Главные и второстепенные члены предложения. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Главные и второстепенные члены предложения.



Заря разгорается. Золотые полосы протянулась по небу. В оврагах клубятся пары. Запели жаворонки. Подул предрассветный ветер. Тихо всплывает багровое солнце.

Сколько здесь предложений?
Какие из этих предложений распространённые, какие — нераспространённые?
Разберите, какие слова в каждом предложении связаны между собой по смыслу.
Назовите в каждом предложении сначала главные члены (подлежащее и сказуемое), а затем — второстепенные.

Упражнение 66. Прочитайте статью и перепишите, расставляя точки.
Скажите, о ком или о чём говорится в каждом предложении.

УТРО.

Я проснулся ранёхонько солнце только что встало на небе не было ни одного облачка всё вокруг блестело я пошёл побродить по небольшому фруктовому саду под ясным небом трепетали жаворонки я даже шапку снял с головы и дышал радостно, всей грудью.

Упражнение 67. Разберите, какие слова в каждом предложении рассказа связаны между собой по смыслу.

САМОЛЁТ ПРИЛЕТЕЛ.

Было раннее утро. Я шёл на реку. Вдруг загудел самолёт. Самолёт быстро снижался. Вот он спустился на соседний луг. Я побежал к нему. Из деревни с криком бежали ребята.

Упражнение 68. Распространите данные предложения.

ОСЕНЬЮ.

Надвинулась осень. Отцветают цветы. Трава блёкнет. Пожелтели берёзки. Закраснелись осинки. Птицы улетают. Прячутся жуки. Пустеют леса. Осыпаются листья. Хмурится небо. Дует ветер.

Второстепенные члены предложения — это слова, которые определяют, уточняют или поясняют значение главных членов. Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, или к другим второстепенным членам предложения.

Упражнение 69. Спишите статью и подчеркните второстепенные члены предложения, поясняющие подлежащее, одной чертой, а поясняющие сказуемое — двумя.

ВЕСНА ПРИШЛА.

Стояла ясная морозная погода. Вдруг подул тёплый ветер. Три дня шёл дождь. Туман окутал окрестность. По овражкам заиграли весенние ручейки. К вечеру засинело небо. Утром ясное солнце быстро растопило тонкий ледок. Зазеленела молодая травка на пригорках. Над вербой загудели трудолюбивые пчёлки. Пришла долгожданная весна.

Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется определением. Определение отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Утро морозное, солнышко яркое. Тёмные тучи ушли на покой. Дети на снежную гору взбираются Шумной, веселойтолпой. Определение относится к слову, обозначающему предмет (т. е. к существительному). Утро какое? Солнышко какое? Тучи какие? Гора какая? Толпа какая?

Упражнение 70 (71). Прочитайте стихи и укажите определения.



От края до края, по горным вершинам,
Где вольный орёл совершает полёт,
О Сталине мудром, родном и любимом
Прекрасную песню слагает народ.

Упражнение 71 (72). Спишите статью и подчеркните определения.

ЖИЗНЬ В ЛЕСУ ЗИМОЙ.

Выбрали мы тихий солнечный денёк и поехали на лыжах в ближний лес. После сырой осени стало в нём светло и нарядно. Лесные полянки покрылись белым, пушистым снегом. Ветви деревьев украсились серебряным инеем. В гуще берёзовых веток мы увидали стайку весёлых синиц. Они ощипывали берёзовые почки. Поползни обшаривали трещинки старых дуплистых деревьев. Большой серый дятел стучал по сосне длинным, крепким носом.

Упражнение 72 (73). Спишите статью и подчеркните определения вместе с определяемыми словами.

ИЗБА РЫБАКА.

Через небольшое крылечко я вошёл в тёмные сени, а потом — в избу рыбака. Светлая, просторная комната в три окна. В переднем углу большой стол. На столе постлана чистая скатерть. По стене, около двери, широкая кровать. По другую сторону двери длинная печь с лежанкой. В простенке между окнами портрет И. В. Сталина. На стене, около кровати, небольшое зеркало. На это зеркало было повешено вышитое полотенце. Около печи по стене шла небольшая полочка, где стояла кухонная посуда.

Второстепенные члены предложения, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? при ком? при чём? в ком? в чём?, называются дополнениями. Подула зима холодом. Сорвала она листья с берёз. Снег покрыл землю пушистым ковром. Дополнение большей частью поясняет сказуемое. Что ты ржёшь, мой конь ретивый? Что ты шею опустил? Не потряхиваешь гривой? Не грызёшь своих удил?

Упражнение 73 (75). Прочитайте предложения и укажите в них дополнения и те слова, которые они поясняют.



1. Будит мельницу ручей. 2. Подснежники улыбались весне. 3. Румяной зарёю покрылся восток. 4. Машинист остановил поезд. 5. Влажная долина покрылась травой. 6. Грузчики затянули грустную песню.

Упражнение 74 (76). Спишите статью и подчеркните дополнения.

ВЕСНА В ТУНДРЕ.

Весной суровая тундра быстро оживает. Показались проталинки. Равнины покрываются светлым мхом. Берёзки раскрывают почки. Летят стаи птиц. Появляются ненцы со своими оленями. Тундра наполняется шумом и криком.

Второстепенные члены предложения, обозначающие время, место или способ действия, называются обстоятельствами. Они отвечают на вопросы: где? куда? откуда? когда? как? Солнце садится в море. Тихо плещут волны. Они глухо бьют о борт корабля. Быстро летают над волнами чайка. Ночью корабль должен прибыть в Мурманск.

Упражнение 75 (78). Прочитайте стихотворение, укажите обстоятельственные слова и объясните, что они обозначают: время действия, место действия или способ действия.

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Идёт направо—песнь заводит, Налево — сказку говорит. А. С. Пушкин.

Упражнение 76 (79). Спишите текст и подчеркните слова-обстоятельства.

1. Вдали мелькнул огонёк. Мы повернули направо и быстро пошли по тропинке. В лесу звонко раздавались наши голоса.2. Мой отец работает на фабрике. Он уходит на работу утром, а приходит вечером. Он всегда говорит мне: „Учись, Ваня, прилежно и хорошо. За работой и время идёт быстро".

Упражнение 77 (80). Выпишите из статьи „В дороге" обстоятельственные слова и те слова, которые они поясняют.

В ДОРОГЕ.

Густой лес тянулся справа и слева. Лёгкой волной набегал изредка влажный ветерок. Вскоре ветер усилился. Внезапно грянул гром. Но туча быстро пронеслась. Лошади сначала бежали дружной рысцой, а потом пошли шагом. Мы выехали из леса. Теперь вправо от дороги зеленели луга, налево серебрилась река, а вдали темнел хвойный лес.

Упражнение 78 (82). Прочитайте данные предложения и укажите в них второстепенные члены: определения, дополнения, обстоятельства.

1. Мальчики поспешно вышли из рощи. 2. В речке плавали краснопёрые окуни. 3. Солнце ярко освещало поля. 4. Над берёзовой рощей поднялись грачи. 5. Луг пестрел синими колокольчиками. 6. Задумчиво шумят могучие сосны. 7. Тихо колы-нется густая рожь.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.