Коллоквиум «Биохимия крови и печени» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Коллоквиум «Биохимия крови и печени»

2017-06-09 1086
Коллоквиум «Биохимия крови и печени» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контрольные вопросы.

  1. Белки крови. Отдельные белковые фракции, характеристика отдельных белков.
  2. Небелковые азотсодержащие компоненты крови.Остаточный азот, понятие. Состав остаточного азота. Азотемия - ретенционная и продукционная. Клинико-диагностическое значение определения остаточного азота.
  3. Дыхательная функция крови: механизм переноса кислорода и углекислого газа. Буферные системы крови.
  4. Особенности метаболизма эритроцита. Основные пути окисления глюкозы. Их взаимосвязь с восстановлением метгемоглобина, детоксикацией пероксида водорода. Биологическая роль 2,3-дифосфоглицериновой кислоты.
  5. Особенности всасывания и обмена железа. Нарушения обмена железа. Синтез порфиринов, гема и гемоглобина. Регуляция синтеза гемоглобина.
  6. Распад гемоглобина и образование желчных пигментов. Отличительные свойства прямого и непрямого билирубина.
  7. Нарушения пигментного обмена при желтухах, дифференциальная биохимическая диагностика различных типов желтух.
  8. Система гемостаза. Характеристика основных функционально-структурных компонентов гемостаза: эндотелии сосудов; тромбоцитов, плазменных факторов свертывания крови.
  9. Внешний и внутренний пути свертывания крови. Каскадные механизмы активации реакций свертывания. Первая, вторая и третья фазы вторичного гемостаза. Биохимические механизмы образования фибрин-полимера.
  10. Противосвертывающая система, антикоагулянты: антитромбины и гепарин. Роль витамина К. Понятие о фибринолизе.

11. Биохимия печени. Роль печени в обмене белков, углеводов, липидов. Функциональные пробы. Барьерная функция печени: I и II фазы детоксикации. Последовательность реакций монооксигеназного и редуктазного путей окисления. Характеристика компонентов цепиокисления. Цитохром Р-450. Свойства, особенности строения. Биологическое значение микросомального окисления.

12. Экскреторная функция печени. Химический состав желчи. Первичные и вторичные желчные кислоты. Функциональные пробы, отражающие экскреторную функцию печени.

Биохимия соединительной ткани и ткани кости

Соединительная ткань распределена по всему телу. Она входит в состав хрящей, сухожилий, связок, матрикса костей, «подстилает» кожу, служит для фиксации кровеносных сосудов, составляет основу межклеточного связующего вещества в паренхиматозных органах: легких, печени, почек и в мышцах. Механическая и поддерживающая функция соединительной ткани обеспечивается внеклеточными нерастворимыми нитями, погруженными в матрикс, называемый основным веществом. В число клеток соединительной ткани, синтезируемых как нерастворимые нити, так растворимого матрикса, входят не только фибробласты, хондроциты и остеобласты, но также макрофаги, тучные клетки и др.

С соединительной тканью связана большая группа распространенных заболеваний, включая дисплазию соединительной ткани, диффузные и системные воспалительные заболевания, системные васкулиты, ревматизм и ревматоидные артриты, дегенеративные болезни суставов и позвоночника, остеопеническое состояние и др. В этой связи для врачей необходимо освоить основы биохимии соединительной ткани. Материал, изучаемый на данном занятии, чрезвычайно важен для правильной ориентировки в вопросах нормы и патологии соединительной ткани, тканей кости, а также для последующего усвоения вопросов диагностики и лечения большой группы диффузных заболеваний соединительной ткани, болезней костной ткани.

Методические указания к самоподготовке

Вопросы раздела

1. Гликозаминогликаны и протеогликаны (ПГ), их функции в организме.

2. Строение и классы гликозаминогликанов.

3. Биосинтез гликозаминогликанов. Типы связей с коровыми белками. Регуляция синтеза.

4. Разрушение гликозаминогликанов, ферменты, принимающие участие в этом процессе.

5. Мукополисахаридозы.

6.Биологическая роль межклеточного матрикса, его основные компоненты.

7.Коллаген, особенности структуры, биологическая роль

8. Эластин, особенности структуры, биологическая роль.

9.Биосинтез коллагена. Регуляция. Роль витамина С в процессах гидроксилирования пролина и лизина при синтезе коллагена.

10.Разрушение коллагена.

11.Коллагенозы.

12.Строение и виды протеогликанов. Гиалектаны: агрекан, версикан, биологическая роль.

