Общая характеристика творчества Вергилия. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общая характеристика творчества Вергилия.



Из античной биографии Публия Вергилия Марона (70—19 гг. до н. э.) мы знаем, что он родился в Северной Италии, в местечке Анды, недалеко от Мантуи. Вергилий учился в городе Кремоне, а затем в Медиолануме (современный Милан). В 50-х годах он приехал в Рим и обучался здесь в риторической школе. Однако он вскоре забросил риторику, увлекшись эпикурейской философией, которая в это время, по выражению Цицерона, «заполонила всю Италию».

Наряду с эпикурейской философией молодой Вергилий увлекается и поэзией неотериков. Сборник его ранних стихотворений («Каталептон») написан под влиянием Катулла.
Первым значительным его произведением были «Буколики» (около 42—39 гг. до н. э.). Жанр пастушеской идиллии был, как известно, введен в литературный обиход Феокритом. Как и сборник идиллий Феокрита, «Буколики» Вергилия включают в себя 10 стихотворений (эклог). Однако буколическая поэзия Вергилия во многом отлична от поэзии его греческого предшественника.

Эллинистического поэта интересовали реальные и бытовые детали, связанные с жизнью пастухов. С мягким юмором он показывал грубоватость своих персонажей, со знанием дела описывал подробности их внешнего вида и характер окружающего пейзажа. Герои же «Буколик» Вергилия как бы носят лишь условные маски пастухов, а

28

 

на самом деле являются образованными, тонко чувствующими поэтами. Они живут в некоем идеальном мире природы, в описаниях которой элементы условно-поэтической Аркадии сочетаются с реалиями североиталийского, хорошо знакомого Вергилию пейзажа.

Поэт как бы бежит от суровой современности в созданный его воображением мир, полный благоухания цветов и плодов, мирным пением птиц и мелодичным журчаньем ручьев, скрытых зеленым мхом. Пастухи часто состязаются в его эклогах в импровизации песен.

Мыслитель и поэт, жаждущий проникнуть в тайны устройства мира и человеческой души, Вергилий постоянно прорывает рамки буколического жанра, используя подчас его традиционный материал лишь в качестве орнамента или составного элемента для своих новых и гораздо более широких задач.

Если Вергилий и имел в виду некий реальный факт, то этот факт получил в эклоге религиозно-мистическое и мифологическое освещение, связанное с длительной историей представлений о «золотом» веке, существовавших на Востоке и распространившихся в это время в Риме. Стихотворение Вергилия дает богатый материал для изучения античных верований. Эклога проникнута глубоким поэтическим чувством. В новом миропорядке, который наступит на Земле, поэт видит победу добра надзлом, нравственной чистоты над злобой и пороками.



"Буколики" Вергилия обогатили латинский поэтический язык. Поэт преодолевает тяжелую синтаксическую структуру, свойственную эпической поэзии Катулла. Он не нанизывает придаточные предложения, но дает короткие, разнообразно построенные периоды.

Мир природы для Вергилия — это не просто красивый фон, окружающий героев, как это было у Феокрита. Этот мир для римского поэта исполнен таинственной жизни, близкой человеку и ждущей разгадки. Образы, которые он рисует, всегда многозначны, мысли, которые высказывают его герои, часто полны скрытого значения. Это поэзия иного типа, чем эллинистическая, с ее ясностью и однозначностью образов, с трезвым интересом к реальным деталям окружающей действительности.

В «Георгиках» человек и природа вступают в непосредственное общение. Земледелец обрабатывает поле, сажает деревья, делает прививки и облагораживает растения, приручает животных, разводит пчел. Труд человека, по мнению Вергилия, все время улучшает природу, и если бы люди не трудились, то мир вновь вернулся бы к состоянию хаоса, из которого он когда-то вышел. «Laboromniavincit» — «Труд побеждает все», — утверждает поэт.В поэме «Георгики» актуально-политические мотивы тесно переплетаются с философскими мыслями о природе и человеке. Италия, становящаяся в это время опорой Августа в его борьбе с Антонием, выдвигается на первый план и в поэме Вергилия. Однако поэма эта гораздо глубже и значительней по своему содержанию, чем простой отклик на узкополитический заказ.

