В пособии содержится игровой материал для формирования свободной плавной речи у заикающихся детей. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

В пособии содержится игровой материал для формирования свободной плавной речи у заикающихся детей.

2017-06-11 349
В пособии содержится игровой материал для формирования свободной плавной речи у заикающихся детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В пособии содержится игровой материал для формирования свободной плавной речи у заикающихся детей.

Предназначается для воспитателей детских садов, логопедов, родителей, студентов дефектологических факультетов педин­ститутов.


 

 

К Чуковский


 

— Что за урода увидели птицы?

— Этот урод — огородное пугало.

— Сережа, покажи нам свой рисунок к загадке. Что ты нарисовал на голове огородного пугала?

— Я нарисовал ведро (шляпу старую и т. д.).

— А зачем ставят пугало на огороде, в саду?

— Пугало ставят, чтобы оно отпугивало птиц.
Следующий прием в работе с загадками — заучивание

наизусть. Сначала предлагают загадки из двух или четы­рех строчек, хорошо срифмованных.

Процесс заучивания строится следующим образом: вначале загадку выразительно читает воспитатель. Затем дети читают построчно за воспитателем, повторяя шепо­том строчку. Воспитатель читает вторую строчку — дети также повторяют. Далее вслед за воспитателем объеди­няют обе строчки.

После такого повторения можно предложить детям рассказать всю загадку.

Отдельно проводится работа с загадками, содержащи­ми вопрос в тексте. Эти загадки требуют отработки во­просительной интонации.

В такой загадке даны признаки предмета и ставится вопрос о предмете или его частях. Например: Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

Загадки вводятся в раздел «Развитие речи и ознаком­ление с окружающей природой». Они помогают вслуши­ваться в речь, формируют быстроту мыслительной реакции.

Заучив 8—10 загадок (III—IV периоды), можно прово­дить занимательный досуг с использованием рисунков и «придумыванием» к ним загадок. Детей можно разделить на команды, в командах выбирают по 2—3 «знатока», ко­торые поочередно друг другу или всей команде загады­вают загадки. В I—II периодах воспитатель строит свою работу так, чтобы выигрывающими были все, а в III—IV периодах должны быть победители. Победителей может определить жюри из воспитателя и группы детей. Прак­тика показывает, что этот вид работы — отличная трени­ровка эмоционально-волевой и речевой сферы заи­кающихся.

Игры-драматизации имеют большое воспитательное зна­чение. Они сплачивают детский коллектив, открывают широкие возможности для развития творческих способно­стей детей. Выполняя ту или иную положительную роль, ребенок на какое-то время становится носителем высоких моральных и духовных качеств своего героя, что


является весьма ценным для нравственного воспитания личности.

Чтобы игра-драматизация прошла успешно, дети долж­ны хорошо запомнить содержание произведения, понять его идейный смысл. С этой целью воспитатель беседует с детьми о прочитанном, рассматривает иллюстрации, затем чтение повторяется (столько раз, сколько нужно в каждой конкретной ситуации).

Игры-драматизации бывают разных видов:

чтение в лицах;

разыгрывание сюжета с использованием настольного театра;

разыгрывание сюжета с использованием атрибутов, выполненных самими детьми.

Известно, что заикающийся ребенок, входя в образ, может говорить свободно, без заикания. Поэтому игры-драматизации могут успешно использоваться как на логопе­дических занятиях, так и во время воспитательных часов. В играх-драматизациях закрепляется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

Всякой игре-драматизации предшествует подготовитель­ный период, во время которого дети рисуют декорации, лепят из пластилина фигурки людей и животных, предметы мебели и т. д., занимаются конструированием из строитель­ного или природного материала. Этот вид работы позво­ляет вовлечь всех детей в самую разнообразную творче­скую деятельность. В процессе ее выявляются и опреде­ленные интересы детей. Каждый ребенок получает воз­можность выбрать себе дело по душе.

В зависимости от характера деятельности все участ­ники игры объединяются в группы. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в каждой группе были активные и малоактивные дети. При распределении ролей воспита­тель должен учитывать рекомендации логопеда по рече­вой нагрузке детей. Иногда важно предоставить ребенку возможность выступить хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя.

