Проблема цели и целеполагания в педагогике — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Проблема цели и целеполагания в педагогике

2017-06-09 221
Проблема цели и целеполагания в педагогике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие педагогики

Педагогика – наука о воспитании человека в широком смысле слова.

Предмет педагогики – всесторонняя подготовка подрастающего поколения к жизни в данном конкретном обществе.

Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.

Основные категории педагогики:

- воспитание – целенаправленный, планированный, организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на формирование заданный качеств личности и черт хар-ра.

- обучение – двухсторонний процесс, направленный на передачу и усвоение ЗУНов, т.е. процесс в ходе которого решаются дидактические задачи.

- развитие – потенциальный процесс количественного накопления, приводящ к качеств изменениям.

- образование – процесс и результат усвоения теор знаний, форм практ умений и навыков, развит мыслит процессов, мировоззрений, качеств личности, формиров воспитанником заданных черт хар-ра, необх молодежи в данном конкр общ-ве.

- социализация – адаптация к жизни в данном конкр общ-ве.

- преподавание – деятельность учителя, напр на передачу и контроль знаний

- учение – деят ученика, напр на восприят, осмвсление и применения умений и навыков

- самовоспитание – процесс самотоят постановки и достиж под личностн контролем пост целей и задач развит обучения и воспит.

Функции:

- исследовательская – всестороннее изучения предмета

- прогностическая – определенные перспективы развития научного предмета

- практическая – конкр внедрение научн достижений, практикум

Теоретические методы - теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; прогнозирование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности. К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент

Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются:

  • регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных); ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-то показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников);
  • шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок (например, в вопросе о занятии какой-либо деятельностью в свободное время выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь).

 

2. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема

Человек – это биосоциальное существо.

Личность – социальный индивид или человек, как субъект социальных отношений и совместной деятельности. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Индивид – единый представитель человеческого рода или человек разумный.

Личностью человек не рождается, а становится. Однако существуют различные точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности. Расхождения касаются понимания движущих сил развития.

В широком смысле развитие - это процесс перехода из одного состоя­ния в другое. В человеке на протяжении всей его жизни происходят ко­личественные и качественные изменения.

Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Ведущий процесс в развитии личности - воспитание.

Движущая сила развития - борьба противоречий. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. Различают противоречия:

внутренние (несогласие с собой, индивид побуждения человека) и внешние(отношения человека с другими людьми, обществом, природой);общие (универсальные); движущие развитием всех людей, и индивиду­альные - характерные для отдельно взятого человека.

Длительные исследования человеческого развития позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.

К внутренним условиям относятся физиологические и психические свой­ства организма.

Внешние условия - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.

Факторы развития личности

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, на­правленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы.

Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействи­ем ряда факторов.

Факторы: 1) биологические (наследственность). 2) социальные (среда, воспитание).

В различные периоды развития общества педагогика по-разному трак­товала роль и соотношение их в формировании человека.

Биологический фактор - это прежде всего наследственность, то, что пе­редается от родителей детям, что заложено в генах. Родившийся ребе­нок получает по наследству строе­ние тела, органов чувств и движений. Черты характера, склонности, способности не передаются по наследству, но они обусловлены задатками, унаследованными биологическими факторами. Заложенные природой задатки развиваются только в социальной среде

К социальным факторам относятся среда и воспитание. Под средой понимают всю окружающую ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие и формирование его личности. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности, относят: семью, учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это целенаправленная, специально-организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки.

3. Возрастные этапы развития личности. Особенности обучения и воспитания школьников различного возраста.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.

Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности.

Говоря о различных этапах развития личности, следует обратиться к возрастной периодизации Эльконина. В своей периодизации он выделил следующие понятия:

ведущая дея-тельность (основной вид деятельности, в котором формируются психические новообразова-ния возраста). Социальная ситуация развития (система общественных отношений, в которую вступает человек). Основные ново-образования раз-вития (новые свойства и каче-ства, которые появляются в психике человека к концу возраст-ного периода)

