Краткая история (периодизация) античной литературы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Краткая история (периодизация) античной литературы

2017-06-04 1618
Краткая история (периодизация) античной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краткая история (периодизация) античной литературы

Литература - отражение народной жизни. Она в свою очередь воздействует в том или ином направлении на жизнь народа. Чтобы понять античную литературу, необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые ее создали. Народы эти — древние греки и древние римляне.

1. География и хронология. Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, в средней Италии (Лациум), потом овладели всей Италией, странами Средиземноморья, в том числе и Грецией, и, наконец, всеми известными тогда странами в Европе и государствами Передней Азии.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII в. до н. э., первые же письменные памятники римской литературы — к III в. до н.э. Падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к V в. н.э., к этому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской литературы.

Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы античная литература занимает огромный период времени — около 1200 лет.

Латинское слово antiquus значит «древний». Но когда говорят об античной литературе, то обыкновенно имеют в виду не древнюю литературу вообще (индийскую, персидскую, египетскую), а только древнюю литературу Европы, которая включает в себя литературы древнегреческую и древнеримскую.

Периодизация античной литературы.

1-й период, который можно назвать доклассическим(архаическим),время устного народного творчества VIII в до н.э.— это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера

2-й период совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения,VII—IV вв. до н. э. классический период. В связи с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

3-й период - эллинистический, (греко-римский) возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактовался как деградация классической литературы. Период заката греческой культуры.

Этот период длился весьма долго, вплоть до конца античного мира и обладал спецификой, неведомой классике. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени — с III в. до н. э. до V в. н. э., в связи с чем его можно разделить на ступени раннего эллинизма (III в. до н. э. — I в. н. э.) и позднего эллинизма (I в. н. э. — V в. н. э.).

К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часть и называют эллинистически-римским периодом.

Возникшая, как сказано выше, в III в. до н. э. (устное народное творчество, как и в Греции, существовало уже задолго до этого) римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I век до н. э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, т. е. периодом классическим. Последние же века римской литературы, а именно I—V вв. н. э., называются послеклассическим периодом.

В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма VI век н. э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.

Историческое значение античной литературы состоит в первую очередь в огромном влиянии, которое она оказала на развитие культур других европейских народов: настоящее познание этих литератур невозможно без знакомства с античной литературой.

 

2

Понятие о мифе.

Античная литература неразрывно вязана и мифологией Греческая культура начинается с Мифологии. (Миф-mifos-слово, сказание, предание о богах и о героев)

МИФ - древнейший образ мировоззрения, позволяющий человеку осмыслить себя и окружающий мир. Миф объединяет науку, религию и искусство. Легенды и сказки настолько глубоко укоренены в общественном сознании, что их воздействие на умы продолжается даже в наше время.

Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология, несомненно, доминировала.

Миф – это не сказка, это форма сознания, поэтическое мировосприятие. В мифах отражена история возникновения вселенной и человека. На новом этапе развития мифических образов формируется Эпос- древнейший вид поэзии, возникший на родовой стадии развития человечества. (эпос пелся и передавался устно – из уст в уста.) время изображено в эпосе примерно с XII-VIII вв до н.э., этот период получил название ГОМЕРОВСКАЯ ЭПОХА. (о жизни богов на Олимпе узнаем из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)

Эпос никогда не повествует об отдельной личности-всегда рассказывает о целом народе, передает обычаи, историю и предания. В основе эпоса всегда глобальное событие, и как правило это война. Почти все эпические поэмы анонимны – т.е. сложенные народом. У Гомера сочетаются история и миф(мифологическое сознание) В эпосе важны подробности.

Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общ-ва. Зависимость человека этого времени от непонятных для его природных и общественных сил, его бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее. Мифы, в большинстве случаев, представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, обычаев, установлений, которых играет значительную роль в общественной жизни. Предметом мифа являются, например – небесные светила – солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо и о том, как создавалась их форма, направление движения, фазы и т.д. В мифах отражен весь исторический опыт племени, и фантастика сливается с начатками реального знания. Миф никогда не рассматривается как вымысел.

Мифотворчество не является простой игрой фантазии; это-ступень в процессе освоения мира, через которую прошли все народы. Особенности мировоззрения первобытных людей коренятся в недостаточном развитии абстракции, в недостаточном осознании свойств предметов – обусловленным низким уровнем развития производительных сил, недостаточным умением изменять природу.

Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание человеческих свойств предметам окружающей среды. Все живое, движущееся и кажущееся живым –(звери, растения, море, небесные светила и т.п.)- мыслится как личные силы, совершающие те или иные действия по тем же мотивам, что и люди. Другая предпосылка мифообразования связана с неумением отличать существенные признаки и отношения вещей от несущественных: так, имя предмета представляется его неотъемлемой частью. Первобытный человек считает возможным «магически» воздействовать на вещь, совершая какие-либо действия над ее именем, изображением или ее частью.

Как одна из важнейших форм идеологического творчества раннего общества, мифология является той почвой, на которой впоследстивии вырастают науки и искусства. МИФ- фантастическое осмысление природы и общественных отношений и вместе с тем их бессознательная художественная обработка в народной фантазии.(бессознательная – т.к. художественный момент еще не выделен и не осознан)

Греческие мифы отражают исторические судьбы греческих племен в более поздние времена; они повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, общественных установлений, религиозных обрядов, о происхождении мира и о происхождении богов.

В мифологических сказаниях греков говорится о представлении, о природе, борьба доброй и злой силы, смерть и воскрешение, нисхождение в царство мертвых и благополучное возвращение оттуда.

 

 

3

Творчество Гесиода

Гесиод (VIII-VII в. до н. э.)Традиция приписывает ему авторство двух поэм – «Труды и дни» и «Теогонии» («Родословной богов»), определяющих два новых направления в греческой литературе VII–VI вв. до н. э.– дидактическое и генеалогическое.

Конец 8 – начало 7 века до н.э. – бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина – земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов – чем-то унизительным. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое.

С точки зрения формы дидактический эпос похож на гомеровский. Но автор давлеет над всем, он поучает. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики – воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.

8 – 7 век до нашей эры – начинается поворот от мифологического восприятия мира к научному истолкованию. Поэмы Гесиода – как раз момент перехода.

Гесиод сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее образование.

Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни».

Личность Гесиода может быть узнана из произведений. Личность желчная, мизантроп, гордый человек, не признает чужого мнения, всегда считает себя правым, не терпит возражений – поэтому он одинок.

«Теогония» - это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна – задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. В поэме о происхождении богов нет ничего о восхвалении богов. Боги и люди – две неравные противостоящие силы. Понятие «зависть богов» вводит Гесиод.

«Труды и дни» связана с жизнью Гесиода. Повод создания – брат Перс неправедно получил часть наследства и промотал его. Гесиод свою малую часть приумножил, Перс попросил поделиться, но Гесиод вместо этого написал ему поэму о труде. Четыре части. Первая – увещевание к брату вместе с пассажами о несправедливости. Вторая часть – ряд наставлений и сентенций морального характера, как нужно жить. Третья часть – о земледельческом труде, это руководство. Четвертая часть – о мореходстве. Одна из центральных тем – тема богатства и бедности - Гесиод впервые поднимает эту тему.

Гесиод замечает, что поведение человека зависит от количества его денег: «Стыд за убожеством следом идет, за богатством же – смелость».

Двигатель жизни по Гесиоду – борьба, он называет ее Эридой. Одна Эрида – раздор, у Гесиода она – соревнование.

Наблюдения Гесиода над жизнью пессимистичны. У Гомера жизнь красивая, яркая. У Гесиода - одни бедствия.Гесиод советует трудиться, причем под его руководством.

2. Биографические сведения.

Родился Гесиод в Киме (Эоли-да), но его бедный отец переехал со своими двумя сыновьями, Гесиодом и Персом, во внутреннюю Грецию, в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра у подножия Геликона. Рассказывали о явлении Гесиоду геликонских Муз, якобы призвавших его от пастушеской жизни к поэзии и к проповеди правды. С ранних лет Гесиод был хорошо знаком со всеми видами земледельческого труда. По смерти отца дети не поладили, и Перс через неправых людей оттягал у Гесиода принадлежавшую ему часть, хотя это ему впрок не пошло и он в дальнейшем разорился. Гесиод и писал свою поэму "Труды и дни" в наставление разорившемуся Персу.

3. Произведения Гесиода.

а) "Труды и дни".