13.Протеогликаны соединительной ткани, малые ПГ, богатые лейцином: декорин, бигликан и фибромодулин, их биологическая роль.

14.ПГ базальных мембран: перлекан, агрин, бамакан.

15.Протеогликаны, встроенные в мембрану: синдеканы, глипиканы.

16.Специализированные белки межклеточного матрикса. Белки, обладающие адгезивными свойствами: фибронектин, ламинин, нидоген – структура, свойства, биологическая роль.

17.Антиадгезивные белки: остеонектин, тенасцин и тромбоспондин. Структура, свойства, биологическая роль.

18.Организация межклеточного матрикса в суставном хряще

19.Химический состав костной ткани. Метаболизм костной ткани.

Для успешного усвоения темы и активной работы на занятии, используя учебник, конспекты лекций и дополнительную литературу, выполните следующие задания согласно таблице 29.

Таблица 29. Биохимия соединительной ткани

 

Задание Указания к выполнению задания
Вспомните основные разновидности соединительной ткани. 1.Выпишите разновидности соединительной ткани, которые вы знаете. 2.Выпишите основные (резидентные) клетки собственно соединительной ткани и ее специализированных вариантов.
Изучите структуру коллагенов. 1. Перечислите фибриллярные волокна соединительной ткани: а), б) и т.д. 2. Выпишите типы коллагенов. Приведите примеры особенностей α-цепей. 3. Дайте классификацию коллагенов. 4. Выпишите химические формулы аминокислот, характерных для тропоколлагена: а), б), в).
Изучите метаболизм коллагена. 1. Напишите реакцию гидроксилирования пролина и лизина, укажите ферменты и кофакторы. 2. Представьте схематически этапы биосинтеза коллагена: рибосомный, посттрансляционные изменения, внеклеточные превращения. Какова роль аскорбиновой кислоты в созревании коллагена? 3. Лизилоксидаза: напишите продукт катализируемой ею реакции и образование коллагеновых сшивок.; какова роль ионов меди в активации этого фермента? 4. Приведите примеры коллагеназ, тканевых ингибиторов металлпротеиназ. 5. Приведите примеры маркеров деградации коллагена. 6. Ретикулин: опишите строение, состав, биологическую роль.
Изучите структуру и метаболизм эластина. 1. Охарактеризуйте тропоэластин. 2. Охарактеризуйте структурные особенности эластина. Напишите структуру десмозина и лизиннорлейцина. Покажите роль десмозиновых сшивок в структуре зрелого эластина. 3. Фибриллин, его структура и участие в формировании эластина. 4. Эластазы и катаболизм эластина. 5. α1- антитрипсин в защите эластина от катепсинов фагоцитирующих клеток и протеиназ патогенных микроорганизмов.
Изучите неколлагеновые белки основного вещества внеклеточного матрикса. 1. Выпишите основные гликопротеины межклеточного матрикса и охарактеризуйте их биологическую функцию. 2. Представьте примеры структуры гликозаминогликанов. Дайте их классификацию. 3. Схематически представьте надмолекулярные агрегаты гликозаминопротеогликанов. Дайте их классификацию, биологическую роль. 4. Схематически представьте биосинтез гиалуроновой кислоты. 5. Выясните, какие ГАГ преимущественно локализуются в коже, хряще, роговице глаза, стекловидном теле, синовиальной жидкости, кости, стенке аорты. 6. Выпишите основные функции протеогликанов: а), б), в), г). 7. Особенности катаболизма гликозаминогликанов.
Изучите особенности структуры и метаболизма ткани хряща. 1. Выпишите белки коллагеновых структур хряща. 2. Выпишите протеогликаны, малые протеогликаны и гликопротеины, преобладающие в хрящевой ткани. 3. Обратите внимание на особенности метаболизма хряща, обусловленные отсутствием капилляров.
Вспомните клеточный состав костной ткани. 1. Охарактеризуйте остеобласты и их функцию как клеток, обеспечивающих биогенез костного матрикса. 2. Охарактеризуйте остеокласты как разрушителей костного матрикса. 3. Дайте определение понятиям «ремоделирование костной ткани», «базовая метаболическая единица».
Изучите особенности химического состава и метаболизма костной ткани. 1. Выпишите особенности химического состава кости. 2. Выделите состав коллагеновых волокон (основной коллаген и минорные коллагены). 3. Опишите преобладающие неколлагеновые белки основного вещества: костный сиалопротеин II, остеопонтин, остеонектин, фосфорины, протеогликаны, остеокальцин, костную щелочную фосфатазу; их роль в метаболизме кости. 4. Представьте химический состав гидроксиапатита в костной ткани как основу минеральной фазы. 5. Выпишите нормы потребления кальция в зависимости от периодов детства, юности и зрелости. 6. Опишите роль гидролитических ферментов лизосом, участвующих в рассасывании костной ткани.
Изучите регуляцию метаболизма костной ткани: остеогенеза, ремоделирования и минерализации. 1. Выпишите основные гормоны, оказывающие влияние на метаболизм кости: а), б), в), г), д) и т.д. 2. Рассмотрите главные механизмы влияния на остеогенез и обмен кальция паратгормона, остеокальцина и витамина Д. 3. Напишите структуру витамина Д, его гидроксилирование в печени и почках, опишите основные проявления недостаточности кальцитриола у детей (рахит). 4. Охарактеризуйте влияние на биогенез и резорбцию костной ткани андрогенов, эстрогенов, инсулина, соматотропина, глюкокортикоидов.
Изучите изменения состава и метаболизма соединительной ткани при старении и патологии. 1. Охарактеризуйте изменения соединительной ткани при старении. 2. Какие заболевания получили название «мукополисахаридозы»? Приведите примеры мукополисахаридозов. 3. Продумайте, почему изменяется метаболизм соединительной ткани при цинге (скорбуте). 4. Охарактеризуйте изменения в соединительной ткани при диффузных заболеваниях соединительной ткани: ревматизме, ревматоидном артрите, дерматомиозите, системной красной волчанку, узелковом периартериите и др. 5. Охарактеризуйте изменения в ткани зуба при кариесе, флюорозе.

