Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Социальная философия как психотерапия. В.Шутц: теория интерперсонального поведения.

2017-06-02 417
Социальная философия как психотерапия. В.Шутц: теория интерперсонального поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Философия, как специфическая психотерапия, помогает человеку жить. Она помогает нам справляться с жизненными трудностями.

Теория Шутца основана на положении фрейдизма, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. У каждого индивида существует три межличностных потребности: включения, контроля и любви. Ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения межличностных потребностей, развивает определенные образцы адаптации.

Включение - потребность устанавливать и поддерживать отношения с другими, приносящие удовлетворение, быть включенным в группу.

1) Если родители игнорировали ребенка, став взрослым он будет склонен к недостаточно социальному (undersocial) поведению — интраверсии, сохранению дистанции в отношениях. Он тревожится, полагая, что никто не находит его заслуживающим внимания. Избегая взаимодействий, он теряет возможность опровергнуть свое убеждение.

2) Чрезмерное удовлетворение в детстве потребности включения определяет сверхсоциальное (oversocial) поведение взрослого — постоянный поиск контактов, внимания, навязывание себя группе.

3) Социальный (social) тип — идеальный в межличностных отношениях. Он счастлив наедине с собой и с людьми. Он бессознательно относится к себе как к личности, заслуживающей внимания.

Потребность в контроле связана с аспектом власти в межличностных отношениях.

1) «Отказывающееся» поведение формируется, когда родители полностью контролируют ребенка, принимая за него все решения. В отношениях индивид проявляет смирение и покорность, стремится не принимать ответственных решений.

2) «Автократическое» поведение формируется, когда родители не контролируют ребенка и предоставляют ему полную свободу принимать все решения самостоятельно. Во взрослом возрасте проявляется тенденция доминировать, принимать все решения не только за себя, но и за других.

3) «Демократическое» поведение — идеальный тип, чувствует себя комфортно и в позиции подчиненного, и в позиции носителя власти, в зависимости от ситуации. Он знает, что способен принимать ответственные решения и не испытывает потребности доказывать это другим.

При развитии патологии в сфере контроля поведение отличается отказом следовать социальным нормам и уважать права других.

Потребность в любви – потребность в тесных, близких эмоциональных отношениях с другими (потребность нравиться и быть любимым). На основе детского опыта Шутц выделяет три типа межличностного поведения: недостаточно личностное, сверхличностное, и личностное поведение. Первый тип имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений, он поверхностно дружествен, сохраняет эмоциональную дистанцию (подобное поведение вызвано тревогой, опасениями того характера, что данная личность может вызывать настоящую любовь). Сверхличностный тип – наоборот, человек желает тесных эмоциональных связей, требует от всех подтверждения любви. Личностный тип адекватно себя чувствует как в дистантных, так и близких отношениях.

Совместимость: личности совместимы, если они могут вместе работать в гармонии. Совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей.

1. Совместимость основана на взаимном обмене, когда сумма выражаемого и желаемого поведения одной личности равна аналогичной сумме у другой. Несовместимы две личности в той мере, в которой у них различаются эти суммы в каждой из трех межличностных потребностей.

2. Инициирующая совместимость — когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого. Например, если одна сторона желает доминировать, а другая — находиться под контролем.

3. Реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля и любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей. Например, диада совместима, если сумма включения, выражаемого одной личностью, соответствует сумме включения, желаемого другой личностью, участвующей во взаимодействии.

Шутц разработал шкалы и формулы подсчета совместимости, позволяющие вычислять шестнадцать индексов совместимости. Сформулировал девять теорем совместимости. Например, если две диады различны по совместимости, то более вероятно, что члены более совместимой диады предпочтут друг друга для продолжения личного контакта.

Групповое развитие: каждая группа в своем становлении проходит этапы включения, контроля, любви.

  • Формирование группы начинается с фазы включения, на которой каждый принимает решение, остаться в данной группе или выйти из нее.
  • На фазе контроля происходит распределение ответственности и власти.
  • На фазе любви решается проблема эмоциональной интеграции.

В случае распада группы ее движение идет в обратном порядке: сначала нарушаются эмоциональные привязанности, затем разрушаются отношения власти, после чего следует фаза выхода из группы.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.