О конституционной реформе в республике Таджикистан, порядок принятия и реализации Конституции республики Таджикистан — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

О конституционной реформе в республике Таджикистан, порядок принятия и реализации Конституции республики Таджикистан

2017-06-05 628
О конституционной реформе в республике Таджикистан, порядок принятия и реализации Конституции республики Таджикистан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доклад на XIX сессии Верховного Совета Республики Таджикистан

(20 июля 1994 г)

Уважаемые народные депутаты, дорогие гости!

Сегодня сессия Верховного Совета должна решить вопрос, с которым связаны судьбы нашей страны, национального государства и государственности народов Таджикистана. Речь идет о принятии новой Конституции (Основного Закона) суверенного, демократического, правового Таджикистана.

Таджикский народ относится к тем народам, которые в своей истории имели государство и государственность. В результате неурядиц, местничества, внутреннего противоборства тысячу лет назад этот народ потерял свою государственность и над ним стояли чужие правители. Однако во все времена он мечтал о возрождении своей государственности. По воле судьбы, в 1924 году таджики в составе бывшего Союза стали хозяевами земли и обрели свою государственность.

После распада Советского Союза новый самостоятельный Таджикистан начал жить в рамках старых правовых норм. Но спустя некоторое время выяснилось, что старая форма не соответствует новым требованиям, новые политические и правовые контуры, которые появились в последние годы до получения государственной самостоятельности, не смогли утвердиться. Конечно, нельзя за короткое время подготовить новую Конституцию и другие законы, которые могли бы отвечать всем требованиям самостоятельного государства.

На исторической шестнадцатой сессии Верховного Совета Таджикистана, которая состоялась в ноябре 1992 года в городе Худжанде, было сформировано законное правительство, заложена основа мира и единства нации. Нами еще в те дни были сделаны шаги в деле создания структуры нового государства, а также были заложены основы нового миропорядка.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета, была создана рабочая группа по разработке проекта Конституции под руководством первого заместителя Председателя Верховного Совета уважаемого А. С. Достиева. В ее состав вошли опытные люди, известные ученые различных отраслей науки Таджикистана, знатоки истории и обычаев, культуры, религий, наций и народностей страны.

Рабочая группа приступила к работе в начале ноября 1993 года и, используя богатый мировой опыт подготовила проект, который находится у вас на руках. Следует отметить, что конституционная комиссия несколько раз обсудила проект Конституции и, с учетом изменений, сочла нужным вынести его на всенародное обсуждение.

Проект Основного Закона Республики Таджикистан, согласно Указу Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан от 13 апреля 1994 года, рекомендован на всенародное обсуждение.

В течение продолжавшегося более двух месяцев обсуждения проекта народом страны и нашими соотечественниками, живущими за пределами республики, в адрес Верховного Совета поступило более 8,5 тысячи предложений. Следует отметить, что все предложения имели непосредственное отношение к проекту. Это говорит о том, что наш народ с пониманием относится к своему будущему, укреплению государственности. Ведь Таджикистан в течение всей своей истории впервые может иметь народную Конституцию.

Этот проект Конституции потому и является народным, что его обсудили и дополнили наши соотечественники не только в Таджикистане, но и за его пределами. Поэтому его творцом является сам народ. Народный характер проекта также проявляется в равноправии всех жителей республики независимо от национальности, пола, цвета кожи и других социальных признаков.

Проект Конституции предусматривает возможности развития общественной жизни на базе различных политических течений, создает условия для строительства такого государства, которое будет служить всему народу. Поэтому каждый человек в составе общества может активно участвовать и в управлении государством. Проект получил достойную оценку со стороны специалистов развитых стран мира, в том числе США, Англии, России и ряда других стран. Эксперты ООН, СБСЕ и других международных организаций, высоко оценивая проект, высказали свои предложения. Мы благодарны им за это доброе дело.

А теперь, с вашего разрешения, приступлю к анализу предложенного проекта и некоторых предложений и замечаний.

