Слитное написание приставок. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Слитное написание приставок.

2017-06-03 506
Слитное написание приставок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Солнце за тучку за шло.

В первом случае (за тучку) за — отдельное слово, предлог. После него можно вставить ещё слово: за какую тучку? за тёмную тучку. Во втором случае (зашло) за — часть слова, приставка. После неё вставить слова нельзя.

Упражнение 41. Объясните, какое новое значение придают слову приставки.

1. Шёл (по дороге), дошёл (до школы), пришёл (в класс), вышел (из дома), перешёл (через речку), зашёл (за товарищем), сошёл (с крыльца), обошёл (весь сад), ушёл (в лес), пошёл (в сельсовет).

2. дать

/ \

раз дать до дать пере дать при дать
от дать вы дать из дать с дать

3. Говор, раз говор, у говор, вы говор, пере говоры, при говор, за говор, по говорка.

Некоторые слова не употребляются без приставок, например: приказ, поклон.

Упражнение 42. От данных слов образуйте новые слова, используя, где возможно, приставки: при-, под-, от-, в-, с-, про-, пере-, об-, на-.

Летит, гонит, делай, горит, плывём, идём, возит, учить.

6. Правописание приставок
в-, над-, об-, от-, под-, пред-.

На письме приставки разделяются на две группы: одни приставки всегда пишутся одинаково, как бы они ни произносились, а другие приставки пишутся по произношению. Приставки в-, над-, об-, от-, под-, пред- всегда пишутся одинаково: в- — вписать, вбежать; над- — надстроили, надломили; об- — обточи, обведи; от- — отпустите, отбросьте; под- — подпаливаем, подметаем; пред- — предлагаю, предсказываю.

Упражнение 43. Спишите; укажите в данных словах приставки и объясните их написание.

Вбили, впустите, отколи, подпиши, отдохну, надстроили, подкрался, отдай, подпрыгнул, вбежали, встали, отдали, отстали, подсади, подбили, подстрелил, обстригли, обрубили, обсудим, подсыпать, вскочил, подхватил, предвидел, представьте.

Упражнение 44. Добавьте одну из приставок от-, под-, над-, какая подойдёт, к следующим словам:

ставка, стройка, сказал, ступили, пишите, деление, думали, держите, толкнул, пилите, катим, вязал, рубите, бросил.

Упражнение 45. Прибавьте к данным словам приставки и составьте с этими словами предложения:

учил, бил, пустил (с приставкой под- или от-);
ехали, ужинали, толкнули (с приставкой от-);
жечь, думать, рубить (с приставкой об-).

Приставка с-.

Приставка с- всегда пишется одинаково, хотя перед звуками б, г, д, ж произносится как з: сбавить сговориться сдержать сберечь сгореть сжалиться сбить сдать сжать сгладить сдвигать сжечь Не всё сбывается, что желается. Легко сказать, да не легко сделать. Запомните написание слов: здание, здесь, здоровье. В этих словах пишется з, но это з не приставка. Приставки з в русском языке нет.

 

Упражнение 46. Спишите предложения; подчеркните слова с приставкой с-.

1. Раньше встанешь, больше сделаешь. 2. Рожь уже сжата. 3. Сбор винограда закончился. 4. Сгоряча я не почувствовала боли. 5. Мы сговорились идти завтра в музей. 6. Сзади пруда сгорел сарай. 7. С горы сбегает ручеёк. 8. Путники сбились с дороги. 9. Вот здесь мы срубили берёзку. 10. Дети с криком сбежали с крыльца. 11. Лошадка еле сдвинула воз с места.

Упражнение 47. Спишите предложения и подчеркните в словах приставку с- и следующие за ней буквы (б, г, д, ж).

1. Тучи сгустились и повисли над землёй. 2. Крестьянин сжалился над птичкой и впустил её в избу. 3. Охотник крепко сжимает ружьё. 4. Дрова сгорели, и костёр погас. 5. Пассажир сдал вещи в багаж. 6. Мы сговорились навестить больного учителя. 7. Девушки дружно принялись сгребать сено в копны. 8. Пенёк старой сосны сгнил и почернел. 9. Костя купил сборник стихотворений Некрасова.

Упражнение 48. Составьте по два предложения со словами здесь, здание, здоровье.

Упражнение 49. Спишите предложения, вставляя вместо точек приставку с-.

1. Задумала старуха падчерицу со света...жить. 2. Не...держать коня лихого. 3....бил,...колотил — вот и колесо. 4. Змеи весной...вбрасывают кожу. 5. Собак...бежалось с полсотни. 6. Льдины то расходились, то...ближались. 7. Храни свои...бережения в...берегательной кассе. 8. Хлеб уже...жали и...везли с полей.

Правописание приставок на з — с.

