Мы достойны называться людьми». — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Мы достойны называться людьми».

2017-06-03 1076
Мы достойны называться людьми». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Протоиерей Игорь Гагарин

 

 

— В настоящее время, ввиду сложной эко­номической ситуации, немало людей разоря­ется или испытывает серьезные финансовые трудности. Материальные проблемы погру­жают многих в состояние депрессии, отчая­ния, и, доходя до крайней степени безыс­ходности, некоторые прибегают к самоубий­ству. Знакомы ли Вы с этой ситуацией и что Вы можете посоветовать тем, кто столкнул­ся с данной проблемой?

— Нет ничего приятного в лишении самого необходимого. Но все-таки человек не должен столь сильно зависеть от свое­го благосостояния и психически ломаться по причине его утраты. В Псалтири сказа­но: Когда богатство умножается, не при­лагайте к нему сердца (Пс. 61:11). Прекрас­ные слова произнес праведный Иов, лишив­шись всего, что имел: «Бог дал, Бог и взял» (см. Иов. 1:21). Очень важно жить, руковод­ствуясь этими словами. Счастлив тот человек, который умеет ко всему тому, что в его жизни приобретается и теряется, относиться спо­койно. Надо понимать, что ничего своего на этой земле у нас нет, в том числе и сама наша жизнь — не наша.

В Евангелии читаем: Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа ис­требляют и где воры подкапывают и кра­дут, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:19-20).

Там же, в Евангелии, находим: Не заботь­тесь и не говорите: «Что нам есть? или что пить? или во что одеться?» Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде все­го Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31—33). Эти слова мне очень нравятся, но я также знаю, что у некоторых они вызывают чувство недоуме­ния. Как это Господь призывает ни о чем не заботиться? Неужели у меня само собой все будет появляться? Так ведь не бывает! Кто не напрягается, у того ничего не будет, по­скольку под лежачий камень вода не течет...

Это изречение иногда трактуется не совсем правильно. На самом деле имеется в виду, что не надо переживать, если у нас что-то не получается. Но работать для того, чтобы было, на что жить, безусловно, нужно. «Кто не работает, тот не ест», — сказал еще апостол Павел (см. 2 Фес. 3:10). Трудить­ся надо, но не стоит из-за неуспеха сильно переживать, нервничать, расстраиваться, не спать ночей.

Я убежден, что для человека, который главным стремлением своей жизни сделает служение Богу и Его истине, Господь решит все земные вопросы. Один сербский епископ сказал замечательные слова: «Когда мы дела ем дела Божий, Бог делает дела наши». Если я буду просто бездельничать, то никакие птицы небесные не будут меня кормить. Я, в конечном итоге, просто разорюсь и умру от голода. Но если я буду служить Богу, то все будет по-другому.

Господь как бы заключает с нами дого­вор, предлагая определенные условия, на которые человек соглашается при наличии у него веры. Условия эти — служение Ему, исполнение Его заповедей. Тогда Он возьмет на Себя все наши земные дела. У нас будет достаточно средств, чтобы иметь все необхо­димое.

Сейчас мир переживает глобальный кризис, но независимо от него у каждого че­ловека в то или иное время происходит свой личный кризис, который оборачивается или катастрофой, или восхождением на новую высоту. Вообще, кризис — посещение Божие, заставляющее человека задуматься о своей жизни, быть может, что-то в ней изменить.

— Каковы могут быть духовные причи­ны посещающих человека несчастий и какие Уроки из них мы должны извлечь для себя?

- Думается, что при любых неприятно­стях лучше употреблять слово «цель», а не слово «причины». У людей в сложной ситуации зачастую возникает вопрос: «А за что мне это?» Хотя необходимо постараться вы­яснить: для чего?

Бог нас любит. Это первая аксиома, которую должен знать каждый. Никто не желает нам блага так, как Господь. Все об­стоятельства нашей жизни необходимы для того, чтобы в нас открылось понимание таких вещей, которые иначе остались бы незамечен­ными.

Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения (Пс. 145:3). Священное Писание постоянно нам напоминает: не уповая ни на кого, кроме Бога!

Поучителен в этом отношении рассказ, приведенный в Ветхом Завете. Когда евреи шли через пустыню, и у них не было еды, Бог пообещал кормить их (см. Исх. 16). И дал людям манну небесную, которую они собирали и ели. Манна была очень пита­тельной и по вкусу напоминала лепешки с медом. Но Господь наказал им, чтобы они брали ровно столько манны, сколько смогут съесть сегодня.

