Понятие коммуникативных умений. Классификация коммуникативных умений и психолого-педагогические особенности их формирования у учащихся. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие коммуникативных умений. Классификация коммуникативных умений и психолого-педагогические особенности их формирования у учащихся.

2017-06-04 1716
Понятие коммуникативных умений. Классификация коммуникативных умений и психолого-педагогические особенности их формирования у учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из ведущих функций общения является коммуникативная функция. Она проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами, в передаче и приеме знаний, мнений, чувств, предложений по тому или иному вопросу. Коммуникация -- это процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т.е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации. Коммуникация – это такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств.

Так же общение различаеся по формам и видам, оно весьма многообразно. А.П.Панфилова выделяет общение прямое и косвенное, опосредованное и непосредственное, вербальное (речевое) и невербальное (язык тела), различают также межличностное - связано с непосредственными контактами людей в различных группах и массовое -- это все множество сязей и контактов незнакомых людей в обществе, в том числе и общение через средства массовой информации.

Умения – это главная характеристика учебной деятельности школьника (включающая наряду с ними знания и навыки) – освоенный субъектом способ выполнения действия.

Коммуникативные умения раскрываются в процессе коммуникации и общения. Использование понятия «общение» в различных значениях связано с тем, что известны разнообразные виды и формы общения, классифицируемые по сферам деятельности, типу отношений, способам связи, цели общения, его функциям. Зачастую происходит отождествление понятий «общение» и «коммуникация», особенно в смежных науках (психологии, педагогике, философии). Например, в Педагогическом словаре общение рассматривается как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. В Словаре иностранных слов о коммуникации говорится как об акте общения, обмене информацией у человека и животных. Понятие «коммуникация» в современном мире чаще всего встречается в двух значениях: а) путь сообщения; б) сообщение, общение; и применяется оно в самых различных областях человеческой деятельности, в любых сочетаниях, где человек сталкивается с обработкой, хранением и передачей информации. В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского коммуникация это «смысловой акт социального взаимодействия. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого элемента».

Классификация коммуникативных умений у различных авторов отличается критерием, по которому она проведена. В качестве критерия чаще всего используются: психологические особенности, информационные процессы, виды информации, источники информации (Солдатченко, 2001). Будем использовать классификацию, выполненную по критерию “информационные процессы”, таким образом, данная группа умений состоит из следующих компонентов: умения хранить, обрабатывать и передавать информацию (Тищенко, 2006).

Для определения круга формируемых на уроках коммуникативных умений учащихся, рассмотрим их известные классификации и модифицируем их для наших целей. Интерес представляет определение коммуникативных умений в психологии и педагогике. Некоторые аспекты коммуникативности обучения уже ставились в начале развития методических идей. К. Д. Ушинским, Н. М. Соколовым, которые считали важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для этого необходимы реальные прикладные знания; они, по сути, сформулировали одно из важных коммуникативных умений (не используя термина) — умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке

Такие авторы как Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков, исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Так как традиционно актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации.Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации коммуникативных умений. Например, А. В. Мудрик выделяет такие составляющие коммуникативных умений, как умение ориентироваться в партнерах и объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (коллективно ставить цели, планировать их достижение; анализировать и оценивать достигнутое).Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений, и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника. О навыках активного слушания говорит и Н. И. Шевандрин. Одной из составляющих также является способность партнеров обмениваться сведениями друг о друге — этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым коммуникативным умением. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи: 1) описательный характер, т. к. обратная связь, поданная в оценочной форме, малоэффективна; 2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима непосредственно в момент общения; 3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника.По мнению Р. С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты — это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек — это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние.По Г. М. Андреевой одна группа умений соответствует коммуникационной стороне общения: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания; другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты; третья группа — интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

Ю. В. Бессмертная определяет коммуникативные способности как устойчивую совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, существующих на основе коммуникативных задатков и определяющих успешность овладения коммуникативной деятельностью. Коммуникативные способности человека как личности характеризуют его только в межличностных отношениях. Развивая коммуникативные способности, люди овладевают многообразным опытом человечества, в том числе коммуникативными компетенциями. Коммуникативная деятельность способствует развитию всех психических процессов и свойств личности. Коммуникативные способности человека являются важным аспектом установления полноценных межличностных отношений, а так же налаживания контактов с окружающими людьми. Проблема формирования коммуникативных способностей является предметом исследования многих авторов — А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтъев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, Г. В. Чиркина, А. Г. Рузская. В теоретических исследованиях авторами рассматриваются вопросы формирования и развития коммуникативной сферы личности, а так же исследуется структура коммуникативных способностей. В практических исследованиях акцентируется внимание на проблемах коммуникации, но не коммуникативных способностей. В основном рассматриваются проблемы коммуникативной сферы детей с нормальным психическим развитием или лёгкими формами дизонтогенеза. Коммуникативные способности рассматриваются в возрастной психологии, общей психологии, инженерной психологии, психологии труда и педагогической психологии, в психолингвистике. Данный вид способностей являются производными от структуры общих способностей. В научных исследованиях Б. М. Теплова отражена структура, понятие о способностях, что в дальнейшем послужило основой для новых исследований И. Р. Алтуниной, А. А. Бодалева, Г. С. Васильева, Э. А. Голубевой, В. А. Кольцовой, А. А. Кидрона, К. К. Платонова и др. В данных научных исследованиях авторы дают определение понятия, так же рассматривается функциональная структура и методы исследования. Анализ литературных источников, которые посвящены проблеме коммуникативных способностей, дает представление некоторой фрагментарности и разноплановости исследований в данной области. Структура коммуникативных способностей включает в себя основные и дополнительные компоненты. Основные компоненты: гностические, экспрессивные и интеракционные способности; дополнительные — общительность, эмпатия, социально-психологическая адаптация и развитие речи (Г. М. Андреева, А. В. Батаршев, Г. С. Васильев, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, А. К. Петровский, Б. М. Теплов и др.). Речь играет особую роль в развитии коммуникативных способностей. Многие научные исследователи, такие как Ж. И. Шиф, Л. В. Занков, М. С. Певзлер, Г. М. Дульнев, Т. А. Власова отмечали, что развитие речи ребенка с умственно отсталостью отстает от нормы и для не характерно аграмматичность, косноязычие, ограниченность словарного запаса, усеченная фраза. Данные факторы отрицательно влияют на становление активной роли в общении и регуляции поведения ребенка в целом. Исследователи, интересовавшиеся проблематикой коммуникативных способностей (А. Р. Лурия, А.П. Конова, В. Г. Петрова, Г. М. Дульнев), отмечали, что данные способности у умственно отсталых детей развиваются по такому же пути, что и у нормальных, но со значительным отставанием и имеют так же ряд существенных особенностей.

Таким образом, под коммуникативными умениями, формируемыми на уроках, будем понимать владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в дальнейшей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.