Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»? — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»?

2017-06-11 130
Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет 1

1. Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на изученные в 8 классе произведения, проиллюстрируйте основные композиционные элементы (завязка, кульминация, развязка).

 

Композиция - это построение художественного произведения, соотнесение всех его частей с единым целым. Известно, что она имеет множество компонентов, которые писатели применяют в произведениях для полноты изображения жизненных картин. Основные элементы, из которых состоит композиция в литературе, - это и лирические отступления, и портреты, и вставные эпизоды, эпиграфы, заглавия, пейзажи, окружающая обстановка.

Проиллюстрируем основные композиционные элементы на примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

Завязкой в рассказе является диалог в начале рассказа, когда Иван Васильевич обращается к истории своей любви, к случаю, изменившему его жизнь.

Следующая часть- сам рассказ о бале и своей любви к Вареньке Б., своих чувствах к ней и состоянию, охватившему его.

Кульминацией в рассказе является сцена экзекуции татарина.

Рассказ заканчивается развязкой - Иван Васильевич вспоминает, что постепенно любовь «сошла на нет», чувства остыли, служить он не пошел.

2. Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. Народные песни помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. С помощью народных песен формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.

 

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Календарные Лирические Обрядовые Исторические Частушки

Семейно-бытовые Любовные, шуточные, бурлацкие, солдатские, разбойничьи

Лирические песни - это песни, отображающие чувства, мысли, настроения события из повседневной жизни народа.

Лирические песни бывают: песни любовные, семейные; ямщицкие,бурлацкие, солдатские, разбойничьи; - песни хороводные, шуточные, игровые, плясовые; - припевки, частушки.

Например, песня «Вдоль по улице метелица метет». Это песня о любви. Как и мно­гие на­род­ные песни, она по­стро­е­на на диа­ло­ге. Пер­вые две стро­ки про­пе­ва­ют­ся от лица де­ви­цы-кра­са­ви­цы, ко­то­рая на улице встре­ти­ла сво­е­го ми­ло­го. Осталь­ная часть песни по­ет­ся от лица мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, влюб­лен­но­го в де­вуш­ку. Она ис­су­ши­ла и из­му­чи­ла его, од­на­ко он не те­ря­ет на­деж­ды. Имен­но по­это­му песня про­ник­ну­та за­дор­ным и иг­ри­вым на­стро­е­ни­ем.

Ху­до­же­ствен­ные осо­бен­но­сти лирической песни:

1. По­втор строк.

Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя
.

2. По­сто­ян­ные эпи­те­ты: белое лицо, добра мо­лод­ца.

3. Слова с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми: ми­лень­кий.

4. Син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм (од­но­тип­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции):

На твою ли на при­ят­ну кра­со­ту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все на­зван­ные ху­до­же­ствен­ные при­е­мы ра­бо­та­ют для со­зда­ния опре­де­лен­но­го на­стро­е­ния. В нашей песне это оп­ти­мизм и жиз­не­лю­бие.

Исторические песни — народные повествовательные песни, посвященные историческим событиям и их героям. Таковы русские исторические песни о царе Иване Грозном, Ермаке, Степане Разине, Пугачёве и др.

Русские исторические песни, так же как и былины, являются произведениями устного народного творчества, сложены былинным стихом и исполняются нараспев.

«Пугачёв в темнице» - это историческая песня, в которой рассказывается о Пугачёве после разгрома его восстания. Эта народная песня характеризуется использованием определённых народнопоэтических средств.

Так, например, в ней используются постоянные эпитеты: лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец.

Как и в любом произведении фольклора, используются лексические повторы: «Ты, звезда ли моя, звёздочка…», «Кандалы мои, кандалики…» Кроме лексического повтора используется анафора – единоначатие: «Выше леса тёмного, Выше садика зелёного», «Доставались мне кандалики, доставались мне тяжёлые…» Другая стилистическая фигура, характерная не только фольклору, но и любому поэтическому произведению, это инверсия – обратный порядок слов: «Становилась та звёздочка над воротами решётчатыми.» Ещё одна стилистическая фигура – риторические вопросы и обращение: «По ком вы, кандалики, доставалися?» «Ты, звезда ли моя, звёздочка…»

Русский фольклор характеризуется использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: звёздочка, кандалики, садик, тятенька, маменька.

Билет 2

Билет №3.

Билет 4

Билет №5

1. Дайте определение понятию «трагедия» на примере произведения В.Шекспира «Ромео и Джульетта».

