Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-06-09 | 557 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Учебное пособие: Германская филология
Российская Федерация
Министерство образования и науки
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тюменский государственный университет
Лекции
ГЕРМАНСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ
Н.В. Дрожащих
Издательство Тюменского государственного университета
УДК: 811.11 (075.8)
ББК Ш 143-293
Д 753
Дрожащих Н.В. Германская филология. Лекции по курсу: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. 120 с.
В учебном пособии в 14 лекциях рассматриваются основные теоретические понятия и категории германистики, базовые принципы анализа древнего текста.
Для студентов высших учебных заведений, специализирующихся в области германских языков.
Рецензент:
С.А. Питина, проф., д. ф. н., зав.кафедрой теории языка Челябинского государственного университета
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.
© Н.В. Дрожащих, 2009.
Пояснительная записка
Курс «Древние языки и культуры» имеет большое общеобразовательное значение и закладывает основы теоретической подготовки лингвистов и филологов-германистов. Курс подготавливает студентов к более детальному и углубленному изучению истории отдельных германских языков, в частности, он призван заложить теоретическую базу для успешного усвоения студентами материала «Истории английского языка и введения в спецфилологию» и последующему написанию курсовых и дипломных работ по исторической лингвистике.
При изучении курса особое внимание уделяется понятиям территориальных и хронологических границ древних культур, основным этапам развития истории и культуры германцев, выдающимся деятелям, представляющим эти культуры; религии, образованию и различным сторонам повседневной жизни германцев. Изучается место древних германских языков в классификации языков мира, их роль в дальнейшем языковом развитии народов мира; закладываются основы сведений о грамматической системе древних германских языков в сопоставлении с системами русского и изучаемых современных иностранных языков; вскрывается роль германских языков в формировании лексического тезауруса современных языков – родственных древнему или имеющих с ним исторические и культурные связи.
|
Цель курса – дать студентам общие сведения о специфике германских языков и об особенностях исторического развития отдельных языков этой группы, показать эволюцию фонетической, лексической, грамматической и синтаксической подсистем германских языков в связи с историей германцев и сформировать у студентов представление об эволюции форм германских языков. Задачи курса – показать родственные черты, которые объединяют германские языки и выделяют их из общей индоевропейской языковой семьи, проследить основные этапы развития германских языков, выявить общие закономерности и определенные специфические черты, присущие разным германским языкам, ознакомить студентов с фактическим материалом по истории развития фонетики, грамматики и словарного состава германских языков и с причинами исторических изменений, выявить специфику исторического развития древних германских языков, в частности, готского языка как одного из самых древних германских языков, дать целостное представление о культуре германцев. При изучении теоретического курса студенты овладевают практическими навыками системного – фонетического / фонологического, грамматического, лексического, этимологического анализа древних текстов, приобретают умения дать историческое объяснение основных особенностей древних германских языков.
Пособие построено как курс лекций, снабжено заданиями к семинарам, глоссарием, приложением.
|
Культура индоевропейцев
В индоевропейском языке зафиксированы следующие реалии курганной культуры: небольшие племенные объединения – *teutā-, управляемые сильными вождями *reg-; преимущественно патриархальное *pā- хозяйство, которое включает разведение лошадей *ekwo-, *deme- и выращивание растений *yewo-. Архитектурные постройки представлены небольшими прямоугольными домами *dom-, *dem-, построенными из леса и находящимися на высоком месте *stu-t-, *stā-. Согласно теории Марии Гимбутас, патриархальная культура индоевропейцев полностью вытеснила однородную матриархальную и мирную культуру, которая существовала в древней Европе в течение 20 тысяч лет от эпохи палеолита до неолита. Главной особенностью этой культуры было поклонение богине-матери. На древние местные культуры Европы наслаиваются элементы культуры носителей индоевропейских диалектов, и происходит постепенная ассимиляция культуры древней Европы. К материальным следам этой культуры, сохранившимся до наших дней на территории Европы от Скандинавии до Средиземноморья, относят, в частности, мегалитические сооружения – дольмены, кромлехи, менгиры, предположительно имевшие культовое назначение. У индоевропейцев данный культ теряет свое значение. На первое место выходит культ предков по мужской линии, культ почитания героев, близких богам. Наряду с этим развивается культ небесных светил и прежде всего солнца. В это время появляются первые изображения свастики как солнечного символа.
