Тема 6. Коммуникативный аспект культуры речи: логичность, точность, понятность и доступность — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 6. Коммуникативный аспект культуры речи: логичность, точность, понятность и доступность

2017-06-11 865
Тема 6. Коммуникативный аспект культуры речи: логичность, точность, понятность и доступность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: сформировать представление о коммуникативном аспекте культуры речи и его составляющих.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части: знание о понятии «коммуникативный аспект культуры речи» и о его составляющих – коммуникативных качествах речи; формирование умения из предоставляемых языковой системой возможностей находить адекватную языковую форму для выражения конкретного содержания в реальных ситуациях речевого общения.

Актуальность темы заключается в том, что традиционно культура речи сводится в сознании студентов к определениям «правильно/неправильно», т.е. к знанию норм русского литературного языка в устной и письменной формах. Однако культура речи – это еще и умение выбирать и организовывать языковые средства, которые в конкретной коммуникативной ситуации способствовали бы достижению поставленных задач общения. Поэтому ознакомление студентов-нефилологов с данной темой необходимо.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В современной лингвистике выделяют три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Культура речи связана не только со знанием норм русского литературного языка, но и с его функционированием, с речевой деятельностью. Она способствует выработке навыков отбора и употребления средств языка в речевой коммуникации, помогает сформировать сознательное отношение к их употреблению в речи в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор тех или иных языковых средств для достижения целей общения составляют основу коммуникативного аспекта культуры речи. Поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, способствующие эффективному общению, и учитывать их в процессе речевого взаимодействия (Рисунок 6.1).

Коммуникативные качества речи
Точность речи  
Логичность речи
Понятность и доступность речи
Чистота речи
Уместность речи
Богатство и выразительностьречи

 

 


Рисунок 6.1. Коммуникативные качества речи

Точность речи связана с умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и системы русского языка, его возможностей и законов. Она проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, искажать события, путать факты, нарушать логику повествования. Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это плохое и недостаточное знание русского языка, особенностей употребления его средств. Самыми распространенными причинами, делающими речь неточной, являются: употребление слов в несвойственном им значении; смешение паронимов, омонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность и др. Например: «В этих словах ярко выражается уверенность Любы в светлое будущее народа» ( вместо вера ); «В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы снести ему кое-какие продовольствия» ( вместо продукты – смешение синонимов); «Наташа в сцене отъезда проявила практицизм» (вместо практичность – смешение паронимов); «Для Наташи характерна любовь к ближним людям» (вместо близким – употребление слова в несвойственном ему значении); «Скотинин поехал в деревню и развел там свинство» (неумение уловить отвлеченный характер значения слова).

Логичность речи тесно связана с точностью. Точность является предварительным условием логичности. Логичность речи заключается в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Прежде чем научиться логично говорить и писать, необходимо уметь логично мыслить. Значит, логичность – это отражение структуры логичной мысли и логичного, последовательного ее развития в семантических связях элементов языка в речи. Чтобы речь была логичной, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте, нужно также знать языковые средства, которые способствуют организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речи.

Логика – наука о законах мышления, а мысль и язык связаны неразрывно. Нарушение основных законов мышления: закона тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания и т.д. – находит отражение в речи учащихся. Примерами логических ошибок могут служить следующие: «Книги, которые читал Онегин, оказались сходными с его мыслями» (отождествляются понятия, отличные друг от друга, что связано с законом противоречия); «Через два года родился Шура, Зоин братишка. Но Зоя понравилась мне с первых ее шагов, с первых слов» (противопоставляются суждения, не находящиеся в противоречии); «Однажды его вытащили из воды с разорванной губой вместо щуки» (повествование о печальных событиях вызывает смех из-за резкого искажения смысла высказывания); «Около здания не прекращалось движение: подъезжали машины, мотоциклы, автомобили» (нарушение правил деления: понятие «машины» включает в себя частное понятие – «автомобили»).

Понятность речи заключается в ее действенности, эффективности и зависит от характера используемых слов. Доступность речи – это такое коммуникативное качество, когда говорящий отбирает факты, аргументы, речевые средства, максимально учитывая возможности восприятия речи в конкретной аудитории.

Чтобы речь была максимально правильно воспринята слушателем, нужно ограничить использование узкоспециальных терминов, иноязычных слов, не имеющих широкого распространения, профессионализмов. Уровень понятности и доступности должен определяется оратором в каждом конкретном случае в зависимости от аудитории, на которую направлена речь. Следует учитывать возраст, уровень образованности, социальное положение, психологическое и эмоциональное состояние аудитории и т. д. Например, одна и та же речь не может быть одинаково хорошо воспринята в школе и на пленарном заседании, или же речь, изобилующая профессиональными словами, не будет до конца понята рядовым слушателем и т. п. Если оратор употребляет какой-либо термин, иноязычное слово, диалектизм, он должен быть уверен, что они известны слушателям. В противном случае нужно дать пояснения значений употребляемых слов. Английский просветитель и философ Джон Локк считал, «что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания».[7]

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие три компонента культуры речи выделяют в современной лингвистике?

