Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-06-02 | 532 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Внушение - это процесс психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом восприятии информации. Соответствующая классификация проиллюстрирована на рис. 1.1.
Интеллектуальная активность сознания внушаемого в процессе внушения значительно ослаблена, а восприятие информации и формирование настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения.
Внушение (по способу воздействия) бывает открытым или закрытым. Открытое внушение имеет конкретную и четко обозначенную цель, отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия. Закрытое внушение характеризуется замаскированностью цели и не имеет прямой направленности на истинный объект воздействия.
Внушение (по средствам воздействия) может быть контактным или дистантным. Контактное внушение осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом. Дистантное внушение осуществляется с помощью средств устной и печатной пропаганды, радио и телевидения, где обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия затруднена.
По интервалу времени между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различают непосредственное и отсроченное внушение. При непосредственном внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия. Если между воздействием и ответной реакцией объекта существует ощутимый временной разрыв, то говорят об отсроченном внушении.
|
Внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия, а длительное внушение - сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного интервала времени.
По содержанию внушающее воздействие может быть специфическим и неспецифическим. Специфическое - это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определенной поведенческой реакции. Под неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта определенных психических состояний в соответствии с целями психологического воздействия.
Увы, в социуме человек постоянно испытывает внушение (подвержен суггестии). Суггестия представляет собой воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.
Рис. 1.1. Классификация видов внушения
При эффективном внушении человек не ощущает и не контролирует направленное на него воздействие. Оно происходит без участия воли (внимания) воспринимающего лица (коммуникатора). Внушение осуществляется посредством привязки внедренной идеи к устоявшимся установкам, убеждениям, ценностям и групповым нормам («опорам»). Поэтому внушаемые убеждения воспринимаются как свои собственные. Обычно внушение осуществляется с помощью «словесных» формул, которые внедряются в психическую сферу внушаемого и становятся активным элементом его сознания. Для осуществления внушающего воздействия используются вербальные (словесные) и невербальные символы, а также могут привлекаться в качестве раздражителей цвет, свет, звук. Эффективность процесса внушения определяется многими факторами (свойствами коммуникатора, степенью внушаемости индивида, способом построения и формой подачи материала), но всегда:
|
- достигается непосредственным убеждающим воздействием на психику человека, т.е. созданием рационального, эмоционального, логического и психологического начал на равных правах (если один из этих элементов исчезает, деформируется процесс убеждения);
- обеспечивается посредством привязки внедряемой идеи к «опорным» установкам, убеждениям, ценностям и групповым нормам (внушаемые идеи воспринимаются реципиентом как свои собственные);
- связана с восприятием информации, которая настраивает на определенную деятельность.
К механизмам внушающего воздействия можно отнести пропагандистский миф, стереотип, имидж.
Имидж – образ, который создается специально путем навязывания эмоциональных и идеологических мыслительных связей, т.е. ассоциативной логикой.
Процесс имиджмейкинга (формирование управляемого имиджа товаров и/или услуг, фирмы, личности, моды, идеологии и т.п.) состоит из системы взаимосогласованных акций, направленных на определенную категорию населения и ставящих следующие задачи:
- позиционирование, т.е. создание и поддержание (воспроизводство) устойчивого понятного имиджа;
- возвышение имиджа при снижении имиджа конкурентов;
- отстройка от конкурентов, т.е. позиционирование своего объекта на фоне конкурентов с целью уменьшения влияния по данному вопросу мнения несовпадающего с данным.
Имиджмейкинг применяется не только в различных коммерческих проектах, но и для субъектов, положение которых определяется отношением к ним общества, отдельных людей или групп, а также для лиц, по каким-либо причинам заинтересованных во влиянии на других. К этой категории можно отнести отдельные личности (политики, телеведущие, лидеры общественных и религиозных движений), социальные группы (военные, студенты, пенсионеры и т.п.), партии, телерадиокомпании, общественные движения и др.
В социуме внушение и убеждение часто используются с целью получения социального эффекта, где имидж внушающего играет не последнюю роль (известной своим авторитетом личности верят быстрее). Если внушение в обществе происходит постоянно (с помощью СМИ), то какое-либо решение, принятое подвергшимся внушению человеком, рано или поздно будет казаться ему собственным (он может даже не задуматься о возможных целях этого решения).
|
Пропагандистский миф предусматривает внедрение в сознание людей определенных установок о тех или иных личностях, событиях с целью их дезориентации.
Зачастую мифы имеют под собой реальную почву, но создаются путем искажения информации. Неизменными условиями порождения мифов является монополизация контроля над средствами массовой информации.
Стереотип – схематический, стандартизованный образ или представление о социальном объекте или явлении, обладающий большой устойчивостью (выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта). Многообразие явлений стереотип обобщает, сводит разнообразие явления к простейшим обобщенным представлениям. Он делит мир на две категории – на «знакомое» и «незнакомое», которым ставятся в соответствие с оценкой «хорошо» и «плохо».
Стереотипы во многом определяют процесс восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в соответствующую группу людей. В этом случае значительную роль играют СМИ и массовое сознание, общественное мнение, которое является управляемой системой. Для органов власти вопрос состоит не столько в том, можно ли изучать и измерять общественное мнение, сколько в том, как лучше управлять процессом его формирования, по каким конкретным критериям судить о сформировавшемся мнении, как эффективнее использовать его в регулировании жизнедеятельности социума.
Эффект внушения - впечатление, производимое в результате внушающего воздействия на человека. Рассмотрим основные эффекты внушения.
Эффект «заражения» достигается при создании особого эмоционального состояния толпы, массы людей, где:
- человек становится частью массы, попадает под власть страстей;
- имеет место: преобразование чувств; утрата интеллекта, ответственности; легкая управляемость;
- наличествует: умственное упрощение; ограничение материала; вдалбливающее повторение; эмоциональное нагнетание.
Эффект взрыва наступает при достижении резонанса эмоционального состояния массы людей или этноса. Источником здесь нередко являются националистические стереотипы, негативные установки по отношению к другим нациям и народностям.
|
Эффект «образа врага» - создание легко воспринимаемого сознательно сконструированного «образа врага». Сущность конструирования состоит в искусственном установлении соответствия между негативами (страхами, болезнями, опасностями и неразрешенными конфликтами, имеющими нераспознанные причины) с неким «козлом отпущения», который становится «громоотводом» для общественного мнения.
Эффект ореола заключается в том, что на впечатления личности о действиях влияют не только объективные оценки таких действий, но и наше общее отношение к нему (человек склонен с повышенным вниманием относиться к тем, кто уже имеет общественное признание, слабо оценивая, как завоевано это признание).
Эффект реаптенса имеет место, если человек чувствует, что какое-то сообщение делается с целью повлиять на него, и он воспринимает его как угрозу своей свободе принимать решения, т.е. относится к такому сообщению крайне негативно[29].
Эффект насыщения возникает, когда чрезмерное повторение информации вызывает негативную реакцию, направленную на избежание контактов с повторяемой информацией. Примером может служить назойливая реклама.
Эффект Барлета возникает, когда ослабленный вирус «чужих идей» помогает противостоять им.
Эффект бумеранга заключается в том, что человек, принимая и оценивая информацию, направленную на изменение его социальных установок, суждений и мнений, не только не изменяет свои исходные позиции, но еще более укрепляется в них. Он проявляется чаще всего в случаях, когда люди, которым адресована, информация, с явно выраженной неприязнью относятся к источнику этой информации.
Эффект края заключается в том, что из расположенного в ряд материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются легче и быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.
Эффект новизны основан на том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. Тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация[3].
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!