Поэма эта - образец дидактического эпоса - развивает несколько тем. Первая тема (1-380) построена на проповеди правды со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: о труде и справедливости. Вторая, основная тема (380-764) посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр.

 

8

Эпос уходит от Древней Греции. Распадается родовая формация. Наступает время рабовладенческого строя, меняются принципы управления жизнью. Человек освобождается от родовой зависимости и становится самостоятельным.

1) Лирика выражает чувства отдельного человека

2) Лирика фиксирует мгновение

3) В лирике подчеркивается авторское я

4) Предметы изображения, мир чувств

5) Разнообразие размеров

Лирика бывает:

1) декламационная (Элегия, эпиграмма, ямб)

2) песенная (мелика) мелос: сольная, хоровая

Элегия- древнейший жанр лирики, по форме и по содержанию близка к эпосу, элегия в древности- это обозначение резмера.

Эпиграмма- надпись, посвященная какому-либо богу или человеку.

Ямб- наименование коротких, насмешливых стихов.

Песенная лирика- это лирика наполненная чувствами, в основном любовная поэзия.

Алкей и Сапфо из острова Лесбос.

Мелика - «песня», позднее заменило слово «лирика». Применяется по отношению к тем видам песен, где звучала семиструнная лира Гермеса. В настоящее время используется в более широком значении, охватывает элегию и сопровождается флейтой.

Античное различение песенных жанров имеет историческое основание, так как стили и жанры были тесно связаны с определёнными стихотворными размерами. Возникло из культовой, обрядовой, фольклорной песни. Элегия, ямб и мелика (в собств. Смысле) Все подразделения сделаны в зависимости от содержания и культа: монодическая лирика и хоровая.

Монодическая лирика подразделяется на:1) слово 2) музыку и 3) танец Сапфо, Алкей и Анакреонт,-3 главных представителя монодической, индивидуализированной лирики.

Алкей, равно как и Сапфо, уроженец острова Лесбоса. Он был аристократом и участвовал в междоусобной борьбе с тиранией, воевал с афинянами. Новые гражданские столкновения в его родном городе вынудили поэта удалиться в изгнание и отправиться встранствовать.

Борьба составляет основное содержание поэзии Алкея. Во всех произведениях Алкея государство фигурировало как корабль, раздираемый морем. Он был борцом, и всегда отстаивал и утверждал свои политические идеи. Любил оружие и часто описывал его. В его произведениях оружие-это тема борьбы. Т.к., он считал, что песня должна пробудить дух у борцов. Эта песнь танцевальная, ритм песни - танцевальный. Ему не чужда и внешнеполитическая тематика, он защищает права эолийцев на захваченную ими около 700 г. Трою, ряд его стихотворений связан с «Ахилловой Землёй» и с мифами о героях Троянской войны. Политическими темами перемешиваются застольные. Традиционная для мужского содружества застольная песня становится для поэта средством выражения своих чувств и эмоций. Заключительный призыв: «Будем пить!», «Где вино, там и истина». Но он воспевает так же и любовь. Темы: защита интересов родовой знати, любовь, вино, оружие.

Признаки творчества: элементарность чувства и мысли; сила эмоции сочетается с прямотой и ясностью выражения; величие, сжатость и благозвучие; музыкальность стихов и многообразие стихотворных размеров. Алкей: хорей + дактиль (алкеевская строка). Алкей-мыслитель. Ответ- стилизация под греческий стиль.

Сапфо- уроженка Лесбоса, создательница любовной лирика, современница Алкея. Она умела изображать бурные моменты страсти (пылкость, ревность). Она умеет передать внутреннее состояние человека и внутреннее состояние влюблённой женщины. В основном она писала про неразделённую любовь. На Лесбосе она создала школу для девушек, учиться в которую приезжали девушки со всей Греции. Это был первый женский пансион, в нём обучали литературе, пению и танцам. Целая серия произведений Сапфо посвящения выпускницам её школы. Сапфо слагает свадебные песни-эпиталамы в обычной фольклорной манере. Иногда в песни подобного рода вторгается миф, о чем свидетельствует фрагмент, в котором описывается свадьба Гектора и Андромахи. Миф позволял сопоставить события реальной, земной действительности с аналогичными событиями жизни богов и героев, миф утверждал смысл и значимость происходящего ныне в среде

8

людей, позволяя возвеличивать конкретное событие. Сапфо вкладывала личное содержание в традиционные формы. Так же присутствует дидактический элемент. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Тематики поэзи: женские культы с их празднествами; свадьбы; соперничество, ревность разлука; любовь.