Это очень поучительно. Одна из немо­щей человека заключается в том, что он, имея что-либо сегодня, очень сильно начи­нает заботиться о завтрашнем дне. Но мы же знаем выражение: «будет день — будет и пища». Вот в соответствии с ним и нужно жить. В этом и проявляется наша вера. Я действительно верую в Бога, если осознаю, что все свои блага получаю от Него. Не от начальника на работе, не от кого бы то ни было еще, а именно от Бога.

Все, что ты получаешь в жизни, идет от Творца и по Его милости. Он помогает нам через наше руководство на работе, через жену и приходящих на выручку друзей и т.п.

А что касается финансовых трудностей, то можно сказать следующее. Господь порой ставит человека в сложные обстоятельства, чтобы дать ему возможность понять и почувствовать, в чем заключается источник его благ и Кто ему их дарует.

Тот, кто однажды с верой и упованием произнес: «Бог дал, Бог и взял»,— обяза­тельно когда-нибудь с радостью и благодар­ностью скажет: «Бог взял, Бог и дал». Пото­му что Господь, если чего-то нас лишает, то лишь для того, чтобы потом дать нам гораздо больше, но при условии правильного отноше­ния к этому лишению.

Очень часто люди, которые идут к Гос­поду, думают о том, что их жизнь станет лучше, в том числе и в материальном плане. Может быть, на это допустимо рассчитывать. Иногда такое случается. Но, однако, на практике человек должен понимать, что фи нанесшая помощь не является обязательным условием «сотрудничества» Бога и человека. Помните Авраама, которого Господь призвал оставить дом и пойти в землю, «текущую мо­локом и медом» (см. Быт. 12). Он поверил Богу и отправился в путь, но в итоге нашел страну, где был голод. Это было первое ис­пытание.

Авраам мог потерять веру, но он пра­вильно воспринял данную ситуацию, пере­ждав голод в Египте и потом вернувшись. И эта земля стала подлинно благословенной для него и его потомков.

Повторяю, Господь может порой по­зволить человеку дойти до края нищеты, но Он же в состоянии его увести с этого края, если человек будет помнить о том, что все дает Бог, а если не дает, значит, так надо. Главное — христианин должен видеть в Боге опору и подлинную радость жизни.

Здесь вспоминаются мудрые слова про­рока Аввакума, которые можно записать на большом листе бумаги и перечитывать в минуты трудностей: Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,— но я и тогда буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения мое­го. Господь Бог - сила моя (Авв. 3:17-19).

Понятно, что описываемые бедствия по большей части не характерны для нашего времени, но эту цитату можно переиначить, например, так: «Хотя бы угнали мою маши­ну, и разорился бы банк мой, и сгорел мой дом, я буду радоваться о Господе». Когда че­ловек поднимется до такой духовной высоты (а мы должны до нее подняться!), его самого и его семью Бог, точно, не оставит.

Сейчас имеет место еще и такая про­блема: люди не могут выплатить кредиты, погасить долги, которые у них возникли в связи со сложившейся экономической си­туацией. Можно ли что-то посоветовать в таком случае?

Я хорошо понимаю таких людей. Эта ситуация гораздо тяжелее, чем бездене­жье. Одно дело, когда у тебя недостаточно средств к существованию, а другое — когда ты при всем этом еще и вынужден расплачиваться с долгами. Но все равно я уверен, что безвы­ходных положений не бывает. Залезть в петлю или начать спиваться — это ведь тоже не вы­ход. В такой ситуации человек должен сказать себе, что это не самое худшее в жизни.

Если человек будет делать все, что от него зависит, и при этом поступать по сове­сти и молиться, я уверен, Господь разрешит проблемы, может быть, самым неожиданным образом.

Мне приходилось сталкиваться с людь­ми, которые находились в тупике, но потом их проблемы вдруг разрешались.

Бывает, придет человек в церковь, рас скажет свою страшную историю, и ты осо­знаешь, что даже сказать ему ничего не мо­жешь, остается только записать его имя и молиться о нем. Через год или два он опять появляется и делится: где-то ему помогли, где-то поверили, потом появились друзья, и потихоньку все наладилось.

Мы иногда не знаем, что делать в труд­ной ситуации, но всегда должны знать, чего делать нельзя. Кончать жизнь самоубийством точно нельзя, ни при каких обстоятельствах! Если действительно Богу угодно, чтобы я сейчас предстал пред Ним, Он меня призовет Сам.

