Пригодные для использования в военных целях — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Пригодные для использования в военных целях

2017-06-11 278
Пригодные для использования в военных целях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Название средства Назначение средства
   
Фармакологические препараты: 1. Психолептики     Лекарственные препараты, подавляюще и успокаиваю- ще воздействующие на центральную нервную систему, а в случае увеличения дозы, препятствующие эмо- ционально-волевой мобилизации личного состава про- тивника перед боем, вызывающие состояние сонливо- сти, вялости и даже сон в процессе решения боевых за- дач.
2. Психодизлептики Вещества, дезорганизующие деятельность мозга, процес- сы восприятия обстановки, принятия решений, выполнения действий.
3. Психоаналептики Стимуляторы активности, боеспособности, стенического настроения своих войск.
4. Психоэнергизаторы Средства, позволяющие военнослужащим быстро восста- навливать израсходованную энергию, мобилизовать вну- тренние ресурсы для поддержания высокой боевой актив- ности.
5. Ноотропы Препараты, способствующие быстрой адаптации воинов к сложным условиям боевой обстановки.
Боевые отравляющие вещества в сублеталь- ных дозах: 1. Нервно- паралитического действия     ОВ, препятствующие осуществлению психической деятель- ности военнослужащего, ведущие к полной утрате возмож- ности управлять своим поведением.
2. Психотомиме- тического действия ОВ, дезорганизующие работу мозга, вызывающие психиче- ские расстройства, сопровождающиеся галлюцинациями, нарушениями памяти, мыслительных и эмоциональных про- цессов, общим психомоторным возбуждением, бредом.

 

Название средства Назначение средства
   
3. Раздражающего действия ОВ, вызывающие раздражение слизистых оболочек органов чувств военнослужащих и временно лишающие их способ- ности ориентироваться в элементах боевой обстановки.

 

ПСИХОФИЗИКА – отрасль психологической науки, главная задача кото- рой – исследование количественных зависимостей между физическими характеристиками объектов (в том числе и сигналов) внешнего мира и ре- зультатами их психологического воздействия на человека. Термин П. вве- ден Г. Фехнером в книге «Элементы психофизики» (1960). Основу П. в XIX в. заложили труды Ж. Плато, В. Вундта, Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Г. Мюллера и др. В России П. была тесно связана с психофизиологией органов чувств (П. Лазарев, С. Кравцов, Г. Гершуни, Е. Соколов и др.). П. свойственны высокие требования к методам исследования – проце- дурная точность и возможность формального описания.

Наиболее развиты психофизические исследования сенсорных процессов. При этом выделяются два круга проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Примером современных методик П. является многомерное планирование (Р. Шепард и др.), позволяющее восстанавливать взаиморасположение ощущений в многомерных субъек- тивных пространствах признаков.

 

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА – система взаимосвязанных ум- ственных и физических действий военнослужащего и группы воинов, на- правленная на формирование, развитие и коррекцию эмоциональных, во- левых и поведенческих схем реагирования на боевые стресс-факторы, позволяющих самостоятельно строить боевое поведение адекватно обста- новке.

П. т. выступает важным средством психологической подготовки личного состава.

Для достижения целей П. т. могут быть использованы следующие сред- ства: психотехнические приемы экстренного развития качеств внимания, памяти, мышления; обучение военнослужащих способам психической са- морегуляции и волевой мобилизации в сложных ситуациях; идеомоторные тренировки; приемы рефлекторного закрепления состояний, восприятий, действий; приемы ассоциации – диссоциации; медитация и др.

 

ПСИХОЭКОЛОГИЯ (или экопсихология; термин еще не вполне устоялся в языке; имеется в виду экология психологии (см. Экологическая психо- логия) или психологическая экология) – одна из развивающихся новых отраслей психологических наук, предметом внимания и заботы которой является психическое здоровье человека и в связи с этим улучшение той


части среды обитания, которая специфична именно для человека (инфор- мационные потоки, психологические травмы, перегрузки, конфликтные отношения в группах и т. п.).