Период Социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Новообразование
Младенчество 0-1 Зависимость от взрослого в удовлетворении потребностей, потребность в эмоциональной близости, познание отношений Непосредственное эмоциональное общение со взрослым Комплекс «оживление» (улыбка, голос, реакция, сосредоточение на лице человека)
Раннее детство 1-3 Познание предметов окружающего мира через действие с ними Предметно-манипулятивная Формирование «я-сам», развитие речи, проявление наглядно-действенного мышления
Дошкольный возраст 3-7 Познание окружающего мира через общение со взрослыми и усвоение социальных ролей и норм Игровая Наглядно-образное мышление, внутренняя позиция
Младший школьный возраст 7-11 Присвоение социального статуса «я-школьник», приобритение умений усвоения знаний, накопление опыта Учебная Произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия, развития мышления
Подростковый возраст 11-15 Стремление к независимости, самостоятельности в противовес психологической незрелости. Увеличение значимости общения со сверстниками, отдаление от взрослых Общение со сверстниками в процессе общественно-полезной деятельности Чувство «взрослости», самооценка, «я-концепция»
Ранняя юность 15-17 Профессиональное и личностное самоопределение. Значимость интимно-личностного общения Учебно-профессиональня деятельность Профессионально и личностное самоопределение, мировоззрение, самосознание

Младшешкольный: усвоение нового режи-ма жизни; усвоение специфики взаимоотношений с учителем, одноклас-сниками; изменение отношений ребенка с семьей; затруднения в отноше-нии к учебной деятельности, к выпол-нению домашних заданий.

Ведущая идея в организации пед процесса: Формирование пер-воначальных детских убеждений, постро-енных на главных постулатах общечело-веческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Основные направления пед деятельности: формирование пер-вичных представ-лений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения; развитие обществен-ных отношений и предупреждение авто-ритарности учителя; формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться.

Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности этого сензитивного периода, необходимо постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты предметов и явлений, выявлять причинно-следственные зависимости.

Подростковый: психолого-педагогические домины развития: потребность во «взрослом» обращении; превращение общения в самостоятельный вид дея-тельности; потребность само-утвердиться, занять достойное место в коллективе; возникновение потреб-ности в активной позна-вательной деятельности; потребность в половой идентификации.

Ведущая идея в организации пед процесса: Создание ситуации успеха в наиболее значимых видах дея-тельности, дающих возможность пози-тивного самоутвер-ждения личности; формирование ценно-стных установок; предупреждение от-клонений в поведении и нравственном раз-витии.

Основные направления пед деятельности: формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться; организация педаго-гического влияния на индивидуально-груп-повое и коллективное мнение подростков; предупреждение невротических рас-стройств и патоло-гических влечений (к курению, алкоголю, токсическим сред-ствам).

Старший школьный:

психолого-педагогические домины развития: формирование опреде-ленного типа внешности (соматотипа); формирование престав-лений о собственной уникальности; эмансипация от роди-телей, возникновение новой системы отношений с ними; стремление к автоно-мизации по отношению к культуре взрослых; возникновение потреб-ности в любви; поиски смысла жизни.

Ведущая идея в организации пед процесса: Помощь в само-определении на бу-дущее; создание условий для моби-лизации потенци-альных возможностей личности в соответ-ствии с ее реальными притязаниями.

Основные направления пед деятельности: ориентация на само-воспитание; помощь в развитии взаимоотношений со сверстниками; формирование науч-ного мировоззрения; помощь в профес-сиональном самооп-ределении; формирование осо-знанной гражданской позиции.

 

 

Дошкольное

Общее среднее

Профессионально-техническое

Средне-специальное

Высшее образование -включает две ступени: первая ступень обеспечивает подготовку специалиста\ бакалавра обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками; вторая ступень (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы.

Дополнительное

Последипломное

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень — начальное образование (I – IV классы);

II ступень — базовое образование (V – IX классы);

III ступень — среднее образование (X – XI классы, в вечерних

школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование

Дополнительное образование:

- доп. Обр. детей и молодежи

- доп. Обр. взрослых(повыш. Квалиф. И переподготовка)

- доп. Обр. – специальное образование (обучение и воспитание детей и молодежи с отклонениями в физическом и психическом развитии).

 

В общеобразовательных учреждениях обязательными для изучения являются два государственных языка – белорусский и русский, а также один из иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский или китайский. Обеспечены права граждан, которые относятся к национальным меньшинствам, изучать родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотрены кроме обязательных предметов (74%) факультативные занятия (26%). Факультативные занятия проводятся по желанию учащихся в группах по 3–5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).

 

 

8. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:

1. Повышения роли образования в обществе.

2. Создание системы непрерывного образования («образование через всю жизнь»), где все ступени продолжают и дополняют друг друга: семья → детский сад → школа → вуз → образование взрослых.

Учет национальных традиций в образовании, гражданское воспитание.

3. Интернационализация образования (создание единого мирового образовательного пространства, возможность получения образования в любой стране, взаимное признание государствами дипломов об образовании). Болонский процесс (1999 – 2010) – процесс интеграции системы высшего образования европейских государств с целью укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы.

4. Стандартизация содержания образования – определение нормы образованности на каждой ступени образования, введение в содержание образования базового компонента, т.е. фундаментальных логически завершенных знаний как основы для жизни в современном обществе и продолжения образования.

