Тема 3. Принципы местного самоуправления — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 3. Принципы местного самоуправления

2017-06-11 224
Тема 3. Принципы местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Следует подчеркнуть,что вопросы установления общих принципов организации местного самоуправления Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации иее субъектов (ст. 72 ч. 1 п. «н»).Поэтому на федеральном уровне регулируются только основные вопросы организации и деятельности местного самоуправления, конкретное их регулирование осуществляется в конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных образований.

Основополагающим нормативным актом, наряду с Конституцией РФ, в сфере общих принципов служит Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. и от 6 октября 2003 г., однако конкретного перечня принципов в нем не содержится. По этой причине в нормативных актах субъектов РФ и уставах муниципальных образований можно обнаружить их значительное разнообразие. Вряд ли можно признать оправданным подход, при котором каждый субъект РФ по-своему определяет круг принципов, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления. Мнения ученых по данному вопросу также не однозначны.

Общие принципы местного самоуправления это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и муниципальных образований.

Принципы характеризуют следующее:

а) предопределяют построение и функционирование местной власти;

б) выступая теоретической основой муниципального строительства, помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;

в) выступают в качестве критерия оценки деятельности местного самоуправления, то есть насколько она, отвечает коренным началам, идеям, требованиям, заложенным в принципах;

г) отражая основные черты и признаки местного самоуправления способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления получили свое закрепление в Европейской Хартии и служат правовым фундаментом для муниципального законодательства членов Совета Европы, в том числе и России.

Представляется необходимым рассмотреть некоторыеиз обозначенных в специальной литературе принципов местного самоуправления.

 

2. Самостоятельность решения населением

вопросов местного значения

Принцип самостоятельности местного самоуправления один из основных, который характеризует суть местного самоуправления.Он закреплен в ряде конституционных полномочий. Так, в статье 130 КонституцииРФ сказано,чтоместное самоуправление призвано обеспечить самостоятельность решения населением вопросов местного значения. В статье 12 закреплено положение, согласно которому местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, то есть оно ограничено вопросами местного значения. При этом самостоятельность местного самоуправления обеспечена конституционным правом на судебную защиту.

Самостоятельность местного самоуправления реализуется:

а) путем местного референдума, муниципальных выборов, сходов, собраний, а также путем участия граждан в деятельности выборных и других органах;

б) муниципальные образования самостоятельно разрабатывают свой устав, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек на сходе граждан;

в) муниципальное образование вправе иметь собственную символику и герб, отражающие исторические, культурные и иные местные традиции;

г) население самостоятельно определяет организационную форму местного самоуправления, наименование и систему его органов и другие вопросы.

Реализация обозначенных принципов обеспечивается:

а) финансовой самостоятельностью местного самоуправления;

б) органы местного самоуправления вправе самостоятельно управлять муниципальной собственностью;

в) формировать, утверждать и использовать местный бюджет;

г) устанавливать местные налоги и сборы.

Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельностьместного самоуправления:

а) запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельностьорганов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

б) не допускает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, за исключением случаев предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.;

в) обеспечивает конституционное право на судебную защиту местного самоуправления.

Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы, программы развития муниципального образования. При этом характерно, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в пределах своих полномочий, обязательны для их исполнения всеми расположенными наих территории предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнениеили ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом (например, Европейской Хартией местного самоуправления), обладают свободой деятельности для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции других органов власти.

 

3. Организационное обособление местного самоуправления

Принцип организационного обособления местного самоуправления и его органов в системе управления государством и обществом является одним из принципов проявления самостоятельности.

В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления органы местного самоуправления должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, обладать полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в их ведении. С учетом этого положения Конституция РФ (ст. 12) устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основании этого положения строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами, а также определяется статус муниципальных служащих.

Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправленияв РФ » от 6 октября 2003 г. предусматривает возможность разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями, не допускает подчиненность одного муниципального образования другому; не допускается образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления и осуществление местного самоуправления органами государственной власти и должностными лицами органов государственной власти за исключением и в порядке предусмотренном ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.; должностные лица местного самоуправленияне относятся к категории государственных служащих,их деятельность является муниципальной службой; органы местного самоуправления обособлены нетолько ворганизационном, но и в правовом отношении, а именно: являясь юридическими лицами, они обладают правом распоряжаться муниципальной собственностью; могут от имени муниципального образования приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести ответственность, обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь расчетныйсчет в банке, вести самостоятельный баланс, заключать договоры, совершать иные, предусмотренные законом значимые действия.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могутбыть отменены органами и должностными лицами их принявшими, либо признаны судом недействительными (ст. 44).