Игра-драматизация помогает сблизить детей, приучает каждого участника к тому, что свои действия он должен согласовывать с действиями товарищей. Таким образом у детей формируется дружелюбное отношение друг к другу.


Этот пальчик

При произнесении текста ребенок загибает каждый па­лец. При словах: «А этот пальчик —наш малыш» держит мизинец в руке и вертит пальцем.


Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — наш малыш,

Его зовут... (ребенок называет свое имя).

Пальчик-мальчик

Движения такие же, как и в предыдущей игре:

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

Эхо1

Дети становятся в два ряда друг против друга у про-
тивоположных стен. Одна группа громко произносит а,
вторая эхом тихо произносит а.

Потом группы меняются ролями. Так проигрываются ) все гласные звуки. Можно давать и сдвоенные гласные: ау, уа, аи, ая и т. д.

Поезд

Вариант I

Дети кладут руки друг другу на плечи и идут по комнате, изображая поезд, гудят: у-у-у.

Вариант II

Первый ребенок изображает паровоз, у него в руках дудочка. Остальные дети —«вагоны». «Вагоны», двигаясь, произносят звук ш-ш-ш. «Паровоз», подходя к станции, дает гудок: у-у-у. Дети по очереди изображают паровоз.


Заблудились

Вариант I

Дети ходят по комнате и все хором произносят текст:

Заблудились мы в лесу, Закричали все: «Ау-ау-ау!»

Ау-ау дети произносят громко, поднося руки ко рту.

Вариант II

Текст произносит один ребенок, а аукают все дети.

Вова, лови!

Дети стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга или в две шеренги друг против друга.; Один из детей держит мяч в поднятых руках и про­износит имя стоящего рядом с ним товарища, затем на ударный слог слова «ло-вй!» плавно бросает мяч к его ногам.

Поймавший мяч таким же образом бросает его следую­щему и т. д. Мяч перебрасывается несколько раз по кругу.

Бросаю — лови!

Эта игра является вариантом предыдущей игры. Мяч бросают об пол при ударном слоге в слове «ло-вй!».

Прыг-скок

Дети стоят в шеренге. На расстоянии примерно семи шагов от шеренги на пол кладется флажок. Дети по оче­реди прыгают по направлению к флажку на одной ноге, произнося при каждом прыжке слово из текста игры.

При последнем слове «флажок» ребенок должен быть У флажка:

Прыг-скок, прыг-скок, Вот мой флажок!

Игру можно проводить и индивидуально.


Еду, еду

Дети садятся на стульчики и изображают, будто ведут машину, поворачивая воображаемый руль то вправо, то влево. При этом они произносят текст:

Еду, еду я домой На машине грузовой.

При коллективной игре текст соответственно меняется.

Едем, едем на коне

Дети садятся на стульчики лицом к спинке, как будто верхом на лошадок. У каждого в руке по флажку, и все произносят текст:

Едем, едем на коне,

По флажку у нас в руке.

Полотер

При произнесении текста дети имитируют движения полотера, т. е. держат руки за спиной и «натирают» пол.

Я хороший полотер, Я отлично пол натер.

Сначала дети произносят текст и «натирают» пол одной ногой, потом снова произносят текст и «натирают» пол другой ногой.

Прыг-скок

При каждом слове текста ребенок делает прыжок. По­сле слов «как зайчонок, под кусток» он прячется за шкаф, за стул, за штору и т. д.

Прыг-скок, Прыг-скок, Как зайчонок, под кусток.

Игру проводят индивидуально.

Мы мячик поднимаем

Дети произносят текст и выполняют соответствующие движения:


Мы мячик поднимаем, Мы мячик опускаем, Мы мячик подаем И бегаем кругом.

Игру можно проводить коллективно и индивидуально.

Ручки в стороны

Дети стоят в кругу или в шеренге, выполняют движе­ния, соответствующие тексту:

Ручки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок!