Всем известно, что Конституция три раза была опубликована и обсуждена под названием «Сарконун». Несмотря на это, многие предложили оставить название Конституции и Сарконун. Поэтому и принят такой вариант «Конституция (Сарконун) Республики Таджикистан.

В предисловии Конституции определены цели и стремления народа Таджикистана как неотделимой части мирового сообщества, объявлена воля народа как основа принятия Конституции и создания нового государства Таджикистан. Шестая статья проекта придаст этому вопросу непосредственно правовые нормы; отмечаются самостоятельные принципы народа в определении своей судьбы, в создании своего государства как основы дальнейшего развития общества.

В ходе обсуждения проекта внимание многих наших соотечественников привлек вопрос определения общественно-политического строя Таджикистана. Многие спрашивают: «Какую социально-экономическую структуру мы берем за основу?»

Ответ на этот вопрос содержит первая статьи проекта, где определены демократические, правовые, светские особенности, единство, самостоятельность и социальная особенность государства Таджикистан. Уверен, что после принятия новой Конституции Таджикистана будет заложена правовая основа такого государства, где будут предоставлены необходимые условия для проявления людьми своих способностей и дарований.

В связи с этим, в восьмой статье проекта политический плюрализм и различные мировоззрения отмечены как основа развития общественной жизни с учетом священных демократических основ, одной из которых является выражение позиций и вклада человека в жизнь общества и государства через политические организации и общественные объединения; в проекте учтены и эти точки зрения. Мы, объявляя свою приверженность к требованиям и мировым нормам права, решительно заявляем, что создание и деятельность общественных организаций, которые пропагандируют национализм и шовинизм, социальное и религиозное зло или призывают к насильственному свержению конституционного строя и созданию вооруженных групп, запрещается.

В ходе обсуждения второй части этой статьи появились разные точки зрения. Некоторые задавали вопрос: «Разве может государство существовать без идеологии?» Или, наоборот, были предложения, согласно которым одна из идеологий определенной политической силы должна быть объявлена государственной идеологией. Мы должны признать, что государство как политическая организации общества имеет специальную, самостоятельную идеологию. Конституция государства определяет его идеологию. Иначе говоря, Конституция закрепляет идеологию правового государства со всеми его атрибутами.

Проект Конституции, определяя принцип самостоятельности народа как великое демократическое завоевание, наряду с этим предусматривает принцип разделения власти как основы деятельности государства и отдельных его структур. Эти два принципа дополняют друг друга, так как власть является единой, а ее единственным источником – народ, и власть опирается на волю народа. Поэтому единственной, самостоятельной силой является народ. Народ, с целью защиты и обеспечения своих интересов, создает государственные структуры, каждая из которых действует, исходя из своей компетенции и полномочий.

В проекте предусмотрено, что единственной законодательной структурой в республике является Маджлиси Милли. Его народ избирает свободным, равным и тайным голосованием. Также народ избирает главу государства и исполнительную власть — Президента Республики Таджикистан.

Эти два верховных органа по полномочию народа создают структуру суда и других органов государства, которые все вместе функционируют в определенных рамках Конституции, обеспечивая спокойствие и развитие общества.

В проекте отмечено признание различных форм собственности. В ходе обсуждения по этому вопросу поступили многочисленные предложения и дополнения. Их анализ говорит о том, что народ республики не стоит в стороне в отношении этого вопроса и хочет, чтобы его экономические интересы находились под реальной защитой. Внутренняя война и ее тяжелые последствия, разрыв экономических связей с бывшими республиками Союза, необеспеченность страны необходимыми запасами и другие причины могут вызвать недовольство каждого члена общества. Но я со всей ответственностью заявляю: нашей целью является создание развитого гражданского общества, которое основано на справедливой рыночной экономике, где имеет место любая форма собственности. Все формы собственности являются национальным богатством, служат развитию общества. Мы не можем не использовать широкие возможности частной собственности, и не допустим, чтобы государственную собственность взяли в свои руки несколько человек. По просьбе и требованию людей земля, вода, подземные богатства, воздушное пространство и другие природные богатства признаны государственной собственностью.

