Дополнительные детали в рисунке — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Дополнительные детали в рисунке

2017-06-11 117
Дополнительные детали в рисунке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дополнительные детали, такие как солнце, тучи, дождь, свечи и т.п. могут указывать на чувства подавленности потребности в любви и безопасности. То же значение имеет прочерченная линия основания, находящаяся под ногами членов семьи.

Некоторые дополнительные предметы, изображенные на рисунке, играющие роль преград между членами семьи, могут символизировать некоторую отдаленность и психологической дистанцирование.

 

Анализ процесса рисования

 

При анализе процесса рисования следует обратить внимание на:

 

а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;

в) стирание;

г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

д) паузы;

е) спонтанные комментарии.

 

За динамическими характеристиками рисования кроется напряжение, конфликты, изменение замысла, актуализация чувств. Несмотря на большую неопределенность, этот уровень анализа часто даст наиболее содержательную, глубокую значи­мую информацию.

По данным исследований 35% Детей первой рисуют фигуру матери, 35% – себя, 17% – отца, 8% – братьев и сестер.

Обычно в рисунке первым изображается наиболее значимый, главный или наиболее близкий человек.

Когда в рисунке ребенок первым изображает себя, это может быть связано с эгоцентричностью.

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать, это может быть связано, с негативным отношением к ней.

В случае, когда испытуемый сначала рисует мебель, линию основания, солнце и т. д. и лишь в последнюю очередь при­ступает к изображению людей, есть основание считать, что в этом проявляется своеобразная защитная реакция, при помощи которой он отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагоприятной семейной ситуацией.

Возвращение к ранее нарисованному, может указывать на главные доминирующие переживания, связанные с определенными деталями рисунка.

Паузы перед рисованием являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

Стирание нарисованного изображения, перерисование может быть выражением, как негативных эмоций, так и позитивных. В этом случае, при рисунке решающее значение имеет конечный результат рисования. Если графическая презентация не стала лучше, можно предположить наличие конфликтных отношений с этим человеком.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл изображения. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Появление спонтанных высказываний указывает на наиболее эмоционально “заряженные” области в рисунке. Фиксация таких моментов помогает сформулировать необходимые вопросы испытуемому и направить беседу в нужное русло, что позволит более точно подойти к интерпретации рисунка.

Кинетический рисунок семьи

 

В 1972 году Burus R. и Kaufman S предложили новую методику “Кинетический рисунок семьи”, которая вскоре получила большое признание.

Модификаторы были неудовлетворенны тем, что традиционное задание “Нарисуй свою семью”, как правило, приводит к созданию статистической картинки, в которой все члены семьи располагаются в ряд и повернуты лицом к наблюдателю.

Попытка вести в действие дополнительный кинетический фактор привела к созданию новой инструкции: “Нарисуй картинку, в которой все члены семьи чем-нибудь заняты”.

Методика “Кинетический рисунок семьи” позволяет прояснить внутрисемейную динамику, понять, как испытуемый воспринимает семейные взаимоотношения в каждого члена семьи, и какие чувства испытывает к каждому.

 

Создавая схему интерпретации теста авторы выделяли четыре значимых уровня анализа:

а) характеристики индивидуальных фигур рисунка;

б) действия персонажей;

в) стиль;

г) символы.

 

Интерпретация характеристик индивидуальных фигур схоже с интерпретацией фигур в тесте “Нарисуй человека”. Применяется во внимание порядок изображения фигур, их расположение по отношению друг к другу. Важно отметить, что характер изображения каждой из фигур следует рассматривать в контексте всей картинки.

Действия персонажей рисунка могут быть весьма разнообразными и отражать как типичные занятия членов семьи, так и наиболее предпочтительные, ожидаемые, желаемые для испытуемого.

 

В процессе выполнения кинетического рисунка семьи дети часто изображают своих родителей выполняющих стереотипные роли, делающих привычные для них домашние дела.

Например, отцов чаще всего изображают читающими, отдыхающими, сидящими у телевизора и т. д. Мамы – готовят, убирают, гладят. Себя дети чаще всего изображают за игрой, за едой, за уроками, или помогающими маме.

