Задача № 1 – с алгоритмом решения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Задача № 1 – с алгоритмом решения

2017-06-09 11090
Задача № 1 – с алгоритмом решения 5.00 из 5.00 15 оценок
Заказать работу

Больной И., 35 лет, слесарь. В течение нескольких месяцев не работает. Постоянно обращается за помощью к разным врачам. Жалуется на слабость, отсутствие аппетита, бессонницу. Отмечает у себя массу неприятных ощущений во всем теле: не хватает дыхания, сердце «словно облили чем-то горячим», и оно вот-вот разорвется. Чувствуется какой-то жар, в голове «перчит», голова словно забита, «заклинена», кровь застывает в жилах, по всему телу «проходят иголки». При обследовании больного патологических изменений со стороны внутренних органов не выявлено. Несмотря на отрицательные данные исследований, больной остается тревожным, подозревает у себя какое-то серьезное заболевание.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данного пациента.

Алгоритм решения: В данном случае мысли больного о каком-то тяжком заболевании, неоправданная тревога за свое здоровье сочетаются с многочисленными тягостными телесными ощущениями. Ложные соматические ощущения (сенестопатии) нелегко бывает отличить от действительных проявлений нераспознанного соматического забо­левания. Отрицательные данные исследования внутренних органов, конечно, должны учитываться. Но этого бывает недостаточно. Каж­дому врачу-психиатру известно немало случаев, когда у больного с «сенестопатически-ипохондрическим синдромом» при более тща­тельном и квалифицированном соматическом обследовании удава­лось установить наличие ранее нераспознанного заболевания внут­ренних органов (хронический панкреатит, кистозное перерождение почки и т.п.), являющегося источником этих ощущений. Поэтому особое внимание нужно обратить на своеобразный характер сенестопатических ощущений. Они, во-первых, характеризуются тягост­ностью («Это не боль, но хуже боли», - говорит о них больной). Во-вторых, они нечетко локализованы. В-третьих, своеобразие характе­ра переживаний заставляет больного при их описании прибегать к образным сравнениям («Роскошь образных сравнений»). Так, больной сравнивает свои ощущения с прохождением по телу иголок, в голове «перчит» и т.п.

Ответ: сенесто-ипохондрический синдром (первичными являются сенестопатии, на фоне которых формируется ипохондрический синдром)

Задача № 2 – с алгоритмом решения

Больная С., 60 лет, пенсионерка. 5 лет тому назад однажды поссорилась с соседкой, расстроилась, плакала, ночью плохо спала. Наутро услышала за стеной голоса соседки и ее родственников, которые угрожали убить ее и детей. Появился страх, не могла оставаться дома одна, боялась выходить в общую кухню. С тех пор в течение 5 лет почти постоянно слышит те же голоса, которые угрожают больной, приказывают выброситься из окна, называют ее оскорбительными именами. Иногда слышит голос своего сына, который успокаивает больную, советует ей лечиться. Голоса идут из-за стены, из-за окна и воспринимаются больной как реальная обычная человеческая речь. В этой речи часто повторяются одни и те же фразы, звучащие в одинаковом тембре, с одними и теми же модуляциями голоса. Иногда слова произносятся ритмично, подобно тиканью часов, в такт с ощущаемой больной пульсацией сосудов. При усилении голосов в тишине, особенно ночью, больная становится тревожной, подбегает к окнам, утверждает, что сейчас убивают ее детей, а она ничем не может им помочь. В шумной комнате и во время беседы с больной голоса полностью исчезают. Охотно соглашается, что голоса эти имеют болезненное происхождение, но тут же спрашивает, за что соседка хочет ее убить.

Какой это синдром?

Алгоритм решения: На первый план в картине заболевания у больной С. выступают стойкие слуховые (вербальные) истинные галлюцина­ции. Характерна однотипность этих галлюцинаций на протяжении многих лет, неприятное, угрожающее содержание галлюцинаторной речи. Первично здесь нарушение восприятия, чувственной сферы. Бредовые идеи преследования выступают как бы «вторично» и выте­кают из содержания галлюцинации. Подобная картина заболевания характерна для длительно протекающего, хронического вербального галлюциноза.

Ответ: хронический вербальный галлюциноз.

