Основные формы передачи технологий. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Основные формы передачи технологий.

2017-06-04 1644
Основные формы передачи технологий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие технологического обмена, рассматривается с двух сторон: в широком смысле это проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между организациями, странами, а в узком − передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.

Технологии передаются как коммерческих, так и некоммерческих формах.

в некоммерческих формах:

научно-технические публикации;

проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;

обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;

миграция специалистов;

обучение студентов и аспирантов;

деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.

в коммерческих формах:

передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями

-патенты - торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;

-лицензии, лицензионные соглашения - торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;

Лицензионная торговля стабильно в 3- 4 раза превышает темпы торговли традиционными товарами. Лицензионные операции сконцентрированы в промышленно развитых странах - свыше 90% купли-продажи. Ведущее место занимают США, Япония, Великобритания. Развивающиеся страны начали предлагать передовую технологию лишь с 70-х гг. в основном в виде сублицензий, при этом они, как правило, импортируют новейшие технологии.

Лицензионная торговля обладает отраслевой специализацией - основной объем лицензионной торговли сконцентрирован в электротехнике, электронной и химической промышленности. Основной объем купли-продажи лицензий совершается между материнскими компаниями и филиалами.

-Ноу-хау - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность.

- зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы, технической документации;

-поставка машин и различного промышленного оборудования;

-оказание технической помощи;

-инжиниринговые услуги. Инжиниринг - предоставление технологических знаний, не обходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.

- подготовка и стажировка специалистов;

- научно-техническое и производственное кооперирование и т. д.

Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.

Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных компаний, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.

Технологии передаются двум основным группам покупателей:

зарубежным филиалам или дочерним компаниями ТНК;

независимым компаниям.

Новые технологии преимущественно предоставляются ТНК своим филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е гг. на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских ТНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологии филиалам:

в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;

сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы ТНК;

увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию освобождаются от налогообложения.

Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные инвестиции. При продаже технологии предоставляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и услуги.

Продажа технологии независимым компаниям означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи. Собственник новой технологии, не дожидаясь пока усовершенствования, будут скопированы зарубежными конкурентами, форсирует ее продажу не только подконтрольным компаниям, но и независимым фирмам.

 

 

58. Основы организации операционных (производственных) систем

Система – это организованная совокупность частей (подсистем) и элементов, находящихся в определенных отношениях, связанных друг с другом и образующих единое целое.

Выделенная из системы по какому-либо признаку часть называется подсистемой. Минимальная неделимая по этому признаку часть системы называется элементом системы.

Системный подход предусматривает изучение, учет только существенных связей и взаимодействий элементов.

Производственная система (ПС) – это упорядоченная совокупность элементов и частей, обладающих постоянной взаимосвязью, функционирующая с целью создания (производства) определенной продукции, причем функционирование каждого элемента подчинено общей цели системы.

Функционирование ПС заключается в выполнении отдельных работ, комплексов работ, рабочих процессов. Их совокупность составляет единый производственный процесс (на горном предприятии его можно считать прямым, так как он включает комплекс взаимосвязанных процессов единой технологической цепочки).

Организационные системы обладают рядом свойств (принципов их реализации), которые обеспечивают эффективность их функционирования. Кроме того организации производственного процесса присущи и определенные формы и способы.

 

Современная организация производства базируется на следующих принципах:

Гомеостаз – это способность системы сохранять свои основные свойства, качества при изменении материально-технических условий в определенных пределах.

Эмерджентность – это свойство системы обладать чертами, не присущими ни одному из ее элементов (например, реализация продукции).

 

Пропорциональность. Предполагает соответствие пропускной способности (относительной производительности в единицу времени) всех подразделений предприятия – цехов, участков, отдельных рабочих мест по выпуску готовой продукции.

Пропорциональность в организации производства предполагает соответствие пропускной способности (относительной производительности в единицу времени) всех подразделений предприятия – цехов, участков, отдельных рабочих мест по выпуску готовой продукции.

Пропорциональность — принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т.д.

Пропорциональность определяется по формуле:

Кпр = Ммин / Ммах, где

Ммин – минимальная пропускная способность, или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объем и качество информации и т.п.),

Ммах – максимальная пропускная способность.

