Официальная структура воинского коллектива – органи- — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Официальная структура воинского коллектива – органи-

2017-06-11 385
Официальная структура воинского коллектива – органи- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

зационное построение коллектива, с нормативно фиксированным стату- сом каждого его члена, регламентацией характера подчиненности и взаи- моотношений между военнослужащими.

 

П

ПАМЯТЬ – процесс запечатления текущей информации, организация и сохранение прошлого опыта, делающие возможным его повторное ис- пользование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Резуль- таты учебной деятельности зависят от таких процессов П., как запомина- ние (см. Запоминание), сохранение и воспроизведение (см. Сохранение и Воспроизведение). В зависимости от того, что запоминается и воспро- изводится, различают следующие виды памяти: образную, словесно- логическую, двигательную (см. Двигательная память), эмоциональную. П. может быть долговременной и кратковременной. Следы от впечатле-


ний закрепляются не сразу, для этого нужны десятки секунд, а то и минут, сильные помехи могут прекратить фиксацию следов.

Запоминание учебного материала зависит от установок и приемов дея- тельности учащихся. Исследованиями доказано, что составление кон- спектов с выделением смысловых опорных пунктов улучшает запомина- ние и воспроизведение учебного материала. Чтобы человек хорошо воспроизводил усвоенное в сложной ситуации, необходимо, чтобы усло- вия, в которых запоминается материал, были сходны по помехам с теми, в которых решается та или иная практическая задача. Для будущего во- енного профессионала – это обстановка, максимально приближенная к боевой.

П. каждого человека имеет свои особенности. Один хорошо запоминает наглядный материал или лица людей, другой – отвлеченный материал или цифры. Есть люди, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти), другие – услышанное (слуховой тип П.), третьи – то, что яви- лось предметом их двигательной активности (двигательный тип П.). Не- которые люди стремятся запомнить механически, другие логически.

 

ПАНИКА – приступ сильного страха или ужаса, быстро охватывающий целую группу людей и превращающий организованный коллектив в де- зорганизованную толпу. При возникновении П. поведение военнослужа- щих подчиняется действию психологических механизмов толпы (подра- жание, психическое заражение, психические «инфекции», циркулярные эмоциональные реакции, внушение и др.)

Условиями, способствующими развитию паники в боевой обстановке яв- ляются: отсутствие информации о происходящих событиях, неуверенное руководство подразделениями и частями, наличие индукторов паники (па- никеров), утомление, неполноценный сон, голод и др.

История знает немало примеров возникновения П. вследствие влияния неожиданных природных катаклизмов, приводящих к гибели людей (зем- летрясение, наводнение и др.). Общее смятение, как и всякая форма П., не зависит непосредственно от величины и силы внешних воздействий. Оно может быть вызвано субъективными причинами и в относительно безопасной, но резко изменившейся обстановке, вследствие упадка мо- рального духа людей, ослабления их воли, перенапряженности. При та- ком состоянии восприятие искажается, опасность преувеличивается, и порой несущественный повод, неопасное новое воздействие вызывают крайне паническое поведение людей. Еще в большей мере это относится ко второй форме П. – бегству людей от действительной или мнимой опас- ности. Ослабленные морально, психологически и физически люди начи- нают неправильно воспринимать и оценивать обстановку, преувеличивать опасность, забывают о долге, дисциплине, беспорядочно бегут, хотя для их жизни прямой угрозы может и не быть. Большие трудности, пере-


грузки, психическое и физическое перенапряжение и истощение есть почва, порождающая такую П.

Предшествующие тяжелые впечатления и психические потрясения не всегда правильно осознаются. Если накопилось много отрицательных впечатлений и эмоций, то порой незначительный толчок превращает их в состояния, которые искажают восприятие, затрудняют владение со- бой, уводят от поставленной цели и разумной оценки обстановки. Воздействие, предупреждающее возникновение подобных состояний, должно строиться с таким расчетом, чтобы люди осмысливали свои пере- живания и происходящие события в свете благоприятного исхода, необхо- димости личного вклада в преодоление сложной ситуации. Активизация чувств ответственности, долга, коллективизма ослабляет и даже устраня- ет отрицательные впечатления, эмоции и формирует установки и состоя- ния, побуждающие к проявлению устойчивости и смелости. С этой же це- лью надо пропагандировать случаи взаимопомощи, человеческого участия.