Крупнейшим произведением Вергилия была поэма «Энеида», быстро ставшая в Риме классическим образцом эпопеи. На этой поэме воспитывалось юношество, ее заучивали в школе, многие строки из нее стали крылатыми изречениями.

27



 

Грубость насмешки в поэзии Катулла контрастирует с тонкостью и глубокой нежностью его посланий, обращенных к друзьям и возлюбленной. В стихотворениях поэт изливает свои чувства по поводу конкретных событий личной жизни.

Произведения, связанные с литературной традицией, окрашены глубоким личным чувством, по-новому освещающим привычные мотивы античной любовной лирики.

Глубокое чувство Катулла не укладывается в привычные для античного человека рамки любовных отношений с гетерами и вольноотпущенницами. Поэт подчеркивает силу и необычность своего чувства.

В лирике Катулла впервые любовь предстает как великое, могучее чувство, возвышающее человека. В этом отношении стихотворения Катулла напоминают лучшие образцы любовной лирики нового времени.

Однако возвышенная любовь вступает в резкое противоречие с реальной действительностью.

В эпиграммах Катулл не ограничивается простым излиянием своих чувств, он хочет подвести итоги своих переживаний.

В крупных произведениях Катулл предстает перед нами как "ученый поэт", хорошо знакомый с мифологией и эллинистической поэзией.

Его особенно привлекает патетический стиль. Этот стиль был свойствен произведениям малоизвестного эллинистического поэта ЕвфорионаХалкидского.

Патетический стиль характерен для поэмы "Аттис", в которой описывается исступленный культ малоазиатской богини Кибелы.

Bнутренний разлад, мрачные трагические краски характерны для поэзии Катулла. Объяснение этому нужно искать в окружающей поэта действительности. Он живет а тяжелый для Рима исторический период. При нем к власти приходит диктатор Сулла, вспыхивает восстание рабов под руководством Спартака, начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Неуверенность в завтрашнем дне, беспокойный ритм римской жизни, полной жестоких распрей и глубоких противоречий, не мог не отразиться на творчестве чуткого, восприимчивого, глубоко чувствующего поэта.

 

 

26

 

Совершенная речь, по

Цицерону, - это та, в которой частный вопрос поднимается до уровня общих принципов. Совершенный оратор - человек высокой культуры и обширных знаний.

Этот идеал Цицерон стремится воплотить в своих собственных речах. Его речи разносторонни по содержанию, в них провозглашаются высокие моральные принципы, отвергаются низкие мотивы поведения, клеймятся невежество, жестокость, корыстолюбие. Образцом цицероновского красноречия может служить речь "За поэта Архия"

Цицерон в своих риторических трактатах возражает аттикистам.

Перед оратором, по мнению Цицерона, стоят три задачи: 1) доказать свои положения, 2) доставить наслаждение слушателям, 3) воздействовать на их волю и заставить принять правильное решение. Каждой из этих задач соответствует свой стиль: доказательству - спокойный, простой, наслаждению - изящный, сдержанный, воздействию на волю - патетический, взволнованный. Римский оратор требует богатства выразительных средств, полноты выражения, максимально широкого развертывания каждой мысли.

Речь самого Цицерона делится на периоды. Период - замкнутый отрезок речи, отдельные части которого симметрично расположены, богаты анафорами, внутренними рифмами, ритмическими концовками. Античная ораторская речь - это своеобразное ритмически организованное произведение с яркими образами, метафорами и сравнениями. Оратор часто драматизирует речь, прибегает к восклицаниям, жестикуляции. Подобно актеру, он играет перед зрителями. Его лицо постоянно меняет выражение, руки его подвижны, все тело участвует в игре.

В руководствах по ораторскому искусству Цицерон подчеркивает, что самым главным и ответственным для оратора является само произнесение речи перед собравшимся народом.

 

См.16)

 

душевное благородство, стараясь помочь ему разобраться в происходящем. Она также не похожа на традиционную гетеру комедии.

Особенно интересен образ Памфила. Теренций раскрывает психологию персонажа, показывает его душевные колебания, глубокое раскаяние в несправедливом отношении к жене.