Общегерманский язык
Язык предков древних германцев обособился от других индоевропейских языков и явился общегерманским языком-основой. В его развитии могут быть условно выделены два основных периода: раннегерманский и позднегерманский периоды. Раннегерманский охватывал период от эпохи постепенного выделения общегерманского языка из индоевропейской семьи до стабилизации этого языка, а позднегерманский охватывал период от эпохи общегерманского языка до появления отличительных особенностей различных германских языков.
Древние германские племена и диалекты
Первые сведения о германцах
Первые сведения о германцах встречаются у греческих и римских авторов.
Купец Пифей (IV в. до н.э.) упоминает тевтонов и гуттонов, с которыми ему пришлось встретиться во время плавания.
|
Греческий историк Страбон (I в. н.э.) сообщает, что германцы кочуют в лесах, занимаются скотоводством.
Греческий писатель Плутарх отмечает, что единственным призванием германцев служит война, а сами германцы служат наемниками у римлян.
Юлий Цезарь (сер. I в. до н.э.) повествует о германских племенах, с которыми он столкнулся в Галлии, в «Записках о галльской войне». В частности, Цезарь описывает военную тактику германцев – их внезапное нападение и защиту под прикрытием леса. По Цезарю, германцы селятся племенными общинами, при этом имя главы рода закрепляется в качестве названия всего рода или племени, о чем свидетельствуют современные топонимы, например:
ing / ung германский патронимический суффикс (Валисунги люди конунга Валлиса),
ing + ham суффикс родства + наименование жилища (Бирмингем, Нотингем),
ingen / ungen суффиксы в составе наименований городов и селений в Германии (Геттинген, Золинген),
ange романизированный патронимический суффикс для образования топонимов во Франции (Бруландж, Вольмерандж).
Плиний Старший (23-79 гг.) первым дает классификацию германских племен.
Римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг.) приводит подробные сведения о древних германцах в книгах «Германия», «Анналы». Он сообщает (см. Приложение в настоящем пособии), что германцы представляют собой особый народ, который не подвергся смешению через браки с иноплеменниками и сохранил изначальную чистоту. У германцев, по Тациту, жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, они не выносят жары и зноя, но не боятся голода и холода, ведут суровый образ жизни.
Земли, на которых обитают германцы, достаточно плодородны, но там не растут плодовые деревья.
Германцы вооружены фрамеей (копьем), щитом, дротиком, кожаным шлемом. Это воинственные племена, у которых война рассматривается как обычное занятие, а бросить щит считается позором. Если у племени долгое время нет войны, они воюют за другое племя. Им легче сразиться с врагом, чем распахать еще одно поле.
Германцы заняты окрашиванием тканей, гончарным делом, судостроением, рыбной ловлей. Германцы не дорожат золотом и серебром. У них развита меновая торговля, хотя от римлян они знают, что такое деньги. Германцы обменивают свой скот, шкуры, янтарь на металлические изделия, оружие, украшения, вино, фрукты из Рима. У них нет ростовщичества. В мирное время германцы занимаются охотой и перепоручают многие заботы женщинам и старикам.
|
Германцы живут отдельно друг от друга в деревянных постройках – бревенчатых хижинах. Они носят плащи, шкуры диких животных, изделия из кожи, женщины часто надевают льняные накидки пурпурного цвета. Как правило, у мужчины-германца одна жена, наличие нескольких жен считается признаком особого положения мужчины. У женщин в некоторых племенах нет повторной возможности вступить в брак.
Германцы – гостеприимный народ, завсегдатаи пиров, они любят зрелища: прыгают среди врытых в землю мечей и копий, играют в кости.
В их рацион входят дикорастущие плоды, дичь, мясо, сыр, в меньшей степени хлеб. Напитками служат пиво и молоко.