Анакреонт- уроженец малоазийского города Теоса. Он покинул свою родину, попавшую под власть персов. Он –один из наиболее популярных поэтов греческой лирики. В ней присутствует ощущение античного мира. Анакреонт слагал гимны богам. Кроме Диониса он воспевал так же Афродиту и Амура. По существу его главными темами являются: любовь и вино, но они трактуются не серьёзно, а в плане лёгкой, насмешливой игры. Стихотворения Анакреонта невелики по размеру. Они не изображают сложных переживаний, а дают фиксацию отдельного момента в простых, но оригинальных и рельефных образах, часто с неожиданной концовкой. Даже гимны богам превращаются у него в лёгкие и изящные стихотворения. Песни Анакреонта, прославляющие земные радости веселой жизни, вино и любовь, были подхвачены позднейшими подражателями. От поздней античности сохранился сборник подражания Анакреонту, так называемые «анакреонтические стихотворения».На их основе выросла "анакреонтика" эпохи Возрождения и Просвещения, ими же вдохновлялись многие русские и европейские поэты 18 и 19 веков, включая Ломоносова, Державина, Батюшкова, Пушкина, Вольтера, А.Шенье, Беранже и многих других

 

7

В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина, скопидома в душе, знающего, как и когда можно выгодно устроить свои хозяйственные дела, сметливого, дальновидного, расчетливого, которого трудно провести. Начинает он с обзаведения домом, женой и коровой, любит он во всем "порядок и точность" (471); батраки и батрачки у него всегда бездетные, так как "прислуга с сосунком неудобна" (603); жену надо выбирать не сластену, работящую (695-705); надо трудиться, чтобы была хорошая репутация; и Гесиоду тоже хочется быть богатым, так как "взоры богатого смелы" (303-319). Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок. Это делает образ его мыслей в значительной мере патриархальным, неповоротливым и слишком расчетливым, практическим. Поэтому его классовый антагонизм с царями и судьями, "пожирателями даров" есть явление временное и в значительной мере для самого Гесиода случайное. На почве предпринимательской ему будет нетрудно договориться с аристократами, в особенности когда эти последние сами начнут втягиваться в растущую денежную и торгово-предпринимательскую культуру.

б) "Теогония".

Другая сохранившаяся под именем Гесиода поэма – «Теогония» – это первая известная нам попытка греков систематизировать мифы о происхождении богов Древней Греции. Сказания, излагаемые Гесиодом, изобилуют грубо фантастическими деталями, отсутствующими у Гомера (например, описание сторуких великанов, Ехидны, Химеры и других чудовищ). Это указывает на более архаическое миропонимание автора «Теогонии» по сравнению с автором «Илиады» и «Одиссеи», явно стремящимся к упорядочению мифа, к отнесению его на периферию культуры. Несмотря на это, мы находим в «Теогонии» Гесиода стремление к жизненному правдоподобию, к логическому осмыслению окружающего мира. Как бы ни было фантастично, например, описание чудовища Тифона, оно нужно Гесиоду для объяснения природы вулканических извержений и землетрясений.

«феогония» (или «Теогония»), что по-гречески значит «О происхождении богов» — от самого начала мироздания и до тех пор, когда от бессмертных богов стали рождаться смертные герои. На тридцати страницах здесь названы и связаны друг с другом больше трёхсот имён. Все они укладываются в три мифологические эпохи: когда правили древнейшие боги во главе с Ураном; когда правили старшие боги — Титаны во главе с Кроном; и когда стали править и правят младшие боги — Олимпийцы во главе с Зевсом

Вначале был Хаос. В нем заключался источник жизни. из него родились Ночь, Земля-Гея и Подземелье-Тартар. Потом от Ночи родился День, а от Земли-Геи — Небо-Уран и Море-Понт. Небо-Уран и Гея-Земля стали первыми богами:

От Ночи родились Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, а самое главное — Рок: три богини Мойры («Доли»), которые каждому человеку отмеривают жизнь и определяют несчастье и счастье. Главными были Титаныдвенадцать сыновей и дочерей Урана и Геи Уран боялся, младший и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек ему детородный член. С проклятием Уран отпрянул в вышину, а отрубленный член его пал в море, взбил белую пену, и из этой пены вышла на берег богиня любви и желания Афродита — «Пенная».

Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь- Эрос Началось второе царство — царство Титанов: Крона и его братьев с сёстрами.

Одного из них звали Океан, он породнился со старым Нереем, и от него родились все на свете ручьи и реки. Другого звали Гиперион, от него родились Солнце-Гелиос, Луна-Селена и Заря-Эос, а от Зари — ветры и звезды. Третьего звали Иапет, от него родились могучий Атлант, который стоит на западе земли и держит небо на плечах, и мудрый Прометей, который прикован к столбу на востоке земли, а за что — об этом будет речь дальше. Но главным был Крон, и владычество его было тревожным. (зевс) Началось третье царствоцарство Олимпийцев

 

 

6

4) — у лестригонов, диких великанов-людоедов. Они сбежались к берегу и обрушили огромные скалы на Одиссеевы корабли; из 12-ти судов погибло 11, Одиссей с немногими товарищами спасся на последнем.

5) у волшебницы Кирки, царицы Запада, всех пришельцев обращавшей в зверей. Одиссеевым посланцам она поднесла еду с зельем — и они обратились в свиней. Спасся один и в ужасе рассказал об этом Одиссею; тот взял лук и пошёл на помощь товарищам. Гермес, вестник богов, дал ему божье растение: корень чёрный, цветок белый, — и чары оказались бессильны против Одиссея. Угрожая мечом, он заставил волшебницу вернуть человечий облик его друзьям и потребовал: «Вороти нас в Итаку!» — «Спроси путь у вещего Тиресия, пророка из пророков», — сказала колдунья. «Но он же умер!» — «Спроси у мёртвого!» И она рассказала, как это сделать.

6) — самое страшное: спуск в царство мёртвых. Души мёртвых в нем бесплотны, но, выпив жертвенной крови,, обретают речь и разум. На пороге царства мёртвых Одиссей зарезал барана; души мёртвых слетелись на запах крови, но Одиссей отгонял их мечом, пока перед ним не предстал вещий Тиресий. Испив крови, он сказал: спасение ваше — если не обидите ещё и Солнце-Гелиоса; если же обидите — ты вернёшься в Итаку, но один, на чужом корабле, и нескоро. Дом твой разоряют женихи Пенелопы; но ты их осилишь, и будет тебе долгое царство и мирная старость» Видел он Агамемнона, свою мать –к-рая не дождалась его. Ахилла и Аякса обиженного на него.

7) Сирены — хищницы, обольстительным пением заманивающие мореходов на смерть. Одиссей перехитрил их: спутникам своим он заклеил уши воском, а себя велел привязать к мачте и не отпускать, несмотря ни на что. Так они проплыли мимо, невредимые

8) пролив между чудовищами Сциллой и Харибдой: Сцилла — 6 головах, каждая с тремя рядами зубов, и о двенадцати лапах; Харибда — об одной гортани, но такой, что одним глотком затягивает целый корабль. Одиссей предпочёл Сциллу Харибде — и был прав: она схватила с корабля и шестью ртами сожрала шестерых его товарищей, но корабль остался цел.

9) о стров Солнца-Гелиоса, где паслись его священные стада. Одиссей, памятуя завет Тиресия, взял с товарищей страшную клятву не касаться их. когда Одиссей заснул, они зарезали и съели лучших быков. Солнце-Гелиос, взмолился Зевсу: «Накажи обидчиков» Зевс поднял бурю, грянул молнией, корабль рассыпался, спутники потонули в водовороте, а Одиссей один на обломке бревна носился по морю девять дней, пока не выбросило его на берег острова Калипсо. Так заканчивает Одиссей свою повесть.

