Сизон Олег: другие произведения. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Сизон Олег: другие произведения.

2017-06-11 1267
Сизон Олег: другие произведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сизон Олег: другие произведения.

Очерк: Снять копию (технология соло)

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]

· © Copyright Сизон Олег ([email protected]) · Обновлено: 17/02/2009. 143k. Статистика. · Очерк. Водный:Алтай, Каяк · Дата похода 20/08/2004 {20 дн} · Маршрут: п.Улаган - р.Башкаус - оз.Телецкое - р.Бия   Начало формы Конец формы
· Аннотация: дневник каяк-соло экспедиции с излишними подробностями:)материального, организационного, идеологического обеспечения  

 

Несколько слов от автора

 

Этот текст не является руководством к действию. Подход к организации водного путешествия, описанный в нем, не стоит воспринимать как универсальный алгоритм, точное следование которому позволило бы игнорировать какие-либо (из общеизвестных) правила материально-технического, информационного, организационного обеспечения подобных экспедиций. Попытка буквального следования изложенной ниже "технологии", при определенных обстоятельствах, могла бы привести к весьма нежелательным последствиям, связанным с возможными материальными потерями либо с непосредственной угрозой жизни и здоровью путешественника.

По мнению автора, путешествие в режиме соло является не более, чем одним из множества возможных вариантов. Отнеситесь к данному тексту как к частному мнению, помните, пожалуйста: в конечном счете, ответственность за свою личную безопасность и успех задуманного Вами мероприятия несете исключительно Вы сами.

 

Автор выражает признательность уважаемым коллегам:

Николаю Тимонину и Константину Васину, за консультации на этапе планирования экспедиции;

Борису Яхнису, за участие в подготовке текста к публикации;

Константину Абрамову, а также коллективу киевского клуба каякеров "НЭРИС", за содействие в материально-техническом обеспечении;

Дмитрию Кувалину, за моральную поддержку проекта.

 

Автор сердечно благодарен Ирине Сизон - за веру и терпение.

Снять копию

(технология соло)

"...есть только один способ утвердиться в чем-нибудь:

совершить рискованный поступок

в согласии со своими убеждениями..."

Т. Уайлдер, "Мартовские иды"

 

**.**.2004 - 20.08.2004. Постановка задачи. Подготовка, старт

 

Возможно, это неправильно.

Но мне кажется, всё будет в порядке. Главное, что четыре железнодорожных билета:

Харьков - Новосибирск;

Новосибирск - Бийск;

Бийск - Новосибирск;

Новосибирск - Харьков,

вложены в паспорт, из прохлады железнодорожного сервис-центра сделан шаг в пыльную жару привокзальной площади, а по спине вдруг врассыпную побежали мураши... кажется, алтайская прогулка все же состоится. Я так давно собирался вернуться на Алтай, вообще очень люблю возвращаться в места, где уже побывал. Никогда не понимал этого первооткрывательского зуда - всегда новая река, и только новая, на которой еще не бывал, а еще лучше - не бывал никто... нет, я люблю возвращаться. И теперь я точно туда вернусь. Есть отпуск, есть большая экспедиционная лодка, снаряга - не вопрос, выгреб с полки да в рюкзак... какое это все-таки замечательное ощущение, "колеса в воздухе". Хочется его немного продлить, не спешить домой... и с маленькой холодной бутылочкой "Славутич Айс" я иду с вокзала пешком. Чувство "начала пути" не отпускает, поворачиваю вверх, к университету, огибая Покровскую церковь, там по двору перемещаются какие-то невеселые люди, переговариваясь вполголоса... а я поднимаюсь по ступенькам, и тут кто-то там у них, наконец, соображает, что происходит, и включает колокола... Потихонечку прихожу в себя. Лучшая из моих походных затей сегодня сдвинулась с места. Затея такая: нижний Башкаус соло. С подтекстом, задачей и сверхзадачей.

Подтекст: немного надоело путешествовать компанией. Устал от многочисленных заморочек, связанных с организацией группового мероприятия... утомляет очень, если в больших дозах и если не любишь сам по себе процесс обеспечения, страховки, и прочего, прочего... без чего никак. Хочу ехать по речке и думать только о речке. Не о том, как бы никто не утонул, или шею не свернул... не о том, чтоб все были максимально довольны... Это все можно и нужно, но я ведь тоже живой человек. Хочется соло.