 

Примеры заданий для контроля исходного уровня знаний

Для каждого вопроса выберите правильный ответ

1.ДЛЯ КОЛЛАГЕНА ХАРАКТЕРНЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ АМИНОКИСЛОТ

1)– Гли-Ала-Вал-

2)–Лиз-Арг-Про-

3)–Гли-Оксипро-Про-

4)–Оксипро-Глу-Асп-

 

2.ВОБРАЗОВАНИИ ВТОРИЧНОЙ СТРУКТУРЫ КОЛЛАГЕНА ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ

1) водородные связи;

2) сложноэфирные связи;

3) псевдопептидные связи;

4) дисульфидные связи.

 

3.СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА А. КОЛЛАГЕН Б. ЭЛАСТИН В. ФИБРОНЕКТИНТЕЛЬНОСТЬ Гли-х-у Г. АГРЕКАН Д. ГИАЛУРОНОВАЯ КИСЛОТА

 

1) Является самым большим протеогликаном

2) Первичная структура включает последова-

3) Состоит из 2-х полипептидных цепей, имеющих несколько доменов

 

Для каждого вопроса выберите сочетание правильных ответов.

4.ПЛАСТИЧНОСТЬ ЭЛАСТИНОВ ОБЪЯСНЯЕТСЯ НАЛИЧИЕМ В СТРУКТУРЕ

1)Углеводных компонентов

2) Многочисленных дисульфидных связей

3) Остатков гидрофобных аминокислот

4) Десмозина и изодесмозина

5) Многочисленных водородных связей.

 

5.ОСТЕОНЕКТИН

1) Участвует в регуляции минерализации костной ткани;

2) Синтезируется и секретируется остеобластами

3) Содержит поперечные сшивки, образованные радикалами Лиз

4) Является белком

5) Содержит много остатков Глу и Асп

 

Эталоны ответов на задания контроля исходного уровня знаний

1.- 3); 2.- 1);3.- А2), В3), Д1);4.- 5); 5.- 4), 3), 8), 7), 2), 5), 1), 6), 4);

 

Примеры ситуационных задач

Задача 1. При авитаминозе С у больных выявляется расшатывание и выпадение зубов, повышается ломкость капилляров. Чем объясняются указанные явления? Какие процессы нормализуются при лечении цинги?

Ответ. Симптомы объясняются нарушением созревания коллагена, входящего в состав связок, фиксирующих зуб, а также входящих в состав стенки капилляров. При лечении цинги нормализуется гидроксилирование пролина и лизина, что необходимо для созревания коллагена.

