Петербургский период (1884—1893) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Петербургский период (1884—1893)

2017-06-02 96
Петербургский период (1884—1893) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Катанов, Николай Фёдорович

Николай Фёдорович Катанов
 

Николай Фёдорович Ката́нов (6 [18] мая 1862, местность Изюм (Узюм) у села Аскиз — 9 марта 1922, Казань) — российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным. Действительный статский советник (1915)[1].

Родился в семье улусного писаря, в 1876—1884 годах обучался в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884—1888 годах был студентом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. По рекомендации В. В. Радлова был отправлен в этнографо-лингвистическую экспедицию в Сибирь и Восточный Туркестан для изучения языков и быта тюркских племён. В 1889—1892 годах исследовал народы Хакасии, Тувы, Семиречья, Тарбагатая и Синьцзяна. Поскольку получить место в Петербургском университете не удалось, в 1894 году Катанов переехал в Казань, проработав в этом городе 28 лет до самой своей кончины. В 1903 году защитил диссертацию на соискание степени магистра — «Опыт исследования урянхайского языка», в 1907 году утверждён доктором сравнительного языкознания по совокупности трудов. В 1911—1917 годах преподавал преимущественно в Казанской духовной академии. Ординарный профессор Духовной академии с 1915 года, в 1919 году избран профессором Казанского университета по всероссийскому конкурсу, результаты которого были утверждены Наркомпросом в 1921 году.

Н. Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres (Лёвен) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), также членом-корреспондентом финно-угорского общества (Гельсингфорс), действительным членом императорского Русского географического общества (с 1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом казанского и семипалатинского статистических комитетов[2]. В 1898—1914 годах Н. Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и вновь стал его председателем в 1919 году. Также активно занимался общественной деятельностью, особенно в области пропаганды трезвости. Его научные работы продолжают издаваться и переиздаваться в XXI веке.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Образование (1869—1884)
  • 3 Петербургский период (1884—1893)
    • 3.1 Восточный факультет
    • 3.2 Путешествие в Сибирь и Туркестан
    • 3.3 Возвращение
  • 4 Казанский период (1894—1922)
    • 4.1 Творческий расцвет (1894—1908)
      • 4.1.1 «Опыт исследования урянхайского языка»
    • 4.2 Творческий спад (1909—1917)
    • 4.3 Жизнь и деятельность в Советской России. Кончина (1918—1922)
  • 5 Личность
  • 6 Научное наследие
  • 7 Увековечивание памяти

Происхождение

Николай Фёдорович Катанов родился 18 (6) мая 1862 года в Тураковском улусе — степной местности в 16 км от села Аскиз на левом берегу реки Абакан — и при рождении получил хакасское имя Пора́[3] (хак. Пора Хызыл оглу). В автобиографии для словаря С. А. Венгерова в 1897 году Катанов писал:

Отец мой был татарин[Комм 1] племени Сагай, а мать татарка племени Каш, колена Пюрют, отец по профессии был улусный писарь своего племени. Как я, так и родители мои — христиане православного вероисповедания. Родители и все предки исповедовали христианство, которое введено в долину Абакана в XVIII столетии, и вместе с тем открыто держались шаманских обрядов: участвовали в жертвоприношениях духам гор, воды, огня и неба и молились этим духам как покровителям домашнего скота и людей[4].

Род Катановых принадлежал к хакасскому сеоку (клану, дословно «кости») пурут (пюрют), относящемуся к сагайцам. Хакасское имя Фёдора Катанова — Хызыл. По разным источникам мать Николая Фёдоровича носила фамилию Чаптыкова[5] или Кизекова, звали её Мария (по-хакасски Чамах). Чаще биографы называли фамилию Чаптыкова, которая относилась к сеоку хасха (каш) и роду Шалошин, то есть она была качинка. Родители Катанова, придерживаясь одновременно традиционных шаманских верований и православия, не состояли в церковном браке, поэтому в метрическом свидетельстве Николай числился незаконнорождённым[6]. Старший его брат — тоже Николай — стал впоследствии священником Усть-Есинской церкви Минусинского округа[7], в семье также была дочь Мария. Как и все хакасы, семья вела полукочевой образ жизни: тёплую половину года проводили на летнике в Сагайской степи, а в холодное время жили на берегу реки Абакан близ озера Саркагель[8].

