Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-06-04 | 103 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»
Е.А. Борисова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Методическое пособие
УДК 373 ББК 74.102 Б82
Борисова Е.А.
Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5)
■■■ 18ВЫ 978-5-9949-0031-4
В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразного и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности излагаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать т? внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом.
Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.
УДК 373 ББК 74.102 Борисова Елава Альбертовна
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Методическое пособие
Главный редактор Т.В. Цветкова
Научный редактор ОА. Степанова ■ |
■-.'■ Редактор Л.С. Киммель;■'.
Дизайнер обложки ОЗ. Максимова
Корректор Т.Э. Балоунова
Компьютерная верстка СМ. Гамзиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г.
Подписано в печать 06.08.08. Формат 60 х90'/|6.
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.
' : ■. ' Тираж 6000экз. Заказ №9689. Ч '
. Издательство «ТЦСфера».
,;!,;. ,. Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
|
Тел.: (495)656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
' 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. :
978-5-9949-0031-4 |
© ООО «ТЦ Сфера», 2008 © Борисова Е.А, 2008
Предисловие
•л.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.
|
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками ~) I
условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Логопедические занятия — основная форма коррекцион-ного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизноше-ния занимают индивидуальные занятия. Структура, содержание и форма проведения таких занятий — основная тема предлагаемого пособия.
->».*•■
•ЧОЕ
Логопедических занятий I
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.
При их подготовке и проведении логопед должен:
— сформулировать тему и цель занятия; 1;
— определить этапы занятия, их взаимозависимость и по
следовательность;
— постепенно усложнять лексический и грамматический
материал, предъявляемый детям;
— разнообразить занятие при помощи игр и игровых при
емов; л
— учитывать зону ближайшего развития ребенка;
— осуществлять дифференцированный подход к каждому
ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возраст
ных и индивидуальных особенностей;
— кратко и четко формулировать инструкции, даваемые
детям;
— использовать разнообразный и красочный наглядный
материал;
— уметь создавать положительный эмоциональный фон за
нятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом уве
личения сложности излагаемого материала.
|
Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи — сложный двигательный навык.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.
В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их
(У) (^ Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками
вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.
В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.
Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизно-шения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза — неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.
|
Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.
Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев — более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука — это создание нового условного рефлекса.
Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую
Подготовительный этап
ЦЕЛИ
• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне
ния для звука [с] в полном объеме.
• Формировать длительную направленную воздушную струю.
• Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
• Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.
• Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие
обобщающие понятия.
• Продолжать учить образовывать относительные прилагатель
ные.
• Развивать мимическую выразительность, память, внимание,
целостное восприятие, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ.^
Книга со сказкой «Теремок» с иллюстрациями; карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) — горох; салатник (салат) — морковь; тарелка (пюре) — картофель; чашка (компот) — груша; пироги — яблоко; предметные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картинка с изображением овощей.
* * *
1. Организационный момент.
Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. (Вносит книгу со сказкой «Теремок».) Ты узнал эту сказку? Как она называется?
Ребенок отвечает.
Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), стоит он за забором (упражнение «Забор»). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь
^Индивидуальные логопедичесние занятия с дошкольниками
открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а
потом обрадовалась. V
Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.
Вошла в теремок и стала там жить.
Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язычок, «Пошлепаем по язычку») и села отдохнуть (упражнение «Лопата»).
2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, ос
тановилась на крылечке (упражнение «Лопата»), спрашива
ет: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произно
сить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе
жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого
языка), стали обед готовить.
|
Давай посмотрим, что у них сегодня на обед.,д»
Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.) 0
Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.) Салат из моркови, какой?.. (Морковный.) ■■. Компот из груш, какой?.. (Грушевый.) Пироги из яблок, какие?.. (Яблочные.)
3. Скакал мимо заяц (открывается следующая страни
ца). Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок». А у
него с собой полная корзинка фруктов. д
Пальчиковая игра «Фрукты»
Вот у зайца Димочки
Фрукты в корзиночке:
Яблоки и груши.
Угощайтесь, кушайте!
Персики и сливы,
Спелые, красивые!
в Посмотри-ка на ранет!