 

Р

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – физиологическое состояние организма (мышц, органов, нервной системы), его обеспеченность энергией, кото- рая может реализоваться в конкретных результатах деятельности.

 

РАЗВИТИЕ – направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры; одна из основных категорий военной психологии, отражающих целенаправ- ленный процесс функционального совершенствования умственной и фи- зической деятельности военнослужащих в соответствии с характером ре- шаемых задач и условий службы.

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – изменение ее количественных и качествен- ных свойств. Р. л. – это развитие ее мировоззрения, самосознания, от- ношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуаль- ном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимо- действием двух факторов – биологического и социального. Историко- эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства лично- сти (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безлич- ные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек при- общается к миру культуры. Основанием и движущей силой Р. л. являет- ся совместная деятельность, где осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Однако ролевое поведение – это только начальная точка отсчета Р. л. Преобразуя нормативно-ролевую дея- тельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индиви- дуальности, жизненный путь которой часто становится историей откло- нения альтернатив.

Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самооб- разования.


РАППОРТ – понятие, характеризующее позитивное отношение и связь между людьми, устанавливаемые в близких межличностных отношениях, а также в процессе положительного взаимодействия исследователя и ис- пытуемого, консультанта и клиента.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – закономерность встречаемости признака и разных его значений.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНОЕ – распределение переменных, харак- теризуемое тем, что крайние значения признака в нем появляются доста- точно редко, а значения, близкие к средней величине – достаточно часто.

 

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – выработка у пациента путем убеждения и разъяснения правильного отношения к болезни, понимания им ее природы. Доходчиво объяснив больному механизм его симптомов, можно помочь ему преодолеть ошибочные суждения, отрицательные эмо- ции, нацелить на целесообразное поведение.

 

РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. восстановление) – понятие, используемое для обозначения процесса восстановления репутации (доброго имени), прежних прав, а также для обозначения различных мер возвращения больных и инвалидов к полезному труду. Р. психологическая – примене- ние различных диагностических, лечебно-восстановительных и психоте- рапевтических способов устранения последствий посттравматического стресса (после участия в войне, после землетрясения, аварии).

Р. психологическая предполагает участие в ней самой личности, активиза- цию ее внутренних сил для восстановления нарушенных психических функций и эмоционально-волевой устойчивости.

 

РЕАДАПТАЦИЯ – повторное приспособление к условиям ранее осу- ществляемой деятельности после адаптации к другой деятельности. На- пример, Р. к условиям мирной жизнедеятельности после участия в боевых действиях.

 

РЕАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – организован-

ное, постепенное, планомерное психологическое возвращение участников боевых действий в мирные условия жизнедеятельности, нетравмирующее включение их в систему социальных связей и отношений мирного времени. Р. с-п. предполагает осуществление психологического «карантина» («психологической дезинфекции»), психологической реабилитации пси- хотравмированных воинов, создание реадаптирующей социальной среды по месту постоянной жизнедеятельности ветеранов боевых действий, пси- хологическое сопровождение ветеранов и др.


РЕАКЦИЯ – ответ организма, личности на те или иные внешние воздей- ствия или внутренние раздражения. Р. обычно состоит из трех стадий:

1) восприятие изменения во внешней или внутренней среде; 2) переработ- ка этого изменения (воздействие, раздражение) в центральной нервной системе; 3) ответное действие, процесс, состояние организма, личности. Различают простые и сложные Р. Во время простой Р. ответ следует сразу после восприятия воздействия. Во время сложной Р. между восприятием раздражителя и ответным действием включается сложный нервно- психический процесс переработки информации о раздражителе. Любая Р. характеризуется скоростью, интенсивностью, формой протекания. Выде- ляют поведенческие Р., физиологические, эмоциональные и др., а также произвольные и непроизвольные.