Беря обычные стандартные маски, Теренций дает их в новом оригинальном осмыслении, лишая привычных для комедии Плавта буффонных элементов. В комедии нет суетливой фигуры интригующего раба. Поэт следует здесь за новоаттическими комедиографами, в особенности за Менандром.

Из замечаний римского грамматика Доната к комедиям Теренция известно, что поэт не всегда точно придерживался греческих оригиналов. Так, например, он присоединил собственный конец к пьесе Менандра "Братья".

Очевидно, Теренций выступал за смягчение традиционной римской системы воспитания, но вместе с тем возражал и против рабского следования грекам.

Музыкальная сторона в комедиях Теренция менее разработана, чем у Плавта. Язык его сдержан и изящен. Античные критики упрекали Теренция за отсутствие "силы" в языке, но хвалили за обрисовку характеров, в которой он следовал за Менандром.

Теренция читали и изучали в римской школе. Благодаря этому рукописи его комедий сохранились до нас. Лессинг считал пьесу "Братья" образцом "трогательной" комедии

 

30/31

Квинт Гора́ций Флакк

Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.

 

К началу 1 в. до н.э. комедия-паллиата оказывается исчерпанной и уступает место комедии с национальным римским содержанием.

В 1 веке до нашей эры. в результате гражданских войн республика в Риме пала. Октавиан-Август становится единодержавным правителем Рима и устанавливает режим военной диктатуры. Понимая значение театра, Август способствовал его развитию, но в то же время стремился превратить театр в средство улучшения и воспитания своих граждан. Эти стремления Августа-Октавиана были поддержаны одним из выдающихся римских поэтов, Горацием, и нашли отражение в его «Науке поэзии».

Горацийжил в 65 – 8 гг. до н.э., как и большинство людей его поколения, расстался с республиканскими идеалами и стал защитником и проводником политики Августа в области идеологии.

 

По форме, содержанию, художественным приемам и разнообразию тем «Послания» сближаются с «Сатирами», с которых поэтическая карьера Горация начинается. Гораций сам указывает на связь посланий с сатирами; в них, как до этого в сатирах, Гораций использует дактилический гекзаметр (стиох. Комментаторы всех периодов считают «Послания» значительным шагом в искусстве изображения внутренней жизни человека; сам же Гораций даже не причислял их к собственно поэзии.

Отдельное место занимает знаменитое «Послание к Пизонам» Послание относится к типу «нормативных» поэтик, содержащих «догматические предписания» (т.е.Основанное на догмах, на предпосылках) с позиций определенного литературного направления. В этом послании мы находим наиболее полное изложение теоретических взглядов Горация на литературу и тех принципов, которым в своей поэтической практике он следовал сам. Этим посланием Гораций включается в литературную полемику между поклонниками архаической литературы и почитателями современной поэзии (последние эпической напыщенности и примитивной форме старых поэтов противопоставляли поэзию субъективных чувств и отточенность поэтической техники). В послании звучит предостережение Августу, который намеревался возродить древний театр как искусство народных масс и использовать его в целях политической пропаганды. Гораций полагает, что принцепсу (первый в списке древнеримских сенаторов) не следует угождать грубым вкусам и прихотям необразованной публики.

«Послание к Пизонам» («Искусство поэзии») – самое известное произведение из второй книги «Посланий» Горация. Оно излагает мысли Горация о поэзии, хотя не имеет претензии быть ученым трактатом о ней; эта маленькая поэма написана без строгой системы; Гораций передает в ней сыновьям Луция Пизона, бывшего консулом в 15 году до Р. X., те свои мысли о поэзии, который, по его мнению,

32

Творческий путь Овидия.

Родился 43 г. до н э в городе Сульмоне (недалеко от Рима). С самой ранней юности вошел в круг тогдашних виднейших поэтов Рима. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически- декламационному стилю. Предпринял путешествие в Грецию и Малую Азию, как было положено в его время для поэта. Вел в Риме легкомысленный образ жизни, своей легкомысленной поэзией вступал в антагонизм с Августом. И в 8 г Август дал распоряжение о высылке Овидия в город Томы, нынешняя Румыния), где тот и умер в тоске в 18 г.