Задача №3

Больной Я., 52 года, инженер. В кабинет вошел быстрым шагом, с решительным выражением лица. Не успев получить приглашение, сел и сразу же приступил к рассказу о болезни, взяв в свои руки инициативу разговора. Жалуется на неприятные ощущения (но не боли!) в затылке, иногда чувствует, будто бы в голове у него что-то «переливается». Из рассказа больного выяснилось, что первые признаки, заболевания он заметил у себя два года назад. За этот период времени он обследовался у многих врачей, которые не находили у него заболевания или обнаруживали незначительные болезненные расстройства (легкие явления шейного остеохондроза). Неоднократно был на консультации у профессоров, ездил в Москву. Убежден в том, что у него какое-то тяжелое заболевание, нераспознанное врачами, возможно, опухоль мозга. Все возражения врача, ссылки на многочисленные отрицательные данные анализов, консультации высококвалифицированных специалистов тут же парирует, приводя выдержки из медицинских учебников и монографий с описанием картин заболеваний, «подобных» его болезни. Вспоминает также, что некоторые врачи, у которых больной консультировался, хотя и не ставили диагноз опухоли, но высказывались по этому поводу осторожно, будто бы что-то скрывая. Вспоминает многочисленные случаи, когда врачи не распознали своевременно тяжелое заболевание, а поставили диагноз болезни лишь тогда, когда помочь больному было уже невозможно. Говорит обо всем этом возбужденно, перебивает врача, приводит все новые и новые подробности, касающиеся его «болезни». Разговор с больным занял более часа, несмотря на неоднократные деликатные замечания врача о том, что его ждут другие больные.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данного пациента.

Задача № 4

Больной Д., 29 лет

Отмечает, что в мозге (в области темени) слышится тихий голос. Иногда он возникает «ближе к какому-нибудь уху, чаще к правому». Больной улавливает, что тембр голоса – мужской. Он звучит и, по определению больного, «слышится, но не ушами». Голос комментирует действия больного, дает советы, приказывает. Временами внутри головы, ближе к месту звучания «голоса, четко видит, но не глазами, а «внутренним мозговым зрением» фотокарточку мужчины с усиками.

Назовите симптомы, имеющиеся у данного пациента

Задача № 5

Больной С., 42 года, инженер. Однажды в связи с неприятностями на работе почувствовал себя плохо, появились одышка, боли в области сердца, испытывал страх, что он может умереть. Диагноз, поставленный врачом «скорой помощи»: инфаркт миокарда, в дальнейшем был отвергнут. Но с этого времени больного стала преследовать мысль о том, что он может в любой момент упасть и умереть. Эти тревожные мысли усиливались, когда больной находился в душном помещении, в большой толпе. Он перестал ездить в автобусе, в трамвае - как только закрывались двери вагона, больного охватывал непреодолимый страх смерти. Долгое время он старался скрыть от всех эти тяжелые переживания, под разными предлогами уклонялся от присутствия на заседаниях, не ходил в кино. Объясняет это тем, что опасался насмешек: ведь необоснованность его опасений была для самого больного совершенно очевидна. В дальнейшем появились новые страхи и тревожные мысли. Выходя утром из дома, со страхом думал, что на работе в этот момент по его вине произошла крупная авария. Попытки отогнать эту мысль были безуспешны. С бьющимся сердцем С. прибегал на завод и убеждался, что там все благополучно. Десятки раз проверял он исправность механизмов, выполнение правил техники безопасности, из-за чего запустил основную работу. В один из таких дней, когда по дороге на завод больной переходил железнодорожные пути, ему пришла в голову мысль: если ему удастся пройти под медленно движущимся вагоном маневрирующего поезда, то на работе все будет в порядке. В последующем больной несколько раз с большим риском для жизни проделывал это, хотя и отдавал себе отчет, что между подобным рискованным поступком и опасностью аварии на заводе нет никакой связи. Все это в конечном итоге заставило больного обратиться к врачу, и он был помещен в психиатрический стационар.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данного пациента.