Третья форма П. – стихийное передвижение людей в поисках менее опас- ной обстановки – является следствием временного кризиса и колебаний психологической устойчивости социальной группы, ослабления контроля со стороны руководителей за ее поведением. П. нарастает постепенно, во- влекая и тех, кто еще сохраняет самообладание, но все-таки поддается ситуации неразберихи и безответственности. Есть здесь и «застрельщи- ки» – трусы. В надежде на безнаказанность они стремятся хотя бы на вре- мя ускользнуть от угрожающей опасности. Если же положительное взаи- мовлияние ослабевает, внутреннее единство нарушается, вероятность возникновения П. в сложной ситуации увеличивается.

Методами ликвидации П. являются: локализация панических явлений (слухов, сплетен, призывов и др.) и паникеров, демонстрация самообла- дания, организованных, целенаправленных действий значимых лиц (ко- мандиров, лидеров, авторитетных воинов и др.), решительное руководство с использованием простых и привычных команд и др.

 

ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ – совокупность образцов и ценностных устано- вок, норм и правил, определяющих основные направления научных ис- следований в конкретном историческом периоде.

 

ПАТОПСИХОЛОГИЯ – раздел медицинской психологии, изучающий за- кономерности возникновения и протекания психических болезней. П. тес- но связана с психиатрией. Для предупреждения болезней П. рекомендует профилактические, психологически обоснованные рекомендации. При ис- следовании нарушений психики П. использует аппаратурные, тестовые и другие методы. П. помогает разработать научно обоснованные подходы и рациональные способы восстановления нарушенных психических функ-


ций, проведения индивидуальной психической реабилитации. Значение П. исследований для психологии заключается в возможности более глубоко- го познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий «психической нормы», «психического здо- ровья», а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. дитя веду, воспиты- вать) – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности, условия формирования личности в процессе обучения, воспитания, овладения знаниями, навыками, умениями. П. п. изучает особенности взаимодействия и взаимоотношений учащихся и пе- дагогов, их возрастные и индивидуальные особенности, пути оптимизации учебно-воспитательного процесса, образования и самообразования. П. п. все большее внимание уделяет профессиональному обучению и воспита- нию, использованию данных общей, возрастной, социальной, инженер- ной и других отраслей психологии.

П. п. возникла во второй половине XIX в. Основоположником русской П. п. является К. Д. Ушинский. Широко известен его труд «Человек как пред- мет воспитания». Заметный вклад в П. п. в дореволюционное время внес- ли П. Ф. Каптерев, О. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский. Советская П. п. раз- вивалась благодаря трудам П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Г. С. Костюка, В. В. Давыдова и др. П. п. подразделяют на психологию обучения и психологию воспитания. Осо- бую задачу П. п. представляет разработка методов, позволяющих диагно- стировать результаты обучения (усвоение знаний, навыков, умений) и ре- зультаты воспитания (формирование личностных качеств). В П. п. наряду с психологическими методами используется генетический метод – инте- ресующее явление изучается в динамике, в процессе формирования. Среди актуальных проблем П. п. – обновление содержания, организации, принципов и методов образования, обоснование его последовательной демократизации, гуманизации и гуманитаризации (см. Гуманизация обра- зования).

 

ПЕРЕЖИВАНИЕ – осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов пред- шествующей жизни. П. может быть устойчивым, глубоким, длительным, конкретно-ситуативным, кратковременным, непроизвольным, диффуз- ным, смутным, неясным или четко осознанным, обобщенным. Особенно- сти П. обусловлены прежде всего личностными свойствами (ценностные ориентации, темперамент, возраст, опыт).