 

Трагедия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к трагическому исходу. В основе трагедии- конфликт, столкновение героев, интересов, позиций, внутреннего противоречия героев.

Конфликт в трагедии разрешается через страдание человека, часто приводит к гибели героя, но и к его духовному росту.

В конфликт вовлекаются все участники трагедии. Суть трагедии: через сочувствие трагической судьбе героя определить границы добра и зла, подлинные человеческие ценности.

В основе трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» - конфликт живого чувства и семейной вражды, столкновение чистой, безгрешной любви с окружающим миром, в котором царят предрассудки семейной морали. Конфликт между уходящим и новым миром приводит к гибели героев.

Вражда семей Монтекки и Капулетти- это не конфликт трагедии, это лишь повод для конфликта. Вражда идёт из прошлого, а повод для нее давно забыт, о нем никто ни разу и не вспомнил. Оба старика, главы враждующих домов, в душе тяготятся этой вековой распрей, но по инерции поддерживают ее.

Ромео и Джульетта погибают жертвами семейной вражды, но их любовь празднует в пьесе свою победу. Своей жертвенной смертью Ромео и Джульетта достигают торжества любви и мира: «вражда отцов с их смертью умерла».

Любовь Ромео и Джульетты одерживает победу над старым миром семейных предрассудков, искореняет ненависть семей, бывшие враги у могил детей протягивают друг другу руки Трагедия заканчивается полным миром, но куплен он дорогой ценой.

Билет № 6

Билет № 7

1.Дайте определение термину «антитеза» на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).

Антите́за (противопоставление) - одна из стилистических фигур, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» построен на приеме антитезы путём изображения двух противоположных эпизодов: сцена на балу и событий после бала. Контраст наблюдается во всем: в облике полковника на балу и на плацу; в описании картин бала и в сцене экзекуции; в музыкальном сопровождении бала и «жестокой, нехорошей музыкой» после бала.

Например:

1. Цветовая гамма: При описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье с розовым поясом», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки».

Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости в душе рассказчика. В сцене наказания присутствуют другие краски: «чёрные мундиры», «черные ружья», вид красной, пёстрой мокрой от крови спины.

2. Звуки: Музыкально сопровождение на балу говорит о душевной радости Ивана Васильевича, состоянии влюбленности: «веселая кадриль», «нежный плавный вальс», «задорная полька», мазурка, нежная красивая музыка. Во второй части -это «бой барабана», «визгливая мелодия флейты, «жестокая нехорошая музыка».

3. Состояние рассказчика: На балу «был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро, я обнимал в то время весь мир своей любовью». При виде жестокого наказания солдата: «вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища, как будто я был уличён в самом постыдном поступке»

 

2 .Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

 

Николай Васильевич Гоголь в комедии «Ревизор» изобразил типичный для первой половины19 века небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядком в городе, невежественностью его обитателей, грязью, неблагоустроенностью.

В комедии поднимаются как социальные проблемы, так и нравственные. Н.В. Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России…».

 

Гоголь рисует широкую картину разложения российского чиновничества. Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Автор изображает облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Под стать правителю города и его окружение.

Это судья Ляпкин-Тяпкин, который прочитал за всю жизнь 5 — 6 книг. Судья относится к службе равнодушно. Он занят охотой, а непременные для российского чиновника взятки берет борзыми щенками. О состоянии городского суда можно судить по вскользь сделанным замечаниям градоначальника: под ногами посетителей шныряют гуси, а в самом присутствии, где вершится правосудие, висит охотничий арапник.

Попечитель богоугодных заведений Земляника так говорит об особенностях медицинского обслуживания во вверенной ему больнице: "Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". Он подхалим, ябедник и доносчик. Реплики городничего, адресованные попечителю Землянике, говорят о бедственном положении больных, беспомощных людей, всецело зависящих от плута и вора.

Смотритель уездных училищ Хлопов — насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный. В училище творится беспредел и анархия.

Почтмейстер Шпекин — необыкновенно глупый человек. Свою службу он считает "приятным время препровождением". Чтобы служба была еще приятнее, почтмейстер распечатывает и с удовольствием читает чужие письма, а наиболее интересные из них попросту коллекционирует.

Расширить рамки уездного чиновничества помогает образ Хлестакова, проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова — это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В действительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа.

Культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их обычные и любимые занятия — попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. Каждого из них одна цель — карьера и богатство. О том, как относятся чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды пьесы.

Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России.

Итак, пьеса "Ревизор" убеждает нас в том, что чиновники занимают государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа. Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белинский считал комедию Н. В. Гоголя "Ревизор" бичом казнокрадства, произвола и лихоимства, характеризующих всю бюрократическую государственную систему России.

Пороки чиновничества, которые разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:

· взяточничество

· казнокрадство

· низкопоклонство и подличанье перед властями знатностью и богатством

· скотская грубость перед низшими

· самоуправство

· халатность в службе

· корыстолюбие

· произвол

· мошенничество

· подобострастие

· безнравственность

 

Билет № 8

1. Определите особенности жанра исторического романа на примере произведения В.Скотта «Айвенго».

Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры, передающий облик той или иной исторической эпохи.

 

Черты исторического романа по В. Скотту:

 

1. Показ переломных моментов истории, когда решается судьба страны.

 

2. Частная жизнь людей связана историческим процессом.

 

3. В романе действуют представители разных сословий.

 

4. Показана роль народных масс.

 

Время, изображенное в романе: время феодальных междусобиц 12 века, третьего крестового похода (1189-1192 гг). Раннее средневековье Период царствования Ричарда Львиное сердце.

 

Исторические события в романе: Завоевание Англии норманским герцогом Вильгельмом (битва при Гастингсе) Истребление или лишение владений саксонской знати Крестовые походы.

Исторические лица в романе: Ричард Львиное Сердце, сын короля Генриха II Норманнский герцог Вильгельм Принц Джон.

 

Изображение жизни средневековой Англии: исторические картины, распри феодалов, картины быта богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры, образы рыцарей, феодалов, духовенства, крестьян.

 

В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников и т.д.

Но исторические события в романе разворачиваются на фоне любовных отношений молодого рыцаря Айвенго и прекрасной леди Ровены.

 

 

Билет №9

Билет № 10

Билет № 11

Билет № 12

1. Дайте определение понятию «поэма» на примере произведения М.Ю.Лермонтова

«Мцыри».

ПОЭМА крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Это лиро-эпическое произведение, т.к. рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства, ереживания.

Произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическая поэма. Признаки романтической поэмы:

· противоречие между идеалом и действительностью;

· исповедальное начало (исповедь от 1-го лица дает возможность понять внутренний мир героя);

· сюжет и образы (герой Мцыри, картины дикой природы)
Тема поэмы: рассказ о свободолюбивом горце, погибающем вдали от родины в христианском монастыре, совершившем побег, герое, который готов отказаться от вечности ради родины и свободы.


Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.

разбить врагов.

Сюжет поэмы:

В поэме «Мцыри» рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русским генералом Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы.

 

Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он почувствовал себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей.

 

Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степень собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что прежнюю жизнь в неволе он продолжать не сможет.

 

Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.

Идея поэмы: утверждение ценности свободы. Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

 

Билет №13

Билет № 14

1. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» («Мцыри»). Ответьте на вопрос, опираясь на содержание поэмы М.Ю. Лермонтова.

Три счастливых дня, провел Мцыри на воле и испытать счастье свободы. Рассказу об этих трех днях посвящена большая часть поэмы. В своей исповеди Мцыри рассказывает монаху свою историю, вспоминает детство, отца и мать и сожалеет о том, что не выполнил свою клятву вернуться домой.

«Что делал я на воле? ЖИЛ!»


В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:
...О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...

Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми, но Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать.

Но ему уже не суждено попасть на родину. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но у него были три дня, прожитые им на свободе. Он находит в себе силы признать поражение и умереть, никого не проклиная.

Да, он вырвался из крепости монастыря, но внутреннюю тюрьму, уже не разрушить.
Именно осознание этого и убивает Мцыри, он не рожден, чтобы жить в рабстве.

Умирая, Мцыри просит похоронить его в том уголке монастырского сада, откуда "виден и Кавказ", чтобы легкий ветерок приносил иногда на могилу обрывки родной речи.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком...

Билет № 15

1. Оценка русской критикой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри ».(знать фамилии критиков, которые писали о поэме, выучить дословно несколько цитат русских критиков о поэме, я их подчеркнула, остальное – просто иметь представление)

 

Образ Мцыри вызвал неподдельный интерес в русской критике.

 

В.Г.Белинский: « Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму...

 

Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаянии, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!..

Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа.

Д. Е. Максимов: Поэма «Мцыри — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.