Задача № 6

Больная М., 22 года, инвалид II группы. В отделении большую часть времени лежит, закрывшись с головой одеялом, что-то шепчет, улыбается. В разговор вступает неохотно. Удается выяснить, что больная беспрерывно слышит «голоса» большой группы людей, которые «прикрепляются» к ее голове с помощью каких-то аппаратов. Людей этих больная никогда не видела, но по их разговорам поняла, что они только и делают, что «занимаются половой жизнью». Головы этих людей связаны с ее головой, и потому она может обмениваться с ними мыслями. Такое состояние больная называет «гипнозом». Чувствует, как эти люди действуют на ее половые органы, «используют, как женщину», превращают в гермафродита, изменяют ее настроение, извращают вкус и запах пищи, превращают его в запах грязного человеческого тела, могут отнять у больной все мысли - «пустая голова и все». Уверена, что обладатели «голосов» превратили ее и всех других людей в роботов.

Назовите симптомы и синдромы данного психического расстройства

Задача № 7

Больной Б., 22 года, солдат. Психическое заболевание возникло остро, в связи с перенесенным гриппом. Стал жаловаться на постоянные боли в горле, высказывал мысль, что он болен туберкулезом гортани, горло у него сгнило, дыхание «захватывает», выпали все зубы, в груди пусто, все сгнило. Отказывался от еды на том основании, что у него «нарушилась связь горла с желудком, желудок мертвый», все внутренности склеились. Заявил, что он труп, но двигается лишь потому, что через него пропускают электрический ток. В стационаре бездеятелен, одинок, тревожен. Настроение подавленное.

Назовите симптомы и синдромы данного психического расстройства

Задача № 8

Больной Б., 60 лет. В отделении психиатрического стационара держится самоуверенно, говорит с апломбом, гневлив, бывает агрессивен. Себя называет «фельдмаршалом», «властителем Мира». Слышит «голоса», доносящиеся из других миров, переговаривается с ними. Заявляет, что он свободно может переноситься на Луну, Юпитер, другие планеты, откуда он управляет Вселенной, движением небесных тел. Часто ощущает запах бензина, спирта, которые ему «подпускают в нос с помощью особой техники». При этом раздражается, требует, чтобы «немедленно прекратили это безобразие». Чувствует, как с помощью аппарата на него действуют «протонами», создают «превратные мысли», «наматывают на мозг», из Лондона действуют с помощью «электронов». При закрытых глазах видит различных животных, рака, скорпиона и т.п. Требует немедленной выписки, хочет ехать в Москву, где ему «дадут столько денег, сколько он захочет». Вместе с тем, при беседе на отвлеченные темы обнаруживает достаточную рассудительность, дает меткие оценки своим сотрудникам, больным в отделении, хорошо разбирается в существе текущих политических событий и т.п.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данного пациента

Задача №9

Больной Б., 28 лет, преподаватель математики. Обратился к врачу с жалобами на периодические головные боли, усиливающиеся при умственной работе, чувство постоянной слабости и повышенную утомляемость. Выполнение обычной работы стало требовать большого напряжения духовных и физических сил. Утром трудно заставить себя встать с постели, взяться за обычные дела. Садится за книги, но, прочитав полстраницы, замечает, что механически пробегает глазами по строчкам, а мысли где-то далеко. Ко второй половине рабочего дня «врабатывается», голова становится более свежей, но к вечеру чувствует себя совершенно разбитым. За последнее время стал раздражительным, утратил обычную сдержанность. Во время урока грубо прикрикнул на ученика, после чего тут же внутренне раскаялся, долго не мог успокоиться, представлял себе возможные неприятные последствия этого поступка. Дома все выводит из себя, раздражает радио, шумная возня пятилетней дочка. Однажды даже ударил ее, и сам расстроился до слез, просил у дочери прощения. Раздражает даже прикосновение к телу одежды: «Чувствую себя так, будто на мне власяница!» Во время беседы с врачом больной волнуется, лицо покрывается красными пятнами, голос дрожит, на глаза навертываются слезы. Стесняется этого, старается скрыть свое волнение.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данного пациента