Задача родилась тогда, когда в отдельно взятой голове встретились и обнялись две мои старинные мечты. Первая - выбраться с каяком в Сибирь, на Алтай или в Саяны. В настоящие горы, на настоящую речку... сколько ж можно циркулировать по Карелии - Кавказу - Карпатам... игрушечные путешествия, игрушечные расстояния... тоска. Я уже пару лет вяло прикидывал маршрут: Урик... или Кадрин... или Жомболок... чтоб и не очень страшно, и интересно, и рыбалка хорошая... все оно как-то связывалось, обсуждалось, потом опять тихо отсыхало по причине той или иной нереальности... пока не споткнулось о вторую старую мечту. Вернуться на Башкаус. На Башкаусе было очень хорошо... там все большое, настоящее, красотища там неимоверная просто. Там тетрадки лежат, которые я не скопировал в 95м... не было в тот раз ни возможности, ни времени. Тогда мы просто прочитали эти потрясающие документы: "бортжурналы", или "гостевые книги", как хотите, называйте эти толстые тетрадки, спрятанные на стоянках над "Ключевым" и "Камикадзе". В них проходящие группы записывают свои впечатления, и события, и маленькие радости, и большие трудности... и черные есть странички, да. Мы прочитали, вздрогнули... вписали свою страницу и уплыли вниз. Почему я их не скопировал тогда - неправильный вопрос. Правильный - такой: почему бы не скопировать сейчас?

После совмещения этих двух интересных мыслей стратегия мероприятия начала оформляться уже сама по себе, обретая довольно странную, на первый взгляд, но вполне стройную логику. Задача: вернуться в сказку и скопировать тетрадки. И повесить их в сети, пускай народ читает. Река Башкаус - довольно сложное мероприятие в "спортивном" плане? Ну да, этого не отнимешь. Так долой спортивность, ставим задачу: копирование документа и благополучное возвращение. Задачу максимально полного прохождения всех препятствий - на свалку истории... в данном случае лишнее это. Тем более, что в 95м мы уже всё прошли. Запишем: мероприятие успешно, если скопирован документ. Если после этого копия принесена по берегу пешком, а речку пришлось оставить из-за паводка, например... или еще чего-нибудь форс-мажорного - мероприятие все равно успешно. Компания - да, тут вопрос. Не принято как-то на Башкаус без компании ездить... с одной стороны. С другой - где ж такую компанию возьмешь, чтоб прониклась странной идеей поехать на такую реку, и не "проходить" ее героически, как все нормальные люди, а сидеть там днями, переписывать что-то в тетрадочку? Похоже, это личная "тема". Для очистки совести я сделал предложение нескольким хорошим людям (но только каякерам... катамараны в идеологию никак не вписывались), не особо агитировал... а когда никто из них приглашение принять не смог, не расстроился вовсе. Внутренний голос говорил с самого начала - это будет соло.

Сверхзадачу же родило то некоторое сомнение в осуществимости проекта, которое странным образом уживалось у меня с предвидением абсолютно благополучного исхода. Это ведь действительно получается довольно нетривиальное путешествие, хотя и за рамками так называемого "спортивного туризма", и не покатушки вроде... не поймешь что. Да еще соло... ну, допустим, Марина Галкина показала достаточно убедительно, что большое пеше-водное соло по абсолютной ненаселенке может закончиться хорошо. Но все же Башкаус... гм. Прямо скажем, не такой уж я мастер весла, чтобы даже в группе надеяться проехать всю эту речку на каяке. Хотя при благоприятной воде - ну два-три, ну пяток стандартных обносов, а остальное вполне можно было бы ехать. В группе. Стоп, что-то меня не туда понесло: идея-то как раз "минус спорт" и "минус группа". Вот оно: я хочу убедиться, что рассчитываю правильно: каякер довольно среднего уровня (не питаю никаких иллюзий относительно своего технического мастерства) может проехать Башкаус в режиме соло, если максимально заменит спортивный дух здравым смыслом. Я думаю, что, освободившись от странного желания добыть "победу над собой" и от всяческих попыток самоутвердиться за счет реки, получу взамен легкость и свободу действий, и этого (плюс соответствующее планирование, разумеется) - будет вполне достаточно для успеха затеянной прогулки. Годится как сверхзадача? Годится вполне.

Если же оставить в покое идеологию и перейти, наконец, к технике - идея оформляется в следующее: каяк-соло от Улагана до устья. Весь Башкаус мне не нужен, в верхнем течении это хоть и довольно красивая, но вполне рядовая река, а времени займет минимум дня три. Да еще там, в верхнем течении, есть совершенно нежелательная в варианте соло населенка, да еще существенно более сложная заброска... от Улагана "с колес в воду", а если от истока - и пеший переход вполне может образоваться. Пешком - не люблю. Чем еще хорош этот вариант старта - я могу сразу, даже не выходя из машины, оценить уровень воды.

Время: вторая половина августа - начало сентября. Это время максимальной вероятности хорошей погоды и, соответственно, низкой воды. Попасть на Башкаусе в непогоду и паводок - большая неудача. Это огромные нагрузки, моральные и физические... иногда - брошенное снаряжение, иногда - совсем плохой исход. Нежелательно, в общем.

