Трансформация фигуры человека под дождем — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Трансформация фигуры человека под дождем

2017-06-11 128
Трансформация фигуры человека под дождем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изменение пола персонажа в рисунке (“Человек под дождем”. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования о сложной ситуации, либо более феминный.

Изменение возраста — омолаживание или, наоборот, увеличение возраста, указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц; чувствуют ли он себя ребенком или беззащитным стариком, например.

Изменение типа изображения когда, например, романтический персонаж в рисунке “Человек” преобразуется в деловой или в человека в униформе, это отражает специфику психологических защитных механизмов и тип реагирования на ситуацию.

В случае трансформации (фигуры человека может иметь место “включение” поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мамы, бабушки).

Например, в детском рисунке, в качестве “человека под дождем” изображается собственная бабушка или в мужском рисунке — собственная жена.

Если в рисунке “человек под дождем” при изображении фигуры человека пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), интерпретация проводится в соответствии со значением этих деталей изображения и указывает также на специфику защитных механизмов и особенности проявлений ЭГО реакций.

Очень важно определить, в каком настроении пребывает персонаж в рисунке “Человек под дождем”: радужном, ликующем, удрученном, застывшем и т.д.

Одежда человека в рисунке также имеет существенное значение.

Согласно символическому значению образов, одежда --это “личина”, маска, защита (поведенческие, культуральные образы поведения). Функцией одежды является “формирование защиты от стихии”.

Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите и стремление к стереотипам.

Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных культурных стереотипов поведения, импульсивность реагирования, в ряде случаев любование своими проблемами и переживаниями.

Более точная интерпретация возможна, при использовании языка образов и тех указаний которые даны в разделе “Человек”. _ _ _

Дождь, тучи, облака в рисунке

Дождь — стихия, помеха, нежелательное воздействие, по­буждающее человека закрыться, спрятаться.

Дождь изображается различном образом, он может состо­ять из редких капель, на тяжелых закрашенных капель, линий, из точек. Изображается небрежно или тщательно прори­совывается.

Характер “подачи” дождя связан с тем, как человеком вос­принимается трудная ситуация: как временная, преодолимая, проходящая, постоянная, тяжелая: связанная с деловой, эмо­циональной, личностной сферой; провоцируется мужчинами или женщинах;”.

Необходимо определить, откуда дождь “приходит” (справа или слева от человека), и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени.

Интерпретация проводится в соответствии с теми значениями, которые возмещаются правому к левому сторонам листа или фигуры (когда капли дождя (располагаются) по фигуре человека).Важно обращать внимание на степень “попадания дождя” на фигуру.

Дождь может “литься” только на зонт (при этом фигура остается сухой); дождь может мочить только голову, нижнюю чисть туловища или верхнюю часть. Может быть и так, что в руках есть зонт, но он не защищает и дождь падает на шею фигуру человека.

Тучи. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их, плотность (степень заштриховки), размер и расположение на листе, сочетание туч и дождя.

В депрессивном состоянии пессимистическое отношение к жизни может проявляться в изображении тяжелых, грозовых, свинцовых” облаков, нависающих над человеком и занимающих все небо.

Лужи, грязь. Лужи, грязь символически отражают последствия невыгодной ситуации. Они как бысимволизируют те пе­реживания, которые остаются после “дождя”.

Много информации дает манера изображения луж, их форма, число, глубина, степень закрашенности, брызги, используемые для их создания цвета.

Важно отмечать, как расположены лужи относительно фи­гуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, ок­ружают человека со всех сторон, или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали

Если в рисунке присутствуют дополнительные детали, то рисуюший как бы стремится структурировать ситуацию и пы­тается укрыться от неприятностей, уйти в иллюзорную атмосферу, уйти от решения проблем путем переключения и замешающей деятельности.

В качестве дополнительных деталей могут быть представ­лены как аксессуары одежды (сумочки, куклы, шпаги, цветы, книги), которые персонаж держит в руках, ограничивая свободу функционирования; так и дома, скамейки, тротуары, автобусные остановки, деревья, машины и т. д.

