Объект психодиагностики как сосубъект и система психической регуляции. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Объект психодиагностики как сосубъект и система психической регуляции.

2017-06-09 439
Объект психодиагностики как сосубъект и система психической регуляции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с распространяемым на системы "человек-человек" методологическим положением о включении в реаль­ное познавательное отношение при осуществлении диагности­ческого процесса субъективной деятельности обследуемого [85], объект психодиагностики для практического психолога высту­пает как сосубъект деятельности распознавания, который, обла­дая правом свободного поведения в диагностической ситуации, способствует или препятствует получению психодиагностичес­кой информации при проведении обследования. В связи с этим возникает вопрос о характере взаимодействия двух субъектов диагностического процесса, установлении и поддержании непос­редственного психологического контакта между ними, их некон­тролируемом суггестивном влиянии друг на друга, способах вов­лечения практическим психологом в реальное познавательное отношение субъективной деятельности обследуемого, ориента-

ции в консультировании на свободную диалогическую интенцию [70, 171, 173, 183, 189, 198, 203 и др. ].

Согласно другому общенаучному положению об объекте диа­гностики как функционирующей по законам управления систе­ме [41], а также в связи с имеющимися в психологии положени­ями о регулирующей функции психики (необходимости рассмот­рения деятельности и поведения в единстве с психическими ком­понентами их регуляции, об образовании поведенческими акта­ми вместе с их психическими компонентами регуляции самоуп­равляемой системы) [15, 36, 80, 96, 102, 137, 163, 178 и др. ] в каче­стве объекта психодиагностики для практического психолога выступает обследуемый, рассматриваемый как функциональная система психической регуляции [4].

По содержанию элементов феноменологического уровня, име­ющих непсихологическую или психологическую природу, реинтерпретируя данные А. И. Зеличенко [130. С. 24], целесообразно выделить системы психической регуляции двух типов: типа "дея­тельность" и типа "конфликт" ("психическое состояние"). Сис­темы первого типа связаны с оказанием психологической помо­щи в оптимизации учебной, профессиональной и т. п. деятельно­сти. Ее элементы феноменологического уровня имеют непсихо­логическую природу. Системы типа "конфликт" предполагают постановку психологического диагноза в целях оказания психо­логической помощи в преодолении различного вида внутренних конфликтов, состояний психического дискомфорта [116]. Эле­менты феноменологического уровня в системах этого типа име­ют психологическую природу.

Опираясь на аналогию с медицинской диагностикой, рассмат­ривающей организм человека как динамическую саморегулиру­емую систему и исходящую из предположения, что заболевает. Структура объекта психодиагностики. Ряд исследовате­лей, отмечая сложное иерархическое строение объекта психоди­агностики, полагают, что его содержание образуют явления раз­личной природы, выступающие в качестве критерия выделения различных уровней [18, 34, 36, 102, 137]. В медицинской психо­логии принято исходить из представления об иерархии функци­онирования психики человека, состоящей из четырех уровней: 1) патобиологического; 2) патофизиологического; 3) пато- и нейропсихологичсского; 4) психопатологического. Первый уровень связан с состоянием морфологической структуры тканей мозга и протекающими в них биохимическими процессами, второй с физиологическими процессами, третий с психическими процес­сами и свойствами личности, четвертый с клиническими по­веденческими проявлениями психического заболевания [18. С. 26-27]. Патобиологический является низшим уровнем, а пси­хопатологический высшим в вертикальной иерархии. Наруше­ния в каждом из нижестоящих уровней оказывает влияние на вышестоящий, вследствие чего психопатологический синдром является завершающим в сложной патогенетической цепи. В свя­зи с тем, что к области психодиагностики относятся лишь два высших уровня (без соотнесения с клиническими критериями наивысшего уровня патопсихология утрачивает свое практи­ческое, прикладное значение) [Там же. С. 5|, В. М. Елейхер и И. Д. Крук считают необходимым мулътидисцилинарный подход при изучении психических расстройств. Многоуровневое представление о строении объекта обследо­вания лежит в основе решения задач диагностики самосознания личности и оказания психологической помощи. В. В. Столиц, по­лагая, что человек представляет собой три целостные системы -организм, социальный индивид и личность, различает три уровня психической регуляции: организмический (низший уровень), ин­дивидный (средний) и личностный (высший) психолого-педагогической диагностике также принято ис­ходить из многоуровневого строения объекта диагностики. Так, В. И. Войтко и Ю. З. Гильбух, имея в виду школьную психодиаг­ностику и предполагая многоуровневое строение объекта пси­ходиагностики, отмечают, что "...психологи-ческий диагноз име­ет дело с взаимосвязями между явлениями различной природы...и, следовательно, с детерминациями различных уровней" |34. С. 21]. К числу явлений различной природы авторы указанной работы относят психологические, психолого-педагогические, со­циально-педагогические, нейропсихофизиологические, а в дру­гой публикации поведенческие, психологические, нейрофизио­логические, педагогические, социальные явления [36. С. 17].

Феноменологический уровень и уровень причинных осно­ваний. Опираясь на результаты методологического анализа, свя­занные с правомерностью применения категорий явление и сущ­ность, внешнее и внутреннее (наблюдаемое-ненаблюдаемое), следствие и причина для характеристики объекта диагностики [54,161,176], а также на интерпретацию данных некоторых пси­ходиагностических исследований [52., 65, 182], при понимании объекта психодиагностики, с нашей точки зрения, целесообраз­но исходить из его двухуровневого строения. Объект психодиаг­ностики при таком подходе образуют феноменологический уро­вень и уровень причинных оснований, которые соотносятся как явление, внешнее (наблюдаемое) и внутреннее (ненаблюдаемое); объясняемое и объясняющее; следствие и причина; цель и сред­ство; характеристики эффективности деятельности или психи­ческого состояния комфорта-дискомфорта и их психические ре­гуляторы; верхняя и нижняя границы вертикальной иерархии объекта психодиагностики.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.