Информационная база принятия финансовых решений — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Информационная база принятия финансовых решений

2017-06-03 298
Информационная база принятия финансовых решений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успешность работы линейных, функциональных руководителей, специалистов (бухгалтеров, аудиторов, экономистов) зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, нормативного, технического, кадрового и др. Ключевой элемент – это информационное обеспечение системы управления предприятием. Под ним понимается совокупность информационных ресурсов (информационная база) и способов их организации, необходимых для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Организационная сторона информационного обеспечения зависит от финансовых, технических и других запросов и возможностей предприятия. Это создание и актуализация собственной информационной базы, использование специализированных баз «Гарант», «Кодекс», «Консультант +» и др.

В общем случае в привязке к конкретному предприятию информационную базу принятия финансовых решений можно представить как объединение пяти крупных блоков данных: 1) сведения регулятивно-правового характера (нормативная база); 2) данные системы бухгалтерского учета; 3) данные системы налогового учета; 4) статистические данные; 5) несистемные данные.

К исходным данным, входящим в информационную базу, предъявляются следующие требования: достоверность, своевременность, аналитичность, достаточная точность, существенность.

Достоверность означает, насколько данные отражают реальное имущественное и финансовое положение предприятия. Текущие и отчетные данные, формируемые в системе бухгалтерского учета, наиболее достоверны. Различные составляющие информационной базы существенно варьируются по признаку достоверности. Своевременность означает, что для пользователя имеют значение не данные вообще, а данные в нужном объеме и в нужное время. Аналитичность означает необходимую достаточность исходных данных (большой объем данных для анализа может помешать эффективному принятию решений). Достаточная точность данных и расчетов означает, что излишняя, неуместная точность не всегда полезна, а иногда и вредна. Существенность (материальность) означает, что информационные данные считаются существенными, если их отсутствие или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе этих данных.

Первый блок информационной базы (правовое пространство) включает в себя законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, нормативные документы и др., выпускаемые государством, т.е. документы, определяющие правовую основу деятельности предприятия: а) регулятивы (требования) общеправового характера; б) бухгалтерское законодательство; в) требования налогового законодательства и др. В зависимости от вида регулятива часть документов носит либо обязательный для исполнения характер, либо рекомендательный характер.

Во втором блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета: а) первичные учетные документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и др.); б) регистры и внутренняя отчетность (таблицы, журналы, ведомости); в) бухгалтерская отчетность. Данные первых двух элементов блока являются коммерческой тайной и имеют ограничения по доступу к ним, поэтому могут использоваться лишь для формирования внутрифирменной информационной базы. Бухгалтерская отчетность предприятий некоторых форм собственности и видов бизнеса публикуется открыто, т.е. их основные финансовые показатели являются общедоступными, поэтому бухгалтерская отчетность наиболее пригодна для внешнего анализа.

Качественные характеристики информации в системе бухгалтерского учета:

– достоверность означает отражение реальных процессов и фактов хозяйственной деятельности (определяется надежностью источника);

– полнота отражения информации о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении;

– нейтральность информации, содержащейся в отчетности означает исключение одностороннего удовлетворения интересов каких-либо групп пользователей бухгалтерской отчетности;

– релевантность означает отсутствие лишней (ненужной) информации, получение информации в точном соответствии со сформулированными требованиями;

– последовательность означает, что предприятие должно придерживаться принятого им содержания форм отчетности от одного отчетного периода к другому, внесение корректив допускается в исключительных случаях;

– сопоставимость данных за предыдущий и отчетный период, представленных в отчетности;

– существенность означает, что данные считаются существенными, если их нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

В третьем блоке представлены данные системы налогового учета. Это совокупность аналитических регистров и счетных таблиц, построенных на сведениях из первичных документов бухгалтерского комплекса, группируемых и накапливаемых в разрезах, необходимых для исчисления соответствующих налоговых баз.

В четвертый блок входят два элемента: а) внутренняя статистика, характеризующая основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (товарооборот, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и др.), основанная на данных финансовой отчетности; б) общеэкономическая и финансовая статистика, публикуемая органами государственной статистики, информационными агентствами, фондовой и валютной биржей и др.

В систему показателей, формируемых из внутренних источников информации, входят:

– показатели финансового состояния и результатов финансовой деятельности предприятия в целом;

– показатели финансовых результатов деятельности структурных подразделений предприятия по сферам финансовой деятельности, регионам, центрам ответственности;

– нормативно-плановые показатели, характеризующие деятельность предприятия: внутренние нормативы, регулирующие финансовое развитие предприятия, показатели текущих и оперативных финансовых планов и др.