Л. С. Выготский под П. подразумевал особую интегральную единицу со- знания, изначально сопряженную с социальными обстоятельствами раз-


вития личности. Ф. Е. Василюк, посвятивший специальные исследования П., развивает, исходя из теории деятельности А. Н. Леонтьева, понимание П. как непосредственной внутренней субъективной данности психическо- го явления, которое протекает спонтанно в виде особого режима функ- ционирования сознания. П. может как обострять психическое состояние, так и способствовать разрешению жизненных ситуаций, в том числе и экс- тремальных.

 

ПЕРЕНОС – психоаналитический термин, обозначающий особое эмоци- ональное отношение между психотерапевтом и пациентом, характеризу- ющееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека.

 

ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – идея, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. По этой теории Наполеон, Гитлер или Дарвин были главными движущими силами исторических событий. П. т. предполагает, что свя- занные с их именем события никогда не произошли бы без появления именно этих выдающихся людей. Сторонники этой теории также утверж- дают, что человек «делает время».

Но достаточно ли этого, чтобы в полной мере объяснить развитие науки или общества? Часть работ ученых при их жизни не замечают, их заслуга признается слишком поздно. Поэтому одобрение или отрицание идеи, по- хвала или презрение могут зависеть от культурной или духовной атмосфе- ры времени. Даже самые великие мыслители и изобретатели были огра- ничены «духом времени». Образ мышления и насущные проблемы, в данный момент времени преобладающие в обществе, могут преградить путь к открытию.

 

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (от лат. личность) – процесс обретения субъек- том общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально- неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

Как особый компонент социализации П. проходит несколько этапов: вос- питание в семье; начальные связи и общение с ровесниками вне родствен- ных взаимоотношений; овладение основами знаний и общественным опы- том (средняя школа), труд, служба в армии или обучение в вузе; самостоятельная или ответственная работа в профессиональном коллек- тиве. Субъект достигает в этот период высшего уровня персонализации, самостоятельности выражения своего «Я». Последний этап – инволюци-


онные процессы, ослабление социальных связей, усиление зависимости личности от внимания других людей.

 

ПЕРЦЕПЦИЯ – см. восприятие

 

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – восприятие, изучение, понимание, оцен- ка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как ре- зультат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ – когнитивный и интеллектуально-волевой процесс создания образа предстоящей деятельности (ее целей, последовательно- сти, ожидаемых результатов). В психологических исследованиях пытают- ся отделить план как продукт интеллектуальной деятельности от П. – про- цесса его создания. Однако произвести такое разделение нереально. В психологическом смысле план – это образ будущей деятельности, включающий основную и промежуточные цели, средства их достижения, возможные проблемы и препятствия на пути решения поставленной за- дачи, альтернативные варианты предполагаемых решений, условия и об- становку выполнения деятельности и т. д. То есть – это образ, имеющий целенаправленное предметное содержание.

 

ПЛАСТИЧНОСТЬ – повышенная способность человека к психической адаптации к среде в процессе коммуникации и профессиональной дея- тельности.

 

ПОВЕДЕНИЕ – внешне проявляющаяся активность живых существ. П. человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. П. может соответствовать нормам морали, быть доброжелательным, целесообразным или же агрес- сивным и даже преступным. Индивидуальное и групповое П. изучают пси- хология, социальная психология, социология. Бихевиоризм (см.) трактует П. как совокупность реакций на стимулы внешней среды, тем самым не- дооценивает роль сознания, внутреннего мира человека в его регуляции. Поведение может быть спокойным, аффективным, агрессивным, не соот- ветствовать нормам права (преступным) и т. д. Выделяют также сексуаль- ное поведение, мотивируемое половой потребностью, требованиями к сексу, временем и ситуацией полового сближения.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – направление в психотерапии, основанное на принципах бихевиоризма и рассматривающее психиче- ские расстройства как неэффективные формы поведения человека в процессе адаптации к существующим условиям. Является одним из ве-


дущих направлений в современной психотерапии. П. п. – это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мыш- ления.