Известный русский психолог К. Н. Корнилов (1879-1957) предложил счи- тать реакцию основным элементом психики, в котором объективное и субъективное нераздельны. Реакции наблюдаются и изменяются объ- ективно. Поскольку изучение психических процессов в качестве реакций (восприятия, памяти, воли и т. д.) свелись к изучению скорости и силы мышечных реакций – реактология Корнилова не получила развития.

 

РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. возвращение, отодвигание назад) – све- дение сложного процесса к простому или сведение явления одного по- рядка к явлениям иного порядка. Р. проявляется в механическом рас- смотрении психического только как следствия физиологических, биологических или информационных процессов. Р. является утвержде- нием о единственно социальной обусловленности личности и ее качеств, сведением явлений сознания к свойствам простейших психических про- цессов.

 

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio – уменьшение напряжения, расслабле- ние) –состояние покоя, расслабленности, возникающее у человека вслед- ствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Произвольная Р. лежит в основе многих приемов психической саморегуляции военнослужащих.

 

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ – свойство выборочной совокупности пред- ставлять характеристики генеральной совокупности.

 

РЕФЕРЕНТНОСТЬ – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.

Референтными для военнослужащего являются лица и группы, чьи мне- ния и стандарты поведения он принимает, на чьи мнения и оценки он ори- ентируется. Р. изучается с помощью специальной методики – референто- метрии.


РЕФЛЕКСИЯ (от лат. обращение назад, отражение) – самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной дея- тельности, внутренней жизни.

К Р. относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и пере- проверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и как к нему относятся. Без Р. невозможно устанавливать правильные взаимоотноше- ния с другими людьми.

Смысл Р. – переход неявного знания в явное, формализованное и логиче- ски расчлененное. Способы Р. – выдвижение гипотез, идеализация, ана- лиз причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в Р. возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Р. – это не только интроспекция собственной психи- ки, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.

Благодаря Р. собственный образ «Я» более адекватно отражает реальное

«Я».

Термин «рефлексировать» означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии Р. понима- ли по-разному. Локк считал ее источником особого знания. Для Лейбни- ца Р. – внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи – это Р. над впечатлениями, полученными извне. Для Гегеля Р. – взаимное ото- бражение одного в другом. В социальной психологии под Р. понимали осо- знание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Р. – не только знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает рефлексирующего индивида.

В настоящее время наиболее изучена Р., сопровождающая собственную индивидуальную деятельность человека по решению нестандартных (твор- ческих) задач. Такую Р. называют интеллектуальной. Исследуется Р. в про- цессе общения, а также некоторые аспекты Р. в педагогической деятель- ности.

 

РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – механизм само-

познания в процессе общения, в основе которого лежит способность че- ловека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

 

РЕЧЬ – исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком (см. Язык). Р. выполняет ряд функ- ций: обозначение (каждое слово, предложение имеют определенное со- держание); сообщение (передача сведений, знаний, опыта); выражения (обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений); воздей-


ствие (побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изме- нению взглядов). Функции Р. по-разному проявляются в таких ее видах, как внешняя устная и письменная (см. Письменная Р.) и внутренняя (см. Внутренняя Р.).

Устная Р. делится на диалогическую и монологическую. Диалогическая Р. имеет место в процессе беседы. Наличие контакта с собеседником помо- гает опустить отдельные моменты в Р. Внешнее выражение чувств – ин- тонация, жесты, паузы, ударения – позволяет понимать друг друга с по- луслова. Однако в некоторых случаях возникает необходимость полнее и точнее оформить диалогическую Р. Например, во время научного спора, в беседе преподавателя с обучаемым по вопросам учебы и т. п. Монологическая – это Р. одного человека (лекция, доклад). Здесь мень- ше непосредственный контакт, труднее оценить, как понимает аудитория сообщение. Монологическая Р. требует больших знаний, общей культу- ры, владения собой, активной и планомерной передачи информации. Устная Р. обслуживает и повседневное общение. При этом она более сво- бодна в выборе слов, интонаций. Она помогает эффективно налаживать контакт, устанавливать взаимопонимание.