Мцыри — «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри— высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви...

В. И. Коровин: Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба начинается с того, что Мцыри взят в плен ребенком, Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя — он «пуглив и дик», «слаб и гибок», но «в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий слух / Его отцов». Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторваностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни.

Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы.

Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью.

Билет № 16

1. Изображение военных будней в стихотворениях о Великой Отечественной войне (на примере изученных произведений).

Годы Великой Отечественной войны вызвали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Появляются проникновенные стихи о Родине, о тяжести военных будней солдат, потери близких и друзей. Поэзия была самым популярным жанром военных лет.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. В своем стихотворении «Враги сожгли родную хату…» он воплотил всё то, что чувствовали десятки, а может, и сотни тысяч солдат. Это стихотворение о солдате-победителе, вернувшемся в родное село и нашедшем на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы.

Поэт Алексей Иванович Фатьянов с первых дней Великой Отечественной войны находился в рядах армии. Он написал удивительные слова к песне «Соловьи»: Солдаты после тяжелого боя хотят отдохнуть, чтобы дальше отправиться с новыми силами, а соловьи поют, и поэтому заснуть очень трудно. Автор обращается к соловьям, просит их не петь: "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят…" "Не спит солдат, припомнив дом. И сад зелёный над прудом, где соловьи всю ночь поют, а в доме том солдата ждут." Солдаты понимают, что чем быстрее к победе, тем ближе к родным и близким, к дому, вокруг которого "соловьи всю ночь поют".

Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя в песне «Эх, дороги».

Поэт Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин» Твардовский показал главного героя в разных ситуациях, мы видим Теркина и на поле боя, и в госпитале, и на отдыхе. И везде он находчив, смел и полон оптимизма. Твардовский создал собирательный образ русского солдата, который боролся против фашизма, защищая свою Родину. Писатель дал нам возможность проследить за ходом войны глазами простых солдат, он показал нам военные будни.

Поэма «Василий Тёркин» - это рассказ о том, как жил солдат на войне, как он воевал, сражался. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, рисует военные будни, показывает солдат на привале, в момент боя и короткого отдыха.

Теркин может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. А как Тёркин играл на гармошке!
Василий Тёркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, то очень серьёзные рассказы.

А сколько лишений приходится терпеть Василию Тёркину! Он мёрзнет, голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. А он не унывает. Живет и радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим людям. Теркин не может не радовать своим жизнелюбием.

А.Т. Твардовский, рассказывая простым, образным, народным языком о русском солдате и событиях мирового значения, нигде не изменил правде жизни. Народ победил именно потому, что сражался за правое дело. Доброта, народная справедливость - вот решающая сила, которая приводит к победе.

Билет № 17

Билет № 18

Проблематика

В комедии «Ревизор» поднимаются социально-психологические и нравственные проблемы.

социально-психологические нравственные проблемы
общественные недостатки (произвол чиновников, неумелое управление. недобросовестное выполнение своих обязанностей чиновниками человеческие пороки (безнравственность, высокомерие людей, желание устроится в жизни выгоднее, чем другие, чтение чужих писем почмейстером)
-бесчинство и своеволие чиновников (беззаконие, казнокрадство, взяточничество) - лицемерие и вранье (можно грешить, достаточно лишь, подобно городничему, каждое воскресенье исправно посещать церковь)
  -подмена ценностей (истинные ценности для чиновников города заменены представлениями о чине. Смотритель училищ Хлопов, скромный титулярный советник, откровенно признается, что если с ним говорит кто-либо выше чином, так у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул». Именно поэтому чиновники не только изображают почтение в Хлестакову, но и действительно испытывают его. Судья уверен, что взятки борзыми щенками и за взятки считать нельзя, "а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль..."
  «Хлестаковщина» — это внутренняя пустота, глупость, притворство, приспособление к обстоятельствам. Это явление присуще всем героям комедии. Это стремление пустить пыль в глаза, простодушный эгоизм.

Билет № 19

1.Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

Сатира – это особый способ изображения отрицательных явлений жизни, общественных недостатков, пороков и недостатков людей. Смех – главное оружие сатиры

В сатирических произведениях пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно высмеиваются. Сатира Николая Васильевича Гоголя направлена на то, чтобы показать истинное лицо чиновничьей России и тем самым попытаться что-либо изменить.

