Основные принципы теории личности Адлера — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные принципы теории личности Адлера

2017-06-02 573
Основные принципы теории личности Адлера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Адлер представлял развитие личности так:

от чувства неполноценности, беспомощности в детстве — к стилю жизни взрослого человека.

1. Стремление расти, стать лучше, самоутверждение через самоусовершенствование, развитие способностей, умений.

· Условия саморазвития:

· заинтересованность в благополучии других;

· социальные интересы;

· сотрудничество с людьми.

2. Стремление к превосходству за счет унижения других и господства над ними (при отсутствии социального интереса).

3. Комплекс неполноценности.

Формы его проявления:

· пассивность, неверие в себя;

· критичность к другим;

· агрессивность, враждебность к другим.

4. Комплекс превосходства и власти.

Причины закрепления комплекса неполноценности:

· органическая неполноценность, частые болезни ребенка;

· избалованность ребенка;

· отверженность ребенка (нежеланный, нелюбимый ребенок);

· фиксация на неудачах, школьных и жизненных трудностях.

Понимание человека Человек — существо, изначально неполноценное, но стремящееся в процессе своей жизнедеятельности к преодолению своей неполноценности, к самоутверждению. В зависимости от способа преодоления чувства неполноценности формируются различные типы личности.
Отношение к телу Тело — источник возможного комплекса неполноценности, так как телесные особенности могут становиться особой заботой человека, источником личностных проблем, препятствовать реализации социального чувства. Развитие тела — это компенсация не только телесных, но и личностных проблем, т. е. оно способствует разрешению личностных конфликтов.
Социальные отношения Социальные отношения — центральные, а социальное чувство — изначальная точка отсчета для психического развития и жизни здоровой личности. В дальнейшем социальные отношения определяют конструктивный жизненный стиль — кооперацию и сотрудничество с другими людьми в работе, дружбе, любви. Ослабление или отсутствие социального чувства — причина негативного развития личности, невротического стремления к власти, иных неврозов.
Воля В ранних исследованиях Адлера воля к достижению социального превосходства — центральное понятие, это реальное проявление жизненного стиля.
Эмоции Выделяет два вида эмоций: · негативные, разделяющие людей (стремление к изменению своей жизненной позиции за счет других людей, мобилизация к действиям конкуренции, вражды, подавления других, стремление к власти); · позитивные, объединяющие людей (связаны с сотрудничеством, кооперацией, искренним проявлением чувств, симпатией, доброжелательностью, юмором и т. п.).
Интеллект Адлер делит интеллект на две сферы: · личный интеллект — источник рационализации, оправдания неверного социального поведения, источник одного из комплексов, связанных со стремлением к личному превосходству; · разум, или собственно интеллект, основанный на социальном чувстве.
Самость Подлинное Я — это индивидуальный жизненный стиль. Самость — это интегрированное целое, а не особая сущность.
Свобода человека Личность каждого человека является его собственным творением, человек свободен в выборе своего жизненного стиля, хотя последний в некоторой степени зависит от социального окружения, от порядка рождения ребенка в семье, но способ преодоления исходного чувства неполноценности, выбор жизненной цели, стиля жизни во многом зависят от самого человека.
Наследственность Ни наследственность, ни окружение не являются определяющими факторами. Они только обеспечивают исходную основу для развития, но влияние творческого Я превосходит действие наследственности и окружения.
Изменяемость поведения Личность человека, стиль жизни во многом формируются в раннем детстве (до 5 лет) и затем меняются незначительно. Стиль жизни может в разные периоды жизни проявляться по-разному, но по существу он не меняется на протяжении всей жизни
Познаваемость психики человека До конца психика человека непознаваема. Искать абсолютную правду о природе человека не имеет смысла, психологии лучше развивать теоретические концепции, практичные и полезные для людей, пытающихся понять себя.
Отношение к психотерапевтической помощи Неврозы и негативные типы личности формируются в результате ослабления социального чувства. У терапии три цели: · понимание жизненного стиля, так как пациент не осознает его; · помощь в понимании пациентом его типичных ошибок в апперцепции, связанных в неверным представлением о себе; · усиление и расширение социального чувства, чувства общности, связанного с сотрудничеством и кооперацией с людьми.