1. Первый период его творчества: (до 2г н.э) Любовные элегии—«Песни любви». Восхваляется некая Коррина, но навряд ли это была реальная женщина, скорее условно-поэтический образ, обширные риторические декламации. Тематика—разнообразные любовные переживанияи похождения. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, почти всегда лишено глубоких элементов, серьезности, но написано красиво.), «Героини» (показаны мифологические герои и героини, прежде всего чисто художественным стиль, образы любви не повседневного типа, а эстетически. Много глубокого психологизма, героини отличаются яркими индивидуальными чертами, ни одну нельзя отождествлять с другой, изображена разлука и пылкое желание), «Медикаменты для женского лица», «Наука любви». В целом, достаточно легкомысленно.

 

Поэт судя по всему сам не испытывал удовлетворения от своей пустой лирики, поэтому «Героини» более серьезны.

 

2..Второй период: первые годы до ссылки. Не пренебрегает никакой лестью в отношении Цезаря и Августа, хотя любовная тематика все же на первом месте.

«Метаморфозы»—главное произведение этого периода. Огромное произведение, содержащее примерно 250 разработанных превращений, располагая их в хронологическом порядке, разрабатывая каждый миф в виде эпиллия. Вся античная мифология начиная с самого древнего превращения—сотворения мира, кончая эпохой Цезаря. Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время, реалистично.

3.Третий период—блеск художественного таланта, написал после ссылки. «Скорбные письма» (искренность тона, глубокое душевное страдание, моление Августа о пощаде) и «Письма с Понта» (письма к друзьям, просьбы о помиловании, однообразие тона, сетование на судьбу).

 

34

«Меде́я» — трагедия Сенеки написана в 62 году н. э. Основана на одноименной трагедии Еврипида. Трагедия повествует о мести Медеи Ясону за его измену с Главкой, дочерью царя Креонта. Существует несколько вариантов концовок трагедии. В этой версии, когда Ясон и Медея царствовали в Коринфе, она скрывала своих новорожденных детей в святилище Геры, намереваясь сделать их бессмертными, как обещала богиня. Узнав об измене Ясона, Медея убила своих детей, чтобы отомстить ему.

Трагедия содержит знаменитый отрывок, в котором Сенека предрекает открытие Нового Света:

Промчатся года, и чрез много веков. Океан разрешит оковы вещей, и огромная явится взорам земля, и новый Тифис откроет моря, и Туле не будет пределом земли.

Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) родился в Испании, в городе Кордуба (совр. Кордова), но вырос в Риме, где получил риторическое и философское образование. В годы правления императора Клавдия Сенека был воспитателем престолонаследника Нерона и одно время его главным наставником. После вступления Нерона на трон Сенека был обвинен в заговоре и принуждён покончить жизнь самоубийством. Сенека был представителем стоической школы философии, проповедовал строгую мораль и выдержку (см. трактат «О стойкости мудреца»), что послужило основой для многих положений христианства. Философские идеи Сенеки выразились не только в его философских сочинениях, но и в трактатах других литературных жанров. Таковы, например, его «Утешительные послания» и трагедии. Все трагедии Сенеки, кроме приписываемой ему «Октавии», написаны на греческие сюжеты (в т.ч. и «Медея»), но в отличие от древнегреческих трагиков, верящих в творческие силы человека, Сенека рисует своих героев игрушкой в руках слепого рока. Центральные образы трагедий (Медея) символизируют гибельность подчинения человека своим страстям

Цель трагедий Сенеки – убедить в необходимости сдерживать страсти, овладевающие человеком: любовь и ненависть, стремление к могуществу и неограниченной власти. Сенека говорит о двух способах избежать тупика, к которому в конечном итоге приводят губительные страсти: 1) об удалении от роскоши, а также от власти и славы к «простой» трудовой жизни; 2) о смерти. Так, в трагедии «Медея» героиня Сенеки дает волю своим безумным страстям, доводящим ее до ужасного преступления – убийства собственных детей. Медея не может смириться с намерением своего супруга Ясона вступить в новый брак с дочерью коринфского царя Креусой. Уже в самом начале пьесы Медея произносит гневный монолог, насыщенный угрозами мести, в котором она предрешает исход трагедии. Беда еще не совершилась: Медея, хотя и пылает страстью отомстить Ясону, но еще не совершила ничего плохого. Еще можно остановиться, можно побороть себя, удержаться от грядущих преступлений. И кормилица советует ей смириться и сдержать свой гнев.