Так что начать надо с заезда на мост в Улагане в середине августа. В случае нормальной воды и погоды - даёшь Нижнее ущелье. Если с погодой плохо - два варианта, по ситуации. Либо, отплыв чуть-чуть вниз от цивилизации, переждать несколько дней, не лишая себя возможности вернуться берегом (от каньона Щель можно уйти, а при удаче даже уехать, по вполне нормальной дороге). Либо, если уж совсем беспросветно всё - переехать куда-нибудь подальше и попроще, на Шавлу, что ли... да хоть на Капитанскую бочку в низовьях Катуни. Там народ толчется, можно будет решить, как убить остаток отпуска. Никакой трагедии в этом не будет, я ведь все равно проживу две недели на Алтае.

Ну, а если все в порядке, и все-таки по основному варианту - нужен большой запас времени. На копирование, во-первых. Тетрадки буду переписывать от руки. Цифровой камеры нет, и покупать ради одного похода лениво, а моей старенькой Video-8 толком не переснять, да и тащить ее неудобно, великовата. И как-то вроде бы надежней, если уж ручками переписал, то переписал... а все эти электронные игрушки непонятно, что дадут на выходе. Не проверишь ведь. Привезешь брак, и хоть возвращайся потом. Во-вторых, и это более существенно - запас времени нужен на случай непогоды. Если иметь в запасе дней десять, можно пересидеть почти любой локальный паводок. Ну, или на выход от "Камикадзе" по горам может понадобиться большой запас... (если порог покажется сомнительным для проезда по воде в автономном режиме). Очень это гнусное мероприятие, налегке - дня два, с грузом - непонятно, как пойдет... Много нужно времени. Значит, надо так: взять максимально длительный отпуск (получилось 24 дня). Минус время заброски - поезд и авто от Бийска (самолетом не могу, дорого и неудобно получается, если лететь с лодкой, границы, пересадки... а если отправить каяк в Новосибирск багажом - слишком много проблем с таможнями), выходит от 16 до 18 ходовых дней. Взять обратные билеты, чтоб не дергаться. И спокойно плыть. А конечный пункт можно не фиксировать жестко. Если все время уйдет на Нижнее ущелье - финишировать в устье Чулышмана, уехать оттуда на попутном катере. Останется неиспользованный запас - я с удовольствием проплыву по Телецкому озеру своим ходом, оно очень красивое, а белой воды я на Башкаусе наемся, вне всякого сомнения. Если и после этого останется время, дня два-три вполне можно будет убить плаванием по Бие до Турочака, не совсем же она гладкая, какие-нибудь "шлёпики" должны быть. Дальше - автобусом в Бийск. Еды надо брать на 16 дней, при необходимости можно пополнить запас в Балыкче или Артыбаше.

Риск есть, конечно. Риск крайнего, катастрофического невезения с погодой, плюс еще некоторая вероятность серьезной травмы. О погоде уже сказано, ничего умнее, чем подобрать правильное время, тут не придумать. Травма - опасно, да. Но предполагаю, что смогу себя заставить постоянно жить в режиме готовности, грубо говоря - ни шагу без мысли о последствиях перелома ноги. Скорее всего, это не будет трудно... я и так в походах привык без этой мысли ни шагу не делать. Риск неопределенности - вот это можно отбросить, пожалуй. Сунь Цзы учит правилам войны... а на самом деле, правилам жизни. Одно из них мне очень нравится: если знаешь себя и знаешь противника, ты непобедим. Себя я знаю. Башкаус мне не противник, но его я тоже помню неплохо. Я думаю, что знаю, как все будет происходить, если погода будет ожидаемая. Точно знаю, как буду выкручиваться, если она подведет.

Весной пришлось потренироваться - я прогулялся соло 120 км по Южному Бугу. Несколько смешно, конечно, звучит - тренировка на Южном Буге перед Башкаусом... но, на самом деле, меня интересовали совершенно определенные вещи. Не будет ли скучно-грустно одному? Как организовать перевозку всего необходимого в каяке (как-то я раньше в каячных походах или на катамаране вещи перевозил, или просто плавал на пустой лодке, в режиме покатушек с автоподдержкой)? Ну и вопрос харчей, конечно, интересовал. Достаточно ли мне будет 500 граммов в день, и можно ли обойтись простыми продуктами, без сублиматов и прочей космической кухни? Плавал я семь дней, правда, из них два последних постоял дневкой в конце маршрута, на Гардовом острове. Как и предполагалось, одиночество нисколько не угнетает, все вещи помещаются в лодку (правда, я не брал запаску, топор, еды было не на две недели, а вдвое меньше, аптека и ремнабор чисто символические... зато вез газовую горелку с двумя баллонами и постоянно два литра питьевой воды). И потом, если это грузится в 180ти-литровый родейник Wave Sport EZ, то уж летом в Микробат-240 я все упихаю. А продукты вообще остались, в последний день доедать пришлось. В одиночном режиме съедается гораздо меньше, чем в компании, это известный факт, но приятно удостовериться лишний раз.

