Части речи в современном русском языке. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Части речи в современном русском языке.

2017-06-02 2354
Части речи в современном русском языке. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Части речи в современном русском языке.

 

Части речи – это классы слов, характеризующиеся:

1. Единством обобщенного значения (например, предметности у существительного, процесса у глагола), отвлеченного от лексических значений всех слов данного класса;

2. Общностью грамматических категорий и характером словоизменения и морфемной структуры;

3. Тождественностью синтаксических функций.

(Е.И. Диброва).

 

Принципы выделения частей речи.

Основными критериями выделения частей речи современного русского языка в основном выступают значение, форма и функция. Отсюда три принципа выделения: семантический, морфологический и синтаксический. Семантический принцип учитывает, что части речи – это слова, которые обладают категориальным (общекатегориальным, частеречным) значением: у существительных это значение предметности, у прилагательных – значение признака, у глагола – значение действия. Таким значением обладают все без исключения слова данной части речи. Морфологический принцип выявляет морфологическое своеобразие каждого слова данной части речи. К морфологическим признакам относятся: 1) изменяемость или неизменяемость, тип изменения (сущ. – по числам и падежам; глагол – по наклонениям, временам, числам, родам, лицам; наречие - не изменяется);2) набор классифицирующих (постоянных) грамматических категорий (сущ. – род, тип склонения, лексико-грамматический разряд; глаг. – вид, залог, спряжение, класс, возвратность, переходность и т.д.);3) морфемный состав (облик) слова (вода - сущ., прибежал – глаг.). Синтаксический принцип предполагает исходить из того, что каждая часть речи характеризуется: 1) определенной основной функцией в предложении;2) грамматической сочетаемостью со словами других частей речи. Учет синтаксической функции особенно важен для разграничения между словами-омонимами, принадлежащими к разным частям речи. Но руководствоваться только этим критерием все равно невозможно. Недостаток этого способа заключается в том, что слова характеризуются не сами по себе, а через их отношение к другим классам. В результате полученные синтаксические классы соответствуют членам предложения, а между тем функции определенных классов шире и разнообразнее. Классификация частей речи. Большинство традиционных классификаций частей речи не являются ни строго семантическими, ни четко морфологическими, ни конкретно синтаксическими. Некоторые лингвисты определяют части речи как грамматические разряды, выделяемые на основе учета морфологических и синтаксических форм слов, вне их лексических характеристик. А.А. Реформатский указывает, что части речи — это грамматические категории, состав и расположение которых в каждом языке особые, и определяются они совокупностью морфологических и синтаксических отличий и возможностей, а вовсе не своими лексическими свойствами. Часто, относя слова к той или иной части речи, мы руководствуемся не смыслом, а определенными формальными признаками. Но этот способ также нельзя признать наилучшим, т.к. исходя из синтаксического критерия, трудно определить, к какой части речи относятся служебные слова, а исходя из морфологического вообще невозможно, т.к. ни предлоги, ни союзы, ни междометия, не имеют флексий. Не зная их значения, их можно только собрать в одну большую группу неизменяемых слов, но распределить по частям речи невозможно. Большое количество лингвистов, в том числе Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др., придерживаются другой точки зрения. Они рассматривают части речи как лексико-грамматические разряды слов, которые отличаются друг от друга лексически, а также рядом грамматических черт (морфологически — изменяемостью, способом изменения, парадигматикой; синтаксически — способами связи в словосочетании и синтаксической функцией).

 

Модальные слова

*Лишены номинативной функции

Междометия

Эта теория частей речи получила название лексико-грамматической и стала традиционной ( представлена в научных грамматиках, вузовских курсах русского языка). Сторонники этой теории постоянно развивают и уточняют её.

 

В.В. Виноградов предлагает следующее схематическое изображение своей системы:

КАТЕГОРИИ СЛОВ
Имена
Частицы речи
Междометия
Модальные слова
Части речи
Катег. сост.
Наре-чие.
Гла-гол.
Местоим.
Частицы- связки
пред-лог
союз
Чис-лит.
При-лаг.
Сущ.

