Прочитайте внимательно предложенную ниже историю и ответьте, пожалуйста, на приведенный вопрос. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Прочитайте внимательно предложенную ниже историю и ответьте, пожалуйста, на приведенный вопрос.

2017-06-02 301
Прочитайте внимательно предложенную ниже историю и ответьте, пожалуйста, на приведенный вопрос. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Класс стал плохо относиться к С. после того, как несколько раз в походах он избегал общественных поручений, связанных со сбором хвороста, мытьем посуды, ночным дежурством у костра и т. д. Ему неоднократно говорили, что он не прав. Когда многие от него отвернулись, он это понял. В последнем походе он делал все, как требовалось, но так и не смог вернуть себе расположение одноклассников. Он попробовал поговорить с ребятами из класса. Многие не поверили ему и по-прежнему считали его эгоистом. А несколько подростков засомневались. Может быть, он действительно изменился?

 

Как, на ваш взгляд, эти ребята могут проверить, изменился ли С. к лучшему на самом деле?

__________________

Эта методика создана автором совместно с А. В. Сориным и апробирована в его кандидатской диссертации (Сорин, 2012). Опишем процесс работы с ней.

Задание 1. Диагностика меры адекватности и существенности критериев оценки основных сторон личности – мировоззрения, интеллекта, воли, характера (стиля общения), способностей и эмоциональных переживаний (Писаренко, Рождественская, 1998).

В первой части задания респонденту предлагается пять возможных определений для каждой из основных сторон личности со следующей инструкцией: «Пожалуйста, внимательно прочитайте предложенные ниже вопросы и выберите наиболее точный и полный ответ на каждый из них. Отметьте один выбранный вами вариант любым удобным способом». Четыре ответа из пяти предложенных неадекватны, и лишь один – адекватен. Выполнение задания оценивается по пятибалльной шкале в зависимости от того, сколько сторон личности респондент соотнес с их адекватным (содержательно близким используемым в академической психологии) описанием. Если респондент обнаруживает адекватное описание 5 сторон личности – его ответ оценивается в 5 баллов, если 4 сторон – 4 балла, 3 сторон – 3 балла, 2 сторон – 2 балла, 1 стороны – в 1 балл.

 

Таблица 1

 

Во второй части задания респонденту предлагаются 6 фотографий лица, выражающего основные человеческие эмоции с инструкцией: «Пожалуйста, внимательно рассмотрите предложенные ниже фотографии и напишите под каждой из них, что этот человек чувствует в данный момент». Если респондент адекватно идентифицирует все 6 эмоций (счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх), его ответ оценивается в 6 баллов, если 5 эмоций – 5 баллов, 4 эмоции – 4 балла, 3 эмоции – 3 балла, 2 эмоции – 2 балла, 1 эмоцию – 1 балл.

Статистическая обработка всех данных получена на выборке 75 подростков в возрасте 14–15 лет, математическое ожидание для первого задания составляет 3,7 (3,62); стандартное отклонение – 1,13 (1,26).

 

Задание 2диагностика способности гипотетически оценивать воздействия внутренних и внешних факторов: личностных свойств, эмоциональных состояний, особенностей здоровья, а также окружающих людей, обстоятельств и условий жизни. Респонденту предлагается 5 адаптированных отрывков из художественных произведений со следующей инструкцией: «Прочитайте, пожалуйста, внимательно предложенные ниже описания пяти жизненных ситуаций. Представьте себя на месте героя и предложите как можно больше разных объяснений его поведения». Ответ респондента оценивается по пятибалльной шкале в зависимости от того, какого типа оценочные суждения о сверстнике респондент высказывает.

