Продукция и процессы, попадающие под действие технических регламентов, подлежат процедуре подтверждения их соответствия регламентам в форме декларации соответствия или обязательной сертификации. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Продукция и процессы, попадающие под действие технических регламентов, подлежат процедуре подтверждения их соответствия регламентам в форме декларации соответствия или обязательной сертификации.

2017-06-03 89
Продукция и процессы, попадающие под действие технических регламентов, подлежат процедуре подтверждения их соответствия регламентам в форме декларации соответствия или обязательной сертификации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. Непосредственно данный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

- выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

- направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;

- выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

- привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем выполнения изготовителем (продавцом, лицом, выполняющее функции иностранного изготовителя) разработанной им соответствующей программы мероприятий, он обязан остановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

В случае невыполнения предписания или программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.


 


Стандарты как форма технического регулирования

 

Общие положения

С тандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Органами международной стандартизации стандарт отнесен к нормативным документам. Нормативный документ – это документ, который устанавливает правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Целями (выборочно) стандартизации являются:

- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений;

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с такими положениями, как:

- добровольное применение документов в области стандартизации;

- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям;

- недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Определение стандарта как документа добровольного применения введено законом «О техническом регулировании» и отвечает международной практике. В СССР, а потом и в России, стандарты являлись обязательными к использованию. Данный закон отменяет обязательность выполнения требований стандартов и вводит четкое разделение требований: в стандарты относят добровольные требования, а обязательные требования предполагается последовательно перенести в новый для России документ – технический регламент. Разработка технических регламентов к настоящему времени по техническим и организационным причинам задерживается.

Объектами (предметами) стандартизации являются, главным образом, элементы материального производства (материалы, продукция, средства, технология и организация производства, процесс или услуга), а также элементы нематериальной сферы (термины, символы, системы документации, нормы техники безопасности и т. п.). Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

Областью (сферой) стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами в ней могут быть качество, техническое состояние, производство, отнесенные к объекту стандартизации.

Уровень стандартизации зависит от того, участники какого географического, политического или экономического региона мира принимают стандарт. Соответственно различаются:

- международная стандартизация, как деятельность, открытая для всего международного сообщества;

- региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира;

- национальная стандартизация – деятельность, проводимая в одном конкретном государстве.

При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: государственном; отраслевом (например, на уровне министерства); на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий и учреждений.

 

Категории стандартов

 

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций;

- своды правил;

 

 

- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом РФ по стандартизации.

Кроме этих документов продолжают действовать до момента отмены или пересмотра:

- стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;

- межгосударственные стандарты, если они не противоречат действующему законодательству.

Национальный стандарт введен в России законом «О техническом регулировании», затем в 2004 году Постановлением Госстандарта России все государственные стандарты России признаны национальными стандартами России. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) – это документ, принятый федеральным органом исполнительной власти по стандартизации или органом исполнительной власти по строительству и доступный широкому кругу пользователей.

Примеры условного обозначения государственных стандартов

ГОСТ Р 2.51 – 93

Год утверждения стандарта

Порядковый регистрационный номер

Классификационная группа

Комплекс стандартов (код системы ЕСКД)

 

В случае отсутствия в структуре обозначения стандарта классификационной группы порядковый регистрационный номер проставляется непосредственно после кода системы

Правила (ПР), (ПМГ) и рекомендации (Р), (РМГ) устанавливают соответственно обязательные и добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правил процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также соответственно обязательные и добровольные требования к оформлению результатов этих работ.

Правила разрабатывают при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов, при отсутствии таких стандартов, а также при нецелесообразности разработки и принятия соответствующих стандартов.

Рекомендации разрабатывают при целесообразности предварительной проверки на практике еще не ставших типовыми организационно-технических и (или) общетехнических положений, порядков (правил процедуры), методов (способов, приемов) выполнения работ определенных видов, а также правил оформления результатов этих работ, т. е. до разработки и принятия соответствующих правил или стандартов.

Правила и рекомендации не должны дублировать обязательные требования государственных, а также межгосударственных стандартов, принятых для применения в Российской Федерации, или противоречить этим требованиям.

Обозначение правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации состоит из индекса ПР (для правил) или Р (для рекомендаций), кода Госстандарта России (50), условного цифрового обозначения соответственно стандартизации – 1, метрологии – 2, сертификации – 3, аккредитации – 4, регистрационного номера и года утверждения (две последние цифры).

Примеры обозначений:

- Правила по стандартизации ПР 50.1.005—95;

- Рекомендации по метрологии Р 50.2.006—95.

Порядок разработки правил (ПР) и рекомендаций (Р), их принятие Госстандартом России, а также регистрация изложены в ГОСТ Р 1.10.

Межгосударственные правила и рекомендации обозначаются следующим образом:

ПМГ 13 – 95 РМГ 19 – 96

Год утверждения Год утверждения

Регистрационный номер Регистрационный номер

       
   


Проверку соблюдения обязательных требований правил осуществляют в порядке государственного контроля и надзора территориальные органы (центры стандартизации и метрологии) Госстандарта России, а также их разработчики в порядке авторского надзора.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее – общероссийские классификаторы) – нормативные документы, являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области устанавливается Правительством РФ.

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Классификатор – официальный документ – систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации. Каждому объекту классификации присваивается уникальный код.