 

 


Круг частей речи, по мнению В.В. Виноградова, ограничивается пределами слов, способных выполнять номинативную функцию или быть указательными эквивалентами названий. Местоимения он считает реликтовыми словами, многие из которых слились с прилагательными и наречиями или перешли в частицы речи.

Новизна грамматико-семантической классификации слов В.В. Виноградова проявилась также и в том, что он впервые выделил такой класс слов, как модальные слова, а в системе знаменательных слов – особую часть речи – категорию состояния (о необходимости выделять особый класс слов еще в 1928 году сказал Л.В. Щерба в статье «О частях речи в русском языке»), в системе частиц речи была выделена особая группа служебных слов – связки.

В дальнейшем система, предложенная В.В. Виноградовым, определенным образом трансформировалась. Термин «части речи» в соответствии с традицией стал использоваться применительно ко всем выделенным классам слов, в том числе и к служебным, и к модальным, и к междометиям.

 

Первая система частей речи.

 

ЧАСТИ РЕЧИ
Знаменательные слова
Звукопод-ражания
Междометия
Служебные слова
Модальные слова
Знаменатель-ные слова
 
 

 


Вторая система частей речи.

ЧАСТИ РЕЧИ
Служебные слова
Знаменательные слова
 
 

 

 


 

 

     

 

 

           

Задание: сравните две классификации. Найдите общие и отличительные черты.

Задание: определите, на какой научной классификации основываются школьные учебники?

 

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

I Категориальное значение

- обозначает предмет

- имеет значение предметности

II Классифицирующие категории: Словоизменительные категории:

Лексико- -собственные, нарицательные - число

граммати- -одушевленные, неодушевленные - падеж

ческие - конкретные, собирательные

разряды -вещественные, отвлеченные

- род

- склонение

III Синтаксическая роль

- любой член предложения (чаще всего – подлежащее, дополнение)

 

Между лексико-грамматическими разрядами и категориями существует взаимосвязь. Продемонстрируем это следующей схемой.

Нарицательные-собственные

Нарицательные: отвлеченные Лексико-

вещественные грамматические

собирательные разряды

конкретные

 

 

 


Одушевленные

Неодушевленные категория

 

 


Примечание. В академической грамматике все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

Задание: объясните, как вы понимаете эту взаимосвязь.

 

Задания, направленные на выработку профессиональных умений:

1.Проанализируйте определения имени существительного в школьных учебниках.

2. Какой из принципов реализован в них и почему?

3.Составьте по двум учебникам сравнительную таблицу, демонстрирующую, какой материал изучается в школе.

 

Род аббревиатур

1. Склоняемые -все только м.р.; расшифровка не нужна: прораб, совхоз, ЖЭК.

2. Если в конце аббревиатуры целое слово, то род по нему определяется: сберкасса – ж.р.

3. Несклоняемые – род определяется по опорному слову расшифровки:

ДПШ (дом) – м.р., ЛЭП (линия) – ж.р..

Это правило не всегда действует: ВУЗ – м.р.

Категория падежа

Падеж – это словоизменительная категория, которая выражает отношение имени существительного к другим словам в словосочетании или предложении.

В русском языке 6 падежей.

Именительный падеж, представляющий собой основную форму имени, называется прямым. Остальные 5 – косвенными. Косвенные падежиобозначают грамматически зависимое положение имени существительного, выражают разнообразные синтаксические отношения к другим словам.

 

Косвенные падежи

Косвенных падежей 5:

Родительный п. - кого? чего?

Дательный п. – кому? чему?

Винительный п. – кого? что?

Творительный п. – кем? чем?

Предложный п. – о ком? о чем?

 

У косвенных падежей имеется сложный комплекс значений, который зависит от контекста.

Существуют 4 основных типа падежных отношений.

- объектное – указание на тот объект, на который направлены действия (Я верю своему другу);

- обстоятельственное (адвербиальное) – указание на время, место, причину и т.д. (Долгое время ехали лесом);

- определительное – указание на признак предмета (Иванов состоял

в помощниках );

- субъектное – указание на производителя действия или носителя признака (соседей нет дома).

Почти каждый падеж способен выражать все эти виды значений.

 

На примере одного падежа (Тв.п.) покажем частные значения.