Непрерывность производства. Обеспечивает ускорение оборачиваемости средств. Непрерывность производства рассматривается в двух аспектах: непрерывного участия в процессе производства предметов труда-сырья и полуфабрикатов и непрерывной загрузки оборудования и рационального использования рабочего времени.

Непрерывность — принцип рациональной организации производственных процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей про­должительности процесса:

Кнепр = Траб / Тц, где

Траб — продолжительность рабочего времени;

Тц – общая продолжительность процесса, включающая про­стои или пролеживания предмета труда между и на рабочих местах и т.п.

Параллельность – одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса применительно к разным частям общей партии деталей. Чем шире фронт работ, тем меньше, длительность изготовления продукции.

Параллельность — принцип рациональной организации производственных процессов, характеризующий степень совмещения операций во вре­мени. Виды сочетаний операций: последовательное, параллельное и параллельно–последовательное.

Коэффициент параллельности рекомендуется определять по формуле:

Кпар = Тц.пар / Тц.посл

 

Ритмичность – равномерный выпуск продукции и ритмичный ход производства. Равномерный выпуск продукции – изготовление в равные промежутки времени одинакового или постепенно возрастающего количества продукции. Ритмичность производства – повторение через равные промежутки времени частных производственных процессов на всех стадиях производства и осуществлении на каждом рабочем месте в равные промежутки времени одинакового объема работ, содержание которых в зависимости от метода организации рабочих мест может быть одинаковым или различным.

Ритмичность — принцип рациональной организации производственных процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени.

Коэффициент ритмичности рекомендуется определять по формуле:

Критм = å Viф / å Viп,

Viф — фактический объем выполненной работы за анализи­руемый период (декада, месяц, квартал) в пределах плана (свыше плана не учитывается);

Viп — плановый объем работ.

Порядок повторения производственного процесса определяется производственными ритмами:

Þ ритм выпуска продукции (в конце процесса);

Þ операционные (промежуточные) ритмы;

Þ ритм запуска (в начале процесса).

 

Прямоточность – обеспечение кратчайшего пути прохождения изделием всех стадий и операций производственного процесса, от запуска в производство исходных материалов и до выхода готовой продукции. Поток материалов, полуфабрикатов и изделий должен быть поступательным и кратчайшим, без встречных и возвратных движений.

Прямоточность – принцип рациональной организации производственных процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п.

Коэффициент прямоточности рекомендуется определять по формуле:

Кпрям = Допт / Дфакт, где

Допт – оптимальная длина пути прохождения предмета тру­да, исключающего лишние звенья, возвраты на прежнее место;

Дфакт – фактическая длина пути прохождения предмета труда.

Одним из путей улучшения перечисленных показателей рациональной организации производственных и управленческих процессов является увеличение повторяемости процессов и операций.

Перечисленные принципы рациональной организации процессов являются основным фактором повышения организованности системы менеджмента предприятия, т.е. управления предприятием. Дело в том, что управленческие документы (планы, программы, задания, стандарты, положения, инструкции и т.д.) также должны содержать и четко фиксировать связи органов управления с управляемыми объектами.

Основными формами общественной организации производства являются:

Концентрация производства.

Специализация производства.

Кооперирование производства.

Комбинирование производства

Концентрация производства – это сосредоточение выпуска продукции на все более крупных предприятиях.

Основными показателями концентрации производства являются:

Среднегодовой объем выпуска продукции.

Средняя стоимость основных производственных фондов предприятия.

Экономическая эффективность концентрации обусловлена снижением себестоимости при увеличении выпуска продукции за счет уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

На угольных шахтах помимо понятия концентрация производства различают понятие концентрация горных работ, которая характеризуется удельной протяженностью проводимых или поддерживаемых горных выработок на 1000 т угля, а также величиной нагрузки на отдельные очистные забои, на панель, пласт.

Комбинирование производства представляет собой соединение в рамках одного предприятия различных производства (добыча полезного ископаемого и металлургическое производство).

Экономическая эффективность комбинирования производства обусловлена уменьшением капитальных затрат на освоение производства, а также снижением некоторых эксплуатационных расходов (транспортных, накладных, управленческих и т.д.).