Игра выполняется коллективно, сначала по команде воспитателя, а потом некоторых детей.

Мячик

Держа мяч в руках, ребенок произносит первые две строки стихотворения, затем, произнося следующие две строки, он делает броски мячом при каждом слове, сначала подбрасывая его вверх, а затем ударяя об пол:

Друг веселый, мячик мой, Всюду, всюду ты со мной. Раз, два, три, четыре, пять, Хорошо с тобой играть!

Мой конь

Дети садятся в круг на стульчики лицом к спинке. Стульчики —«кони». Воспитатель ставит один стульчик посредине круга и вызывает ребенка. Он садится «верхом» на «коня» и произносит текст:

Гоп, гоп! Конь живой И с хвостом, и с гривой...

(Дети все вместе поглаживают «гриву» своих коней, показывают, какая она шелковистая, красивая).

Он качает головой, Вот какой красивый!

(Дети качают головой).


Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поехал к маме.

(Дети берутся руками за спинку стула и погоняют1 своих «коней» словами: «Но, поехали!»)

I

Руки шире разведи

По команде воспитателя «Руки шире разведи!» дети разводят руки в стороны, по команде «А потом опять сведи!» сводят руки вместе. На счет «раз, два» разводят руки в стороны, «три, четыре»— сводят их вместе.

Запомнив текст, дети выполняют соответствующие дви жения по команде ведущих.

Моем шею...

Дети выполняют движения, соответствующие тексту слушая, как текст читает сначала воспитатель, а потом, когда запомнят, кто-либо из детей. (Вместо зубной щетки дети проводят перед ртом указательным пальцем.)

Моем шею, моем уши. Вытираемся посуше, Не спеша, не спеша. Чистота всего дороже. Мы и зубы чистим тоже Порошком, порошком.

Музыкант

Дети произносят текст и изображают то игру на скрип­ке, то на барабане, при этом они скачут или разбегаются, как зайки.

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили.

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили-тили.

А теперь на барабане,

Бум-бум-бум,

Трам-трам-трам!

В страхе зайки разбежались по кустам.


Очень трудно так стоять...

Дети становятся в круг или в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Они стоят на одной правой ноге, а левая немного отставлена назад.

Сначала игра проводится коллективно и текст дети произносят хором, а потом индивидуально.

Очень трудно так стоять: Ручки в стороны держать И не падать, не качаться, Друг за друга не держаться.

Так же дети приучаются устойчиво стоять и на левой ноге, отведя правую ногу назад.

На носочки поднимайся

Сначала по команде воспитателя, а потом кого-либо из детей малыши выполняют соответствующие тексту дви-жения (руки на поясе):

На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. Ноги вместе, ноги врозь, Ноги прямо, ноги вкось.

Игра может проводиться коллективно и индивидуально.

Зарядка

Дети маршируют, стоя на месте, или идут по комнате произносят текст:

Раз, два, раз, два, Замелькали пятки. Как чудесно босиком Бегать на зарядке. Раз, два, раз, два, Бегать на зарядке.

На лошадке ехали

Дети садятся на стульчики и проговаривают текст:

На лошадке ехали, До угла доехали.


 

Клен, клен, выйди вон! Не плачь, не плачь, галка, Мне тебя жалко. Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Кады-дады, Налей воды. Коров поить, Тебе водить. Заяц белый и русак Танцевали краковяк.

Говорят, говорят, Собрались на горке Голубь, гусь и галка, Вот и вся считалка.

Шла кукушка мимо сети, А за нею ее дети. Кукушата просят пить, Выходи — тебе водить.

Жили-были царь, царевич, Король, королевич, Садовник, портной, Кто ты такой?

 
Заяц серый, Куда бегал? В лес зеленый. Что там делал? Лыко драл.

— Куда клал? — Под колоду. — Кто видал? — Родион. — Выйди вон!

Затем пересаживаются на другие стульчики, которь стоят рядом, и продолжают:

Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. Трр! Стоп! Разворот. На реке пароход.

Дети вновь пересаживаются и читают текст дальше

Пароходом ехали, До горы доехали. Пароход не везет, Надо сесть в самолет.