Хотя в германском обществе господствуют патриархально-родовые отношения, в нем уже начинается процесс социальной дифференциации. Высшая власть принадлежит народному собранию. Во главе племени стоит старейшина – кунинг. В военное время избирается военачальник (герцог), который собирает свою дружину. Военнопленные часто становятся рабами, которых можно безнаказанно убить или продать. В то же время раб имеет собственное хозяйство и обязан отдавать господину часть урожая и скота. У германцев распространена кровная месть за убийство. При этом виновный может откупиться скотом (откуп называется вира).
У германцев сохраняются пережитки матриархата. Тацит сообщает, что дочь и племянницы являются более желательными заложниками для врагов. Мысль о том, что женщины германского племени могут попасть в плен, страшна для германцев. Женщина у германцев нечто священное, ей присущ пророческий дар, принято прислушиваться к советам и прорицаниям женщин.
Великое переселение народов
В III в. у германцев формируются племенные союзы – зачатки государств. Период IV-VII вв. представляет время массовых миграций германских племен на другие территории.
Особый размах эти миграции приобретают с середины IV в. н.э. в связи с появлением в Европе племен гуннов – тюрко-монгольских кочевников из азиатских степей. Причинами великого переселения народов служат:
- низкий уровень развития производительных сил у древних германцев;
- потребность в расширении земельных владений;
- стремление к захвату рабов и богатств, накопленных другими народами.
Начало Великого переселения народов связано с миграциями готских племен.
Готские племена, в основном проживающие на реке Висле и на побережье Балтийского моря, перемещаются в район причерноморских степей. После объединения в два племенных союза готы в середине IV в. вторгаются в пределы Римской империи, которая к тому времени была ослаблена непрерывными войнами и волнениями в колониях. Эпоха Великого переселения народов завершается в VI-VII в. н.э. Процесс Великого переселения народов описан в работе Ф. Энгельса «К истории древних германцев». Беда Достопочтенный в «Церковной истории английского народа» повествует о расселении англов, саксов и ютов на территории Британии и формировании древних англосаксонских королевств.
|
Готский язык
Готский язык (the Gothic language) – это мертвый, древний германский язык. Принадлежит к восточной группе германских языков. Первоначальной областью расселения готов (I в. до н.э.) была Скандинавия (археологические материалы – остров Gutland Готландия указывают на связь со Скандинавией), далее поселились по нижнему течению Вислы, а затем в Причерноморье (Крым) (III в. н.э.). Готы участвовали в процессе Великого переселения народов (IV-VII вв. н.э.), объединились в 2 племенных союза и вторглись в границы Римской империи.
О крымских готах упоминается в славянской легенде IX в. и далее вплоть до XVII в.
Готский язык – первый германский язык, на котором созданы значительные письменные памятники. Тексты, написанные на готском языке, – это самые древние дошедшие до нас тексты, написанные на германском языке. Считается, что готский язык ближе всех германских языков стоит к общегерманскому языку и является самым архаичным, поэтому готский язык играет особенно важную роль в сравнительной и типологической грамматике германских языков и является отправной точкой при изучении германских языков.
В готском языке присутствуют архаические черты германской морфологической системы – медиопассив, двойственное число у личных местоимений, редуплицирующие глаголы.
Вестготским епископом Вульфилой в IV в. была переведена Библия с греческого языка. Это самый ранний памятник германской письменности. К V-VI вв. н.э. относят Codex Argentis (Серебряный кодекс). Рукопись написана серебряными буквами на пурпурном пергаменте, включает 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Сохранились и другие письменные памятники на готском языке, в частности, Каролинский и Амброзианский кодекс. Последний хранится в Амброзианской библиотеке Милана в Италии.
Основные понятия СИМа
Компаративисты ввели понятия семьи, ветви и родства языков. Родственными называются такие языки, которые, возникнув из одного и того же источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы – архетипы. Архетипы, или праформы – это гипотетические праязыковые языковые формы, восстанавливаемые с помощью методики сравнительно-исторического анализа (форма под звездочкой). Известны случаи, когда гипотетически воссозданные праформы были обнаружены во вновь найденных древних текстах. Например, лат. ager поле, sacer священный восходят к более древним формам agros, sacros. Эти гипотетические формы были обнаружены в латинской надписи 6 в. до н.э., найденной во время раскопок. Архетипы восстанавливаются на базе звуковых законов: так звуки [b], [f] в рус. брат, англ. brother, лат. frater брат восходят к и.-е. архетипу [bh] по 1 перебою согласных. Таким же образом восстанавливаются и другие фонемы.