Образование (1869—1884)

Группа учащихся Красноярской гимназии. Катанов сидит в центре. Не позднее 1884 года

В 1869 году Николай Катанов был зачислен в только что открывшееся в Аскизе одноклассное сельское училище, в котором преподавал его дядя Ефим Семёнович, совмещавший должности письмоводителя степной думы, церковного старосты, лавочника и т. д.[3] Серьёзного образования в училище получить было нельзя, но в Аскизе держал дом и промежуточную базу красноярский золотопромышленник П. И. Кузнецов[Комм 2], обладавший библиотекой и стремившийся просвещать местных «инородцев». Школа в Аскизе располагалась в его собственном доме, а книгами Николай широко пользовался для самообразования[10].

Первым учителем Катанов называл И. И. Каратанова — служащего Кузнецова, также обладавшего небольшим собранием книг о народах Сибири; именно он привил Николаю глубокий интерес к культуре и истории тюркских народов[11][Комм 3]. После кончины отца в 1874 году Николай, летом работавший пастухом, поступил под опеку своего дяди, который устроил его писарем в Аскизскую степную думу. За два года службы Катанов освоил русскую грамоту и каллиграфию. Испытывая потребность в продолжении образования, в 1876 году Николай принял решение поступать в Красноярскую гимназию. В этом ему мог помочь П. И. Кузнецов, являвшийся тогда городским головой Красноярска. Заручившись рекомендациями И. И. Каратанова, Николай на лодке по Абакану и Енисею добрался до города и был зачислен в гимназию[13].

В Красноярске Катанов столкнулся с тяжёлой нуждой, которая преследовала его на протяжении всей жизни. От отца ему досталось 100 рублей, которых было совершенно недостаточно. Катанов, помимо того, что все 8 лет учёбы был первым учеником, вынужден был подрабатывать репетитором, а иногда и батрачить летом в семьях более успешных товарищей[14]. В числе его подопечных по репетиторству были дети купцов — Арсений Ярилов и Вера Емельянова. Катанов-гимназист отличался усидчивостью и прилежанием, учение давалось ему легко. Сохранились похвальные листы за второй, четвёртый и седьмой классы. За все восемь лет обучения он не допустил ни одного опоздания или нарушения дисциплины и только в восьмом классе переполошил всю гимназию, не появившись на уроке. Директор отправил на квартиру Катанова гимназического надзирателя, и тот обнаружил, что добросовестному ученику пришло в голову хотя бы раз в жизни не пойти на занятия[15].

В гимназии началось формирование Н. Ф. Катанова как учёного. В материалах для словаря С. А. Венгерова он писал:

С 1880 года, то есть с IV класса гимназии, под влиянием учителя истории и географии А. К. Завадского-Краснопольского, действительного члена Восточносибирского отделения Географического общества, я занимался записыванием сагайских текстов и описанием обычаев своего племени. Благодаря знакомству с сочинениями учёных В. В. Радлова, М. А. Кастрена и Н. А. Кострова я значительно дополнил свои записи и впоследствии напечатал их в разных изданиях[9].

В 1883 году статью Катанова «Описание шаманского бубна и костюма» опубликовал Г. Н. Потанин в своей книге «Очерки Северо-западной Монголии». В 1884 году Николай Фёдорович отправил рукопись грамматики сагайского языка в Петербургскую Академию наук, где её подали на рассмотрение Н. И. Ильминскому. По мнению ряда современных исследователей (в частности, Г. И. Исхакова и Г. С. Амирова), в этой неопубликованной работе уже присутствовали зачатки сравнительно-исторического подхода к изучению тюркских языков, характерного для зрелого Катанова[16]. Однако Ильминский незаслуженно[17] раскритиковал работу, хотя и отметил даровитость Катанова именно как этнографа и лингвиста[18].

В 1884 году Катанов окончил Красноярскую гимназию с золотой медалью и твёрдо намеревался получить тюркологическое образование и стать учёным. Первоначально (возможно, под влиянием брата-священника) он думал о поступлении в Казанскую духовную академию[7]. Получив разрешение («приговор») Аскизской степной думы, Катанов отправился в Казань, но обнаружил, что преподавание восточных языков в Казани — и в академии, и в университете — почти прекратилось. По совету Н. И. Ильминского и В. В. Радлова, состоявших в переписке с талантливым «инородцем», Николай Фёдорович решился ехать в Петербург[17].