Дети встают, разводят руки в стороны:

Самолет летит, В нем мотор гудит: У-у-у!

Заучились мы считать: Раз, два, три, четыре, пять.

Зайчик

Дети ходят между стульчиками, поставленными рядам (это капуста на грядках), поднимают стульчики, которь:

упали, и проговаривают:

Раз, два, три, четыре, пять — В прятки мы хотим играть. «Да» и «нет» не говорить, Все равно тебе водить.


Длинноухий

озорник

В огород ходить привык.

Он, по грядкам

прыгать стал,

Всю капусту потоптал.

Мы за ним —

он скок-поскок

С огорода

наутек!

Ребенок, которого выбрали зайчиком, сидит за стулом когда его находят, он выскакивает и бежит, а дети за ним

Считалки

Ребенок при произнесении каждого слова считалки дотрагивается указательным пальцем до груди иг рающего.




* * *


Боровик


А кто в дупле?


 


Тили-тили, тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку:


Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс! И. Демьянов


По дорожке шли — Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.


В сосне —дупло, В дупле — тепло. А кто в дупле Живет в тепле?


 


 

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ОТРАЖЕННОГО И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ

Тады-рады-тынка, Где же наша свинка? Тады-рады-толки, Съели свинку волки. Тады-рады-тынкой,

Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек-пташка,


Ты бы их дубинкой!

Тады-рады-тутки,

С волком плохи шутки

Тады-рады-тышка,

Выходи, трусишка!

Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей! Я. Демьянов


Спят луга, спят леса, Пала свежая роса. В небе звездочки горят, В речке струйки говорят, К нам в окно луна глядит, Малым детям спать велит.

А. Блок

Птичка

Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела... ай!

А. Барто


Галка

Скоком-боком, боком-скоком Ходит галка мимо окон, Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена.

Е. Трутнева

На санках

Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади — Там канавка впереди!...

О. Высотская


 


 

Дождик, дождик, Не дожди, Дождик, дождик, Подожди! Дай дойти до дому! Дедушке седому! Е. Благинина
Тара-ра, тара-ра, Ушли кони со двора

Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке.

Котя, котенька, коток, Котя — серенький хвосток.

Ай ду-ду, ай ду-ду, Я коров стерегу. Ай ду-ду, ай ду-ду, На зеленом на лугу.

Киска, киска, киска, брысь На дорожку не садись: Наша Таточка пойдет, Через киску упадет.


Галчонок-хромоножка Барахтался в пыли; За ним гонялась

кошка, А мы его спасли.

Н. Артюхова

Солнышко

Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку, Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку!

А. Барто


 




Флажок


Голуби


 


Солнце гладит по щеке... Нынче праздник Мая! У меня флажок в руке, Я теперь большая!


Мой флажок, как огонек, Светится, играя. Здравствуй, радостный дене Здравствуй, праздник Мая! Е. Благинина


Голуби, голуби, Раз, два, три... Прилетели голуби, Сизари.


Сели и нахохлились

У дверей.

Кто накормит крошками

Сизарей?

И. Токмакова


 


Котик и козлик


Аленушка


 


Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит;


И лапочкой котик Помадит свой ротик А козлик седою Трясет бородою.

В. Жукова


А у нас есть девочка, Звать ее Аленушка. Девочка-припевочка,


Круглая головушка. Целый день «уа-уа»— Вот и все ее слова.

Е. Благинина


 


Солнышко

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом;

Опять весна душистая Повеяла крылом.

А. Фет


Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь-на просторе. А. Пушкин


* * *

Ой, ладушки-ладушки, Испечем оладушки! На окно поставим. Остывать заставим. А остынут — поедим И воробушкам дадим.


Воробушки сели, Оладушки съели, Оладушки съели — Шу-у-у!.. и улетели.

Е. Благинина


 


Солнышко ясное, Нарядись, Солнышко красное, Покажись.

Флажок

Горит на солнышке Флажок, Как будто я Огонь зажег.

