Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-03 | 298 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Успешность работы линейных, функциональных руководителей, специалистов (бухгалтеров, аудиторов, экономистов) зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, нормативного, технического, кадрового и др. Ключевой элемент – это информационное обеспечение системы управления предприятием. Под ним понимается совокупность информационных ресурсов (информационная база) и способов их организации, необходимых для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Организационная сторона информационного обеспечения зависит от финансовых, технических и других запросов и возможностей предприятия. Это создание и актуализация собственной информационной базы, использование специализированных баз «Гарант», «Кодекс», «Консультант +» и др.
В общем случае в привязке к конкретному предприятию информационную базу принятия финансовых решений можно представить как объединение пяти крупных блоков данных: 1) сведения регулятивно-правового характера (нормативная база); 2) данные системы бухгалтерского учета; 3) данные системы налогового учета; 4) статистические данные; 5) несистемные данные.
К исходным данным, входящим в информационную базу, предъявляются следующие требования: достоверность, своевременность, аналитичность, достаточная точность, существенность.
Достоверность означает, насколько данные отражают реальное имущественное и финансовое положение предприятия. Текущие и отчетные данные, формируемые в системе бухгалтерского учета, наиболее достоверны. Различные составляющие информационной базы существенно варьируются по признаку достоверности. Своевременность означает, что для пользователя имеют значение не данные вообще, а данные в нужном объеме и в нужное время. Аналитичность означает необходимую достаточность исходных данных (большой объем данных для анализа может помешать эффективному принятию решений). Достаточная точность данных и расчетов означает, что излишняя, неуместная точность не всегда полезна, а иногда и вредна. Существенность (материальность) означает, что информационные данные считаются существенными, если их отсутствие или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе этих данных.
|
Первый блок информационной базы (правовое пространство) включает в себя законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, нормативные документы и др., выпускаемые государством, т.е. документы, определяющие правовую основу деятельности предприятия: а) регулятивы (требования) общеправового характера; б) бухгалтерское законодательство; в) требования налогового законодательства и др. В зависимости от вида регулятива часть документов носит либо обязательный для исполнения характер, либо рекомендательный характер.
Во втором блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета: а) первичные учетные документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и др.); б) регистры и внутренняя отчетность (таблицы, журналы, ведомости); в) бухгалтерская отчетность. Данные первых двух элементов блока являются коммерческой тайной и имеют ограничения по доступу к ним, поэтому могут использоваться лишь для формирования внутрифирменной информационной базы. Бухгалтерская отчетность предприятий некоторых форм собственности и видов бизнеса публикуется открыто, т.е. их основные финансовые показатели являются общедоступными, поэтому бухгалтерская отчетность наиболее пригодна для внешнего анализа.
Качественные характеристики информации в системе бухгалтерского учета:
|
– достоверность означает отражение реальных процессов и фактов хозяйственной деятельности (определяется надежностью источника);
– полнота отражения информации о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении;
– нейтральность информации, содержащейся в отчетности означает исключение одностороннего удовлетворения интересов каких-либо групп пользователей бухгалтерской отчетности;
– релевантность означает отсутствие лишней (ненужной) информации, получение информации в точном соответствии со сформулированными требованиями;
– последовательность означает, что предприятие должно придерживаться принятого им содержания форм отчетности от одного отчетного периода к другому, внесение корректив допускается в исключительных случаях;
– сопоставимость данных за предыдущий и отчетный период, представленных в отчетности;
– существенность означает, что данные считаются существенными, если их нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.
В третьем блоке представлены данные системы налогового учета. Это совокупность аналитических регистров и счетных таблиц, построенных на сведениях из первичных документов бухгалтерского комплекса, группируемых и накапливаемых в разрезах, необходимых для исчисления соответствующих налоговых баз.
В четвертый блок входят два элемента: а) внутренняя статистика, характеризующая основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (товарооборот, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и др.), основанная на данных финансовой отчетности; б) общеэкономическая и финансовая статистика, публикуемая органами государственной статистики, информационными агентствами, фондовой и валютной биржей и др.