Принцип обособленности местного самоуправления призван обеспечить возможность, не нарушая общих законодательных положений, как провозглашает Европейская Хартия местного самоуправления (ст. 6), определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям, обеспечивали эффективное управление. В соответствии с данным положением КонституцияРФ (ст. 131) закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.При этом наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, вопросы организации деятельности местного самоуправления, сроки полномочий, подотчетность, в соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., должны определяться уставом муниципального образования в соответствии с законом субъектаРФ.

 

4. Многообразие организационных форм

осуществлении местного самоуправления

 

В соответствии с Конституцией РФ общие принципы организации местного самоуправления отнесены к совместному ведению Федерациии ее субъектов, которые детализируют их применительно к особенностям региона, историческим и иным традициям.При этом КонституцияРФ представляет населению муниципальных образований самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Местное самоуправление, согласно КонституцииРФ, осуществляется гражданами непосредственно, а такжечерез выборные и иные органы местного самоуправления. При этом населению предоставлено право и возможность самостоятельно выбирать любые формы представительной и непосредственной демократии, определять организационные формы осуществления местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. предоставляет населению муниципальных образований широкий выбор организационных форм осуществления местного самоуправления, в том числе;

а) местный референдум;

б) опрос граждан;

в) собрания и сходы граждан;

г) публичные слушания;

д) конференции граждан (собрания делегатов);

е) муниципальные выборы;

ж) территориальное общественное самоуправление и другие формы.

Например: непосредственное участие граждан в осуществлении местного самоуправления путем реализации права на народную правотворческую инициативу, то есть, население имеет право вносить в органы местного самоуправления проекты нормативно-правовых актов, а также права на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Данный закон предусматривает также право муниципальных образований самостоятельно разрабатывать и принимать устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления:

- структура (система) органов местного самоуправления и порядок их формирования;

- формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

- наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, а также вопросы организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества и других значимых для организации местного самоуправления факторов с учетом исторических и иных местных традиций.

К многообразию организационных форм местного самоуправления относятся существующие особенности организации местного самоуправления в приграничных территориях и закрытых административно-территориальных образованиях, в которых правовое регулирование, согласно Федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, осуществляется федеральным законодательством, а также в городах федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга и городах – наукоградах.

Таким образом, следует отметить, что на выбор формы осуществления местного самоуправления и структуры его органов оказывает влияние федеральное устройство государства и, прежде всего, различие в законах и других нормативных актах субъектов Федерации по местному самоуправлению; административно-территориальное деление (городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ и т. д.); экономические и национальные особенности муниципального образования; исторические и иные местные традиции и другие факторы.

 

5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям

 

Гарантируя финансово-экономическую самостоятельность, КонституцияРФ предоставляет органам местного самоуправления право:

а) самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет;

б) управлять муниципальной собственностью;

в) устанавливать местные налоги и сборы. Конституция РФ признает и защищает муниципальную собственность наравне с другими формами собственности.

В целях обеспечения соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправленияего полномочиям Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправленияРФ » от 6 октября 2003 г. гарантирует местному самоуправлению: обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе минимальной бюджетной обеспеченности; передачу материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных ему отдельных государственных полномочий; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 132, 133 Конституции РФ).

Однако эти полномочия требуют разработки правового механизма проведенияих в действие. Так, Всероссийское совещание по вопросам местного самоуправления (1995 г.) отмечало,что федеральные органы власти, устанавливая льготы различным категориям граждан, перекладывают, по существу, на органы местного самоуправления ответственность за их выполнение, не восполняя при этом дополнительные расходы, которые вынуждены были нести органы местного самоуправления. В этой связи Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» от 6 октября 2003 г. (п. 3 ст. 20) закрепил, что решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет. Закон требует, чтобы муниципальным образованиям была обеспечена экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями.

Данный федеральный закон закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов, которые должны формироваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, установленных законом субъекта РФ.