Специализация основана на выделении отдельных рабочих процессов, выделении производства отдельных деталей и узлов. В зависимости от характера, специализация производства разделяется на:

подетальную;

предметную;

технологическую.

При подетальной специализации организация производства направлена на выполнение отдельных деталей (узлов) машин, которые в дальнейшем используются в производстве других деталей.

Предметная специализация основана на выделении производства отдельных предметов (но они тоже не имеют самостоятельного значения).

Технологическая специализация основана на выделении в самостоятельное производство отдельных стадий технологического процесса.

Экономическая эффективность специализации обусловлена снижением производственных затрат при организации массового выпуска однородной продукции на специализированной базе, а также на применении специализированных кадров.

Специализация неразрывно связана с кооперированием.

Кооперирование – это планово-организационное сотрудничество на договорных началах по выпуску конечной продукции. Кооперирование производства связано с дополнительными затратами на транспортировку деталей и узлов и с дополнительными затратами на хранение. Поэтому к специализации и кооперированию стремятся прибегать в том случае, когда дополнительные затраты по кооперации превышаются снижением издержек производства при реализации продукции

 

59.Оперативное управление производством

Оперативное управление производством (ОУП) включает комплекс работ по организации разработки и выполнения оперативно–календарных планов производства продукции (услуг); сменно–суточных заданий участков и рабочих мест; обеспечения рабочих мест всем необходимым; контроля и регулирования хода производства (предоставление услуг) в реальном времени

По своей сущности ОУП представляет собой деятельность по регулированию материальных и информационных потоков на предприятии, координации использования оборудования и персонала, а также действия направленные на выявление текущих потребностей рынка и оптимизацию взаимодействия с клиентами.

Одной из главных функций оперативного управления является планирование. Оперативное планирование конкретизирует и обеспечивает выполнение заданий, установленных текущим планом. При этом уточняются объем и номенклатура продукции, подлежащей изготовлению в заданный период. Для каждого цеха и его подразделений устанавливаются месячные и декадные графики, производственные программы.

 

Оперативно-производственное планирование (ОПП) является составной частью внутризаводского планирования, его завершающей стадией и заключается в детализации показателей текущего (тактического) плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия по исполнителям (цехам, бригадам, участкам, рабочим местам) и срокам с целью равномерного выполнения производственной программы и эффективного использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.

Процесс оперативного планирования и управления на предприятии включает в себя три основных стадии:

Первая составляющая связана с созданием генерального плана производства (производственная программа), т.е. общего плана функционирования предприятия, устанавливающего объемы изготовления конечной продукции. На этом уровне определяются основные цели предприятия в части производственного планирования и управления, а также выполняются действия по управлению спросом, включающие в себя прогнозирование потребностей рынка, ввод и подтверждение заказов клиентов, согласование операций различных подразделений (заводов) компании. Именно спрос должен определять деятельность подразделений, располагающих производственными мощностями. В результате создается основной производственный план предприятия, определяющий, какие конечные изделия и в каких количествах будут произведены в будущем.

Вторая составляющая системыдетальный план необходимых ресурсов (материалов, мощностей и др.) (оперативно-календарный план). Для предприятий, выпускающих значительный ассортимент продукции или сложную продукцию, составление плана необходимых материалов связано с расчетом потребности в тысячах наименований материалов и компонентов. Составленный план определяет время и объем заказов и поставки всех материалов (компонентов, комплектующих и др.), необходимых для изготовления всех конечных изделий, предусмотренных основным производственным планом. Этот план используется для детального планирования мощностей — для определения машинных и трудовых ресурсов, необходимых для производства запланированных изделий.

Третья составляющая производственной системы – это оперативный контроль за ходом производства (диспетчерирование).

 

Методы управления производственными процессами в большой степени зависят от специфики предприятия.

Описанная «трехфазная» система оперативного планирования и управления производством реализуется на практике с использованием компьютерных систем, автоматизирующих весь комплекс - от составления основного производственного плана до диспетчирования производства.

Сквозное планирование с учетом всех элементов и согласованность информации на всех уровнях достигается за счет интегрированности современных компьютерных систем.