Задача 2. При диффузных заболеваниях соединительной ткани (коллагенозах) выявляется повышенное выделение с мочой гликозаминогликанов и свободного оксипролина, в крови повышается активность гиалуронидазы. Чем объясняется повышенное выделение из организма с мочой глюкозаминогликанов и оксипролина при коллагенозах?

Ответ. При коллагенозах в тканях повышается активность гиалуронидазы, гидролизующей протеогликаны, и повышается активность коллагеназы, расщепляющей коллаген. Продукты гидролиза протеогликанов и коллагена выводятся с мочой.

 

 

Задача 3. Некоторые исследователи считают, что в патогенезе развития маточных спаек главная роль принадлежит наследственной предрасположенности. Установлено наличие 2 форм фермента N-ацетилтрансферазы, который катализирует ацетилирование моносахаридов D-галактозамина и D-глюкозамина, участвующих в синтезе протеогликанов. Одна из форм фермента проявляет низкую активность, в этих условиях в фибробластах повышается содержание D-галактозамина и D-глюкозамина, которые связывают ионы меди и железа. Снижается активность Cu2+- и Fe2+-зависимых ферментов, вследствие чего у таких людей не наблюдается образования спаек. Другая форма N-ацетилтрансферазы обладает повышенной активностью, поэтому ионы меди и железа с D-галактозамином и D-глюкозамином не связываются. Реакции с участием этих ионов протекают активно, у таких людей наблюдается развитие маточных спаек.

Повышение скорости синтеза какого белка соединительной ткани приводит к развитию спаек?

Для ответа на вопрос:

а) представьте схемы этапов синтеза и созревания этого белка;

б) напишите схемы реакций, протекающих с участием Cu2+-зависимых ферментов;

в) объясните значения производных этих реакций в формировании структуры этого белка.

Ответы.

а) Увеличение скорости синтеза коллагена способствует развитию спаек. Коллаген состоит из 1000 аминокислотных остатков. Каждая 3-я аминокислота – глицин, 20% – пролин и гидроксипролин, 10% – аланин, 40% – другие.

Синтез и созревание коллагена – сложный многоэтапный процесс, начинающийся в клетке, а завершающийся в межклеточном матриксе.

Рисунок 67. Синтез и созревание коллагена

 

Синтез и созревание коллагена включают в себя пострансляционные изменения:

• гидроксилирование пролина и лизина с образованием гидроксипролина и гидроксилизина;

• гликозилирование гидроксилизина;

• частичный протеолиз – отщепление «сигнального пептида», N- и C-концевых пропептидов;

• образование тройной спирали.

б)

в) Фермент – лизилоксидаза. Кофакторы – Сu2+, витамин PP и B6.

При снижении активности лизилоксидазы, а также при недостатке меди или витаминов PP или B6 нарушается образование поперечных сшивок и, как следствие, снижаются прочность и упругость коллагеновых волокон.

 

Биохимия нервной ткани

 

Мозг состоит из клеток лишь нескольких типов, преимущественно из нейронов (их примерно 1010) и глиальных клеток. Каждый нейрон может иметь синаптические связи с несколькими сотнями, даже тысячи других нейронов. В каждый данный момент нейрон в зависимости от интеграции тормозных и возбуждающих стимулов может либо генерировать сигнал, либо молчать. Отсюда возникает основные вопросы биохимии нервной ткани: какова природа процесса возбуждения; каков механизм проведения возбуждения по аксону; каковы молекулярные основы синаптической передачи; каким образом химический состав, организация и метаболизм нервной ткани обеспечивает все эти явления. Понимание этих вопросов дает ключ к раскрытию функций мозга, пониманию заболеваний нервной системы и психических отклонений, а также указывает возможные пути терапевтического воздействия на них. Изучение химического состава нервной ткани, спинномозговой жидкости; особенностей метаболизма нервной ткани; природы возбуждения и его проведения по аксону, молекулярных механизмов синаптической передачи имеет большое значение при изучении нормальной физиологии, фармакологии, патологической физиологии и клинических дисциплин (для усвоения молекулярных основ психических и неврологических заболеваний, нарушений сна, памяти; для понимания механизма действия большой группы фармакологических средств).

Темы рефератов.

 

1. Биохимические основы памяти. Роль нейромедиаторов. Олигопептиды-регуляторы памяти.

2. Пептиды и болевые реакции.

3. Предшественники катехоломинов и ингибиторы моноаминооксидазы в лечении депрессивных состояний.

Методические указания по самоподготовке

Вопросы раздела.

1.Функции нервной ткани.

2.Структура нейрона. Строение миелина.

