Очерк: Снять копию (технология соло) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Очерк: Снять копию (технология соло)

2017-06-11 286
Очерк: Снять копию (технология соло) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]

· © Copyright Сизон Олег ([email protected]) · Обновлено: 17/02/2009. 143k. Статистика. · Очерк. Водный:Алтай, Каяк · Дата похода 20/08/2004 {20 дн} · Маршрут: п.Улаган - р.Башкаус - оз.Телецкое - р.Бия   Начало формы Конец формы
· Аннотация: дневник каяк-соло экспедиции с излишними подробностями:)материального, организационного, идеологического обеспечения  

 

Несколько слов от автора

 

Этот текст не является руководством к действию. Подход к организации водного путешествия, описанный в нем, не стоит воспринимать как универсальный алгоритм, точное следование которому позволило бы игнорировать какие-либо (из общеизвестных) правила материально-технического, информационного, организационного обеспечения подобных экспедиций. Попытка буквального следования изложенной ниже "технологии", при определенных обстоятельствах, могла бы привести к весьма нежелательным последствиям, связанным с возможными материальными потерями либо с непосредственной угрозой жизни и здоровью путешественника.

По мнению автора, путешествие в режиме соло является не более, чем одним из множества возможных вариантов. Отнеситесь к данному тексту как к частному мнению, помните, пожалуйста: в конечном счете, ответственность за свою личную безопасность и успех задуманного Вами мероприятия несете исключительно Вы сами.

 

Автор выражает признательность уважаемым коллегам:

Николаю Тимонину и Константину Васину, за консультации на этапе планирования экспедиции;

Борису Яхнису, за участие в подготовке текста к публикации;

Константину Абрамову, а также коллективу киевского клуба каякеров "НЭРИС", за содействие в материально-техническом обеспечении;

Дмитрию Кувалину, за моральную поддержку проекта.

 

Автор сердечно благодарен Ирине Сизон - за веру и терпение.

Снять копию

(технология соло)

"...есть только один способ утвердиться в чем-нибудь:

совершить рискованный поступок

в согласии со своими убеждениями..."

Т. Уайлдер, "Мартовские иды"

 

**.**.2004 - 20.08.2004. Постановка задачи. Подготовка, старт

 

Возможно, это неправильно.

Но мне кажется, всё будет в порядке. Главное, что четыре железнодорожных билета:

Харьков - Новосибирск;

Новосибирск - Бийск;

Бийск - Новосибирск;

Новосибирск - Харьков,

вложены в паспорт, из прохлады железнодорожного сервис-центра сделан шаг в пыльную жару привокзальной площади, а по спине вдруг врассыпную побежали мураши... кажется, алтайская прогулка все же состоится. Я так давно собирался вернуться на Алтай, вообще очень люблю возвращаться в места, где уже побывал. Никогда не понимал этого первооткрывательского зуда - всегда новая река, и только новая, на которой еще не бывал, а еще лучше - не бывал никто... нет, я люблю возвращаться. И теперь я точно туда вернусь. Есть отпуск, есть большая экспедиционная лодка, снаряга - не вопрос, выгреб с полки да в рюкзак... какое это все-таки замечательное ощущение, "колеса в воздухе". Хочется его немного продлить, не спешить домой... и с маленькой холодной бутылочкой "Славутич Айс" я иду с вокзала пешком. Чувство "начала пути" не отпускает, поворачиваю вверх, к университету, огибая Покровскую церковь, там по двору перемещаются какие-то невеселые люди, переговариваясь вполголоса... а я поднимаюсь по ступенькам, и тут кто-то там у них, наконец, соображает, что происходит, и включает колокола... Потихонечку прихожу в себя. Лучшая из моих походных затей сегодня сдвинулась с места. Затея такая: нижний Башкаус соло. С подтекстом, задачей и сверхзадачей.

Подтекст: немного надоело путешествовать компанией. Устал от многочисленных заморочек, связанных с организацией группового мероприятия... утомляет очень, если в больших дозах и если не любишь сам по себе процесс обеспечения, страховки, и прочего, прочего... без чего никак. Хочу ехать по речке и думать только о речке. Не о том, как бы никто не утонул, или шею не свернул... не о том, чтоб все были максимально довольны... Это все можно и нужно, но я ведь тоже живой человек. Хочется соло.