 

Если какой-либо член семьи изображается в совершение отличной манере, по сравнению с тем, как изображаются ос­тальные, то это может отражать его “особое” положение в семейной группе. Например, если отец в семье постоянно требует к себе чрезмерного внимания, ребенок может нарисовать его как бы повернутым в другой плоскости.

 

Действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. “Энергии” или “поля напряжения” могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близости, к контактам. Например, все фигуры могут быть изображены смотрящими друг на друга, и это отражает их эмоциональную близость, чувства любви и привязанности.

 

Использование определенных специфических символов (особенно при выражении чувств), часто встречается у детей, но (умеющих возможности спои чувства проявлять открыто.

Например, мячи часто изображаются как символ соревновательных чувств. При сильном выражении чувства соперничества и при условии, когда эти чувства не могут быть открыто проявлены, мяч рисуется подпрыгивающим, скачущим вверх-вниз, а не перебрасывающимся от одного к другому.

Огонь, свет - символы тепла обычно рассматриваются как выразители чувств или энергии между двумя людьми. Например, огонь часто символически отражает желание любви и бо­лее тесных эмоциональных связях. Однако, возможно, что такие чувства очень часто сопровождаются гневом, из-за того, что потребность в эмоциональных связях не удовлетворяется должным образом. Символ_света также символизирует потребность в любой, но без сопровождающего чувства гнева.

Линии наверху листа над рисунком пли тяжелые объемные облака обычно рисуются, когда внешний мир восприни­мается субъектом как пугающий или полный темноты и беспокойства.

Можно выделить около 40 часто повторяющихся в рисунках символов (например, лестница, вода, кровать и т. д.), которые, могут быть проинтерпретированы согласно принципам психоанализа. Однако не следует приписывать символам фиксированные значения, имея в виду, что у них может быть индивидуальный смысл или значение, которое они приобретают в конкретной ситуации (так называемые “социальные” символы).

Burns и Kaufman создали детализированное экстенсивное руководство для интерпретации кинетического рисунка семьи, а также разработали специальную шкалу для быстрого оценивания результатов.

Авторы выделили пять симптомокомплексов для оценки листа:

1. благоприятная семейная ситуация,

2. тревожность,

3. конфликтность в семье,

4. чувство неполноценности,

5. враждебность в семейной ситуации.

1.Благоприятная семейная ситуация отражается в рисунке при помощи следующих характеристик:

- Все члены семьи объединены совместной деятельности.

- На рисунке преобладают люди.

-Изображается семья в полном составе.

— Отсутствуют изолированные члены семьи.
- Отсутствует штриховка.

- Хорошее качество линий.

- Отсутствуют показатели, враждебности.

- Имеет место адекватное расположение людей на лист бумаги.

- Имеют место другие возможные признаки.

2. Тревожность:

  • Имеет место штриховка.
  • Прорисована линия основания (пол).
  • Прорисована линия над рисунком.
  • Линии выполняются с сильным нажимом.
  • Имеет место стирание.
  • Проявляется преувеличенное внимание к деталям.
  • На рисунке преобладают вещи.
  • Имеют место двойные и прерывистые линии.
  • Отдельные детали рисунка подчеркиваются.
  • Имеются другие признаки тревожности.

 

3. Конфликтность в семье:

  • Фигуры на рисунке разделяются барьерами.
  • Отдельные фигуры стираются.
  • У некоторых фигур отсутствуют основные части тела.
  • Отдельные фигуры выделены.
  • Отдельные фигуры изолированы.
  • Неадекватная величина отдельных фигур.
  • Несоответствие рисунка и его словесного описания.
  • Преобладание в рисунке пещей, предметом.
  • Отсутствие на рисунке отдельных членов семьи.
  • Стоящий спиной член семьи.
  • Другие возможные признаки.

 

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации:

  • Автор рисунка непропорционально маленький.
  • Фигуры расположены в нижней части листа.
  • Линии изображения слабые, прерывистые.
  • Изоляция автора от других.
  • Маленькие фигуры.
  • Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора.
  • Отсутствие фигуры автора.
  • Автор стоит спиной.
  • Другие возможные признаки.

 

5. Враждебность в семенной ситуации:

· Одна фигура изображена на другом листе или на пере­вернутой стороне листа.

· Агрессивная позиция фигуры.

· Зачеркнутая фигура.

· Деформированная фигура.

· Руки раскинуты в стороны.

· Пальцы длинные, подчеркнутые.

