Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-06-04 | 340 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Переводной экзамен по биологии.
Класс.
Год
Пояснительная записка
В состав билетов включены вопросы, проверяющие знания школьников в объеме программы биологии за 10класс. Содержание билетов нацелено на выявление знания учащимися теоретических закономерностей, базирующихся на фактическом материале курса 10класса общей биологии. Билет включает 2вопроса: один – на проверку теоретических знаний и один вопрос контролирует практические умения применять знания при решении биологических задач. На подготовку ученика к ответу требуется 20 -25 мин, при этом примерно половина времени отводится на выполнение практического задания.
Критерии оценки ответов учащихся на экзамене по биологии в 10 классе
Отметка «5»
- полностью раскрыто содержание 1-2 вопросов (в пределах программы и учебника)
- теоретические положения подтверждены примерами (из научно-популярной литературы, собственных наблюдений или исследований)
- ответ аргументирован, сделан вывод;
- использованы термины науки, грамотная речь;
- используются наглядные пособия, имеющиеся в кабинете биологии.
Отметка «4»
- ответ дан недостаточно полно, опущены отдельные моменты или допущены небольшие неточности в ответе;
примеры приводятся только из учебника, дополнительные примеры вызывают затруднения;
- нет вывода в конце ответа;
- нет ответа на дополнительные, уточняющие вопросы.
Отметка «3»
- ответ поверхностный, основные понятия не раскрыты, о них имеется только представление;
- допускаются ошибки, которые при уточняющих вопросах не исправляются;
не приведены примеры, подтверждающие теоретические положения;
- нарушена логика изложения.
|
Отметка «2»
- основное содержание не раскрыто;
- допущены грубые ошибки в раскрытии понятий;
- нет ответа на дополнительные уточняющие вопросы.
Билет№1 1. Краткая история развития биологии и методы исследования в биологии. 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание. |
Билет№2 1Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание. |
Билет№3 1Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения 2. Решение генетической задачи на явления неполного доминирования. |
Билет№4 1.Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма. |
Билет№5 1.Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. 2. Решение генетической задачи на определение группы крови у человека. |
Билет№6 1.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма |
Билет№7 1.Развитие половых клеток. Оплодотворение. 2. Решение генетической задачи №6 на определение группы крови у человека. |
Билет№8 1Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма |
Билет№9 1.Пластический обмен. Биосинтез белков 2.Методы исследования генетики человека |
Билет№10 1.Клеточная теория. Особенности химического состава клетки 2.Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов |
Билет№11 1.Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки. Митоз. Амитоз 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание |
Билет№12 1.Способы деления клетки. Мейоз 2. Решение генетической задачи на явления неполного доминирования |
Билет№13 1Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки 2.Решение задачи по молекулярной биологии. |
Билет№14 1.Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание |
Билет№15 1Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание |
Билет№16 1.Строение и функции белков. Структуры белков 2Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание |
Билет№17 1.Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание |
Билет№18 1.Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание |
Билет№19 1.Сходство и различие в строении клеток растений, животных и гриб 2. Решение задачи по молекулярной биологии. |
Билет№20 1.Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола 2. Решение генетической задачи на анализирующее скрещивание. |
|
Задачи.
Билет№1 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание. У потомков ген нормального роста доминирует над геном карликовости. Какового роста будут потомки F1 от скрещивания гомозиготных высоких растений с карликовыми? |
Билет№2 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака у этой женщины с другим кареглазым мужчиной – правшой родилось 3 –е детей. Каковы генотипы родителей? Голубые глаза доминируют над карими, а праворукость над леворукостью. |
Билет№3 2. Решение генетической задачи на определение группы крови у человека. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно Икс и Игрек). Родители одного из них имеют I и IV группу крови, а родители второго - I и III. Лабораторный анализ показал, что у Игрека - I, а у Икса - II группа крови. Определите, кто чей сын. |
Билет№4 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма. Какое потомство можно ожидать от брака женщины носительницы гена дальтонизма и мужчины дальтоника? |
Билет№5 2. Решение генетической задачи на определение группы крови у человека. Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) |
Билет№6 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма Какое потомство может появиться в браке между женщиной, носительницей дальтонизма и мужчиной с нормальным зрением? |
Билет№7 2. Решение генетической задачи на определение группы крови у человека. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? |