5. Компьютеризация

6. Гуманизация образования – ненасилие, уважение личности и свободы человека в образовании.

7. Гуманитаризация образования – введение в содержание образования дисциплин о человеке (психология, педагогика, культурологи, социология, политология и т.д.).

8. Демократизация управления образованием – предоставление субъектам образования больших прав, широкое привлечение общественности к управлению образованием.

9. Индивидуализация образования – организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей и возможностей человека.

10. Дифференциация образования – разделение обучаемых на группы с учетом их потребностей, интересов, способностей и возможностей с целью создания оптимальных условий для их развития в образовании.

11. Деполитизация

12. Интерактивность в обучении

13. Усиление внимания изучению иностранных языков

Современная система образования в Великобритании состоит из четырех ступеней:

  • Начальное образование (Primary school) — для детей от 5 до 11 лет.
  • Среднее образование (Secondary school) — от 11 до 16 лет.
  • Последующее образование (Further education и tertiary education) — от 16 до 18 лет.
  • Высшее образование (Higher education) — для студентов от 18 лет.

Среднее и школьное образование.

Школьное образование в Великобритании является обязательным для детей от 5 до 16 лет. Существует два основных сектора образования: государственное, бесплатное образование и частное: к ним относятся платные учебные заведения и частные школы. В негосударственных школах с восьми до тринадцати лет дети учатся в подготовительной школе (Preparatory School). В 13 лет, на восьмом году обучения, они сдают вступительные экзамены (Common Entrance Examination) в случае перехода в частную или независимую среднюю школу.

Согласно государственному учебному плану, все ученики делятся на четыре возрастные группы:

  • 5-7 лет (KS1, относится к начальной школе)
  • 7-11 лет (KS2, относится к начальной школе)
  • 11-14 лет (KS3, относится к средней школе)
  • 14-16 лет (6th Form,, относится к средней школе)

Выделяется 10 основных предметов. Главными предметами считается литература, математика, английский и иностранный языки, в зависимости от возрастной группы добавляются дополнительные базовые предметы.
В течение всего обучения английские школьники регулярно проходят стандартные государственные тесты на успеваемость (Standard Assessment Tasks, SATs). По окончании средней школы все ученики сдают свои первые выпускные экзамены - (GCSE), при успешной сдаче которых получают аттестат (сертификат) о среднем образовании. На сегодняшний день, GCSE является основным экзаменом, сдаваемым школьниками по окончании школы.
Экзамен проверяет знания по каждому предмету и состоит из трех частей: курсовая работа, теоретическое и практическое задание.

Последующее образование (предуниверситетская подготовка A-Levels или IB). После окончания средней школы (16 лет) и получения аттестата об общем среднем образовании GCSE, учащийся может поступить в профессиональный колледж. В случае, если человек хочет поступить в университет, он остается в школе до 18 лет и обучается по специальной двухгодичной программе подготовки к высшему учебному заведению A-Level. Для этого студент выбирает 4-5 профильных предмета, по которым он будет специализироваться в университете, в конце каждого года сдает экзамены, результаты которых оцениваются по пятибалльной шкале (A-E) и учитываются при поступлении. По завершении этого курса все студенты, в том числе и иностранные, могут готовить документы для поступления в университет.
Говоря о возможных сценариях послешкольного образования, нужно упомянуть колледжи, в Британии они называются «колледжи дальнейшего образования» Они делятся на частные и государственные. В зависимости от целей обучения и специализации, курс длится от нескольких недель до двух лет, по окончании учащийся получает диплом о высшем профессиональном образовании и имеет право перейти на второй курс университета.

Принципы контроля

1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).

2. Систематичность – на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения знаний), регулярность опросов, каждодневность.

3. Индивидуальность - проверка знаний, навыков и умений каждого ученика, оценка успешности с учетом его психологических особенностей

4. Позитивность

Методы контроля: устный, письменный, практический, дидактические тесты, наблюдение.

Требования к организации: индивидуальный характер, систематичность, разнообразие форм и методов, всесторонность, объективность, дифференцированный подход, единство требований

Типы контроля

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося)

Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)

Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.

 

Родительские собрания.

Типология:

- Психолого-педагогическое просветление родителей (1 р. До начала учебного года)

-Анализ пед. Проц. За четверть

-обмен опытом обучения между родителями

- пед.диагностика

-ответы на вопросы родителей

На них обсуждаются вопросы, связанные с основными направлениями, задачами и итогами работы школы. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. На них обсуждаются задачи и планирование учебно-воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, рассматриваются актуальные педагогические проблемы. Для успешного проведения родительского собрания, установления доброжелательного климата на собрании классным руководителям рекомендуется учитывать следующие правила проведения родительских собраний:

· Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

· Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители и, если это необходимо, ученики и классный руководитель.