 

Техника раннего воспоминания
А.Адлер исходил из мысли, что, если какое-либо содержание удерживается в памяти, значит оно важно и значимо. Он предполагал, что первое воспоминание непосредственно связано со стилем жизни, в нем кристаллизуется конечная цель и сформированные в детстве апперцептивные схемы. Как правило, событийный ряд в значительной степени замутнен более поздними представлениями, соображениями. Но психотерапевт и не стремится к точности воспроизведения. Раннее воспоминание является стимульным материалом, который позволяет разглядеть влияние значимого события на формирование жизненного стиля.
Работая с ним, человек может осознать движущие силы своего поведения, узнать ту исходную матрицу, с которой копируются все его проблемы. Раннее воспоминание оставляет наиболее рельефный след в памяти. Для того, чтобы другие события нашли место в жизненном стиле личности, они должны каким-то образом соответствовать узору первоначальной апперцептивной схемы. Это как бы общий сценарий, по которому разыгрывается жизненная драма клиента. Например, описанный выше клиент О., часто испытывающий беспомощность в сложных жизненных ситуациях, вспомнил о том, как он потерялся на пляже. В первом воспоминании терапевт отыскивает ключи к дальнейшей работе.

История жизни
А.Адлер предложил также другую проективную процедуру — написание "Истории жизни". Для выполнения этого задания человек должен выбрать наиболее значительные и существенные части своей биографии, поворотные пункты в его движении к жизненной цели. Эта продукция приоткрывает занавес над жизненной драмой клиента, дает возможность понять его жизненный сценарий и личную мифологию.

Анализ сновидений
Со времени возникновения психоанализа нет серьезного психотерапевтического направления, в котором бы не работали со сновидениями. При этом каждая школа вносит что-то новое в технику.

А.Адлер считал анализ сновидений чрезвычайно важным потому, что они приоткрывают завесу будущего, в настоящем показывают конечную цель. Сновидение — шаг в реализации цели, подготовка действий, которые проявятся затем в поведении. То же самое можно отнести к мечтам, грезам, фантазиям. Если З.Фрейд говорил о нереализованных в прошлом желаниях, то А.Адлер говорил о желаниях, заявляющих о необходимости своей реализации. В сновидениях представлены фрустрированные потребности, но не столько как индикатор старой проблемы, сколько как попытка ее решить. Сновидения"фабрика эмоций, в которой рождается настроение, направляющее человека к каким-либо действиям или удерживающее от них".

Во сне человек как бы готовится справиться с будущими трудными ситуациями, пытается найти средства выхода из них. Безусловно, они связаны с прошлыми жизненными обстоятельствами. Однако также очевидна проспективная направленность сновидения.
Образы сновидения часто заимствованы из детства, поскольку именно тогда произошло символическое запечатление значимых жизненных ситуаций. Поэтому сложное испытание во сне может замещаться школьными экзаменами. В ожидании неудачи человек во сне спотыкается, падает, наталкивается на препятствия и т.п.
Техника А.Адлера отличается от фрейдовской не только в общем подходе, но и в содержании интерпретации образов сновидения. Так, если З.Фрейд часто трактовал падение, полет как символизацию полового акта, то А.Адлер рассматривал эту символику сквозь призму теории компенсации и психология полов. Он показал, что полет может означать желание поднять свой статус. Падение может быть проинтерпретировано как символическое представление чувства превосходства либо утраты ощущения собственной значимости. З.Фрейд описывал сны, в которых человек одет не соответственно ситуации. Его трактовка этой темы связана с сексуальной символикой. А.Адлер показал, что эти сновидения могут выражать чувство ущербности или страх быть уличенным в обмане и всплыть психология лжи.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.