История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Технологии социальной реабилитации.

2017-06-02 471
Технологии социальной реабилитации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Общая цель реабилитации состоит в том, чтобы совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или психологическими ограничениями, обуслов­ленными болезнью, врожденной патологией или экзогенными повреждениями после лечения острого состояния с помощью комплексных мероприятий медицинского, педа­гогического, профессионального и общесоциального характера, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной, общественной или профес­сиональной сфере, которого он достоин.

Реабилитационные мероприятия направлены на достижение следующих целей:

- развитие сохранных функций путем их активации и тренировки,

- заместительных фун­кций и способностей,

- компенсация возникших функциональных ограничений.

Различают меры медицинской, педагогической, профессиональной и социальной реабилитации:

  • Медицинская (лечение и профилактика болезни и осложнений);

Физическая реабилитация (восстановление физической активности человека, способности выполнять определенную физическую нагрузку);

  • Психологическая (коррекция психологического состояния человека, развитие соответствующей мотивации и установок);
  • Социальная (восстановление социальной активности и трудовых навыков человека).

Учебно-педагогическая реабилитация.

Она осуществляется при врожденных или приобретенных в детском возрасте дефектах. Многие дети и подростки с рано приоб­ретенными повреждениями ограничены в способности к обучению, концентрации внимания. Учебно-педагогическая реабилитация пытается уменьшить влияние дефекта с помощью соответствующей помощи в учебе и адекватного дидактического процесса.

Профессиональная реабилитация.

Проводится после успешного завершения медицинской и педагогической реабилитации. Она начинается с профессионального тре­нинга, пробной профессиональной деятельности и подготовки, включает профессиональное образование, в зрелом возрасте при необходимости приобретение новой профессии.

Социальная реабилитация.

Она направлена на личностные, семейные и общественные изменения, возникшие в результате повреждения, и ее целью является социализация или возвращение человека, страдающего тем или иным дефектом, в социум и максимальное включение его в межличностные и общественные отношения. Установление правового статуса человека, оформление пенсии или пособий, закрепление за ним, положенного жилья и имущества.

Социально-бытовая реабилитация - обучение правилам гигиены, умению вести быт, развитию социальных навыков.

Психическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).

Социально-бытовая реабилитация включает:

• Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.

• Обучение пациента самообслуживанию.

• Адаптационное обучение семьи пациента.

• Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.

• Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).

Социальная реабилитация рассматривается также как система и процесс возврата людей к активной деятельности в обществе, в социальной среде, под которой подразумеваются окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности. В социальной реабилитации нуждаются люди, которые по тем или иным причинам выпали из социального контекста и находятся в состоянии дезадаптации. К ним могут относиться инвалиды, в особенности инвалиды с детства, дети, дети в трудной жизненной ситуации, лица без определенного места жительства и занятий, лица, освободившиеся из мест заключения, военнослужащие, беженцы, алкоголики, наркоманы и др.

Медико-социальная экспертиза (МСЭК) устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. МСЭК производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения. Рекомендации МСЭК по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.

Медико-социальная экспертиза (МСЭК) гражданина производится по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется учреждением).

Если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья. МСЭК может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

• ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

• необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения.

В случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем учреждения и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.

Порядок медицинского переосвидетельствования, если он не соответствовал изложенному в Постановлении Правительства РФ N965, а также экспертное решение бюро МСЭК, гражданин или его законный представитель вправе обжаловать, подав письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро МСЭК, или в соответствующий орган социальной защиты населения.

Главное бюро МСЭК не позднее месяца со дня поступления заявления проводит экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение. Решение главного бюро МСЭК может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ. В случае несогласия с решением главного бюро МСЭК орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

Решение учреждения может быть также обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Программа социальной реабилитации - это система мероприятий, развивающих социальные возможности объекта реабилитации и окружающих его людей. Она включает отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок мероприятий, направленных на восстановление или приобретение социально-полезной активности, включение объекта в социальную среду как полезного её элемента.

Эта программа обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их форм и социальными службам. Для самого объекта реабилитации эта программа носит рекомендательный характер. Он вправе отказаться от того или иного вида, объёма или формы реабилитационных мероприятий, как и от всей программы в целом. Отказ освобождает органы власти и организации от ответственности за исполнение соответствующих частей или всей программы и не даёт объекту права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В социальных службах программа реабилитации разрабатывается комиссией, состоящей из специалистов по социальной работе, педагогов, психологов. При необходимости в её состав включают врача-невролога психиатра.

Программы реабилитации носят индивидуальный характер и разрабатываются для конкретного объекта. В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида, включающая мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, разрабатывается и рекомендуется органами медико-социальной экспертизы. На практике программы социальной реабилитации инвалидов и других нуждающихся в реабилитации категории населения разрабатываются службами социальной реабилитации.

