Жизнь и деятельность в Советской России. Кончина (1918—1922) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Жизнь и деятельность в Советской России. Кончина (1918—1922)

2017-06-02 80
Жизнь и деятельность в Советской России. Кончина (1918—1922) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По воспоминаниям современников и близких людей, Н. Ф. Катанов был предельно далёк от политики и воздерживался даже от публичного объявления своих взглядов. Бурные события 1917 года практически миновали Катанова, но повлекли за собой расширение его профессиональных обязанностей[73]. В октябре 1917 года в Казани открылся Северо-восточный археологический и этнографический институт, построенный на демократических началах с выборным ректором и участием студентов в руководстве. Преподаватели были из университета, занятия проходили в вечернее время[74]. Николай Фёдорович был избран деканом археологического отделения, читал там лекции по истории Золотой Орды, источниковедению Поволжья, восточной нумизматике и восточной хронологии. В мае 1919 года в институте было создано Восточное отделение, которое вновь возглавил Катанов, после преобразования института в Восточную академию в 1921 году Катанов остался в его штате. По сути, только после провозглашения советской власти Н. Ф. Катанов мог в полной мере реализовать свои умения и таланты, не подвергаясь при этом атакам националистов и недоброжелателей[75]. Кроме Археологического института, он преподавал в Высшем институте народного образования, чувашских педкурсах и даже в Высшей восточной музыкальной школе, в которой читал «песнетворчество турецко-татарских народов». 15 февраля 1919 года Н. Ф. Катанов по всероссийскому конкурсу был избран профессором Казанского университета, 1 августа 1921 года был официально утверждён в этом звании Наркомпросом[76]. 17 января 1919 года на первом заседании обновлённого Общества археологии, истории и этнографии Катанов был вновь избран его председателем и одновременно членом Совета[77]. 31 января 1919 года в университете Николай Фёдорович возглавил комиссию по организации при историко-филологическом факультете восточного отделения. Кроме того, с 1918 года он возглавлял нумизматический кабинет и добился возвращения из ЧК конфискованных золотых и серебряных монет. Преподавательская нагрузка его составляла до 47 часов в неделю, что определялось и необходимостью обеспечения семьи в голодные годы гражданской войны[75].

Надгробие Н. Ф. Катанова на Арском кладбище. Позади — вход в церковь Ярославских чудотворцев. 15 ноября 2014 года

По словам С. Н. Иванова, после 1918 года «Катанов вновь обретает вкус к научным исследованиям»[78]. Многочисленные предложения о преподавательской, организаторской и научно-исследовательской работе вывели его из состояния депрессии. За три года (1918—1921) — в условиях разрухи и гражданской войны — Николай Фёдорович опубликовал столько же материалов, сколько за 8 предыдущих лет. Среди них выделялась «Восточная хронология» (в 240 страниц) по материалам лекционного курса в Археологическом институте.

Катанову не удалось избежать и тягот советского быта — колки дров и многочасовых стояний в очередях; кроме того, почти все сотрудники казанских учреждений обзавелись подсобным хозяйством, работал на своём огородике и Николай Фёдорович. Хотя он сохранял внешний оптимизм, но к 1921 году стал задумываться о переезде в более благополучное место: ему поступали предложения от университетов Баку, Ташкента, Владивостока и Красноярска. Осенью организм учёного не вынес лишений и непосильной работы (в том числе на земле), и Катанова разбил паралич. К новому, 1922 году он стал постепенно оправляться, однако заболел гнойным плевритом. Даже находясь в тяжелейшем положении, прикованный к постели, Катанов 11 февраля 1922 года писал Совету Саранского краеведческого общества, изложив целую программу исследований[79]. В начале марта последовало резкое ухудшение (открылся скоротечный туберкулёз), его перевезли в Шамовскую больницу и срочно сделали операцию, но было уже поздно.

В ночь на 10 марта 1922 года Н. Ф. Катанов скончался в возрасте 59 лет[80]. Похоронили учёного в ограде Спасо-Преображенского монастыря на территории Казанского Кремля. Во время разрушения монастыря в 1928 году горисполком позволил перенести останки на Арское кладбище, где они были захоронены неподалёку от могилы Н. И. Ильминского — одного из первых учителей Н. Ф. Катанова[80]. Существует, однако, версия, что на Арском кладбище находится лишь кенотаф, сооружённый к 110-летию учёного (в 1972 году), а подлинное место его погребения давно утеряно[81][82].

Личность

Особенности характера и стиля поведения Н. Ф. Катанова закладывались ещё в гимназической юности, испытания того времени наложили отпечаток на всю последующую его жизнь. Судя по воспоминаниям современников, Николай Фёдорович был всегда спокойным, уравновешенным и терпеливым. Как учёному и преподавателю, ему были свойственны педантизм и строгость, переходящая в суровость. При всей внешней замкнутости Катанов, судя по воспоминаниям А. А. Ярилова, был «скрыто добрым внутри, искавшим тёплого к себе отношения». Привычка к бережливости выражалась в том, что он неукоснительно отмечал в записных книжках и дневниках мельчайшие расходы, даже в 1—3 копейки, однако он бескорыстно помогал всем коллегам, кто только его об этом просил[83]. Современники отмечали также лёгкость его характера в повседневном общении и даже наличие мягкого юмора[84].