Из- воз- раз- без-

Ис- вос- рас- бес-

из- — избить воз- — возглас раз- — разрубил без- — безвредный ис- — исполнить вос- — воскликнуть рас- — расколол бес- — бесполезный

 

Приставки из-, воз-, раз-, без- перед глухими согласными меняют з на с: как произносятся, так и пишутся. Отличайте от этих приставок корни низ, воз (низкий, низший, возка); там з сохраняется.

Упражнение 50. Напишите данные слова с приставкой из- или ис- буквы з и с подчеркните.

Брать — портить, жарить — сохнуть, бежал — тратил, водить-пытать, жить — пробовать, режьте — тратьте.

Упражнение 51. Данные слова напишите с приставкой воз- или вос-;буквы з и с подчеркните.

Ход — дух, наградить — питать, ненавидеть — кликнуть, водить — становить.

Упражнение 52. Напишите данные слова с приставкой раз- или рас-, буквы з и с подчеркните.

Храбриться, думать, стрелять, влечение, тащить, цветут, спросите, дать, смотрим, двинулись, красьте, колите, скажем, решили, пустить, водить, продали, работали, вести, кроить, кинулись, вернёмся, хвалят, ставить, чесать, ломаем, мешали.

Упражнение 53. Данные слова напишите с приставкой без- или бес-;буквы з и с подчеркните.

Вредный, полезный, людный, покойный, жизненный, сильный, страшный, честный, хозяйственный, водный, шумный, партийный, грамотный, дымный.

Упражнение 54. Каждые два выделенных слова соединяйте в одно; предлог обращайте в приставку.

Образец: Степь без воды. — Безводная степь.

1. Герой без страха. 2. Мотор без шума. 3. Дело без пользы. 4. Зима без снега. 5. Человек без силы. 6. Дорога без конца. 7. Глубина без меры. 8. Подарок без цены. 9. Ночь без сна. 10. Даль без предела. 11. Местность без леса. 12. Работа без ошибки. 13. Небо без облаков. 14. Время без забот.

Упражнение 55. Перепишите статью и вместо точек вставьте букву з или с.

НАСТУПЛЕНИЕ.

Командир отдал ра...поряжение наступать. Наша пехота бе...страшно бросилась в атаку ра...вёрнутым строем. Ряды неприятеля ра...строились. Бе...прерывно гремели пушки. Снаряды в...рывали землю. Враг был ра...громлен. Отступая, он ра...рушил мост и в бе...порядке ра...сыпался по лесу.

Упражнение 56. Такое же задание, как в упражнении 55.

Не успел ра...сказчик произнести последние слова, как обе собаки поднялись и и...чезли во мраке. Послышалась беспокойная беготня ра...тревоженного табуна. Лай замолк. Голос Павла принёсся уже и...далека. Внезапно ра...дался топот скачущей лошади, и опять всё смолкло.

Упражнение 57. Прочитайте статью и выделите слова с приставками раз-(рас-), без- (бес-) и с- и объясните их написание.

УТРО.

Рассвет начинается. Я вышел из дома и направился к лесу. Река сбрасывала с себя дымку тумана. Кругом расстилаются безбрежные колхозные поля. Жаворонки вьются в беспредельной высоте и рассыпают свои радостные песни. Раскалённое солнце разбрасывает свои лучи на необъятные просторы земли. Вот вошёл я в лес. Воздух здесь наполнен запахом расцветающих цветов. Узкая расчищенная дорожка вела в глубину леса.

Упражнение 58. Спишите статью и вставьте в приставках пропущенные буквы з или с.

ОСЕНЬЮ.

Моросит мелкий дождь. Он идёт с ра...света и льёт бе...престанно тонкими струйками. Без устали дует ветер, далеко ра...нося семена деревьев и трав. Первая ра...пустилась берёза, и она первая пожелтела. Осина ра...цветилась красными листьями. Но порывистый ветер...брасывает и это последнее убранство. Кружатся в воздухе и...сохшие листья и ра...стилаются по мокрой земле. Цветы и...чезли. И...мокшие заборы смотрят уныло. Галки стаями усаживаются на крышах и...пихивают одна другую. Всё позже во...ходит солнышко, все раньше заходит оно.

Упражнение 59. Спишите статью и подчеркните слова с приставками раз-—-рас-, без-— бес-; объясните их написание.

ГРОЗА В ЛЕСУ.

Летнее солнце беспощадно жгло землю. В раскалённом небе начали сгущаться облака. Лес наполнился тревожным птичьим криком. Воздух прозрачен; можно рассмотреть самую дальнюю сосну.
Небо стало чёрным. Отяжелевшая туча не двигалась. Послышался шум. Лес принял беспорядочный вид. Ломались сучья, трещали деревья. Стала распространяться тьма. Вдруг всю местность осветила яркая молния. Разъярённым зверем заревел гром. Начался ливень с градом. По небу беспрестанно летали стрелы молний. Наконец небо начало расчищаться. Блеснул солнечный луч.

