Я- твой сын, плоть от плоти твоей, кость от кости, - — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Я- твой сын, плоть от плоти твоей, кость от кости, -

2017-06-11 286
Я- твой сын, плоть от плоти твоей, кость от кости, - 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И пролить свою кровь за тебя я готов.

 

Идеи дружбы народов вдохновляли и татарского поэта Аделя Кутуя:

 

Я русскую столицу берёг.

Чтобы жила татарская столица.

 

О единстве чувств и помыслов народов страны свидетельствовало их бережное отношение к культурным традициям, к сокровищнице духовных ценностей, умение поэтически воспринимать природу не только своего родного, но и инонационального края. Вот почему в высокой и чистой нравственной атмосфере даже хрупкая веточка сирени, как о том поведал А.Кутуй в стихотворении «Утренние думы» (1942), вырастает в символ несокрушимости:

 

Как я люблю весенний Ленинград,

Твоих проспектов гордое сиянье,

Бессмертную красу твоих громад,

Рассветное твоё благоуханье!

 

Вот я стою, сжимая автомат,

И говорю врагам я в день весенний:

- Вы слышите сирени аромат?

Победа в этом запахе сирени!

 

Обострённое чувство родины питало пламя справедливого гнева, вдохновляло людей на подвиги в бою и труде. Отсюда неизменный мотив милой сердцу грузинских поэтов Картли (древнее название Грузии), воспевание Владимиром Сосюрой любимой Украины, вдохновенные картины Полесья и Беловежской пущи у белорусских поэтов. Всё это рождает, пользуясь словарём Якуба Коласа, «созвучье и лад» малой и большой Отчизны, о чем поэтически проикновенно сказал Валдис Лукс, обращаясь к «Уходящему сегодня на бой»:

 

Родина в мире одна. Знай, что двух не бывает, -

Есть только та, где висела твоя колыбель.

Есть только та, что дала тебе веру и цель,

Та, что звёздною славой нелёгкий твой путь осеняет…

 

В 1944г., армия, освободив Польшу и Болгарию, уже выходила на рубежи Эльбы, поэт Сергей Наровчатов писал:

 

То не слово врывается в слово:

От Урала и до Балкан

Крепнет братство, грозное снова,

Многославное братство славян.

 

(Из цикла «Польские стихи»)

 

О гуманной миссии воинов-победителей говорил казахский поэт А.Сарсенбаев:

 

Это слава русских солдат,

Это прадедов наших стан…

Как они много лет назад,

Мы проходим гряду Балкан…

А дорога вьётся змеёй,

По опасным ползёт местам,

Старый памятник боевой

Предвещает победу нам.

 

Содружество в общей борьбе с фашизмом, интернационализм - эти темы нашли воплощение в творчестве многих поэтов.

Эпоха Великой Отечественной войны породила замечательную по силе и искренности поэзию, гневную публицистику, суровую прозу, страстную драматургию. Обличительное сатирическое искусство той поры родилось как выражение гуманизма и великодушия человека, защищавшего человечество от механизированных фашистских орд. Частушки, пословицы, поговорки, басни, сатирические перепевы, эпиграммы- весь арсенал острот был взят на вооружение. Поэты вновь обращаются к эпиграммной частушке. Исключительной действенностью отличалась саркастическая надпись или подпись под плакатом «Окон ТАСС», карикатурой.

Д.Бедный, В.Лебедев-Кумач, А.Твардовский, А.Прокофьев, А.Жаров и целая плеяда фронтовых сатириков и юмористов успешно выступала в жанре сатирической миниатюры. Ни одно сколько-нибудь значительное событие на фронте не прошло бесследно для сатириков. Разгром фашистов на Волге и под Ленинградом, в Крыму и на Украине, дерзкие рейды партизан по вражеским тылам, смятение и разброд в стане гитлеровской коалиции, решающие недели битвы в берлинском логове- всё это остроумно и точно фиксировалось сатирическим стихом. Вот характерное для манеры Д.Бедного – эпиграмматиста четверостишие «В Крыму»:

 

-Что это? - Гитлер взвыл, глаза от страха жмуря. -

Потеряны- Сиваш, и Перекоп, и Керчь!

На нас идет из Крыма буря!

Не буря, подлый гад, а смерч!

 

Все средства комического заострения использовались для того, чтобы окончательно разделаться с противником. Этой цели служили иронические стилизации в духе старинных романсов, мадригалов, народных напевов, умело шаржированные сценки, диалоги. С серией «Эпитафии впрок» на страницах «Крокодила» выступил поэт Арго. «Пузатый Геринг в голубом мундире», что нетто весит «сто двадцать четыре, при орденах сто двадцать пять кило», неистовствовавший под небом Африки Роммель, которого, «чтобы не драпанул из могилы». Пришлось «плитой могильной придавить», наконец, чемпион по вранью Геббельс- вот объекты сатирического пера поэта.