Вкуснее этих фруктов нет!
(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.) Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок
дует на кончик широкого языка). Пустили зайца в теремок и
стали жить все вместе.
4. Бежит мимо лисичка-сестричка (открывается следующая
страница). Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение
«Почистим нижние зубки»). Мечтает она о вкусном обеде.
Л
ЦЕЛИ
Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах. Упражнять в определении наличия звука в слогах. Закрепить названия основных и оттеночных цветов., '.«* Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схема артикуляции звука [с]; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.
■©И «. • '-^;.лТ'«■?.'■■■ • ■■*!■:.
* * *
1. Организационный момент.
Логопед. Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?
2. Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт,
синего цвета! А в этом конверте... какие-то картинки. Что же
они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю!
Это для меня упражнения!» Давай сделаем гимнастику для
язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет
упражнения, символы к которым показывает логопед: «За
бор», «Лопата», «Подуем на лопату», «Желобок», «Чистим
нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Язычок
отдыхает»).
3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.)
Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему про
читать (рис. 1).
Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки вете-
Рис. 1
рок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [с].) Правильно, получилась песенка насоса — с-с-с. Повтори ее еще раз.
4. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оран
жевого.) Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпа
лись карточки. Давай попробуем с ними разобраться.
Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [с]. (Логопед, проговаривая слово без последнего звука, выкладывает перед ребенком карточки с картинками: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.)
Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?
Ребенок. С-с-с.
5. Логопед. Достань из большого конверта красный кон
верт. Что в нем лежит? (Фотография.) На фотографии Соня пус
кает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри. Нужно обве
сти трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пу
зырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су).
6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-
то половинки. Давай попробуем из них составить целые кар
тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:
бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. Теперь
соберем следующую картинку: о — са.
са |
ко |
ли — са ве — сы коле — со
ча — сы
Логопед выкладывает половинку картинки (рис. 2) и проговаривает начало слова, а ребенок, собрав целую картинку, договаривает слово слогом.
22) С Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками |
Рис.2
7. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиоле
тового.) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давай их
рассмотрим (картинки: комод, стакан, ягода, иголка, яблоко,
ножницы, конфета, замок, хлеб, ведро, матрешка, лампочка).
Найди среди этих предметов только железные (красные, острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие).
Ребенок показывает картинки по словесной инструкции логопеда.
8. У нас остался последний конверт розового цвета, а в нем
шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нуж
но произнести волшебные слова:
! са — са со — со сы — сы сэ — сэ сэ — сэ '" су — су са — са со — со сы — сы су — су
Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге.
9. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же при
слал нам все эти задания?
Узнать не сложно. Вот вопрос: У кого длинный нос? Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?.. (Буратино).
Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изоб
ражен Буратино.,.
10. Итог занятия.
Логопед. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?
Ребенок. С-с-с.
•СП |
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»
Е.А. Борисова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Методическое пособие
УДК 373 ББК 74.102 Б82
Борисова Е.А.
Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5)
■■■ 18ВЫ 978-5-9949-0031-4
В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразного и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности излагаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать т? внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом.
Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.
УДК 373 ББК 74.102 Борисова Елава Альбертовна
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Методическое пособие
Главный редактор Т.В. Цветкова
Научный редактор ОА. Степанова ■ |
■-.'■ Редактор Л.С. Киммель;■'.
Дизайнер обложки ОЗ. Максимова
Корректор Т.Э. Балоунова
Компьютерная верстка СМ. Гамзиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г.
Подписано в печать 06.08.08. Формат 60 х90'/|6.
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.
' : ■. ' Тираж 6000экз. Заказ №9689. Ч '
. Издательство «ТЦСфера».
,;!,;. ,. Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (495)656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
' 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. :
978-5-9949-0031-4 |
© ООО «ТЦ Сфера», 2008 © Борисова Е.А, 2008
Предисловие
•л.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками ~) I
условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Логопедические занятия — основная форма коррекцион-ного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизноше-ния занимают индивидуальные занятия. Структура, содержание и форма проведения таких занятий — основная тема предлагаемого пособия.
->».*•■
•ЧОЕ
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!