· У родителей только тогда появляется любовь к школе и классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.

· Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

· Важно всегда помнить особенность всех собраний: нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

 


 

Педагогика сотрудничества.

Педаго́гика сотру́дничества — направление в педагогике, возникшее в СССР в 1970-х - середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»). Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. В его статьях воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником. Основателями педагогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили, Шалва Александрович, Шаталов Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна и другие советские педагоги 1980-х годов.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как: учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции. В педагогике сотрудничества ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.

В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное.

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим: пособствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания – самовоспитание

знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики; резервы семейной педагогики, родительские субботы, культ родителей;

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

 

 

 

Понятие педагогики

Педагогика – наука о воспитании человека в широком смысле слова.

Предмет педагогики – всесторонняя подготовка подрастающего поколения к жизни в данном конкретном обществе.

Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.

Основные категории педагогики:

- воспитание – целенаправленный, планированный, организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на формирование заданный качеств личности и черт хар-ра.

- обучение – двухсторонний процесс, направленный на передачу и усвоение ЗУНов, т.е. процесс в ходе которого решаются дидактические задачи.

- развитие – потенциальный процесс количественного накопления, приводящ к качеств изменениям.

- образование – процесс и результат усвоения теор знаний, форм практ умений и навыков, развит мыслит процессов, мировоззрений, качеств личности, формиров воспитанником заданных черт хар-ра, необх молодежи в данном конкр общ-ве.

- социализация – адаптация к жизни в данном конкр общ-ве.

- преподавание – деятельность учителя, напр на передачу и контроль знаний

- учение – деят ученика, напр на восприят, осмвсление и применения умений и навыков

- самовоспитание – процесс самотоят постановки и достиж под личностн контролем пост целей и задач развит обучения и воспит.

Функции:

- исследовательская – всестороннее изучения предмета

- прогностическая – определенные перспективы развития научного предмета

- практическая – конкр внедрение научн достижений, практикум

Теоретические методы - теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; прогнозирование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности. К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент

Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются:

  • регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных); ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-то показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников);
  • шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок (например, в вопросе о занятии какой-либо деятельностью в свободное время выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь).

 

2. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема

Человек – это биосоциальное существо.

Личность – социальный индивид или человек, как субъект социальных отношений и совместной деятельности. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Индивид – единый представитель человеческого рода или человек разумный.

Личностью человек не рождается, а становится. Однако существуют различные точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности. Расхождения касаются понимания движущих сил развития.

В широком смысле развитие - это процесс перехода из одного состоя­ния в другое. В человеке на протяжении всей его жизни происходят ко­личественные и качественные изменения.

Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Ведущий процесс в развитии личности - воспитание.

Движущая сила развития - борьба противоречий. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. Различают противоречия:

внутренние (несогласие с собой, индивид побуждения человека) и внешние(отношения человека с другими людьми, обществом, природой);общие (универсальные); движущие развитием всех людей, и индивиду­альные - характерные для отдельно взятого человека.

Длительные исследования человеческого развития позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.

К внутренним условиям относятся физиологические и психические свой­ства организма.

Внешние условия - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.

Факторы развития личности

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, на­правленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы.

Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействи­ем ряда факторов.

Факторы: 1) биологические (наследственность). 2) социальные (среда, воспитание).

В различные периоды развития общества педагогика по-разному трак­товала роль и соотношение их в формировании человека.

Биологический фактор - это прежде всего наследственность, то, что пе­редается от родителей детям, что заложено в генах. Родившийся ребе­нок получает по наследству строе­ние тела, органов чувств и движений. Черты характера, склонности, способности не передаются по наследству, но они обусловлены задатками, унаследованными биологическими факторами. Заложенные природой задатки развиваются только в социальной среде

К социальным факторам относятся среда и воспитание. Под средой понимают всю окружающую ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие и формирование его личности. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности, относят: семью, учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это целенаправленная, специально-организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки.

3. Возрастные этапы развития личности. Особенности обучения и воспитания школьников различного возраста.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.

Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности.

Говоря о различных этапах развития личности, следует обратиться к возрастной периодизации Эльконина. В своей периодизации он выделил следующие понятия:

ведущая дея-тельность (основной вид деятельности, в котором формируются психические новообразова-ния возраста). Социальная ситуация развития (система общественных отношений, в которую вступает человек). Основные ново-образования раз-вития (новые свойства и каче-ства, которые появляются в пси


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.