангелии Он называет их славою, когда говорит: «прииде час, да прославится Сын человеческий» (Ин. 12:23) (Феодорит).

 

Пс. 108:2. Яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым.

    «Уста грешнича» – уста диавола; «уста льстивого» – уста Иуды предателя; потому что оба говорили против Христа (Афанасий).

 

Пс. 108:3. И словеси ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне.

   Видишь ли лукавство в высшей степени? Оно-то особенно оскорбляет Бога, именно: когда злое дело производится с намерением, с умыслом и великим усилием (Златоуст).

 

Пс. 108:4. Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся:

Пс. 108:5. И положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое.

   За благодеяния и любовь к народу иудеи возненавидели и распяли Христа, но Он за них «молился» и просил: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» (Лк. 23:34). Это любомудрие, смирение, кротость, благоговение души. Это сильнейшее оружие и непобедимое заступление (Златоуст).

 

Пс. 108:6. Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его.

   Это пророческое выражение имеет значение будущего времени и имеет только вид повеления, вместо: будет начальствовать («станет») диавол над Иудою (Афанасий, Феодорит).

 

Пс. 108:7. Внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех.

   Несчастный был осужден и своей совестью, и от иудеев, которые сказали: «что нам до того? смотри сам» (Мф. 27:4). И «молитва его да будет в грех», подобно как и многих других: таковы язычники, которые молятся идолам и твари; таковы и иудеи, которые приносят молитву Богу не чрез Иисуса Христа. А также и тем, которые молятся с гневом, с помыслами о житейском или находясь во вражде «молитва бывает в грех» – за недостойное дерзновение беседовать с Богом (Афанасий, Димитрий).

 

Пс. 108:8. Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин.

   Это случилось не только с Иудою, но и со всеми неверными иудеями. Ибо Иуда после предательства тотчас повесился и апостольство его по жребию получил Матфей, как повествует об этом первоверховный Петр (см. Деян. 1:20, 26). А из враждовавших иудеев одни были истреблены, а другие отведены в рабство. «Достоинство» их получили христиане (Феодорит, Епифаний).

 

Пс. 108:9. Да будут сынове его сири, и жена его вдова.

   Эти и последующие слова нельзя разуметь об Иуде (ибо Писание об этом не упоминает), но Давид этим предсказывает о ком-то другом, злоумышлявшем против священников, на котором и исполнилось это пророчество – чтобы мы знали, как велико зло восставать на священников Божиих и употреблять против них коварство и неправду. В высшем смысле: «сыны» – помыслы, «сири» – как лишенные благодати Христовой; а «жена» – душа есть, потому что и она стала вдовствовать в беззаконии, отпадши от Христа (Златоуст, Афанасий).

 

Пс. 108:10. Движущеся да преселятся сынове его, и воспросят, да изгнани будут из домов своих.

Пс. 108:11. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его.

Пс. 108:12. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его.

Пс. 108:13. Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его.

Пс. 108:14. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится.

Пс. 108:15. Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их.

   Как добродетель отцов часто искупляла согрешивших детей, как например: благочестие Давида – Соломона; так и злонравие отцов может навлечь наказание на подобных им детей, как соучастников злодейства отца своего (Феодорит).

 

Пс. 108:16. Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити.

   Разумеет Самого Господа, Который «обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся» (2 Кор. 8:9). «И умилена сердцем умертвити», т.е. скорбящего. Ибо Христос скорбел, видя их погибель (Афанасий).

 

Пс. 108:17. И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него.

Пс. 108:18. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его.

Пс. 108:19. Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется.

Пс. 108:20. Сие дело оболгающих мя у Господа, и глаголющих лукавая на душу мою.

   Псалмопевец внушает, что бедствия у всех людей происходят от собственной их вины, когда они собственными своими делами и поступками отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям. И не только за дела, но и за слова полагаются жесточайшие наказания (Златоуст).

 

Пс. 108:21. И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.

   Господь молится здесь Отцу, как Человек, чтобы научить и нас скромности и смирению, когда нас обижают, и чтобы, таким образом, чрез смирение мы привлекли к себе помощь Божию (Златоуст).

 

Пс. 108:22. Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене.

   Об этом находим в священном Евангелии. Ибо исходя на страдание, сказал Он: «ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей» (Ин. 12:27) (Афанасий, Феодорит).

 

Пс. 108:23. Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи.

   Христос проводил жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у Себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место; и подобно уклонившейся тени – принял конец жизни. «Сень» – тень, «прузи» – гусеницы (Афанасий).

 

Пс. 108:24. Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради.

   Видишь ли, какое Он оружие употреблял против козней и злобы на Него? Он проводил жизнь, не допускавшую никаких излишеств, но строгую и суровую (Златоуст, Феодорит).

 

Пс. 108:25. И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими.

   Это исполнилось на кресте (см. Мф. 27:39) (Афанасий).

 

Пс. 108:26. Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей.

Пс. 108:27. И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю.

Пс. 108:28. Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится.

   Этими словами научает нас любомудрию и показывает, что хотя бы люди предавали праведника безчисленным бедствиям, при «благословении» Божием никакого вреда не бывает от них, но на них же самих обратится стыд и безчестие (Златоуст).

 

Пс. 108:29. Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся яко одеждею студом своим.

   Смотри, как просит, чтобы они были преданы не наказанию, а «стыду» и посрамлению, чтобы это послужило для них уроком ко исправлению и поводом к перемене их к лучшему (Златоуст).

 

Пс. 108:30. Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его.

   Христос – есть глава Церкви, а верующие называются телом Христа; и поэтому песнопения Церкви Господь именует собственными Своими песнопениями. Ибо «устами» Церкви «восхваляет» Отца (Афанасий, Феодорит).