Царь Алкиной дает ему свой корабль и отправляет в Итаку. Афина превращает его в старца. Он отправляется во дворец с сыном Телемахом. Он сообщает Пенелопе, что скоро ее муж вернется. Служанка узнает его, моя ему ноги –она видит шрам Одиссея. Пенелопа созывает женихов в пиршественную горницу: Вот лук моего погибшего Одиссея; кто натянет его и пустит стрелу сквозь двенадцать колец на двенадцати секирах в ряд, тот станет моим мужем!» Один за другим сто двадцать женихов примериваются к луку. ни у кого не получается. Тут Одиссей пробует и попадает. Одиссей и Телемах убивают всех женихов. Пенелопа ничего не слыша спит сном, навеянным Афиной. Пенелопа не верит в возвращение мужа – пака тот не рассказывает ей об их кровате – которое он сделал сам - эту постель не сдвинуть с места, вместо ножек у неё — пень масличного дерева, я сам когда-то сколотил ее на нем и приладил». И в ответ Пенелопа плачет от радости и бросается к мужу: это была тайная, им одним ведомая примета.

Это победа, но это ещё не мир. У павших женихов остались родичи, и они готовы мстить. Вооружённой толпой они идут на Одиссея, он выступает им навстречу с Телемахом и несколькими подручными. Уже гремят первые удары, проливается первая кровь, — но Зевсова воля кладёт конец затевающемуся раздору. Блещет молния, ударяя в землю между бойцами, грохочет гром, является Афина с громким криком: «...Крови не лейте напрасно и злую вражду прекратите!» — и устрашённые мстители отступают. Так заканчивается «Одиссея»

5

домой. С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Ахилл дает согласие на то, чтобы его друг Патрокл одел его доспехи и отразил непосредственную опасность. Обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора. Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17). Ахилл потрясен гибелью друга; «гнев» сменяется жаждой мести. 19-я книга приносит «отречение от гнева». Ахилл возвращается к военным действиям. Запруженный трупами поток Ксанф тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами, но на помощь Ахиллу приходит Гефест, обратив против вод огонь (кн. 21). Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора») 23-я книга, очень интересная для истории греческих религиозных представлений, посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом. Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, - оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада»

Реальность и миф

В поэмах упоминаются государства и народы, существовавшие задолго до эллинов. Отсюда можно сделать вывод, что Троянская война стала печальным следствие междоусобных распрей, а истиной их причиной как раз и являлась женщина.
Историки долго спорили – была ли действительно Троянская война или нет.

В 1870 г. Шлиман раскопал под несколькими культурными слоями элеенты троянской культуры времен царя Приама.

Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.

Гомеровская Троя получает статус некоего трансцендентного места, за которое ведется сражение. Современные исследователи датируют Троянскую войну примерно 1240 г. до н.э. (археологически на эту дату приходится гибель Трои VII).

Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом (настолько, что только с середины XIX столетия ученые начнут всерьез говорить о микенской Греции и о Трое, а до этого они будут считаться сказкой). Из тех 160 греческих государств, которые упоминаются Гомером в "Каталоге кораблей", половина перестанет существовать, а самые великие, Микены, Тиринф и Пилос, превратятся в маленькие деревеньки. Троянская война станет своеобразным рубежом между древним и новым миром, между микенской и классической Грецией.

Патрокл воспитывался вместе с Ахиллом. С тех пор началась их дружба.

Патрокл

Во время похода на Трою Патрокл был спутником Ахилла и вместе с ним перестал участвовать в битвах, Однако, когда положение греков сделалось затруднительным, Патрокл, облачившись в доспехи друга, выступил против троянцев, Был сражён: сперва Аполлон нанёс удар, затем Евфорб поразил Патрокла в спину, а Гектор добил его и совлёк с него Ахиллово оружие В Аиде его тень неразлучна с Ахиллом

Агаме́мнон

царь микенский и брат Менелая, Его ссора с Ахиллом - центральное событием.

стал могущественнейшим властителем во всей Греции. В Троянскую войну Агамемнону принадлежало главное начальство над всем войском Из-за прекрасной пленницы Брисеиды у него возник раздор с Ахиллесом Храбрость, благородство и царственное величие отличали, по словам Гомера, этого мужа. Печальная судьба и роковой конец его в особенности были излюбленной темой древних трагедий.

 

9

Декламационная лирика:

1) Элегия-. Основным жанром считалась элегия. Это стихотворение
средней длины, морально-политического, позже любовного содержания, без отчетливой композиции. Древнейшей разновидностью элегии считается
военно-героическая, которая очень близка к эпосу.

Элегия в древности – это обозначение размера (двустищие)

1) гекзамет (6)

2) пентаметр(5)

Эпиграмма- надпись, посященная какому-то богу или человеку. Надпись на могиле Трехсот спартанцев.