Еще один вопрос, о проработке аварийного схода перед необносимым порогом "Камикадзе", потребовал обращения к сведущим людям. Николай Тимонин, видимо, лучший российский спец по каячным экспедициям, перелопативший веслом практически весь Алтай, мои предположения подтвердил.

 

-----Original Message-----
From: Oleg Sizon [mailto:***@***.com]
Sent: Thursday, June 02, 2004 12:02 PM
To: Nikolai Timonin
Subject: ***

Привет, Коля:).

 

Такое дело: мне нужны все варианты аварийного выхода из нижнего ущелья одной известной тебе речушки:). Ну, все известные тебе, хотя бы... а то затеял тут одну [censored], п[они]маешь... страшновато, но оч[ень] хочется. Хочу скопировать харчевные тетрадки и повесить в сети. Может оказаться, что это будет соло, ну и [censored] с ним, позаношу все. Вторая половина августа, ес[тествен]но. Ы?

Sinсerely yours,
Oleg I. Sizon

 

----- Original Message -----
From: "Nikolai Timonin" <***@***.com>
To: <***@***.com>
Sent: Wednesday, June 03, 2004 9:30 PM
Subject: Re: ***

 

ВО Блин!!!:)) [censored]


Насчет выходов
- если ты думаешь, что я все свои три раза пешком оттуда [censored], то ты ошибаешься:)) только один раз было.
Основной принцип
- выходят в пос. Коо на Другой Известной Речушке, через водораздельные горы правого берега, по след[ующему] алгоритму:
1) подняться от Известной Речушки на плато (на 700-1000м, т.е. где-то с 600-800м на 1200-1800м). Вопреки расхожему мнению, это можно сделать практически везде. Самое удобное место, ес[тествен]но, устье Оныша. Еще, по слухам, есть тропа в устье Конылтыта. Мы поднимались по сыпухе прямо над Капканом, потом народ еще спускался за остатками посуды где-то км в 4 ниже.
2) Плато населено
- это летние пастбища Коо. Соотв[етственно], есть тропы, и все они ведут в Рим. Глобально фигачишь параллельно реке вниз по течению, пока Коо не окажется справа по курсу. Известная 2-километровка в отношении троп на удивление верна, если у тебя нет топографического идиотизма:))
3) Сворачиваешь направо, поднимаешься на перевальчик (2200 или около того) и спускаешься в Коо (километра полтора высоты), все по тропе, здесь она уже напоминает тракторную дорогу. Хэппи энд. Занавес.

Мы это делали 6 дней, включая еще один спуск к реке за остатками посуды, и мое таскание торнады в две ходки. Налегке выходится дня за 2, максимум за 3.
Влево выходить некуда, разве что на Катунь:)) Вот примерно так.

Best Regards,
Nikolai Timonin

В начале августа Нижнее ущелье проехала группа Олега Головкина и Кости Васина, шесть каяков - в отменном стиле, практически стопроцентное прохождение за три дня. Связался с Костей - погода хорошая, вода средняя, полный порядок. Это успокаивает... хотя, конечно, все еще может успеть и поменяться.

Я уехал из Харькова 16.08.04 поездом Харьков-Владивосток. Утром 20.08.04 был в Бийске, вопрос заброски решился мгновенно: Форд-Транзит от поезда до точки старта, 500 км, 4000 рублей. Был еще вариант - алтайцы искали попутчиков в УАЗ-"буханку" как раз до Улагана, было б дешевле, но решил поостеречься. Чуйский тракт, серпантин на перевал Чикет-Аман... потрясающей все же красоты дорога. Вечером мы были на месте, в нескольких километрах ниже Улагана.

Вечер. Лиственничный лесок на берегу, у ног - спокойная прозрачно-зеленая река, полная сдержанной, скрытой мощи. Круги на воде - хариус вышел на вечернюю охоту. Головокружительный дух алтайского разнотравья. Будто и не уезжал отсюда.

На полянке много старых, трухлявых рыжиков, маслят и сыроежек. Это очень хорошо, что они уже несъедобные - значит, отличная погода уже стоит, как минимум, неделю. Вода явно ниже средней - мне пока везет.

 

Матчасть, раздел 1. Деньги, документы, канцелярия

 

-- Загранпаспорт. Визитка с моими телефонными номерами.

-- 8000 рублей (примерно $260).

-- Зип-пакеты паспортного формата - 10 штук. Для герметизации документов и денег. Два-три зип-пакета, застегнутых друг другу навстречу, сверху пара слоев скотча - так я решаю проблему герметизации. Есть в природе и герметичные документники, но все никак не обзаведусь.