А. Барто


Платье алое надень, Подари нам красный

день! А. Прокофьев

Снег

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. А. Барто


Ой, бычок, мой бычок, Золотистый бочок. Ты иди, не топочи,

Ой да люли, люли, На воротах гули.


Не бодайся, не мычи: Спят еще ребятки, Утром спится сладко.

В красных сапожках На тоненьких ножках.


 


Падают листья

Холодно

— Кто мяукнул у дверей?

— Открывайте

поскорей!— Очень холодно зимой. Мурка просится домой.


О. Высотская


Падают, падают листья — В нашем саду листопад... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.


Птицы на юг улетают — Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали. М. Ивенсен


 




Осинка


* * *


Лягушка на' дорожке


 


Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару...

Дайте осинке Пальто и ботинки, Надо согреться Бедной осинке.

И. Токмакова

Смотрите, весь город украшен, Флажки, как цветы, расцвели. Нам слышно из комнаты нашей, Как трубы играют вдали.

О. В ысотская


Улицей гуляет Вот лягушка на дорожке.

Дедушка Мороз, У нее озябли ножки.

Иней рассыпает Значит, ей нужны

По ветвям берез; Теплые штаны,

Ходит, бородою Суконные

Белою трясет, Зеленые,
Топает ногою, В крапинку!

Только треск идет.

С. Дрожжин С. Маршака

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

А. Пушкин


 


Сегодня солнышко печет. Сегодня праздник — Май. Влезай, сынишка, на плечо И флаг свой поднимай! А через год пойдешь пешком С красным праздничным

флажком.


Л. Барто


Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!

Я. Токмакова


 


Вьется недалечко Реченька-река. Маленькая речка — Меньше ручейка. Ни поплыть,
Муравьишко в чаще Дуб тяжелый тащит. Эй, товарищи-друзья,

Ни нырнуть, Только ножки Окунуть Чуть-чуть.

Е. Благинина

Помогите!

Выручайте муравья! Коли нет ему подмоги, Муравей протянет ноги Пер. с чешского С. Маршака


...Ладушки! Ладушки!

По радуге, по радужке,

По цветной

Дуге

На одной

Ноге

Вниз по радуге верхом!

И на землю кувырком!

С. Маршак

Кораблик

По реке плывет кораблик, На кораблике четыре
Он плывет издалека. Очень храбрых моряка.


 




У них ушки на макушке, У них длинные хвосты,

Обновки

Я купила кошке К празднику сапожки. Причесала ей усы, Сшила новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать! П. Воронько


И страшны им только кошки, Только кошки да коты!

Д. Хармс

Козленок

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

А. Барто


 

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

— Да пудов этак пять Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!


К. Чуковский


 


Заболела Эта книжка: Изорвал ее Братишка.

Переплетчица

Я больную Пожалею: Я возьму ее И склею!

Б. Заходер

На моей тарелочке Рыженькая белочка. Чтоб была она видна, Все съедаю я до дна.

Хвастун Илья,

Где же храбрость твоя?

Ты от мошки-комара

Под крыльцо залез вчера.

Паучишку увидал —

И со страху в грязь упал!

Телефон

(Отрывок)

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.


Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!»— это

значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышко, зарылись в ее теплые перышки. Кто сов-сем спрятался, у кого только ножки видны, у кого только глаз выглядывает.

Кузнечик-музыкант

(Сказка)

В густой траве на полянке жил кузнечик-музыкант. Он целыми днями играл на скрипочке, а разные букашки пели танцевали под его музыку.

Однажды из леса прилетел чижик и съел кузнечика-музыканта. Всем букашкам было очень жалко бедного кузнечика.

Коза-дереза

У нас была коза, Все её звали Коза-дереза. Один раз

Коза-дереза зашла в сад и стала обгладывать кусты. В

саду был садовник. Садовник прогнал козу и загнал в

сарай.

— Не ходи, коза, по садам!