Вторая глава проекта Конституции называется «Права, свободы и обязанности человека и гражданина».

Как вытекает из названия главы, мы объявили о нашей поддержке естественных прав человека, которые ни при каких условиях никто, даже государство, не может ограничивать. В проекте записано: «Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны».

Впервые в политической истории государства проект Конституции определяет ответственность государства перед обществом и гражданином, и это свидетельствует о значимости защиты прав человека. Во второй части статьи 5 проекта, идеи которой раскрыты в различных статьях главы второй, записано: «Государство защищает свободу, неприкосновенность, честь и достоинство личности».

В проекте записано: каждое лицо, которое в день принятия Конституции является гражданином Таджикистана, остается в этом же качестве. Граждане, несмотря на национальность, происхождение, язык, религиозные, политические, социальные убеждения, образование равны перед законом.

Особое внимание привлек вопрос о двойном гражданстве.

Надо отметить, что международное право не признает состояния двойного гражданства, оно является результатом противоречий между законодательными системами отдельных государств. С этой точки зрения, в основной части статьи записано о непризнании принадлежности граждан Таджикистана к гражданству другого государства. Но в настоящее время, с учетом сложившейся обстановки в Содружестве Независимых Государств, при возникновении вопроса о двойном гражданстве предусмотрено положительное решение этого вопроса на основе двусторонних соглашений.

В ходе обсуждения проекта поставлен вопрос о равноправии женщин и мужчин. С учетом высказанных предложений в проект внесены соответствующие поправки.

Широкий спектр мнений был высказан вокруг отношения к религии и ее месте в обществе.

Очень много предложений касалось социально - экономических прав и свобод граждан в таких сферах, как социальное обеспечение, защита здоровья, жилья, обучение и других, которые Конституционная комиссия приняла к сведению, внеся поправки в текст соответствующих статей проекта. После анализа предложений и замечаний была изменена формулировка статьи об обеспечении неприкосновенности человека.

Таким образом, мы еще раз продемонстрировали свою приверженность принципам Всемирной декларации прав человека, международного законодательства по социальным и экономическим правам граждан, международного законодательства по культурным и политическим правам граждан и других международных правозащитных актов.

В проекте Конституции республика названа суверенным государством Таджикистан. Политическая практика государств мира породила различные формы республиканского правления. На сегодняшний день известны две формы республиканского правления: парламентская республика и президентская республика.

Достаточно спорным при обсуждении проекта был вопрос выбора формы государственного правления. Некоторые высказываются в пользу парламентской республики. Другие считают, что лучшей формой государственного правления является президентская республика. Мне бы хотелось несколько подробнее остановиться на этом вопросе. Мы должны окончательно дать оценку некоторым ошибочным понятиям в этом вопросе.

Прежде всего, надо отметить, что противопоставлять эти две формы государственного правления и считать, что одна лучше, чем другая, неправильно, потому что эти две формы республиканского правления приняты в разных государствах мира и действуют с учетом их исторических, культурных, политических, экономических и социальных особенностей.

Мы являлись свидетелями того, что было на практике, когда у нас действовали некоторые принципы парламентского правления. Мы не знали, кто является главой государства, а кто главой правительства и кто перед кем ответственен. Одной из субъективных причин, приведших к кризису государственной власти с его последствиями, была неопределенность полномочий органов государственной власти.

Сегодня мы должны руководствоваться главной целью — интересами народа, обеспечением его благосостояния. Мы будем строить новое государство на основе воли нашего народа.

Мы ответственны перед своим народом. И не допустим, чтобы из-за некомпетентности и нерешительности руководителей народ подвергался смертельной опасности. Мы должны действовать таким образом, чтобы ни одна сфера жизни нашего общества не оказалась вне поля нашего зрения.

Сегодня для Таджикистана приемлемой формой правления является та, которая записана в проекте Конституции. Мы надеемся и будем стремиться к тому, чтобы государство Таджикистан заняло достойное место среди других государств, соответствующих нормам правового государства и соблюдающих их.