-- Документник.

-- Лоция Среднего и Нижнего Башкауса - из отчета Н. Капранова, СПб, 1998 года, лаконичная и достаточно точная. Три ламинированных двухсторонних листка А5.

-- Карты - необходимые фрагменты двухкилометровки AQUA. Ничего лишнего - от Каракудюра до Телецкого озера, кусок Чулышмана с поселком Коо (туда мне выходить пешком из Нижнего ущелья при неудачном раскладе), Телецкое озеро, верховья Бии. Всего три двухсторонних листка (чуть больше А5), тоже ламинированных.

-- Легкий компас.

-- Хорошая ручка, запасные стержни - 3 шт.

-- Тетрадки 96 листов - 3 шт.

-- Зип-пакеты тетрадного формата - 6 шт. Для герметизации канцелярии. Три пакета, чтоб довезти чистые тетрадки до "Ключевого", еще три - упаковать копию.

-- Обратные билеты.

Общая масса около 1 кг.

Примечание по итогам прогулки: компас не пригодился.

 

 

Самый трудный день

 

Матчасть, раздел 2. Лодка и сплавное снаряжение

 

1. Лодка Pyranha Microbat-240. Я одолжил ее у друзей, поскольку мой EZ для длительной автономки по мощной реке совершенно непригоден. Микробат - старая модель и старая лодка, ей не менее шести лет - физически. Она в хорошем состоянии, но пираньевский полиэтилен хрупковат, это меня несколько смущает. Впрочем, никакой экстрим с высокими прыжками на сухие камни не планируется. А форма этого парохода мне нравится, он толстый, стабильный, удобный. Кормовой пиллерс я удалил, ради увеличения грузового объема. Масса - 19 кг.

2. Пара надувных емкостей в корму.

3. Рабочее весло - стеклопластиковое Robson Pogo, масса - 1 кг.

4. Запасное весло - тяжелая полиэтиленовая "лопата" Prijon Rim Rip. Можно было, конечно, и чего полегче поискать. Но эта запаска у меня уже есть, кроме того - на нее (вместо штатных стоек) удобно ставится палатка.

5. Юбка Camaro Expedition.

6. Неопреновые шорты 3 мм, неопреновая куртка 2 мм, всё Hiko.

7. Тапки Hiko Rafter.

8. Термобелье - две футболки с длинным рукавом. Одна полипропиленовая, другая флисовая, по погоде. Одна на себе, другая в комплекте сухой "переодежды" для житья на берегу.

9. Плавки. Неопрен на голое тело - не люблю.

10. Спасжилет Hiko Extreme. "Трамвай" с большим карабином я с него, конечно, снял - скорее всего, спасать никого не придется.

11. Шлем Prijon Colorado. Старый, толстый полиэтиленовый горшок с пенопластовым наполнителем и флисовой подкладкой... раритет, в общем. Тяжелый, граммов 700. Пару раз выручал. Я давно уже в нем не плавал, но похоже, сейчас как раз "тот случай".

12. "Погон" для переноски лодки на плече. Пластинка твердой пенки 10х200х150 мм, обшита кордурой снаружи (к лодке), флисом изнутри (к плечу). В месте упора в шею сделан отгибающийся бортик, наполненный более мягкой пенкой. Держится на двух кольцевых резинках, заделанных в шов с противоположных сторон "погона" - одна, помощнее, идет от шеи в противоположную подмышку, другая, тоненькая и короткая - с наружной стороны под рабочее плечо. На этой штуке можно таскать каяк часами без каких-либо последствий: нет боли, нет синяков-ссадин. Весит не более 100 граммов.

Общая масса всего вышеперечисленного снаряжения (кроме лодки и рабочего весла) - 6,3 кг.

Примечание по итогам прогулки: использовалось всё.

 

 

Разгрузка для прохождения

Обнос "Баррикадного" очень удобно совместился у меня со стоянкой. Вообще это хороший вариант, и я всегда стремлюсь стоять на сложных порогах - да и не я один. Забегая вперед, скажу - мне удалось поймать такой ритм передвижения между стоянками, что каждый день было не более одного обноса с разгрузкой. Остальное удавалось либо проплывать на загруженной лодке, либо обтаскивать ее, не разгружая, очень короткими кусками вокруг проблемных элементов препятствия. Как ни странно, вариант с обносом вещей и проездом сложного порога на разгруженной лодке в тактический арсенал не вошел. Я так и не придумал, как решить проблему гарантированного попадания на тот же берег, на котором находятся обнесенные вещи - прохождение-то, бывает, заканчивается по-разному, иногда и заплывом врассыпную, лодка - тушка - вёселко... А длинных тихих плесов, где можно было бы спокойно все собрать, в Нижнем ущелье нет. Получается так: надо либо плыть с грузом, либо нести всё по берегу, третьего варианта для сложных участков не существует.