Прежде всего объектом сатирического изображения в комедии являются уездные чиновники. Узнав о предстоящем визите государственного инспектора, все чиновники вместо того, чтобы заниматься решением насущных задач города, направляют свои усилия на наведение «порядка» (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по которой поедет ревизор).

На примере городничего Гоголь полно раскрывает «все дурное», что характеризовало чиновника того времени. Более всего он озабочен тем, чтобы не пропустить того, что «плывет в руки». Городничий —хитрый и расчетливый во всех делах, аферах и мошенничествах. Он чувствует себя в городе полновластным хозяином. Возглавляя целую «корпорацию разных служебных воров и грабителей», городничий считает взяточничество вполне нормальным явлением. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной, он может праздновать именины два раза в год, чтобы получить больше поборов с купцов, он кладет себе в карман деньги, отведенные на строительство церкви, представив отчет о том, что она «начала строиться, но сгорела».

Сатира Гоголя также безжалостна и к окружению городничего. Например, судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен». Попечитель богоугодных заведений Земляника, нагло обворовывает больных: «Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет то и так выздоровеет». Смотритель уездных училищ Хлопов — насмерть запуганный человек, испытывающий трепет перед именем начальника. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», - признается Лука Лукич. Ничуть не лучик этих персонажей «простодушный до наивности человек» почтмейстер Шпекин, познающий жизнь из вскрываемых им чужих писем.

 

Особенно ярко сатира Гоголя проявляется в образе Хлестакова - самый яркий образ чиновника того времени, символ эпохи. Вначале Хлестаков не понимает, за кого его принимают, и наслаждается «приятностью» своего нового положения. Он сочиняет небылицы о своем высоком положении в Петербурге, что называется, пускает пыль в глаза.

В комедии «Ревизор» Гоголь изображает социально значимые пороки действительности (казнокрадство, взяточничество и т.д.), а также частные недостатки человека (скудоумие, лживость и т.д.) помощи различных художественных деталей, а также прибегает к использованию приемов гротеска и гиперболы.

Гротеск- вид художественной о́бразности, причудливое и контрастное сочетание реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

В «Ревизоре» гиперболой и гротеском является весь сюжет; это действительно смешно, если обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают за ревизора из столицы, да еще дают взятки. Используя приемы гротеска, иронизируя над героями, Гоголь показывает, что чиновники- никчемные, неумные, завистливые, а подчас и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (вспомним Землянику, который рассказывает Хлестакову о проступках практически всех чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды).

В сатире гипербола (преувеличение) получила наибольшее распространение. Масштабы вранья Хлестакова перерастают из гиперболы в гротеск: «с Пушкиным я на одной ноге». Ещё примеры гротеска – слияние реального с фантастическим: «…тридцать пять тысяч одних курьеров», «… в семьсот рублей арбуз» «Я с Пушкиным на дружеской ноге», «…суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа».

Комичность ситуаций, основанная на жизненной достоверности, - особенность сатирического произведения.

Билет № 20

1.Дайте определение терминам «монолог», «ремарка», «диалог». Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Монолог— развёрнутое высказывание действующего лица, обращённое к партнёру, самому себе или зрителю; часто является способом самохарактеристики героя.

Пример: монолог Хлестакова, где он размышляет предстает перед зрителями таким, каким есть на самом деле, монолог Осипа, в котором мы узнаем о никчемности и праздном образе жизни Хлестакова (перескажите один из монологов).

Диалог разговор двух или нескольких лиц, вводимый в повествовательное произведение. (приведите примеры диалогов в комедии). Действие второе, Явление 11, диалог Хлестакова и Осипа.

Р емарка (фр. remarque) — замечание автора текста, уточняющее или дополняющее какие-либо детали.

Роль ремарок в комедии: комедия— это произведение, предназначенное для постановки на сцене, поэтому ремарки предназначены актёрам для того, чтобы они лучше поняли свою роль. Если же эту комедию читать, то ремарки помогают увидеть авторское отношение к героям.

Например: К дочечке какой-нибудь хорошенькой подойдешь: «Сударыня, как я …» (Потирает руки и подшаркивает ножкой.) Тьфу! (плюет) даже тошнит, так есть хочется. (В скобках – ремарки).

Билет №21

Билет №22

Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.

Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX

– начале XXвеков.Так называли народные стишки. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни.

 

Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIXвеке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация.

Типы частушек.

Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.

Обрядовые - жнивные, сенокосные, свадебные

Плясовые — 4-х строчные припевки,


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.