Возвращение

Н. Ф. Катанов и А. И. Тихонова

14 октября 1892 года в Аскизе в Петропавловской церкви Н. Ф. Катанов обвенчался с приёмной дочерью своего дяди Ефима Семёновича — Александрой Ивановной Тихоновой. Она окончила Минусинскую гимназию, имела способности к музыке, играла на рояле. В дальнейшем она деятельно помогала мужу с переводами и выписками. Вместе они прожили 30 лет; у супругов была единственная дочь Анна (1901—1980), ставшая учительницей. Также Катанов воспитывал сына своей сестры Марии — Николая Гавриловича Тюнестеева — и дал ему свою фамилию. Николай Катанов был арестован и расстрелян в 1937 году[33].

Выполнив всю программу, предусмотренную Академией наук и Русским Географическим обществом, Н. Ф. Катанов с женой 22 декабря 1892 года вернулся в Петербург. Он привёз с собой несколько томов подготовленных для печати дневников, а также огромный массив данных, на которых в дальнейшем строил все свои научные работы. Многие материалы были впервые введены в научный оборот, в частности, составлены словари и грамматики тувинского и тофаларского языков. Катанов оказался пионером в изучении уйгурских диалектов Турфанского и Хамийского оазисов[34]. Однако и по состоянию на 2014 год основной массив его лингвистических и этнографических материалов остаётся неопубликованным.

Вернувшись в Петербург, Катанов рассчитывал занять место лектора татарского языка на Восточном факультете, но оказалось, что оно уже было отдано родственнику И. Н. Березина. Письма к В. В. Радлову полны жалоб на бытовую неустроенность и безденежье (пришлось продать дорожные шубы и золотую гимназическую медаль)[Комм 4]. По мнению П. О. Рыкина, у Катанова временно возникло отвращение к научно-преподавательской деятельности, чем объясняется его обращение в Министерство народного просвещения о зачислении его на должность инспектора училищ в Оренбургскую губернию, Сибирь или Туркестанский край. После года полной неопределённости 9 ноября 1893 года при содействии В. В. Радлова и В. Р. Розена Николай Фёдорович получил место преподавателя Казанского университета в звании экстраординарного профессора. Для того, чтобы занять эту должность, Катанов 10 и 21 декабря 1893 года выдержал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и немедленно выехал в Казань[36].

Казанский период (1894—1922)

Творческий спад (1909—1917)

Н. Ф. Катанов в вицмундире профессора Казанского университета с наградами. Фото 1909 года

Практически все биографы Н. Ф. Катанова отмечали, что к концу первой декады ХХ века стал нарастать ощутимый спад в его научной деятельности. Непосредственной причиной этому были крайне неблагоприятные социально-психологические условия в Казанском университете и ОАИЭ. По воспоминаниям дочери учёного, А. Н. Катановой, ещё в 1894 году многие представители университетской профессуры были крайне недовольны появлением в их среде «инородца», встречались и ещё более крайние мнения: «к нам скоро будут присылать дикарей». Сам Николай Фёдорович старался не обращать внимания на такие инциденты, но совершенно изолироваться от них не мог[60]. Более того, в Казани Катанов оказался вынужденно, только потому, что ему не нашлось места в Петербургском университете, и обида на события 1893 года осталась у него на всю жизнь. Уже в 1904 году он откровенно писал Э. К. Пекарскому: «В Петербурге я не нашёл приюта благодаря старательным проискам некоторых ориенталистов»[61]. Отношения со столичными коллегами ухудшались, дойдя до того, что Н. Ф. Катанов дал клятву ничего не печатать в Петербурге и сдержал её[61]. В конце концов учёный оказался в изоляции от крупнейшего центра российского востоковедения, а к Западу был равнодушен.

Тем не менее, в 1907 году В. В. Радлов издал в Петербурге два тома катановских материалов в 9-м выпуске «Образцов народной литературы тюркских племён» на языке оригинала и в переводе Николая Фёдоровича. В «Образцах» увидели свет разнообразные образцы фольклора тувинцев — 1410 названий, хакасов — 1159 названий — и карагасов — 203 названия.