Творительный приглагольный обозначает:

1) орудие действия (колоть топором);

2) деятеля, действующий предмет (Картина написана ребенком. Гвоздь вбит молотком);

3) объект действия (заниматься музыкой);

4) пространственные и временные отношения (возвращаться полем, гулять поздним вечером);

5) способ и образ действия (вышивать крестиком, петь басом);

6) сравнение (петь петухом).

У творительного приименного те же значения: удар топором, прогулки вечерами, пение басом.

§12 Словообразование имен существительных

Имя существительное – самый обширный разряд слов. Он активно пополняется новыми словами.

I.Неморфологический способ:

- субстантивация прилагательных и причастий (прилагательные и причастия утрачивают качественную семантику и приобретают предметное значение, приобретают грамматические свойства существительного, кроме системы изменения (адъективного склонения): В столовой комнате богатый сервиз – В столовой собралась вся семья.

 

II Морфологический способ.

1.Самый продуктивный способ суффиксальный.

сущ. отвлеч.: грандиозность, знакомство, умение, альпинизм.

сущ. со значением лица: глупец, передовик, машинист, дирижер.

сущ., являющиеся названиями животных: кошка, гусыня, кряква.

 

2 .Безаффиксальный способ:

- от невозврат. гл. несов. в.: взрыв, раскол, наплыв

- от имени прилаг: тишь, удаль, заумь.

3. Сложение – достаточно продуктивный способ.

- чистое сложение (газоснабжение, тепловоз, плащ-палатка)

- сложение + суффиксация (редколесье, босоножки)

- суффиксация словосочетаний (себестоимость – себе стоить)

- сложносокращенные слова (совхоз, вуз, БАМ, РСФСР).

Другие разновидности морфологического способа возможны, но непродуктивны.

 

Категориальное значение

Распределите по тематическим группам существительные, называющие людей по характерному для них 1) действию; 2) предмету деятельности; 3) признаку; 4) месту жительства, принадлежности к той или иной национальности.

Пловец, стекольщик, связист, славяне, хитрец, водитель, сварщик, болтунья, монетчик, мальчик, умница, чужак, ленинградец, летчица, француз.

 

4. Спишите текст. Найдите имена существительные, обозначающие отвлеченные понятия, качества и чувства человека.

Книги без собеседника мертвы. Они могут молчать годы и оживать, когда приходит собеседник. В отличие от вещей они умеют ощущать печаль и радость, потому что, кроме ума и догадливости, в них вложены страсти. Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили чувства, те самые, которые переживаем мы. Мы размышляли о жизни, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Книги ждут от нас усилия души. (Л.Лиходеев. - из «Рабочей тетради» Брусиной А.Е.)

Дополнительные задания:

1. Запишите положительные и отрицательные чувства, которые можно испытывать к литературным героям. Как называется такое методическое упражнение?

2. Подберите два-три высказывания о книге и пользе чтения. С какой целью можно использовать такое упражнение в школьном уроке?

 

Предметов.

Мошкара, ребятня, ивняк, старьё, вороньё, крестьянство, аппаратура, ельник, листва, молодёжь, мебель, зверьё.

Род имен существительных

Число имен существительных

С категорией числа.

Бедствия, библиотеки, брови, взрывы, войска, грозди, гусли, деревья, джунгли, дрожжи, дубы, мельницы, паруса, перевыборы, полотенца, полусапожки, скворцы, сливки, смотрины, снегурочки, флаги, химикалии, чернила, шайбы.

2. Какие из этих существительных употребляются в форме только одного числа?

беднота побои

баранина железо

каникулы щи

недра слова

дичь отруби

 

Падеж имен существительных

Повторение

1.Сделайте морфемный и словообразовательный анализ имен существительных

Читатель, геройство, скворечник, бессмыслица, десятка, крайность, синева, волшебство, подоконник, известие, заступник, соавтор, носильщик, побережье, сотрудник.

2. Сделайте морфологический разбор подчеркнутых имен существительных

Началось наше путешествие по богатой авеню.

Наш корабль стоял на якоре.

Я люблю раннюю весну.

С ясного неба посылает солнце свои прощальные лучи.

Языки пламени коснулись и другой постройки.

Пахло дождем.

Опять весна душистая повеяла крылом.

