Разнообразие способов организации учебной деятельности. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Разнообразие способов организации учебной деятельности.

2024-02-15 22
Разнообразие способов организации учебной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реализация богатого развивающего потенциала системы Л.В. Занкова возможна при использовании разнообразных видов деятельности на уроках и форм обучения.

       Традиционная система обучения отдает предпочтение фронтальной и индивидуальной формам обучения, в то время, как задачи развивающего обучения предлагают включение в учебный процесс групповых форм работы. Учебники по системе Л.В. Занкова включают в себя задания как для индивидуального выполнения, так выполнения в группе или в паре. В своей практике часто использую групповые формы работы, потому что она:

· создает условия для порождения вопросов и проблем у учащихся;

· способствует развитию познавательного интересе к учению;

· удовлетворяет потребность ребенка в межличностном общении;

· развивает коммуникативные учебные действия;

· обеспечивает высокий уровень насыщенности содержания обучения;

При правильной организации групповой работы каждый ее участник так и иначе вовлекается в работу группу и достигает для себя тех или иных результатов.

       Кроме разных форм обучения на уроке, немалую роль играет и сам способ организации урока, что, несомненно, повышает развивающий потенциал системы. Часто уроки русского языка и литературы проходят в библиотеке, где ребята уже с младшего школьного возраста учатся работать со справочной и другой дополнительной литературой.  Необычно проходят и уроки по рисованию. Разнообразием способов организации урока богат курс «Окружающий мир», где мы с ребятами часто проводим экскурсии, посещаем «Экологические тропы», музеи, создаем проекты, используем различные онлайн интернет-ресурсы. К примеру, при изучении погоды в 3 классе, выполняя практические задания, мы с легкостью можем узнать о погоде в любой точке мира. Более эффективным в достижении личностных результатов становится именно то, что эта информация предоставлена не лично учителем, а при помощи ИКТ.

       Опыты на уроках окружающего мира не оставляют безучастным ни одного ученика, поэтому они имеют большую значимость и в усвоении учебного материала, и в развитии умений, необходимых для развития многих коммуникативных, регулятивных качеств школьника. Удивляет та наблюдательность, любознательность, неподдельный интерес к объектам изучения. К примеру, проводя опыт по выращиванию семян в разных условиях, наблюдая каждый день за изменениями в росте растений в темном месте, в светлом и холодильнике (каждый из учеников был готов у себя дома понаблюдать за тем, что же произойдет с семечком в холодильнике!), школьники лучше усвоили эту тему. Если бы данная информация об условиях роста растений была озвучена учителем на обычном уроке, думаю, результат усвоения был бы низким, не было бы радости от процесса познания.

 

Учебное сотрудничество

Учебное сотрудничество - это особая форма отношений ребенка и взрослого, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий. Ребенок, пришедший в школу, еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться при определенной организации обучения. Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия. Такое сотрудничество позволяет:

· реализовать продвижение каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями; развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;

· формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;

· обеспечивает высокую интенсивность обучения;

· повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся;

· развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;

· формирует навыки социального и делового общения;

· создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;

· развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;

· обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, повышает интерес к обучению.

Леонид Владимирович Занков был уверен, что никакая, даже самая лучшая методика не принесет результата, если нет дружелюбных, уважительных отношений между учителем и учениками.

В своей работе, организуя на уроках учебное сотрудничество, обращаю внимание не только на развитие личности ученика, но и на сам характер отношений между учителем и учеником, между учениками. Важно дать ребятам свободно мыслить, самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное; дать возможность преодолевать препятствия, чтобы сплотить и сделать опытной команду. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания - скуке.

Стараюсь наладить эмоциональное взаимодействие с каждым ребенком, не подавляя их личность наказанием и строгостью. Всё это соответствует условиям для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата класса; создает дружественное взаимопонимание между учениками и учителем, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

 

Индивидуальный подход

Один из дидактических принципов системы, сформулированных ее основателем Л.В. Занковым, звучит так: «Работа над развитием всех детей, в том числе слабых». Он остается актуальным и обязательным для реализации и сегодня. В развивающем обучении методический акцент делается на осознание учения, понимание смысла учебных действий, поиск разных путей решения учебных задач, умение находить и исправлять ошибки… Ребенок, развивающийся в таких условиях, чувствует себя комфортно, приобретает посильные для его способностей знания и умения.

Поэтому в своей работе особое внимание уделяю выявлению, формированию и рациональному использованию индивидуальных склонностей и способностей каждого ученика. Наблюдения и практика доказывают, что увеличение тренировочных заданий для слабоуспевающих детей, увеличение учебной нагрузки для них  не дает положительного результата. Здесь важен сам процесс обучения, вовлечение таких детей в учебную деятельность, его активность и развитие в нем познавательного интереса.