· Другие возможные признаки.

 

МОЯ СЕМЬЯ ВОБРАЗАХ ЖИВОТНЫХ

Методика “Моя семья в образах животных” – модификация теста “Нарисуй свою семью” - предложена Е.В. Романовой. Ее ценность заключается в том, что символический рисунок семьи дает более достоверный материал и позволяет обнаружить подавляемые чувства в обход защитных личностных механизмов.

Методика отражает семейную атмосферу, чувства, испыты­ваемые к отдельным членам семьи и к семье в целом, степень гармоничности, интегрированности семейных отношений, характер основных семейных конфликтов и помогает выявить источник или главного носителя семейного конфликта.

Процедура проведения исследования при помощи данной методики стандартна. Испытуемому дается лист белой бумаги, цветные карандаши, резинка, простой остро отточенный мягкий карандаш. Инструкция: “Представь, что всех членов твоей семьи заколдовали, и они превратились в животных. Изобрази свою семью в образах животных”.

Одним из важнейших процедурных моментов является составление психологических портретом тех животных, которые изображены на рисунке. Для этого, после завершения рисунка, испытуемого просят рассказать о том, что представляет из себя то или иное животное, и каким характером оно обладает.

При интерпретации результатов очень важно анализировать сам рисунок, исходя из основ интерпретации, учитывая весь комплекс графических показателей (заполнение листа рисунком, размер, цвет, характер линий, стирания, последовательность рисования), и, кроме того, особое внимание следует уделить анализу психологических портретов, животных в сопоставлении с их изображением, используя при этом данные психологической трактовки символического значения тех или иных образов животных.

Рассмотрим некоторые примеры интерпретации. Чаще всего дети 12-летнего возраста изображают маму, 'используя для этого образ кошки.

Давая психологический портрет кошки, ребенок описывает это существо как красивое, грациозное, которое мягко ступает, очень любит чистоту и часто моется. Имеет свободный, независимый характер, любит есть и спать. Иногда — играть. Если кошку не обижать, то она может быть дружелюбной и ласковой, но если ей что-то не нравится, она может выпустить свои острые когти и сильно исцарапать и искусать. Кошка видит, все даже в темноте. Кошка часто ни на кого не обращает внимания, но если ей что-нибудь нужно, она лестью и дипломатией добьется необходимого.

Сопоставление портрета, сделанного детьми, с психоаналитической интерпретацией символа кошки рассматривающейся как символ женского обаяния, кажущейся безопасности, приятной мягкости, но в то же время символ поглощения, удержания, захвата позволяет увидеть большое сходство. Следует отметить, что в процессе психологической консультации было установлено, что матери, изображаемый детьми и образа кошки, обладают такими качествами, как некоторый эгоцентризм, способность к тонкому манипулированию членами семейной группы, стремление к решению ряда своих проблем за счет других.

В детских рисунках изображение матери и киле кошки ча­сто сочетается с изображением бабушки в виде черепахи. Ре­бенок дает психологический портрет черепахи как ленивой, медленно передвигающейся, неторопливой. Черепаха любое де­ло выполняет обязательно до конца. В преодолении трудностей она очень настойчива. Но она пуглива — чуть-что и сразу пря­чется под панцирь, откуда ее невозможно достать, иначе как разбив. Ее голова похожа на голову змеи. Черепаха устойчи­вая, прочная, со всех сторон закрыта панцирем. Для детей бабушка-черепаха не совсем понятна, внутренне закрыта, за бабушкой они признают жизненный опыт, мудрость, вескость приводимых аргументов. Она насторожена, пуглива, боится всего копою. Дети считаются с бабушкой, уважают ее, но наряду с этим испытывают некоторое сдерживающее, ограничи­вающее влияние с ее стороны.

Отца дети довольно часто изображают в образе медведя. Медведя они наделяют такими психологическими чертами, как лень, жадность, стремление все время спать. Медведь неуклюжий, толстый, некрасивый. Он никуда не спешит, делает все старательно. Он очень сильный, но часто бывает хмурым, сердитым, любит поворчать, не любит компании. Летом заботится озапасах на зиму, зимой мало активен. Медведь не очень сме­лый, но в крайнем случае, опасности, может броситься на обидчика.