Билет№8 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма Отец и сын страдают гемофилией, мать здорова. Каковы генотипы родителей ребенка? От кого сын получил ген гемофилии? |
Билет№11 2. Решение генетической задачи №2 на моногибридное скрещивание Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготной чёрной крольчихи с белым кроликом? |
Билет№12 2. Решение генетической задачи на явления неполного доминирования Земляники красный цвет плода доминантный признак, а белый- рецессивный. Гибриды же имеют розовую окраску. Будет ли соблюдаться 1 закон Менделя при скрещивании особей с красными и белыми плодами? Почему? Составьте схему скрещивания. Какое расщепление по фенотипу будет при скрещивании двух гибридных особей с розовыми плодами? |
Билет№13 2.Решение задачи по молекулярной биологии. Известно последовательность одной нити ДНК. Достроить вторую нить ДНК и последовательность и- РНК |
Билет№14 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание . У растений дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) – над гладкими (в). Растение с пурпурными цветками и неколючими коробочками, скрещенное с растением с белыми цветками и колючими коробочками, образовало 320 потомков с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 – с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родительских растений |
Билет№15 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка. |
Билет№16 2Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур? |
Билет№17 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание Определите генотипы родителей, если у матери имеется седая прядь волос надо лбом, а у отца - нет; из двух детей в семье, один имеет седую прядь, а другой - нет. |
Билет№18 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определить: а) генотипы всех трех членов семьи;б) рождение каких детей можно ожидать в этой семье. |
Билет№19 2. Решение задачи на дигибридное скрещивание . У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а); дисковидная форма плодов (В) – над шаровидной (в). Какими будут гибриды от скрещивания белоплодных шаровидных тыкв с желтоплодными дисковидными? (При условии, что родительские особи гомозиготны.) |
Билет№20 2. Решение генетической задачи на анализирующее скрещивание. От скрещивания рогатого барана с рогатой овцой родился один рогатый ягненок. С какой особью его надо скрестить, чтобы объяснить, не имеет ли он рецессивного гена безрогости |
|
|
Решение задач.
Билет№3 2. Решение генетической задачи №4 на определение группы крови у человека. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно Икс и Игрек). Родители одного из них имеют I и IV группу крови, а родители второго - I и III. Лабораторный анализ показал, что у Игрека - I, а у Икса - II группа крови. Определите, кто чей сын. Для правильного решения этой задачи необходимо знать, что группа крови определяется не двумя, а тремя аллельными генами (имеет место множественный аллелизм). Гены встречаются попарно, но при этом гены IA и IB подавляют проявления гена I0, но не подавляют друг друга (имеет место кодоминирование). Т. о., могут существовать четыре группы крови: I – I0I0 (или 0); II – IAIA или IAI0 (группа А); III – IBIB или IBI0 (группа В) и IV - IАIВ (группа АВ). У родителей имевших I и IV в потомстве могут получиться лишь II и III группы: Р I0I0 Í IАIВ (I) (IV) F1 IAI0: IBI0 (II) (III) У родителей имевших I и III, возможны два варианта расщепления, в зависимости от того был родитель с III группой гомо- или гетерозиготен: а) Р I0I0 Í IBIB б) Р I0I0 Í IBI0 (I) (III) (I) (III) F1 IBI0 F1 IBI0: I0I0 (III) (III) (I) Таким образом, I группа у Игрека могла получиться только в том случае если родители имели I и III группы крови при чем один из родителей был гетерозиготен, II же группа крови у Икса могла получиться, если родители имели I и IV. | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№4 2. Решение генетической задачи №1 на сцепленное наследование с полом организма. Какое потомство можно ожидать от брака женщины носительницы гена дальтонизма и мужчины дальтоника? | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№5 2. Решение генетической задачи №3 на определение группы крови у человека. Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№6 2. Решение генетической задачи №2 на сцепленное наследование с полом организма Какое потомство может появиться в браке между женщиной, носительницей дальтонизма и мужчиной с нормальным зрением? | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№7 2. Решение генетической задачи №2 на определение группы крови у человека. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? (3) | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№8 2. Решение генетической задачи №3 на сцепленное наследование с полом организма Отец и сын страдают гемофилией, мать здорова. Каковы генотипы родителей ребенка? От кого сын получил ген гемофилии? | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№11 2. Решение генетической задачи №2 на моногибридное скрещивание Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготной чёрной крольчихи с белым кроликом? - Решим задачу, используя модели | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№12 2. Решение генетической задачи №2 на явления неполного доминирования Земляники красный цвет плода доминантный признак, а белый- рецессивный. Гибриды же имеют розовую окраску. Будет ли соблюдаться 1 закон Менделя при скрещивании особей с красными и белыми плодами? Почему? Составьте схему скрещивания. Какое расщепление по фенотипу будет при скрещивании двух гибридных особей с розовыми плодами? | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№13 2.