Задача № 10

Больная Н., 48 лет, продавец. Доставлена в психиатрический стационар в связи с попыткой самоубийства. В отделении одиноко сидит в углу палаты, опустив голову. На лице застыло напряженно-тоскливое выражение. Отказывается от еды: «Нечего меня кормить, не заслужила. От государства деньги получала, а с работой не справлялась!» На вопросы отвечает с задержкой, односложно, таким тихим голосом, что часто приходится ее переспрашивать. Факт попытки самоповешения не отрицает, но считает, что спасли ее напрасно: «Таким как я - не место на земле. Лучше я сама это сделаю, чем дожидаться суда людского». Уверена, что окружающие смотрят на нее с презрением, так как она «поганый человек», ее ожидает смертная казнь за совершенные преступления. Вспоминает, что много лет назад она работала продавщицей в ларьке и незаконно торговала водкой в розлив, забирая себе пустые бутылки. Многие годы не вспоминала об этом, но теперь поняла, что ничто не забыто. На вопросы, касающиеся ее жизни, семьи, больная отвечать отказывается: «Ни к чему все это!» Больной себя не считает: «Я здоровая, выпишите меня, зачем я здесь занимаю место?.. Мне не лечиться нужно, а пойти в милицию». На следующий же день после стационирования больная, закрывшись с головой одеялом, пыталась повеситься на чулке.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данной пациентки

Задача № 11

У самых дверей приемно-диагностического отделения психиатрической больницы врача встречает молодая женщина. Она оживлена, настроение приподнятое, глаза блестят. Поверх больничного халата у нее надета пестрая кофточка, украшенная ярким бантом. Волосы в беспорядке, но также пере хвачены яркой лентой. Губы густо накрашены, глаза подведены. Все вместе создает впечатление чего-то крикливого и безвкусного. Взяв врача «под руку», больная начинает тараторить, голос у нее охрипший.

- Я вас сразу же узнала. А когда меня выпишут? Я совсем здорова, у меня только маниакальное состояние. Как говорится, не важен метод - важен результат. А вон та нянечка пришла сегодня на работу, а у нее комбинация из-под платья выглядывает. Из-под пятницы суббота. Завтра суббота, Вы меня завтра выпишите. А у Вас тоже галстук не в порядке, дайте я вам поправлю. Не думайте, что я подлизываюсь. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. А тебе что здесь надо! (внезапно в раздражении набрасывается на другую больную, подошедшую к врачу, пытается ее ударить. Но тут же на лице вновь улыбка, кокетливо обращается к врачу). Я в Вас влюбилась, ну и что тут такого? Любовь не порок, а большое свинство. Я еще и Лешу люблю, студента. Он ко мне вчера приходил. Вот я ему письмо написала в стихах. Хотите прочитаю? - и т.д.

В отделении больная вмешивается во все дела, всем мешает, никому не дает покоя. Собрав в кружок больных, поет, танцует. Спит не более 3-4 часов в сутки. Возбуждение полностью не купируется даже применением очень больших доз нейролептиков.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данной пациентки

Задача № 12

Больная Г., I4 лет, ученица 8 класса. Всегда спокойная, застенчивая, за последнее время девочка стала вести себя дерзко и развязно. Перестала ходить в школу, несколько раз не ночевала дома, на улице подмигивала незнакомым молодым людям. В отделении психиатрической больницы держится в стороне от детей и подростков. Большую часть времени ничем не занята, но иногда, оставаясь в одиночестве, танцует, что-то напевает. Гиперсексуальна, в присутствии других детей и, особенно, мальчиков, ложится в кровать, задирает халат и голыми ногами болтает в воздухе. В ответ на замечание медсестры дерзко заявляет: «А что тут такого? Раз трусики шьют, то пусть их все видят!» Себя называет «Вильгельмом-завоевателем по фамилии Перепрыжкин». Постоянно гримасничает, морщит лоб, закрывает глаза, хмурит брови. Внезапно, без видимой причины, разражается бессмысленным смехом. На свидании с родителями неприветлива, холодна, раздражительна. Принесенные ими продукты тут же съедает, кроме того, пытается выхватить пищу у других детей. При беседе с врачом девочка на вопросы отвечает формально и уклончиво. Просит отпустить ее домой, считает себя психически здоровой. Находясь в больнице более 2 месяцев не волнуется из-за перерыва в учебе: «Ничего нет особенного. Перейду учиться в другую школу». При свидании с подругами не проявляет никакой радости.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данной пациентки