 

Пс. 108:31. Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою.

    «Убогий» разумеется Христос Сын Божий, обнищавший ради нашего спасения. В нравственном отношении «убогий» есть и тот, кто всегда имеет в душе смиренномудрие, кто не признает в себе никакого своего действия в добродетели без Бога (Максим).

 

 

Псалом Давиду, 109

   Божественный Давид пророчествует здесь о Христе. И Сам Господь относил этот псалом к Себе в Евангелии, когда спрашивал фарисеев: «Что вам мнится о Христе? Чей Он Сын?» (Мф. 22:42). Ибо фарисеи признавали Христа Сыном Давида, а что Он был Господом Давида (по божеству), того вовсе не знали. Почему Господь и научает, что один и тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его, как Бог и Творец. Псалом весь исполнен небесных таинств, и, как солнце, сияет светлостью Православной веры (Феодорит).

 

Пс. 109:1. Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

   Давид, по вдохновению Божию, передает сказанное от вечности Господом Господу, т.е. Богом Отцом Богу Сыну, как Богочеловеку и Спасителю мира:«седи одесную мене»; т.е. имей со Мною одинаковую честь и власть. Это сказано по человечеству, потому что Сын как Бог имеет престол вечный. По страдании, не как Бог сподобился этой чести, но как Человек принял то, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний. «Дондеже» употреблено в значении всегда; значит: «положу навсегда враги твоя» – диавола и демонов и всех противящихся евангельской проповеди. Это не потому, будто Сын не имеет силы; ибо все принадлежащее Сыну принадлежит и Отцу и наоборот: «Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя» (Ин. 17:10), т.е. все дела их общи. Престол Давидов и царское седалище есть священство во святой Церкви, в которую Господь перенес престол Давидов, пребывающий вовек (Златоуст, Феодорит, Пелусиот, Епифаний).

 

Пс. 109:2. Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих.

    «Жезл силы» – спасительный Крест Христов, которым апостолы и святые проповедники покорили вселенную. Крест святой послан от «Сиона», ибо там Единородный принес Себя в жертву. «Господствуй посреде врагов твоих» – это пророчество светлее солнца: поставить Церкви среди городов, жертвенники – среди врагов, овец – среди зверей, агнцев – между волками. Так побеждали апостолы, имея Христа в себе (Златоуст, Феодорит, Исихий).

 

Пс. 109:3. С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя.

   Пророк представляет говорящим Самого Бога. «Днем силы» называет время Страшного суда Христова, когда предстанут со Христом на Суд лики святых ангелов и угодников Божиих, каждый в своей «светлости» (величии), подобно многим звездам на небе. Из «чрева родих Тя» – эти слова говорит для людей, пресмыкающихся по земле, чтобы показать истинное рождение Сына от Бога Отца, «прежде денницы», т.е. прежде восхода утренней звезды. Этим указывает, что существует Он не от века только, но прежде века, и не до века только – но безконечно (Златоуст, Феодорит, Епифаний, Афанасий).

 

Пс. 109:4. Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову.

    «Клятся Господь» сказано по-человечески, потому что божество не знает страдания, а «раскаяние» – есть страдание. Это не действительная клятва, но свидетельство того, что непременно сбудется. К имеющему родиться от Девы Марии Иисусу Христу – Бог Отец взывает: «Ты Иерей во век» не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но «по чину Мелхиседекову» всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих. Этот «Мелхиседек» был муж праведный и поистине носил образ Христа. Движимый пророческим духом, он приносит от себя Богу будущее приношение Христа. «Мелхиседек» без отца и родословия, не имеет ни начала дней, ни конца жизни (см. Евр. 7:3). Такой ведь не может быть человеком, но Богом. Почему же не родословится «Мелхиседек», хотя и это был человек подобострастный нам? – Потому что он был прообразом Христа и носил образ Христа. Поэтому Писание опустило отца и матерь и рассказывает о нем без родословия, чтобы в нем, как в образе, мы усматривали Христа, Который безотечен на земле по плоти, и безматерен на небесах по Духу, по божеству Который всегда пребывает (Златоуст, Феодорит, Епифаний).

 

Пс. 109:5. Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари:

   Сам «Господь» Бог Отец будет одесную Тебе, Иисусе Христе во время Твоих страданий, – говорит Пророк. Слова: «одесную Тебе», как и в первом стихе:«седи одесную Мене» – не означает какого-либо места, но единение Сына с Отцом и совершенное равенство. Ибо если действительно Сын по правую руку Отца, то как говорится также, что и Отец по правую руку Его. Угроза«сокрушения» относится ко всем врагам Церкви. «День гнева» – время суда (Златоуст, Исихий, Афанасий).

 

Пс. 109:6. Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих.

   В день Страшного суда казням всякого рода предаст живших злочестиво, хотя и в настоящей жизни подвергал их многим вразумлениям, низлагая их гордость и научая познать силу Его (Феодорит).

 

Пс. 109:7. От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу.

   Давид показывает простоту образа жизни Христа, Его смиренное обращение, что проводил жизнь самую простую, что пил даже из «потока». Пищею Его был ячменный хлеб. Такой любомудрый образ жизни Он проводил для того, чтобы научить воздерживаться от чревоугодия, презирать пышность, попирать тщеславие. «Сего ради вознесет главу» – этим показывает плоды такой жизни, то, что простота не только не причинила вреда плоти Христовой, но и вознесла ее на невыразимую высоту (Златоуст).

 

 

УЧИТЕЛЬНЫЕ – 1, 14, 90


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.