Разговорная речь, ее особенности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Разговорная речь, ее особенности

2017-06-11 668
Разговорная речь, ее особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К коммуникативным признакам разговорной речи относятся:

· неофициальность общения;

· неофициальная обстановка общения;

· неподготовленности речи.

Стилевыми особенностями разговорной речи являются:

· стремление к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи;

· широкое использование речевых стереотипов;

· конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта);

· вариативность, подвижность языковых средств.

Отличительные черты разговорной речи отражаются на всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

Фонетические особенности разговорной речи:

· большая вариативность произношения;

· влияние территориального варианта произношения;

· редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль).

Лексические особенности разговорной речи:

· активно применяется стилистически нейтральная лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика);

· свободное образование новых слов (окказионализмов – «слов по случаю»);

· использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов);

· расширение значения слов общенародного языка.

Из многочисленных морфологических особенностей языка для разговорной речи, которые с точки зрения нормы являются ее нарушением, характерно:

· правильно не склоняются или вообще не склоняются сложные и составные числительные;

· нарушения в образовании простой формы превосходной степени прилагательных и сложной сравнительной степени, малое использование кратких форм прилагательного;

· отсутствие причастий и деепричастий;

· широкое употребление местоимений;

· широкое употребление частиц, междометий.

Синтаксические особенности разговорной речи:

· эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации);

· повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю – делаю; хожу – хожу; далеко – далеко);

· незаконченные предложения;

· широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений;

· особые разговорные конструкции: обращения, оценочные конструкции типа: Еще бы!, Еще как!, Ну и ну!;

· объединения глаголов, например, взяли и приехали.

Рисунок 2.2. Особенности устной и письменной речи

 

Рисунок 2.2. Язык и речь

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте определение речи.

2. Сделайте сопоставительный анализ языка и речи.

3. Какие основные формы имеет речь?

4. Перечислите особенности кодифицированной устной речи.

5. Раскройте особенности разговорной речи.

Задание 2. Скажите, устный или письменный экзамен для Вас предпочтительнее и почему? А если бы Вы были экзаменатором?

Задание 3. Скажите, о каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл?

Что написано пером, того не вырубить топором. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Задание 4. Напишите, в каких случаях уместна: а) только книжная речь, б) только разговорная, в) в каких и та и другая. Конкретизируйте, если необходимо, ситуацию (когда, где, с кем, о чем) перечисленных ниже видов коммуникации.

Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом, разговор инженера с начальником, разговор помощника бурильщика с мастером, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.

Задание 5. Выполните практикум по нормам русского языка.

1. Расставьте ударение в следующих словах.

Договор – договорный, асимметрия, квартал, документ, досуг, газопровод, жалюзи, километр, дремота, магазин, каталог, красивее, пуловер, столяр, щавель, статуя, творог, свекла, торты, хаос, звонит – звонишь – звонят – созвонимся, апостроф, гастрономия, инструмент, средства, завидно, эксперт – экспертный, ходатайство – ходатай, диспансер, обеспечение, намерение, иконопись, сваты, туфля, начался, созыв, вероисповедание, каучук, христианин, кулинария.

2. Вставьте пропущенные буквы (приставки пре- и при-):

а) пр…бывать в санатории, пр…ходящая няня, пр…дать значение, пр…клонить ветку, пр…ступить к делу, камень пр…ткновения, пр…вратности судьбы, пр…зирать врага, пр…твориться незнающим, автобус пр…бывает утром, пр…ходящий успех;

б) пр…спешник, пр…вратник остановил, пр…дать друга, пр…дел возможностей, воспр…емник, пр…клоняться пред идеалом, пр…ступать границы дозволенного, дом пр…зрения, пр…дел в церкви, пр…творить в жизнь.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М., 2003.

2. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование / Л.А. Введенская, А.М. Пономарева. – М., 2003.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М., 1997.

4. Гольдин В.Е. Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи / В.Е. Гольдина, О.Б. Сиротина. – М., 2002.

5. Губернская Т.В. Русский язык и культура речи / Т.В. Губернская. – М., 2014.

6. Русский язык и культура речи: Учебник под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000.


7.

Тема 3. Речевое общение

Цель: изучить основные особенности речевого общения.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части: знание определения коммуникации и общения, основных функций общения, умение применять основные принципы успешной коммуникации на практике.

Актуальность темы заключается в том, что успешность коммуникации зависит от выполнения ряда основных принципов, которые четко прописаны в коммуникативном кодексе. Однако на практике часто люди забывают про эти условия и тем самым снижают эффективность и результативность своего общения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Коммуникация (лат. Communico – делаю общим) – обмен информацией, осуществляемый вербальными и невербальными средствами, возникающий между людьми, при помощи символьной системы.

Общение – передача информации от одного индивидуума другому, а также обмен навыками, умениями, опытом, эмоциональными состояниями. Общение представляет собой особую форму взаимодействия между людьми. В своей основе оно имеет биологическую природу. Только родившись, человек сразу же нуждается в общении. И в дальнейшем уже не представляет себе жизнь без общения. Поэтому общение – это одна из главных составляющих человеческой жизни.

Основными функциями, исходя из сказанного, являются: коммуникативная, интерактивная, перцептивная (Рисунок 3.1.).

Рисунок 3.1. Функции общения

Общение имеет свои структурные компоненты: 1) его участники; 2) предмет общения и 3) средства общения (словесные и несловесные).

Речевое событие является главным компонентом коммуникации. Оно представляет собой законченное целое и состоит из двух составляющих:

1. Речевое поведение, которое складывается из вербальной и невербальной речи.

2. Речевая ситуация, включающая обстоятельства, при которых происходит коммуникация, и участников.

Речевая коммуникация считается успешной или эффективной тогда, когда то, что передает адресант, правильно интерпретируется (декодируется) адресатом. Если такое не происходит, то смысловая картина сообщения искажается, что может привести к принятию неправильного решения или даже конфликту.

На успешность коммуникации большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: потребность в общении, коммуникативная заинтересованность, настроенность на мир собеседника, близость мировоззрений говорящего и слушающего, умение слушателя проникнуть в замысел собеседника, внешние обстоятельства, знание норм этикета и др. Необходимым условием эффективной коммуникации является умение слушать.

Каждый из собеседников должен нести ответственность за то, что он говорит. Если этот процесс происходит осознанно, то его можно рассмотреть с точки зрения коммуникативного кодекса, который «представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев» [1] .

Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения – тактикой.

Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действие критерии и принципы корректного речевого поведения.

Важнейшими критериями являются:

· критерий истинности, который определяется как верность действительности;

· критерий искренности, который определяется как верность себе.

Главными принципами коммуникативного кодекса являются (Рисунок 3.1.):

· принцип кооперации Г. Грайса, который заключается в том, что коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога (Рисунок 3.2.);

· принцип вежливости Дж. Лича – это принцип взаиморасположения говорящих в структуре речевого акта.

 

Рисунок 3.1. Принципы коммуникативного кодекса

 

Принцип кооперации Грайса Г. содержит следующие максимы:

1. Максима полноты информации заключается в том, что информации в общении должно быть столько, сколько необходимо.

2. Максима качества информации состоит в том, что всегда нужно говорить только то, в чем сам уверен.

3. Максима релевантности заключается в четком следовании выбранной теме. Собеседники должны четко улавливать и связывать произносимое, иначе внимание будет рассеиваться.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.