 

Шарик Была у Бори собака Шарик. Идет Боря в школу, а Ша- рик за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет Борю. Идут дети из школы, и Ша-рик бежит с ними, лает. Шарик не отстает от Бори. Белка Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теп-лая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь ихолода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам гонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит. Е. Чарушин Почему белка не боится холода? Почему на белку не охотятся летом? Кошка ...Кошка Маруська... в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на ков-рике сытая, довольная. Песенки поет-мурлычет, а ее ко-теночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится. Е. Чарушин Кого поймала кошка Маруська? Какой был котеночек у кошки? Собака У Шарика шуба густая, теплая, он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки,— просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, колхоэное добро стережет, злых людей да воров во двор не пускает,— за это все его любят да сытно кормят. Е. Чарушин Расскажите, какая шуба у собаки. За что любят Шарика?
 
 

Журавленок

Папа принес Вове с охоты журавленка. Он был покрыт желтым пухом. Вова кормил журавленка рыбой. К концу лета журавленок вырос и научился летать. Осенью журав ленок улетел со стаей журавлей.

Вова долго скучал о журавленке.

Журка

Ваня нашел за садом журавля. У журавля было ра нено крыло. Он не мог летать. Ваня взял журавля домой и стал за ним ухаживать. Ваня звал его Журкой. Журка скоро поправился. Он привык к Ване и ходил за ним по двору.

Весной Журка улетел от Вани.

Пионер

Был сильный дождь. Малыши шли из школы. У дома была большая лужа. Пионер Коля увидел, что малышам трудно пройти. Коля положил через лужу доску. Малыши прошли. Мама хвалила Колю за помощь.

Злой мальчик

Володя был на дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у нее кость. Жучка завор чала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вск очила и укусила Володю за ногу.

Володя закричал и побежал домой к маме. Мама ска зала: «Сам виноват и терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».

Стадо

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Из леск вышел волк и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку

Храбрый дрозд

Один раз кот Пушок увидел на дереве гнездо. В гнезде пищали птенчики. Кот полез на дерево. Он был уже у гнезда, как прилетел старый дрозд. Дрозд стал клевать кота в нос и в глаза. Кот испугался и убежал.

 


Волк

Летом волк ходит сытый. Дичи много.

Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злые, голодные ходят волки, ищут бычу. К деревне подойдут... Где сторожа нет да запоры плохи — несдобровать овце.

Е. Чарушин

Как волку живется летом? Почему волку голодно зимой?

Кубик на кубик

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

— Дай башню!

— Не дам!

— Дай хоть кубик!

— Один кубичек возьми.

Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах!—вся Машина башня раз валилась!

Я. Тайц

Утром

Мама распахнула окно. По комнате запрыгали солнеч ные зайчики.

— Погода хорошая, солнышко светит! Одевайся
скорее!

Катя открыла глаза и сразу вспомнила, что она в де ревне. А Вася спит. Наверное, думает, что он в городе.

— Вставай, соня, одевайся!— затормошила его мама.
Мама помогла Васе одеться, и он вместе с Катей вышел

на крылечко.

А у крыльца Оля кормит поросенка. Поросенок не слу шается. Посмотрел маленькими глазками на Катю с Ва сей и хрюкнул — поздоровался.

Большой рыжий петух тряхнул гребешком, крыльями замахал, взлетел на забор, громко запел:

— Ку-ка-ре-ку!


Гуси вытянули шеи, загоготали: - Га-га-га!

Катя с Васей стоят на крыльце, на все смотрят. По Н.Калининой

Как поросенок поздоровался с детьми?

 

Пузырь, соломинка и лапоть (Русская народная сказка)

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как пройти через реку.

Лапоть говорит пузырю:

— Пузырь, давай на тебе переплывем!

— Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется

с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал

в воду.

А пузырь хохотал, хохотал да и лопнул.

Куда пошли пузырь, соломинка и лапоть? Почему соломинка переломилась? Почему пузырь лопнул?

Кто как поет

Раньше всех поет петух. Еще на дворе темно, а он уже машет крыльями на заборе и орет во все горло:

— Ку-ка-ре-ку! Куры, просыпайтесь, вам пора яйца
нести!