Хотя два-три раза я проплывал по несколько сотен метров на пустой лодке. Это оказалось оправданно там, где рациональнее вещи обнести сразу далеко, а вот лодку можно тащить относительно короткими кусками вокруг ключевых сливов, проплывая водой более спокойные участки между ними. Естественно, при полной уверенности в беспроблемном зачаливании на тот же берег, на котором в данный момент находятся вещи.

 

Ночь была теплой, но это плохо - потому что погода подпортилась, в ущелье пасмурно. На воду у меня получается выходить в 9 утра, причем особо напрягаться для этого необходимости нет. Как-то само получается: подъем в семь или около того, завтрак до восьми, неспешная загрузка, и к девяти уже можно плыть. До связки "Крутой" - "Мельница" не больше километра, с парой просмотров я это дело благополучно проезжаю и чалюсь направо аккурат перед самым началом порога. Вот это я, пожалуй, при любом раскладе не поехал бы... очень бурная, хаотичная крутопадающая горка через 70 метров заканчивается мощнейшим сливом с непромывным котлом. Несем, братцы, несем... а заодно и "Мельницу", поскольку хоть она и проще, но тоже очень мощная, и гораздо длиннее "Крутого". Обносы ответственные, конечно. Берега практически всех сложных порогов Нижнего ущелья образованы беспорядочным нагромождением крупных ломаных глыб, именно что сколотых, осыпных, а не натасканных и обкатанных рекой. Много живых камней, живыми бывают даже очень большие. Пока у меня получается не падать. Удается пройти вдоль "Мельницы" у воды, невысокий её уровень позволяет не забираться на верхнюю тропинку, на которой есть неприятный участок ползучей осыпи. Дальше - "Пирамида", громадный треугольный обломок скалы в русле. Левый проход относительно простой, а справа под стенкой довольно мощный котел - ясно, еду слева. Теперь до устья Оныша нет ничего серьезного, черные отвесные стены начинают потихоньку смыкаться над головой, но уклон здесь несколько уменьшился, практически все проезжается с ходу. Несколько прижимов (в лоции, кстати, перепутан порядок их чередования, лево-право) - и впереди отчетливо виден "островок безопасности", каких так мало на Нижнем Башкаусе, зеленая лужайка на правом берегу и стекающий по каменной горке большой приток. При желании отсюда очень легко уйти по хорошей тропе на Чулышман. Желания нет. Я даже не чалюсь, ноги затекать не успевают, поскольку часто выхожу на берег, осматриваю чуть ли не каждый поворот. По программе-минимум я сегодня должен был здесь ночевать - во всяком случае, в прошлый раз у нас получилось именно так, полный рабочий день от "Баррикадного" до устья Оныша. Всего час дня, можно бы и перекусить, но неохота... потом, на "Ключевом".

 

На перевале

 

Дождь барабанил по тенту всю ночь. С одной стороны, под этот шум хорошо спится. С другой - сами понимаете, мысли разные возникают. Опасения. Но мысли мыслями, а работать надо. Поэтому выбрался я на свет божий часов в семь - ох и безрадостная картина... надел дождевик и спустился к реке за водой. Нехороший здесь спуск - лес на полке защитил склон от летящих с нависающей стены свежесколотых камней, и крутой свал полки к реке сложен округлыми, гладкими валунами. В сухую погоду - это плюс. В дождь - берегись... Спустился, в общем. Набрал водички. Вода поднялась за ночь сантиметров на 20 (могло быть гораздо хуже) и чуть помутнела.

По погоде - приготовить бы завтрак в палатке, на горелочке, но увы... На газовой кухне я решил сэкономить. Лишний вес и объём в лодке, проблемы при провозе баллонов в поезде (или потеря времени при покупке их на месте, да и купишь ли подходящие) - нет, не думаю, что стоит тащить газ в тайгу. Так что поплелся я зажигать костер. Сухие дрова были с вечера спрятаны под столом, на растопку пошёл мелкий хвойный сушняк (под ёлкой всегда сухо, хоть и жидковатые здесь ёлки - но у ствола найдется сухой пятачок, а нижние сучья всегда сухие, как порох), опять же и плекс надежная штука. К восьми позавтракал. Сгрыз вторую половину луковки, скорее для профилактики, потому что вчерашние симптомы ушли бесследно, попил чаю и за работу.