Задача родилась тогда, когда в отдельно взятой голове встретились и обнялись две мои старинные мечты. Первая - выбраться с каяком в Сибирь, на Алтай или в Саяны. В настоящие горы, на настоящую речку... сколько ж можно циркулировать по Карелии - Кавказу - Карпатам... игрушечные путешествия, игрушечные расстояния... тоска. Я уже пару лет вяло прикидывал маршрут: Урик... или Кадрин... или Жомболок... чтоб и не очень страшно, и интересно, и рыбалка хорошая... все оно как-то связывалось, обсуждалось, потом опять тихо отсыхало по причине той или иной нереальности... пока не споткнулось о вторую старую мечту. Вернуться на Башкаус. На Башкаусе было очень хорошо... там все большое, настоящее, красотища там неимоверная просто. Там тетрадки лежат, которые я не скопировал в 95м... не было в тот раз ни возможности, ни времени. Тогда мы просто прочитали эти потрясающие документы: "бортжурналы", или "гостевые книги", как хотите, называйте эти толстые тетрадки, спрятанные на стоянках над "Ключевым" и "Камикадзе". В них проходящие группы записывают свои впечатления, и события, и маленькие радости, и большие трудности... и черные есть странички, да. Мы прочитали, вздрогнули... вписали свою страницу и уплыли вниз. Почему я их не скопировал тогда - неправильный вопрос. Правильный - такой: почему бы не скопировать сейчас?

После совмещения этих двух интересных мыслей стратегия мероприятия начала оформляться уже сама по себе, обретая довольно странную, на первый взгляд, но вполне стройную логику. Задача: вернуться в сказку и скопировать тетрадки. И повесить их в сети, пускай народ читает. Река Башкаус - довольно сложное мероприятие в "спортивном" плане? Ну да, этого не отнимешь. Так долой спортивность, ставим задачу: копирование документа и благополучное возвращение. Задачу максимально полного прохождения всех препятствий - на свалку истории... в данном случае лишнее это. Тем более, что в 95м мы уже всё прошли. Запишем: мероприятие успешно, если скопирован документ. Если после этого копия принесена по берегу пешком, а речку пришлось оставить из-за паводка, например... или еще чего-нибудь форс-мажорного - мероприятие все равно успешно. Компания - да, тут вопрос. Не принято как-то на Башкаус без компании ездить... с одной стороны. С другой - где ж такую компанию возьмешь, чтоб прониклась странной идеей поехать на такую реку, и не "проходить" ее героически, как все нормальные люди, а сидеть там днями, переписывать что-то в тетрадочку? Похоже, это личная "тема". Для очистки совести я сделал предложение нескольким хорошим людям (но только каякерам... катамараны в идеологию никак не вписывались), не особо агитировал... а когда никто из них приглашение принять не смог, не расстроился вовсе. Внутренний голос говорил с самого начала - это будет соло.

Сверхзадачу же родило то некоторое сомнение в осуществимости проекта, которое странным образом уживалось у меня с предвидением абсолютно благополучного исхода. Это ведь действительно получается довольно нетривиальное путешествие, хотя и за рамками так называемого "спортивного туризма", и не покатушки вроде... не поймешь что. Да еще соло... ну, допустим, Марина Галкина показала достаточно убедительно, что большое пеше-водное соло по абсолютной ненаселенке может закончиться хорошо. Но все же Башкаус... гм. Прямо скажем, не такой уж я мастер весла, чтобы даже в группе надеяться проехать всю эту речку на каяке. Хотя при благоприятной воде - ну два-три, ну пяток стандартных обносов, а остальное вполне можно было бы ехать. В группе. Стоп, что-то меня не туда понесло: идея-то как раз "минус спорт" и "минус группа". Вот оно: я хочу убедиться, что рассчитываю правильно: каякер довольно среднего уровня (не питаю никаких иллюзий относительно своего технического мастерства) может проехать Башкаус в режиме соло, если максимально заменит спортивный дух здравым смыслом. Я думаю, что, освободившись от странного желания добыть "победу над собой" и от всяческих попыток самоутвердиться за счет реки, получу взамен легкость и свободу действий, и этого (плюс соответствующее планирование, разумеется) - будет вполне достаточно для успеха затеянной прогулки. Годится как сверхзадача? Годится вполне.

Если же оставить в покое идеологию и перейти, наконец, к технике - идея оформляется в следующее: каяк-соло от Улагана до устья. Весь Башкаус мне не нужен, в верхнем течении это хоть и довольно красивая, но вполне рядовая река, а времени займет минимум дня три. Да еще там, в верхнем течении, есть совершенно нежелательная в варианте соло населенка, да еще существенно более сложная заброска... от Улагана "с колес в воду", а если от истока - и пеший переход вполне может образоваться. Пешком - не люблю. Чем еще хорош этот вариант старта - я могу сразу, даже не выходя из машины, оценить уровень воды.

