Принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации, система ее органов. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации, система ее органов.

2017-06-09 614
Принципы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации, система ее органов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определя­ющие наиболее существенные черты и признаки много­гранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.

 

Так как принципы опре­деляют наиболее общие признаки и требования, то они обя­зательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления своей деятельности.

 

Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в ФЗ "О прокуратуре РФ" (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюде­ния каждым прокурором и иным прокурорским работником.

 

Анализ законодательства позволяет выделить следующие принципы организации и деятельности прокуратуры:

 

принцип централизации;

принцип единства прокурорского надзора;

принцип законности;

принцип независимости прокурорского над­зора;

принцип гласности.

Альтернативная система принципов

 

Принцип централизации

 

Принцип централизации в первую очередь относится к организации системы прокуратуры, но вместе с тем указан­ный принцип имеет принципиально важное значение и для надзорной деятельности прокурора.

 

Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура — это единая федеральная система территориальных специализи­рованных (военные, природоохранные и др.) прокуратур, которые подчиняются единому центру — Генеральной про­куратуре РФ. Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю сис­тему органов прокуратуры. Все прокуроры — руководители прокуратур на местах назначаются Генеральным прокуро­ром РФ.

 

Централизация органов прокуратуры вызвана необходи­мостью обеспечения единой законности на всей территории РФ, что невозможно осуществить без руководства прокуро­рами из единого центра. Обеспечение единой законности на территории России предполагает такую организацию про­курорских органов, при которой обеспечивались бы единые требования осуществления прокурорского надзора во всех субъектах РФ, городах и районах.

 

Принцип централизации обеспечивает единство проку­рорской практики, направляемой и координируемой Гене­ральной прокуратурой РФ. При реализации этого принципа проявляется сочетание единого руководства с инициативой, творческой активностью прокуроров на местах.

 

Принцип централизации прокуратуры заключается в том, что:

 

каждый вышестоя­щий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за работой подчиненных ему прокуроров и несет ответ­ственность за правильную организацию работы по осуще­ствлению надзора подчиненными прокурорами;

вышестоящий прокурор может взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, а также поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, кроме случаев, определенных законом (например, прокурор субъекта федерации не может пору­чить прокурору района принести представление в порядке надзора по уголовному или гражданскому делу на вступив­шие в силу приговор или решение суда, так как прокурору района закон такого права не предоставляет). Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответ­ственность.

Принцип единства прокурорского надзора

 

Принцип единства прокурорского надзора выражает­ся в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий про­куроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе еди­ного для всех звеньев прокуратуры законодательства. Про­курорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований законов и устранение правонарушений.

 

Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, свя­занных с прокурорским надзором. Все приказы и указания прокурора подписываются им лично и являются обязатель­ными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий проку­рор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора в установленных законодательством случаях. Осуществляя надзор за исполнением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает иные ре­шения.

 

Принцип законности

 

Принцип законности — необходимое условие реализации всех ос­тальных принципов деятельности прокуратуры. Закон­ность — один из основополагающих принципов государ­ственного руководства обществом в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охра­ны и развития экономической базы государства, необходи­мое условие демократической системы государства.

 

Законность, как принцип прокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотрен­ные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуро­ры могут действовать только в пределах своих определен­ных законом полномочий.

 

Принцип законности имеет особое значение для проку­рорского надзора. На прокурорский надзор возложена обя­занность следить за исполнением законов всеми юридичес­кими и физическими лицами. Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукос­нительно соблюдать законы. Выполняя функцию надзора, прокуратура действует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре, других законодательных актов РФ.

 

Осуществ­ляя от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, прокуроры обязаны служить примером уважительного отношения к закону и неукоснительного его исполнения в своей деятельности. Реализация принципа законности при осуществлении прокурорского надзора приобретает особое значение в тех случаях, когда прокуроры принимают меры к наказанию лиц, допустивших правонарушение. Каждое действие про­курора в этих случаях, каждый акт его реагирования долж­ны быть строжайшим образом основаны на законе, совер­шаться в формах, определенных законом, и ни в коем случае не нарушать права граждан и юридических лиц.

 

Принцип независимости прокурорского над­зора

 

Согласно ст. 4 ФЗ "О прокуратуре" органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независи­мо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправле­ния, иных органов и общественных объединений. Это положение закона имеет принципиальное значение.

 

Сущность принципа независимости прокурорского над­зора в том, что каждый прокурор в своей деятельности не­зависим и при выполнении возложенных на него обязанно­стей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешатель­ства в его надзорную деятельность каких бы то ни было фе­деральных или местных органов. Прокуратура может обес­печить точное исполнение законов только в том случае, если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от мест­ных и других органов государственного управления.

 

Независимость органов прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных органов власти и управления. Орга­низационные мероприятия по осуществлению надзора и в целом укреплению законности прокуроры осуществляют в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти.

 

Принцип независимости организации и осуществления надзора имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может достичь поставленные перед ней государством цели и задачи.

 

Осуществление принципа независимости органов прокуратуры обеспечива­ется:

 

их организационным построением,

порядком назначе­ния прокурорских кадров,

установленной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров.

Гарантией со­блюдения этого принципа является ст. 5 ФЗ "О прокуратуре", закрепившая недопустимость вмешательства в осуще­ствление прокурорского надзора. Согласно этой статье воздействие в какой-либо форме федеральных органов госу­дарственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспре­пятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом уголовную или админист­ративную ответственность. Одной из черт, или свойств, принципа независимости является политическая независимость прокурора. Конечно, каждый прокурор как гражданин и член обще­ства может разделять или придерживаться каких-либо взглядов или доктрин тех или иных политических объе­динений, существующих, как известно, в настоящее время в большом количестве. Однако такое разделение тех или иных взглядов ни в коей мере не должно влиять на приня­тие им своих профессиональных решений.

 

Принцип гласности

 

Принцип гласности закреплен в п. 2 ст. 4 ФЗ "О прокуратуре". В ней сказано, что органы прокуратуры действу­ют гласно в той мере, в какой это не противоречит требова­ниям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, спе­циально охраняемой законом тайне; информируют федераль­ные органы государственной власти, органы власти субъек­тов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.

 

Одна из форм реализации названного принципа проку­рорского надзора закреплена в п. 7 ст. 12 ФЗ "О прокуратуре". Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ еже­годно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопо­рядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укрепле­нию.

 

Реализация принципа гласности обеспечивается создани­ем в органах прокуратуры специальных структурных подраз­делений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой ин­формации, организующих эту работу на местах.

 

Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов госу­дарственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению норм правосознания населения и в конечном итоге — укреплению законности.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.