Учебно-методический комплект разработан таким образом, что позволяет успешно обучаться детям с разным уровнем подготовленности к школе, разными способностями. Структура заданий, содержание учебного материала позволяют каждому ребенку осваивать программу, участвовать в общей работе; создают для каждого ситуации успеха.

· Разноуровневые задания использую в работе как для проведения самостоятельной работы по закреплению и повторению знаний, так и для выполнения домашних заданий. В заданиях предусматривается разный уровень трудности их выполнения, что является решающим для создания ситуации успеха каждого ученика. При выполнении заданий дети могут опереться на графический материал учебника (рисунки, схемы, таблицы, диаграммы), у них есть возможность выбрать правильный ответ из нескольких представленных вариантов, выполнить задание по своему выбору.

· Провожу дополнительный инструктаж в ходе учебной деятельности.

· Стимулирую учебную деятельность (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активной учебной деятельности и др.). Ведь осознание ребенком того, что он справляется с предложенным заданием, что он, как и другие, умеет анализировать, делать выводы (хоть и по материалу, более легкому, чем всему классу) развивает в нем умение учиться и формирует в нем потребность самого познания.

· Более сильные ученики являются часто помощниками для слабых. В совместной учебной деятельности (в коллективной и парной) сильные помогают слабым. Предусматриваю и такие задания, в ходе которых слабый ученик объясняет материал сильному (например, будучи уверенной в усвоенном материале слабым учеником, прошу объяснить его ученику, отсутствующему на этой теме).

· Слабые дети наряду с более сильными, участвуют в различных конкурсах (чаще это творческие конкурсы). Ведь у каждого ученика есть свои способности, возможно, скрытые, о которых он и сам не знал. Моя задача при этом – найти эти сильные стороны, развивать их разными способами (в урочной и внеурочной деятельности), тем самым работая над эмоциональной и психологической составляющей учения.

Практически все ребята класса – участники, призеры и победители всевозможных конкурсов, фестивалей. Больших успехов ребята добиваются как на муниципальном уровне (наши ребята – постоянные призеры и победители школьных олимпиад), так и на уровне республики и страны (участвуя в дистанционных интернет-олимпиадах и творческих конкурсах).

 

Продолжают радовать своими успехами и мои первые выпускники, ребята с добрым сердцем, открытой душой, творчески развитые.

 

 

В приложении к данной работе представлен фрагмент урока, в котором реализуются практически все вышеуказанные мной важные составляющие «занковского урока»: организация поисковой и проектно-исследовательской деятельности; использование развивающего потенциала как учебного материала, так и форм обучения; организация учебного сотрудничества «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель – весь класс», реализация индивидуального подхода посредством разноуровневых заданий. (Приложение 1)

Занковский урок – это урок, на котором дети не только овладевают предметными умениями, но и делают открытия, расширяют кругозор, разгадывают учебные «загадки», являются «маленькими учеными», работают в «команде», сотрудничают друг с другом и учителем, не боятся высказывать свое мнение, не ждут окончания урока, а, наоборот, услышав звонок в конце урока, удивляются: «Почему так быстро он прозвенел!?». 

 

Список использованной литературы:

1. Занков.ру / система развивающего обучения [Электронный ресурс] http://zankov.ru/

2. Казачкова,С.П. Начальная школа. Требования стандратов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности [Текст] / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – 256 с.

3. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 – 204 с.

4. Шумакова, Н.Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение [Текст] / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климова, Н.Б. Соловьева. – М.: Прсовещение, 2014 – 168 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фрагмент урока по теме «Сложные слова и способы их образования» 3 класс

Этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Дидактическая цель – установить правильность и осознанность ранее усвоенных знаний про способы образования слов, определить готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Цель для учащихся – вспомнить ранее изученный учебный материал, по необходимости устранить ошибки.

Показатель реализации – готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельность на основе опорных знаний.

Наводящими вопросами помогает осознать необходимость актуализации усвоенных ранее знаний и умений.

Учитель предлагает выполнить в паре задание «Верные – неверные утверждения» (прил. 2) Организует проверку выполнения задания и самооценку учащимися. Предлагает выполнить задание «Классификация» (Слайд 1) Вместе с учениками фиксирует затруднение в учебной деятельности. Ученики предлагают повторить ранее изученный материал. Выполняют работу в паре. С помощью учителя дети приходят к выводу, что слова нужно разделить по способу образования (исходя из предыдущего задания). Сталкиваются с затруднением: слова синеглазый и лесостепь образованы другим способом.

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.