В систему показателей, формируемых из внутренних источников информации, входят:
– показатели финансового состояния и результатов финансовой деятельности предприятия в целом;
– показатели финансовых результатов деятельности структурных подразделений предприятия по сферам финансовой деятельности, регионам, центрам ответственности;
– нормативно-плановые показатели, характеризующие деятельность предприятия: внутренние нормативы, регулирующие финансовое развитие предприятия, показатели текущих и оперативных финансовых планов и др.
|
В систему показателей, формируемых из внешних источников информации, входят:
1) показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны:
– темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП);
– индекс потребительских цен и цен производителей промышленных товаров;
– доходы и расходы консолидированного бюджета;
– денежная масса М2 (национальное определение);
– ставка рефинансирования и др.;
2) показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия:
– объем произведенной (реализованной) продукции;
– общая стоимость активов предприятий, в т.ч. оборотных;
– сумма собственного капитала предприятий;
– индекс цен на продукцию отрасли;
– сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по видам экономической деятельности и др.;
3) показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
– виды акций, облигаций, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;
– объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;
– сводный индекс динамики цен на фондовом рынке и др.;
4) показатели конъюнктуры рынка денежных инструментов:
– кредитная ставка коммерческих банков;
– депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;
– официальный курс отдельных валют и др.;
5) показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов, формируемые в следующем разрезе: банки, страховые компании, поставщики сырья и материалов, покупатели продукции, конкуренты.
В пятый блок входят два элемента: а) внутренние оперативные данные; б) прочие сведения из внешних источников – данные СМИ, неофициальные данные, полученные из личных контактов и т.д. Эти данные не систематизированы по составу, структуре, обновляемости, не обязательно имеют финансовую природу и носят вспомогательный характер.
Таким образом, от тщательности организации информационной базы зависят успешность работы предприятия, а также возможности аналитического обоснования управленческих решений в области финансов.
|
Данными информационной базы для принятия финансовых решений по отношению к предприятию пользуются внутренние и внешние пользователи. Внутренние пользователи – это управленческий персонал предприятия, имеющий доступ ко всей информационной базе. Среди внешних пользователей выделяются две группы лиц: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия и пользователи, опосредованно заинтересованные в ней. К первой группе относятся нынешние и потенциальные собственники предприятия, кредиторы, поставщики и покупатели, инвесторы, государство в лице налоговых органов и др. Вторая группа пользователей информации о деятельности предприятия – это те юридические и физические лица, кому изучение публичной бухгалтерской отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей. Это аудиторские службы, консультанты по финансовым вопросам, законодательные органы, юристы, пресса и информационные агентства. Они принимают финансовые решения, опираясь на публичные общедоступные данные.
В системе информационного обеспечения процесса управления деятельностью предприятия бухгалтерская отчетность имеет важное значение не только с позиции контроля, но и с позиции грамотного управления финансами в стратегическом аспекте.
Умение работать с бухгалтерской отчетностью предполагает знание и понимание, во-первых, места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения управления деятельностью предприятия; во-вторых, нормативных документов, регулирующих ее составление и представление; в-третьих, состав и содержание отчетности; в-четвертых, методики ее чтения и анализа.
Значимость бухгалтерской отчетности многоаспектна, и рассматривается в рамках бухгалтерского учета и финансов, практикующих бизнесменов и специалистов. Концепция составления и публикации отчетности – краеугольный камень системы национальных стандартов бухгалтерского учета в большинстве экономически развитых стран.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об активах, капитале, обязательствах и финансовых результатах хозяйственной деятельности предприятия, формируемых на основе данных бухгалтерского учета по утвержденным формам. Бухгалтерская отчетность – это инструмент планирования и контроля достижения экономических целей хозяйствующего субъекта, главными среди которых являются получение прибыли и сохранение и наращивание капитала. Величина и изменение прибыли и капитала находят отражение в бухгалтерской отчетности. На основе ее данных пользователи информации получают возможность:
|
– оценить финансовое положение потенциальных партнеров;
– избежать выдачи кредита ненадежным клиентам;
– оценить целесообразность приобретения активов (например, ценных бумаг) той или иной компании;
– диагностировать банкротство и т.п.
Логика здесь очевидна. Чтобы привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов, необходима объективная информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.
Основное достоинство бухгалтерской отчетности как средства коммуникации – ее аналитические возможности. Анализ годового отчета компании входит в число основных разделов текущей деятельности финансового менеджера.
Значимость бухгалтерской отчетности как информационного источника: он хорошо структурирован, хорошо унифицирован (в т.ч. в международном масштабе), обязателен и регулярен к появлению, общедоступен для пользователей.
В Российской Федерации согласно ФЗ от 06.12. 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая отчетность заполняется по рекомендованным Минфином РФ формам, а отдельные виды предприятий (ОАО) обязаны подтверждать ее независимым аудитором и публиковать не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в передаче отчетности территориальным органам статистики и ее опубликования в средствах массовой информации – газетах и журналах.