Родство языков не есть полное их тождество, а закономерное развитие из одного и того же праязыка. Степень родства языков может быть разной – дальней и близкой. Близкородственными являются английский и немецкий языки, русский и болгарский языки. Немецкий и русский языки – родственные языки, но их родство более далекое. Наличие разных степеней родства вызвало введение терминов ветвь, группа, подгруппа родственных языков. Семьей называется вся совокупность языков данного родства. Семью языков образуют индоевропейские, семитские, тюркские и многие другие языки. Группировки внутри семьи языков называют ветвями, или группами родственных языков. Ветви языковой семьи объединяют языки, обнаруживающие между собой большую материальную близость. Это можно наблюдать на примере языков славянской и балтийской групп, романской и кельтской и т.п. Общий язык, из которого развились родственные языки, получил название языка-основы, или праязыка. В отдельных языках язык-основа известен, например, латынь для романской группы языков, но чаще праязык представляет собой гипотетически восстанавливаемую языковую модель.
Методика реконструкции
Методика внешней реконструкции (внешняя, сравнительная реконструкция) – это реконструкция корневых и аффиксальных морфем и флексий в различных языках. Методика внутренней реконструкции (внутренняя реконструкция) – это восстановление форм и семантики слова в одном языке.
Техника внешней реконструкции состоит в сравнении и обработке соответствий в словаре и грамматике разных языков. Эта обработка заключается в воссоздании процесса развития, который привел к разнообразию рассматриваемых форм. Так, на примере названий мать: санск. mātár, греч. máter, лат. māter, да. mōdor, дирл. máthir можно наблюдать как процессы консервации – сохранения звука [m] во всех случаях, так и процессы развития. В середине слова восстанавливается согласный [t] – но не из-за многочисленности свидетельств, а из-за того, что развитие взрывного согласного звука t во фрикативный þ встречается чаще, чем обратное развитие þ > t. Так восстанавливается форма.
СИМ нацелен на выяснение исторического прошлого родственных языков через сравнение этих языков и дает возможность восстановить более древнее или промежуточное состояние языка на основе учета фонетических и грамматических законов на материале, доступном наблюдению. Например: зная закон палатальной перегласовки, действующий в древнеанглийском языке, можно гипотетически восстановить более древние формы, так как в текстах эти формы не засвидетельствованы (*dōmian > да. dēman). Что можно сравнивать? Термины родства, числительные (до десяти), местоимения, слова, обозначающие части тела, названия некоторых животных, растений, явлений природы и природные объекты (солнце, луна, камень, земля), общие группы прилагательных (прилагательные цвета), существительных, глаголы, обозначающие простые действия (знать, видеть, умирать, стоять, лежать). Иными словами, это морфемы и слова, в наименьшей степени подверженные заимствованиям, так называемая базисная лексика, которая отличается от культурной лексики, часто заимствуемой из одного языка в другой. Базисная лексика не зависит от конкретной культуры или исторической эпохи. На практике используют 100 / 200 / 35-словный список М. Сводеша (50 гг. XX в.). Например, любой романский язык в своем стословном списке сохраняет 80-90 % слов, бытовавших в прароманском языке (латыни). То же можно сказать о германских и славянских языках.