Положение Катанова в Казани характеризовалось его биографом С. Н. Ивановым так:

Единственный представитель востоковедения в Казанском университете, Катанов был лишён профессиональной научной сферы, его исследовательские интересы были чужды окружающим его на историко-филологическом факультете профессорам. Признанный учёный, Катанов вынужден был ограничиваться чтением необязательных курсов, а положение «преподавателя в звании экстраординарного профессора» не соответствовало его научному весу и авторитету[61].

Здание Духовной Академии на Арском поле. Фото 1900-х годов

После 1908 года Катанов постепенно стал терять интерес к научным изысканиям, полагая их бесполезными и ненужными. Попытки утвердиться в университете закончились в 1913 году отказом Совета университета учредить постоянные ординатуры при кафедрах турецко-татарского и финно-угорского языкознания, что позволило бы Катанову иметь постоянный состав студентов[62]. Будучи человеком глубоко религиозным, Николай Фёдорович попытался разрешить свой кризис в церкви. Ещё в 1906 году он вступил в церковное историко-археологическое общество Казанской епархии[63]. В мае 1911 года он принял решение участвовать в конкурсе Казанской духовной академии на замещение вакантной кафедры этнографии и истории, специально предназначенной для изучения тюркских языков и миссионерской деятельности в среде татар, чувашей, марийцев, казахов, и других народов[64]. Получив большинство голосов на выборах, Николай Фёдорович столкнулся с оппозицией бывшего заведующего — Е. Малова, который обвинил учёного в «объективном и безучастном» отношении к православию. Святейший Синод 7 октября 1911 года аннулировал результаты конкурса и утвердил заведующим протеже Малова — А. Михайлова. Однако после его отказа «по семейным обстоятельствам» синодальным указом от 30 ноября Катанов всё-таки был поставлен заведующим кафедрой, но в звании доцента, а не профессора[65].

В Духовной академии Н. Ф. Катанов читал курсы по истории христианства в Поволжье в золотоордынский период и «Историю несторианства в Средней Азии и Монголии в V—XI веках», а также преподавал татарский язык. Для нужд студентов Катанов издал «Краткий татарско-русский словарь» и татарскую хрестоматию. Он также возглавил музей академии и редактировал «Инородческое обозрение»[66]. О деятельности Катанова в академии имеется следующее свидетельство:

Преподавание велось в форме живой устной беседы, иллюстрированной фактами и справками из личных наблюдений за инородцами и их языком — живым и мёртвым, новым и старым, народным и книжным[67].

Несмотря на все заслуги Катанова, в 1913 году ему отказали в присуждении звания ординарного профессора Академии, он его получил только в 1915 году[68].

В период 1909—1916 годов резко снизилась продуктивность Н. Ф. Катанова — он опубликовал за всё это время лишь 11 работ, в основном — заметок по татарскому языку. Он стал неаккуратно относиться к своим обязанностям в ОАИЭ: пропускал заседания, задерживал публикацию «Известий», вышел из состава ряда комиссий[69]. Выборы 19 марта 1914 года закончились скандалом: Николай Фёдорович был обвинён в растрате финансовых средств Общества и забаллотирован. Надуманность обвинений вскоре открылась, но Катанов был настолько оскорблён, что порвал всякие связи с Обществом. Вскоре он демонстративно продал свою огромную библиотеку турецкому премьер-министру Хильми-паше[70]. Библиотека включала 7325 томов на 22 языках, стоимость сделки составила 3000 золотых лир[71][Комм 5].

Продажа библиотеки сильно повлияла на душевное состояние Николая Фёдоровича. После начала мировой войны только преподавание в академии и (в меньшей степени) в университете сохраняло для него какое-то значение. Для студентов третьего курса духовной академии он готовил хрестоматию евангельских текстов «на разных инородческих языках»[72]. Эта работа была прервана революционными событиями 1917 года.