Детям в общении с отцом медведем не хватает эмоциональной открытости, он для них представляется воплощением силы, но силы сердитой, перчащей, склонной к быстрому и немедленному наказанию, и проявлению авторитарности в общении.

Как показали исследования, даже у самых маленьких испытуемых может быть обнаружено достаточно точное видение семейной ситуации. Однако, свое психологическое видение близких людей им не всегда удается высказать: рисунок часто отражает то, что невозможно сформулировать словами. Когда детей просили рассказать о том, какая мама, бабушка, папа и т д., ответы оказывались однотипными, в них звучали внедренные и закрепленные социальным окружением шаблоны. Характеристики близких людей оказывались обезличенными и часто представляли собой заимствование значимого взрослого.

Однако, даже у маленьких детей удается обнаружить явное расхождение между сознательными логическими построениями и образами индивидуального интегративного восприятия.

Методика “Семья в образах животных” позволяет обнаружить тот материал, который отражает отношения в семье как рентгеновский снимок. Чтобы его расшифровать, важно понимать, что он рождается из контекста ситуации, в которой находится ребенок, из той социальной динамики, которая образуется вокруг него.

И потому важным оказывается не только пространственное расположение фигур, но и “соприкосновением фигур, пересечение фигур (например, мама-зайчик как бы “протыкается” хвостом бабушки-крокодила). Важно не только цветовое исполнение фигур, дающее информацию о чувствах, так как цвета связаны с эмоционально-личностными характеристиками, но и сочетание цветов во всей семейной картине.

Много информации дает также одновременное рассматривание рисунков “Семья в животных”, “Нарисуй семью” и “Дом — Дерево — Человек” на одном листе и сопоставленных их графического и цветового исполнения.

 

СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ

 

Одним из вариантов использования проективных тестов для исследования семейных отношений является совместное рисование, в котором участвует вся семейная группа. Эта процедура является ценной психотерапевтической техникой.

Большой лист бумаги прикрепляется к стене, и испытуемым предлагается целый набор изобразительных средств. Семью просят нарисовать картину, причем участвуют в этом процессе члены семьи.

Интересно, что выполнение этого задания дает очень много важной информации, благодаря анализу содержания рисунка. Кроме того, манера рисования, которую демонстрирует семья при выполнении задания, является, возможно, еще более информативной.

Наблюдения за процессом взаимодействия членов семьи при обсуждении того, каким будет рисунок и каким образом этот замысел будет воплощен, дает ценную информацию о функционировании семейной группы и, особенно, о том, каким образом семья решает проблемные ситуации. Весь процесс взаимодействия как бы виден с “высоты птичьего полета”.

Иногда дискуссии первоначально бывают очень короткой, и каждый из членов семьи выполняет свой отдельный рисунок на большом листе бумаги. Подобная ситуация часто встреча­ется в семьях не интегрированных.

В ряде случаев кто-либо из семьи берет верх и управляет всеми остальными в авторитарной манере. Существует множество вариаций выполнения этого задания.

Специалист, который весь этот процесс наблюдает со стороны, найдет ключ к пониманию семейной динамики, используя эту процедуру.

Эта методика не только чрезвычайно ценна как психотерапевтическая процедура, помогающая раскрыть семейную динамику, но и приятна, так как выполнение этого задания доставляет семейной группе удовольствие и в то же вр6емя дает возможность членам семьи посмотреть на свои взаимоотношения со стороны и определить области для дальнейшего личностного роста.

Когда рисунок закончен, психотерапевт может проинтерпретировать рисунок для того, чтобы помочь членам семьи понять те чувства, которые они выразили при сознании этого рисунка.

СПОНТАННЫЕ РИСУНКИ

Хотя спонтанные рисунки и не принято относить к разряду проективных техник, тем не менее, они используются для понимания ряда личностных характеристик и позволяют выявить совершенно уникальные личностные проекции. Интерпретация спонтанных рисунков оказывается более полной, если ей предшествует предварительная психологическая работа с человеком, исполняющим рисунок.

Спонтанные рисунки особенно полезны в работе с детьми, у которых ограничены средства вербального выражения.

Они такие представляют большую ценность как психотерапевтическая техника, так как позволяют выразить свои чувства и пролить новый свет на свою личностную ситуацию.