Время: вторая половина августа - начало сентября. Это время максимальной вероятности хорошей погоды и, соответственно, низкой воды. Попасть на Башкаусе в непогоду и паводок - большая неудача. Это огромные нагрузки, моральные и физические... иногда - брошенное снаряжение, иногда - совсем плохой исход. Нежелательно, в общем.

Так что начать надо с заезда на мост в Улагане в середине августа. В случае нормальной воды и погоды - даёшь Нижнее ущелье. Если с погодой плохо - два варианта, по ситуации. Либо, отплыв чуть-чуть вниз от цивилизации, переждать несколько дней, не лишая себя возможности вернуться берегом (от каньона Щель можно уйти, а при удаче даже уехать, по вполне нормальной дороге). Либо, если уж совсем беспросветно всё - переехать куда-нибудь подальше и попроще, на Шавлу, что ли... да хоть на Капитанскую бочку в низовьях Катуни. Там народ толчется, можно будет решить, как убить остаток отпуска. Никакой трагедии в этом не будет, я ведь все равно проживу две недели на Алтае.

Ну, а если все в порядке, и все-таки по основному варианту - нужен большой запас времени. На копирование, во-первых. Тетрадки буду переписывать от руки. Цифровой камеры нет, и покупать ради одного похода лениво, а моей старенькой Video-8 толком не переснять, да и тащить ее неудобно, великовата. И как-то вроде бы надежней, если уж ручками переписал, то переписал... а все эти электронные игрушки непонятно, что дадут на выходе. Не проверишь ведь. Привезешь брак, и хоть возвращайся потом. Во-вторых, и это более существенно - запас времени нужен на случай непогоды. Если иметь в запасе дней десять, можно пересидеть почти любой локальный паводок. Ну, или на выход от "Камикадзе" по горам может понадобиться большой запас... (если порог покажется сомнительным для проезда по воде в автономном режиме). Очень это гнусное мероприятие, налегке - дня два, с грузом - непонятно, как пойдет... Много нужно времени. Значит, надо так: взять максимально длительный отпуск (получилось 24 дня). Минус время заброски - поезд и авто от Бийска (самолетом не могу, дорого и неудобно получается, если лететь с лодкой, границы, пересадки... а если отправить каяк в Новосибирск багажом - слишком много проблем с таможнями), выходит от 16 до 18 ходовых дней. Взять обратные билеты, чтоб не дергаться. И спокойно плыть. А конечный пункт можно не фиксировать жестко. Если все время уйдет на Нижнее ущелье - финишировать в устье Чулышмана, уехать оттуда на попутном катере. Останется неиспользованный запас - я с удовольствием проплыву по Телецкому озеру своим ходом, оно очень красивое, а белой воды я на Башкаусе наемся, вне всякого сомнения. Если и после этого останется время, дня два-три вполне можно будет убить плаванием по Бие до Турочака, не совсем же она гладкая, какие-нибудь "шлёпики" должны быть. Дальше - автобусом в Бийск. Еды надо брать на 16 дней, при необходимости можно пополнить запас в Балыкче или Артыбаше.

Риск есть, конечно. Риск крайнего, катастрофического невезения с погодой, плюс еще некоторая вероятность серьезной травмы. О погоде уже сказано, ничего умнее, чем подобрать правильное время, тут не придумать. Травма - опасно, да. Но предполагаю, что смогу себя заставить постоянно жить в режиме готовности, грубо говоря - ни шагу без мысли о последствиях перелома ноги. Скорее всего, это не будет трудно... я и так в походах привык без этой мысли ни шагу не делать. Риск неопределенности - вот это можно отбросить, пожалуй. Сунь Цзы учит правилам войны... а на самом деле, правилам жизни. Одно из них мне очень нравится: если знаешь себя и знаешь противника, ты непобедим. Себя я знаю. Башкаус мне не противник, но его я тоже помню неплохо. Я думаю, что знаю, как все будет происходить, если погода будет ожидаемая. Точно знаю, как буду выкручиваться, если она подведет.

Весной пришлось потренироваться - я прогулялся соло 120 км по Южному Бугу. Несколько смешно, конечно, звучит - тренировка на Южном Буге перед Башкаусом... но, на самом деле, меня интересовали совершенно определенные вещи. Не будет ли скучно-грустно одному? Как организовать перевозку всего необходимого в каяке (как-то я раньше в каячных походах или на катамаране вещи перевозил, или просто плавал на пустой лодке, в режиме покатушек с автоподдержкой)? Ну и вопрос харчей, конечно, интересовал. Достаточно ли мне будет 500 граммов в день, и можно ли обойтись простыми продуктами, без сублиматов и прочей космической кухни? Плавал я семь дней, правда, из них два последних постоял дневкой в конце маршрута, на Гардовом острове. Как и предполагалось, одиночество нисколько не угнетает, все вещи помещаются в лодку (правда, я не брал запаску, топор, еды было не на две недели, а вдвое меньше, аптека и ремнабор чисто символические... зато вез газовую горелку с двумя баллонами и постоянно два литра питьевой воды). И потом, если это грузится в 180ти-литровый родейник Wave Sport EZ, то уж летом в Микробат-240 я все упихаю. А продукты вообще остались, в последний день доедать пришлось. В одиночном режиме съедается гораздо меньше, чем в компании, это известный факт, но приятно удостовериться лишний раз.

Еще один вопрос, о проработке аварийного схода перед необносимым порогом "Камикадзе", потребовал обращения к сведущим людям. Николай Тимонин, видимо, лучший российский спец по каячным экспедициям, перелопативший веслом практически весь Алтай, мои предположения подтвердил.

 

-----Original Message-----
From: Oleg Sizon [mailto:***@***.com]
Sent: Thursday, June 02, 2004 12:02 PM
To: Nikolai Timonin
Subject: ***

Привет, Коля:).

 

Такое дело: мне нужны все варианты аварийного выхода из нижнего ущелья одной известной тебе речушки:). Ну, все известные тебе, хотя бы... а то затеял тут одну [censored], п[они]маешь... страшновато, но оч[ень] хочется. Хочу скопировать харчевные тетрадки и повесить в сети. Может оказаться, что это будет соло, ну и [censored] с ним, позаношу все. Вторая половина августа, ес[тествен]но. Ы?

Sinсerely yours,
Oleg I. Sizon

 

----- Original Message -----
From: "Nikolai Timonin" <***@***.com>
To: <***@***.com>
Sent: Wednesday, June 03, 2004 9:30 PM
Subject: Re: ***

 

ВО Блин!!!:)) [censored]


Насчет выходов
- если ты думаешь, что я все свои три раза пешком оттуда [censored], то ты ошибаешься:)) только один раз было.
Основной принцип
- выходят в пос. Коо на Другой Известной Речушке, через водораздельные горы правого берега, по след[ующему] алгоритму:
1) подняться от Известной Речушки на плато (на 700-1000м, т.е. где-то с 600-800м на 1200-1800м). Вопреки расхожему мнению, это можно сделать практически везде. Самое удобное место, ес[тествен]но, устье Оныша. Еще, по слухам, есть тропа в устье Конылтыта. Мы поднимались по сыпухе прямо над Капканом, потом народ еще спускался за остатками посуды где-то км в 4 ниже.
2) Плато населено
- это летние пастбища Коо. Соотв[етственно], есть тропы, и все они ведут в Рим. Глобально фигачишь параллельно реке вниз по течению, пока Коо не окажется справа по курсу. Известная 2-километровка в отношении троп на удивление верна, если у тебя нет топографического идиотизма:))
3) Сворачиваешь направо, поднимаешься на перевальчик (2200 или около того) и спускаешься в Коо (километра полтора высоты), все по тропе, здесь она уже напоминает тракторную дорогу. Хэппи энд. Занавес.

Мы это делали 6 дней, включая еще один спуск к реке за остатками посуды, и мое таскание торнады в две ходки. Налегке выходится дня за 2, максимум за 3.
Влево выходить некуда, разве что на Катунь:)) Вот примерно так.

Best Regards,
Nikolai Timonin

В начале августа Нижнее ущелье проехала группа Олега Головкина и Кости Васина, шесть каяков - в отменном стиле, практически стопроцентное прохождение за три дня. Связался с Костей - погода хорошая, вода средняя, полный порядок. Это успокаивает... хотя, конечно, все еще может успеть и поменяться.

Я уехал из Харькова 16.08.04 поездом Харьков-Владивосток. Утром 20.08.04 был в Бийске, вопрос заброски решился мгновенно: Форд-Транзит от поезда до точки старта, 500 км, 4000 рублей. Был еще вариант - алтайцы искали попутчиков в УАЗ-"буханку" как раз до Улагана, было б дешевле, но решил поостеречься. Чуйский тракт, серпантин на перевал Чикет-Аман... потрясающей все же красоты дорога. Вечером мы были на месте, в нескольких километрах ниже Улагана.

Вечер. Лиственничный лесок на берегу, у ног - спокойная прозрачно-зеленая река, полная сдержанной, скрытой мощи. Круги на воде - хариус вышел на вечернюю охоту. Головокружительный дух алтайского разнотравья. Будто и не уезжал отсюда.

На полянке много старых, трухлявых рыжиков, маслят и сыроежек. Это очень хорошо, что они уже несъедобные - значит, отличная погода уже стоит, как минимум, неделю. Вода явно ниже средней - мне пока везет.

 

Матчасть, раздел 1. Деньги, документы, канцелярия

 

-- Загранпаспорт. Визитка с моими телефонными номерами.

-- 8000 рублей (примерно $260).

-- Зип-пакеты паспортного формата - 10 штук. Для герметизации документов и денег. Два-три зип-пакета, застегнутых друг другу навстречу, сверху пара слоев скотча - так я решаю проблему герметизации. Есть в природе и герметичные документники, но все никак не обзаведусь.

-- Документник.

-- Лоция Среднего и Нижнего Башкауса - из отчета Н. Капранова, СПб, 1998 года, лаконичная и достаточно точная. Три ламинированных двухсторонних листка А5.

-- Карты - необходимые фрагменты двухкилометровки AQUA. Ничего лишнего - от Каракудюра до Телецкого озера, кусок Чулышмана с поселком Коо (туда мне выходить пешком из Нижнего ущелья при неудачном раскладе), Телецкое озеро, верховья Бии. Всего три двухсторонних листка (чуть больше А5), тоже ламинированных.

-- Легкий компас.

-- Хорошая ручка, запасные стержни - 3 шт.

-- Тетрадки 96 листов - 3 шт.

-- Зип-пакеты тетрадного формата - 6 шт. Для герметизации канцелярии. Три пакета, чтоб довезти чистые тетрадки до "Ключевого", еще три - упаковать копию.

-- Обратные билеты.

Общая масса около 1 кг.

Примечание по итогам прогулки: компас не пригодился.

 

 

Самый трудный день

 

Матчасть, раздел 2. Лодка и сплавное снаряжение

 

1. Лодка Pyranha Microbat-240. Я одолжил ее у друзей, поскольку мой EZ для длительной автономки по мощной реке совершенно непригоден. Микробат - старая модель и старая лодка, ей не менее шести лет - физически. Она в хорошем состоянии, но пираньевский полиэтилен хрупковат, это меня несколько смущает. Впрочем, никакой экстрим с высокими прыжками на сухие камни не планируется. А форма этого парохода мне нравится, он толстый, стабильный, удобный. Кормовой пиллерс я удалил, ради увеличения грузового объема. Масса - 19 кг.

2. Пара надувных емкостей в корму.

3. Рабочее весло - стеклопластиковое Robson Pogo, масса - 1 кг.

4. Запасное весло - тяжелая полиэтиленовая "лопата" Prijon Rim Rip. Можно было, конечно, и чего полегче поискать. Но эта запаска у меня уже есть, кроме того - на нее (вместо штатных стоек) удобно ставится палатка.

5. Юбка Camaro Expedition.

6. Неопреновые шорты 3 мм, неопреновая куртка 2 мм, всё Hiko.

7. Тапки Hiko Rafter.

8. Термобелье - две футболки с длинным рукавом. Одна полипропиленовая, другая флисовая, по погоде. Одна на себе, другая в комплекте сухой "переодежды" для житья на берегу.

9. Плавки. Неопрен на голое тело - не люблю.

10. Спасжилет Hiko Extreme. "Трамвай" с большим карабином я с него, конечно, снял - скорее всего, спасать никого не придется.

11. Шлем Prijon Colorado. Старый, толстый полиэтиленовый горшок с пенопластовым наполнителем и флисовой подкладкой... раритет, в общем. Тяжелый, граммов 700. Пару раз выручал. Я давно уже в нем не плавал, но похоже, сейчас как раз "тот случай".

12. "Погон" для переноски лодки на плече. Пластинка твердой пенки 10х200х150 мм, обшита кордурой снаружи (к лодке), флисом изнутри (к плечу). В месте упора в шею сделан отгибающийся бортик, наполненный более мягкой пенкой. Держится на двух кольцевых резинках, заделанных в шов с противоположных сторон "погона" - одна, помощнее, идет от шеи в противоположную подмышку, другая, тоненькая и короткая - с наружной стороны под рабочее плечо. На этой штуке можно таскать каяк часами без каких-либо последствий: нет боли, нет синяков-ссадин. Весит не более 100 граммов.

Общая масса всего вышеперечисленного снаряжения (кроме лодки и рабочего весла) - 6,3 кг.

Примечание по итогам прогулки: использовалось всё.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.