Упражнение 60. Спишите статью и подчеркните слова с приставками.

В МОСКВЕ.

Когда Ваня приехал в Москву, красная столица произвела на него огромное впечатление. На улицах возвышаются гигантские здания. Бесконечная вереница трамваев, автомобилей и автобусов с шумом и звоном проносится по широким улицам и площадям. С восхищением рассматривал Ваня подземные дворцы и чудесные поезда московского метро.

Ъ после приставок.

ОБЪЯВЛЕНИЕ. Завтра экскурсия на Светлое озеро. Место сбора — площадка у подъезда школы. Кружок юннатов.

 

После приставок, оканчивающихся на твёрдый согласный звук, перед я, е, ё пишется ъ: объявление объезд объём объяснение подъезд подъём разъярённый разъезд съёжился Разделительный ъ не ставится перед гласными о и у. безоблачное (небо), безоружный, изучить, обузить, отужинать, отучить, разузнать, разукрасить, суметь.

Упражнение 61. Спишите предложения и подчеркните ъ с приставками.

1. Мальчик съел свой завтрак. 2. Подъём на гору был труден, а съехали мы легко. 3. Эти грибы не съедобны. 4. Мой брат объехал много стран. 5. Собачка съёжилась от холода. 6. Учитель объяснил, как высчитать объём ящика. 7. Лучше знаешь — объясни другим. 8. Кустари объединились в артель. 9. Часовой требует предъявить пропуск. 10. Всех нас объединяет любовь к родной земле.

Вопросы для повторения.

1. Что называется корнем слова?
2. Какие слова называются однокоренными?
3. Что называется приставкой? На какие две группы делятся приставки?
Укажите приставки в словах:
находка, прекрасный, собрание, поход, перелёт.

4. Объясните на данных примерах, как следует писать приставки, оканчивающиеся на з — с:

избрать — испытать вознаградить — воспитать
раздать — растаять безвредный — бесснежный

Как пишется приставка с-? Объясните это на примерах:
сбить, сдать, скрыть, сжать, сгладить, складывать.

5. Назовите пять слов с ъ после приставки.
6. Что называется суффиксом?
7. Образуйте имена существительные с суффиксами -ок или -ик от слов: стол, дуб, лес, дом, кнут, шнур. Какой оттенок значения вносят в слова эти суффиксы?
8. Как называется изменяемая часть в слове?
9. Назовите слова, которые состоят только из корня или из корня и окончания.
10. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня и окончания.
11. Назовите слова, которые состоят из корня, суффикса и окончания.
12. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.

10. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения.

Что называется вопросительным предложением? Приведите несколько примеров. Какой знак ставят в конце вопросительных предложений?
Какие предложения называются восклицательными? Какой знак ставят в конце их? Придумайте несколько восклицательных предложений и укажите, что они обозначают (приказание, просьбу, приветствие, радость и т. д.).
Что называется повествовательным предложением? Какой знак ставят в конце его? Приведите 4—5 примеров повествовательных предложений.

Упражнение 62. Прочитайте и укажите в данных текстах повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

1. Я живу в деревне. Наша деревня называется Александрово. Она расположена на берегу реки Истры. Мои родители тоже живут в деревне. Они работают в колхозе. Наш колхоз называется „Ударник".

2. Чьи это широкие, бескрайние поля?
Чья это такая богатая земля?
Это всё наши колхозные поля!
Это всё наша Советская земля!

3. Трудитесь, дети! Упорно и неутомимо трудитесь! Ведь и великие люди вот так же сидели на школьной скамье и учились, как вы.

Упражнение 63. Прочитайте выразительно данный текст вслух, выделяя голосом вопросительные и повествовательные предложения.

„А где мой товарищ? — промолвил Олег.— Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легбк его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?" И внемлют ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. А. С. Пушкин.

Упражнение 64. Выпишите восклицательные предложения.

1. Как хороша страна родная! Как любим мы свой край родной! 2. Что же ты, соловушка, корму не клюёшь, вешаешь головушку, песен не поёшь? 3. Спи, моя радость, усни! 4. Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне? 5. Как хорошо стало после дождя! 6. Как не любить родной Москвы! 7. Слава тем, кто великую службу сослужил для отчизны своей! 8. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!

Упражнение 65. Спишите примеры и расставьте нужные знаки препинания в конце предложений.

1. Когда ж опять увижу я мою реку, леса, поля 2. Голубушка, как хороша Ну, что за шейка, что за глазки Рассказывать, так, право, сказки Какие перышки Какой носок 3. Кумушка, мне странно это Да работала ль ты в лето 4. О, будь всегда, будь сердцу мил, мой край родной 5. Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой 6. Здравствуй, солнце да утро весёлое


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.