Личность

Особенности характера и стиля поведения Н. Ф. Катанова закладывались ещё в гимназической юности, испытания того времени наложили отпечаток на всю последующую его жизнь. Судя по воспоминаниям современников, Николай Фёдорович был всегда спокойным, уравновешенным и терпеливым. Как учёному и преподавателю, ему были свойственны педантизм и строгость, переходящая в суровость. При всей внешней замкнутости Катанов, судя по воспоминаниям А. А. Ярилова, был «скрыто добрым внутри, искавшим тёплого к себе отношения». Привычка к бережливости выражалась в том, что он неукоснительно отмечал в записных книжках и дневниках мельчайшие расходы, даже в 1—3 копейки, однако он бескорыстно помогал всем коллегам, кто только его об этом просил[83]. Современники отмечали также лёгкость его характера в повседневном общении и даже наличие мягкого юмора[84].

О трудолюбии и способностях Н. Ф. Катанова свидетельствуют данные, приводимые М. Пинегиным, относящиеся к периоду его работы во Временном комитете по делам печати (цензуре). Став цензором в 1906 году по рекомендации Пинегина, Катанов ежегодно просматривал не менее 500 рукописей, представляемых на согласование татарскими издателями, не считая документов, ежедневно поступающих из канцелярии губернатора, жандармского управления, судебных присутствий и др. (не менее 60 страниц текстов на арабском, персидском, чагатайском, сартском и других восточных языках). По уверениям М. Пинегина, Катанов был способен работать с 50-ю западными и восточными языками[85]. От обязанностей цензора он освободился только в 1916 году.

Николай Фёдорович не проявлял практически никакого интереса к литературе и искусству. В его личной библиотеке не было художественной литературы, он никогда не посещал театра и концертов; читал он практически только специальную литературу и исторические источники на доступных ему языках[86]. С 1888 года он занимался коллекционированием, в Казани был завсегдатаем антикваров и старьёвщиков. Предметом собирания были разнообразные вещи, имеющие отношение к истории, этнографии и археологии тюркских народов, но при этом практически всё накопленное Н. Катанов безвозмездно передавал в музеи. Так, в музее Казанского университета оказалось собрание ритуальных принадлежностей сибирского шаманского культа, включая ножи и бубны[87]. Он был отличным знатоком восточной нумизматики, и современники полагали, что многие коллекции казанских музеев могли быть атрибутированы только Николаем Фёдоровичем[88]. В фондах современного Национального музея РТ, по подсчётам И. Р. Газизуллина, находится 1790 предметов, переданных Н. Ф. Катановым[89].

Примечательным в данной связи является, в частности, участие Н. Ф. Катанова в изучении «историко-археологического музея» известного казанского коллекционера, профессора Н. Ф. Высоцкого. «Считаю приятным для себя долгом, — отмечал Н. Ф. Высоцкий в 1908 году, — выразить здесь мою душевную признательность профессору Н. Ф. Катанову за просвещённое содействие при разборе и описании моей коллекции».[90]

Для Катанова было характерно также нежелание участвовать в любого рода дискуссиях, как политических, так и чисто научных. По воспоминаниям К. В. Харламповича:

В полемику он никогда не вступал ни в литературную, ни в устную. В случае нападок на него он или отмалчивался, или уступал, готовый отказаться от той должности, где произошла неприятность[70].

Научное наследие

При всей широте научных интересов Катанова основными центрами притяжения для него всегда оставались этнография с фольклористикой и сравнительное изучение тюркских языков. Специалисты называют Н. Ф. Катанова и В. В. Радлова основателями сравнительно-исторического метода в лингвистических исследованиях. «Краткий сагайско-русский словарь» Катанова, составленный ещё в гимназические годы, включал 3090 общеупотребительных лексических единиц, его материалы были положены в основу хакасско-русских словарей 1953 и 2006 годов издания[91]. Катанов-лингвист совмещал изучение восточных языков с собиранием фольклора хакасов, тувинцев, карагасов, сартов, уйгуров и других народов Южной Сибири и Восточного Туркестана, причём с присущей ему аккуратностью паспортизировал каждое сообщение[92].

В 1921 году Н. Ф. Катанов собственноручно составил список опубликованных им работ, в который включил около 380 библиографических единиц. Однако, по подсчётам А. Каримуллина, в это число следовало также включить около 900 написанных им аннотаций, рефератов, рецензий, а в составленных им каталогах и указателях учтено не менее 7000 названий книг на множестве европейских и азиатских языков[93]. Полностью его рукописное наследие не только не опубликовано, но ещё и частично не выявлено. Только в Национальном архиве Республики Татарстан в личном фонде Катанова хранится 551 дело, включающее переписку, вырезки из газет и прочее. Там же сохранились остатки его библиотеки — 471 единица хранения, в основном учебная литература и словари на арабском, персидском и турецком языках[94]. Документы, связанные с обширной и многосторонней деятельностью учёного, рассеяны по всей России и за её пределами.