Медея не принимает ее спасительного совета, она идет навстречу ужасным злодеяниям, находясь на поводу своих губительных страстей. В самом начале пьесы уже исход конфликта предрешен. Сенека в ходе трагедии всеми средствами подчеркивает ужас преступных деяний: умерщвление новой новобрачной при помощи напитанных колдовскими снадобьями даров Медеи и убийство детей. Такова пагубная сила страстей, если их не остановить! Слова кормилицы, обращенные к Медее, которая тогда еще не совершила страшных преступлений и поэтому имела возможность удержаться от них, не оказали влияния на Медею – она не могла сдержать свой гнев. И это ясно еще в начале

35

Роман Петрония «Сатирикон»

Петроний был аристократом времен Нерона (60- годы), но презирал разврат императора, его преступные деяния. Сатирикон или книга сатир дошла до нас не полностью (15-я и 16-я книги, а предположительно было 20). Главными героями являются бродяги-люмпены, юноши Энколпий (довольно образованный), Аскилт, мальчик Гитон, бывший ритор-учитель, старик Евмолп (тоже разбирается в литературе, пишет стихи). Бродяги скитаются по Италии, живут подачками или уварованным. Герои не видят цели в жизни, сами говорят о падении нравов, у них нет уважения ни к себе, ни к людям. Считают, что жить надо только ради удовольствий под девизом: лови момент! Герои романа опикаются на Эпикура в самом примитивном упрощенном аспекте. Но автор ценит красоту, так бродяга Экнолпий брезгливо относится ко всем проявлениям безвкусицы. Автор смеется над поэтом-ритором Евмолпом и над всеми поэтами архаистами, которые создают произведения далекие от жизни. Вообще, изображены люди разных социальных групп, но нет цельного представления об этих героях. Лишь один образ в романе изображен о весь рост—вольноотпущенник Тримальхион (яркий, жизненный образ), показал как умные проворные рабы из низов поднимаются до вершины социальной лестницы. Противопоставляет дряблости и лени аристократии, но и зло смеется над ним, над тем как он кичиться своим богатством. Произведений представляет сатирико-бытовой приключенческий роман.


Сатирико́н

произведениедревнеримской литературы, автор которого во всех рукописях называет себя Петроний Арбитр. По жанру, начиная сXVII века, принято относить к романам; более древних романов до нашего времени не сохранилось. Время написания не может считаться окончательно установленным, но наиболее вероятен I век н. э., эпоха Нерона.

По традиции мениппей Петроний украсил свое произведение стихотворными вставками. В них он воспроизводит стиль, манеру, метры латинских поэтов-классиков — Вергилия, Овидия, Горация, Гая Луцилия.

То, что дошло до нас от «Сатирикона», представляет собой ряд мало связанных между собой эпизодов, рассказывающих о скитаниях и приключениях компании трёх молодых людей без определенных занятий и с сомнительным прошлым. Эти люди, получив образование, но не имея ни денег, ни твердых моральных устоев, ведут паразитический образ жизни. Гонимые случаем, они скитаются по свету, высматривая, где можно поживиться за чужой счет. Скитальческая жизнь, ссоры и примирения, встречи и расставания составляют сюжетную канву произведения, обнажающего изнанку быта низших слоев римского общества.

Место действия часто меняется; в сохранившихся отрывках приключения героев происходят на юге Италии, в Кампании.

Сохранившиеся главы «Сатирикона» по содержанию можно разделить на три большие части, каждая из которых включает в себя несколько эпизодов.

Несохранившиеся главыПо сохранившимся главам «Сатирикона» разбросаны намёки на те факты и события, которые происходили в предыдущих 14 книгах. Это прежде всего намёки на преступления Энколпия. Кроме того, из разных мест «Сатирикона» явствует, что в потерянных частях романа должна была быть целая серия любовных приключений Энколпия — с Аскилтом, с Лихом и Гедилой, с Доридой; затем знакомство с Гитоном, с Агамемноном, встречи с Трифеной, ее страсть к Гитону. В одном из фрагментов, сохраненных позднейшими грамматиками и схолиастами (их около 30), действие происходит в Массилии. В другом фрагменте фигурирует адвокат Евскион, по-видимому, игравший какую-то значительную роль.