Реконструкция значений ставит более трудные проблемы, поскольку их развитие происходит гораздо сложнее. Однако принцип остается прежним: нужно смоделировать процесс изменения и воссоздать его, найдя исходную семантику – этимон. Например, для и.-е. глагола *se- восстанавливаются значения сеять, сажать и более редкое вдавливать (зарегистрировано только в анатолийском языке). Несмотря на численное преобладание значения сеять, исходным смыслом этого слова должно быть значение вдавливать, и было бы непонятно, каким образом сеять развилось в сажать или вдавливать. Реконструкция так же точна, как и описание живого языка, поскольку с ее помощью можно добраться до исчезнувшей языковой системы. Но она действует не всегда. В частности, грамматические морфемы (предлоги, послелоги, союзы) имеют тенденцию обновляться или даже исчезать, не оставляя следов. Невозможно восстановить то, что исчезло бесследно. Вот почему реконструкция не может быть полной. Путем реконструкции восстанавливаются структуры и формы, относящиеся к разному времени, и не всегда можно точно установить хронологию.
Итак, к 30-40 гг. XIX в. в Европе были заложены прочные основы нового научного сравнительно-исторического анализа языков. СИМ помог лингвистике найти свой предмет изучения – язык и языковую реальность.
Второй этап развития СИМа
2 этап развития СИМа относится к середине XIX в. – последней четверти XX в. В середине XIX в. усилия ученых-компаративистов были направлены на уточнение и совершенствование исследовательских приемов. Особо следует выделить имена А. Шлейхера и И. Шмидта. Имя Августа Шлейхера связывается с натуралистическим направлением в языкознании. Шлейхер был одержим идеями естествознания и рассматривал язык как естественный организм, а также пытался увидеть в языковых закономерностях реализацию законов природы. Он предложил свою теорию родословного древа, согласно которой индоевропейский праязык в доисторический период распался на славяно-германский и арио-греко-итало-кельтский язык, а последний – на греко-итало-кельтский и арийский языки. Основной недостаток этой теории заключается в том, что она слишком схематична и не отражает всей сложности языковых взаимоотношений. Против теории родословного древа была выдвинута волновая теория И. Шмидта (1871 г.), согласно которой каждый индоевропейский язык представляет собой органическое звено в цепи переходов от одного языка к другому, а отдельные языковые черты могут распространяться в смежных языках, проникая на большие расстояния подобно расходящимся волнам. Несмотря на свои недостатки, теория И. Шмидта стимулировала возникновение лингво-географических исследований.
В последней четверти XIX в. на арене языкознания появляются младограмматики – Остгоф, Дельбрюк, Бругман, Пауль и другие, которые являются младшим поколением компаративистов, выступивших против своих учителей. Они были решительными противниками натуралистических концепций языка и выступали против восстановления праязыка. Подлинно языковыми они признавали фонологическую систему языка и ее закономерности и занялись исключительно анализом живых языков.
Современная компаративистика занимается глобальными проблемами языковых семей и союзов. Ученым удалось восстановить ностратический язык, на базе которого развивается раннеиндоевропейский язык и впоследствии – индоевропейский праязык. Зарубежные ученые занимаются проблемами протоязыка. Широкое распространение получает ареальная лингвистика, особенно в Германии и Италии, составляются диалектологические атласы.
Основные положения СИМа
- каждый язык отличается неповторимыми особенностями, раскрывающимися только при сравнении с другими языками,
- различия родственных языков могут быть объяснены только непрерывным историческим развитием,
- при историческом изменении звуки изменяются быстрее других элементов языка,
- корни и флексии сохраняют устойчивость на протяжении тысячелетий, что позволяет установить архетипы.
Недостатки СИМа
Они заключаются в невозможности объяснить сходство неродственных языков, т.е. типологические сходства, главным образом в сфере семантики и синтаксиса и в невозможности воссоздать целостную картину языка как синхронно действующей системы. Поэтому на смену СИМу приходят методы структурного и концептуального анализа языка, которые подлинной реальностью признают не отдельные факты языка, а язык как систему, рассматриваемую не диахронически, а синхронически. Это теории Фердинанда де Соссюра и его ученика – Антуана Мейе.
Общегерманские особенности
Германские языки представляют собой западную ветвь индоевропейской семьи языков и, несмотря на сходство с индоевропейскими языками, германские языки имеют свои отличительные особенности. Наиболее примечательными являются следующие общегерманские особенности:
Фонетические
- динамическое ударение на первом (корневом) слоге,
- редукция безударных слогов,
- общегерманское передвижение согласных (лат. pater – гот. fadar).