Потом поет будильник:

— Дзы-ынь! Вставайте, день начался!

А вот зачирикал воробей у нас под крышей:

Чик-чирик-чик! Воробьиха! Пора кормить птенцов!

- Тррам-таррам!—Это поет моя старшая сестра.

Но больше всего я люблю, когда поет соловей. Он

поет вечером, и кажется, будто серебряные капли так и сыплются с ветвей на землю. Сам он серенький, незамет-ный; спрячется в ветвях и поет.

Кто поет раньше всех? Как поет будильник?воробей? сестра? Кто поет лучше всех?
 

Д. Габе


Заяц

Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку

от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разгляды ваешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер кашку, хочешь — траву тимофеевку, любой цветочек с ме дом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.

Е. Чарушин

Как шуба спасает зайку? Чем питается зайка летом?

 

Как голубь учился гнездо вить

(Литовская сказка)

Как-то раз позвал к себе голубь дрозда, просит на учить гнездо вить. Прилетел дрозд к голубю и начал гнездо вить.

Притащил несколько соломинок, уложил их, а голубь тут же взлетел, уселся на гнездо и начал вертеться, при говаривая:

— Могу, могу, могу!
Рассердился дрозд и сказал:

— Ну, коли сам можешь, чего же просишь?— и улетел
восвояси.

А голубок так и не знает, как дальше гнездо вить Притащил несколько соломинок, вот и все его гнездо.

Зачем голубь позвал дрозда?

Что приговаривал голубь?

Что сделал дрозд?

Какое гнездо сделал себе голубь?

Заяц и черепаха

(Ингушская сказка)

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее
лесную поляну обежит.


Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, осмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя

обгоню». - Но пока он так потешался, черепаха — хоть

тихо шла — оказалась у цели. Бросился заяц за нею, а поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, от черепахи можно отстать.

По пояс

Мама с бабушкой вышли в поле. Там низенькие зеле-ные кустики. Ряды ровные. Как по ниточке.

— Это что, бабушка?

— Кукуруза, внучка.

Маша стала рядом, примерилась:

— Ох, какая маленькая кукурузочка! Мне по пояс!
А через месяц снова пришли на то поле. Кусты те-

перь были высокие-высокие! Маша стала рядом, положила ладошку на голову, примерилась:

— Смотри, бабушка! Раньше они мне были по пояс,
Вот какая кукурузища!

Какой была кукуруза вначале? Какой кукуруза стала через месяц?

Мама

Самое лучшее слово на свете—«мама».

Самая хорошая на свете мама — моя.

Я не могу обойтись без мамы, а она не может обо-ись без меня... Поэтому она не отпускает меня далеко, когда идем в детский сад, держит за руку.

...Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Все вокруг зеленое, и цветов много. Детей тоже много.

...Мама смотрит на меня и смеется. И цветы смеются, мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей.

Какое самое лучшее слово на свете? Кто самый хороший человек на свете?

Что видно из окошка

Глянул Гагарин в окошко на Землю — красота необык-венная. Теперь корабль летел вокруг Земли, и с высоты



в триста километров были видны моря, острова на них, горы, поля и леса — и все разных цветов и оттенков.

Глянул в другое окошко — черное небо и звезды, яр кие-яркие.

...Много всяких чудес увидел Гагарин. Обо всем он пер давал по радио, записывал в бортовой журнал. Ведь ученым так много надо знать!

В. Бороздин

Что видел Гагарин из окошек?

Праздник

Сегодня большой праздник — Первое мая. Все идут на Красную площадь.

Маша тоже хочет идти. Мама ее одела. Красное платье. Красный бант. В одной руке — красный флажок, в дру гой — красный воздушный шар. Все красное.

Маша рада.

— Я вся красная! Я пойду на Красную площадь!

Я. Тайц

Как оделась Маша?

Куда Маша собралась идти Первого мая?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГР-ИНСЦЕНИРОВОК, РАЗВИВАЮЩИХ ДИАЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ

Тебе ягод наберу: Черну чернику, Алу землянику.

— Ножки вы, ножки, Куда вы бежите?