Дождь не дает переписывать тетрадь за столом - но выяснилось, что вполне можно работать, лёжа в палатке. Причем работы оказалось гораздо меньше, чем я думал - тетрадь выглядит довольно объёмной, но место в ней никто особо не экономил, народ пишет размашисто, каждая группа - с нового листа. Да и не все группы здесь записаны. В общем, часам к 12 дня я поставил точку в своей копии (и сам отметился, конечно), оделся в сплавное (кроме неопрена), надел каску на всякий случай и сбегал к памятнику, на скалу - вернуть "бортжурнал" на место. Погода внушает некоторую надежду на изменение к лучшему - хотя облако по-прежнему висит в ущелье, закрывая небо и верхнюю половину стен каньона тяжелой серой пеленой, в дожде стали случаться перерывы. Все же надо сегодня перемещаться на следующую стоянку, в этом намерении меня укрепил и случайный взгляд на старую кучу медвежьего дерьма на прибрежных камнях. Такие соседи нам, товарищи, не нужны.

 

Сердце Нижнего Башкауса

 

Прохладная ночь - это просто прекрасно. Это ясное небо и благоприятный прогноз погоды на день, прекращение подъема воды, это замечательное настроение, в конце концов. Выползаю в сыроватую прохладу, порог гудит, работает, вода не поднялась. Бедный, маленький клочок неба над Харчевней "Куриная Ножка"... какие стены... Как же здесь здорово. Хорошо здесь плавать по реке, и, наверно, хорошо было бы по этим стенам лазить. Да некому.

Без особой спешки я приготовил завтрак и часов в девять с небольшим, переодевшись в сплавное, вышел наверх, за лодочкой. Налегке, по знакомому пути получается гораздо быстрее, минут за пятьдесят дошел до места, где оставлен каяк. Обтащил слив 157го порога, довольно легко и аккуратно подплыл к 158му. Был определенный соблазн пройти водой и его тоже, потом подъехать к "Капкану" на белом коне, прямо к верхнему бьефу. С соблазном я благополучно справился. Ну и дальше понятно, погон на плечо, хобу на бок... Перегнать каяк своим ходом между "Капканом" и "Мясорубкой" не рискнул, мощно здесь и не так уж много можно проплыть... да и тропа вполне пристойная. Часам к одиннадцати принес лодочку в лагерь, положил в уголок под стеной. Похоже, еще поплаваем, но не сегодня. Достал из палатки спальник, надел его на себя (кокон расстегивается двумя бегунками, ноги можно выставить снизу, капюшон на голову, тепло, уютно - красота). Погода хоть и налаживается, но солнца здесь практически не бывает, оно заглядывает в ущелье ненадолго, выскакивает, уже в зените, из-за восточной стены и тут же - шмыг за скальные зубья западной... все, в четыре часа дня уже начинается вечер. А здесь, в Харчевне, еще и нависающая скала свою долю дневного солнца отбирает. Зато сухо. Сижу, строчу, медитирую... проникаюсь страшным 1990м годом. На тропе шум - сюда спускается какой-то мужик... Какой еще мужик???

Это Серега Никаноров, из Нижнего Новгорода. Весь в оранжевом, защитно-спасательном, с рюкзаком - понятное дело, катамаранная группа подошла к "Капкану", обрабатывает связку. Я ему, впрочем, равно удивителен... сколько ж вас, коллеги? А четырнадцать.

Вот какая, однако, встреча на краю земли. Вот и уединился... Хотя это ведь место встреч, Харчевня. Поместимся. Палатку пришлось свернуть - мой домик с оттяжками занимает столько места, сколько необходимо для установки трех нормальных палаток. Мне найдете место? Да найдем, не вопрос. Я сел было продолжать работу, но тут как раз и народу набежало, подтянулась вся группа. Предводитель у них - Вячеслав Михайлович Самохин, Заслуженный путешественник России. Знакомых нет почти никого, только с Андреем Крашенинниковым много раз встречались на Белой. Его самодельная бело-голубая двойка - непременный атрибут ралли "Белая" на протяжении чуть не десятка лет. Хорошее было время. Обнялись от души. Их с Серегой двойка - единственная в группе, остальные четверки. Двойка перевернулась сегодня в первой ступени "Ключевого" - надо ж было сунуться... Впрочем, сейчас-то ступень проходима, что каяком, что катамараном вдоль левой стены. Но все равно очень сложно и мощно, перепад в короткой ступени - метров пять-шесть, опасные карманы и справа, и слева.

Правильная группа - все у них толково, расторопно, сварили обед, обо мне не забыли, дежурные остались в лагере, а остальные сразу же умотали работать. Я несколько часов еще посидел с копией, а потом, когда все вернулись и побежали на рыбалку - не утерпел, присоединился. Натаскали довольно много некрупных хариусов из большого улова, отделяющего "Каменный Остров" от "Мясорубки", на мушку хорошо идет. Ну и я на блесну пару штук достал неплохих - одного из крохотной суводи у противоположного берега, другого прямо из-под ног. Красиво вышло, не ударил в грязь лицом - у ребят на спиннинг не получается совсем. В первый раз, кстати, собрал снасть, как-то раньше настроения не было. Всё вперед, вперед... может, ближе к концу устрою себе праздник, рыбацкую дневку. Вечером сели, как положено. Под малосольную рыбку - за встречу, за место, за тех, кто не вернулся... Гостинец мой пригодился: стограммовый сувенирный штоф "Немиров-перец". Я вез бутылочку, чтобы оставить её в Харчевне, но так даже лучше.