О трудолюбии и способностях Н. Ф. Катанова свидетельствуют данные, приводимые М. Пинегиным, относящиеся к периоду его работы во Временном комитете по делам печати (цензуре). Став цензором в 1906 году по рекомендации Пинегина, Катанов ежегодно просматривал не менее 500 рукописей, представляемых на согласование татарскими издателями, не считая документов, ежедневно поступающих из канцелярии губернатора, жандармского управления, судебных присутствий и др. (не менее 60 страниц текстов на арабском, персидском, чагатайском, сартском и других восточных языках). По уверениям М. Пинегина, Катанов был способен работать с 50-ю западными и восточными языками[85]. От обязанностей цензора он освободился только в 1916 году.

Николай Фёдорович не проявлял практически никакого интереса к литературе и искусству. В его личной библиотеке не было художественной литературы, он никогда не посещал театра и концертов; читал он практически только специальную литературу и исторические источники на доступных ему языках[86]. С 1888 года он занимался коллекционированием, в Казани был завсегдатаем антикваров и старьёвщиков. Предметом собирания были разнообразные вещи, имеющие отношение к истории, этнографии и археологии тюркских народов, но при этом практически всё накопленное Н. Катанов безвозмездно передавал в музеи. Так, в музее Казанского университета оказалось собрание ритуальных принадлежностей сибирского шаманского культа, включая ножи и бубны[87]. Он был отличным знатоком восточной нумизматики, и современники полагали, что многие коллекции казанских музеев могли быть атрибутированы только Николаем Фёдоровичем[88]. В фондах современного Национального музея РТ, по подсчётам И. Р. Газизуллина, находится 1790 предметов, переданных Н. Ф. Катановым[89].

Примечательным в данной связи является, в частности, участие Н. Ф. Катанова в изучении «историко-археологического музея» известного казанского коллекционера, профессора Н. Ф. Высоцкого. «Считаю приятным для себя долгом, — отмечал Н. Ф. Высоцкий в 1908 году, — выразить здесь мою душевную признательность профессору Н. Ф. Катанову за просвещённое содействие при разборе и описании моей коллекции».[90]

Для Катанова было характерно также нежелание участвовать в любого рода дискуссиях, как политических, так и чисто научных. По воспоминаниям К. В. Харламповича:

В полемику он никогда не вступал ни в литературную, ни в устную. В случае нападок на него он или отмалчивался, или уступал, готовый отказаться от той должности, где произошла неприятность[70].

Научное наследие

При всей широте научных интересов Катанова основными центрами притяжения для него всегда оставались этнография с фольклористикой и сравнительное изучение тюркских языков. Специалисты называют Н. Ф. Катанова и В. В. Радлова основателями сравнительно-исторического метода в лингвистических исследованиях. «Краткий сагайско-русский словарь» Катанова, составленный ещё в гимназические годы, включал 3090 общеупотребительных лексических единиц, его материалы были положены в основу хакасско-русских словарей 1953 и 2006 годов издания[91]. Катанов-лингвист совмещал изучение восточных языков с собиранием фольклора хакасов, тувинцев, карагасов, сартов, уйгуров и других народов Южной Сибири и Восточного Туркестана, причём с присущей ему аккуратностью паспортизировал каждое сообщение[92].

В 1921 году Н. Ф. Катанов собственноручно составил список опубликованных им работ, в который включил около 380 библиографических единиц. Однако, по подсчётам А. Каримуллина, в это число следовало также включить около 900 написанных им аннотаций, рефератов, рецензий, а в составленных им каталогах и указателях учтено не менее 7000 названий книг на множестве европейских и азиатских языков[93]. Полностью его рукописное наследие не только не опубликовано, но ещё и частично не выявлено. Только в Национальном архиве Республики Татарстан в личном фонде Катанова хранится 551 дело, включающее переписку, вырезки из газет и прочее. Там же сохранились остатки его библиотеки — 471 единица хранения, в основном учебная литература и словари на арабском, персидском и турецком языках[94]. Документы, связанные с обширной и многосторонней деятельностью учёного, рассеяны по всей России и за её пределами.

Сразу после кончины наследие Н. Ф. Катанова анализировалось в центральной и казанской печати, В. А. Гордлевским, А. Н. Самойловичем, Н. М. Покровским, К. В. Харламповичем и другими были изданы содержательные некрологи. Для этих публикаций характерно не только описание многих примечательных фактов его биографии, но и характеристика педагогической и научной деятельности учёного, а также различных аспектов тюркологического наследия Николая Фёдоровича.