В систему показателей, формируемых из внешних источников информации, входят:

1) показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны:

– темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП);

– индекс потребительских цен и цен производителей промышленных товаров;

– доходы и расходы консолидированного бюджета;

– денежная масса М2 (национальное определение);

– ставка рефинансирования и др.;

2) показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия:

– объем произведенной (реализованной) продукции;

– общая стоимость активов предприятий, в т.ч. оборотных;

– сумма собственного капитала предприятий;

– индекс цен на продукцию отрасли;

– сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по видам экономической деятельности и др.;

3) показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:

– виды акций, облигаций, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

– объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

– сводный индекс динамики цен на фондовом рынке и др.;

4) показатели конъюнктуры рынка денежных инструментов:

– кредитная ставка коммерческих банков;

– депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;

– официальный курс отдельных валют и др.;

5) показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов, формируемые в следующем разрезе: банки, страховые компании, поставщики сырья и материалов, покупатели продукции, конкуренты.

В пятый блок входят два элемента: а) внутренние оперативные данные; б) прочие сведения из внешних источников – данные СМИ, неофициальные данные, полученные из личных контактов и т.д. Эти данные не систематизированы по составу, структуре, обновляемости, не обязательно имеют финансовую природу и носят вспомогательный характер.

Таким образом, от тщательности организации информационной базы зависят успешность работы предприятия, а также возможности аналитического обоснования управленческих решений в области финансов.

Данными информационной базы для принятия финансовых решений по отношению к предприятию пользуются внутренние и внешние пользователи. Внутренние пользователи – это управленческий персонал предприятия, имеющий доступ ко всей информационной базе. Среди внешних пользователей выделяются две группы лиц: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия и пользователи, опосредованно заинтересованные в ней. К первой группе относятся нынешние и потенциальные собственники предприятия, кредиторы, поставщики и покупатели, инвесторы, государство в лице налоговых органов и др. Вторая группа пользователей информации о деятельности предприятия – это те юридические и физические лица, кому изучение публичной бухгалтерской отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей. Это аудиторские службы, консультанты по финансовым вопросам, законодательные органы, юристы, пресса и информационные агентства. Они принимают финансовые решения, опираясь на публичные общедоступные данные.

В системе информационного обеспечения процесса управления деятельностью предприятия бухгалтерская отчетность имеет важное значение не только с позиции контроля, но и с позиции грамотного управления финансами в стратегическом аспекте.

Умение работать с бухгалтерской отчетностью предполагает знание и понимание, во-первых, места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения управления деятельностью предприятия; во-вторых, нормативных документов, регулирующих ее составление и представление; в-третьих, состав и содержание отчетности; в-четвертых, методики ее чтения и анализа.

Значимость бухгалтерской отчетности многоаспектна, и рассматривается в рамках бухгалтерского учета и финансов, практикующих бизнесменов и специалистов. Концепция составления и публикации отчетности – краеугольный камень системы национальных стандартов бухгалтерского учета в большинстве экономически развитых стран.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об активах, капитале, обязательствах и финансовых результатах хозяйственной деятельности предприятия, формируемых на основе данных бухгалтерского учета по утвержденным формам. Бухгалтерская отчетность – это инструмент планирования и контроля достижения экономических целей хозяйствующего субъекта, главными среди которых являются получение прибыли и сохранение и наращивание капитала. Величина и изменение прибыли и капитала находят отражение в бухгалтерской отчетности. На основе ее данных пользователи информации получают возможность:

– оценить финансовое положение потенциальных партнеров;

– избежать выдачи кредита ненадежным клиентам;

– оценить целесообразность приобретения активов (например, ценных бумаг) той или иной компании;

– диагностировать банкротство и т.п.

Логика здесь очевидна. Чтобы привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов, необходима объективная информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Основное достоинство бухгалтерской отчетности как средства коммуникации – ее аналитические возможности. Анализ годового отчета компании входит в число основных разделов текущей деятельности финансового менеджера.

Значимость бухгалтерской отчетности как информационного источника: он хорошо структурирован, хорошо унифицирован (в т.ч. в международном масштабе), обязателен и регулярен к появлению, общедоступен для пользователей.

В Российской Федерации согласно ФЗ от 06.12. 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая отчетность заполняется по рекомендованным Минфином РФ формам, а отдельные виды предприятий (ОАО) обязаны подтверждать ее независимым аудитором и публиковать не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в передаче отчетности территориальным органам статистики и ее опубликования в средствах массовой информации – газетах и журналах.