Задача №13

Больной В., I8 лет, инвалид I группы. В течение многих месяцев состояние остается неизменным. Ни с кем не общается, часами лежит в постели, сохраняя одну и ту же позу, голова приподнята над подушкой. Иногда встает и подолгу стоит около кровати, однообразно переступая с ноги на ногу. Временами внезапно вскакивает, подбегает к двери, целует косяк и вновь ложится в постель. На лице застыла бессмысленная улыбка, губы вытянуты (симптом хоботка), кожные покровы лица сальные, изо рта стекает слюна. Кисти рук и стопы цианотичны, акрогипергидроз. Вступить в контакт с больным не удается. На вопросы он не отвечает, смотрит в сторону, чему-то усмехается. При попытке осмотреть больного, открыть рот оказывает сопротивление. Тонус мышц конечностей повышен. Накормить больного очень трудно. При кормлении он отворачивается, сжимает зубы. Но иногда, предоставленный самому себе, берет в руки ложку и начинает медленно есть. Неопрятен, мочится и испражняется в постель. Уход за больным труден.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данного пациента

Задача № 14

Больная Х., 22 года. Поступила в психиатрический стационар в состоянии сильного психомоторного возбуждения. Поминутно вскакивает с постели, кричит, плюется, стучит кулаками о стену, нападает на других больных и пытается их ударить. В постели все время крутится, то обнажается, сбрасывает с себя одежду, то натягивает себе на голову одеяло, бьет себя кулаками по голове, рвет постельное белье. Большей частью все это проделывает молча, выражение лица сумрачное, озлобленное. На вопросы то не отвечает, то начинает со злобой нецензурно браниться. Повторяет движения других людей: врач поднял руку - и больная подняла, врач хлопнул в ладоши - и больная сделала то же. Временами, наряду с двигательным возбуждением, начинает без умолку говорить, в свою речь без всякого смысла включает слова и фразы, услышанные из разговора окружающих. Вот образец речи больной: «Уберите аминазин, в постели можете курить на голодный желудок, я вам сказала, чтобы психов гнать отсюда, бросьте издеваться, я сама вам покажу, хоть вы кривые, а я косая, инъекцию галоперидола закатите на стол (услышала, как врач сказала медсестре, что больной нужно сделать инъекцию галоперидола), я вся тут перемажусь, как свинья» и т.п.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данной пациентки

Задача № 15

Больной Г., 78 лет, пенсионер. В течение 2 мес. находится в психиатрической клинике. Требует за собой постоянного ухода. Сам не может найти свою палату, садится на чужие койки, при еде неряшлив, неопрятен. Временами бывает благодушен, смеется, глядя на других больных. Но чаще - раздражителен, гневлив, ругается, замахивается на санитарок, медсестер. За время пребывания в больнице не смог запомнить ни своего врача, ни соседей по палате. Приходящих к нему на свидание родственников так же не узнает, не хочет разговаривать с ними, цинично бранится и уходит из гостиной, забрав с собой принесенные продукты. Вот отрывок из записи разговора с пациентом:

- Иван Тимофеевич, сколько Вам лет?

- 40 или, может быть, 30.

- Так Вы еще молодой человек?

- Какой я тебе молодой, отстань, все вы воры, жулики!..

- А какой сейчас год?

- Наверное, 1908-й...

- Сколько будет, если к 12 прибавить 8?

- Наверное, 10.

- Иван Тимофеевич, а где Вы сейчас находитесь?

- Я дома, у себя в избе.

- Как Вас здесь кормят?

- Какое кормят! Трое суток не ел. Весь хлеб украли. Вот только сейчас под лавку положил!..

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данного пациента

Задача № 16

Больной Б., 62 года, забывает почти моментально всё, что видит и слышит. Он не может вспомнить, чем был занят в этот день, здоровался ли с вами. Всё, что происходит вокруг, воспринимается им ясно и вполне сознательно, но как только образ исчезает, больной о нем забывает и не может его вспомнить. Через 2-3 минуты он уже не помнит, что пообедал, и готов есть снова. Через несколько после беседы со знакомыми не помнит, с кем и о чем разговаривал. Так продолжалось много лет. Между тем всех, кого больной знал до болезни, он узнает; всё, что было до болезни, он помнит ясно, рассказывает об этом свободно.