Сразу после кончины наследие Н. Ф. Катанова анализировалось в центральной и казанской печати, В. А. Гордлевским, А. Н. Самойловичем, Н. М. Покровским, К. В. Харламповичем и другими были изданы содержательные некрологи. Для этих публикаций характерно не только описание многих примечательных фактов его биографии, но и характеристика педагогической и научной деятельности учёного, а также различных аспектов тюркологического наследия Николая Фёдоровича.

Однако уже вскоре после смерти Н. Ф. Катанова стараниями властей его имени и научно-общественным заслугам стал придаваться негативный, с точки зрения большевистской идеологии, «контрреволюционный» оттенок. В 1924 году, в связи с поступившими сведениями «о группировке черносотенного элемента в Обществе археологии, истории и этнографии», Татотделом ОГПУ было возбуждено дело против К. В. Харламповича, И. И. Сатрапинского, С. П. Шестакова, В. Ф. Смолина, С. И. Порфирьева, Н. В. Никольского и И. М. Покровского. При этом статья (некролог) И. М. Покровского о Н. Ф. Катанове была названа в «заключительном акте» «характерным образчиком миссионерских тенденций, играющих превалирующую роль в деятельности Совета Общества». Имя же самого, уже покойного к тому времени, Н. Ф. Катанова, как «известного видного миссионера», использовалось для доказательства контрреволюционного характера направленности «Известий Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» и самого общества.[95]

Несмотря на это, объективные оценки деятельности Н. Ф. Катанова активно использовались в многочисленных публикациях на протяжении ряда последующих лет [96]. Положение резко изменилось в период 1930—1950-х годов, когда количество публикаций о Н. Ф. Катанове сократилось в разы, а в периодической печати встречались инвективы наподобие «учёного холопа старого режима» (газета «Красная Татария» в 1933 году) или «реакционера в науке» («Учёные записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории», 1951 год). Научная реабилитация Катанова началась в 1958 году, когда в «Вестнике Академии наук Казахской ССР» увидела свет посмертная статья С. Е. Малова (материалы её относились к 1922 году), а в Абакане был напечатан сборник воспоминаний об учёном, в том числе его дочери Анны Николаевны. К 100-летию Катанова его биографию подготовил известный тюрколог С. Н. Иванов, в дополненном виде она была переиздана в 1973 году. Хакасские учёные продолжали активную деятельность по разработке наследия своего именитого земляка, в 1997 году была опубликована его «Автобиография» (доведённая до 1894 года), составленная для использования в словаре Венгерова.

Новый подъём интереса к наследию Катанова отмечен, начиная с 2000 года, когда в Анкаре увидел свет трёхъязычный (хакасский, русский и турецкий) сборник избранных статей Катанова о саянских тюрках. В 2003 году поэт А. Преловский выпустил двухтомник «Фольклор саянских тюрков XIX века», целиком основанный на материалах Катанова, опубликованных в «Образцах народной литературы тюркских племён». Первый том содержал поэтические переложения Преловского, а во второй том были включены необработанные прозаические материалы. Только в 2011 году были опубликованы дневники путешествия в Туву 1889 года, рукопись которых, подготовленная автором к печати, хранилась в архиве Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)[97].

В 2005 году в Казани усилиями Р. М. Валеева и В. Н. Тугужековой был проведён международный семинар «Наследие Н. Ф. Катанова: история и культура тюркских народов Евразии», по результатам которого увидели свет сборник трудов (2006 года) и коллективная научная биография «Н. Ф. Катанов и гуманитарные науки на рубеже веков».

Увековечивание памяти

Памятник Н. Ф. Катанову в Абакане

28 сентября 1987 года на базе музея Аскизской средней школы был создан Аскизский общественный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова (ныне — Аскизский районный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова). 10 августа 1994 года постановлением Президиума Верховного Совета и Совета Министров Республики Хакасия имя Н. Ф. Катанова было присвоено Хакасскому государственному университету (ХГУ). В том же году Верховным Советом республики была учреждена Государственная премия имени Н. Ф. Катанова, которой награждаются наиболее выдающиеся учёные. С этого же времени в ХГУ имени Н. Ф. Катанова проводятся традиционные «Катановские чтения»[98].