Все дополнительные, детали можно рассматривать как отражение потребности и дополнительной внешней опоре, поддер­жке при воздействии внешних неблагоприятных факторов.

Более полная расшифровка изображения деталей основывается на расшифровке символического значения представленных образов.

Зонт

 

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий или своеобразное “убежище” от несчастий.

Кроме того, с точки зрения трактовки образов, зонт может рассматриваться как отображение взаимоотношений с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка зонта – отцовское.

Зонт в руках “человека под дождем” может быть изображен как защищающий от непогоды, не защищающий, ограничивающий поле зрения персонажа, иногда в рисунке зонт отсутствует.

Так, например, если в рисунке изображен огромный зонт, напоминающий “грибок на детской площадке”, может иметь место сильная аффективная зависимость от матери, спасающей, указывающей, защищающей, решающей все сложные ситуации за человека.

Следует обратить внимание на характер прорисовки купола зонта. Это может быть очень информативным.

Встречаются следующие изображения зонта: зонт, как плоский блин, зонт-шапка (глубокий и маленький) зонт-бабочка, “вызывающий” со сложными узорами, вывернутый зонт (прорисована его внутренняя часть), полузакрытый сломанный зонт.

Ручка зонта может быть прорисована также весьма разнообразно — длинная, короткая, тонкая или толстая, нитеобразная, прозрачная, закрашенная, или искривленная.

Важно учитывать и расположение зонта в отношении фигуры человека. Он может быть непропорционально большим, как крыша, нормальным или маленьким. Данная характеристика указывает на интенсивность действия механизмов психической защиты. Показательна также степень погруженности человека “в зонт”. Зонт может быть расположен высоко над головой; лежать на голове, закрывать голову, лицо, плечи, как будто человек весь спрятался в зонт от дождя. Иногда зонт может располагаться так высоко над головой, что создается впечатление, что он летает. Может находиться справа или слева от фигуры, в руке, быть сложенным упавшим на землю или унесенным ветром.

Данная проективная методика дает богатейший диагности­ческий материал может применяться как самостоятельно, так и в наборе, наряду с другими проективными тестами, быть ре­комендована специалистам для более широкого применения.


НАРИСУЙ СВОЮ СЕМЬЮ

 

Тест “Нарисуй свою семью” используется для исследования семейной ситуации и чувств которые, испытывает человек по отношению к членам семьи. Ценность этой процедуры состоит в том, что человек может выразить свои чувства и отношение к членам семьи на символическом уровне, экстериоризировать содержание, которое может быть не вполне осознанным, или то, которое трудно выразить словами. Для него этот путь достаточно безопасен и не представляет угрозы.

Например, человек может испытывать сильный гнев по отношению к своей матери, но на сознательном уровне он боится выразить спои чувства из-за страха потерять ее поддержку и любовь, которые так нужны ему для выживания. Рисунок позволяет обнаружить эти агрессивные чувства и их подавление о символической форме, выявить это в обход сознательных за­щитны.х механизмов.

Рисунок семьи используется часто для работы с детьми, для исследования личности ребенка, его чувств по отношению к отдельным членам семьи, к семье в целом, его чувств в отношении себя самого, в контексте семейных отношений, ощущения того места, которое он занимает в семье. Хотя рисунок семьи включает также портрет самого человека, очень важно помнить, что этот тест отражает главным, образом семейную ситуацию, _а неиндивидуальные характеристики членов его семьи и самого исполнителя.

Некоторые исследователи используют прочтение изображе­ние членов семьи для оценок интеллектуального уровня испы­туемых таким же образом, как в тесте “Нарисуй человека”, хотя этого следует избегать, потому, что в этих двух тестах проявляется различная динамика. _

При выполнении теста “Нарисуй свою семью” испытуемому предлагается лист белой бумага (желательно стандартный), хорошо отточенный карандаш или цветные карандаши и дает­ся инструкция “Нарисуй спою семью”. Больше не следует ни­каких пояснений и только в том случае, "если испытуемый нервничает и проявляет нерешительность, его слегка подбад­ривают. Время выполнения задания не ограничивается, обычно выполнение рисунка длится не более З5 минут. Экспериментатору следует внимательно наблюдать за ходом рисования и отмечать в протоколе последовательность рисования, паузы в ходе рисования, которые длятся более 15 минут, стирание деталей изображения, спонтанные комментарии и различного рода эмоциональные реакция, связанные с изображением.