Определите ведущий симптом у данного пациента

Задача № 17

Молодой человек, 22 лет, целыми днями неподвижно лежит в постели. Не проявляя ни к чему никакого интереса и ничем не занимаясь; не берет в руки книги. Совершенно равнодушно проходит мимо телевизора во время интересной передачи. В то же время однажды неожиданно подошел к шахматному столику и обыграл очень сильного шахматиста. В дальнейшем по-прежнему ничем не занимался, ничем не интересовался, безучастно относясь и к многочисленным предложениям сыграть в шахматы.

Назовите ведущие симптомы

Задача № 18

Больной С., 29 лет. Поступил в реанимационное отделение в состоянии тяжелой медикаментозной интоксикации, без сознания. Пришел в сознание в течение первых суток пребывания в отделении. На момент беседы – 5-е сутки лечения. События, предшествующие отравлению и 4-5 сутки помнит неплохо. Данное состояние обнаружил у себя на 4-й день пребывания в больнице. В беседе адекватен. Критичен. Жалуется на слабость и головные боли.

Определите ведущий симптом у данного пациента

Задача № 19

Больной Л., 15 лет. Низкого роста, телосложение диспластичное. Голова маленькая, со скошенным затылком, разрез глаз косой, нос короткий, с уп­лощенной переносицей. Мимика бедная, рот постоянно полуоткрыт. В отде­лении несколько вял, с больными общается мало, застенчив. Старается дер­жатся поближе к врачу, к медсестре, ласкается к ним и сердится, когда они проявляют внимание к другим больным. Удается привлечь больного к выпол­нению несложных поручений (уборка помещения, раздача пищи). Но при этом сам он инициативы не проявляет, нуждается в постоянных указаниях, что и как сделать. В беседу вступает охотно. Речь односложная, словарный запас беден, многие слова произносит неправильно. Не умеет ни читать, ни писать, знает лишь отдельные буквы. Объем общих знаний резко снижен. Был снят со всеобуча в возрасте 8 лет, т.к. не справился с программой коррекционной школы 8 вида.

Назовите симптомы и синдромы, имеющиеся у данного пациента

Задача № 20

Пациент Г., З9 лет, инвалид II группы. Поступает в психиатрическую больницу в 6-й раз; приступы болезни сходны, возникают остро, по типу «клише». При поступлении в стационар контакту почти недоступен. То возбужден, прыгает, кричит, свистит, то бесцельно бродит по коридору с выражением отрешенности, временами беспричинно смеется. Через 3 недели наступило значительное улучшение состояния, и больной рассказал о своих переживаниях следующее: «Я понимал, что нахожусь в больнице, но как-то не придавал этому значения. В голову потоком лезли мысли, все в голове смешалось. Все вокруг было странным, фантастичным: цветы на окне я принимал за марсианские растения, казалось, что у людей прозрачные голубые лица и двигаются они медленно, плавно словно летают по воздуху. Своего врача, у которого я лечусь третий раз, я сразу узнал, но и она мне казалась воздушной, бесплотной, вместо рук у нее были щупальцы, и я чувствовал их холодное прикосновение. Лягу в постель и сразу же мыслями уношусь далеко. Представляю себе здания с коринфскими колоннами, и сам я хожу будто бы по сказочному городу среди людей, одетых в древнеримские одежды. Дома кажутся пустыми, незаселенными, везде видятся памятники. Все это - как во сне».

Назовите ведущие симптомы и синдром

Задача № 21

Больной В., 37 лет, слесарь. 3 дня назад, после выхода из алкогольного запоя, длившегося 10 дней, появилась непонятная тревога, беспокойство. Казалось, что его комната наполнена народом, какие-то люди из-за стены кричат, угрожают убить, зовут «пойти выпить». Ночью не спал, видел, как из-под кровати ползет чудовище с рогами и сверкающими глазами, по комнате бегают серые мыши, полусобаки-полукошки, слышал стук в окно, крики о помощи. В чрезвычайном страхе выбежал из дома и бросился в отделение милиции, спасаясь от «преследования». Оттуда был доставлен в психиатрическую больницу. В отделении возбужден, рвется к дверям, к окнам, дрожит, с тревогой осматривается по сторонам. Внезапно начинает стряхивать с себя что-то, говорит, что стряхивает ползающих по нему насекомых, видит перед собой «кривляющиеся рожи», показывает на них пальцем, громко смеется. Не может сказать где он находится, какое сегодня число, свое имя и фамилию называет верно.