В 1996 года Советом Министров Республики Хакасия были выпущены суррогатные деньги номиналом 5000 рублей, получившие в народе название «катановки» из-за помещённого на реверсе банкноты портрета учёного[99].

В 2005 году в Казани Школьный переулок, в котором жил Н. Ф. Катанов, был официально переименован в Катановский (до революции он уже неофициально носил это название). «Международная независимая ассоциация трезвости» (МНАТ) предложила также установить в городе памятник Катанову, восстановить его дом, разместив там «Музей трезвости»[81].

27 июня 2007 года в селе Аскиз, на берегу одноимённой реки, напротив здания местной администрации, был торжественно открыт памятник Н. Ф. Катанову[98].

26 октября 2007 года в Абакане на проспекте В. И. Ленина (в сквере рядом с ХГУ имени Н. Ф. Катанова) был установлен памятник Н. Ф. Катанову работы красноярского скульптора Константина Зинича. Учёный запечатлён в бронзе во весь рост, с книгой в руке. Открытие памятника стало частью последнего юбилейного блока — Дней хакасской письменности и культуры[98].

9 августа 2011 года было принято Постановление Правительства Республики Хакасия № 507 «Об объявлении 2012 года в Республике Хакасия Годом Н. Ф. Катанова», в котором, в частности, отмечается «огромное значение личности и научной деятельности востоковеда-тюрколога Николая Фёдоровича Катанова для развития культуры и науки Республики Хакасия»[100]. Этим же постановлением был утверждён «План мероприятий по проведению в 2012 году в Республике Хакасия Года Н. Ф. Катанова»[4].

 

Катанов, Николай Фёдорович

Николай Фёдорович Катанов
 

Николай Фёдорович Ката́нов (6 [18] мая 1862, местность Изюм (Узюм) у села Аскиз — 9 марта 1922, Казань) — российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным. Действительный статский советник (1915)[1].

Родился в семье улусного писаря, в 1876—1884 годах обучался в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884—1888 годах был студентом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. По рекомендации В. В. Радлова был отправлен в этнографо-лингвистическую экспедицию в Сибирь и Восточный Туркестан для изучения языков и быта тюркских племён. В 1889—1892 годах исследовал народы Хакасии, Тувы, Семиречья, Тарбагатая и Синьцзяна. Поскольку получить место в Петербургском университете не удалось, в 1894 году Катанов переехал в Казань, проработав в этом городе 28 лет до самой своей кончины. В 1903 году защитил диссертацию на соискание степени магистра — «Опыт исследования урянхайского языка», в 1907 году утверждён доктором сравнительного языкознания по совокупности трудов. В 1911—1917 годах преподавал преимущественно в Казанской духовной академии. Ординарный профессор Духовной академии с 1915 года, в 1919 году избран профессором Казанского университета по всероссийскому конкурсу, результаты которого были утверждены Наркомпросом в 1921 году.

Н. Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres (Лёвен) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), также членом-корреспондентом финно-угорского общества (Гельсингфорс), действительным членом императорского Русского географического общества (с 1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом казанского и семипалатинского статистических комитетов[2]. В 1898—1914 годах Н. Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и вновь стал его председателем в 1919 году. Также активно занимался общественной деятельностью, особенно в области пропаганды трезвости. Его научные работы продолжают издаваться и переиздаваться в XXI веке.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Образование (1869—1884)
  • 3 Петербургский период (1884—1893)
    • 3.1 Восточный факультет
    • 3.2 Путешествие в Сибирь и Туркестан
    • 3.3 Возвращение
  • 4 Казанский период (1894—1922)
    • 4.1 Творческий расцвет (1894—1908)
      • 4.1.1 «Опыт исследования урянхайского языка»
    • 4.2 Творческий спад (1909—1917)
    • 4.3 Жизнь и деятельность в Советской России. Кончина (1918—1922)
  • 5 Личность
  • 6 Научное наследие
  • 7 Увековечивание памяти