Понятие о психологической и социальной реабилитации химически зависимых (алкоголизм, наркомания, токсикомания):

Выделяют следующие виды побуждающей мотивации:

1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Формируется позитивное отношение к окружающему миру, желание вести здоровый образ жизни.

2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Она есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых есть сеть социальной поддержки (семья, друзья, «значимые другие»), легче справляются с проблемами, более эффективно преодолевают стрессы.

3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий. Человек, эффективно использующий поведенческие стратегии, копинг-ресурсы, имеющий социально поддерживающее окружение, оказывается более защищенным от стрессовых факторов.

4. Формирование знаний и навыков противодействия употреблению наркотических веществ. Информирование детей, подростков, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения о действии и последствиях злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптивных форм поведения помогает сформировать образ жизни, способствующий здоровью.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения у представителей «групп риска» и членов их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них желание, мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные программы.

6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Осознание человеком своих подлинных чувств, преодоление психологических защит, осмысление деструктивное™ своего поведения ведут к желанию изменить дезадаптивные формы поведения на более адаптивные. Человек должен понять, что мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Каждый человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, необходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обучение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

8. Поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимизация вреда от такого употребления. Это работа с теми, кто уже употребляет наркотики. Усилия направляются на формирование у человека желания уменьшить и прекратить их употребление.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрослых. Для решения этой задачи применяются технологии «уличной» работы.

В задачи реабилитации входят:

-профилактика рецидивов и психосоциальная адаптация;

- постоянное формирование мотивации на стресс-совладающее поведение;

- развитие преодолевающего проблемы поведения, ведущего к формированию здорового образа жизни. Человеку требуется по­мощь психотерапевта, тогда он сможет осознать свои эмоциональные личностные проблемы, сформировать желание избавиться от зависимых способов поведения, развить умение управлять своим поведением;

- осознание личностных духовных ценностей. После курса реабилитации вновь приходится сталкиваться с окружающим миром, со стрессами, с новыми требованиями социальной среды. Это кризисное состояние — один из основных проблемных моментов, приводящих к срыву. На данном этапе человеку необходимо осознание личностных духовных ценностей, в этом ему может помочь экзистенциальная и личностно ориентированная психотерапия;

- изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. В процессе реабилитации необходима регулярная отработка навыков проблемно-преодолевающего и социально-поддерживающего поведения, потому что эти навыки никогда не бывают абсолютны;

- развитие социально-поддерживающего поведения, ведущего к формированию здорового жизненного стиля. Эту задачу условно можно отнести к социальным технологиям третичной профилактики.

Цель социальных технологий — формирование социально-поддерживающей и развивающей среды. Данные технологии позволяют обеспечивать социальную поддержку ребенка, подростка или семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Без такой поддержки им трудно справляться с жизненными проблемами, они могут снова «уйти в девиантность».

В настоящее время в России в той или иной степени развиты следующие социальные технологии:

- терапевтические сообщества;

- школьные программы педагогической реабилитации;

- территориальные локальные социальные программы;

- реабилитационные программы на рабочих местах.

Технология социальной реабилитации инвалидов (ПРИМЕР):

Данные методические рекомендации раскрывают основные понятия социальной реабилитации инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, включают в себя описание и технологию работы в реабилитационных учреждениях:

• центрах комплексной реабилитации;

• больницах восстановительного лечения;

• учебных заведениях для инвалидов;

• домах-интернатах;

• центрах социального обслуживания;

• центрах (отделениях) социальной реабилитации;

• иных реабилитационных учреждениях медицинского, профессионального, социального профиля (далее именуется Учреждение).

Реабилитация инвалидов является стратегической основой социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Она рассматривается как система и процесс восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, способов взаимодействия инвалида и социума.

Принятый в 1995 г. Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" впервые продекларировал необходимость создания и развития государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. В последующие годы во исполнение указанного федерального закона Минтрудом России был подготовлен ряд нормативных и методических документов, регламентирующих организацию и деятельность государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время по данным Министерства труда и социального развития РФ за 1999 г. в России насчитывается 598 учреждений и отделений реабилитации для взрослых и детей различного профиля.

Реабилитационные Учреждения являются основным звеном службы реабилитации инвалидов, они осуществляют процесс реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными реабилитационными программами. Одним из важнейших этапов программы является социальная реабилитация, направленная на восстановление способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Реабилитационное Учреждение, предоставляющее услуги по социальной реабилитации инвалидов, должно обеспечивать их высокое качество, удовлетворяющее потребности клиента Учреждения и соответствующее реабилитационным стандартам.

Реабилитация инвалидов - это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Социальная реабилитация представлена различными технологиями, которые направлены на восстановление утраченных социальных функций, на приобретение навыков самообслуживания, самостоятельного передвижения, на возвращение инвалида в общество.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.