— Пробегу по бору,

  — Пенечек! — Под пенечком что — Грибок! Хвать, да в кузовок!

 

— Ваня, Ванечка! Куда ходил?

— В лесочек!

— Что видал?

Что пила у бабушки? Пила с вареньем чай. Что ты сказала бабушке? Спасибо и прощай.

— Маленькая девочка, Скажи, где ты была?

— Была у старой

бабушки На том конце села.


Лис и мышонок

Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?

— Землю копал.

— А для чего землю копал?

— Норку делал.

— А для чего норку делал?

— А чтобы от тебя, лис, прятаться.

В. Бианки

Утка с утятами

— Ты видишь, кто идет?

— Утка серая идет.

— А кого она ведет?

— Утяток маленьких ведет.

— А куда она ведет?

— Под кусток, под мосток.

Заяц

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят!

Ласточка, ласточка

- Ласточка, ласточка, что над водой летаешь? - Комаров кусачих хватаю!

- А что над стадом порхаешь?
- Коров от мух охраняю!

Елочка

- Елочка, елка,

Колкая иголка, - морозы,

Где ты выросла? Голые березы,

- В лесу Волки да медведи —

- Что ты видела? Вот и все соседи.

- Лису. - А у нас под Новый год

- Что в лесу? Каждый песенку поет...

 

М. Ивенсен


Синичка

Дети. Ты, синичка, где жила?

Ты, синичка, где была? Синичка. Все летала по лесам,

Все сидела по кустам.

(«Синичка» сидит на возвышении — на стуле).

* * *

— Эй, кузнец, молодец, Расковался жеребец! Ты подкуй его опять.

— Отчего не подковать! Вот гвоздь, вот подкова, Раз, два — и готово!

(Ребенок показывает на гвоздь, на подкову, ставит гвоздь на подкову и стучит по гвоздю молоточком).

Курочка-рябушечка

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— А как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Зайчик

— Зайчик мой серенький, Ты куда, куда бежишь, Куда прячешься?

— Я бегу, бегу в лесок, За ракитовый кусток.

Охотнички за мной гонятся, все охотятся. В огороде я стоял, всю капусту примял.

Ты куда?

— Гусь-гусек, куда пошел ты?

— На речной песочек желтый.

— А ты, гуля-голубок?


- В лес зеленый на дубок.

— А ты куда, Аленушка?

— Я во двор, на солнышко.

О. Бедарев

Ежик и лисица

(Чешская песенка)

Бежит ежик — Дай, переведу.

Вдоль дорожек Отвечает серый ежик:

Да скользит на льду. У меня две пары ножек.

Говорит ему лисица: Сам я перейду!

Куда, Миша, едешь?

— Куда, Миша, едешь? — А на что тебе коровы? Куда погоняешь? — Они молочко дают.

— Сено косить. — А зачем тебе молочко?

— А на что тебе сено? — Малых деток поить.

— Коров кормить.

Цапля

Ведущий. Цапля, цапля, пусти в уголок. Цапля. Поскачи на одной ножке Вон по той дорожке,

Принеси пирожок,

Пущу в уголок.

(При проведении игры надо следить, чтобы ребенок, отправляясь за «пирожком» в противоположный угол ком-наты, прыгал туда на одной ноге, а возвращался к цапле на другой ноге. Это необходимо для развития моторики обеих ног).

Кисонька-мурысенька

- Кисонька- - Кисонька-

мурысенька, мурысенька,

Ты где была? Что из муки пекла?

- На мельнице. _ Прянички.

- Кисонька- _ Кисонька-

мурысенька, мурысенька,

что ты там делала? С кем прянички ела?

- Муку молола. _ Одна.

— Не ешь одна, не ешь одна! (При последних словах ребенок грозит пальцем).


Разговор лягушек

— Кума, ты к нам? — Рака, карпа и сома.

— К вам, к вам. — Как поймаешь, дашь

К воде скачу, ли нам?

Ловить хочу. — Как не дать, конечно,

— А кого, кого, кума? дам!



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.446 с.