Проповедник справедливости, истины, — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проповедник справедливости, истины,

2017-06-05 292
Проповедник справедливости, истины, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СВЕТА И МУДРОСТИ

Выступление на международном симпозиуме, посвященное

тысячелетию "Шахнаме" Фирдавси

(4 сентября 1994 года)

 

Дорогие соотечественники!

Уважаемые гости!

Дамы и господа!

Проведение международного симпозиума, посвященного тысячелетию "Шахнаме" великого и божественного классика накануне празднования третьей годовщины независимости нашей республики во многом важно потому, что жизнеутверждающая философия Фирдавси знакомит нас с нашим прошлым и служит поучительным и назидательным уроком для сегодняшних и будущих поколений.

Таджикский народ, как и другие ираноязычные народы, гордится тем, что мудрец Фирдавси своим пером отобразил в своем бессмертном эпосе "Шахнаме" величественную панораму истории нашей Родины, начиная с возникновения жизни в ней и до своего времени и стать, вместе с автором, свидетелями вечной доблести, побед и поражений, достоинства и недостатков. В "Шахнаме" с поразительной точностью описаны Бадахшан и Вахшская земля, Хатлон и Фергана, Хорезм и Тахористон, Согд и Бактрия, царство Шумон.

"Шахнаме" - это не просто книга, в которой собраны повествования о битвах и сражениях, о доблести и отваге. Она является уникальным наставлением в области нравственности, поучением для постижения добрых человеческих качеств.

Из военных, любовных и иных повествований "Шахнаме" мы узнаем о славной истории арийских народов, обычаях и традициях народа, жизненной этике, правилах государственного устройства, принципах патриотизма, обеспечения независимости страны, свободы, о понятиях войны и мира, о победе света над тьмой, получаем сведения по этнографии, о решении проблем в отношениях между государствами, понимаем бессмысленность религиозных и конфессиональных противостояний, о необходимости уважения прав других, дружбы и товарищества.

Я уверен, что в ходе научных дискуссий о величайшей книге в истории иранских народов, да и всего мира, будут рассмотрены различные аспекты философии великого Фирдавси. Данный симпозиум, в котором, к счастью, принимают участие известные ученые-иранисты из многих стран мира, позволит нам еще лучше осознать содержание "Шахнаме" и необходимость борьбы добра со злом, света с тьмой.

Позвольте мне от всего сердца приветствовать дорогих гостей данного мероприятия, проводимого в этом уголке Родины великого Фирдавси и пожелать им благополучного пребывания в нашей горной стране.

Дорогие друзья!

Уважаемые гости!

В настоящее время наша республика переживает очень сложный период своей истории. Из-за ахримановских интриг сил зла, бедствий, вызванных гражданской войной, мы потеряли сотни сынов родины, разрушенных домов, многие наши города и села из-за подлых деяний невежественных сил поверглись разрушению. Демон, лишающий разума, благодаря ахримановскому обману, вселился в души нашего народа, и часть населения утратила истинный путь.

В "Шахнаме" также содержится множество описаний междоусобных войн между провинциями иранской земли, в том числе грязные и бессмысленные войны, которые брали свое начало с разбоя и грабежей.

Одной из таких бессмысленных и жестоких войн является война царя сасанидов против царя Хайтала (нынешнего Хатлона) Хушнавоза. Пируз, который сам стал правителем при поддержке царя Хайтала, вероломно предает его, и мы видим, как Фирдавси, осуждая царя сасанидов, искренне прославляет правителя Хайтала, который прилагал усилия по достижению мира и согласия. По словам Фирдавси, похвалы достойны лишь те силы, которые служат справедливости. Описывая длительные войны между Ираном и Тураном, Фирдавси также восхваляет иранцев лишь в тех случаях, когда они борятся за справедливость, поскольку в несправедливой войне не может быть победителя.

 

Ки хар-ку ба бедод чуяд набард,

Чигархаста боз ояду руйи зард.

 

Фирдавси даже не осуждает яростное нападение Александра Македонского на иранскую землю, поскольку он принес с собой новую идею - идею справедливого правителя.

Рустам - этот великий богатырь - также никоим образом не склоняется к участию в неправедной войне, заявляя, что если мое дело неправедное, пусть я лучше погибну от рук врагов.

Сокровенная суть прекрасных описаний "Шахнаме" заключается еще и в том, что Фирдавси, прославляя лишь справедливые войны, делает читателя сопереживателем на сцене справедливых противостояний.