Задания могут быть различными. Человека можно попросить, чтобы он изобразил то, как он себя чувствует или то, как он воспринимает определенную ситуацию, или то, как он реагирует на кого-то или на что-то.

Отталкиваясь от содержания картинки, у исполнителя рисунка могут возникнуть новые инсайды, новые открытия. Использование цвета, выбор содержания рисунка, графические показатели - все это очень важно для понимания того, как человек устанавливает свои взаимоотношения с миром.

Когда рисунок используется как психотерапевтическое средство, дальнейшие открытия (инсайды) могут произойти после того, как исполнитель начнет описывать тот рисунок, который он сделал, даст рисунку название или объяснит, что с его точки зрения означают те или иные символы.

Очень часто, получив знание того, что дает спонтанное рисование, некоторые люди начинают сами довольно точно интерпретировать свои собственные рисунки. Таким образом, они стремятся овладеть пониманием собственных символов и приобретают хороший инструмент для опознавания содержания собственного бессознательного.

Работа с подобными рисунками и значительной мере зависит от теоретических позиций психотерапевта.

Так, например, юнгианцы могут использовать активное воображение для обнаружения бессознательного материала в рисунках, гештальттерапевты применяют индивидуальные интеракции и дают задания типа: “Поговори с отдельными элементами рисунка”, психоаналитики просят дать свободные ассоциации с целью понимания динамики, которая вынесена из детства и влияет на личностные реакции в той или иной ситуации.

Все эти методы очень полезны и могут быть использованы для активизации процесса личностного роста и развития пациента.

 

Пиктограмма

 

Метод пиктограмм — создание образов для опосредованного напоминания понятий – предложен А. Р. Лурия. Этот метод позволяет изучить особенности понятийного мышления, памя­ти: характер их нарушении, эффективный компонент мышле­ния, характер ассоциативного процесса; личностные особенности человека на основе проекций.

К сожалению, принято считать пиктограмму, методом патопсихологии, и в связи с этим она используется в основном для работы с больными, для исследования особенностей патологии мышления.

Однако использование данного метода для психологической работы, со здоровыми дает возможность обнаружить особенности отношений, установок человека,

Методика пиктограмм довольно проста. Испытуемому дают стандартный лист (листы) бумаги, мягкий простой карандаш и предлагают запомнить ряд слов, но для лучшего запоминания сделать рисунок к каждому.

Инструкция предусматривает, что качество рисунка роли не играет, так как иногда испытуемые ссылаются на неумение рисовать. Кроме того, испытуемого просят не прибегать к словесным или буквенным шифрам запоминаемых слов.

Экспериментатору весьма полезно фиксировать всю спонтанную речевую продукцию испытуемого, возникающую по ходу выполнения задания. Можно также задавать уточняющие вопросы по поводу сделанных изображений.

Например, “А как Вам этот образ поможет припомнить…….”.

Обычно используется определенный набор слог, (10 — 20 слов), к которым необходимо сделать вспомогательные рисунки – пиктограммы. В случае ретестирования испытуемому предлагают дополнительный набор понятий. Чаще всего используются следующие наборы:

 

1. Веселый праздник.

2. Тяжелая работа.

3. Вкусный ужин.

4. Болезнь.

5. Сомнение.

6. Разлука.

7. Развитие.

8. Любовь.

9. Голодный ребенок.

10. Печаль.

11. Отчаяние.

12. Богатство.

13. Красивая женщина.

14. Смелый поступок.

15. Счастье.

16. Мечта.

17. Непростительная ошибка.

18. Настоящий мужчина.

19. Секс.

20.. Любимое занятие.

Обычно в начале предлагаются слова более конкретного содержания, а затем – более абстрактного.

Часто в наборе наряду со стандартными понятиями вводятся специфические, “аффективно заряженные”, значимые для конкретного испытуемого.

Как правило, данная методика предлагается в комплексе и сопоставлении с другими, и тогда мотивировка исследования, как проверка зрительной памяти, позволяет изменить направление внимания испытуемого, обеспечивая большую спонтанность, свободу при построении образа и снижая контролируемость.

Только после выполнения всего задания, а иногда через час, через день и т. д. испытуемому предлагают припомнить по рисункам заданные слова, причем припоминание предлагается производить не по порядку, а в разбивку. Следует спросить испытуемого, чем помог ему рисунок вспомнить слово.