Формирование бухгалтерской отчетности регламентируют также следующие нормативные документы:

– положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н;

– положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), где указаны принципы разработки и содержание учетной политики;

– положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), где даны основные требования к отчетности, ее состав и содержание по разделам и укрупненным статьям;

– приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003г. №67н, где даны рекомендательные форматы отчетности и др.

В настоящее время в стране внедрена четырехуровневая система регулирования составления и представления бухгалтерской отчетности:

– законодательный уровень, включающий указы, законы, постановления и др., т.е. регулятивы, обязательные к исполнению (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и др.);

– нормативный уровень, включающий рекомендательные документы, задающие методологию учета и составления отчетности (это ПБУ и Типовой план счетов);

– методический уровень, включающий документы, предназначенные для конкретизации и интерпретации ПБУ (методические указания, рекомендации, инструкции и др.);

– организационный уровень (уровень предприятия), включающий документы, предназначенные для регулирования учета и отчетности на конкретном предприятии (приказ об учетной политике предприятия, внутренние документы по системе управленческого учета, организация документооборота и др.).

Согласно нормативным документам, в состав годовой бухгалтерской отчетности организации входят:

– Бухгалтерский баланс (форма № 1);

– Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

– Приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках:

– Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

– Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

– Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма № 5);

– Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

– Пояснительная записка;

– Итоговая часть аудиторского заключения.

Перечень, представляемый в налоговые органы форм гораздо более широк – это справки, декларации, отчеты и т.д.

Согласно методике чтения и анализа бухгалтерской отчетности, опираясь на отчетность, пользователь должен получить представление о четырех аспектах деятельности предприятия:

– об имущественном и финансовом положение предприятия с позиции долгосрочной перспективы (т.е. насколько устойчиво данное предприятие, является ли выгодным вкладывать в него средства или иметь с ним контрагентские отношения);

– о финансовых результатах, регулярно получаемых данным предприятие (т.е. прибыльно или убыточно работает предприятие в среднем);

– об изменениях в капитале собственников (т.е. изменение чистых активов предприятия за счет всех факторов, включая внесение капитала, его изъятие, выплату дивидендов);

– о ликвидности предприятия (т.е. наличии у него свободных денежных средств как важнейшего элемента стабильной текущей работы в плане ритмичности расчетов с контрагентами).

Первый аспект деятельности находит отражение в балансе, где активная сторона баланса дает представление об имуществе предприятия, пассивная – о структуре источников его средств. Второй аспект представлен в отчете о прибылях и убытках – все доходы и расходы (затраты) предприятия за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Третий аспект отражается в отчете о движении капитала, где дано движение всех компонентов собственного капитала: уставного и добавочного капитала, резервного фонда, других фондов, прибыли. Четвертый аспект отражается в отчете о движении денежных средств. Прибыль и денежные средства не одно и то же. Для ритмичности расчетов с кредиторами важна не прибыль, а наличие денежных средств в требуемых объемах.

Рассмотрим содержание и структуру основных форм бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский баланс (ф. № 1) – это способ отражения в денежной форме имущества предприятия и источников его финансирования на определенную дату. Стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на определенную дату, отражается в активе баланса. Активы дают представление об экономических ресурсах или потенциале предприятия по осуществлению будущих затрат.

Собственный капитал, а также обязательства предприятия по кредитам, займам, кредиторской задолженности отражаются в пассиве баланса. Таким образом, обязательства (пассивы) показывают объем средств, полученных предприятием, и их источники, а активы – направления использования этих средств. Общая сумма актива должна быть равна общей сумме пассива.

Балансы российских предприятий в основном построены по схеме балансов западноевропейских стран. Разделы актива баланса размещаются в порядке возрастания ликвидности входящих в них статей. При этом в общий итог по балансу отдельные статьи (нематериальные активы, основные средства) включаются по остаточной стоимости.

Разделы пассива в балансах предприятий этих стран следуют в порядке возрастания степени востребованности средств, используемых ими. Оценка отдельных статей показывается в основном на уровне номинальных сумм, находящихся в распоряжении предприятия.

Статьи актива группируются в два раздела. Раздел I – внеоборотные активы. К ним относятся: нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы. Раздел II – оборотные активы. К ним относятся: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы.

Статьи пассива группируются в три раздела. Раздел III – «Капитал и резервы». Он отражает совокупную задолженность предприятия перед своими учредителями, т.е. показывает, какая доля учетной стоимости активов предприятия принадлежит его собственникам. Сюда относятся: уставный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Раздел IV – «Долгосрочные обязательства». В разделе приведены статьи, характеризующие долгосрочную задолженность перед сторонними лицами, которая обязательно должна быть погашена согласно заключенным договорам; долгосрочность означает, что предприятие может пользоваться привлеченными средствами более 12 месяцев. Сюда относятся: займы и кредиты, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства.