 

После выполнения задания могут быть предложены различные вопросы, позволяющие получить дополнительную информацию.

Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисовали?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

 

При опросе необходимо сначала выделить смысл нарисованного; понять, какие чувства испытывает ребенок к отдельным членам семьи, почему не нарисован кто-либо из членов семьи, если это имеет место, что означают различные детали рисунка - птицы, зверушки. При опросе следует, по возможности, избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

 

Часто более продуктивными оказываются проективные вопросы типа: “Если бы вметсо птички был нарисован человек, кто бы это был?”. “Кто бы выиграл в соревновании между братом и тобой?”, (“Кого мама позовет идти с собой?”.

 

Иногда после опроса испытуемому предлагают решить 6 ситуаций (три из них направлены на выявление негативных чувств в отношении членов семьи, три — на выявление позитивных):

1. Представь себе, что имеешь два билета вцирк. Кого бы ты позвал пойти с тобой?

2. 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел должен остаться дома. Кто это?

З. Ты строишь, из конструктора дом и тебе не везёт. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь “Х” билетов на интересную кинокартину (билетов меньше на один, тем членов семьи). Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты там хотел жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села
играть, но в семье на одного человека больше, чем надо для игры. Кто не будет играть?

Для интерпретации теста также необходимо выяснить возраст испытуемого; состав его семьи и возраст членов семьи: а также иметь дополнительную информацию о его индивидуальных особенностях.

При интерпретации теста “Нарисуй семью” важно обращать внимание на соответствие рисунка реальному составу семьи; на расположение на листе бумаги, порядок их изображения, группирование, особенности графических презентаций членов семьи, последовательность в изображении.

Структура рисунка семьи

 

Изображение полного состава семьи очень часто встречается в случае эмоционального благополучия в семье. По данным исследований, 85 процентов детей 6 —8 лет, нормального интеллекта проживающих совместно со своей семьей, в рисунке изображают ее полностью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт недовольство семейной ситуацией.

Крайний вариант искажения состава семьи представляют собой рисунки, в которых совершенно не изображены люди (например, нарисована только мебель) пли изображены люди, не связанные с семьей. За этим обычно скрываются: травматические переживания, связанные с семьей; чувства отверженности, покинутости (так часто рисуют дети, недавно пришедшие в интернат из семей), чувство небезопасности, тревожно­сти; аутизм или плохой контакт психолога с ребенком.

Уменьшение состава семьи характерно для рисунков детей, которые конфликтуют с кем-либо из членов семьи. Они, обыч­но, “забывают” нарисовать эмоционально непривлекательных членов семьи. Таким образом, проявляется стремление как бы разрядить тягостную эмоциональную атмосферу в семье, избежать отрицательных эмоций, связанных с определенными людьми.

Когда ребенок не изображает братьев и сестер, это, как правило, отражает ситуацию конкуренция в семье, стремление “монополизировать на символическом уровне” недостающую любовь родителей. Обычно, отвечая на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, ребенок защищается: “Не нарисовал, потому что не осталось места”, “Он пошел гулять”, иногда дастся более откровенный ответ: “Не хоту, чтобы он с нами жил”.

В некоторых случаях изображения членов семьи “замещаются” изображениями зверей или птиц. Важно попытаться уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок старается уменьшить.

Изображение, вместо реальной семьи зверят может указывать на дефицит чувства общности в семейных отношениях, сильное чувство отверженности, стремление к теплым эмоциональным контактам.

Исключение собственного изображения из рисунка или изображение семьи, когда вместо членов семьи рисуется только

собственный портрет, также свидетельствует о проблемных семейных отношениях. Отсутствие в рисунках собственного изображения характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.