Назовите ведущий синдром и симптомы, обоснуйте свой ответ.

Задача № 22

Больная С., 40 лет, бухгалтер. Поступила в психиатрическую больницу вскоре после родов. Выглядит бледной, истощенной, губы сухие, запекшиеся. Психическое состояние крайне изменчиво. Временами больная возбуждена, мечется в постели, срывает с себя белье, принимает страстные позы. Выражение лица тревожное, растерянное внимание фиксируется на случайных предметах. Речь больной бессвязна: «Вы отняли у меня крошку... Стыдно... Вы думаете с Ваней жить, а нужно с богом... Я черт, а не бог... Вы все с ума сойдете... У меня торможение... Аминазин, а потом в магазин...» и т.д. Из отдельных отрывочных высказываний можно понять, что больная слышит голоса родственников, идущие откуда-то снизу, крики и плач детей. Настроение ее то глубоко угнетенное, то восторженно-эйфорическое. Вместе с тем, легко озлобляется, угрожает выколоть глаза. Состояние возбуждения неожиданно сменяется глубокой прострацией. Больная умолкает, бессильно опускает голову на подушку с тоской и растерянностью осматривается по сторонам. В это время удается вступить с больной в контакт, получить ответ на простые вопросы. При этом оказывается, что больная не знает, где она находится, не может назвать текущую дату, месяц, путает время года, не может дать почти никаких сведений о себе и о своей семье. При кратковременной беседе быстро истощается и перестает отвечать на вопросы.

Назовите ведущий синдром и симптомы.

Задача № 23

Пациент Ш., 36 лет, работник полиции. Участвовал в боевых действиях, получил ЧМТ минно-взрывного характера. Доставлен в судебно-психиатрическое отделение больницы из камеры предварительного заключения. Всегда был исполнительным, трудолюбивым и дисциплинированным. Однажды утром, как обычно, собрался на работу, взял оружие, но вдруг с отчаянным криком: «Бей фашистов!» - выбежал на улицу. Соседи видели как он с пистолетом в руках, продолжая что-то кричать, бежал вдоль квартала. Тут же раздались выстрелы. Обеспокоенные случившимся соседи вызвали наряд милиции. Больной был задержан в соседнем квартале, притом оказал бурное сопротивление. Был возбужден, бледен, продолжал выкрикивать угрозы в адрес «фашистов». Недалеко от него на земле лежали трое раненых случайных прохожих. Спустя примерно час больной очнулся в отделении полиции, долго не мог поверить, что им совершено тяжкое преступление. Он помнил, что был дома, но последующие события полностью выпали из памяти больного. Убедившись в реальности произошедших событий, он дал реакцию глубокого отчаяния, упрекал себя в содеянном, пытался покончить жизнь самоубийством.

Назовите ведущий синдром


Эталоны ответов на тестовые задания

1. <2,4> 2. <4> 3. <3> 4. <4> 5. <3> 6. <1> 7. <1 – а, 2 – в, 3 – г> 8. <1,2> 9. <2,3,6> 10. <1> 11. <2> 12. <1-б, 2-в,3-г> 13. <1> 14. <4> 15. <4> 16. <3> 17. <1> 18. <1> 19. <2> 20. <1> 21. <4> 22. <1-в, 2-г, 3-а> 23. <1> 24. <2> 25. <1> 26. <1> 27. <2> 28. <3> 29. <3> 30. <4> 31. <4> 32. <1> 33. <2,4> 34. <1-б, 2-а, 3-г> 35. <2> 36. <1,3> 37. <2> 38. <1> 39. <3> 40. <2> 41. <4> 42. <2,3,5> 43. <2> 44. <3> 45. <4> 46. <2> 47. <1> 48. <2> 49. <2> 50. <1,3,6> 51. <4> 52. <1-б, 2-г, 3-а> 53. <4> 54. <1-а, 2-в, 3-г> 55. <1-г, 2-а, 3-б> 56. <2,3,5> 57. <4> 58. <2,3,4> 59. <2,3> 60. <1,3,5> 61. <3,4,6> 62. <2,3> 63. <4>