словообразовательные
- широкое использование аблаута как словообразовательного средства (др.-исл. bera нести, рожать – barn дитя, да. bindan связывать – band тесьма).
Грамматические
- образование форм прошедшего времени слабых глаголов с помощью дентального суффикса (гот. satjan – satida, совр. англ. to play – played) и сильных глаголов при помощи аблаута (гот. bindan – band),
- сильное и слабое склонения имени прилагательного.
Все германские языки имеют отличительные признаки, которые отделяют одну группу германских языков от другой – восточную, западную и северную. Они касаются системы гласных и согласных и происходящих с ними изменений, а также морфологических особенностей.
Общегерманские черты
- общегерманское передвижение согласных,
- выпадение носового перед спирантом x с удлинением предыдущего гласного,
- отвердение b, d, g (v, ð, γ) в позиции после носового, в удвоении и в начале слова,
- развитие сочетаний un, um, ur, ul из слоговых сонорных n, m, r, l.
Гото-скандинавские черты
- сохранение интервокальных спирантов b, d (v, ð).
Западногерманские черты
- отвердение ð > d во всех позициях,
- западногерманская геминация.
Англо-скандинавские черты
- ингвеонское выпадение носовых перед фрикативными (щелевыми)
гот. fimf – да. fif, гот. anþar – да. ōðer.
Готские черты
- отсутствие отдельных звонких смычных фонем b, d, g,
- сохранение общегерманского z.
Древневерхненемецкие черты
- 2 верхненемецкое передвижение согласных,
- отвердение þ > ð > d во всех позициях.
Древнескандинавские черты
- переход z > r во всех позициях (последовательный ротацизм: сканд. sunr).
Задания к семинару:
1. Дайте определение терминов и понятий: ареал, отличительные особенности германских языков, аблаут, ротацизм, сильные глаголы, слабые глаголы, сильное / слабое склонение.
2. Представьте грамматический и этимологический анализ готского текста MATTHAEUS VIII, 3. jah ufrakjands handu attaitok imma qiþands: wiljau, wairþ hrains! jah suns hrain warþ þata þrutsfill is.
Индоевропейские согласные
Место артик. | губные | дентальные | палатальные | велярные | лабиовел. |
Способ артик. | |||||
смычные | b p bh (ph) | d t dh (th) | g” k” g”h (k”h) | g k gh (kh) | gw kw ghw (khw) |
спиранты (щелевые) | s | ||||
носовые | m | n | |||
плавные | l r | ||||
полугласные | w | j | |||
ларингалы | ə1 ə2 ə3 |
Основными особенностями праиндоевропейской системы согласных являются:
- большое количество шумных смычных,
- малое количество шумных щелевых (спирантов),
- достоверная реконструкция только одного щелевого,
- существование сонантов, которые занимают промежуточное положение между согласными и гласными и имеют слоговые и неслоговые варианты,
- неясное соотношение палатальных и велярных согласных,
- наличие ларингалов.
В целом точное количество шумных согласных не фиксируется. Многими исследователями ставится под сомнение существование глухих придыхательных.
Германские согласные
Для общегерманского языка восстанавливается следующая система согласных:
Место артик. | губные | дентальн. | велярные | лабиовелярн. | фаринг. |
Способ артик. | |||||
смычные | p b | t d | k g | kw gw | |
щелевые | f v | þ ð s z | х γ | hw γw | h |
носовые | m | n | |||
плавные | l r | ||||
полугласные | w | j |
Основные особенности общегерманской консонантной системы по сравнению с индоевропейской системой состоят в следующем:
- отсутствует ряд смычных придыхательных,
- появляются глухие и звонкие щелевые, которые имеют смычные позиционные варианты (аллофоны),
- появляется новый фарингальный звук h,
- исчезают слоговые сонорные,
- отсутствуют геминаты (долгие согласные).
1 перебой согласных сопровождался изменением германской системы ударения. В индоевропейском праязыке ударение было свободным и тоновым, т.е. падало на любой слог в слове. В германских языках происходит фиксация ударения на первый или корневой слог в слове. Если слово включает приставку, то ударение обычно падает на корневой слог, хотя иногда – на приставку.