В соответствии с данным законом, органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований не ниже уровня минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем субвенций, предоставляемых местным бюджетам от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации, то есть из соответствующих бюджетов. В этих целях Федеральным законом от 12 октября 2005 года внесены соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговым и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

в сфере местного самоуправления

 

Значение принципа соблюдения прав исвобод человека и гражданина в муниципальной деятельности обусловлено тем, что КонституцияРФ признает человека,его права и свободы высшей ценностью(ст.2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности нетолько органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18).

Права и свободы человека и гражданина реализуются на местном уровне, там, где он живет, осуществляет трудовую, политическую и иную деятельность. Поэтому их реализация во многом зависит от деятельности органа местного самоуправления. Осуществление данного принципа обеспечивается:

1. Органы местного самоуправления, реализуя свои функциипо решению вопросов местного значения, непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (образования, здравоохранения, жилищно-коммунального, земельного, торгового, бытового, транспорта и других видов обслуживания населения) способствуют осуществлению важнейших социально-экономическихправ и свобод человека и гражданина.

2. Осуществляя функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов в государственные органов власти, Всероссийский референдум, референдум в масштабе субъекта Федерации, проводя местные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне.

3. Органы местного самоуправления в муниципальном образовании дают возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Конкретные формы, порядок и гарантии закреплены в уставе муниципального образования, тем самым обеспечивая реализацию прав граждан на осуществление местного самоуправления посредством форм прямого волеизъявления, а также через выборные органы местного самоуправления, закрепленные в ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.;

4. В соответствии со ст. 15 КонституцииРФ и ст. 47 п. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после официальногоих опубликования (обнародования). Если они не опубликованы, тоони не могут применяться.

Таким образом, права и свободы человека и гражданина по своейсутиопределяют деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Непосредственно с осуществлением местного самоуправления связаны следующие конституционные права граждан:

а) избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;

б) обращаться лично, а также направлять личные и коллективные обращения в органы местного самоуправления;

в) знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;

г) обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления;

д) получать бесплатно медицинскую помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях здравоохранения;

е) получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

ж) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, получать жильеиз муниципального жилищного фонда.

Кроме того, граждане имеют право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане имеют правовой доступ к муниципальной службе. Итак, можно утверждать, что этот принцип занимает особое место среди конституционных принципов российской государственности, поскольку права и свободы человека и гражданина реализуются на местном уровне, то есть там, где непосредственно осуществляется его жизнедеятельность.

 

7. Гласность местного самоуправления

Гласность – непременный атрибут демократии, важнейший элемент демократической системы управления. Реализация этого принципа позволяет обеспечить демократизм управленческой деятельности, должную прозрачность органов власти всех уровней, поставить их деятельность под контроль обществу, дать возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права, свободы и обязанности.

В Конституции РФ принцип гласности находит свое выражение в нормах, устанавливающих обязанность официального опубликования законов и любых нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы, обязанности человека и гражданина (ст. 15), а также в нормах, закрепляющих обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно касающихся его прав и свобод (ст. 2).

Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информированиео ней населения. Органы местного самоуправления должны обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Это предполагает, во-первых, информировать население о заседаниях представительных органов местного самоуправления о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими.

В-третьих, устанавливаемая законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает традиционные формы обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления (используемые ранее местными советами и исполкомами):

- отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением;

- их встречи с избирателями;

- выступления в средствах массовой информации;

- организация горячих линий, когда гражданепо телефону могутполучить необходимую информацию и другие формы контроля.

Гражданам муниципальных образований гарантируется получение рассматриваемой информации, если иное не предусмотрено законом. Так, например, Законом РФ «О государственной тайне» от 31 июля 1993 года установлен перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. К государственной тайне, согласно статье пятой, могут быть отнесены, например, сведения о силах и средствах гражданской обороны; об объектах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа и др. Данный закон также устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры и другие;

- о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставленных государством отдельным категориям граждан, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «Об экономической поддержке районных (городских) газет» от 27 октября 1995 года в целях обеспечения конституционного права на получение своевременной информации, информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении осуществляется экономическая поддержка районных (городских) газет, внесенных в федеральный реестр, путем выделения средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных (городских) газет и оплату расходов, связанных с производством и распространением (оплату полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи).