Р. человека непосредственно связана с мышлением. В любом виде мыш- ления обнаруживается роль Р. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в созна- нии. Содержание и форма Р. человека зависят от его профессии, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний.

 

РЕШЕНИЕ – умственная модель предстоящей индивидуальной или груп- повой деятельности. Правильное, целесообразное решение – существен- ное условие выполнения стоящей задачи. Принятию Р. предшествуют уяс- нение задачи, сбор необходимой информации, оценка конкретных условий, в которых придется действовать.

Принятие Р. – это одновременно умственный, эмоциональный и волевой акт. На процесс выработки решения оказывают влияние подготовлен- ность, эвристические способности человека, его темперамент и характер. Поэтому решения могут быть импульсивными, рискованными, осторож- ными, контурными, структурированными, алгоритмическими и др. Раз- личны и методы передачи решения: побуждающий (доверие, внушение, разъяснение значимости), убеждающий (опора на факты, апелляция к личному опыту, к практике совместной деятельности), понуждение или принуждение (надо выполнить, иначе – наказание).

Выделяют следующие типы решения: с преобладанием предвидения, ре- шения с риском, уравновешенные, осторожные, замедленные решения. Р. Декарт сформулировал пять принципов решения задачи:

1) не торопиться в суждениях;

2) избавляться от предвзятых мнений;


3) делать по возможности обзор того, что сделано предшественниками;

4) каждый вопрос разлагать на более простые;

5) начинать решение с простейшего, переходя затем к более сложному. Подготовка офицеров к эффективному принятию Р. должна включать со- вершенствование их познавательных психических процессов, особенно мышления, накопление необходимых знаний, а также формирование у них эмоционально-волевой устойчивости.

 

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ – это волевое качество, позволяющее человеку сво- евременно принимать решения и без задержек переходить к их выполне- нию. Каждый человек может оказаться в условиях, когда его немедлен- ные, инициативные действия могут иметь большое значение для успеха общего дела. Р. ярко проявляется в деятельности воспитателей, спортсме- нов, операторов и, конечно, военных, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив. Р. означает также способность брать на себя ответственность за принятие решения, своевременность действий. Нравственная оценка решительных поступ- ков зависит от их конкретного социального содержания.

 

РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ – объяснение поведения человека, исходя из его роли (отца, матери, учащегося, специалиста и т. д.). Каждая роль регули- руется представлениями самой личности и ожиданиями окружающих о не- обходимом поведении и качествах.

Р. т. объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Лич- ность может возвышаться над своей ролью, обладать способностями, вы- ходящими за ролевые предписания. Теорию ролей разрабатывал Я. Л. Мо- рено. Им проведена систематизация понятий роли и разработана модифицированная теория, позволяющая рассматривать роль как исхо- дное понятие для прикладной психологии и социологии.

Р. т. наиболее применима к строго формально регламентированной дея- тельности, хотя и в этом случае за внешним поведением могут скрываться неадекватные выполняемой человеком роли мотивы и отношения к дей- ствительности.

 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – динамический аспект социального статуса, рас- крывающий степень соответствия, меру и стилевые особенности выпол- нения личностью тех функций, которые заданы со стороны группы для той или иной позиции (статуса).

Несмотря на формальные требования к выполнению социальной роли, оно приобретает субъективную окраску, несет печать индивидуальных особенностей и психических состояний. Человек может внутренне при- нять роль и искренне, с чувством удовлетворения ее исполнять. Принятие человеком той или иной социальной роли зависит от его потребностей,


интересов, склонностей и способностей, от стремления к самореализации и самоутверждению. Важно, чтобы детерминация социальных ролей от- крывала возможности для творчества, саморазвития личности, достиже- ния положительных результатов.

В ролевом поведении проявляется индивидуальность человека. Вступая во взаимодействие, каждый ориентируется на статус другого (см. Статус) и подбирает для себя соответствующую роль. Однако, хотя в разных си- туациях человек исполняет разные роли, он все же постоянно остается самим собой, сохраняя свое «Я».

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.