3.Химический состав мозга. Особенности нуклеиновых кислот и хроматина нервной ткани. Свободные аминокислоты, белки, углеводы, нуклеотиды, липиды нервной ткани, их функции.

4.Особенности химического состава цереброспинальной жидкости.

5.Особенности метаболизма нервной ткани: Энергетический обмен головного мозга, метаболизм аминокислот и белков, метаболизм липидов.

6. Проведение и передача нервного импульса. Потенциал покоя и потенциал действия. Синапсы, строение. Синаптическая передача. Нейромедиаторы, классификация, строение, синтез.

7.Постсинаптическая трансформация сигнала. Вторичные посредники. G-белки и протеинкиназы нужной ткани.
8. Биохимические основы памяти. Роль нейромедиаторов. Олигопептиды-регуляторы памяти.

9. Пептиды и болевые реакции.

Для успешного усвоения темы и активной работы на занятии выполните следующие задания согласно таблице 30.

Таблица 30. Биохимия нервной ткани

 

Задание Указания к выполнению задания
Вспомните основные типы клеточных элементов нервной ткани. 1. Охарактеризуйте нейроны с аксонами и синапсами. 2. Подумайте об особенностях строения и функции нейронов. 3. Перечислите, какие клетки в нервной ткани являются мезенхимными. 4. Охарактеризуйте морфологическую структуру гематоэнцефалического барьера.
Изучите особенности химического состава нервной ткани. 1. Выпишите процентное содержание основных групп белков головного мозга: - нейроальбуминов- - нейроглобулинов- - катионных белков- - нейросклеропротеидов- 2. Кратко охарактеризуйте особенности содержания и функции в нервной ткани: - нуклеопротеинов- - липопротеинов и протеолипидов- - фосфопротеинов- - гликопротеинов- - специфических белков нервной ткани (нейрофезины, белок S-100 и др.)- 3. Подумайте об особенностях состава и структуры миелиновых мембран: Ответьте на вопросы: а) каково соотношение в них липидов и белков; б) каково соотношение различных классов сложных липидов в миелине мозга и периферических нервов; в) чем представлены белки миелиновых оболочек: 1)…2)…3)… г) как построены миелиновые оболочки. 4. Сравните содержание гликогена (в мг на 1 г ткани)в мозге с другими тканями (мышечной, печени, почек и др.). 5. Охарактеризуйте особенности липидного состава белого и серого вещества мозга. 6. Выпишите процентное соотношение отдельных липидов к общему их содержанию и занесите их в таблицу: Липиды Серое вещество Белое вещество Холестерин Фосфолипиды Плазмологены Сфингомиелины Цереброзиды Ганглиозиды 7. Сопоставьте содержание (ммоль/кг или г/л) основных минеральных веществ в мозговой ткани, ликворе и плазме крови и занесите их в таблицу:
Вещество Мозговая ткань Ликвор Плазма крови
Na+ K+ Ca2+ CI- HCO3-      

 

