Глава 12 Инкрустация и мозаика — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 12 Инкрустация и мозаика

2017-06-04 440
Глава 12 Инкрустация и мозаика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инкрустация и мозаика применяются для украшения предметов прикладного искусства или художественных и декоративных изделий. Основным отличием этих видов отделки является то, что мозаика выполняется с помощью деталей из древесины, а инкрустация – из недревесных материалов, например не поддающихся окислению металлов, перламутра, кости, стекла и т. д.

Инкрустация

В качестве украшения предметов быта и прикладного искусства инкрустация применяется уже долгое время. В Дагестане, к примеру, приемы и секреты мастерства передаются из поколения в поколение. А работы русских, китайских и японских мастеров из перламутра, известные во всем мире, напоминают по изяществу и качеству исполнения искусно написанные натюрморты.

Вообще, основным отличием инкрустации от мозаики является то, что древесина, из которой изготовлено изделие, служит общим фоном, в который впоследствии врезаются детали из недревесных материалов.

Из-за трудностей с вырезанием в древесине гнезд для деталей рекомендуется использовать лаконичные, но выразительные рисунки. Также необходимо обратить внимание на то, чтобы их размеры соответствовали размерам всего изделия.

Для инкрустации рекомендуется выбирать материал, который контрастирует с основным фоном по цвету и фактуре. Следуя такому принципу, для темной древесины желательно подбирать такие светлые металлы, как нержавеющая сталь, мельхиор, серебро или сплавы из меди и олова (томпак, латунь и т. д.). Для создания инкрустации на изделиях из светлых пород древесины можно использовать темные металлы или светлые с чернением.

Для матовой древесины прекрасно подходят детали из блестящих металлов. Неполированные детали с чернением лучше будут смотреться на глянцевом фоне.

Металл для создания инкрустации должен выбираться резчиком с учетом технических возможностей и характера работ. По первому принципу серебро обладает многими полезными качествами: оно поддается ковке и не тускнеет со временем, к тому же подходит для изготовления ажурных деталей. Его можно заменить ломом, нержавеющей сталью или мельхиором, которые по своим свойствам близки к данному металлу.

Также следует учитывать толщину изделия. Если она позволяет использовать глубокое врезание деталей, а для создания рисунка применяются короткие штриховые линии, то можно брать металл в виде полос или листа нужной толщины.

Для инкрустации изделий небольшого размера рекомендуется использовать проволоку, проковав ее на всю толщину линий рисунка. Толщина проволоки должна быть больше толщины линий рисунка примерно в 2 раза. Только в этом случае получится полоска нужной толщины.

Прокованную проволоку рекомендуется сделать шершавой и провести ее цинубление для лучшей связи с клеем, на котором крепятся детали инкрустации. Для цинубления следует с помощью острой грани напильника прижать проволоку к верстаку и протянуть, чтобы на ее поверхности остались продольные риски.

Кроме металла, для инкрустации подходят такие материалы, как слоновая кость, перламутр, твердые породы дерева и др.

Перламутровые детали можно вырезать из крышек речных ракушек, а слоновую кость заменить хорошо вываренной животной.

Перед тем как приступить к инкрустации, необходимо подготовить основу, которой является поверхность изделия. Для этого подойдет однородная плотная древесина с окончательно обработанной формой. Также рекомендуется покрыть поверхность изделия слоем клея БФ-2. Это поможет сделать окрашенный слой прочнее и сохранить его в лучшем виде.

Прежде чем приступить к инкрустации, следует закрепить предназначенное для этого изделие на верстаке. Достаточно сложно это сделать с мелкими деталями женских украшений, не повредив при закреплении их рисунок и форму.

Для инкрустации мелких предметов можно применять деревянную планку, закрепленную в верстаке. В планке следует предварительно вырезать гнезда по форме обрабатываемого предмета. Деталь можно прижать к планке шурупами и пластинкой из хлорвинила или полистирола. В данной пластинке следует сделать углубление по форме верхней части изделия.

Для инкрустации следует разработать рисунок и перенести его на изделие, предварительно отшлифовав участок, предназначенный для этого. Также при необходимости его следует затонировать без лакового покрытия.