Презентация в рисунках только собственного изображения указывает на несформированное чувство общности, с одной стороны, и на некоторую эгоцентричность, истероидность, с другой, особенно, если собственное изображение детализировано, одежда декорирована, использовано большое количество цветов, и изображаемая фигура достаточно большого размера.

Если же изображение самого себя схематично, и рисунок передает _негативный эмоциональный фон, можно предполо­жить наличие чувства отверженности, покинутости, аутистические тенденции.

Информативным является также и увеличение состава семьи в рисунке. Как правило, это связано также с неудовлетворительными отношениями в семье, неудовлетворенными пси­хологическими потребностями.

Если в дополнение к членам семьи изображаются еще дети того же возраста, что и испытуемый, можно предположить наличие неудовлетворенных потребностей в равноправных, коо­перативных связях. Подобные рисунки чаще делают единственные дети в семье.

Когда “пририсовываются” дети более младшего возраста, это может быть связано с потребностью ребенка запять охраняющую, руководящую позицию. Это касается и тех случаев, когда в рисунках появляется _собачка или кошечка, несуществующие в реальности.

Изображение взрослых, не связанных с семьей, которые как бы “дополняют” родителей или заменяют их, указывает на восприятие ребенком семьи как неинтегрированный, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в более близких эмоциональных контактах.

В некоторых случаях это указывает на символическое разрушение целостности семьи и месть родителям из-за ощущения отверженности и ненужности.

Расположение членов семьи

Психологическая дистанция между членами семьи часто выражается посредством физической дистанции при расположении их на листе бумаги. В этом случае законы проксематики используются с учетом того, что_рисунок – это символическая ситуация, которая создается только одним автором.

По расположению фигур на рисунке можно судить о некоторых психологических особенностях взаимоотношений в семье.

Изображение членов семьи с соединенными руками может служить индикатором интегрированности семьи, ее сплоченности, эмоциональной включенности ребенка в семейную ситуацию.

Включенность всех членов семьи в общую деятельность, как правило, является благоприятным признаком.

Однако, когда объединение семейной группы достигается за счет внешних обстоятельств (например, все члены семьи по­мешаются в лодку, в маленький домик и пр.), это может свидетельствовать о попытке ребенка объединить, сплотить семью и об ощущении тщетности своей попытки.

Когда члены семьи изображаются изолированно друг от друга, это может указывать на низкий уровень эмоциональных связей, дезинтегрированность семьи.

Характер группирования членов семьи в рисунке отражает психологические микроструктуры семьи, коалиция, наличие конфронтации всемье.

Если ребенок рисует только себя в отдалении, это может указывать на наличие у него чувства невключенности, отчужденности. “Отдаление” другого члена семьи, как правило, связано с негативным отношением к нему ребенка, ощущением угрозы, которая находит от этого человека, либо с его малой значимостью или отчужденностью его от семьи.

Эмоциональные связи выражаются в рисунке не только посредством физических расстояний, но и посредством отношения членов семьи друг от друга при помощи каких-то объектов, деления рисунка на ячейки, в которых располагаются члены семьи.

Изображение стены или какого-либо физического барьера отражает тот факт, что эмоциональная энергия между членами семьи блокируется по каким-то причинам.

Если одна или несколько фигур на рисунке отведены (как бы инконсулированы), заключены за что-то, что отражает наличие у ребенка трудностей при взаимодействия с этим или консулированным” человеком. В ряде случаев члены семьи могут изображаться в отдельных отсеках, в раздельных квадратиках, что отражает ситуацию, в которой чувства членов семьи как бы “обрезаются”. Такого рода рисунки показывают на начало социальной изоляции, отход (удаление) от реальности, что может привести к серьезным проблемам при отсутствии специальной помощи.

Изображение кого-либо из членов семьи или самого себя на обратной (“изнаночной”) стороне листа свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении или о неразрешенном конф­ликте. Если, рисующий таким образом изображает самого себя, то это может отражать его чувство тревоги в связи с принадлежностью к семейно группе. В случае, если это чувство весьма сильное, испытуемый может даже категорически отказаться рисовать всех членов семьи вместе.