Вариативность ударения обусловлена словообразовательной структурой слова и его принадлежностью к определенной части речи. Постепенно германское ударение становится фиксированным и сопровождается сильным выдохом, т.е. из тонового, музыкального ударения превращается в динамическое, экспираторное.
Теория субстрата
Это теория подслоя, которую выдвинул А. Мейе. 1 перебой согласных и изменение ударения вызваны событиями в общественной жизни племен, говоривших на этих языках. Германские языки образовались в результате покорения племенами, говорившими на индоевропейских языках, будущих прагерманцев, которые говорили на неиндоевропейских языках. Покоренные племена прагерманцев - неиндоевропейцев усваивают язык победителей-индоевропейцев, но, усваивая его, вносят в него некоторые произносительные привычки и навыки, свойственные тому неиндоевропейскому языку, на котором они ранее говорили. Эти произносительные привычки, в частности, запаздывание действия голосовых связок, отражаются в германских языках. При таком понимании особенности фонетического строя германских языков являются результатом воздействия покоренного субстрата, или подслоя. Иначе говоря, не язык победителей влияет на последующее развитие языка побежденных и победивших народов, а язык побежденных, т.е. исходный, изначальный язык исподволь консервирует те нормы, которые в нем всегда существовали. Противники теории субстрата, указывая на то, что она не может получить бесспорного подтверждения и остается дискуссионной, стремятся найти объяснение всем рассмотренным фонетическим явлениям во внутреннем развитии самих германских языков. Что же касается системы ударения, то естественно предположить, что уже в первоначальном языке покоренных племен прагерманцев существовала система фиксированного ударения на первом слоге, которая и была усвоена позднее германскими языками. Согласно одной из точек зрения, система германского ударения изменяется в результате стремления германцев выделять при помощи ударения тот слог слова, который является носителем вещественного значения, т.е. корневой слог.
Закон Вернера
В некоторых случаях в германских языках наблюдаются явления в области системы шумных согласных, которые не соответствуют закону первого передвижения. А именно, в некоторых словах индоевропейским глухим смычным в германских языках соответствуют не ожидаемые глухие щелевые, а звонкие смычные: например, лат. pater, греч. patér, скр. pitar отец, гот. fadar, да. fæder, где индоевропейскому t соответствует d, а не þ. Объяснение этих кажущихся исключений из закона первого перебоя дал в 1877 г. датский лингвист Карл Вернер. В законе Вернера дается следующая формулировка дополнения к закону первого передвижения согласных. Если индоевропейскому глухому смычному предшествовал неударный гласный, то соответствующий ему по перебою глухой щелевой озвончается, а впоследствии этот звонкий щелевой переходит в звонкий смычный, ср. рус. луг [к], в интервокальной позиции луга [г]. Кроме глухих щелевых, под действие закона Вернера подпадает один глухой щелевой согласный, не имеющий отношения к первому передвижению, а именно, s. Если предшествующий ему гласный не несет на себе ударения, s в германских языках озвончается, т.е. переходит в z. Впоследствии это z в западногерманских и северогерманских языках, но не в готском языке переходит в r. Это явление носит название ротацизма (от наименования греческой буквы rho). Его действие можно показать на примере сопоставления слов гот. hausjan слышать, да. hīeran, нем. horen; гот. laisjan учить, да. læran, нем. lehren.
Ступени аблаута
Количественный аблаут представлен чередованием кратких гласных е –о, долгих ē – ō и редуцированных гласных. В соответствии с этим различают три ступени количественного аблаута:
нормальную, или полную ступень e – o,
продолженную ступень, или ступень удлинения ē – ō,
нулевую, или редуцированную ступень.
Гласные нормальной ступени были наиболее частотными и встречались как самостоятельно, так и в составе дифтонгов, ступень удлинения встречалась реже. Эти две ступени иногда называют сильным звуковым видом. Нулевая ступень представляет собой полное выпадение гласного или его редукцию. Ступенью редукции долгих гласных ē / ō являлся нейтральный краткий редуцированный гласный ə, который мог по-разному отражаться в отдельных языках. Нулевую ступень аблаута называют также слабым звуковым видом.