Последовательное осуществление принципа гласности в деятельности местного самоуправления создает необходимые условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов в решении вопросов местного значения. Так, согласно ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., органы местного самоуправления или должностные лица, к компетенции которых относится принятие соответствующих актов, обязаны рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения на открытых заседаниях в течение трех месяцев со дня его внесения. При этом результат рассмотрения должен быть официально в письменной форме доведен до инициативной группы граждан.

Практика местного самоуправления свидетельствует о том, что наиболее важные проекты решений вопросов местного значения (например, Устава муниципального образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением муниципального образования.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, осуществляя свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами, на которые, согласно ст. 32 Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления и должностные лица обязаны давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений в течение одного месяца.

Таким образом, в целях реализации принципа гласности предусматривается:

а) организация и содержание муниципальной информационной службы;

б) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципальных образований;

в) законодательно закреплена обязательность ответа органов и должностных лиц местного самоуправления по существу обращения граждан.

 

8. Сочетания местных, региональных и общегосударственных интересов

 

Как известно, местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения муниципального образования, его исторических и иных традиций. Вместе с тем решение задач местного самоуправления немыслимо без сочетания интересов всех этих уровней.

Во-первых, местное самоуправление основано на началах демократии и децентрализации, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, способствует оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала муниципальных образований. Вместе с тем следует иметь в виду, что законодательное разграничение полномочий между государственной властью Федерации, ее субъектов и муниципальных образований не устраняют их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообщественности.

Во-вторых, говоря о разграничении предметов ведения на вопросы местного значения и вопросы, отнесенные законодательством к компетенции органов государственной власти, следует также иметь в виду условный характер такого разграничения, то есть вопросы местного значения имеют местное значение лишь в том смысле (плане), что решаются они на конкретной территории и данными субъектами местного самоуправления.

В-третьих, любой вопрос местного значения в то же время может быть частью общего вопроса, находящегося в ведении государства (например, вопросы, касающиеся призыва в армию. Бесспорно, это вопрос государственный, но часть его решается органами местного самоуправления параллельно или совместно с военкоматами, расположенными на территории муниципального образования). Аналогично можно говорить о вопросах, касающихся обеспечения общественного порядка, противопожарной безопасности, в случаях стихийных бедствий, здравоохранения и образования и в других случаях.

9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления

Принцип коллегиальности пронизывает всю организацию работы советов и исполкомов, что часто служило прикрытием безответственности местных органов власти перед населением в период функционирования советской власти. Становление местного самоуправления в России сопровождалось переходом от исполнительно – коллегиальной власти кпринципу единоначалия в руководстве местным исполнительным аппаратом.

Так, в целях устранения коллективной безответственности в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления к утверждению принципа индивидуальной ответственности, Закон РСФСР «Оместном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 года закрепил положение, в соответствии с которым деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на принципе единоначалия (ст. 30 данного закона).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., закрепляя принцип коллегиальной деятельности представительных органов местного самоуправления (ст. 35), оставляет, по сути дела, открытым вопрос о принципах организации деятельности иных органов местного самоуправления. Следовательно, этот вопрос должен регулироваться уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Федерации. Таким образом, органы местного самоуправления могут действовать как на основе коллегиальности, так и на основе единоначалия.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительных органов местного самоуправления проявляются в том, что:

а) данный орган является коллегиальным, численный его состав определяется указанным Федеральным законом (ст. 35) и уставом муниципального образования;

б) решения принимаются в коллегиальном порядке: кворумом, необходимым как для работы представительного органа, так и для принятия решения представительным органом местного самоуправления.

Принцип коллегиальности работы представительных органов местного самоуправления проявляется и в том, что стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций) в работе депутатских комиссий, комитетов, образуемых представительным органом и т.д. Принцип коллегиальности предполагает также создание необходимых условий депутатам представительных органов местного самоуправления для их активного конструктивного участия в подготовке и принятии решений; депутаты должны иметь возможность заблаговременно ознакомиться с проектом решения; получить необходимую информацию; свободно высказывать свои мнения, предложения, замечания по обсуждаемому представительным органом местного самоуправления вопросу.

Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность в системе местного самоуправления, допускает возможность использования и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, обработке решений по наиболее важным (актуальным) вопросам местной жизни. Так, практика местного самоуправления показывает, что единая деятельность главы муниципального образования и местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при местной администрации в составе руководителей структурных подразделений местной администрации или ином составе и выполнять совещательные функции.

10. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в осуществлении общих задач и функций местного управления


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.