Раздел V – «Краткосрочные обязательства». Здесь также отражена задолженность перед сторонними лицами, однако она носит краткосрочный характер и некоторые виды задолженности возникают спонтанно, как результат осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Сюда относятся: займы и кредиты, кредиторская задолженность, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства.

По данным бухгалтерского баланса можно осуществить следующие аналитические процедуры:

– проанализировать состав, структуру и динамику активов (имущества) и источников их формирования (собственных и заемных);

– оценить платежеспособность предприятия путем сопоставления отдельных статей актива и пассива баланса;

– оценить финансовую устойчивость предприятия на основе изучения соотношения величины собственного и заемного капитала и др.

Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) содержит в упорядоченном виде данные о доходах и расходах (затратах) предприятия, признанных в отчетном периоде, и чистой прибыли (убытке) как разнице между ними. Отчет составляется поквартально (по итогам трех, шести и девяти месяцев) и по итогам года, т.е. в квартальных отчетах все показатели, включая прибыль, приводятся нарастающим итогом. Рекомендательный перечень статей отчета приведен в ПБУ 4/99.

Отчет о прибылях и убытках позволяет проанализировать состав, структуру и динамику доходов и расходов, выявить факторы изменения показателей прибыли (от продаж, до налогообложения, чистой), оценить рентабельность обычных видов деятельности.

Отчет о движении капитала (ф. № 3) содержит показатели о состоянии и движении: а) капитала собственников предприятия (уставного, добавочного и резервного капитала), а также нераспределенной прибыли; б) сформированных резервов (резервов, созданных в соответствии с законодательством и учредительными документами оценочных резервов и резервов предстоящих расходов). Также приводятся данные о факторах изменения отдельных видов капитала и резервов. Движение каждого вида капитала (резерва) построено по принципу следующего балансового уравнения:

ОСн + По = ОСк,

где ОСн – остаток средств различных видов капитала, резервов и фондов на начало отчетного периода; По – увеличение капитала (поступило в отчетном году); ОСк – остаток средств различных видов капитала, резервов и фондов на конец отчетного периода.

По данным формы № 3 проводится анализ динамики всех основных составляющих собственного капитала, оценка изменения резервов, создаваемых предприятием, чистых активов и средств, полученных из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование расходов по обычным видам деятельности вложений во внеоборотные активы.

Структура Отчета о движении денежных средств (ф. № 4) предусматривает раскрытие информации о поступлениях и выбытии денежных средств по видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. Отчет строится на основе следующего балансового уравнения:

ДСн + ДСп – ДСв = ДСл,

где ДСн – остаток средств на начало отчетного периода; ДСп – поступило средств в течение отчетного периода; ДСв – выбыло денежных средств в течение отчетного периода; ДСк – остаток средств на конец отчетного периода.

В состав показателя ДСп входят поступления: от продажи продукции, товаров, работ, услуг, от продажи основных средств и иного имущества, авансы, полученные от покупателей (заказчиков), бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование, кредиты и займы полученные, дивиденды, проценты по финансовым вложениям, прочие поступления.

Показатель ДСв (выбытие денежных средств) складывается из: оплаты товаров, работ, услуг, оплаты труда, отчислений в государственные внебюджетные фонды, выдачи авансов, финансовых вложений, выплаты дивидендов, процентов по ценным бумагам, перечислений в бюджет, оплаты процентов по полученным кредитам, прочих выплат и перечислений.

Отчет о движении денежных средств позволяет изучить денежные потоки предприятия в виде поступлений (притоков) и расходования (оттоков) денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности за два года.

Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) состоит из десяти разделов.

Раздел 1. «Нематериальные активы».

Раздел 2. «Основные средства».

Раздел 3. «Доходные вложения в материальные ценности».

Раздел 4. «Расходы на НИОКР».

Раздел 5. «Расходы на освоение природных ресурсов».

Раздел 6. «Финансовые вложения».

Раздел 7. «Дебиторская и кредиторская задолженность».

Раздел 8. «Расходы по обычным видам деятельности».

Раздел 9. «Обеспечения» - данные о стоимостной оценке обеспечений, выданных и полученных предприятием по состоянию на начало и конец отчетного периода.

Раздел 10. «Государственная помощь».

Данные Приложения дают возможность проанализировать изменение величины амортизируемого имущества (нематериальных активов, основных средств), отдельных видов финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, структуру и динамику расходов по обычным видам деятельности, расходов на НИОКР, а также средств целевого финансирования и бюджетных расходов.

ЛЕКЦИЯ 5.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.