 

ПОВТОРЕНИЕ – воспроизведение усвоенных знаний и действий в целях облегчения их запоминания. П. исследуется как процесс установления но- вых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, явлении, актуализации человеком тех или иных способов запоминания. Средством П. является и совершенствование действий по различным параметрам. Выпол- нение специально подобранных упражнений и действий в меняющихся усло- виях обеспечивает обобщенность и осознанность усвоенных знаний. Много- кратные повторные действия в стереотипных условиях ведут к образованию автоматизма, утрате гибкости в применении усвоенной информации.

 

ПОДКРЕПЛЕНИЕ – безусловный раздражитель, вызывающий биологи- чески значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее дей- ствием индифферентным стимулом вырабатывается классический услов- ный рефлекс.

 

ПОДРАЖАНИЕ – осознанное или неосознанное следование примеру, об- разцу действий, манере поведения, общения и т. д. П. может выполнять функции механизма повышения ответственности, личной организованно- сти, самодисциплины. Под влиянием П. формируются как простейшие на- выки, так и нравственные и другие качества, духовные ценности, что за- висит от склонности к П., от содержания и качества объекта подражания. Важно знать, в каких условиях осуществляется П., какие идеалы – об- разцы для него формирует общество, ближайшее окружение. В каждой социальной группе создаются свои образцы для подражания. Несмотря на внешнее сходство, в явлении П. у разных возрастных групп проявля- ются специфические психологические механизмы. Они проходят ряд сту- пеней и изменяются вместе с изменением ведущей деятельности соответ- ствующего возраста. Общая тенденция такова, что конкретный образец для П. с возрастом становится все более обобщенным.

П. можно подразделять на манерное и рассудочное. Первое состоит в ими- тации внешних признаков поведения или определенных действий, совер- шаемых кем-то (в одежде, прическе, поведении).

Рассудочное П. – это воспроизведение оценок и суждений других. Оно имеет место среди людей, копирующих рассуждения товарищей, руково- дителей и т. д. Свойственное человеку П. играет весьма существенную роль в поведении военнослужащих, накладывает отпечаток на их психику, общение и взаимоотношения. П. может проявляться в следовании нрав- ственным идеалам, способствовать формированию самостоятельности, человечности, мужества и других качеств.


ПОДСОЗНАНИЕ – психические процессы, протекающие под порогом сознания (мысли о хорошо известном, навыки, привычки, непроизволь- ные реакции и др.).

Понятие П. обозначает лишь те феномены психики, которые в данный момент находятся за фокусом сознания, однако тесно с ним связаны, вли- яют на его функционирование и с изменением условий сравнительно лег- ко переходят в его сферу. Понятие П. следует отличать от понятия бессо- знательного – совокупности психических явлений, не осознаваемых субъектом. 3. Фрейд разработал учение о бессознательном как продукте вытеснения инфантильных и запретных переживаний, сохраняющих свой энергетический потенциал и проявляющихся в виде психических наруше- ний. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти – смысловое содержание всех эмоций и переживаний. Сознание зависит от бессозна- тельного. Это ограниченное понимание бессознательного исходит из од- ностороннего анализа его динамических аспектов. Развитие представле- ний о природе бессознательного, о специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым усло- вием создания целостной картины психической жизни личности.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, из- учающая поведение и деятельность людей (групп, народов, отдельных личностей) в условиях тех или иных политических ситуаций. Изучая обще- ственное мнение, лидерство, конфликты, внутреннюю и внешнюю поли- тику, межгосударственные отношения, П. п. взаимодействует с социаль- ной психологией, психологией управления, психологией личности, психологией пропаганды. П. п. исследует отношение людей к государ- ственному устройству, развитию общества, вырабатывает рекомендации для практической деятельности партий, органов управления общества, международных отношений.