Эталоны ответов на ситуационные задачи

3. Сверхценные ипохондрические идеи

4. Вербальные и зрительные псевдогаллюцинации

5. Синдром обсессивно-фобический (на фоне панической атаки возникла танотофобия и кардиофобия, сопровождающиеся навязчивыми действиями (ритуалами)

6. Синдром Кандинского-Клерамбо (психического автоматизма). Имеются идеаторные и сенсорные (сенестопатические) автоматизмы, псевдогаллюцинации, бред физического и гипнотического воздействия.

7. Синдром Котара (нигилистически ипохондричес­кий бред и депрессия).

8. Парафренный синдром (имеются вербальные, зрительные и обонятельные галлюцинации, идеаторные автоматизмы, конфабуляции и бред воздействия и величия).

9. Астенический синдром (симптомы гиперестезии по отношению к физическим и психическим раздражителям, эмоциональное слабодушие, истощаемость внимания, головные боли, явления вегетативно-сосудистой лабильности).

10. Депрессивно-параноидный синдром. Депрессивная триада: тоскливое настроение (дистимия), двигательная и интеллектуальная заторможенность. Вторичные бредовые идеи виновности, самоуничижения. Тоскливое настроение в сочетании с ожиданием страшной кары за совершенные больной «преступления» способствует повторным суицидальным попыткам.

11. Маниакальное возбуждение. Имеется триада основных симптомов маниакального синдрома: повышение настроения, ускорение мышления, повышение двигательной активности. Нарушения сна.

12. Гебефренический синдром (дурашливость, парамимия, гиперсексуальность, злобность, безразличное отношение к родителям, к создавшейся ситуации, к перспективам на будущее).

13. Кататонический синдром (ступор с мышечным оцепенением, мутизм, активный негативизм, симптом «воздушной подушки», стереотипные и импульсивные действия, выраженные вегетативные нарушения).

14. Кататоническое возбуждение (нелепый, бессмысленный характер поступков, импульсивность, эхолалия, эхопраксия, агрессия, гиперсексуальность, речь разорванная, бессмысленная).

15. Тотальная органическая деменция (тотальная амнезия с развитием амнестической дезориентировки, изменение всех сторон личности больного, нарушена способность к элементарному счету, нет критики).

16. Фиксационная амнезия

17. Апатоабулический синдром при шизофренической деменции

18. Антероградная амнезия

19. Умеренная умственная отсталость (недоразвитие речи, бедность словарного запаса, отсутствие элементарных сведений, наивность, снижена инициатива, нет трудовых навыков, признаки дизэмбриогенеза).

20. Ориентированный онейроид (острое сновидное нарушение сознания с фантастическими переживаниями, яркие зрительные псевдогаллюцинации фантастического характера, парэйдолические иллюзии, с соохранением ориентировки в окружающем).

21. Алкогольный делирий (обильные истинные галлюцинации, преимущественно зрительные и вербальные угрожающего характера, сопровождающиеся бредом преследования, страхом, психомоторным возбуждением; характерна дезориентировка в месте и времени, сохранность ориентировки в собственной личности).

22. Аментивный синдром (нарушена ориентировка в месте, времени и собственной личности; имеется беспорядочное возбуждение; речь бессвязна, отрывочны галлюцинации, эмоции лабильны, внимание крайне неустойчиво; имеется выраженная психическая и физическая астения).

23. Сумеречное состояние сознания.


Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Жмуров В.А. Клиническая психиатрия. - Элиста, ЗАОр НПП «Джангар», 2010, 1270 с.

2. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А. Психиатрия и наркология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009, 832 с.

 

Дополнительная литература

1. Психиатрия/ Национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009.

2. Психиатрия: Клинические рекомендации / Под.ред. Н.Г. Незнанова – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009.

3. Тиганов А.С, Общая психопатология: Курс лекций. – М.:МИА, 2009.

 

 

Отпечатано в типографии Кировской ГМА, г. Киров, ул. К.Маркса, 112.

Тираж 100 экз. Заказ 946.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.