Заслуживает внимание цикл эпиграмм В. Лебедева-Кумача, опубликованный в 1944-1945 гг. в «Крокодиле». Среди них интересны по остроте и смелости такие стихи, как «В дебрях столетии», «Взгляд и нечто», «Напрасный труд» и др. Особая роль в эти годы отводилось сатирическому обозрению, стихотворному и прозаическому памфлету. В жанре сатирического обозрения возрастает элемент аналитичности, облик врага раскрывается с непостижимой ранее психологической углубленностью. Некогда бездумно марширующий автомат, крепко битый на восточном фронте, начинает обнаруживать признаки живого существа, задумываться над своей конечной судьбой. Эта эволюция фашистского воинства и была зафиксирована сатирой.

Сатирик показывают, как разложение охватывает гитлеровский тыл, как рушатся претензии незадачливых «гегемонов» рейха на особую «цивилизаторскую» миссию и связанные с этим надежды на барыши.

К середине 1943 г. завершился процесс становления основных видов сатирического творчества военной поры. Художники постепенно отходили от абстрактно- аллегорических олицетворений фашистского зла, овладевая искусством сатирического образа во всей гамме комического и трагического.

В сборнике фронтовой сатиры Владимира Иванова «Карлушку – на мушку!» (1944) образ Карлушки- в известном смысле художественное открытие автора. Это не наглый и спесивый, а уже крепко битый «тотальный» фашист, в глазах которого запоздалое прозрение, смертельная усталость.

На завершающем этапе войны в сатире сильнее пробиваются ликующие тона, открыто мажорные краски. У стен фашистской Германии стоят чудо-богатыри- вестники могучего, великодушного народа. «Мы расплачиваемся с ней вполгнева,- писал в ту пору Л Леонов,- иначе один лишь ветер ночной плакал бы теперь на её голых отмелях».

Обречённость фашистского нашествия, разбившегося о мужество и стойкость народа, раскрывалась на последнем этапе войны уже, как правило, не в сатирической зарисовке, не в лирико-публицистической форме, но чаще всего в обобщенно философском плане. Поэзией с её способностью концентрированного выражения мысли были созданы произведения, в которых чувство обострённого историзма, итоговость наблюдений рождали образы большого синтеза.

Стихотворение М.Светлова «Итальянец» (1943)- поэтическое раздумье. Однако скорбная медитация окрашена не трагедийным, а трагико- сардоническим началом. Именно так и должна была быть выражена идея справедливого возмездия, определяющая движение лирической эмоции. Этому заданию подчинены высокое искусство параллелизма и контраста, а также кольцевая композиция. В первых строках стихотворения- напоминание о голубизне Неаполитанского залива, а в финале тот же мотив обретает траурную тональность. Простой чёрный крест на груди убитого врага ассоциируется с могильным крестом:

 

Никогда ты здесь не жил и не был!

Но разбросано в снежных полях

Итальянское синее небо,

Застеклённое в мёртвых глазах.

 

Воплощение коренных социально-нравственных, гуманистических идеалов борющегося народа с позиций углубленного историзма и народности мы находим в таком крупном эпическом жанре, как поэма. Годы Великой Отечественной войны стали для поэмы не менее плодотворным периодом, чем эпоха 20-х годов. «Киров с нами» (1941) Н.Тихонова, «Зоя» (1942) М.Алигер, «Сын» (1943) П.Антакольского, «Февральский дневник» (1942) О.Берггольц, «Пулковский меридиан» (1943) В.Инбер, «Василий Тёркин» (1941-1945) А. Твардовского – вот лучшие образцы поэтического эпоса военных лет.

В поэме как жанре синтетическом есть и быт, и панорамная картина эпохи, выписанная со всеми конкретными деталями- от морщинок и рябинок на лице человека до знаменитых ватников и теплушек, индивидуальная человеческая судьба и раздумья о большой истории, о судьбах страны и планеты в середине двадцатого столетья.

Показательна эволюция поэтов П. Антокольского и В. Инбер. От перенасыщения ассоциациями и реминисценциями предвоенной поэзии П. Антокольский смело переходит к стиху суровому и простому. Поэма «Сын» подкупает сочетанием лиризма с высокой патетикой. проникновенной задушевности с гражданским началом:

 

… Но разве это, разве тут начало?

Начала нет, как, впрочем. Нет конца.

Жизнь о далёком будущем молчала


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.