Наш народ убежден в становлении сильного государства, которое сумеет обеспечить спокойствие и развитие общества. И им будет руководить человек, которого изберет народ по своей воле.

Конечно, Президент ответственен за формирование исполнительной власти. Учитывая духовные, национальные, исторические, традиционные особенности и следуя требованиям системы "издержек и противовесов", Президент в ходе формирования правительства, высших органов суда, прокуратуры, Национального банка представляет кандидатуры в Маджлиси Милли или же для утверждения получает согласие Маджлиси Милли.

Одной из положительных особенностей президентской республики является то, что при этой форме обеспечивается соответствие и равноправие высшего органа государственной власти. В результате нарушения клятвы или совершения преступления Маджлиси Милли может освободить Президента от исполнения обязанностей.

В ходе обсуждения проекта многие из наших соотечественников задавались вопросом: «Почему Президент, которого избрал народ, может быть отправлен в отставку решением Маджлиси Милли?» Потому что Маджлиси Милли является представительным органом всего народа Таджикистана, действует как самостоятельный орган и защищает интересы народа. Между этими двумя ветвями власти должно быть обеспечено сотрудничество, исключено злоупотребление своими полномочиями. В свою очередь, президент может не подписать закон, принятый Маджлиси Милли. Если закон дважды не будет принят в Маджлиси Милли при поддержке двух третей голосов народных представителей, он не действует.

В создании президентской республики, конечно, немаловажную роль играют партии и общественные организации! Надо признать, что на сегодня эти партии и общественные организации малочисленны, не обладают большим опытом деятельности. Но сама система государственной власти может стимулировать появление общенациональных политических партий с тем, чтобы сообща вывести общество из отставания.

С учетом особенностей республики, специфики жизни страны и, руководствуясь необходимостью организованного проведения реформ, члены Конституционной комиссии пришли к выводу, что наиболее подходящей формой, отвечающей сегодняшним условиям Таджикистана, является президентская республика. Ко всему этому, большая часть людей, принимавших участие в обсуждении проекта, поддер­жала президентскую форму правления.

Проект Конституции определил государственный строй Таджикистана как единого (унитарного) государства. Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов, поселков городского типа и кишлаков, на всей его территории действует высшая и самостоятельная власть единого государства. Территория Таджикистана неделима и неприкосновенна.

В проекте предусмотрен новый порядок взаимоотношений между центром и местной властью. В соответствии с этим обеспечивается самостоятельность местной власти и централизованность руководства, так как власть не может действовать, если она не имеет серьезного административно-политического базиса. В соответствии с требованиями сегодняшнего дня в проекте предусмотрена ответственность местной власти перед центром (статьи 76, 78).

Надо сказать, что некоторые члены нашего общества высказываются за строительство федеративного государства и даже конфедеративного государства, и этот вопрос серьезно обсуждается. Замечу, что эта мысль лежит в основе одного из альтернативных проектов, представленных специалистами ГБАО. Но для нас, подобные предложения неприемлемы, потому что Таджикистан является очень маленьким государством и население его невелико. Если мы поддержим эту мысль, то можем повторить горькую участь государства Саманидов.

Сегодня для каждого гражданина нашей страны священным долгом является обеспечение национального единства и нерушимости границ Таджикистана. Мы ответственны перед будущими поколениями за то, чтобы Таджикистан остался единым и неделимым государством. Каждая национальность и народность, избравшие Таджикистан своей родиной, должны направить свои усилия на сохранение его единства.

В проекте Конституции широко представлены принципы организации высших органов государственной власти, порядок их деятельности, взаимоотношения между ними.

В ходе обсуждения проекта внимание многих наших соотечественников было обращено на название и характер деятельности Маджлиси Милли.

Конституционная комиссия сочла необходимым заменить выражение «Маджлиси Милли» на название «Парламент Таджикистана».