Первая частьСобытия, происшедшие с главными героями до того, как они попали на пир к Трималхиону. Она начинается с речи Энколпия, которую тот произносит в школе ритора Агамемнона. Затем следует ссора между Энколпием и Аскилтом из-за коварного Гитона. Потом Энколпий с Аскилтом на рынке пытаются сбыть с рук неизвестно как попавший к ним в руки богатый плащ и заполучить свою старую рваную тунику, в которой зашит кошелек с золотом. Завершает первую часть сцена оргии в гостинице с участием жрицы Приапа Квартиллы.

Вторая частьГлавы, посвященные описанию «Пира Трималхиона»

он хорошо сохранился и отличается композиционной завершенностью, вследствие чего не раз издавался отдельно. Он занимает 51 главу из 141 сохранившейся.

Энколпий и Аскилт являются только свидетелями происходящего там. Язык его являет собой единственный в римской литературе образец вульгарной латыни. «Пир» воспроизводит рамку и некоторые другие композиционные детали, типичные для «симпосия», сократическо-платоновского диалога. «Пир» близок также жанру мима: две из трех стихотворных вставок имитируют, а может быть, и прямо цитируют

37

Самым ярким героем "низового" фольклора 6 в.является Эзоп, фригийский раб,безобразный горбун, составитель басен. Существовал ли Эзоп исторически,неизвестно,рассказы о нем имеют новеллистический характер и принадлежат народному творчеству.Фигура шута - урода, послужившая в "Илиаде" для карикатурного изображения демагога Ферсита, получает новое, положительное осмысление. Народная мудрость воплощена здесь в лице раба, противопоставленного кичащимся своими познаниями верхам. В многочисленных рассказах,героем которых был Эзоп, он оказывался умнее и находчивее своего господина, мудрее официальных мудрецов. Из этих рассказов было составлено целое "жизнеописание" Эзопа, дошедшее до нас в нескольких редакциях, относящихся к эллинистическому и даже византийскому периоду. Интересно сказание о смерти Эзопа : он был сброшен со скалы дельфийскими жрецами.

С именем Эзопа неразрывно связана басня.Стихотв. басни известны со времен Архилоха,прозаические - Эзоп.По своей тематике античные басни относятся преимущественно к области рассказов о животных, и многие из них прочно вошли в европейскую басенную лит-ру(например,"Волк и ягненок","Ворона и лисица", "Лягушки, просящие царя")

Повествовательную прозу, включая историческую, греки этого времени именовали общим термином "логос"(речь), а греческие историки именовались логографами.

Федр - раб, а затем вольноотпущенник императора Августа. Начиная с 20-х годов 1 в. выпускает пять сборников "Эзоповых басен".Федр включает в свои басни не только "басни", но и занимательные рассказы анекдотического характера.Греческие басни фигурировали под именем "Эзопа" , который всместе с тем был героем многочисленных анекдотов; Федр облекает этот материал в латинские стихи. Сперва ограничиваясь заимствованными сюжетами, он впоследствии пробует перейти к оригинальному тв-ву. Заглавие затем служит лишь жанровой хар-кой. Стихотворная форма басен Федра - старинный ямбический размер, привычный для массового посетителя классического театра.

Басня, полагает Федр, создана рабами, которые не осмеливались выражать свои чувства и нашли для них иносказательную форму шутливой выдумки. Элемент социальной сатиры омобенно заметен в первых двух сборниках, в которых преобладает традиционный тип басни о животных. Направленность басни против сильных. Первая книга открывается "Волком и ягненком". Единственное утешение в том, что сила и богатство чаще приводят к опасностям, чем бедность("два мула и грабители")В улучшение положения бедных Федр не верит( "Осел - старому пастуху")Политическое истолкование получает и басня о "Лягушках, просящих царя".После выхода в свет первых двух сборников автор пострадал за свою смелость : он стал жертвой гонения со стороны Сеяна. В своих следующих книгах он ищет покровительства влиятельных вольноотпущенников. Сатира становится гораздо более невинной. Все чаще появляются басни отвлеченного типа, анекдоты исторические и из современной жизни,бытовые сюжеты.