 

ПОНИМАНИЕ – психический процесс включения информации о чем-либо в прежний опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздей- ствия. Особенность П. – субъективное достоинство этого процесса, его обусловленность умственными стереотипами, сформированностью прежнего опыта, а также возможностью осмысления нового, такого, ко- торый не был предметно изучен. Объектами П. как психического про- цесса могут быть объекты и предметы внешнего мира, события обще- ственной жизни, другие люди и их поступки, произведения искусства, литературы, свойства и поведение самой личности. П. относится прежде всего к сфере интеллекта, однако оно опирается на индивидуальный эм- пирический опыт, запечатленные нормативно-ценностные образы дей- ствительности, оценку на основе некоторого образца, эталона, нормы


или принципа. Реализуется П. главным образом посредством языка и речи, а также определенными жестами, мимикой, знаками, действия- ми. Формы П. – классификация предметов, знаки, действия, подведение частного под общее понятие, раскрытие причинных связей явлений, их внутренней структуры.

Важной чертой П. является осмысленность, обусловливающая успешное усвоение того, что изучается, анализируется, познается.

 

ПОНЯТИЕ – форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них су- щественных признаков. В каждом П. различают содержание (совокуп- ность существенных признаков предмета, явления) и объем (множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию). По объему П. делятся на единичные и общие, предметные и отвлеченные или абстрактные. П. неразрывно связано со словом. Слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их об- разования. Слово, обозначающее определенное П. в какой-то области науки и техники, называется термином. Овладение П. не сводится к усво- ению общих признаков, свойственных тому или иному классу предметов, явлений, необходимо познать особенности отдельных из них, так как П. объединяют в себе богатство единичного, особенного и всеобщего. Они служат не только средством теоретического проникновения человека в сущность явления, но и способствуют также практическому изменению окружающей действительности в интересах человечества. Каждая наука накапливаемые ею знания концентрирует в П.

 

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР) –

непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, спо- собный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Проявляется в симптомокомплексах интрузии, избегания, гиперак- тивности в острой, хронической и отсроченной формах. Как диагности- ческая категория принята в 1980 г. (DSM-4).

 

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ – совокупность

психических явлений, обусловленных процессом «переработки» психо- травмирующей информации, полученной в процессе участия военнослу- жащего в боевых действиях.

 

ПОСТУПОК – социально значимое действие, имеющее нравственную оценку. Цели, мотивы, последствия П. зависят от внешних и внутренних условий поведения. Например, внешние условия героического П. – это динамичная, крайне напряженная, экстремальная ситуация, требующая для своего разрешения инициативных, смелых, решительных и самоот-


верженных действий. Внутренние условия героического П. – это прежде всего доминирование мотива, определяющего выбор поведения и активно- действенное психическое состояние. Интенсивно функционируют интел- лектуальные процессы, испытывается эмоциональный подъем, мобили- зуются все силы. В психике происходит такая перестройка побудительных, регуляторных и исполнительных функций, которая позволяет совершить, на первый взгляд, невозможное. Для героического П. характерны альтру- изм, бескорыстие.

 

ПОТРЕБНОСТЬ – состояние субъекта, складывающееся на основе про- тиворечия между имеющимися и необходимыми условиями для поддер- жания привычного или наиболее приемлемого режима жизнедеятельно- сти, осознаваемое и переживаемое человеком как нужда в чем-то, неудовлетворенность. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования и выступает источником ее актив- ности и саморазвития. П. принято делить на биологические и социальные, а также на материальные и духовные. Удовлетворение потребности про- исходит в результате осуществления целенаправленной деятельности.

П. порождают желания, стремления, эмоции, чувства, побуждающие к активности для их удовлетворения. С возрастом и развитием личности потребности изменяются. П. могут быть материальными (в пище, одежде, жилище и т. д.) и духовными (в музыке, книге, в дружбе, труде и т. п.). Раз- ные авторы предлагали свой количественный набор потребностей:

П. являются первичным источником активности и деятельности. Характер потребностей может приобретать и вторичные психические образования, развивающиеся в процессе социологизации личности: убеждения, уста- новки, ценности, интересы, идеалы.

П. могут быть ясно осознанными (выражаться в виде стремлений) и нео- сознанными или осознанными лишь частично, смутно (влечения).

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.