Рисунок можно наносить на поверхность изделия карандашом или с помощью копировальной бумаги. После нанесения следует прорезать контуры на ширину и глубину деталей инкрустации. Для этого можно использовать стамеску-уголок, стараясь сделать так, чтобы ширина прорези была равна ширине линии инкрустации.

Прорези нужно покрыть морилкой, просушить в течение некоторого времени и проклеить клеем БФ-2. Это поможет закрепить древесину на бортах прорези.

После этого канавку рисунка следует прорезать по бортам с помощью ножа-косяка или острого ланцета. Загнутые участки рисунка можно вырезать клюкарзами или полукруглыми стамесками. Для того чтобы удалить древесину из прорези, можно применить узкую стамеску с лезвием, ширина которого не больше ширины прорези.

Инкрустация крупных изделий листовым металлом производится по следующей схеме: на изделии следует прорезать рисунок на необходимую глубину, вогнать угол листа в прорезь и срезать его острыми ножницами около поверхности.

Металлические шинки, которые являются деталями инкрустации, нужно выгнуть по рисунку, проклеить, высушить, еще раз проклеить и только после этого ввести в прорезь с помощью пинцета или отвертки небольшого размера.

По мере того как будет заполняться прорезь, металл необходимо досылать на место ударами легкого молотка.

После этого металл, из которого состоит рисунок, нужно промазать клеем, просушить и приступить к дальнейшей обработке.

Таким же способом следует вводить в прорези детали из неметаллического материала.

Все детали инкрустации необходимо закреплять универсальным клеем. Для этих целей подходят «Суперцемент», БФ-2, Б-66 и т. д. При применении клея БФ-2 следует помнить о том, что в местах неплотного сопряжения с деталями при высыхании он образует пленку. Поэтому рекомендуется использовать клей с заполнителем из древесной муки, которая тонирована под цвет инкрустируемой поверхности.

Обработка инкрустированного рисунка

После заполнения прорезей рисунка материалом и тщательного проклеивания следует приступить к дальнейшей обработке изделия. Для этого нужно аккуратно опилить рисунок на уровне фона надфилем или личным напильником. Благодаря этому на поле инкрустации появится четкий рисунок из металла или другого материала. Затем следует отшлифовать рисунок с помощью мелкой шкурки, натянутой на небольшую деревянную дощечку в виде утюжка. Также, если есть необходимость, можно отполировать детали гладилками вручную. Для полирования мелких рисунков вместо гладилки применяется иголка.

Мозаика

Мозаика является самостоятельным видом отделки древесины. Ее суть заключается в создании определенного рисунка из массивной древесины, в его закреплении на поверхности художественных и декоративных изделий или предметов прикладного характера и в дальнейшей обработке.

К предметам, сделанным в стиле мозаики, можно отнести шахматные доски, украшения предметов домашнего обихода, мебели, шкатулок, сувениров, а также настилку мозаичных полов.

Кусочки древесины для мозаики могут быть различного тона, цвета и конфигурации. Также можно применять тонкие пластины металла, перламутр, кость и цветной строганый шпон. Мозаика чаще всего укладывается в одной плоскости с фоном и похожа по способу обработки на декоративное облицовывание.

Накладной рисунок из дерева

Часто у резчика появляется потребность создать на изделии накладной рисунок или надпись из дерева. Техника его выполнения похожа на мозаику. Для начала следует перенести на отделанный, но не покрытый лаком общий фон рисунок. Сделать это можно карандашом или с помощью копировальной бумаги. Рисунок надо проклеить клеем, а затем просверлить по его контуру гнезда глубиной 3–4 мм. Перемычки между ними должны равняться толщине линий рисунка.

Для самого рисунка следует выбрать породу, которая будет контрастировать по цвету с тоном основного фона. Ее торцевой срез высотой 8–10 мм следует расколоть на пластинки с соответствующей линии рисунка толщиной (также следует оставить припуски для обработки).

Ножом-косяком следует заострить один конец пластинок, промазать клеем и забить полученные шпильки в гнезда рисунка так, чтобы их стороны совпадали с направлением линий. После этого изделие надо высушить, а промежутки между шпильками заполнить незаостренными пластинками из древесины, предварительно также смазав их клеем.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.