Другой важный вопрос, касающийся Маджлиси Милли, это характер деятельности парламента республики. Во многих предложениях подчеркивается, что парламент должен быть профессиональным и постоянно действующим. Это наша цель. Но сегодняшние экономические и местные условия, а также общеполитический уровень развития нашего народа не позволяют образовать постоянно действующий парламент.

В настоящее время среди некоторой части общества, особенно представителей национальных общин, бытует мнение, что для нетаджикских национальностей должна быть определена квота. Но этот путь нарушает сам принцип всеобщих выборов, о чем свидетельствует политический и исторический опыт государств мира, в том числе стран Содружества Независимых Государств.

И, наконец, надо напомнить, что государство обеспечивает права и свободы всего народа, невзирая на национальность, происхождение, расу, язык и вероисповедание.

Президента Республики Таджикистан избирают граждане на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием сроком на пять лет. В проекте Конституции названы следующие условия для выдвижения кандидата на пост Президента: возраст от 35 до 65 лет; знание государственного языка; проживание на территории Таджикистана не менее десяти последних лет. Для выдвижения кандидатуры должны быть собраны подписи не менее пяти процентов избирателей. Эти условия определены для того, чтобы народ избрал человека достойного и пользующегося всеобщим уважением.

С учетом предложений, высказанных в ходе обсуждения, Конституционная комиссия пришла к решению заменить выражение «Раиси чумхур» на выражение «Президент».

В предложениях высказывалась мысль об утверждении должности «Вице-президента». В основном, это предложение правильно, но так как формирование правительства в проекте возлагается на премьер-министра, то необходимость в утверждении поста вице-президента отпала.

Проект Конституции в статье о структуре правительства определяет его в качестве органа, обеспечивающего руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сфер, исполнение законов, решений Маджлиси Милли и указов, распоряжений Президента.

Таким образом, впервые в политической истории Таджикистана правительство определено в качестве органа, исполняющего законы и организующего экономическую жизнь общества, что соответствует его функциям.

Активно и заинтересованно обсуждались вопросы организации и назначения органов исполнительной власти на местах, их полномочия и наименования, взаимоотношения с органами местной представительной власти, сроки полномочий.

С учетом высказанных мнений и предложений Конституционная комиссия сочла нужным слово "мир" (председатель) заменить синонимом этого слова «раис».

Изучив все предложения, касающиеся организации и назначения органа исполнительной власти на местах, комиссия пришла к выводу, что в нынешних условиях, когда необходимо сохранить территориальную целостность республики и не нарушать основы демократии, следует оставить без изменения порядок формирования этого органа в том виде, в каком он отражен в проекте.

Основная мысль этого вопроса заключается в обеспечении единой централизованной государственной власти, наряду со строительством основ демократии на местах: то есть председателя местной власти Президент назначает как своего представителя и предлагает на утверждение Маджлиси Махалли (местного маджлиса), в результате чего он одновременно признается раисом органа местной исполнительной власти.

Новшеством, которое было введено в проект, является утверждение в пределах поселка городского типа и кишлака органа самоуправления в форме сельского Совета.

В проекте Конституции определено место судебного органа, первоочередной задачей которого является защита прав и свобод личности, интересов государства, организации, учреждения, законности и справедливости. Надо отметить, что впервые в политической истории страны на уровне конституционных норм в проекте отражена возможность личности обратиться в беспристрастный и объективный суд, провозглашена гарантия судебной защиты граждан, особенно потерпевших, равноправие всех перед судом и другие признанные нормы демократии.

Все это свидетельствует о том, что мы строим демократическое, правовое государство. Образование Конституционного суда, основной задачей которого является защита Конституции Таджикистана, является гарантией обеспечения соблюдения принципов Конституции и законов Таджикистана.

В поступивших замечаниях к проекту предлагается установить одинаковый срок полномочий судей. Это требование в основном выдвинули работники суда. В результате анализа предложений Конституционная комиссия пришла к выводу, что срок полномочии всех судей - пять лет.