Философия Фирдавси заключалась в том, что такие высокие идеалы, как патриотизм, гуманизм, чистота замыслов, мир и духовность должны служить делу достижения свободы Родины и борьбе с теми силами, которые препятствуют этому. Теме справедливости и посвящены стихи Устода.

Мудрый Фирдавси, являясь уникальным знатоком многотысячелетней истории своих предков, вновь возродил ее для всего мира. Повествуя о деяниях великих представителей нашей истории и о произошедших событиях, он высказывает такие мудрые замечания, которые сегодня могут служить наставлениями для нас.

Своей поэтической лирой Фирдавси рассказал всему миру о традициях, мудрости, доблести, высоком моральном духе, чести и достоинстве, национальной гордости и беспримерном героизме ираноязычных народов.

Многие народы мира познакомились с историей древнего Ирана, подвигами его отважных сынов и национальными традициями именно благодаря эпосу "Шахнаме".

"Шахнаме" - это литературный шедевр на все времена. В нем каждая строчка, благодаря гению Фирдавси и его стихам, отражают историю народа и реальные события, происходившие в ней.

На протяжении вот уже тысячи лет наш народ черпает в поэзии Фирдавси духовную силу, мудрость, устои нравственности, находит в ней способы решения всевозможных проблем.

Фирдавси, будучи мусульманином, тем не менее не принес в жертву идеологии сланную домусульманскую историю своего народа. Из философии Фирдавси следует, что ни одно правительство, ни один правитель не имеют право насильственно навязывать народу какие-либо идеи, религии или идеологии.

Насилие над духом и сопутствующее ему насилие над разумом является одним из самых тяжких грехов.

К сожалению, эту истину заповеданную великим мыслителем сегодня не могут осознать те, кто именует себя непримиримой оппозицией действующему правительству Таджикистана. Они прилагают все усилия для того, чтобы, подавив в народе все элементы свободомыслия, направить его на путь слепого подчинения предрассудкам и завести его таким образом в тупик.

Для Фирдавси пролитие крови людей одного происхождения и языка является величайшим грехом. Он говорит: нет доблести в том, что ты прольешь кровь своего брата и посеешь среди своих собратьев семена вражды и ненависти:

 

Ба пеши бародар бародар ба чанг

Наёяд, агар бошадаш ному нанг

 

Еще раз повторяю, что, к сожалению, таджикский народ дал себя обмануть ахримановским силам зла, и, забыв в ходе этой трагической войны наставления великого поэта, допустил кровопролитие.

Сегодня мы должны обратиться друг к другу и простить друг другу грехи.

На нашей многострадальной земле впредь должны воцариться только мир и национальное примирение, должен быть заложен фундамент национального единства.

Светлое, счастливое и доброе будущее нашей нации зависит от единения и сплоченности всех людей, говорящих на одном языке, и если мы не сделаем этого, души наших великих предков, и в особенности Утода Фирдавси, никогда не простят нам этого.

Сегодня долг каждого здравомыслящего человека, каждого патриотически настроенного таджика, от высшего руководителя до простого дехканина, заключается в обретении мудрости, наставлениям и заветам великих предков с целью сохранения и защиты своей страны, любимого Таджикистана, от угрозы исчезновения.

Если мы хотим быть достойными наследниками и преемниками наших великих предков, мы должны сохранить на нашей земле дух Фирдавси, воспринять его заповеди и наставления, обеспечить достижение мира и спокойствия, прекратить братоубийство и не допустить, чтобы и в дальнейшем сеялись семена вражды, ненависти, не допустить чтобы брат убивал брата.

Как известно, руководство республики разработало комплекс мер по нормализации политической обстановки в стране, полному возвращению на родину беженцев, созданию наилучших условий по принятию основного закона и проведению выборов президента республики, которые должны быть осуществлены в ходе всенародного референдума и всенародных выборов, а также по прощению тех вооруженных лиц, которые сложат оружие и освобождению тех, кто находится в заключении.

Эти меры руководства республики позволят создать благоприятные условия для участия в выборах всех соотечественников.

Руководство республики приняло также решение повысить на будущих переговорах статус официальной государственной делегации.

Мы искренне выступаем за плодотворные переговоры, прочное прекращение огня и обеспечение надежной безопасности для всех соотечественников.

Великий Фирдавси завещал нам:

 

Биё то чахонро ба бад наспарем,

Ба кушиш хама дасти неки барем.

Аз ин пас ба хира. марезед хун,


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.