Федр ставит себе в заслугу краткость. Повествование его не задерживается на деталях и сопровождается только немногословными пояснениями морально - психологического характера. Многие басни Федра были использованы французским баснописцем Лафонтеном. Со стороны сюжета восходят к Федру такие общеизвестные басни как "Волк и ягненок", "Ворона и лисица", "Волк и журавль", "Лягушка и вол",а также ряд других, получивших в русской литературе классическое стихотворное выражение у Крылова.

34

 

трагедии. Исход событий предрешен. Задачей драматурга была впечатляющая демонстрация всего ужаса произошедшего, а главная цель Сенеки – в действенной пропаганде стоической морали, побуждающей людей сдерживать страсти.

 

Трагедия Сенеки «Медея» написана на сюжет одной из частей мифа об аргонавтах. Это – известная легенда о том, как вождь аргонавтов, Ясон, оказавшись в изгнании, в городе Коринфе, решает бросить прежнюю семью и жениться на дочери местного царя Креонта. Чтобы отомстить неверному мужу, первая жена Ясона, колхидская волшебница Медея, решает собственноручно убить обоих своих сыновей от него. Свой страшный замысел она исполняет с той же решимостью, с какой раньше помогала Ясонупохитить золотое руно, с какой убивала из любви к нему собственного брата Апсирта и царя Пелия. Миф об убийстве детей Медеей лежал в основе многих прославленных драм древности – в том числе знаменитой «Медеи» Еврипида и не дошедшей до нас «Медеи» Овидия, которую сам её великий автор считал одной из двух лучших римских трагедий. Учительимператора Нерона Сенека даёт собственную трактовку этого легендарного рассказа, и она заметно отличается от еврипидовской

Отличие концепции Сенеки от Эврипида ясо обнаруживается в диалоге Медеи и Ясона. Медея Эврипида ненавидит того, кто обманул ее чувство;
Медея Сенеки пытается вернут к себе Ясона и предлагает ему бегство. Ясона Эврипид изобразил низким эгоистом; у Сенеки это усталый, робкий человек, чувствующий свою вину. Только мысль о детях еще привязывает его к жизни. Когда он отвергает предложение Медеи, ее план мщения обращается и против него; теперь она знает, чем его можно больнее всего ударить.

Потом кормилица уговаривает ее.

По сравнению с»Медеей» Эврипида трагедия Сенеки выглядит упрощенной. Идейная сторона греческой пьесы, критика традиционной семейной морали, не была актуальной для Сенеки; Эти вопросы у него заменились другой проблемой. Упрощен и образ героини в ее отношениях к мужу и детям. Там, где Эврипид дает почувствовать сложную драму обманутого чувства и материнских страданий, Сенека переносит центр тяжести на мстительную ярость покинутой жены. Образ стал более однотонным- но зато в нем усилились моменты страстности. Кол-во действующих лиц уменьшилось, и само действие стало проще. Монологи и нагнетение страшных картин – это основные средства для создания трагического впечатления. Эти особенности характерны для всего драмарургического творчества Сенеки.

Филосовские произведения Сенеки позволяют уточнить его отношение к миру. В трагической эстетике Сенеки сострадание отступает на второй план, она основана главным образом на пафосе мощного и ужасного. Сенека выбирает «страшные сюжеты, с дикими страстями, мрачным отчаянием, нечеловеческими страданиями, с жаждой уничтожения и самоуничтожения. Аттическая трагедия, в соответствии со своими обрядовыми истоками, часто завершалась счастливым концом; у Сенеки благополучный исход является уже исключением, и с этой стороны его трагедия приближается к трагедии Нового времени.

Центральные образы Сенеки – люди огромной силы и страсти, с волей к действию и страданию, мучители и мученики.

Литературное влияние Сенеки на его поколение было очень значительным Моральное учение Сенеки не потеряло значения и для позднейшей античности.

 

33






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.038 с.