Современные системы управления: управление потоками, управление серийным производством, «управление точно во время), управление MRP; MRP II, проектное управление

 

Рис. 2. иллюстрирует взаимосвязь между подходами к организации систем управления, сложностью производимой продукции (сложность в большинстве случаев может быть выражена в количестве составных частей и продолжительности технологического цикла) и возобновляемостью производственного процесса (определяется периодом или частотой выпуска однотипных изделий).

Рис.2. Классификация современных систем управления производством

 

 

60. Организация и обслуживание рабочих мест

Под рабочим местом понимается часть производственной площади с размещенным на ней технологическим оборудованием и инвентарем, необходимым для эффективного выполнения рабочим или бригадой определенного производственного задания. Рабочее место является первичной ячейкой производственной структуры предприятия.

Организация рабочего места представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание на рабочем месте всех необходимых условий для высокопроизводительного труда, на повышение его содержательности и охрану здоровья рабочего. Она включает: выбор рациональной специализации рабочего места и его оснащение оборудованием, оснасткой и инвентарем; создание комфортных условий труда; рациональную планировку; бесперебойное обслуживание рабочего места по всем функциям. Конкретное содержание работ по рациональной организации рабочих мест зависит от многих факторов: вида труда (умственный или физический, тяжелый или легкий, разнообразный или монотонный), условий труда (комфортные или неблагоприятные), типа производства и т.д.

Организация и обслуживание рабочих мест в значительной сте­пени зависят от типа производства. В единичном и мелкосерийном производствах на рабочем месте выполняется большое количество разнообразных операций, они оснащены универсальным оборудованием, разнообразной технологической оснасткой и инвентарем. В серийном производстве преобладают рабочие места, на которых выполняется ограниченное количество технологических операций. Такие рабочие места оснащаются специализированным оборудованием, оснасткой и инструментом. В массовом — характерно закрепление за рабочими местами одной–двух технологических операций, что позволяет оснащать их специаль­ным оборудованием и инструментом.

В зависимости от характера выполняемой работы рабочие места могут быть стационарными или передвижными. На стационарных — зона чаще всего организуется для обслуживания рабочих: слесарей–ремонтников, электриков, наладчиков и др.

По профессиональной принадлежности работников рабочие места можно выделить для основных рабочих (станочника, оператора, слесаря–сборщика, радиомонтажника, кузнеца, литейщика, сварщика и др.), вспомогательных рабочих (наладчика, смазчика, слесаря–ремонтника, кладовщика и др.), ИТР и служащих.

По механовооруженности различают рабочие места ручной, механизированной и автоматизированной работы. При организации рабочих мест с преобладанием ручных приемов в операциях определяется возможность механизации выполняемых работ, при этом особое внимание обращается на проектирование и внедрение рациональных методов труда. На механизированных рабочих местах организация направлена на согласование работы человека и машины, обеспечение синхронности трудового и технологического процесса, удобство и безопасность работы. На автоматизи­рованных — весь технологический процесс осуществляется без непосредственного участия рабочего, за которым сохраняются только функции обслуживания: контроль, регулировка, ремонт, подача и вывоз деталей. Внедрение промышленных роботов увеличивает количество автоматизированных рабочих мест, делает возможным их организацию в условиях серийного и даже мелкосерийного производства.

Широкое применение в машиностроении оборудования с программным управлением (в том числе станков типа "обрабатывающий центр") в комплексе с промышленными роботами приводит к созданию роботизированных рабочих мест (РРМ). Их характерная особенность — выполнение в автоматическом режиме различных технологических операций, что обеспечивает высокий уровень концентрации технологических операций на рабочем месте и способствует росту производительности труда, сокращению количества рабочих мест.

Под специализацией рабочего места понимается определение его рационального производственного профиля, который формируется путем закрепления за ним сходных деталеопераций, сгруппированных по признаку конструктивно–технологического подобия, точности обработки и другим признакам. Сокращение номенклатуры обрабатываемых деталей или количества выполняемых операций на рабочем месте, т.е. сужение его специализации способствует совершенствованию трудовых приемов, повышению производственных навыков и культуры труда, приводит к росту производительности труда.

Основой специализации рабочих мест является проведение работы по унификации изделий и их конструктивных элементов, а также типизации технологических процессов, что позволит сократить номенклатуру обрабатываемых деталей, повысить уровень серийности и уменьшить количество переналадок оборудования.