Решение задачи по молекулярной биологии №1. | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№14 2. Решение генетической задачи №2 на дигибридное скрещивание . У растений дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) – над гладкими (в). Растение с пурпурными цветками и неколючими коробочками, скрещенное с растением с белыми цветками и колючими коробочками, образовало 320 потомков с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 – с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родительских растений | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№15 2. Решение генетической задачи №3 на моногибридное скрещивание У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка Ответ Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1. Решение. Р: аа х Аа гаметы: (а) (А) (а) F1: Аа, аа, где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген. Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%. Обратите ваше внимание на недопустимость давать ответ в такой форме: «Один ребенок в семье родится нормальным и один многопалым» или еще хуже: «Первый ребенок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности. В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация: – о характере наследования признака; – о фенотипах родителей; – о генотипах потомства (прямо или косвенно). Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№16 .2Решение генетической задачи №4 на моногибридное скрещивание Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур? При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1: 2: 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны. Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания. Решение. Р: A + A х A + A пестрые пестрые гаметы: (А+) (А) (А+) (А) F1: 1А+А+: 2 А+ A: 1AA черные пестрые белые Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения. | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№17 2. Решение генетической задачи №5 на моногибридное скрещивание Определите генотипы родителей, если у матери имеется седая прядь волос надо лбом, а у отца - нет; из двух детей в семье, один имеет седую прядь, а другой - нет. Решение: Дано: А - наличие седой пряди а - отсутствие седой пряди Определите генотипы родителей. Один ребенок не имеет седой пряди – значит, он должен быть гомозиготным по рецессивному признаку - аа; точно такой же генотип (аа) будет иметь и его отец. Мать гетерозиготна, так как один её ребенок имеет седую прядь, а другой - не имеет. Р ♀ Аа х ♂аа гаметы (А) (а) (а) F, Аа аа есть седая прядь нет седой пряди Ответ: Генотипы родителей: Аа и аа | ||||||||||||||||||||||||||
Билет№18
2. Решение генетической задачи №2 на дигибридное скрещивание
Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определить: а) генотипы всех трех членов семьи;б) рождение каких детей можно ожидать в эРешение:
а) Дано:
А - карие глаза
а - голубые глаза
В - близорукость
в - нормальное зрение
Определить генотипы Р и F1.
Генотип ребенка - аавв
По генотипу ребенка определяем гаметы, которые он мог получить от матери и отца.
F1 аавв - ребенок с голубыми глазами и нормальным зрением
Гаметы ав ав
от одного от другого
родителя родителя
Гаметы, несущие рецессивные признаки, должны быть в генотипе обоих родителей, значит, их генотипыАаВв
б) Дано:
А-карие глаза Р АаВв х Аа Вв
а - голубые глаза гаметы (АВ)(Ав)(аВ)(ав) (АВ)(Ав)(аВ)(ав)
В - близорукость
в - нормальное зрение F1-решетка Пеннета
Р - АаВв
Кареглазые,
близорукие. ________
F1
|
Переводной экзамен по биологии.
Класс.
Год
Пояснительная записка
В состав билетов включены вопросы, проверяющие знания школьников в объеме программы биологии за 10класс. Содержание билетов нацелено на выявление знания учащимися теоретических закономерностей, базирующихся на фактическом материале курса 10класса общей биологии. Билет включает 2вопроса: один – на проверку теоретических знаний и один вопрос контролирует практические умения применять знания при решении биологических задач. На подготовку ученика к ответу требуется 20 -25 мин, при этом примерно половина времени отводится на выполнение практического задания.
Критерии оценки ответов учащихся на экзамене по биологии в 10 классе
Отметка «5»
- полностью раскрыто содержание 1-2 вопросов (в пределах программы и учебника)
- теоретические положения подтверждены примерами (из научно-популярной литературы, собственных наблюдений или исследований)
- ответ аргументирован, сделан вывод;
- использованы термины науки, грамотная речь;
- используются наглядные пособия, имеющиеся в кабинете биологии.
Отметка «4»
- ответ дан недостаточно полно, опущены отдельные моменты или допущены небольшие неточности в ответе;
примеры приводятся только из учебника, дополнительные примеры вызывают затруднения;
- нет вывода в конце ответа;
- нет ответа на дополнительные, уточняющие вопросы.
Отметка «3»
- ответ поверхностный, основные понятия не раскрыты, о них имеется только представление;
- допускаются ошибки, которые при уточняющих вопросах не исправляются;
не приведены примеры, подтверждающие теоретические положения;
- нарушена логика изложения.