А вообще, почему люди так сильно переживают материальные трудности, даже те, кто вроде бы продолжает относительно благополучное существование: одет, обут, здоров. В чем причина такого беспокой­ства?

Действительно, лишение материальных благ для кого-то является трагедией, а для кого-то — всего лишь неприятность, не более того. Конечно, они предпочли бы не лишаться своей собственности и средств, но проживут и без них.

В сущности, материальные лишения по­казывают, насколько тот или иной человек достоин называться человеком и чего он во­обще стоит.

Одной из прекраснейших христианских добродетелей является нестяжание. Каждый монах, к примеру, дает обет послушания и нестяжания. Жития святых изобилуют рас­сказами о том, как некий богатый человек жил в достатке, но потом все раздал или оставил, избрав для себя подвижническую жизнь. Такими примерами могут служить прпп. Антоний Великий, Арсений Великий (был очень богат), Иоанн Дамаскин (царед­ворец, при дворе халифа был министром), свт. Григорий Палама (его отец был при­дворным).

В монашестве есть некий идеал, кото­рого мирскому человеку достигнуть невоз­можно, но к которому мы должны всячески стремиться. Если у настоящего монаха мы видим полное нестяжание (т.е. он от все­го отказывается), то от мирянина такого от­каза не требуется, потому что у него есть прямые обязанности перед женой и детьми, но при этом ему не следует привязываться к мирским благам. Он не должен от них за­висеть. Чем меньше человек переживает по поводу потери богатства, тем более он совер­шенен.

У кого-то из святых я прочитал, что есть два способа лишиться материальных благ. Первый — когда ты сам добровольно все раз­даешь. А второй — когда тебя лишают иму­щества, например, грабят, обманывают или случается какое-нибудь бедствие. И если че­ловек, утратив всю свою собственность или ее часть, не скорбит о потере, то это вменяет­ся ему как подвиг больший, чем если бы он

раздал все по своему произволению. Думаю, смысл понятен: когда христианин раздает все свое имущество сам, возникает сильный соблазн тщеславия, гордыни, а когда он все теряет, подобной опасности нет. И в случае, если потерявший благодушно переносит свое вынужденное лишение, его поведение более ценно в глазах Бога.

Вот одна поучительная история, опи­санная в книге преподобного Иоанна Мосха «Луг духовный». На корабле плыл ювелир. Он перевозил мешки с золотом, брилли­антами и серебром. С ним был его сын. И среди команды оказался мальчик-юнга, которому поручили прислуживать ему. Ювелир очень полюбил юнгу, и тот тоже привязался к нему.

И вот однажды, когда юнга прислужи­вал ювелиру, последний заметил, что мальчик в слезах. Он спросил: «Почему ты пла­чешь?» — «Я не могу вам сказать этого»,-отвечал юнга. В конце концов, взяв с ювели­ра обещание, что тот не выдаст его секрета, мальчик рассказал ему, что капитан и матросы договорились между собой убить богатого пу­тешественника и его сына, выкинуть их тела за борт и поделить между собой мешки с зо­лотом. «Вы обречены, и ничего не сможете сделать»,— горько сказал юнга.

Но ювелир нашел выход из этого поло­жения! Он сказал своему сыну: «Сейчас от нас зависит — останемся мы в живых или нет. Я буду делать то, что, возможно, тебя удивит. Но ты не спрашивай ни о чем. Не волнуйся и помогай мне». Ювелир поднялся на палубу, расстелил большой ковер, а за­тем приказал сыну: «Неси сюда все мешки с золотом и бриллиантами!»

Моряки и капитан с любопытством наблюдали за происходящим. Сын принес все мешки на палубу. Отец высыпал их на ковер и сказал: «Смотри, вот из-за этого мусора мы с тобой чуть не погибли! Быстро бросим это все в море!»

Отец и сын схватили ковер за углы, и в одно мгновенье он оказался за бортом вместе со всем, что на нем было. Моряки, понятно, вышли из себя, но смысла убивать ювелира у них уже не было. И, несмотря на то, что тот лишился своих драгоценностей, он сохранил самое ценное — собственную жизнь. Такое отношение к своим материальным средствам должно быть у всех нас!

Жизнь наша - бесценна. Душа стоит несоизмеримо больше, чем все богатства все­ленной. Господь сказал: Какая польза чело­веку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф. 16:26)?

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.