2. Что представляет собой коммуникативный аспект культуры речи?

3. Какие коммуникативные качества речи Вы знаете?

4. Что такое точность речи? Каковы причины неточной речи?

5. В чем заключается логичность речи? Приведите примеры логических ошибок.

6. В чем заключается понятность и доступность речи?

Задание 2. Понаблюдайте за речью окружающих. Встречается ли в ней использование слов-паразитов? Как, по-вашему мнению, можно объяснить такое словоупотребление?

Задание 3. Прочитайте предложения. Скажите, какие коммуникативные качества речи в них нарушены? Определите ошибки, объясните, чем они обусловлены. Исправьте предложения.

1. Каждый инженер должен иметь собственное мнение, совпадающее с мнением начальника. 2. За допущенный прогул инженеру Королеву объявляется выговор с последующим отгулом. 3. Я всегда говорю искренне, даже если иногда немного обманываю. 4. Очень опасный игрок! Вот он стоит в центре поля и ждет, пока к нему придет мяч, чтобы можно было по нему ударить. 5. Уважаемые туристы! У кого остались талоны от обеда, вы можете их съесть на ужин! 6. Бесшумный будильник «Ракета» – можно поставить в любой уголок вашего дома. 7. Предусмотрено провести порядка 250 творческих встреч. Мы уверены, что они будут полезны и познавательны не только зрителям, получающим редкую возможность увидеться и поговорить со своими любимыми режиссерами и актерами, поделиться своими мыслями и заботами. 8. На замечания о своих неправильных действиях и поведении Савчик реагирует болезненно, несамокритично, не желая воспринимать их к сведению и устранению. 9. Приступая к изучению грамматики, мы старательно подбираем материалы для объяснения и закрепления кругозора учащихся.

Задание 4. Укажите лексические ошибки, погрешности стиля, смысловые неточности. Внесите необходимые исправления.

В самом молодом ресторане «Лесная быль», открытом в фешенебельном отеле «Россиянин», три зала. Каждый спланирован по-своему, а объединяет их модная отделка в оформлении: мягкого бело-молочного цвета мраморные стены, кованные из чёрного металла узорные решётки, художественные гобелены и панно, выполненные по специализированному заказу. Гигантские ковры, каждый «тиражом» в один экземпляр, воспроизводят картины древней России. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно, на высоком художественном уровне.

Свой колорит имеет и четвёртый, банкетный зал, подготовленный для семейных праздников и торжеств банкетов и товарищеских встреч. Стены зала облицованы розовым туфом, добытым в Армении. Оригинальный светильник выполнен в виде плывущей ладьи, на которой зафиксированы цепи свечей из цветного фарфора. Ни одна не похожа на другую, каждая уникальна, единственна в своем роде.

«Лесная быль» гостеприимно приглашает гостей отведать фирменных блюд российской кухни и весело провести время под весёлую музыку оркестра.

Задание 5. Выполните практикум по нормам русского языка.

1. Расставьте ударение в словах.

Донельзя, задолго, запломбированный, цепочка, кладовая, фетиш, пасквиль, феномен, догмат, коклюш, благовест, взапуски, еретик, издревле, иначе, искони, исстари, наискось, наотмашь, некролог, отрочество, госпитальный, духовник, памятуя, вечеря, мальчиковый, послушник, подростковый.

2. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки.

Пастуш...нок гонялся по саду за коровой (Бунин). 2. Перед ним тарелка с борщ...м, ломт...ки ч...рного хлеба и оливки наблюд…чке (А.Н. Толстой). 3. Потешь же, миленький дружоч...к. Вот лещ...к, потроха, вот стерляди кусоч...к (Крылов). 4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пер...шка, коротенький карандаш...к и тоненькую книж…чку крупной печати (Гладков). 5. Спросишь мнение, – придёт в смятень...це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень…це уважаемого товарища заведующего (Маяковский). 6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз...н...ка с зелёною косой (Некрасов). 7. Актёры любили её и называли «мы с Ван...ч…кой» и «душ...ч…кой» (Чехов). 8.Уж я врем...ч...ко проведу, проведу… Уж я тем...ч...ко почешу, почешу… Уж я сем…ч...ки полущу, полущу (Блок).

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов-на-Дону, 2004.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб. - М., 2010.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М., 2001.

4. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс / Е.Н. Зверева. – М., 2008.

5. Казарина С.Г., Милюк А. В., Усачева М.П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку / С.Г. Казарина, А. В. Милюк, М.П. Усачева. – М., 2004.

6. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культуры речи: учебное пособие / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. ¾ М., 2001.

7. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Под ред. В.И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2013.

8. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2001.

 


 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.