Интерпретация особенностей изображения фигур в “Рисунке семьи”

Особенности графических презентаций отдельных членов семьи могут нести информацию большого диапазона: об эмоциональной отношении к данному члену семьи, о восприятия его, а также об образе “Я” испытуемого и об особенностях его половой идентификации.

Необходимо обращать внимание на следующие параметры:

1. Количество деталей фигуры: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2. Детали одежды и украшения: шапка, воротник, карманы, банты, галстук, ремни, пуговицы, прическа, украшения одежды, покрой, узоры на одежде и пр.

3. Количество используемых для рисования фигуры цветов.

Как правило, более тщательно прорисовывается и декорируется фигура человека, с которым установлены хорошие эмоциональные отношения. И наоборот, негативное отношение к человеку проявляется в большей схематичности, незаконченности его графической презентации, в пропуске некоторых частей тела, (головы, рук, ног). Это также может указывать и на агрессивные побуждения по отношению к этому человеку.

Если рисунок сделан простым карандашом, то амбивалентные чувства или чувства беспокойства могут проявляться в вариациях качества линий или в стирании тех или иных частей фигуры.

Если для изображения используются цветные карандаши, то цвета, выбранные для разных: членов семьи, могут символическим образом выражать определенные чувства, испытываемые к ним.

Важным показателем является сравнительная величина фигур. При интерпретации величин фигур принимаются по внимание только значительные искажения.

Величина изображенной фигуры, как правило, отражает такие ее психологические характеристики, как сила, превосходство, значимость, доминирование.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако для ребенка, как для древнего египтянина, величина фигуры является сред­ством выражения ее значительности. Поэтому часто в детских рисунках можно увидеть, что изображение ребенком самого себя превосходит по величине изображения родителей. Эти может быть связано с эгоцентричностью ребенка, с его попыт­кой решить таким образом проблему “единого комплекса”. В последнем случае, соревнуясь за любовь родителя противопо­ложного пола, ребенок по величине, приравнивает себя к нему, исключая или преуменьшая при этом “конкурента”.

Маленькими изображают себя дети, чувствующие, свою незначительность, ненужность в семье, требующие опеки со стороны, родителей. В этом случае их фигуры значительно отличаются по величине от фигур остальных членов семьи. Для сравнения следует отметить, что в среднем семилетний ребенок на 0,3 – 0,35 см ниже своего родителя. Нарушение этого соотношения указывает на наличие тревожности и чувство не безопасности.

При анализе особенностей изображенных фигур следует обращать внимание на то, как нарисованы, отдельные части тела. Так как отдельные части тела связаны с определенными формами активности (общения, передвижения, контроля), то характер их презентации указывает на специфическую проблематику.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Когда в рисунках появляются фигуры с_поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это может указывать на агрессивные желания изображенного таким образом человека. Если ребенок изображает себя самого таким образом, то это является выражением стремления компенсировать свою слабость, беспомощность или отражает стремление его властвовать над другими. Это еще более справедливо, если в рисунке присутствуют такие признаки, как широкие плечи у фигур или другие атрибуты мужественности.

Отсутствие_ рук у фигур может отражать как чувство бессилия неуверенности, ощущение чрезмерного контроля со стороны окружающих, так и потребность ограничить чрезмерную активность со стороны члена семьи, нарисованного без рук.

Если в рисунке семьи какой-либо член семьи нарисован без головы, или без черт лица, или с заштрихованным лицом, то это указывает на конфликтные отношения с данным человеком или враждебное отношение к нему.


Дополнительную информацию также дает выражение для изображенных членов семьи. Следует помнить, что в детских рисунках улыбающееся лицо является своеобразным штампом, поэтому важно отметить, чем изображенные фигуры людей отличаются друг от друга.

Изображение зубов и выделение рта встречается в рисунках детей, склонных _к оральной агрессии. Если таким образом изображается какой-то член семьи, то это связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью от этого человека.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.