Оснащение рабочих мест определяется их производственным профилем, специализацией, степенью механизации и автоматизации технологических процессов. Комплект типового оснащения рабочего места в машиностроении включает: основное технологическое оборудование (станок, верстак, пульт); вспомогательное оборудование (подъемно–транспортное оборудование, подставки, сиденья); инвентарь (инструментальные шкафы, тумбочки, полки, стеллажи и т.п.); тару для заготовок и готовых деталей (ящики, поддоны, кассеты, штативы, контейнеры); технологическую оснастку и инструмент (зажимные и базирующие устройства, ключи, режущий и мерительный инструмент); организационную оснастку (устройства связи и сигнализации, планшеты для документации); устройства охраны труда, санитарно–гигиенические и культурно–бытовые устройства (ограждения, защитные экраны, промышленная вентиляция и освещение, устройства сбора производственных отходов, предметы интерьера).

Главным требованием при выборе основного технологического оборудования является обеспечение на рабочем месте необходимой производительности труда при соблюдении заданных параметров технологических процессов. Оборудование должно соответствовать требованиям эргономики и эстетики, а рабочему должны быть обеспечены комфортные и безопасные условия труда. Для повышения уровня автоматизации управления технологическими процессами основное оборудование обеспечивается микропроцессорными устройствами, активными средствами контроля, системами связи с управляющей ЭВМ и т.п.

Вспомогательное оборудование рабочего места должно быть удобным и безопасным в эксплуатации, соответствовать антропометрическим характеристикам работников, быть оформленным в соответствии с требованиями производственной эстетики.

Оснащение вспомогательным оборудованием (подъемно–транспортным оборудованием, рольгангами, склизами, кантователями и т.д.) в дополнение к общецеховым устройствам осуществляется с учетом производственного профиля рабочего места, анализа трудовых и технологических процессов. При оснащении рабочих мест индивидуальными транспортными средствами особое внимание следует уделять бесприводным средствам (рольганги, склизы), применение которых при незначительных затратах обеспечивает снижение утомляемости рабочего и способствует росту производительности труда. Большое распространение в настоящее время получают загрузочные устройства с использованием роботов и автооператоров, оснащенных программным управлением, сенсорными и телевизионными устройствами и т.п.

Подбор вспомогательного оборудования для роботизированных рабочих мест направлен на расширение универсальности и технологических возможностей этих рабочих мест. Оно ориентировано на расширение функций транспортной системы, промышленного робота и станка на рабочем месте.

Вспомогательное оборудование, расширяющее функции транспортной системы на РРМ, включает: загрузочное оборудование, транспортеры, бункера, манипуляторы с программным управлением. Оборудование, расширяющее функции промышленного робота, охватывает кантователи, подающие и выбрасывающие механизмы, погрузчики. Оборудование, расширяющее функции станка, обеспечивает автоматизацию технологических процессов, контроля смазки и охлаждения и т.п. Основной задачей при оснащении РРМ является оптимальное распределение функций между роботом и вспомогательным оборудованием. Оно зависит от действующей технологии, степени автоматизации, используемых средств ВТ и их программного обеспечения.

Интеграция станков с программным управлением, роботов, транспортных и складских систем образует гибкие производственные системы (ГПС): производственный модуль, гибкая линия, участок.

Рабочее место как первичная производственная ячейка должно быть связано с системой обслуживания и управления информационными каналами, т.е. системой промышленной связи и сигнализации. Эта система применяется для информационного обслуживания рабочего места и автоматизированной системы управления предприятием (АСУП).

Одним из вопросов организации рабочих мест является рацио­нальная их планировка.

Под планировкой рабочего места понимают рациональное пространственное размещение всех материальных элементов производства на рабочем месте: оборудования, технологической и организационной оснастки, инвентаря и т.д., обеспечивающие экономное использование производственной площади, высокопроизводительный и безопасный труд рабочего.

Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочих мест.