Огоньвихрем понесло в сторону.

Уж утро хладное веяло на темени полнощных гор.

Однажды я набрел на ягодную поляну в лесу.

Родина начинается на пороге дома.

Все с интересом смотрели на ярких колибри.

На колхозную пасеку пожаловал медведь.

Одной запятой можно изменить смысл высказывания.

Люблю рассказы Бунина.

3. Методическая задача: найдите ошибки в морфологическом разборе имен существительных (Примечание: морфологический разбор записан кратко)

1. Вкусно пахнет свежим хлебом.

II. нариц., неодуш., веществ., 2 скл.,

В форме муж. р., ед.ч., Дат. п.

III. пахнет хлебом.

 

2. Большая серая птица кувыркнулась в воздухе.

II. нариц., неодуш., отвлеч., муж.р., 2 скл.

В форме только ед.ч., Пр.п.

III. кувыркнулась в воздухе (косв.)

 

3. Лента дороги брошена в ущелье гор.

II. неодуш., конкрет., муж.р., 2 скл.

В форме ед.ч., Пр.п.

III. брошена в ущелье.

 

4. Желтой листвой покрыта земля.

II. неодуш., конкрет., жен.р., 1 скл.

В форме мн.ч., Тв.п.

III. желтой листвой (косв.)

 

5. Слабо горела лампочка в купе.

II. нариц., неодуш., собират., ср.р., 2 скл.

В форме ед.ч., Вин.п.

III. лампочка в купе (несогл.)

 

6. Белкой припасено много орехов.

II. собств., одуш., конкр., жен.р., 1 скл.

В форме только ед.ч., Дат.п.

III. Белкой припасено.

4. Методическая задача:ученикам 5 класса после изучения темы «Имя существительное» учительница подготовила диктант с грамматическим заданием.

Задания:

1) проверьте работу ученика и поставьте отметку;

2)оцените работу учителя;

3) проверьте, все ли орфограммы и пунктограммы соответствуют уровню обученности пятиклассника.

Диктант

Из жизне Горькова

Максим Горький родился на Волги, в Новгороде. Мальчик рос у бабушке каторая была для Алешы блиским другом и дедушке строго отнасифшевося к внуку. Она сумела передать Алешы ненависть к не правде, жыстокости и злу. Восьми лет дед одал Алешу мальчиком в магазин обуви. Потом он был паваренком, сторожем булочником, пасудником на пароходе. Много перемен было в жизне Алеши. Он учмлся у чиртежника, лавил птиц для продажи, работал втечении долгова времяни грузчиком на пристане.

Алеша сам заботился о своем образование. Еще в детстве он понял какой великий празник настоящая правильная книга. В молодости Горький много странствовал по России. Он ходил пешком по берега Волги самой красивой реки, побывал на Украини, на Кавказе, в Грузии.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор первого предложения в последнем абзаце.

2. Морфологический разбор:

у бабушки

в молодости

3. Морфемный анализ:

поваренком

образование

4. Во втором абзаце подписать падеж существительных.

5. Выписать из текста по 2 слова, где звуков больше, чем букв.

6. Напишите, какие произведения М.Горького вы знаете.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Задания.

1. Прочитайте определения, данные в различных вузовских учебниках.

2. Заполните последнюю часть таблицы.

3. Почему в некоторых определениях подчеркнуто, что имя прилагательное обозначает не просто признак, а непроцессуальный признак?

4. Сравните определения и выясните, что их объединяет, чем они отличаются. Составьте для этого опорный блок.

 

Автор Учебное пособие Определение Составные части
Под ред. Е. И. Дибровой Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. - Москва, 2001 Имя прилагательное – знаменательная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и представляющая это значение в словоизменитель- ных грамматических категориях рода, числа и падежа  
А.И. Кайдалова, И.К. Калинина   Русский язык. -   Имя прилагательное как часть речи представлено словами, обозначающими признак предмета и имеющими зависимые от существительного формы рода, числа и падежа    
Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова Современный русский язык.- Москва, 2003. Имя прилагательное – часть речи обозначающая непроцессуальный признак предмета (качества, свойства, принадлежность и т.д.), выражающая это значение словоизменительных категориях рода, числа, падежа и употребляющаяся в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого    

 

Упражнения

Распределите слова на группы: 1) слова, которые могут быть только прилагательными; 2) слова, которые могут быть только существительными и 3) слова, которые могут быть прилагательными и существительными.

