Проверочный тест № 3. Динамика движения. Законы сохранения — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проверочный тест № 3. Динамика движения. Законы сохранения



 

 

Практическое занятие 8. (2 часа) Устный опрос:

1. Каковы различия в кинематике ходьбы и бега?

2. Каков механизм отталкивания при ходьбе и беге? Какова при этом роль маховых движений?

3. Какие внешние силы действуют на человека во время ходьбы и бега?

4. Каков характер изменения кинетической и потенциальной энергии при ходьбе и беге?

5. Какие разновидности рекуперации энергии имеют место при ходьбе и беге?

6. От чего зависит сила сопротивления воды при плавании? Как она зависит от скорости пловца?

7. Какое влияние на скорость плавания оказывают силы инерции ускоряемых и тормозимых звеньев тела?

8. Величины, каких биомеханических характеристик в первую очередь влияют на дальность метания?

9. Объясните, что даёт последовательное вовлечение в процесс метания проксимальных и дистальных звеньев тела?

Практическое занятие 9. (2 часа) Контрольная работа:

1. Что такое адаптация к повышенной интенсивности физических упражнений?

2. Напишите о биомеханических противоречиях в обучении и совершенствовании движений.

3. Что такое принцип технико-физического сопряжения и каковы способы его реализации биомеханическими тренировочными средствами?

4. Что такое физическое моделирование движений?

Практическое занятие 10. (2 часа)

Проверочный тест № 4. Биомеханика двигательного аппарата человека

 


III. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Введение в биомеханику (10 часов).

1. Основные понятия.

2. Хронология событий способствующих развитию биомеханики.

2. Двигательный аппарат человека (15 часов).

1. Схематично изобразить строение опорно-двигательного аппарата.

2. Определить режим работы мышц при выполнении различных физических упражнений..

3. Изменение скорости во времени.

4. Ускорение точки и определение ускорения точки в прямолинейном и криволинейном движении.

3. Кинематика и динамика твёрдого тела (20 часов).

1. Изменение скорости во времени.

2. Ускорение точки и определение ускорения точки в прямолинейном и криволинейном движении.

3. Поступательное движение.

4. Вращательное движение.

5. Скорости и ускорения точек вращающегося тела.

3. Введение в статику ( 15 часов).

1. Предмет и аксиомы статики.

2. Связи и реакции связей.

3. Плоская система сходящих сил.

4. Параллельные силы.

5. Пара сил и моменты сил.

6. Система произвольно расположенных на плоскости сил.

7. Трение.

8. Центр тяжести тела.

9. Устойчивость равновесия.

IV. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕЛЕЙ КУРСА



Виды контроля

Текущий контроль включает в себя: оценку знаний студента в процессе аудиторных занятий, тестирование, наблюдение и анализ СРС за неделю; оценку обязательных заданий понедельно; контроль за ходом выполнения плана - графика самостоятельной работы.

Итоговый контроль– экзамен.

Тестовые задания по темам

1. Биомеханика как учебная и научная дисциплина.

2. Двигательный аппарат человека.

3. Основные понятия биомеханики.

4. Биомеханика различных видов движений.

Вопросы к экзамену

1. Предмет и задачи биомеханики. Особенности механического движения человека. Направления развития биомеханики. Задачи биомеханики спорта.

2. Биомеханические свойства мышц. Трехкомпонентная механическая модель мышцы. Возникновение силы упругой деформации в пассивной и активной мышцах.

3. Тело человека как многозвенная система. Кинематические пары и цепи. Определение подвижности кинематических цепей (степени свободы). Проблема избыточности в управлении кинематическими цепями двигательного аппарата человека.

4. Виды рычагов. Условия равновесия и движения костных рычагов. «Золотое» правило механики. Действие мышц на костные рычаги.

5. Механика мышечного сокращения. Основные режимы мышечного сокращения. Последовательность механических явлений при мышечном сокращении. Мощность, работа и энергия мышечного сокращения.

6. Внешние силы в движениях спортсмена (силы упругой деформации, силы тяжести и веса, силы инерции, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления среды).

7. Внутренние силы в движениях системы и их отличие от внешних сил. Силы в пассивных элементах двигательного аппарата человека. Силы внутрибрюшного давления. Способы измерения внешних и внутренних сил.

8. Геометрия масс тела человека. Основные показатели, характеризующие распределение масс в теле человека. Центр объема и центр поверхности тела. Влияние масс-инерционных характеристик на движение человека.



9. Механическая энергия и работа в движениях человека. Фракции полной механической энергии звена (теорема Кенига). Понятие о внешней и внутренней работе перемещения тела человека. Способы экономии энергии внутри системы. Методы измерения работы и энергии при движениях человека.

10. Двигательное действие как система движений. Системно-структурный подход и метод биомеханического обоснования строения двигательного действия.

11. Спортивное действие как управляемая система движений. Понятие об управлении. Программный способ управления и управление на основе обратных связей. Центральный и периферический циклы взаимодействия при управлении движениями человека.

12. Особенности управления мышечной активностью. Принцип неоднозначности нервного импульса, силы мышечной тяги и движения. Проблемы избыточности в управлении мышечной активностью.

13. Понятие о двигательных качествах спортсмена. Параметрические и непараметрические зависимости между показателями, характеризующими двигательные качества спортсмена.

14. Зависимость силы действия человека от положения тела. Топография силы. Выбор положения тела при тренировке силы.

15. Зависимость силы действия человека от скорости и направления движения.

16. Элементарные формы проявления скоростных качеств. Динамика скорости ОЦМ тела в циклических локомоциях. Градиент силы.

17. Биомеханические аспекты двигательных реакций (виды двигательных реакций и их фазовый состав).

18. Биомеханическая характеристика гибкости. Пассивная и активная гибкость и способы их измерения.