Отметка «2»
- основное содержание не раскрыто;
- допущены грубые ошибки в раскрытии понятий;
- нет ответа на дополнительные уточняющие вопросы.
Билет№1 1. Краткая история развития биологии и методы исследования в биологии. 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание. |
Билет№2 1Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание. |
Билет№3 1Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения 2. Решение генетической задачи на явления неполного доминирования. |
Билет№4 1.Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма. |
Билет№5 1.Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. 2. Решение генетической задачи на определение группы крови у человека. |
Билет№6 1.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма |
Билет№7 1.Развитие половых клеток. Оплодотворение. 2. Решение генетической задачи №6 на определение группы крови у человека. |
Билет№8 1Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма |
Билет№9 1.Пластический обмен. Биосинтез белков 2.Методы исследования генетики человека |
Билет№10 1.Клеточная теория. Особенности химического состава клетки 2.Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов |
Билет№11 1.Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки. Митоз. Амитоз 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание |
Билет№12 1.Способы деления клетки. Мейоз 2. Решение генетической задачи на явления неполного доминирования |
Билет№13 1Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки 2.Решение задачи по молекулярной биологии. |
Билет№14 1.Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание |
Билет№15 1Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание |
Билет№16 1.Строение и функции белков. Структуры белков 2Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание |
Билет№17 1.Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание |
Билет№18 1.Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание |
Билет№19 1.Сходство и различие в строении клеток растений, животных и гриб 2. Решение задачи по молекулярной биологии. |
Билет№20 1.Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола 2. Решение генетической задачи на анализирующее скрещивание. |
Задачи.
Билет№1 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание. У потомков ген нормального роста доминирует над геном карликовости. Какового роста будут потомки F1 от скрещивания гомозиготных высоких растений с карликовыми? |
Билет№2 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака у этой женщины с другим кареглазым мужчиной – правшой родилось 3 –е детей. Каковы генотипы родителей? Голубые глаза доминируют над карими, а праворукость над леворукостью. |
Билет№3 2. Решение генетической задачи на определение группы крови у человека. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно Икс и Игрек). Родители одного из них имеют I и IV группу крови, а родители второго - I и III. Лабораторный анализ показал, что у Игрека - I, а у Икса - II группа крови. Определите, кто чей сын. |
Билет№4 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма. Какое потомство можно ожидать от брака женщины носительницы гена дальтонизма и мужчины дальтоника? |
Билет№5 2. Решение генетической задачи на определение группы крови у человека. Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) |
Билет№6 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма Какое потомство может появиться в браке между женщиной, носительницей дальтонизма и мужчиной с нормальным зрением? |
Билет№7 2. Решение генетической задачи на определение группы крови у человека. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? |
Билет№8 2. Решение генетической задачи на сцепленное наследование с полом организма Отец и сын страдают гемофилией, мать здорова. Каковы генотипы родителей ребенка? От кого сын получил ген гемофилии? |
Билет№11 2. Решение генетической задачи №2 на моногибридное скрещивание Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготной чёрной крольчихи с белым кроликом? |
Билет№12 2. Решение генетической задачи на явления неполного доминирования Земляники красный цвет плода доминантный признак, а белый- рецессивный. Гибриды же имеют розовую окраску. Будет ли соблюдаться 1 закон Менделя при скрещивании особей с красными и белыми плодами? Почему? Составьте схему скрещивания. Какое расщепление по фенотипу будет при скрещивании двух гибридных особей с розовыми плодами? |
Билет№13 2.Решение задачи по молекулярной биологии. Известно последовательность одной нити ДНК. Достроить вторую нить ДНК и последовательность и- РНК |
Билет№14 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание . У растений дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) – над гладкими (в). Растение с пурпурными цветками и неколючими коробочками, скрещенное с растением с белыми цветками и колючими коробочками, образовало 320 потомков с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 – с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родительских растений |
Билет№15 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка. |
Билет№16 2Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур? |
Билет№17 2. Решение генетической задачи на моногибридное скрещивание Определите генотипы родителей, если у матери имеется седая прядь волос надо лбом, а у отца - нет; из двух детей в семье, один имеет седую прядь, а другой - нет. |
Билет№18 2. Решение генетической задачи на дигибридное скрещивание Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определить: а) генотипы всех трех членов семьи;б) рождение каких детей можно ожидать в этой семье. |
Билет№19 2. Решение задачи на дигибридное скрещивание . У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а); дисковидная форма плодов (В) – над шаровидной (в). Какими будут гибриды от скрещивания белоплодных шаровидных тыкв с желтоплодными дисковидными? (При условии, что родительские особи гомозиготны.) |
Билет№20 2. Решение генетической задачи на анализирующее скрещивание. От скрещивания рогатого барана с рогатой овцой родился один рогатый ягненок. С какой особью его надо скрестить, чтобы объяснить, не имеет ли он рецессивного гена безрогости |
Решение задач.