Завтра им уходить, а мне оставаться. Работы еще много.

 

 

25.08.2004. Днёвка в "Харчевне"

 

Работы еще много. Она-то и подняла меня ни свет, ни заря, в полседьмого я уже угнездился за столом, прочно оккупировав свой "рабочий" угол. О завтраке можно не беспокоиться, ребята с видимым удовольствием вписали меня в раскладку, конечно, надо совесть иметь - поэтому и я вчера сделал вбрасывание в общий котел, полпалки колбасы да полбутылки орехов. Позавтракали и разбежались - народ работать, я бумагу переводить. А уже и конец работы виден. Вот так все просто, оказывается... семнадцать часов чистого времени, 33 двухсторонних листа мелким почерком. Часам к 13 - точка. Дело сделано, теперь бы довезти трофей домой. Однако интересно получается... народ-то еще здесь. Расклад быстренько прорисовался у меня в голове, я сбегал к Михалычу и поделился с ним предположением: похоже, что раньше 15ти - 16ти часов они работу не закончат, и совершенно естественным образом остаются здесь еще на одну ночь. А завтра вместе через "Камикадзе". Правильно? Да вроде так. У нижегородцев тем временем утвердился окончательный вариант работы, все обнесли первую ступень "Капкана" (катамарану здесь никак, габарита нет), дружно и аккуратно, с подстраховкой на чалке, собрались у "Мясорубки", потом занесли ее по левому берегу. Ну правильно, по левому нести легче, мы тоже в девяносто пятом два катамарана там обнесли. А третьим все ж проехали. Тогда воды было существенно больше, было страшнее - но технически проще, пожалуй. Одна только была серьёзная проблема, требовался очень точный и своевременный маневр, чтобы спрыгнуть с основной струи в левую протоку перед треугольной глыбой в начале порога. Мы справились.

Я полюбовался катамаранами во второй ступени "Капкана" (народ идет, кроме самодельной двойки, на трех очень ладных и толковых, на мой взгляд, Тритоновских "Аргутах") - и пошел потихонечку в лагерь. Очень это красиво, катамараны в Нижнем ущелье. Нет, не умрет катамаранное дело... во всяком случае, в нижегородском исполнении оно выглядит цветущим и крепким. Ну, я двумя руками "за".

А ведь большая удача, однако. Завтра коллеги перевезут мой рюкзак за первую ступень "Камикадзе", чем сэкономят мне немного нервов, и даже видео снимут. Будет у меня видеосъемка соло-экспедиции... смешно. Вернувшись в лагерь, разделал заготовленные дрова, постирался и посапожничал - кроссовкам третий год, начинают потихонечку рассыпаться. Да так увлекся, что извел всю толстую нитку из ремнабора.

 

Матчасть, раздел 5. Ремнабор

 

-- Мультитул 'Leatherman', простейшая комплектация - плоскогубцы, нож, ножницы, открывалка для бутылок и консервов, штопор, три отвертки - прямая, крест, часовая.

-- Скотч пластиковый широкий, 30 м. Для герметизации копии.

-- Скотч тканевой, широкий - 5 м на коробочке со спичками, которая в кухонном комплекте.

-- Резиновая заплатка, уже зачищенная, для ремонта гермомешков.

-- Кусочек среднезернистой наждачки на тканевой основе.

-- Клей резиновый - 40 мл. Везти с собой бензин для обезжиривания я счёл излишним: заплатка уже зачищена, талька на ней нет, слегка освежу наждачкой, и поверхность будет в норме. А гермики мои все уже не новые, с них тоже главный враг склейки - тальк - давно обтрепался. Их тоже достаточно будет хорошенько зачистить и не залапать пальцами перед нанесением клея, в крайнем случае - чуть-чуть йодом пройдусь.

-- Клей "секунда" - 5 мл., для ремонта спиннинга.

-- Заплатки капроновые, для ремонта палатки или одежды. Заплатка из тонкого неопрена - на случай повреждения юбки.

-- Нитки хб, нитки капроновые тонкие и толстые, иголки разные, в т.ч. пара цыганских и одна большая хирургическая, всё это на маленьком мотовильце из жесткой пятимиллиметровой пенки.

-- Набор для ремонта лодки. У меня есть два навязчивых кошмара, связанных с поломками каячной матчасти: поломка весла в пороге и пробоина в лодке. В первом случае ничего не поделаешь, конечно. Надо умудриться зачалиться и взять запаску. А вот ко второму я, наслушавшись


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.