Однако уже вскоре после смерти Н. Ф. Катанова стараниями властей его имени и научно-общественным заслугам стал придаваться негативный, с точки зрения большевистской идеологии, «контрреволюционный» оттенок. В 1924 году, в связи с поступившими сведениями «о группировке черносотенного элемента в Обществе археологии, истории и этнографии», Татотделом ОГПУ было возбуждено дело против К. В. Харламповича, И. И. Сатрапинского, С. П. Шестакова, В. Ф. Смолина, С. И. Порфирьева, Н. В. Никольского и И. М. Покровского. При этом статья (некролог) И. М. Покровского о Н. Ф. Катанове была названа в «заключительном акте» «характерным образчиком миссионерских тенденций, играющих превалирующую роль в деятельности Совета Общества». Имя же самого, уже покойного к тому времени, Н. Ф. Катанова, как «известного видного миссионера», использовалось для доказательства контрреволюционного характера направленности «Известий Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» и самого общества.[95]

Несмотря на это, объективные оценки деятельности Н. Ф. Катанова активно использовались в многочисленных публикациях на протяжении ряда последующих лет [96]. Положение резко изменилось в период 1930—1950-х годов, когда количество публикаций о Н. Ф. Катанове сократилось в разы, а в периодической печати встречались инвективы наподобие «учёного холопа старого режима» (газета «Красная Татария» в 1933 году) или «реакционера в науке» («Учёные записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории», 1951 год). Научная реабилитация Катанова началась в 1958 году, когда в «Вестнике Академии наук Казахской ССР» увидела свет посмертная статья С. Е. Малова (материалы её относились к 1922 году), а в Абакане был напечатан сборник воспоминаний об учёном, в том числе его дочери Анны Николаевны. К 100-летию Катанова его биографию подготовил известный тюрколог С. Н. Иванов, в дополненном виде она была переиздана в 1973 году. Хакасские учёные продолжали активную деятельность по разработке наследия своего именитого земляка, в 1997 году была опубликована его «Автобиография» (доведённая до 1894 года), составленная для использования в словаре Венгерова.

Новый подъём интереса к наследию Катанова отмечен, начиная с 2000 года, когда в Анкаре увидел свет трёхъязычный (хакасский, русский и турецкий) сборник избранных статей Катанова о саянских тюрках. В 2003 году поэт А. Преловский выпустил двухтомник «Фольклор саянских тюрков XIX века», целиком основанный на материалах Катанова, опубликованных в «Образцах народной литературы тюркских племён». Первый том содержал поэтические переложения Преловского, а во второй том были включены необработанные прозаические материалы. Только в 2011 году были опубликованы дневники путешествия в Туву 1889 года, рукопись которых, подготовленная автором к печати, хранилась в архиве Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)[97].

В 2005 году в Казани усилиями Р. М. Валеева и В. Н. Тугужековой был проведён международный семинар «Наследие Н. Ф. Катанова: история и культура тюркских народов Евразии», по результатам которого увидели свет сборник трудов (2006 года) и коллективная научная биография «Н. Ф. Катанов и гуманитарные науки на рубеже веков».

Увековечивание памяти

Памятник Н. Ф. Катанову в Абакане

28 сентября 1987 года на базе музея Аскизской средней школы был создан Аскизский общественный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова (ныне — Аскизский районный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова). 10 августа 1994 года постановлением Президиума Верховного Совета и Совета Министров Республики Хакасия имя Н. Ф. Катанова было присвоено Хакасскому государственному университету (ХГУ). В том же году Верховным Советом республики была учреждена Государственная премия имени Н. Ф. Катанова, которой награждаются наиболее выдающиеся учёные. С этого же времени в ХГУ имени Н. Ф. Катанова проводятся традиционные «Катановские чтения»[98].

В 1996 года Советом Министров Республики Хакасия были выпущены суррогатные деньги номиналом 5000 рублей, получившие в народе название «катановки» из-за помещённого на реверсе банкноты портрета учёного[99].

В 2005 году в Казани Школьный переулок, в котором жил Н. Ф. Катанов, был официально переименован в Катановский (до революции он уже неофициально носил это название). «Международная независимая ассоциация трезвости» (МНАТ) предложила также установить в городе памятник Катанову, восстановить его дом, разместив там «Музей трезвости»[81].

27 июня 2007 года в селе Аскиз, на берегу одноимённой реки, напротив здания местной администрации, был торжественно открыт памятник Н. Ф. Катанову[98].

26 октября 2007 года в Абакане на проспекте В. И. Ленина (в сквере рядом с ХГУ имени Н. Ф. Катанова) был установлен памятник Н. Ф. Катанову работы красноярского скульптора Константина Зинича. Учёный запечатлён в бронзе во весь рост, с книгой в руке. Открытие памятника стало частью последнего юбилейного блока — Дней хакасской письменности и культуры[98].

9 августа 2011 года было принято Постановление Правительства Республики Хакасия № 507 «Об объявлении 2012 года в Республике Хакасия Годом Н. Ф. Катанова», в котором, в частности, отмечается «огромное значение личности и научной деятельности востоковеда-тюрколога Николая Фёдоровича Катанова для развития культуры и науки Республики Хакасия»[100]. Этим же постановлением был утверждён «План мероприятий по проведению в 2012 году в Республике Хакасия Года Н. Ф. Катанова»[4].

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.