В 1 балл оцениваются категорические суждения, в которых причина поведения героя объясняется либо одной личностной особенностью одного из участников диалога, либо одним внешним обстоятельством. В 2 балла оцениваются вероятностные суждения, в которых представлено не менее двух гипотез, объясняющих причины поведения, которые относятся либо к определенным личностным особенностям одного из участников диалога, либо к внешним обстоятельствам. В 3 балла оцениваются вероятностные суждения, в которых представлено не менее трех гипотез о причинах поведения, причем как минимум две гипотезы должны относиться к разным категориям причинности (например, личностным свойствам и обстоятельствам). В 4 балла оцениваются вероятностные суждения, в которых представлено не менее трех гипотез о причинах поведения, и в ответе должны быть представлены все три возможные категории причинности (личностные свойства обоих героев и определенные обстоятельства). В 5 баллов оцениваются вероятностные суждения, в которых представлено не менее шести гипотез о причинах поведения, и в ответе должны быть представлены все три возможные категории причинности, к каждой категории должно относиться по меньшей мере две причины.

 

Таблица 2

 

Математическое ожидание составляет 1,87 (2,97/1,64); стандартное отклонение – 1,11 (1,58/1,14).

Задание 3диагностика способности рассматривать личностные свойства сверстника в развитии. Респонденту предлагается прочитать отрывок из воспоминаний современника о юных годах известного писателя (имя которого не сообщается) и предположить, как будет вести себя этот человек через 20–30 лет. Критерий оценки – вынесение респондентом суждений, допускающих значительные изменения в поведении и личности героя.

Если респондент предполагает, что по прошествии времени писатель может измениться и в положительную и отрицательную сторону, то его ответ оценивается в 5 баллов. Если респондент предполагает, что писатель может измениться только в одном направлении, его ответ оценивается в 4 балла. Если респондент предполагает, что писатель может лишь незначительно измениться, но в основном черты его характера мало изменятся, его ответ оценивается в 3 балла. Если респондент предполагает, что писатель может измениться, только если на него воздействуют экстраординарные обстоятельства, его ответ оценивается в 2 балла. Если респондент предполагает, что со временем писатель вообще не может измениться, его ответ оценивается в 1 балл.

 

Таблица 3

 

Статистическая обработка данных, полученных на выборке респондентов в возрасте 14–15 лет, показала, что математическое ожидание для этой стратегии межличностного познания составляет 2,7 (3,03); а стандартное отклонение – 1,7 (1,75).

Задание 4диагностика способности к всесторонней оценке личностных свойств сверстника. Респонденту предлагается выбрать из его окружения хорошо знакомого сверстника и постараться описать его так, чтобы можно было представить себе, что это за человек. Критерий оценки этого задания – количество затронутых респондентом в описании сверстника сфер личности (Писаренко, Рождественская, 1998).

 

Таблица 4

 

Математическое ожидание составляет 1,8 (2,54); а стандартное отклонение – 1,43 (1,25).

 

Задание 5диагностика способности проверять свои суждения о личностных особенностях людей в адекватной и типичной для них деятельности. Респонденту предлагается история взаимоотношений нескольких старшеклассников, когда у них возникает необходимость определить, действительно ли один из них под воздействием других изменил негативную привычку перекладывать свои рутинные и неприятные дела на других. После ознакомления с историей респондент должен определить, как старшеклассники могут проверить, действительно ли их товарищ изменился к лучшему или нет. Критерий оценки – близость предложения респондента к правилу, требующему проверять суждения о сверстнике в адекватной и типичной для него деятельности.

Если респондент предлагает проверять суждения ребят в специально организованной деятельности, адекватной проверяемому качеству и типичной для подростка, его ответ оценивается в 5 баллов. Если респондент предлагает ждать соответствующей ситуации, в которой проявится оцениваемое свойство, – в 4 балла. Если человек предлагает оценить изменения в сверстнике, поставив его в экстремальную ситуацию, – в 3 балла. Если подросток предлагает наблюдать за другим человеком в любых ситуациях и на основе этих наблюдений сделать вывод о его изменении – в 2 балла. Если респондент полагает, что сверстник не может измениться и проверять ничего не надо, – 1 балл.

 

Таблица 5

 

Математическое ожидание составляет 2,57 (3,42); а стандартное отклонение – 1,83 (1,54).

 

 

Примеры формирования стратегий межличностного познания

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.