Некоторые из действующих классификаторов:

- ОКП – Общероссийский классификатор продукции. Содержит более 20 млн. наименований продукции, которая является предметом поставки;

- ОКПО – Общероссийский классификатор предприятий и организаций; - ОКДП – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг;

- ОКСО – Общероссийский классификатор специальностей по образованию;

- ОКПДТР – Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (классификатор ЕСКД).

- ОКЕИ – Общероссийский классификатор единиц измерения;

- ОКПДТР – Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов;

- ОКЕИ – Общероссийский классификатор единиц измерения.

Стандарты организаций (СТО) введены в России законом «О техническом регулировании», их следует отличать от действовавших ранее стандартов предприятий. Они могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Объектами СТО могут являться, например: принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг; новые методы испытаний и экспертизы качества продукции; новые принципы организации и управления производством и т. д.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов общественных организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом соответствующих положений Федерального закона «О техническом регулировании».

Пример условного обозначения СТО:

СТО РОО 1.01 – 95

Год утверждения стандарта

Регистрационный номер

Аббревиатура общества

Система регистрационной нумерации разрабатывается обществом и согласовывается с Госстандартом России.

Необходимость применения СТО или их отдельных положений субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно и используют их при разработке ОСТ или СТП.

К организациям в данном случае относят коммерческие, общественные, научные, а также саморегулируемые организации, объединения юридических лиц. Это определение охватывает отрасли как объединения юридических лиц, предприятия всех форм собственности, общественные, научные общества. Поэтому следует ожидать, что стандарты организаций охватят действующие ныне стандарты отраслей, стандарты предприятий и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Госстандарт допускает следующие правила применения международных стандартов:

- без дополнений и изменения текста в качестве государственного российского с обозначением в виде: ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 (указывается год принятия стандарта в России, соответствующий международный стандарт принят в 2000 г.);

- с дополнениями в тексте, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации, с обозначением в виде: ГОСТ Р 50231 – 92 (ИСО 7173 – 89).

К региональным стандартам относятся межгосударственные стандарты стран содружества (СНГ), которые разрабатываются и принимаются Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В результате деятельности МГС сохранены существовавшие в СССР фонды нормативных документов по стандартизации (более 25 тыс. государственных и 40 тыс. отраслевых стандартов, 35 классификаторов технико-экономческой информации). Для этих стандартов сохранена аббревиатура ГОСТ, она же используется для вновь принимаемых стандартов по решению МГС.

Действия государственных стандартов распространяется на объекты межотраслевого применения, а также на продукцию массового и крупносерийного производства. Объектами государственной стандартизации являются

1) общетехнические и организационно-методические правила и нормы (предпочтительные числа, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения, например, подшипники, метизы, инструмент и др.);

2) межотраслевые требования и нормы техники безопасности, производственной санитарии, охраны природной среды;

3) основные эксплуатационные свойства и технические характеристики групп однородной продукции, имеющей межотраслевое применение: сырья, материалов, машин и приборов и др., а также методы их контроля;

4) единицы физических величин и их государственные эталоны, правила государственных испытаний средств измерений, методы и средства поверки средств измерений, методы выполнения и нормы точности измерений;

5) научно-технические термины, определения и обозначения, стандартные справочные данные о свойствах материалов и веществ;

6) системы конструкторской, технологической, управленческой документации, формы и системы организации производства.

В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством РФ.

Кроме этих документов продолжают действовать до момента отмены или пересмотра стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Стандарты отраслей (ОСТ) разрабатываются и принимаются государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты отраслей не должны нарушать требования государственных стандартов. Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющегося ведущим в производстве данного вида продукции. ОСТы действительны не только для предприятий и организаций данной отрасли, но и для таковых в других отраслях, применяющих и потребляющих продукцию данной отрасли.

Стандарты отраслей по закону «О техническом регулировании» не вошли в документы по стандартизации. На сегодняшний день в России существует множество стандартов отраслей, оставшихся от СССР. В то же время многое отрасли упразднены или реформированы. Несмотря на это, стандарты отраслей имеют большую научно-техническую ценность и значимость, и не отменены. Они продолжают действовать в настоящее время до выхода соответствующего решения о переводе каждого из них либо в национальный стандарт, либо в стандарт организации.

К объектам отраслевой стандартизации относятся:

1) конкретные виды продукции, для которой государственными стандартами установлены только общие технические характеристики;

2) детали и сборочные единицы, технологическая оснастка, сырье, материалы и полуфабрикаты, типовые технологические процессы внутриотраслевого применения;

3) методики выполнения и нормы точности измерений.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях организации и управления производством. Они распространяются:

- на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии;

- на нормы в области организации и управления производством;

- на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент и т. п.;

- услуги внутри предприятия;

- международные, региональные стандарты и национальные стандарты других стран, если они включены в договор о сотрудничестве и отсутствуют разработанные на их основе государственные или национальные стандарты.

СТП могут устанавливать ограничения по применяемой номенклатуре деталей, материалов, предусмотренные государственными или отраслевым стандартами.

СТП продолжают действовать в настоящее время до выхода соответствующего решения о переводе каждого отдельного стандарта в стандарт организации.

СТП не должны нарушать требований государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Ответственность за соответствие требований стандартов предприятий требованиям государственных стандартов несут утвердившие их предприятия.

Стандарты общественных объединений (СТО) действовали в СССР и затем в России до 2004 года. Это стандарты, принятые научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением, сфера их действия – новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.