 

ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИКИ “ПИКТОГРАММА”

 

При анализе “Пиктограммы” рассматриваются как смысловой ряд показателей (содержательная сторона рисунков, тема, сюжет), ясность понимания смысла испытуемого при объяснении понятий, знание каждого понятия для испытуемого; так и графический ряд показателей (расположение рисунка на листе, размер, обводка, линии, зачеркивания, штриховка, детали изображения).

Принято считать, что данная методика прежде всего позволяет исследовать особенности мыслительных процессов с позиции таких характеристик как конформность мышления, его четкость, объем, тип организации мышления, эмоциональная окраска мыслительных процессов и т. д.

Предложение о конформности мышления может быть сделано, если в ½ - 2/ рисунков и их объяснениях испытуемым используются стандартные типичные образы.

Понятно, что такое заключение, может сделать экспериментатор, имеющий значительный опыт работы с данной методикой и накопивший определенную статистику частоты встречаемости изображений у разных испытуемых.

При использовании типичных (часто встречающихся образов) в 1/3—1/2 рисунком можно считать, что испытуемый об­наружил неконформность мышления.

Если такие образы встречаются менее, чем и 1/3 всех рисунков, то мышление испытуемого резко неконформное и, на оборот, резко конформное, если стандартные образы имеют ме­сто более, чем л 2/3 рисунков.

Четкость мышления определяется по характеру использования признаков явления, относящих его к определенной категории понятий.

При этом важно помнить, что при метком мышлении в пик­тограммах испытуемого преобладают рисунки (до 2/3 от об­щего количества), строящиеся на основных признаках, а не слабых или случайных.

При недостаточно четком мышлении только половина ри­сунков и объяснений строятся на основных признаках понятий.

При нечетком мышлении резко преобладают слабые признаки понятий (примерно 50 проц.) и встречаются случайные признаки.

При нарушении мышления резко преобладают случайные признаки. Образы могут выбираться по созвучию (например, па слово (отчаяние” рисуется пиктограмма “чашка чая”).

Объем мышления определяется количеств он признаков, из которых составлена характеристика понятия и объяснении, то есть при нормальной объеме мышления выделяется главный признак н некоторые дополнительные.

При суженном объеме мышления используется главный
признак, но объяснение ограничено указанием на одну группу (вид) явлений и предметов. _.

При расширенном объеме мышления в пиктограмму вклю­чаются явления и предметы, отражающие слабые и случайные признаки понятия.

Тип организации мышления определяется по характеру построения процесса объяснения. При этом, если объяснение строится от простых признаков к более сложным при сохра­нении их соотнесения между собой, имеет место высокая логическая организованность мышления. Если же объяснение строится на основе ситуативных связей предметов, то проявляется конкретное, ситуационное мышление.

Эмоциональная окраска мышления скатывается на четкости мышления при объяснении понятии, имеющих положительное или отрицательное эмоциональное содержание (веселый праздник, счастье, дружба или тяжелая болезнь, разлука). Речь идет о том, какие эмоции вызываются, определенным понятием, и как они влияют на четкость мышления унывают, ее или ослабляют, мобилизуют человека или демобилизуют его.

Аналогично по пиктограммам и ее объяснению можно сделать заключение о способности человека контактировать с другими людьми. Важно обращать внимание на повышение или понижение четкости мышления на слова – понятия, включающие взаимодействия с другими людьми (дружба, разлука, ядовитый вопрос и т.д.), что может характеризовать способность человека к совместно деятельности, его контактность, адаптивность, особенности распределения внимания при групповом взаимодействии и т.д.

Одним из важных диагностических показателей является степень абстрактивности конкретности, используемых образов и пояснений.

Так, например, в пиктограммах могут использоваться и абстрактные изображения (схемы, геометрические фигуры, математические символы и пр.), так и конкретные – довольно существующие предметы и явления.

Кроме того, абстрактные изображения могут быть конкретными (прямые, геометрические фигуры, диаграммы, схем, стрелки, точки, круги и т.д.) и неконформными (абстрактивные изображения сложной негеометрической формы, символы, не традиционного типа).

Конкретные и конформные изображения чаще встречаются у людей, которые легко адаптируются в окружении, и, например, конкретные и неконкретные изображения имеют место у людей, адаптация которых ограничена.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.