 

Портной, прачечная, больной, мороженое, дежурный, кладовая, сладкий, булочная, умный, коричневая, лесничий, фиолетовый, знакомый, столовая, шероховатый, военный, вожатый, учёный, консультация.

Упражнения

1. Определите разряд выделенных имен прилагательных:

1. качественные
2. относительные
3. притяжательные

1. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин)

2. В доме было много смешных и уже ненужных вещей. (К. Паустовский)

3. Каждая грань кристалла несет на себе разнообразные скульптурные украшения. (А. Ферсман)

4. Из пеликаньего клюва торчал хвост толстого окуня. (К. Паустовский)

5. С верхней стороны листья уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером. (М. Пришвин)

6. Земля, разрыхленная муравьиной работой, сверху покрылась брусникой. (М. Пришвин)

7. Да, жизненный путь этого человека… не был усыпан розами. (К. Паустовский)

8. Неопытный человек скажет, что все соловьи поют одинаково. (В. Песков)

9. … До самого Васиного отъезда мы часто говорили с ним об этом рояле. (К. Паустовский)

10. В Мещоре… больше всего озер с черной водой. (К. Паустовский)

11. С полей, с лугов… поднялись туманы и растаяли в небесной лазури (М. Пришвин)

12. Темная и безветренная сентябрьская ночь окружала меня. (К. Паустовский)

 

2. Определите лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Почему прилагательные даны в словосочетаниях?

 

Родной город, верный спутник, медвежья лапа, лёгкая парта, медвежья походка, утренняя прогулка, охотничьё ружьё, оживлённый разговор, аккуратный товарищ, гоночная лодка, рыбачья лодка. Колина парта, правдивый рассказ, радостная улыбка, лисья нора, каменный дом, медвежий след, пастушья песня, заячья натура, горячий чай, хрустальная ваза, январский мороз, тёплый вечер, волчий аппетит, бабушкина шуба, густой лес, дальнее озеро, голодные волки, берёзовая роща, прекрасное сочинение, загородная прогулка, солнечный луч, солнечная улыбка, золотой характер, стальное перо, золотое сердце.

3. Определите, качественными или относительными являются образованные от данных слов прилагательные. Составьте словосочетания.

Завод, школа, железо, берег, дорога, станция, железная дорога, Киев, семь лет, трое, всегда, замуж, таз и бедро.

4. Замените одно из существительных притяжательным прилагательным.

След волка и зайца, шкура лисы и белки, хвост павлина и вороны, мех соболя и куницы.

5. Замените существительные в родительном падеже притяжательными прилагательными. Всегда ли это возможно?

· Дрессировка медведя ……………………………………………..

· Берлога медведя …………………………………………………..

· Шкура медведя ……………………………………………………

· Следы медведя ……………………………………………………

· Лечение медведя ………………………………………………….

· Рычание медведя ………………………………………………….

 

6. Что лишнее? Почему?

1) Далекий, красивый, заячий, сильный;

2) Вечерний, тяжелый, стальной, заводской;

3) Березовый, бабушкин, птичий, отцов;

4) Турецкий, фабричный, мягкий, железный;

5) Слабый, терракотовый, весенний, дерзкий.

 

Категория полноты/краткости

Эта категория реализуется только в разряде качественных прилагательных и образуется противопоставлением двух форм – полной и краткой – одного и того же прилагательного: белый – бел, старый – стар и т.п.

При образовании краткой формы:

1. К основе качественного прилагательного добавляются особые окончания – нулевое (м.р.), -а/-я (ж.р.), -о/-е (ср.р.), -ы/-и (мн.ч.): веселый – весел, весел а, весел о, весел ы; синий – синь, син я, син е, син и.

2. Если на конце основы есть сочетание согласных с /н/ или /к/, то при образовании формы мужского рода единственного числа появляется «беглая» гласная: тонкий – тонОк, полный – полОн, горький – горЕк, трудный – трудЕн. Перед другими согласными «беглая» гласная обычно не появляется: быстр, смугл, толст (исключение: долОг, кисЕл, остЕр, светЕл, хитЕр).