Происхождение

Николай Фёдорович Катанов родился 18 (6) мая 1862 года в Тураковском улусе — степной местности в 16 км от села Аскиз на левом берегу реки Абакан — и при рождении получил хакасское имя Пора́[3] (хак. Пора Хызыл оглу). В автобиографии для словаря С. А. Венгерова в 1897 году Катанов писал:

Отец мой был татарин[Комм 1] племени Сагай, а мать татарка племени Каш, колена Пюрют, отец по профессии был улусный писарь своего племени. Как я, так и родители мои — христиане православного вероисповедания. Родители и все предки исповедовали христианство, которое введено в долину Абакана в XVIII столетии, и вместе с тем открыто держались шаманских обрядов: участвовали в жертвоприношениях духам гор, воды, огня и неба и молились этим духам как покровителям домашнего скота и людей[4].

Род Катановых принадлежал к хакасскому сеоку (клану, дословно «кости») пурут (пюрют), относящемуся к сагайцам. Хакасское имя Фёдора Катанова — Хызыл. По разным источникам мать Николая Фёдоровича носила фамилию Чаптыкова[5] или Кизекова, звали её Мария (по-хакасски Чамах). Чаще биографы называли фамилию Чаптыкова, которая относилась к сеоку хасха (каш) и роду Шалошин, то есть она была качинка. Родители Катанова, придерживаясь одновременно традиционных шаманских верований и православия, не состояли в церковном браке, поэтому в метрическом свидетельстве Николай числился незаконнорождённым[6]. Старший его брат — тоже Николай — стал впоследствии священником Усть-Есинской церкви Минусинского округа[7], в семье также была дочь Мария. Как и все хакасы, семья вела полукочевой образ жизни: тёплую половину года проводили на летнике в Сагайской степи, а в холодное время жили на берегу реки Абакан близ озера Саркагель[8].

Образование (1869—1884)

Группа учащихся Красноярской гимназии. Катанов сидит в центре. Не позднее 1884 года

В 1869 году Николай Катанов был зачислен в только что открывшееся в Аскизе одноклассное сельское училище, в котором преподавал его дядя Ефим Семёнович, совмещавший должности письмоводителя степной думы, церковного старосты, лавочника и т. д.[3] Серьёзного образования в училище получить было нельзя, но в Аскизе держал дом и промежуточную базу красноярский золотопромышленник П. И. Кузнецов[Комм 2], обладавший библиотекой и стремившийся просвещать местных «инородцев». Школа в Аскизе располагалась в его собственном доме, а книгами Николай широко пользовался для самообразования[10].

Первым учителем Катанов называл И. И. Каратанова — служащего Кузнецова, также обладавшего небольшим собранием книг о народах Сибири; именно он привил Николаю глубокий интерес к культуре и истории тюркских народов[11][Комм 3]. После кончины отца в 1874 году Николай, летом работавший пастухом, поступил под опеку своего дяди, который устроил его писарем в Аскизскую степную думу. За два года службы Катанов освоил русскую грамоту и каллиграфию. Испытывая потребность в продолжении образования, в 1876 году Николай принял решение поступать в Красноярскую гимназию. В этом ему мог помочь П. И. Кузнецов, являвшийся тогда городским головой Красноярска. Заручившись рекомендациями И. И. Каратанова, Николай на лодке по Абакану и Енисею добрался до города и был зачислен в гимназию[13].

В Красноярске Катанов столкнулся с тяжёлой нуждой, которая преследовала его на протяжении всей жизни. От отца ему досталось 100 рублей, которых было совершенно недостаточно. Катанов, помимо того, что все 8 лет учёбы был первым учеником, вынужден был подрабатывать репетитором, а иногда и батрачить летом в семьях более успешных товарищей[14]. В числе его подопечных по репетиторству были дети купцов — Арсений Ярилов и Вера Емельянова. Катанов-гимназист отличался усидчивостью и прилежанием, учение давалось ему легко. Сохранились похвальные листы за второй, четвёртый и седьмой классы. За все восемь лет обучения он не допустил ни одного опоздания или нарушения дисциплины и только в восьмом классе переполошил всю гимназию, не появившись на уроке. Директор отправил на квартиру Катанова гимназического надзирателя, и тот обнаружил, что добросовестному ученику пришло в голову хотя бы раз в жизни не пойти на занятия[15].

В гимназии началось формирование Н. Ф. К


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.