Изучите особенности химического состава спинномозговой жидкости. 1. Выпишите содержание в ликворе следующих компонентов: - альбумины и глобулины – - остаточный азот – - глюкоза – - молочная кислота – - холестерин – триацилглицерины – - лецитин – - Na+ - - K+- - Ca2+ - - Cl- - HCO3- - 2.Сравните концентрации перечисленных компонентов в ликворе и крови. 3. Охарактеризуйте изменения химического состава ликвора при: - менингите; - энцефалите; - инсультах; - опухолях мозга; - черепно-мозговой травме; - сахарном диабете.
Изучите особенности метаболизма нервной ткани. 1. Выпишите факты, доказывающие, что нервная ткань характеризуется постоянно высоким уровнем потребления кислорода. 2.Поясните, почему при гипогликемии быстро развивается кома. 3. Чем объясняется чрезвычайная зависимость биоэнергетики головного мозга от притока глюкозы: а)…б)… 4. Напишите схему основных путей использования глюкозы в нейроне. 5. Подумайте, какое физиологическое значение для функционирования нервной ткани имеет тот факт, что в состоянии покоя используется лишь 1-10% активности ключевых ферментов углеводного и энергетического обмена. 6. Напишите структуру основных макроэргов нервной ткани. 7. Почему наиболее интенсивный обмен белка происходит в синаптических образованиях нейронов? 8. Охарактеризуйте особенности метаболизма аминокислот в ткани головного мозга: а), б), в). 9. Схематически представьте пути образования аммиака при функционировании нервной клетки и пути его обезвреживания.
Изучите биологические механизмы возникновения и проведения нервного импульса. 1. Поясните, как возникает на мембране нервной клетки потенциал покоя. Объясните, какова в этом процессе роль Nа,К–АТФазы. 2. Представьте последовательность процессов, вызываемых в нерве раздражителем. Для этого объясните, как развивается: а) поляризация мембраны (возникает потенциал покоя); б) деполяризация мембраны и какова в этом роль Nа-каналов, в) инверсия потенциала на мембране (возникает потенциал действия); г) гиперполяризация мембраны.
Изучите молекулярные механизмы синаптической передачи. 1. Выпишите все известные нейромедиаторы. 2. Напишите реакции биосинтеза и распада ацетилхолина с указанием ферментов. 3. Зарисуйте схему выхода квантов ацетилхолина из пресинаптических везикул и поступления их в синаптическую щель. 4. Напишите химизм синтеза норадреналина из тирозина с указанием соответствующих ферментов. 5. Каковы особенности действия ферментов, участвующих в деградации катехоламинов – моноаминооксидазы (МАО) и катехол-оксиметилтрансферазы (КОМТ). 6. Изучите нарушения обмена биогенных аминов при психических заболеваниях. Приведите примеры предшественников катехоламинов и ингибиторов МАО, используемых в лечении депрессивных состояний. 7. Продумайте вопросы биохимических механизмов кратковременной и долговременной нейрологической памяти. 8. Напишите, какие аминокислотные остатки из β-липотропина приходятся на: α – эндорфин – β – эндорфин – γ – эндорфин – 9. Напишите порядок чередования аминокислот в метионинэнкефалине и лейцин-энкефалине. 10. В чем заключается биологическая роль пептидов мозга? Приведите примеры.

 

Примеры заданий для контроля исходного уровня знаний

Для каждого вопроса выберите правильный ответ

1.РЕЗКОЕ ПОЫШЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ БЕЛКА В ЛИКВОРЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ

1) Энцефалит

2) Острая черепно-мозговая травма

3) геморрагический инсульт

4) Острый гнойный менингит

5) Опухоль мозга

 

Найдите правильное соответствие.

2.ВЕЩЕСТВАМ А. Б. ДОФАМИН В. ГЛУТАМАТ Г. α-КЕТОГЛУТАРАТ Д. СЕРОТОНИН Е. НОРАДРЕНАЛИН Ж. ГАМК З. АЦЕТИЛХОЛИН СООТВЕТСТВУЕТ ФУНКЦИЯ

1) соединения, временно связывающие аммиак в ткани мозга

2) соединения – медиаторы ЦНС

3) соединение – предшественник тормозного медиатора ЦНС

4) соединение, метаболизм которого нарушается при болезни Паркинсона/паркинсонизме

5) соединение, метаболизм которго нарушается при маниакально-депрессивном психозе и некоторых формах шизофрении

6) основной медиатор лимбической системы и ретикулярной формации

7) соединения – медиаторы периферической нервной системы

 

Для каждого вопроса выберите сочетание правильных ответов.

3.ПРАВИЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕРВНОГО ИМПУЛЬСА

1) «Следовая» деполяризация мембраны

2) Поток К+ из нервной клетки

3) Деполяризация мембраны

4) Потенциал покоя на мембране

5) Реполяризация мембраны

6) «Следовая» гиперполяризация мембраны

7) Инверсия заряда на мембране (потенциал действия)

8) Поток Na+внутрь клетки

 

Эталоны ответов на задания контроля исходного уровня знаний

1.- 4);2.-1)В,Г; 2)А, Б, Д, Е, Ж, З; 3)Б, 4Б, 5Д, 6)Д, 7)Е, З

3.- 4), 3), 8), 7), 2), 5), 1), 6), 4).

 

Примеры ситуационных задач

Задача 1. Токсическое действие аммиака на клетки мозга объясняется, в частности, нарушением образования нейромедиаторов. Синтезкакого из известных Вам нейромедиаторов будет нарушен в первую очередь?

Задача 2. Если препарат скелетной мышцы обработан смесью йодацетата (ингибитор глицеральдегиддегидрогеназы) и ротенона (ингибитор цепи переноса протонов и электронов), то мышца теряет способность сокращаться в ответ на электростимуляцию. Если препарат скелетной мышцы обработан только ротеноном, то способность к сокращению сохраняется. Объясните результаты.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.