3. У прилагательных с основами на – енн- (болезненный, искусственный, легкомысленный, многочисленный и др.) в форме мужского рода происходит усечение – н: болезне н (ср.: болезне нн а, болезне нн ы), искусстве н. Для прилагательных безнравственный, своевременный, свойственный и др. допустимы варианты: ответствен и ответственен, свойствен и свойственен, причем усеченная краткая форма мужского рода используется все чаще.

Большинство качественных прилагательных имеет обе формы – полную и краткую.

Однако многие качественные прилагательные имеют только полную форму, от которой невозможно образовать краткую форму. К числу подобных прилагательных относятся:

1. названия некоторых цветов: коричневый, кофейный, кремовый, а также мастей животных: вороной, каурый, пегий и др.;

2. слова с суффиксами субъективной оценки: длиннющий, зелененький, толстенный;

3. слова с суффиксами –ск-, -ов-/-ев, -н- (по происхождению – из относительных прилагательных): братский привет, товарищеская встреча, передовой работник, боевой парень, кляузное письмо;

4. некоторые другие виды качественных прилагательных: давний, порожний, прежний, борзой, чужой и др.

Только краткую форму имеют прилагательные горазд, должен, рад, надобен, великоват, маловат, одинехонек (одинешенек), радехонек (радешенек) и др.

Краткая и полная формы прилагательного различаются своими морфологическими и синтаксическими особенностями.

Полные формы Краткие формы
Морфологические особенности
Изменяются: - по числам - родам - падежам Изменяются: - по числам - по родам  
Синтаксическая роль  
- согласованное определение - составное именное сказуемое - составное именное сказуемое
Семантическое различие
отличаются значением
Ребенок очень живой. - признак постоянный Он больной. - признак звучит более мягко Маша, ты глупая. Дедушка еще жив. - признак временный Он болен. - оттенок категоричности Маша, ты глупа.

Например:

1. Полная форма:

по числам: горячий – горячие

по родам: горячий – горячая – горячее

по падежам:

И. горячий чай

Р. горячего чая

Д. горячему чаю

В. горячий чай

Т. горячим чаем

П. о горячем чае

Синтаксическая роль:

Наша семья по утрам любит пить горячий чай.

Следующее лето будет горячим.

2. Краткая форма:

по числам: красив – красивы

по родам: красив – красива – красиво

Синтаксическая роль:

Зимний вечер был красив.

Вопросы для контроля:

1. От каких имен прилагательных нельзя образовать краткую форму?

2. Как образуется краткая форма прилагательных с основой на –н?

3. Как изменяются полная и краткая формы имени прилагательного?

 

Упражнения

Упражнения

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя прилагательные сравнительной степени антонимами.

 

1. Брат выше с…стры.

2. Ж…лезо легче меди.

3. Неман уже Волги.

4. Дуб тверже с…сны.

5. Зима в Сибир… суровее, чем в Белоруси…

6. Веревка тоньше к…ната.

2. Возможно или невозможно образование форм степеней сравнения от приведенных прилагательных?

1. возможно
2. невозможно

 

Приветливый, ранний, холостой, грозный, кустарный, голодный, мягкий, каурый, женатый, узковатый, детский, желтый, грубый, мертвый, глубокий, широковатый, гнедой, босой, грозный, дальний, сонливый, пегий, красноватый, коричневый, горбатый.

3. Какие из приведенных прилагательных могут иметь синтетическую и аналитическую сравнительную степень, а какие - только аналитическую.

 

1. синтетическую и аналитическую
2. только аналитическую

 

Талантливый, горький, дорогой, дружеский, деловой, пушистый, жестокий, близкий, убедительный, емкий, робкий, передовой, ветхий,, звонкий, страдальческий, громоздкий, зыбкий, красивый, бойкий, трагический, топкий, колкий, дерзкий, комический.

4. Запишите прилагательные в начальной форме.

Ближайший - …………………….. Тяжелейший - ………………….

Скучнее - ………………………… Чудеснейший - ………………...

Сильнее - ………………………… Лучше - ………………………..