Формирование бухгалтерской отчетности регламентируют также следующие нормативные документы:
– положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н;
– положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), где указаны принципы разработки и содержание учетной политики;
– положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), где даны основные требования к отчетности, ее состав и содержание по разделам и укрупненным статьям;
– приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003г. №67н, где даны рекомендательные форматы отчетности и др.
В настоящее время в стране внедрена четырехуровневая система регулирования составления и представления бухгалтерской отчетности:
– законодательный уровень, включающий указы, законы, постановления и др., т.е. регулятивы, обязательные к исполнению (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и др.);
– нормативный уровень, включающий рекомендательные документы, задающие методологию учета и составления отчетности (это ПБУ и Типовой план счетов);
– методический уровень, включающий документы, предназначенные для конкретизации и интерпретации ПБУ (методические указания, рекомендации, инструкции и др.);
– организационный уровень (уровень предприятия), включающий документы, предназначенные для регулирования учета и отчетности на конкретном предприятии (приказ об учетной политике предприятия, внутренние документы по системе управленческого учета, организация документооборота и др.).
Согласно нормативным документам, в состав годовой бухгалтерской отчетности организации входят:
– Бухгалтерский баланс (форма № 1);
– Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
– Приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках:
– Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
– Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
– Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма № 5);
– Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
– Пояснительная записка;
– Итоговая часть аудиторского заключения.
Перечень, представляемый в налоговые органы форм гораздо более широк – это справки, декларации, отчеты и т.д.
Согласно методике чтения и анализа бухгалтерской отчетности, опираясь на отчетность, пользователь должен получить представление о четырех аспектах деятельности предприятия:
– об имущественном и финансовом положение предприятия с позиции долгосрочной перспективы (т.е. насколько устойчиво данное предприятие, является ли выгодным вкладывать в него средства или иметь с ним контрагентские отношения);
– о финансовых результатах, регулярно получаемых данным предприятие (т.е. прибыльно или убыточно работает предприятие в среднем);
– об изменениях в капитале собственников (т.е. изменение чистых активов предприятия за счет всех факторов, включая внесение капитала, его изъятие, выплату дивидендов);
– о ликвидности предприятия (т.е. наличии у него свободных денежных средств как важнейшего элемента стабильной текущей работы в плане ритмичности расчетов с контрагентами).
Первый аспект деятельности находит отражение в балансе, где активная сторона баланса дает представление об имуществе предприятия, пассивная – о структуре источников его средств. Второй аспект представлен в отчете о прибылях и убытках – все доходы и расходы (затраты) предприятия за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Третий аспект отражается в отчете о движении капитала, где дано движение всех компонентов собственного капитала: уставного и добавочного капитала, резервного фонда, других фондов, прибыли. Четвертый аспект отражается в отчете о движении денежных средств. Прибыль и денежные средства не одно и то же. Для ритмичности расчетов с кредиторами важна не прибыль, а наличие денежных средств в требуемых объемах.
Рассмотрим содержание и структуру основных форм бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский баланс (ф. № 1) – это способ отражения в денежной форме имущества предприятия и источников его финансирования на определенную дату. Стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на определенную дату, отражается в активе баланса. Активы дают представление об экономических ресурсах или потенциале предприятия по осуществлению будущих затрат.
Собственный капитал, а также обязательства предприятия по кредитам, займам, кредиторской задолженности отражаются в пассиве баланса. Таким образом, обязательства (пассивы) показывают объем средств, полученных предприятием, и их источники, а активы – направления использования этих средств. Общая сумма актива должна быть равна общей сумме пассива.
Балансы российских предприятий в основном построены по схеме балансов западноевропейских стран. Разделы актива баланса размещаются в порядке возрастания ликвидности входящих в них статей. При этом в общий итог по балансу отдельные статьи (нематериальные активы, основные средства) включаются по остаточной стоимости.
Разделы пассива в балансах предприятий этих стран следуют в порядке возрастания степени востребованности средств, используемых ими. Оценка отдельных статей показывается в основном на уровне номинальных сумм, находящихся в распоряжении предприятия.
Статьи актива группируются в два раздела. Раздел I – внеоборотные активы. К ним относятся: нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы. Раздел II – оборотные активы. К ним относятся: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы.
Статьи пассива группируются в три раздела. Раздел III – «Капитал и резервы». Он отражает совокупную задолженность предприятия перед своими учредителями, т.е. показывает, какая доля учетной стоимости активов предприятия принадлежит его собственникам. Сюда относятся: уставный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Раздел IV – «Долгосрочные обязательства». В разделе приведены статьи, характеризующие долгосрочную задолженность перед сторонними лицами, которая обязательно должна быть погашена согласно заключенным договорам; долгосрочность означает, что предприятие может пользоваться привлеченными средствами более 12 месяцев. Сюда относятся: займы и кредиты, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства.