Ямб- наименование коротких, насмешливых стихов(швырять, бросать). К нашей современно-разговорной речи, ямбами писались философские стихи, часть любовной поэзии, насмешливости.

Солон происходил из знатного рода, но его отец разорился и впал в бедность. Солон много путешествовал и занимался торговлей, разбогател и после возвращения в Афины (610 г.) застал там ожесточенную борьбу партий. Элегия "Советы самому себе" носит гномический, или нравоучительно-афористичный характер. Он высказывает здесь мысль о том, что счастье заключается в славе и богатстве, но в сочетании со справедливостью. Также высказывает Солон мысли, свидетельствующие о его любви к жизни, о его бодром отношении к треволнениям жизни, его постоянном стремлении к учению и о склонности к "делам Афродиты", несмотря на возраст.

Писал Солон также ямбы и эподы, но главным у него является элегия, куда он внес новый элемент - гномический.

Похищение огня

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Он совершил это, скрыв искру в полом стебле тростника и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. В истолковании, он изобрёл «огневые палочки», от которых загорается огонь[. В наказание Зевс направит людям первую женщину — Пандору. По версии мифа, заполучить огонь Прометею помогла Афина

«Прометей прикованный» — трагедия древнегреческого драматурга Эсхила, представленная в 444—443 годах до н. э. Она входила в тетралогию, которая, кроме той, включала трагедии «Прометей освобожденный» (сохранилась фрагментарно) и «Прометей-Огненосец» (не сохранилась), а также неизвестную сатировскую драму.

Сюжет

За похищение огня Гефест приковывает Прометея по велению Зевса к скале под надзором младшего титана Кратоса (Власти и Силы). Узника посещают Океаниды, их отец Океан, царевна Ио (возлюбленная Зевса), в своих скитаниях по свету случайно попавшая к скале. Прометей рассказывает им, что он сделал для людей, выкрав огонь у богов, проклинает Зевса и пророчествует.

У Эсхила, прикованный Прометей – титан, сын Фемиды, знающий от неё все тайны будущего. При войне олимпийских богов с титанами, Прометей отделился от титанов, стал на стороне Зевса и своими умными советами помог ему победить. Но, сделавшись владыкою вселенной, Зевс хотел истребить людей и создать новый род человеческий. В этом мифе Прометей спас людей и дал им огонь, употребление которого – начало всех улучшений в человеческой жизни, основание владычества человека над природою. Прометей научил людей и строить жилища, знать время восхождения небесных светил и пути их, научил считать, писать, узнавать будущее, приносить жертвы; научил их врачебному искусству, мореплаванию, другим знаниям, служащим на благо жизни. За эти благодеяния людям, Прометей был, по повелению Зевса, прикован медными цепями к утесу в бездонной пустыне скифской страны; там жжет его днем палящий зной солнца, ночью мучит иней мороза, так что он завидует судьбе своих братьев, низвергнутых в Тартар.

Но как ни тяжки страдания Прометея в мифе, твердость души его остается непреклонна; он страдает за самоотверженную любовь к людям; сознание этого подкрепляет его, и он мужественно выносит мучения. Прометею известен час, когда постигнет Зевса кара, на которую обречен проклятием Крона сын, низложивший отца; это знание – тайна Прометея, и никакие угрозы Зевса не могут вырвать ее у него. Таково содержание второй из трех трагедий Эсхила, имевших своим содержанием миф о Прометее. Только вторая дошла до нас; первая и третья погибли. Третья трагедия изображала мучение Прометея, прикованного на скале, и избавление его. Её содержание было: кентавр Хирон, «помощник людям», страдающий неисцелимою раною, добровольно пошел за Прометея в Тартар, давая своим самопожертвованием искупление ему; Геракл убивает орла, который терзал Прометея; Зевс примиряется с Прометеем, и восстановляется мир между олимпийцами и титанами. Прометей будет носить, как символы своих страданий, венок из ветвей ивы на голове и железное кольцо на руке.

 

 

11

исполнения одной роли, если в состоянии изображаемого персонажа происходили резкие перемены. Необходимость сохранения маски (имевшей вначале культовое значение) была обусловлена исполнением женских ролей мужчинами


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.