Внешняя — представляет собой целесообразное размещение на рабочем месте основного и вспомогательного оборудования, инвентаря и организационной оснастки. Она проектируется с учетом рабочего и вспомогательного пространства (зоны). Рабочая зона — участок трехмерного пространства, ограниченный пределами досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях с учетом поворота корпуса на 180 и перемещения рабочего на один–два шага. Здесь размещаются орудия и предметы труда, постоянно используемые в работе. Остальная площадь рабочего места составляет вспомогательное пространство, где располагаются предметы, используемые реже, элементы интерьера и т.п.

Основным требованием к рациональной внешней планировке является обеспечение минимальных траекторий перемещения предметов труда в вертикальной и горизонтальных плоскостях, сокращение излишних трудовых движений, уменьшение до минимума числа наклонов и поворотов корпуса рабочего и экономное использование производственной площади.

Рациональная внутренняя планировка рабочего места представляет собой целесообразное размещение технологической оснастки и инструмента в инструментальном шкафу, правильное расположение заготовок и деталей на рабочем месте. Она должна обеспечить удобную рабочую позу, короткие и малоутомительные трудовые движения, равномерное и по возможности одновременное выполнение трудовых движений двумя руками. Проектирование рациональной внутренней планировки осуществляется с учетом зон досягаемости рук рабочего, которые представляют собой участок трехмерного пространства, ограниченный траекториями движения рук рабочего в горизонтальной и вертикальных плоскостях.

Для эффективного выполнения производственных заданий каж­дое рабочее место нуждается в различных видах обслуживания — доставке материалов и заготовок, наладке и ремонте оборудования и т.п. Сочетания различных видов обслуживания образуют систему обслуживания рабочих мест, участков и цехов. Это комплекс постоянно действующих мероприятий, регламентирующий виды, объемы, периодичность и методы выполнения вспомогательных и обслуживающих работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым для высокопроизводительного труда.

Проектирование систем эффективного обслуживания базируется на научно обоснованном функциональном разделении труда на предприятии. Основные функции обслуживания рабочих мест: ремонтная, обеспечение инструментом, наладочная, материального обеспечения, транспортная, технического контроля, организационная, прочие функции обслуживания.

К системам обслуживания рабочих мест предъявляются следующие требования: плановость, предупредительность, надежность, комплексность, экономичность, мобильность.

 

61. Управление очередями (теория массового обслуживания)

Очереди (Queues) и управление ими — один из важнейших аспектов операционного менеджмента. Принципы управления очередями используются при составлении графиков, проектировании операций, планировании товарно-материальных запасов и т.д. Сегодня каждый человек пользуется услугами сервисных фирм, и нам приходится стоять в очередях практически ежедневно: то ли в автомобильной «пробке», добираясь на работу, то ли к кассе супермаркета. Очереди существуют и на производственных предприятиях: детали должны ждать обработки на том или ином станке, а станки ждут своей очереди на капитальный ремонт. Иными словами, очереди вездесущи.

 

С точки зрения теории массового обслуживания очередь - последовательность требований или заявок посетителей, которые, заставая систему обслуживания занятой, ожидают ее освобождения (после чего они обслуживаются в определенном порядке).

Очередью м ожно назвать также и совокупность ожидающих посетителей.

Под требованием понимается заявка посетителя (выбор услуги) и регистрация в системе.

 

Управление очередью - совокупность правил, с помощью которых, из очереди выбирают требования для обслуживания.

 

 

«Живая» очередь, обслуживание с приоритетами (например, лица, имеющие право "проходить без очереди") или случайный выбор требований (так действуют продавцы, окруженные множеством покупателей) - все это примеры разных вариантов и методов обслуживания.

 

По видам обслуживания очереди делятся на:

- очереди с приоритетами (когда отдельным требованиям отдается предпочтение);

- очереди случайные (когда все требования равны, живая очередь);

- последовательные очереди (когда приоритет каждого требования увеличивается по мере этапов обслуживания).

 

Определение механизма обслуживания (параметров обслуживания).

Параметры обслуживания - принято включать в это понятие три главные характеристики системы обслуживания:

а) время или длительность обслуживания;

б) пропускную способность;

в) доступность.

Время обслуживания - время, затрачиваемое системой на обслуживание отдельного требования; как правило, длительность обслуживания считают случайной величиной.

Время ожидания обслуживания (пребывания в очереди) иногда включают во время обслуживания, чаще учитывают отдельно.

Пропускная способность системы - это максимальное


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.