Раздел V – «Краткосрочные обязательства». Здесь также отражена задолженность перед сторонними лицами, однако она носит краткосрочный характер и некоторые виды задолженности возникают спонтанно, как результат осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Сюда относятся: займы и кредиты, кредиторская задолженность, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства.
По данным бухгалтерского баланса можно осуществить следующие аналитические процедуры:
– проанализировать состав, структуру и динамику активов (имущества) и источников их формирования (собственных и заемных);
– оценить платежеспособность предприятия путем сопоставления отдельных статей актива и пассива баланса;
– оценить финансовую устойчивость предприятия на основе изучения соотношения величины собственного и заемного капитала и др.
Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) содержит в упорядоченном виде данные о доходах и расходах (затратах) предприятия, признанных в отчетном периоде, и чистой прибыли (убытке) как разнице между ними. Отчет составляется поквартально (по итогам трех, шести и девяти месяцев) и по итогам года, т.е. в квартальных отчетах все показатели, включая прибыль, приводятся нарастающим итогом. Рекомендательный перечень статей отчета приведен в ПБУ 4/99.
Отчет о прибылях и убытках позволяет проанализировать состав, структуру и динамику доходов и расходов, выявить факторы изменения показателей прибыли (от продаж, до налогообложения, чистой), оценить рентабельность обычных видов деятельности.
Отчет о движении капитала (ф. № 3) содержит показатели о состоянии и движении: а) капитала собственников предприятия (уставного, добавочного и резервного капитала), а также нераспределенной прибыли; б) сформированных резервов (резервов, созданных в соответствии с законодательством и учредительными документами оценочных резервов и резервов предстоящих расходов). Также приводятся данные о факторах изменения отдельных видов капитала и резервов. Движение каждого вида капитала (резерва) построено по принципу следующего балансового уравнения:
ОСн + По = ОСк,
где ОСн – остаток средств различных видов капитала, резервов и фондов на начало отчетного периода; По – увеличение капитала (поступило в отчетном году); ОСк – остаток средств различных видов капитала, резервов и фондов на конец отчетного периода.
По данным формы № 3 проводится анализ динамики всех основных составляющих собственного капитала, оценка изменения резервов, создаваемых предприятием, чистых активов и средств, полученных из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование расходов по обычным видам деятельности вложений во внеоборотные активы.
Структура Отчета о движении денежных средств (ф. № 4) предусматривает раскрытие информации о поступлениях и выбытии денежных средств по видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. Отчет строится на основе следующего балансового уравнения:
ДСн + ДСп – ДСв = ДСл,
где ДСн – остаток средств на начало отчетного периода; ДСп – поступило средств в течение отчетного периода; ДСв – выбыло денежных средств в течение отчетного периода; ДСк – остаток средств на конец отчетного периода.
В состав показателя ДСп входят поступления: от продажи продукции, товаров, работ, услуг, от продажи основных средств и иного имущества, авансы, полученные от покупателей (заказчиков), бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование, кредиты и займы полученные, дивиденды, проценты по финансовым вложениям, прочие поступления.
Показатель ДСв (выбытие денежных средств) складывается из: оплаты товаров, работ, услуг, оплаты труда, отчислений в государственные внебюджетные фонды, выдачи авансов, финансовых вложений, выплаты дивидендов, процентов по ценным бумагам, перечислений в бюджет, оплаты процентов по полученным кредитам, прочих выплат и перечислений.
Отчет о движении денежных средств позволяет изучить денежные потоки предприятия в виде поступлений (притоков) и расходования (оттоков) денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности за два года.
Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) состоит из десяти разделов.
Раздел 1. «Нематериальные активы».
Раздел 2. «Основные средства».
Раздел 3. «Доходные вложения в материальные ценности».
Раздел 4. «Расходы на НИОКР».
Раздел 5. «Расходы на освоение природных ресурсов».
Раздел 6. «Финансовые вложения».
Раздел 7. «Дебиторская и кредиторская задолженность».
Раздел 8. «Расходы по обычным видам деятельности».
Раздел 9. «Обеспечения» - данные о стоимостной оценке обеспечений, выданных и полученных предприятием по состоянию на начало и конец отчетного периода.
Раздел 10. «Государственная помощь».
Данные Приложения дают возможность проанализировать изменение величины амортизируемого имущества (нематериальных активов, основных средств), отдельных видов финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, структуру и динамику расходов по обычным видам деятельности, расходов на НИОКР, а также средств целевого финансирования и бюджетных расходов.
ЛЕКЦИЯ 5.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!