19. Выносливость и способы ее измерения. Явные и латентные показатели выносливости.

20. Основы эргометрии. Объем, интенсивность и время выполнения двигательного задания. Правило обратимости двигательных заданий.

21. Биомеханические проявления утомления. Фазы утомления. Биомеханические основы экономизации спортивной техники (снижение энерготрат в циклических локомоциях и рекуперация энергии)

22. Спортивно-техническое мастерство. Объем, разносторонность и рациональность спортивной техники.

23. Абсолютная и сравнительная реализационная эффективность спортивной техники. Способы оценки эффективности. Метод регрессионных остатков.

24. Освоенность техники и показатели ее определяющие (стабильность, устойчивость, автоматизированность). Дискриминативные показатели спортивной техники.

25. Телосложение и моторика человека. Влияние размеров и пропорций тела человека на его двигательные возможности.

26. Онтогенез моторики человека (роль созревания и научения, двигательный возраст). Онтогенез моторики в отдельные возрастные периоды.

27. Движение вокруг осей. Динамика вращательного движения одного звена (механизм вращательного движения звена, изменение вращательного движения звеньев). Влияние суставных сил на управление вращательным движением звена.

28. Управление движениями вокруг осей с изменением и сохранением кинетического момента. Способы управления вращательным движением в безопорном и опорном положении.

29. Положение тела человека (место, ориентация, поза). Условия равновесия тела человека и показатели устойчивости. Сохранение положения тела в условиях отсутствия и наличия внешних возмущающих воздействий. Особенности управления мышечной активностью при сохранении и восстановлении положения тела человека.

30. Движение на месте как изменение позы без перемены опоры. Сохранение и изменение движения центра масс системы. Механизмы притягивания и отталкивания. Роль реактивных внешних сил.

31. Локомоторные движения. Механизм отталкивания от опоры. Роль маховых движений при отталкивании от опоры.

32. Биодинамика бега и ходьбы. Биодинамика прыжка (разбег, отталкивание, полет, приземление).

33. Биодинамика передвижений с механическими преобразователями. Передача усилий в велосипедном и гребном спорте.

34. Биомеханика водных локомоций. Плавучесть тел. Движущие и тормозящие силы в водной среде. Механизм гребковых движений.

35. Полет спортивных снарядов (основные показатели, определяющие траекторию спортивного снаряда). Влияние вращения снаряда на его поведение в полете.

36. Сила в перемещающих движениях. Особенности взаимодействия звеньев и выбора положения тела в двигательных действиях, требующих максимального проявления силы. Проблема слабого звена.

37. Скорость в перемещающих движениях . Понятие об абсолютной, относительной и переносной скорости. Механизм «хлеста».

38. Точность в перемещающих движениях (точность слежения, целевая точность). Показатели точности движений (систематическая, случайная ошибки). Проблемы целевой точности в ударных действиях.

39. Основы теории удара (понятие о механическом ударе и мера ударного взаимодействия). Виды ударов.

40. Биомеханика ударных действий. Фазовый состав ударных действий. Роль ударной массы и скорости рабочего звена тела.


VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Попов Г.И. Биомеханика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с..

2. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика учебник для средних и высших учебных заведений по физической культуре В. И. Дубровский, В. Н. Федорова. Москва: Владо-Просс 2009г., 669стр

3. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб. пособие для студ. фак. Физ. Воспитания пед. Институтов и для институтов физ культуры. – М.: Просвещение, 2009. – 210 с.: ил.

Дополнительная литература:

1. Донской Д.Д. Строение действия ( биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования): Учебно-методическое пособие для студентов физкультурных вузов и тренеров.-М.: РГАФК, 2010.

2. Кичайкина, Н.Б. Биомеханика: учебно-методическое пособие/ Н.Б. Кичайкина, И.М. Козлов, А.В, Самсонова; Санкт-Петербургский гос. ун. физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, СПб: [б.и.], 2008. – 160 с., с ил.

3. Лукунина Е.А., Шалманов Ан.А. Сохранение положения тела человека в условиях отсутствия внешних возмущающих воздействий.: Методические разработки для слушателей ФУС и студентов.- М.: РГАФК, 2009.

4. Сучилин Н.Г., Савельев В.С., Попов Г.И. Оптико-электронные измерения движений человека.- М.: Физкультура, образование, наука. 2010.

5. Коренберг В.Б. Спортивная биомеханика: Словарь-справочник. Часть 2 «Биомеханическая система. Моторика и ее развитие. Технические средства и измерения».- Малаховка, 2009.

Интернет ресурсы :

1. http://allasamsonova.ru/?page_id=1547Кичайкина, Н.Б. Биомеханика: учебно-методическое пособие/ Н.Б. Кичайкина, И.М. Козлов, А.В, Самсонова; Санкт-Петербургский гос. ун. физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, СПб: [б.и.], 2008. – 160 с., с ил.

2. http://www.dvfu.ru/meteo/book/BioMechan.htm Ламаш Б.Е.: Лекции по биомеханики. Электронный учебник / Б.Е.Ламаш// изд-во ДВГУ – Владивосток, 2009 – 134 с..

3. http://fizkult-ura.ru/books/theory/1Михайлов С.С. Спортивная биохимия: Учебник для вузов и колледжей физической культуры. - 2-е изд., доп. - М.: Советский спорт, 2004. – 220с

4. http://window.edu.ru/resource/607/48607 Павлова С.В. Основы прикладной антропологии и биомеханики: Лабораторный практикум. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 110 с.

 

 

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимо:

- оборудованные аудитории;

- различные технические средства обучения (в т.ч. проектор и экран);

- наглядные пособия.

Для возможного обеспечения использования контролирующих программ предусматривается класс ПЭВМ в соответствующей комплектации.

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.