Хуже - ……………………………. Более высокий - ………………

Короче - ……………………….....

 

5. Образуйте от данных прилагательных синтетическую и аналитическую степень.

Честный, строгий, искусный, широкий, высокий, редкий, близкий, низкий, тяжелый, редкий, мягкий, маленький, хороший.

 

6. Подчеркните как члены предложения прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

 

1. Характер у нее сложнее, чем у его брата.

2. Этим летом удастся собрать богатейший урожай.

3. Самый короткий путь проходил через горную реку.

4. Свет от этой лампочки менее яркий.

 

 

7 Учитывая функцию в предложении, определите, прилагательным или наречием является форма сравнительной степени в предложениях.

1. Ты была смелей и легче птичьего крыла. 2. … И в кубок ваш все жарче и светлее так вдохновение лилось. 3. Легче дышит лазурный сонм женевских вод… 4. Тающая легче снега, я была – как сталь. 5. Тоньше и тоньше становятся чувства, их уже не пять, а шесть, но человек уже хочет иного – лучше того, что есть.

 

8 Методическая задача: ученику дали задание образовать степени сравнения. Найдите ошибки в его работе.

Храбрый – храбрее Длинный -длиннее

храбрейший более длинный

более храбрее самый длинный

самый храбрейший длиннее всего

храбрее всех

 

Горячий -горячейший Звонкий -звончее

самый горячий звончайший

более горячее менее звонкий

горячее всех наиболее звонче

звончее всех

 

9. Методическая задача: ученику дали задание поставить прилагательное в одну из степеней сравнения, подходящую по смыслу в предложении. Найдите ошибки в его работе.

Моя квартира более красивее, чем у друга.

Петя наиболее лучше рисует, чем Маша.

Байкал – самое глубокое озеро России.

В школе мы писали сложнейший диктант.

Наши футболисты забили самый превосходнейший гол в ворота

соперника.

Единственное число

И. нов ый стол, нов ое пальто, нов ая сумка

Р. нов ого столанов ой сумки

Д. нов ому столу нов ой сумке

В. как И. или Р. нов ую сумку

Т. нов ым столом нов ой сумкой

П. (о) нов ом столе нов ой сумке

В форме именительного падежа графически различаются ударные и безударные окончания мужского рода: нов ый, но сыр ой.

В формах косвенных падежей (кроме винительного) у прилагательных мужского и среднего рода падежные окончания одинаковые.

Форма винительного падежа зависит от рода и одушевленности существительного, с которым согласуется прилагательное. Форма винительного падежа прилагательного, согласующегося с существительным среднего рода совпадает с формой именительного падежа: нов ое, син ее. В женском роде прилагательное имеет окончание -ую/-юю: нов ую, син юю. У прилагательного, согласующегося с существительным мужского рода, форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа при неодушевленном существительном: нов ый стол – и с формой родительного падежа при одушевленном существительном: нов ого ученика.

У прилагательных с основами на /к/, /г/, /х/ типа короткий, долгий, тихий формы именительного и творительного (а в сочетании с неодушевленными существительными – и винительного) падежей мужского и среднего рода образуются по мягкой разновидности склонения: тих ий, тих им (ср.: син ий, син им). Остальные падежные формы мужского и среднего рода, а также все падежные формы женского рода указанных прилагательных образуются по твердой разновидности склонения: И. тих ая; Р. тих ого, тих ой и т.д. (ср.: нов ая, нов ого, нов ой)

Множественное число

И. нов ые журналы син ие перчатки

Р. нов ых журналовсин их перчаток

Д. нов ым журналомсин им перчаткам

В. как И. или Р.

Т. нов ыми журналамисин ими перчатками

П. (о) нов ых журналахсин их перчатках

 

Во множественном числе формы разных родов у прилагательного не различаются: нов ые дома, школы, окна. Слова с основами на /к/, /г/, /х/ склоняются по мягкой разновидности: сух ие, сух их и т.п.

Форма винительного падежа множественного числа прилагательного зависит от одушевленности/неодушевленности существительного: куплю нов ые учебники, вижу нов ых учителей.

 

Единственное число

И. папин, папин о папин а отцов, отцов о отцов а

Р. папин а папин


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.