Билет№3 2. Решение генетической задачи №4 на определение группы крови у человека. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно Икс и Игрек). Родители одного из них имеют I и IV группу крови, а родители второго - I и III. Лабораторный анализ показал, что у Игрека - I, а у Икса - II группа крови. Определите, кто чей сын. Для правильного решения этой задачи необходимо знать, что группа крови определяется не двумя, а тремя аллельными генами (имеет место множественный аллелизм). Гены встречаются попарно, но при этом гены IA и IB подавляют проявления гена I0, но не подавляют друг друга (имеет место кодоминирование). Т. о., могут существовать четыре группы крови: I – I0I0 (или 0); II – IAIA или IAI0 (группа А); III – IBIB или IBI0 (группа В) и IV - IАIВ (группа АВ). У родителей имевших I и IV в потомстве могут получиться лишь II и III группы: Р I0I0 Í IАIВ (I) (IV) F1 IAI0: IBI0 (II) (III) У родителей имевших I и III, возможны два варианта расщепления, в зависимости от того был родитель с III группой гомо- или гетерозиготен: а) Р I0I0 Í IBIB б) Р I0I0 Í IBI0 (I) (III) (I) (III) F1 IBI0 F1 IBI0: I0I0 (III) (III) (I) Таким образом, I группа у Игрека могла получиться только в том случае если родители имели I и III группы крови при чем один из родителей был гетерозиготен, II же группа крови у Икса могла получиться, если родители имели I и IV. | ||||
Билет№4 2. Решение генетической задачи №1 на сцепленное наследование с полом организма. Какое потомство можно ожидать от брака женщины носительницы гена дальтонизма и мужчины дальтоника? | ||||
Билет№5 2. Решение генетической задачи №3 на определение группы крови у человека. Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) | ||||
Билет№6 2. Решение генетической задачи №2 на сцепленное наследование с полом организма Какое потомство может появиться в браке между женщиной, носительницей дальтонизма и мужчиной с нормальным зрением? | ||||
Билет№7 2. Решение генетической задачи №2 на определение группы крови у человека. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? (3) | ||||
Билет№8 2. Решение генетической задачи №3 на сцепленное наследование с полом организма Отец и сын страдают гемофилией, мать здорова. Каковы генотипы родителей ребенка? От кого сын получил ген гемофилии? | ||||
Билет№11 2. Решение генетической задачи №2 на моногибридное скрещивание Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготной чёрной крольчихи с белым кроликом? - Решим задачу, используя модели | ||||
Билет№12 2. Решение генетической задачи №2 на явления неполного доминирования Земляники красный цвет плода доминантный признак, а белый- рецессивный. Гибриды же имеют розовую окраску. Будет ли соблюдаться 1 закон Менделя при скрещивании особей с красными и белыми плодами? Почему? Составьте схему скрещивания. Какое расщепление по фенотипу будет при скрещивании двух гибридных особей с розовыми плодами? | ||||
Билет№13 2.Решение задачи по молекулярной биологии №1. | ||||
Билет№14 2. Решение генетической задачи №2 на дигибридное скрещивание . У растений дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) – над гладкими (в). Растение с пурпурными цветками и неколючими коробочками, скрещенное с растением с белыми цветками и колючими коробочками, образовало 320 потомков с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 – с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родительских растений | ||||
Билет№15 2. Решение генетической задачи №3 на моногибридное скрещивание У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка Ответ Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1. Решение. Р: аа х Аа гаметы: (а) (А) (а) F1: Аа, аа, где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген. Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%. Обратите ваше внимание на недопустимость давать ответ в такой форме: «Один ребенок в семье родится нормальным и один многопалым» или еще хуже: «Первый ребенок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности. В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация: – о характере наследования признака; – о фенотипах родителей; – о генотипах потомства (прямо или косвенно). Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей | ||||
Билет№16 .2Решение генетической задачи №4 на моногибридное скрещивание Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур? При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1: 2: 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны. Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания. Решение. Р: A + A х A + A пестрые пестрые гаметы: (А+) (А) (А+) (А) F1: 1А+А+: 2 А+ A: 1AA черные пестрые белые Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения. | ||||
Билет№17
2. Решение генетической задачи №5 на моногибридное скрещивание
Определите генотипы родителей, если у матери имеется седая прядь волос надо лбом, а
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых... Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости... История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м... Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |