Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»

2017-06-03 1583
Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

4 июня 1924 года в Гомеле на базе пивоваренного завода открылось кондитерское предприятие «Просвет». С этого дня и начинает отсчёт времени история кондитерской фабрики «Спартак». 24 января 1994 года государственная кондитерская фабрика «Спартак» была преобразована в акционерное общество открытого типа. Кроме того, в настоящее время ОАО «Спартак» является совместным белорусско-американским предприятием. Руководящими органами ОАО «Спартак» являются общее собрание акционеров и правление. Уставной капитал предприятия разделён на акции. 37% акций принадлежит иностранным (американским) акционерам, 13,4% – государству, 49,6% акций находится в собственности физических лиц (в основном – трудовому коллективу).

По характеру связей между хозяйственными подразделениями структура управления компанией относится к линейно-функциональной. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив, и, в частности, аппарат управления, состоящий из различных функциональных подразделений. Такая организационная структура приемлема для данного предприятия, т.к. она обладает следующими достоинствами: исключает дублирование и параллелизм в выполнении управленческих функций; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля (Приложение А).

СП ОАО «Спартак» занимает площадь 86300 кв.м., из которых площадь застройки 71200 кв.м. Общая производственная площадь составляет 46650 кв.м. (построено) и 14108 кв.м. (в стадии строительства). Структура производства СП ОАО «Спартак» изображена схематично на рисунке 2.1.


Рисунок 2.1 Производственная структура СП ОАО «Спартак»

 

СП ОАО «Спартак» производит разнообразные кондитерские изделия. Их ассортимент очень широк и разнообразен, включает более 300 наименований и включает следующие виды кондитерских изделий: карамель, печенье, вафли, вафельные батончики, шоколадные конфеты, наборы конфет, шоколад, шоколадные батончики с наполнителями, торты и пирожные, новогодние наборы сладостей.

Продукция СП ОАО «Спартак» достаточно конкурентоспособна, так как высокое качество кондитерских изделий выгодно сочетается с оригинальной, удобной упаковкой, а также с доступными ценами. Кондитерская фабрика «Спартак» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь. В 2005 году доля рынка СП ОАО «Спартак» в РБ составила 40,4%.

Сладкая продукция СП ОАО «Спартак» пользуется спросом не только у гомельчан и жителей республики, но и за её пределами. 70 % продукции СП ОАО «Спартак» реализуется в РБ, 20% в России и 10% в странах дальнего зарубежья. Фабрика уделяет большое внимание сбытовой политике. Компания «Спартак» использует прямые каналы сбыта, реализуя часть своей продукции через принадлежащие ей торговые точки. В настоящее время в Гомеле работают пять фирменных магазинов фабрики «Спартак». Они расположены в разных районах города: по ул. Советской 63, по ул. Черноморской 5, на Центральном рынке по ул. Карповича 28, МЖК Солнечный, по ул. Ильича 36. Доля продукции, реализуемой через фирменные магазины невелика и составляет 1,5 – 4 % от общего объёма реализации. Также СП ОАО «Спартак» реализует свою продукцию, используя косвенные каналы сбыта. У компании есть официальные дилеры во всех областях республики.

Кроме дилеров, реализацию продукции СП ОАО «Спартак» оптовые организации, находящиеся как в республике Беларусь, так и за её пределами. На долю оптовых организаций приходится 61,5% от общего объёма реализации. Такие организации расположены в Гомеле, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других городах.

На фабрике постепенно проводится реорганизация производства, имеющая чёткие приоритеты. СП ОАО «Спартак» одним из первых в республике запатентовало свою торговую марку и фирменные сорта кондитерской продукции и даже получило европейские сертификаты на ряд изделий. Этому способствует и создание сети цеховых и центральных лабораторий, оснащённых самым современным оборудованием, где осуществляется строгий входной контроль сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

На фабрике проводится целенаправленная социальная политика. Даже в самые трудные для фабрики времена коллектив не сокращали. Средняя заработная плата здесь сегодня вдвое выше, чем в среднем по республике, и выплачивается она регулярно. Остались на балансе фабрики и объекты социально-бытового назначения. В настоящее время СП ОАО «Спартак» финансирует из собственных средств содержание детского сада, двух общежитий, базы отдыха, медпункта. Решаются и жилищные проблемы: работникам фабрики выделяются субсидии и кредиты для приобретения жилья.

Структура работников СП ОАО «Спартак» по категориям персонала и возрастному составу проанализируем в таблицах 2.1 и 2.2. Как свидетельствуют данные таблицы 2.2, в 2005 году увеличился вес таких категорий персонала как руководители и специалисты и незначительно снизился удельный вес рабочих.

 

Таблица 2.1 Структура работников СП ОАО «Спартак» по категориям персонала за 2003-2005 гг.

Категории занятых      
Всего Уд. вес Всего Уд. вес Всего Уд. вес
Численность на конец года            
В том числе: руководителей   4,174   4,34   4,64
специалистов   6,526   4,74   5,33
других служащих   0,19   0,4   0,04
рабочих   89,11   90,52   89,99

 

 

Таблица 2.2 – Возрастной состав работников СП ОАО «Спартак» за 2003-2005 гг.

Категории занятых      
Чел. % Чел. % Чел. %
Численность на конец года            
В том числе:
До 16 лет - - - - - -
16-24   14.345   13.58   15.67
25-29   14.421   14.05   15.22
    3.074   3.05   2.85
    2.695   3.01   3.18
32-39   21.7   22.57   23.32
40-49   29.26   30.12   26.94
50-54   10.44   9.32   8.5
55 лет и старше   4.06   4.3   4.32
из них: женщины 55 лет и старше            
мужчины 60 лет и старше            

 

Как видно из таблицы 2.2, в 2005 году самой многочисленной возрастной категорией были работники в возрасте от 40 до 49т лет, самой малочисленной – работники в возрасте 55лет и старше. Средний возраст работников предприятия в 2005 году составил 34,6 лет.

Одним из наиболее важных экономических показателей деятельности предприятия, емко ее характеризующих, является объём производства продукции. Данные, характеризующие динамику объёмов производства СП ОАО «Спартак» за период с 2001 по 2005 год следующие: 44300 т, 46700 т, 40700 т, 37300 т и 34700 т соответственно. Начиная с 2001 года, в связи с кризисом в экономике республики, уровень объёма производства продукции на СП ОАО «Спартак» начал снижаться значительными темпами и в 2004 году достиг 34700 т.

Несмотря на это, в ближайшем времени руководство СП ОАО «Спартак» планирует увеличить объемы производства продукции посредством мобилизации производственного потенциала фабрики, а также слаженной работы коллектива. В 2006 году СП ОАО «Спартак» планирует значительно увеличить объём производства кондитерских изделий, и первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Для того, чтобы оценить деятельность СП ОАО «Спартак» проанализируем основные показатели, характеризующие деятельность предприятия, а это: производство продукции как в натуральном так и в стоимостном выражении, выручка от реализации продукции, затраты реализованной продукции, производительность труда на одного человека, прибыль от реализации, рентабельность реализованной продукции, структура средств и источников их формирования, эффективность использования активов предприятия, показатели рентабельности предприятия, показатели финансового состояния предприятия. Для расчета этих показателей необходимо проанализировать данные бухгалтерской отчетности предприятия: «Баланс предприятия», «Отчет о прибылях и убытках», пояснительная записка к балансу. Представим в сводной таблице основные показатели финансово-хозяйственной деятельности СП ОАО «Спартак» (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 Динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности СП ОАО «Спартак» за 2003-2005 гг.

Показатели 2003г. 2004 г. 2005 г. Темп роста, %
2004 г. к 2003 г. 2005 г. к 2004 г.
Производство кондитерских изделий, тонн       91,5 93,0
Производство продукции в фактических ценах, тыс. руб.       125,9 134,3
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.       134,2 123,96
Издержки производства, тыс. руб.       135,7 130,7
Прибыль от реализации, тыс. руб.       116,6 135,7
Балансовая прибыль, тыс. руб.       103,4 132,1
Рентабельность реализованной продукции, % 11,4 9,8 10,1 -1,6 +0,3

 

По данным таблицы 2.3 видно, что наблюдается рост всех показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, кроме объема производства. Объем производства кондитерских изделий с каждым годом сокращается. Так в 2004 году производство кондитерских изделий в натуральном выражении сократилось по сравнению с 2003 годом на 9,5 %, а в 2004 году - на 7 % по сравнению с 2004 годом. В фактических же ценах объем производства растет как в 2004 году, так и в 2005 году, причем темп прироста с каждым годом увеличивается (в 2004 г. – на 25,9 %, в 2005 г. – на 34,3 %). Выручка от реализации продукции, затраты реализованной продукции также растут. Темпы прироста этих показателей почти одинаковые. Так темп прироста выручки от реализации 2004 года составил 26,8 %, а затрат –35,7 %. В 2005 году темп прироста выручки от реализации продукции - 31,2 %, затрат реализованной продукции составил 30,7 %. Рентабельность реализованной продукции в 2004 году снизилась на 1,6 процентных пункта и составила 9,8 %, а в 2005 году - 10,1 %, что на 0,3 процентных пункта выше, чем в 2004 году, т.е. рентабельность продаж увеличивается.

Проанализируем показатели эффективности использования активов СП ОАО «Спартак» (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 Показатели эффективности использования активов СП ОАО «Спартак» за 2003-2005 гг.

Показатели Сумма, тыс. руб. Отклонение, (+, -) Темп роста, %
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2004 г. к 2003 г. 2005 г. к 2004 г. 2004 г. к 2003 г. 2005 г. к 2004 г. 2005 г. к 2003 г.
1.Прибыль отчетного периода       +220104 +1334800 105,19 129,93 136,68
2.Средняя величина валюты баланса         +15254685   +16006450   164,14   141,0   231,45
3.Выручка от реализации продукции       +17935063 +16868300 134,19 123,96 166,34
4. Коэффициенты: - оборачиваемости (3:2) - рентабельности (1:3)   2,21   0,08   1,8   0,06   1,59   0,07   -0,4   -0,017   -0,2   +0,0031   81,75   78,39   87,91   104,82   71,87   82,17
5.Время обращения, дни (2стр.х 360дней/3 стр.)   163,2   199,63   227,07   +36,43   27,44   122,32   113,75   139,14

 

Как показывают расчеты таблицы 2.4, прибыль предприятия, являясь конечным и, пожалуй, главным результативным показателем, в 2005 году выросла на 1334800 тыс. руб. или на 29,93 % по сравнению с 2004 годом, в котором наблюдался небольшой рост прибыли - на 220104 тыс. руб. или на 5,19 % по сравнению с 2003 годом. По сравнению с 2003 годом прирост прибыли 2005 года составил 36,68 %, т.е. наблюдается ежегодная тенденция роста прибыли. Такое же положение наблюдается в эти годы и с другими показателями. Выручка от реализации продукции (услуг) в 2004 году выросла на 17935063 тыс. руб. или на 34,19 % по сравнению с 2003 годом, а в 2005 году наблюдается выручки на 16868300 тыс. руб. или на 23,96 % по сравнению с 2004 годом, а по сравнению с 2003 годом на 66,34 %. Как показали рассчитанные темпы роста, в 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдаются более высокие темпы роста, чем в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

В 2005 году рентабельность составила 7 %, что на 1 процентный пункт выше, чем в 2004 году, когда она составляла 6 %. Но по сравнению с 2003 годом, когда рентабельность составляла 8 %, рентабельность 2004 года снизилась на 1 процентный пункт по отношению, т.е. рентабельность 2005 года хоть и увеличилась по сравнению с 2004 годом, но еще не достигла уровня 2003 года. Оборачиваемость валюты баланса снижается с каждым годом. Она составила 2,21 раза в 2003 году, 1,59 раза в 2005 году, тогда как этот показатель в 2004 году был 1,7 раза. Соответственно, в 2004 и 2005 годах увеличилась продолжительность одного оборота валюты баланса. Она составила в 2004 году – 199,63 дня, в 2005 году – 227,07 дня, т.е. время обращения валюты баланса увеличилось в 2004 году на 22,32 %, в 2005 году - на 3,75 %. Наблюдается замедление оборачиваемости активов, что негативно сказывается на деятельности СП ОАО «Спартак». Рассмотренные показатели показали довольно положительные значения всех показателей как в 2004 году, так и в 2005 году, что характеризует предприятие как стабильно работающее и представляющее интерес у инвесторов. Но для более полной оценки деятельности предприятия необходимо оценить его финансовое состояние.

Для того, чтобы охарактеризовать финансовое состояние СП ОАО «Спартак» необходимо проанализировать ряд показателей, оценивающих данное состояние предприятия. Понятие финансовой устойчивости предприятия тесно связано с перспективной платежеспособностью. Оценка финансовой устойчивости позволяет внешним субъектам анализа определить финансовые возможности предприятия на длительную перспективу.

 

Таблица 2.5 Динамика показателей финансовой устойчивости СП ОАО «Спартак» за 2003-2005 гг.

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. Отклонение, (+,-)
2004 г. к 2003 г. 2005 г. к 2004 г.
1. Стоимость имущества       +19763514 +16247900
2.Источники собственных средств       +6598400 + 6666500
3.Собственные оборотные средства       +1990080 - 372600
4. Заемные средства       +7699496 +9581400
5. Товарные запасы       +6335109 +10404700
6. Необоротные активы       +10073938 + 7039100
7.Материальные оборотные средства       +9689576 + 9208800
8. Коэффициент независимости (автономности) 0,76 0,58 0,54 -0,18 -0,04
9. Коэффициент маневренности 0,08 0,14 0,10 +0,06 -0,04
10.Коэффициент инвестирования 1,5 1,16 1,11 -0,34 -0,05
11.Коэффициент финансовой зависимости 0,24 0,42 0,46 +0,18 +0,04
12.Коэффициент финансового риска (плечо финансового рычага) 0,58 0,72 0,86 +0,14 +0,14
13.Коэффициент доли собственных средств в товарных запасах 0,16 0,22 0,12 +0,06 -0,1

 

Расчет показателей финансовой устойчивости показывает рост финансовой зависимости СП ОАО «Спартак» от внешних кредиторов в 2005 году. В 2005 году зависимость предприятия от внешних кредиторов составила 46 %, что на 4 % выше, чем в 2004 году. Предприятие имеет тенденцию к увеличению зависимости от внешних источников финансирования. Способность предприятия маневрировать собственными средствами снижается с 14 % в 2004 году до 10 % в 2005 году. Коэффициент инвестирования позволяет определить, насколько необоротные активы обеспечены собственными источниками средств. Как видно из таблицы, в 2005 году долгосрочные активы были обеспечены собственными средствами почти на 111 %, когда как в 2004 году на 116 %, т.е. обеспеченность собственными средствами долгосрочных активов снизилась на 5 %. Доля собственных средств в товарных запасах составила в 2005 году 12 % (ниже норматива на 18 %), что на 10 % ниже, чем в 2004 году. Увеличилось плечо финансового рычага на 14 % и составило в 2005 году 86 %. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость от внешних инвесторов значительно выросла и снизилась его рыночная устойчивость. В целом финансовое состояние данного предприятия можно охарактеризовать как нормальное, даже, несмотря на то, что намечена тенденция к его улучшению и зависимость от заемного капитала еще достаточно велика.

Основываясь на вышеизложенных фактах и экономическом анализе деятельности предприятия, можно заключить, что несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в республике Беларусь в связи с переходом на рыночные отношения, СП ОАО «Спартак» работает стабильно, без перебоев, получая существенную прибыль; производство рентабельно благодаря использованию новых высокоэффективных технологий и эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов; ассортимент выпускаемой продукции весьма широк, она конкурентоспособна и достаточно быстро реализуется. Предприятие имеет хорошие перспективы экономического развития. Безусловно, не всё идёт гладко: есть проблемы с сырьём, с полной загрузкой мощностей.

Таким образом, разумная ассортиментная, техническая, финансовая политика позволили кондитерской фабрике «Спартак» не только выжить, но и развиваться в условиях перехода к рыночной экономике и ожесточающейся конкуренции на рынке кондитерских изделий.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.