Происхождение количественного аблаута связывается с динамическим (экспираторным) ударением, в соответствии с которым нормальная и продолженная ступени аблаута возникали в исконно ударной позиции, а нулевая / редуцированная ступени – в исконно предударной или заударной позиции.
Примеры
Примеры количественного аблаута в индоевропейских языках:
e – ē
лат. sedeō сижу – sēdes сидение
o – ō
греч. pōs нога - podós ноги
e – нуль
лат. est есть – sunt суть.
Примеры качественного аблаута в германских языках:
др.-исл. bera нести, рожать – barn дитя
да. bindan связывать – band тесьма
двн. stelan красть - stal украл.
Этот древний тип чередования развился и в германских языках и сохранился до современного периода развития языков, хотя и в измененном виде.
Наиболее частотная формула индоевропейского количественного чередования е – о – нуль в соответствии с соотношением гласных принимает следующий вид в германских языках: e (или i) – a – нуль.
На этом чередовании построено образование основных форм так называемых сильных глаголов в германских языках. Термины сильные и слабые глаголы введены Я. Гриммом. Под сильными подразумеваются такие глаголы, которые образуют личные формы внутри себя, в корне, не прибегая к специальным суффиксам, а слабые глаголы лишены такой способности.
В германских языках аблаут приобретает характер грамматического закона, по которому образуются формы наиболее древних по происхождению сильных глаголов.
Проиллюстрируем действие аблаута на примере греческого и готского глаголов: греч. LEIPŌ / LE – LOIPA / E-LIPON – три видовые формы глагола оставлять – презенс, перфект и аорист. Корень этого глагола предстает в трех видах: LEIP / LOIP / LIP. Элемент LE в перфекте выражает удвоение, элемент Е в аористе – является частицей. Если вынести за скобку общий элемент i (часть дифтонга в презенсе и перфекте и элемент, соединяющий l и p в аористе), то отчетливо прослеживается формула чередования – e (или i) – a – нуль. На месте нулевой ступени аблаута могли появляться элементы дифтонга или сохранялся нуль.
Рассмотрим готский глагол kiusan выбирать по следующим формам: инфинитив – прошедшее время единственное число – прошедшее время множественное число – причастие II.
ki/u/san ka/u/s k/u/sum k/u/sans
выбирать выбрал выбрали выбранный.
Выделенный скобками гласный u является также, как и i в греческом примере, элементом дифтонга и фигурирует на месте индоевропейской нулевой огласовки. В этом глаголе ясно выражается формула индоевропейского аблаута e (или i) – a – нуль (в готском языке гласному i соответствует индоевропейский гласный е).
Спонтанные и комбинаторные изменения гласных в германских языках. Ареальные особенности древнегерманского вокализма
Готское сужение
В древнейший период в готском языке произошел процесс сужения, или повышения e > i, что привело к совпадению e и i в одной фонеме:
да. etan, двн. eggan, гот. itan есть
да. weg, двн. weg, ди. vegr, гот. wigs путь [Ершова, 1997: 54-67].
Ингвеонская палатализация
Данное явление относится к переходу (палатализации) а > æ в языке племен, располагавшихся на территории, заселенной ингвеонами до их переселения в Британию.
гот. sēþs, ди. sáðr, да. sæd семя (æ долгое).
Преломления
Под преломлением понимается ассимилятивное изменение гласного под влиянием последующего согласного / группы согласных.
Готское преломление: готские узкие гласные i и u расширяются в позиции перед согласными r, h, hw: [i ] > [ε] (на письме ai), [u] > [o] (на письме au).
гот. filhan хоронить, но wairpan бросать,
гот. fulhans похороненный, но waurpans брошенный,
гот. faihu, двн. fihu, да. fēōh скот.
Древнеанглийское преломление: дифтонгизация (частичная веларизация) гласных переднего ряда i, e, æ под влиянием последующих групп веларизованных согласных: h (h + со<
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!