В отношении прокуратуры поступили различные предложения. После тщательного изучения их комиссия пришла к выводу, что в нынешних условиях Таджикистана орган прокуратуры должен остаться прежним.

Таковы основные итоги обсуждения проекта Конституции (Основного Закона) Республики Таджикистан.

Существуют различные мнения относительно конституционных реформ в республике, порядка принятия Конституции, сроков выборов Президента и парламента республики. Я являюсь сторонником того, что Основной Закон надо принять путем референдума, а Президента избрать путем всенародных выборов.

Существует сомнение: возможны ли в такое тяжелое для бюджета время лишние затраты? Не лучше ли было бы принять Конституцию парламентом, а Президента также избрать на сессии Верховного Совета при участии авторитетных людей из городов и районов республики?

Давайте посмотрим вокруг себя. Во всех республиках - членах СНГ - руководители государств были избраны путем всенародного голосования. Были соблюдены основные принципы демократии. Так неужели мы, таджикистанцы, не готовы к этому? Почему мы себя недооцениваем?

Я уверен, что наш стойкий и мудрый народ свободно изберет своего руководителя и примет Основной Закон. У государства на сегодняшний день есть необходимые силы, чтобы контролировать ход этих важных акций. Государство не допустит, чтобы какая-нибудь группа властолюбцев самовольно использовала выборы для создания в обществе нестабильности и задушила мирную жизнь людей.

Думаю, что до принятия Конституции и выборов президента должен функционировать Верховный Совет. Это даст возможность не допустить в обществе возникновения безвластия.

Мы надеемся в дни принятия Конституции, выборов Президента и парламента пригласить в республику представителей международных организаций, ОБСЕ, республик Содружества Независимых Государств. Пусть они станут свидетелями хода этих важнейших политических мероприятий и дадут им свои оценки.

Не секрет, что тяжелое экономическое положение вынуждает многих граждан Таджикистана выезжать на работу в промышленные центры России, Украины, Казахстана, Узбекистана и других республик. Это объективная реальность. Избирательная комиссия должна через посольства и представительства Таджикистана в данных республиках создать необходимые условия для участия наших граждан в выборах.

Еще раз я обращаюсь к гражданам Таджикистана, которые волею судеб оказались на той стороне реки. Я говорил, и еще раз повторяю, что забота о возвращении последнего таджикского беженца на родную землю является моим человеческим долгом. С удовлетворением могу сказать, что процесс возвращения соотечественников с каждым днем нарастает. В соответствии с информацией Министерства труда и занятости населения и сообщением Верховного комиссариата ООН по вопросам беженцев, на территории Афганистана на сегодняшний день находятся более двадцати тысяч граждан нашей республики. Уверен, что до выборов эта цифра значительно сократится.

Сегодня мы должны принять Закон Республики Таджикистан "О конституционной реформе Республики Таджикистан", порядок принятия и ввода в действие Конституции и на основании этого представить проект Конституции для получения окончательного решения народа. Всенародный референдум является первым шагом в деле создания фундамента новой государственности и основ новой политической жизни Таджикистана. В связи с этим мы, исходя из принципа самостоятельности народа, объявляем себе и всему миру, что единственным источником государственной власти является народ и выполнение его воли и решений является неукоснительным долгом каждого члена общества.

Уважаемые народные представители!

Проект новой Конституции, который мы выносим на всеобщий референдум, народ именовал историческим и судьбоносным законом. Тысячи наших граждан в ходе обсуждения этого важного документа отметили, что новая Конституция Таджикистана - Основной Закон страны - выражает мысли, мечты, права и обязанности граждан, определяет социально-экономическую, политическую жизнь общества на долгие годы, является священным символом для нашего нового государства, его народа, нынешнего и будущих поколений.

Я думаю, что новая Конституция, герб, флаг и национальный гимн станут гордостью народа, вдохновят его на пути укрепления нашего государства, утверждения его престижа в мировом сообществе, на пути возрождения и процветания родного Таджикистана!

Благодарю!



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.